Проблематика лирики гумилева кратко

Обновлено: 30.06.2024

7 ЧАСОВ

Гумилев Николай Степанович
(1886 – 1921)

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 23
Тема.
Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

Слово учителя

Интересно, что будущий акмеист следует в своём творчестве не за хронологически ближайшим себе поколением младосимволистов, а ориентируется на поэтическую практику старших символистов, прежде всего К. Д. Бальмонта и В. Я. Брюсова. От первого в ранних стихах Н. С. Гумилёва — декоративность пейзажей и общая тяга к броским внешним эффектам, со вторым начинающего поэта сближала апология сильной личности, опора на твёрдые качества характера.

Эти слова А. А. Блока, поэта, высоко ценимого Н. С. Гумилёвым, и в то же время основного его оппонента в критических статьях, наиболее подходят к описанию творческого пути Гумилёва.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

Поэтика поздней лирики Гумилёва характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Его стихи наполняются чувством тревоги, эсхатологическими видениями, ощущениями экзистенциального трагизма. Пафос покорения и оптимистических дерзаний сменяется позицией трагического стоицизма, мужественного неприятия. Чувственно воспринимаемые образы в его стихотворениях преображаются смелыми метафорами, неожиданными сравнениями. Часто стихотворная композиция строится на развёртывании ключевой метафоры, которая к финалу перерастает в символ. Поэт не довольствуется теперь красочной предметностью описаний, прозревает жизнь гораздо глубже её наружных примет. Поздняя лирика Гумилёва по своему тону и глубинному содержанию значительно ближе символизму, чем акмеизму.

Ознакомьтесь с текстами стихотворений, подготовьте ответы на вопросы.

• Форма стихотворения — сонет (какой — английский или итальянский?). Что она даёт автору? • Лирический герой этого стихотворения пытается примерить на себя образ Дон Жуана (повествование ведётся от первого лица), но в то же время концовка стихотворения рисует грустный итог жизни. Какова же мораль стихотворения?

• На сколько частей вы могли бы поделить это стихотворение?
• Что является предметом гордости Гумилёва-поэта?
• Какой человек мог написать это стихотворение? Чему в нём он учит своих читателей? Найдите и зачитайте ключевые строки.

• О каком — ещё не рождённом — чувстве говорится в стихотворении?
• В чём видит автор стихотворения смысл и назначение поэзии, почему она, по его мнению, так нужна людям?
• Почему в стихотворении, где речь идёт об искусстве (красоте), столь обильно представлены образы грубо — вплоть до физиологичности — материальные?

4-я группа.
Задание для группы сильных учащихся:
исследовательская работа

• В чём функция повествовательной рамки стихотворения, образованной двумя обращениями рассказчика к слушательнице?

• В чём разница в отношении к изображаемой картине у рассказчика и той, кому он формально адресует её?

• В чём разница в использовании географических названий в сопоставляемых стихотворениях?

• Как связан заголовок стихотворения с категориями времени и пространства?

• Проследите за перерастанием вещественного образа трамвая в символ человеческой жизни.

• В чём разница в ритмике и общей композиции двух стихотворений?

• Как стилевое несходство стихотворений обусловлено различием их общего смысла?



Сомов К. А. Арлекин и смерть, 1907



Франц фон Штук. Грех, 1893

Шкура змеи высвечивается на общем тёмном фоне фосфоресцирующей чешуёй, пронзительно глядящие глаза устремлены на зрителя и как будто гипнотизируют его. Воплощение настоящего искушения и порока в женском облике.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

• Какие жизненные поступки Н. С. Гумилёва созвучны мировоззренческой позиции его лирического героя?

• Каковы наиболее характерные маски лирического героя в ранней поэзии Н. С. Гумилёва?

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)


Гумилев с проводниками у палатки. Фото Н.Сверчкова. Экспедиция 1913 г.
Источник: Евгений Степанов. Неакадемические комментарии – 2. Вторая Абиссиния. "Дальняя, загадочная Каффа", осень-зима 1910 – 1911 гг.

Поэтика поздней лирики Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Его стихи наполняются чувством тревоги, эсхатологическими видениями, ощущениями экзистенциального трагизма. Пафос покорения и оптимистических дерзаний сменяется позицией трагического стоицизма, мужественного восприятия. Чувственно воспринимаемые образы в его стихотворениях преображаются смелыми метафорами, неожиданными сравнениями. Часто стихотворная композиция строится на развертывании ключевой метафоры, которая к финалу перерастает в символ. Поэт не довольствуется теперь красочной предметностью описаний, прозревает жизнь гораздо глубже ее наружных примет. Поздняя лирика Гумилева по своему тону и глубинному содержанию значительно ближе символизму, чем акмеизму.

Общая характеристика лирики Николая Степановича Гумилева

Поэтика поздней лирики Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Его стихи наполняются чувством тревоги, эсхатологическими видениями, ощущениями экзистенциального трагизма. Пафос покорения и оптимистических дерзаний сменяется позицией трагического стоицизма, мужественного неприятия. Чувственно воспринимаемые образы в его стихотворениях преображаются смелыми метафорами, неожиданными сравнениями. Часто стихотворная композиция строится на развертывании ключевой метафоры, которая к финалу перерастает в символ. Поэт не довольствуется теперь красочной предметностью описаний, прозревает жизнь гораздо глубже ее наружных примет. Поздняя лирика Гумилева по своему тону и глубинному содержанию значительно ближе символизму, чем акмеизму.

Своеобразие лирики Николая Гумилёва

Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стёртые карты Америки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Проблематика и поэтика лирики Гумилева.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Со всех мест на земле больше всего манила Гумилева Африка. О ней он грезил с детства, зачитываясь историями в книгах. Как подтверждение - многие события в его произведениях происходят на территории этой страны. Герои автора – заморские красавицы, волшебники и огромное количество африканских животных. А себя он зачислял в ряды отважных конкистадоров.

Об Африке Гумилев знал не только по книгам. Три раза был он в стране своих грез. Анализируя произведения, связанные с Африкой, становится понятно, что автор не просто наслаждался красотой природы, но и проводил кропотливую научную работу по изучению жизни на этом континенте, например, традиций некоторых племен.

Но не исключительно Африка представляла интерес для Гумилева. Есть целый цикл произведений о восточных странах. Восточная культура манила поэта чистотой и гармонией, а экзотическая природа красотой. Таким образом, поэт достигал своей цели – синтеза эстетизма и духовности. Часто в творчестве Гумилева возникают буддистские мотивы. Есть основания полагать, что эта философия была близкой поэту, особенно учение о сансаре – круговороте душ.

Творческое наследие Гумилева включает в себя и балладные произведения. Жанр баллады по своей сути предполагает романтизм. То есть, события из ряда вон выходящие с яркими героями. Гумилев стремился уйти от заурядности жизни, поэтому его произведения овеяны романтикой.

Литература Серебряного века вмещает в себя огромную галерею талантливых авторов, среди которых Николай Гумилев. В его произведениях мы видим необычный экзотический мир, в котором есть и красота, и гармония.

Поэтика поздней лирики Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Его стихи наполняются чувством тревоги, эсхатологическими видениями, ощущениями экзистенциального трагизма. Пафос покорения и оптимистических дерзаний сменяется позицией трагического стоицизма, мужественного восприятия. Чувственно воспринимаемые образы в его стихотворениях преображаются смелыми метафорами, неожиданными сравнениями. Часто стихотворная композиция строится на развертывании ключевой метафоры, которая к финалу перерастает в символ. Поэт не довольствуется теперь красочной предметностью описаний, прозревает жизнь гораздо глубже ее наружных примет. Поздняя лирика Гумилева по своему тону и глубинному содержанию значительно ближе символизму, чем акмеизму.

МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА

Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева

Отличительной характеристикой от произведений большинства поэтов состоит в том, что в стихах Гумилева практически нет патриотизма и политики.

Основной чертой творчества Гумилева является экзотика. И лирический герой Гумилева, — самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

Даже на Венеру, на эту необитаемую планету, Гумилев забрасывает своего героя-любовника. В этом стихотворении заложен практически тройной смысл: Венера-планета реальная, Венера — судьба, Венера — богиня любви.

Через мотив стихии происходит принадлежность женщине к божественному:

«Тогда я воскликну: «Где же

Стихи Гумилева о любви — это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель видит не только душу и настроение поэта, но и характер и настроение эпохи.

Я конквистадор в панцире железном, Я весело приветствую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Потонувшей в густом плюще.

И, промелькнув у оконной рамы, Бросив нам вслед пытливый взгляд Нищий старик,— конечно, тот самый, Что умер в Бейруте год назад.

Понял теперь я: наша свобода — Только оттуда бьющий свет…

Исследователя русской поэзии XX века в этих строках поражает перекличка с Блоком. В цитированных строках — при разнице темперамента — прямой отзвук блоковских мотивов:

И к вздрагиваниям медленного хлада Усталую ты душу приучи, Чтоб бычо здесь ей ничего не надо, Когда оттуда ринутся лучи.

Тема романтического отъединения поэта в этом стихотворении относится не только к смерти, но и ко всей жизни, к художественным вкусам, занятиям, любви. Гумилев неожиданно противостоит буржуазной прибранности и правильности: …Имне нравится не гитара, А дакарский напев зурны.

Как картинка из книжки старинной, Услаждавшей мои вечера. Изумрудные эти равнины И раскидистых пальм веера. И каналы, каналы, каналы, Что несутся вдоль глиняных стен, Орошая Дамьетские скалы Розоватыми брызгами пен.

Одним из первых Гумилев увидел в своем Египте то, что в то время еще далеко не всем было заметно: Пусть хозяева здесь англичане. Пьют вино и играют в футбол И халифа в высоком Диване Уж не властен святой произвол. Пусть, но истинный царь над страною Не араб, и не белый, а тот, Кто с сохою иль с бороною Черных буйволов в поле ведет.

Только змеи сбрасывают кожи,

Чтоб душа старела и росла. Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела. Начинает Гумилев с самых ранних воспоминаний своего детства: Самый первый: некрасив и тонок, Полюбивший только сумрак рощ, Лист опавший, колдовской ребенок, Словом останавливавший дождь. Дерево да рыжая собака, Вот кого он взял себе в друзья…

А я уже стою в саду иной земли, Среда кровавых роз и влажных лилий, И повествует мне гекзаметром Виргилий О высшей радости земли.

Если ранний Гумилев интересен как материал, из которого родится вспышка звезды, то затем нельзя не видеть и постепенного увеличения воздействия тех поэтов, которые искали новые формы. Его манит верлибр, путь которого наметил Блок:

Я не оскорбляю их неврастений, Не унижаю душевной теплотой, Не надоедаю многозначительными намеками На содержимое выеденного яйца, Но когда вокруг свищут пули, Когда волны ломают борта, Я учу их, как не бояться, Не бояться и делать, что надо.

Среди символистов, оказавших воздействие на поэтику Гумилева, наряду с Брюсовым и Вяч. Ивановым, не говоря уже о Блоке, следует назвать и Андрея Белого. Его влияние сказалось в подходе Гумилева к ритмике: Неведомых материков Мучительные очертанья…

В оный день, когда над миром новым Бог склоняч лицо свое, тогда Солнце останавливали Словом, Словом разрушали города. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных дорог И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово — это Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.

Несомненно, что Николай Гумилев оставил нам интересное наследие, оказал огромное влияние на многих поэтов разных поколений. Считая преданность искусству превыше всего, он сумел подняться над обыденностью мира и увидеть истинную его красоту. До сей поры он остается в русской литературе великим мастером слова.

Творческий и жизненный путь Гумилева Николая Степановича

Тематика и своеобразие поэзии Гумилева, Лирический герой Гумилева

В творчестве Николая Гумилева прослеживается эволюция от символизма к акмеизму, предполагающему реалистическое мировосприятие. Пережив период ученичества, Гумилев очень скоро нашел свою тему, своего героя. Стремясь к ясности, точности, психологической достоверности и объективности, Гумилев создает героя, воплощенного в разных образах-масках. Он часто использует вечные образы мировой литературы и мифологии (Дон Жуан, Адам, Синдбад, Одиссей) и трактует их оригинально.

В поэзии, как и в жизни, Гумилев стремился воплотить идеал совершенной мужественности, заявленный акмеистами. Составляющие этого идеала — три образа-маски: воин, путешественник, любовник. Эти разные ипостаси лирического героя наиболее приближены к автору.

Мир Гумилева — это мир красочный, яркий, населенный экзотическими существами и растениями, а также узнаваемый мир уездного городка или среднерусского уголка природы, свидетельствующий о неизменной любви поэта к жизни, к родине, к женщине, к Богу. Его жизненное кредо выражено в строчках стихотворения:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но всё в себе вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога.

Лирический герой Гумилева воплощает жизнеутверждающую суть его Поэзии. Это, как правило, волевой, сильный, отважный человек. Три ипостаси гумилевского идеала совершенной мужественности диктуют темы его поэзии: тема путешествия или странствия, военная тема и тема любви. Они, разумеется, не исчерпывают тематику поэзии Гумилева, но дают объемное представление о его лирическом герое.

В зрелой философской лирике поэта появляется еще одна, высшая ипостась лирического героя, которая связана с его пониманием сути творчества.

Читайте также: