Вероника дударова дирижер биография кратко самое важное и интересное

Обновлено: 02.07.2024

101 год назад, 5 декабря 1916 года, родилась Вероника Дударова — первая российская женщина-дирижер. Да что там, и на сегодняшний день единственная.

Фигура в нынешнем понимании совершенно не медийная. Ни скандалов, ни громких заявлений, ни какой-никакой интриги, за которую можно было бы зацепиться въедливому биографу. Но при этом судьба такая, что сразу понятно: да, невероятная. Подтверждения? Их долго искать не нужно. Вот хотя бы: имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннесса — шутка ли, более 50 лет проработать с крупнейшими оркестрами мира.

Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши

Все ее решения в жизни выверены, словно бы никогда она не мучилась сомнениями.

Родилась в Баку, в осетинской семье. Мама, как теперь принято говорить, домохозяйка. Отец — инженер-нефтяник. Но важно не это, а вот что: уже с пяти лет Вероника обучалась игре на фортепиано в детской музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, следом — в музыкальном училище при Ленинградской консерватории. Так что стоит ли удивляться, что, переехав в 1937 году в Москву, юное дарование отправилось поступать в консерваторию уже Московскую.

Говорят, для экзаменационной комиссии это был шок. Вот сидят они — мэтры Лео Гинзбург и Николай Аносов. Вот заходит она — невысокая худенькая брюнетка, с порога решительно заявляющая о своем желании быть дирижером. И это при том, что до нее женщин в этой профессии в мире было всего две — Жанна Эврар и Надя Буланже. А в Советском Союзе такое и вовсе представить было невозможно без наводящих вопросов.

Вот вопросы и посыпались: мол, кто такая, зачем, отчего именно этот факультет, отчего бы не пойти на фортепиано поучиться поиграть?

Что ответила? Да вот что: "Я не помещаюсь на фортепиано". И добавила, увидев растерянность что Гинзбурга, что Аносова: "Я слышу музыку исключительно от оркестра. Лучше всего — от симфонического".

Может, снова говоря современным языком, выпендривается? Может, конечно. Вот преподаватели и просят абитуриентку продемонстрировать свои умения. В наличии имеются: пианино и виолончель, ноты симфонии Моцарта, музыканты и она, экзаменуемая Дударова с дирижерской палочкой в руках.

Палочку эту, однако, она откладывает спустя несколько минут, объясняя: музыканты играют поверхностно, не понимая сущности этой музыки. Еще несколько минут спустя она становится студенткой.

Вспоминали историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году. Во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга

От наглости ли это? Откуда там наглость, у этой девушки из кавказской семьи. Скорее уверенность в себе и выбранном жизненном пути. Дударова настолько уперта, что в 1941-м она отказывается уезжать из Москвы в эвакуацию, остается в городе и продолжает репетировать.

В 1944-м, когда в столицу из эвакуации возвращается Центральный детский театр, дебютирует в нем в качестве дирижера. Не бог весть пока что, всего тридцать музыкантов. Но Дударова, все еще студентка консерватории, берется за дело со всей серьезностью.

Серьезность была замечена: через год Вероника Дударова становится ассистенткой главного дирижера оперной студии Московской консерватории. Еще несколько лет, и она — дирижер, а после — худрук Московского государственного академического симфонического оркестра.

"В России, например, я единственная женщина-дирижер и руководитель симфонического оркестра, — говорила она позже. — Человек, который стоит за пультом, должен решать много проблем, быть очень волевым и самое главное — иметь талант. В этом смысле между женщиной и мужчиной нет никакой разницы".

"Дударова опровергла своим искусством мнение, что дирижирование — мужская профессия, — подтверждал и экс-министр культуры РФ, профессор столичной консерватории Александр Соколов. — Она первой в нашей стране встала за дирижерский пульт и добилась выдающихся успехов на этом поприще".

5 декабря 1916 года родилась первая женщина-дирижер в СССР – Вероника Дударова.

Вероника Борисовна Дударова родилась 5 декабря 1916 года в Баку (Азербайджан) в осетинской семье.

Она стала одной из первых женщин в мире и первой в Советском Союзе, взявших в руки дирижерскую палочку.

Вероника Дударова – биография

Вероника Борисовна Дударова родилась 5 декабря (22 ноября по старому стилю) 1916 года в Баку.

Ее отец работал инженером на нефтяных промыслах, затем в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ), мать воспитывала трех дочерей.

Впоследствии отца репрессировали, сестры умерли, Вероника с мамой переехали в Москву.

Начальное музыкальное образование Вероника Дударова получила в музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, где теоретическими предметами и дирижированием с учащимися занимался австрийский дирижер Стефан Штрассер.

В 1933-1937 годах она училась на фортепианном отделении Музыкального училища при Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова), класс Павла Серебрякова.

В 1947 году окончила дирижерский факультет Московской государственной консерватории, где училась у дирижера Николая Аносова, а также у Лео Гинзбурга. Дирижерскую деятельность начала в 1944 году в Центральном детском театре в Москве.

С 1945 года по 1946 год была дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории.

С 1947 года Дударова — дирижер, а в 1960-1989 годах — главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра (ныне Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, МГАСО).

В 1991 году Вероника Дударова стала художественным руководителем и главным дирижером созданного ею Государственного симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой.

Дударову называли дирижером неограниченных репертуарных возможностей, отмечая ее чуткость в интерпретациях русской и советской классики, современных авангардных партитур и музыки барокко, сочинений европейского классицизма и романтизма.

Сама Вероника Дударова отдавала предпочтение масштабным симфоническим полотнам и программной музыке. В числе лучших исполнений дирижера были “Месса си минор” Иоганна Себастьяна Баха, Stabat Mater Джованни Перголези, “Реквием” Джузеппе Верди, “Реквием” Вольфганга Амадея Моцарта, “Иоанн Дамаскин” Сергея Танеева, “Курские песни” и “Патетическая оратория” Георгия Свиридова и др.

Дударова исполняла сочинения отечественных авторов. Особенно плодотворно было сотрудничество дирижера с композиторами Георгием Свиридовым, Арамом Хачатуряном, Тихоном Хренниковым, Андреем Эшпаем, Родионом Щедриным, Михаилом Таривердиевым, Альфредом Шнитке, Софьей Губайдулиной и др.

Вероника Дударова записала музыку к около 50 кинофильмам, среди которых “Сорок первый” (1956), “Идиот” (1959), “Нахаленок” (1961), “6 июля” (1968), “Журавушка” (1968).

Дударова вела преподавательскую деятельность, с 1959 года по 1960 год она заведовала кафедрой оркестрового дирижирования в Московском институте культуры, а также вела дирижерский класс в Музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке).

15 января 2009 года Вероника Дударова скончалась в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище.

Имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.

Вероника Дударова была удостоена различных наград. В 1977 году она была удостоена звания народной артистки СССР. В 1996 году ей присвоено звание народной артистки Республики Северная Осетия-Алания. Дударова была лауреатом Государственной премии России (1980) и лауреатом Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия-Алания (2001). Награждена орденами Октябрьской Революции (1986), “Знак Почета” (1967), а также российскими орденами “За заслуги перед Отечеством” III (1996) и II степени (2006).

Именем Дударовой названа одна из малых планет Солнечной системы (1999).

Вероника Дударова была несколько раз замужем. У нее остался сын Михаил Вайнштейн.

Вероника Дударова, 1997 год

Вероника Дударова, 1997 год

В 2009 году после смерти Дударовой, которой было уже 92 года, ее коллектив слился с Российским национальным оркестром, созданным в 1990 году пианистом Михаилом Плетневым.

Памяти бакинки и первой в мире женщины-дирижёра Вероники Дударовой посвящается…

Оркестр - это не только, а точнее не столько несколько десятков музыкантов с инструментами. Оркестр - это единый живой механизм, который делает музыку волшебной, а сам концерт становится чудом. Как человеческий организм гонит по венам кровь, так и оркестр отпускает в пространство звуки - тревожные или беззаботные, мрачные или весёлые - всё зависит от исполняемого произведения, но во всех случаях чарующие. Донести эти звуки до зрителя так, как надо, усилить их в нужном месте, не дать споткнуться - эта задача дирижёра оркестра. Без взмаха дирижёрской палочки не зазвучит музыка, а значит, не начнётся волшебство.

Волшебство Вероники Дударовой - первой в мире женщины-дирижёра осталось лишь на видео- и аудиозаписях. В начале года великая артистка и талантливый дирижёр ушла из жизни. Она оставила после себя большое наследство. Ещё бы, почти 60 лет служения музыки не могли остаться незаметными. На её творчестве выросли четыре поколения россиян, она воспитала множество музыкантов, записывала музыку для нескольких десятков советских фильмов ("Сорок первый", "Идиот", "Нахалёнок", "Журавушка"), а её главным детищем стал симфонический оркестр России, который невозможно представить без имени Вероники Борисовны.

"Дударова опровергла своим искусством мнение, что дирижирование - мужская профессия, - считает бывший министр культуры РФ Александр Соколов, профессор столичной консерватории . - Она первой в нашей стране стала за дирижёрский пульт и добилась выдающихся успехов на этом поприще".

А российский певец, народный артист СССР Владислав Пьявко считает, что её энергетика буквально завораживала зрителей и музыкантов. "Вероника Борисовна была великой женщиной и музыкантом с большой буквы, удивительным человеком по характеру, темпераменту. Природа щедро наделила её редкой внешней и внутренней красотой. Мне посчастливилось работать с Дударовой на пике её карьеры, славы. Это было огромное удовольствие. Во время репетиций мы много шутили, подтрунивали друг над другом. Она всегда понимала юмор. Важно, что Вероника Борисовна до последних дней продолжала служить искусству и помогала молодым музыкантам", - рассказывает певец.

И действительно, Веронику Дударову назвать Учителем с большой буквы может множество музыкантов и артистов. Многие из них со временем, словно птенцы, вылетали из коллективов великого дирижёра: кто с почтением, кто с безразличием к своему Учителю, но каждый обязательно уносил с собой волшебную частичку, к которой прикоснулся талант Вероники Дударовой. Почти все её ученики выросли в успешных исполнителей и смогли реализовать свой творческий потенциал.

А Вероника Борисовна своим главным Учителем считала великого мастера и педагога Евгения Мравинского. Она была уверена, что оркестр невозможно заставить играть вместе, его можно только убедить это сделать, убедить каждого хотя бы на пару часов расстаться с собственным "Я", таким любимым и необходимым в нашем непростом мире. Именно тогда и только тогда несколько десятков музыкантов превращались в единый живой организм, именно тогда появлялось волшебство.

Дирижер Вероника Дударова. Архив

Вероника Борисовна Дударова родилась 5 декабря (22 ноября по старому стилю) 1916 года в Баку.

Ее отец работал инженером на нефтяных промыслах, затем в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ), мать воспитывала трех дочерей.

Впоследствии отца репрессировали, сестры умерли, Вероника с мамой переехали в Москву.

Начальное музыкальное образование Вероника Дударова получила в музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, где теоретическими предметами и дирижированием с учащимися занимался австрийский дирижер Стефан Штрассер.

В 1933-1937 годах она училась на фортепианном отделении Музыкального училища при Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова), класс Павла Серебрякова.

В 1947 году окончила дирижерский факультет Московской государственной консерватории, где училась у дирижера Николая Аносова, а также у Лео Гинзбурга. Дирижерскую деятельность начала в 1944 году в Центральном детском театре в Москве.

С 1945 года по 1946 год была дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории.

С 1947 года Дударова — дирижер, а в 1960-1989 годах — главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра (ныне Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, МГАСО).

В 1991 году Вероника Дударова стала художественным руководителем и главным дирижером созданного ею Государственного симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой.

Дударову называли дирижером неограниченных репертуарных возможностей, отмечая ее чуткость в интерпретациях русской и советской классики, современных авангардных партитур и музыки барокко, сочинений европейского классицизма и романтизма.

Сама Вероника Дударова отдавала предпочтение масштабным симфоническим полотнам и программной музыке. В числе лучших исполнений дирижера были "Месса си минор" Иоганна Себастьяна Баха, Stabat Mater Джованни Перголези, "Реквием" Джузеппе Верди, "Реквием" Вольфганга Амадея Моцарта, "Иоанн Дамаскин" Сергея Танеева, "Курские песни" и "Патетическая оратория" Георгия Свиридова и др.

Дударова исполняла сочинения отечественных авторов. Особенно плодотворно было сотрудничество дирижера с композиторами Георгием Свиридовым, Арамом Хачатуряном, Тихоном Хренниковым, Андреем Эшпаем, Родионом Щедриным, Михаилом Таривердиевым, Альфредом Шнитке, Софьей Губайдулиной и др.

Вероника Дударова записала музыку к около 50 кинофильмам, среди которых "Сорок первый" (1956), "Идиот" (1959), "Нахаленок" (1961), "6 июля" (1968), "Журавушка" (1968).

Дударова вела преподавательскую деятельность, с 1959 года по 1960 год она заведовала кафедрой оркестрового дирижирования в Московском институте культуры, а также вела дирижерский класс в Музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке).

Имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.

Вероника Дударова была удостоена различных наград. В 1977 году она была удостоена звания народной артистки СССР. В 1996 году ей присвоено звание народной артистки Республики Северная Осетия-Алания. Дударова была лауреатом Государственной премии России (1980) и лауреатом Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия-Алания (2001). Награждена орденами Октябрьской Революции (1986), "Знак Почета" (1967), а также российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1996) и II степени (2006).

Именем Дударовой названа одна из малых планет Солнечной системы (1999).

Вероника Дударова была несколько раз замужем. У нее остался сын Михаил Вайнштейн.

Вероника Дударова, 1979 г.

Биография

Музыкой Вероника Дударова начала заниматься с раннего детства, уже в 4 года она сидела за роялем. Сначала занималась в музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, потом — на фортепианном отделении музыкального училища при Ленинградской консерватории. Семья переехала в Ленинград, после того как отец Вероники был репрессирован в начале тридцатых годов, а две ее старших сестры умерли.

В 1947 году Дударова окончила факультет симфонического дирижирования Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Дебютировала в качестве дирижера еще во время учебы: в 1944 году. Дударова работала дирижером Центрального детского театра (ныне — РАМТ) в Москве, а в 1945-1946 гг. была дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории.

B 1959-1960 гг. заведовала кафедрой оркестрового дирижирования Института культуры, преподавала по классу оперно-симфонического дирижирования в музыкальном училище им. Oктябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке) в Mоскве.

В 1960-1989 гг. — главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного академического симфонического оркестра (ныне Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана).

С именем Дударовой связано становление и развитие симфонических фестивальных традиций в разных городах России. Как дирижер она также пропагандировала сочинения отечественных музыкантов. Вероника Дударова сотрудничала с такими композиторами, как Родион Щедрин, Микаэл Таривердиев, Альфред Шнитке и многими другими.

Дударова гастролировала по всему миру.

В 1991 году организовала Государственный симфонический оркестр России. До 2009 года была его художественным руководителем. В 2009 году, после смерти Дударовой, которой было уже 92 года, ее коллектив слился с Российским национальным оркестром, созданным в 1990 году пианистом Михаилом Плетневым.

Читайте также: