Луиджи руссоло футуризм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Луиджи Руссоло (Luigi Russolo, 1885-1947) — итальянский художник, поэт футуристического направления, композитор, один из первых теоретиков электронной музыки и первый нойз-музыкант в истории. Он профессионально изучал музыку, что же касается живописи, то ей он овладел самостоятельно.

Параллельно с живописью в период с 1913 до начала 1920 года художник активно экспериментировал в музыке, концентрируясь на изучении шумов и звуков.

В 1925 году Руссоло конструирует энгармонический смычок. Им играли на обычных смычковых инструментах, но звучание приобретало подобие интонарумори. Последним изобретением стало энгармоническое фортепино.

28 декабря 1929 года Руссоло дал последний концерт в Париже, где его руморармонию представил великий авангардный композитор Эдгар Варез, который выразил надежду на то, что будет налажен фабричный выпуск инструмента. Но этого не случилось, и глубоко разочарованный изобретатель оставил музыку, футуризм и бывших друзей.

Вновь рисовать Луиджи Руссоло начал только в 1941 году, отдавая предпочтение фигуративной живописи.

1929 Мыльные пузыри - Soapdish (La Femme aux Bulles de Savon) Х м 116,5х 81 cm Центр Помпиду, Париж (490x700, 103Kb)


Луиджи Руссоло (1885-1947). Мыльные пузыри (Soapdish. La Femme aux Bulles de Savon). 1929 г.
Холст, масло. 116,5х 81 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

Луиджи Руссоло (1885-1947) - итальянский художник, композитор-авангардист, поэт и писатель,
один из основателей футуризма.

ФОТО Луиджи Руссоло, 1916 год (525x700, 37Kb)


Луиджи Руссоло (1885-1947). Фотография 1916 г.

II. ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ ЛУИДЖИ РУССОЛО


Ночной пейзаж (исп. - Paisaje nocturno). 1909 г. Холст, масло. Частное собрание.

Праздник в городе (Сittà in festa). 1910 г. Фанера, масло. 40x50,3 см. Частное собрание.

Рабочая окраина (Periferia lavoro) 1911 г. Собрание маркиза Эмилио Джанни де Вольпе, Милан.

Лампы или Молнии или (I Lampi or Lightning). 1910 г. Холст, масло.100х101 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Flashes). 1909-1910 гг. Холст, масло. 100 х 100 см.
Galleria dello Scudo at Flashback, Верона.
Galleria dello Scudo из Вероны представляет первую версию полотна Руссоло из Национальной галереи современного искусства в Риме, которая противопоставляет силу и мощь чуждого неба с молниями покоренному городскому пейзажу промышленного Милана. Через несколько лет Руссоло станет одним из первых современных художников, экспериментирующих с шумом, и в этой картине есть синестетическое качество*, поскольку она изображает буйные синие краски, освещающие всемогущее метеорологическое явление природы.
* Синестезия - это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой.

ФОТО Luigi Russolo & Ugo Piatti (525x700, 141Kb)


Луиджи Руссоло и Уго Пьятти. Фотография 1910-х гг.

III. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ ЛУИДЖИ РУССОЛО


Луиджи Руссоло и его помощник Уго Пьятти в миланской студии со своими шумогенераторами
(интонарумори). Фотография 1913 г.

Шумогенераторы (интонарумори) Луиджи Руссоло. Реконструкция Пьетро Верардо, 2006 г.

ФОТО Труды Руссоло, El arte de los ruidos (L


Луиджи Руссоло, футурист. Искусство шумов (L’Arte dei rumori). Милан, 1916 г. Обложка.


Луиджи Руссоло. Автопортрет. 1920-1922 г.

Распятие с благочестивыми женщинами (Сrocifissione con le pie donne). 1921 г.
Фанера, масло. 18x28 см. Частное собрание.

Впечатление от бомбардировки (Impressioni di bombardamento shrapnels e granate). 1926 г.
Холст, масло. 103х138 см. Городской музей Портогруаро, Италия.

Футуристический полет (Volo futurista). 1927 г. Картон, темпера, коллаж. 20х28 см. Аукцион Sotheby’s, 2004 г.

Абстрактная композиция (Abstrakte Komposition). Картон, масло. 52 x 69,5 см.
Частное собрание. Атрибуция.

Тауэрский мост (Tower-bridge). 1929 г. Картон, масло. 35,4х54,3 см. Картина продана
на аукционе Sotheby’s в 2004 г. Эстимейт 50.000-70.000 EURO.

IV. ВОЕННЫЙ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД ЛУИДЖИ РУССОЛО

1940 AUTORITRATTO.-Х м Галерея Уффици, Флоренция (511x700, 112Kb)


Луиджи Руссоло. Автопортрет. 1940 г. Дерево, масло. Городской музей Портогруаро, Италия.


Автопортрет. 1940 г. Бумага, пастель.

Портрет романтичной молодой женщины (Наталья Обель). 1941 г.

Портрет девушки. 1940-1945 гг. Бумага, карандаш, свинцовые белила. 32,3x36 см. Частное собрание.

Донна Альберо Нубе (Donna albero nube). 1944 г. Холст, масло. 64х84 см. Картина продана на аукционе Christie's в 2004 г. за EUR 6,820 евро.

Женский портрет. Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (МАRТ), Италия.

Портрет Лины Закуини (Ritratto di Lina Zaquini). 1945 г.

Барсетка. Картон, масло. 37 х 29 см.

Серро ди Лавено у Лаго-Маджоре, Италия (Сerro di Lavenio). Бумага, акварель. 17х18 см.
Частное собрание.

Северное сияние (Aurora boreale). 1938 г. Дерево, масло. 60 х 91 см.
Частное собрание, Лугано, Швейцария.

Пейзаж при первых лучах солнца (Landscape at the first Rays of Sun). 1940 г.

Романтический пейзаж (Romantic landscape). 1944 г. Холст, масло. Частное собрание.

Пинии (Tre Pini). 1944 г.

Старые каштаны (Convivio). 1945 г. Фанера, масло. 61х69,5 см. Художественная галерея Марсиглионе
(MAG Marsiglione Arts Gallery), г. Комо, Италия.

Вечер (Evening). 1945 г. Картон, масло. 60 x 80 см.

На холмах (In collina). 1945 г. Дерево, масло. 59,6x49,5 см. Картина продана
на аукционе Доротеум в 2018 г., Вена за EUR10.625 - USD 12.500.

Кипарисовая горка (La collina dei cipressi). 1945 г. Фанера, масло. 60х50 см.
Частное собрание.

Ночь. 1945 г. Дерево, масло. 55x61 см. Аукцион Доротеум в 2011 г., Вена.
Эстимейт EUR 20.000 -30.000; USD 23.000-34.500.

Холмы (La colline). 1945 г. Холст, масло. 50х60 см.

Заповедник Фондоточе (Fondotoce). 1946 г.

Солнце скрылось за горою (Sole nascosto). 1946 г.

Небо и озеро (Cielo e lago). 1946 г. Холст, масло. 39х29 см. Частное собрание.

Закат (Tramonto). 1946 г. Дерево, масло. 31,5 x 40 см.
Художественная галерея Марсиглионе, г. Комо, Италия.

Бах в небесах. Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (МАRТ), Италия.

Умирающий (L'uomo morente). 1941 г. Фанера, масло. Частное собрание, Милан.

ФОТО Umberto Boccioni and Futurism (700x307, 67Kb)


Группа футуристов, 1913 год. Слева-направо: писатель Децио Синти, ЛУИДЖИ РУССОЛО, поэт Армандо Мацца,
Филиппо Томмазо Маринетти (в центре), поэт Паоло Буцци, Умберто Боччони.

Луиджи Руссоло умер 4 февраля 1947 года в Италии, в Серро ди Лавено у озера Лаго-Маджоре.

В знак признания музыкальных заслуг Луиджи Руссоло-музыканта, в его честь был назван
международный конкурс электро-акустической музыки, проводимый в Италии с 1979 года.

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена

В своем тексте Руссоло проводит краткий экскурс в историю музыки, дабы проследить, как рассматривался и использовался человеком звук начиная со звука домузыкальных времен, полученного из, к примеру, натянутой тетивы.

Руссоло утверждает, что шум возник в XIX веке, с изобретением машин. До этого момента мир был полон либо приглушённых звуков, либо тишины. Если исключить штормы, водопады, землетрясения и ураганы, то природа беззвучна: эти звуки, которые способны прервать тишину, не слишком продолжительны и недостаточно разнообразны.

Античность и средневековье

Призыв к новаторству

Руссоло говорит о замкнутом круге, по которому ходит современная музыка в попытках создать что-то качественно новое: на деле любой оркестр состоит из пяти базисных элементов — струнные, щипковые, деревянные и металлические духовые и перкуссия. Мнимое новаторство музыкантов упирается в стену ограниченного количества тонов. Выбор должен быть сделан в пользу многообразия шумов, а не хорошо знакомых наборов звуков.

Шесть семейств звуков для футуристического оркестра

Руссоло приводит перечень шумов, которые он называет фундаментальными, для последующего воспроизведения их музыкантами с помощью механизмов:

1. Громыхания, гром, взрывы, столкновения, всплески, гудение.
2. Свист, шипение, фырканье.
3. Шепот, мурлыканье, бормотание, рычание, журчание.
4. Скрежет, скрип, хруст, жужжание, треск, шарканье.
5. Шумы, производимые стучанием по металлу, дереву, коже, камням, терракоте.
6. Голоса животных и людей; крики, визги, стоны, вой, причитания, смех, хрип, плач.


Итальянский художник и композитор, поэт, теоретик искусства, один из лидеров футуристического движения. Луиджи Руссоло был чрезвычайно разносторонним человеком, его талант охватывал живопись, музыку, литературу и науку.

Руссоло предлагал активно вводить в искусство звуковые краски индустриального мира: гудки автомобилей и поездов, шумы колес, звуки заводов и фабрик, гул оживленной толпы. Его живопись отличает тесная связь с музыкой, а также необычайная изысканность стилистики и гармоничность цветовых решений.

— Произведения Руссоло зачастую экспериментальны. Художник все время находился в поисках новых, чисто футуристических форм, максимально упрощенных и синтетических. Многие из картин посвящены изучению движения, где оно воспроизводится как объекты, поочередно меняющие свое положение в пространстве.

— Основная идея творчества Луиджи Руссоло – объединение искусства и новейших технологий. С этой целью художник ввел в свои полотна, равно как и в музыкальные произведения, символы современных реалий: урбанистические пейзажи, перенаселенность городов, повсеместное присутствие машин и различных механизмов, скорость технического прогресса.

— Стремился к синтезу разных видов искусства. С помощью живописи Руссоло пытался найти методы выражения устойчивой связи между изобразительным искусством, музыкой, философией и поэзией. В его произведениях акцент делается не на изображаемых объектах, а на ощущениях и ассоциациях зрителя.

— В полотнах художника присутствует сильное влияние символизма. Особенно это заметно в выборе тем, которые часто имели свойственную этому стилистическому направлению мистичность и недосказанность.

— Основной метод, который Руссоло применял в своей живописи – пуантилизм. С помощью точечных или продолговатых мазков одного цвета художник передавал динамику и эмоции сюжета. Цветовая гамма произведений художника колеблется от предельно ярких фовистских оттенков до серых и землистых монохромных тонов.

Читайте также: