Особенности античных городов кратко

Обновлено: 05.07.2024

По форме первые античные государства были полисами. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило, небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни военных опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были служить в ополчении, принимать участие в народных собраниях. Исполнительная власть исправлялась выборными "магистрантами". Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение.

Над гражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина не представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов. Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения. Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма.

Свободный и политически активный человек был главным объектом и смыслом культуры. Герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.

Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности и показного величия, но зато столько поднесенного спокойствия, красоты женского тела, выражено в мраморе.

За Гераклитом, в греческой культуре человек рассматривается как смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек (антропоморфизм).

Такая черта пронизывает не только искусство, но и философию, науку, мифологию, все мировоззрение. Уже ранние философские системы Анаксимандра, Парменида, Пифагора, Демократа, Гераклита, "логосу", диалектики в строении мира. Знаменитое выражение Гераклита о том, что дважды невозможно войти в одну и ту же речку, стало со временем исходной точкой разработки диалектики как принципа философского мышления. В древней греческой философии берут начало материалистическая атомистическое учение (Демократ) и идеализм (Сократ и Платон). В Древней Греции возникла новая отрасль знаний - история. "Отец истории" Геродот зачал летописно-описательную форму изучения общества. Аристотель в научной работе "Политика" сформировал первую теорию государства. Греческий ученый Эвклид заложил основы геометрии, Архимед - механики.

Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н.э. театры были уже во все больших греческих городах. "Театр" - греческое слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ". В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. зрителей. В греческих театрах была чудесная акустика. Все, что говорилось на сцене, было хорошо слышно даже в последних рядах.

Греки очень любили театры. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии) . Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы") . Большую популярность имела трагедия Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н. э. был афинянин Аристофан (пьеса "Птицы").

В Греции один раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии). Согласно легенде, Олимпийские игры основал знаменитый герой Геракл. Игры проводились до того момента, пока их не запретили по требованию христиан (4 в. н. э.). Возобновили их в 1896 г. С тех пор они стали всемирными и проводятся в разных странах по очереди.

Статую Афины Паллады В Парфеноне ("Храм девы") сделал Физиа (11 м высоты) - из слоновой кости и золота.

В архитектуре греки славились колоннами. Они применяли колоны трех типов: дорийские, ионийские, коринфские. Часто вместо колон греки использовали каменные статуи которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи-колоны в виде мужчин называются атлантами, а в виде женщин кариатидами. Эти виды колон использовались архитекторами всего мира.

Известные греческие скульпторы - Физий, Мирон, Поликлет и др. Статуи отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали. Греки никогда не изображали некрасивых людей, они считали изображать нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобол" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Аполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа.



В те времена создавались прекрасные статуи, начали проводить Олимпийские игры, тогда зародился и развивался театр, а еще – философские школы, культ здорового тела, удивительные архитектурные сооружения… Возможно ли вернуть те времена и жить по античным правилам и в городах, созданных по подобию древнегреческого полиса? Увы, нет.

Полис – не равно город

Несмотря на свою автономность, полисы были похожи друг на друга

Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.
Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.

Л. фон Кленце. Афинский акрополь

Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.

Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен

За пределами стен полиса размещались сельскохозяйственные земли

К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.
Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.

Руины храма Аполлона в Коринфе

Культ богини Афины существовал в самом большом из античных полисов - в Афинах

Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.

Гимнасий поначалу представлял собой открытую площадку для занятий разными видами спорта

В полисах сооружали и театры . Греки гораздо выше ценили устное слово, предпочитая его письменному. Искусство рассказывать истории и привело к появлению нового вида искусства – трагедий, что представляли собой рассказы о героях и их борьбе против рока.

На кого не распространялись блага полиса

Руины древнегреческого театра

Руины агоры в Коринфе

В эллинистический период наблюдался упадок полисной организации общин, многие города-государства теряли свою независимость, подчиняясь отныне власти царя и сохранив самоуправление лишь частично. Правда, культура полисов существовала еще долго, больше того, многие из народов, вошедших в состав империи, перенимали полисные правила жизни.

alt

Экономической основой существования населения древнегре­ческих городов являлась морская торговля. В V-III вв. до н. э. города имели в среднем 5-7 тыс. жителей, но в крупнейших горо­дах (Афины, Александрия и др.) насчитывалось до 100 тыс. жителей и более. Потребности судоходства заставляли выбирать для городов удоб­ное побережье с естественными, хорошо защищенными гаванями: так, например, Гераклея и Смирна были расположены в глубине заливов, Александрия и Книд - под защитой островов, Пирей и Милет - на полу­островах, изрезанных бухтами.

Нередко города строились у подножия горы, защищавшей их от не­благоприятных ветров (Приена, Ассос и др.).

В древнегреческом градостроительстве особенный интерес предста­вляют: классический период (середина и конец V в. до н. э.), IV в. и элли­нистический период (III-I вв.).

Тотчас же после греко-персидских войн заново планируются (воз­можно Гипподамом) Пирей и Милет (479 г. до н. э.), где применена пря­моугольная сетка улиц с прямоугольными площадями. В Пирее впервые главная улица явилась композиционной осью город­ского плана. В дальнейшем система двух или трех взаимно перпендику­лярных осей получила применение в Селинунте, Книде и Александрии, причем направление главных осей всегда параллельно или перпендику­лярно рельефу местности и линии побережья.

alt

В период до V в. акрополь являлся цитаделью, внутри которой по­мещались дворцы царей со службами (Тиринф). В классическую эпоху акрополь превратился в священное место и заполнился храмами, алта­рями, сокровищницами и скульптурными произведениями. Изменилось и расположение храмов: от примитивной параллельности периптеров (в архаическую эпоху) строители перешли к живописному расположению храмов (например, афинский Акрополь).

alt

В III-II вв. площадки акрополей выравнивались более решительно, и снова появилась координатность в расположении храмов (Пергам).

Первые агоры (т. е. площади) древнегреческих городов не имели пра­вильного плана и являлись свободным пространством у храмов и свя­щенных рощ. С развитием торговли агоры превращаются в торговые площади, обносятся портиками и приобретают правильный, по большей части прямоугольный план. Середина агоры остается свободной; у краев размещаются трибуны, скамьи и статуи. Агора приобретает значение композиционного центра города. Примером этого является агора в Приене.

Древнеримское градостроительство в эпоху ца­рей и республики находилось под сильным влиянием греков, но в раз­личных провинциях и колониях это влияние скрещивалось с местными (этрусскими, галльскими и др.) строительными традициями.

Впоследствии древнеримские города стали резко различаться между собой в зависимости от своего назначения: столицы и административ­ные центры провинции (Рим, Константинополь и др.), торговые и порто­вые города (Остия и др.), города-сады и виллы (Помпея и др.) и военные лагери (Ламбезис, Тимгад, Сильчестер и др.). Столицы и, в первую оче­редь Рим, не были производящими центрами и жили за счет военных до­ходов и налогов с громадной империи. Численность населения городов в среднем колебалась от 20 до 40 тыс. жителей, в Риме же она, вероятно, достигала 1,5 млн. жителей.

Греческое и римское градостроительства во многом различаются между собой. Греки умели индивидуально решать городской план, применяясь к ландшафту, римляне же мало считались с ландшафтом и приспособляли городской участок к стандартной планировочной схеме. Греческая агора была в основном прямоугольной площадью, равнозначуще оформленной со всех сторон колоннадами, римский же форум постепенно превратился и систему площадей, и равномерность оформления площади нарушалась путем выделения главного фасада ее (форум Траяна в Риме, форум в Офесе и др.).

В I-III вв. н. э. главные улицы многих древнеримских городов и даже лагерей обстраивались колоннадами (Тнмгад, Пальмира). Центром древне­римского города в большинстве был форум, а в крупных городах - с п- стема форумов, окруженных храмами, базиликами, театрами и другими общественными зданиями. Жилые дома в крупных городах (Рим, Остия и др.) достигали четырех и даже пяти этажей, а в небольших - это были одно-, двухэтажные здания с атриями и пери­стилями (сохранившиеся дома Геркуланума и Помпеи).

На базе интенсивного строительства населенных мест в I в. н. э. со­зрела стройная теория архитектуры, виднейшим предста­вителем которой был Витрувий


В те времена создавались прекрасные статуи, начали проводить Олимпийские игры, тогда зародился и развивался театр, а еще – философские школы, культ здорового тела, удивительные архитектурные сооружения… Возможно ли вернуть те времена и жить по античным правилам и в городах, созданных по подобию древнегреческого полиса? Увы, нет.

Полис – не равно город

Несмотря на свою автономность, полисы были похожи друг на друга

Несмотря на свою автономность, полисы были похожи друг на друга

Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.

Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.

Л. фон Кленце. Афинский акрополь

Л. фон Кленце. Афинский акрополь

Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.

Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен

За пределами стен полиса размещались сельскохозяйственные земли

За пределами стен полиса размещались сельскохозяйственные земли

К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.

Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.

Руины храма Аполлона в Коринфе

Руины храма Аполлона в Коринфе

Каждый из античных полисов имел свои культы, часто один из богов наделялся званием покровителя полиса. Все религиозные обряды и традиции осуществлялись за счет самого полиса и на его усмотрение – единого для древнегреческого мира порядка поклонения богам не существовало.

Культ богини Афины существовал в самом большом из античных полисов - в Афинах

Культ богини Афины существовал в самом большом из античных полисов - в Афинах

Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.

Гимнасий поначалу представлял собой открытую площадку для занятий разными видами спорта

Гимнасий поначалу представлял собой открытую площадку для занятий разными видами спорта

В полисах сооружали и театры. Греки гораздо выше ценили устное слово, предпочитая его письменному. Искусство рассказывать истории и привело к появлению нового вида искусства – трагедий, что представляли собой рассказы о героях и их борьбе против рока.

На кого не распространялись блага полиса

Руины древнегреческого театра

Руины древнегреческого театра

Руины агоры в Коринфе

Руины агоры в Коринфе

В эллинистический период наблюдался упадок полисной организации общин, многие города-государства теряли свою независимость, подчиняясь отныне власти царя и сохранив самоуправление лишь частично. Правда, культура полисов существовала еще долго, больше того, многие из народов, вошедших в состав империи, перенимали полисные правила жизни.

Материалы по теме

С каменного века люди селились по берегам водоемов от Камчатки и до Крыма. Под лесами Смоленщины лежат жилища из костей мамонтов, в степях Южного Урала разбросаны следы жителей древней Страны Городов, а солончаки Астраханской области скрывают столицу Золотой Орды.

От спартанцев в наше время остались только легенды и сказания, из которых следовало, что народ этот жил по воинским суровым законам. Именно сила ценилась в Спарте, и если верить древней легенде, слабых новорожденных они бросали в пропасть. Но с возрастом каждый человек теряет свою силу.

Самарра - город в центральной части Ирака, в 120 км к северо-западу от Багдада, лежащий на восточном берегу р. Тигр.

А вот ещё:

Малый ледниковый период и голод в Русском царстве


Несколько столетий назад мороз мог наступить даже летом. Люди голодали из-за погибших урожаев и становились жертвами эпидемий.

Малый ледниковый период

Погода преподносила европейцам сюрпризы с 14-го по 19-й век. Учёные до сих пор спорят о причинах Малого ледникового периода. По мнению ряда исследователей, холода наступили из-за замедления течения Гольфстрим. Это произошло около 1300 года. В 1976-м эксперты также обратили внимание на пониженную солнечную активность в этот период. Говорили и о повышенной активности вулканов — в атмосферу после извержений попадают аэрозоли, на которых рассеивается солнечный свет. Сернокислые аэрозоли распространяются как покрывало по всей планете.

Это может приводить к похолоданию. Так, например, в 1815 году извержение вулкана на индонезийском острове привело к снижению температуры в некоторых областях на 3−5 градусов. В результате этих событий в Европе мороз грянул в середине июля.

В ходе Малого ледникового периода изменение температуры и высокий уровень осадков приводили к гибели урожая. В 1326-м замёрзло Средиземное море. В Германии и Шотландии прекратилось производство вин. В начале 14-го века в Европе начался Великий голод, жертвами которого стали миллионы людей. В 1315—1322 годах в городах распространился каннибализм. По мнению некоторых специалистов, холода стали косвенной причиной эпидемии чумы: крысы начали селиться ближе к людям. В 1420-м во Франции стояли страшные морозы; волки проникали в города, чтобы поживиться добычей.

Замёрзшая Темза. Источник: thesun. co. u

Голод в Русском царстве

Крестьяне промышляли грабежом, от голода и эпидемий в 1601—1603 годах погибли больше 100 тысяч человек. Часть населения переместилась на восточные и южные земли.

Ледниковый период в миниатюре

В США из-за дождей погиб урожай кукурузы. В Индии началась эпидемия холеры. В Китае из-за трёх лет без лета приступили к выращиванию неприхотливого опиумного мака. В 1840-м началась Первая Опиумная война.

Читайте также: