Социология проблемы и перспективы кратко

Обновлено: 28.06.2024

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

Буравой М. Публичная социология прав человека // Журнал социологии и социальной антропологии, 2007, X(4), с. 27-44.

Социология социальных проблем как актуальная отрасль современного социального знания // Социология. Журнал Российской социологической ассоциации

Верминенко Ю.В. Социология социальных проблем как актуальная отрасль современного социального знания // Социология. Журнал Российской социологической ассоциации, 2008, 2, с. 4-13.

Гольбрайх В.Б. Экологический конфликт в местной прессе // Журнал социологии и социальной антропологии, 2013, XVI(3), с. 63-80.

Иванов Д. В. Глэм-капитализм и социальные науки // Журнал социологии и социальной антропологии, 2007, X(2), с. 49-72.

Междисциплинарные области научных исследований в социальных науках (современное состояние и перспективы их развития) // Проблемы теоретической социологии. Вып 8

  • О И Иванов
  • Введение В Социологию Социальных
  • Проблем

Иванов О.И. Введение в социологию социальных проблем: Учебно-методическое пособие. СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. Иванов О.И. Междисциплинарные области научных исследований в социальных науках (современное состояние и перспективы их развития) // Проблемы теоретической социологии. Вып 8. Межвуз. сб. / Отв. ред. А.О. Бороноев СПб.: Скифия-Принт, 2011, с. 26-38. Карманный социологический словарь / Авторы-составители Ю.Н. Аксененко, Л.С. Аникин, Г.В. Дыльнов; Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2000. Кетле А. Социальная физика, или опыт исследования о развитии человеческих способностей // Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе: учеб. пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004, с. 159-164.

Объектная социальность: общественные отношения в постсоциальных обществах знания // Журнал социологии и социальной антропологии

Кнорр-Цетина К. Объектная социальность: общественные отношения в постсоциальных обществах знания // Журнал социологии и социальной антропологии, 2002, V(1), с. 101-124.

Социологическая публицистика в России: прошлое без настоящего // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX -начала XXI вв

Ломоносова М.В. Социологическая публицистика в России: прошлое без настоящего // Социологический диагноз культуры российского общества второй половины XIX -начала XXI вв.: Материалы всероссийской научной конференции. СПб.: Интерсоцис, 2008, с. 142-148.

Дискурс прессы и пресс дискурса: конструирование проблемы наркотиков в петербургских СМИ // Журнал социологии и социальной антропологии

Мейлахс П. Дискурс прессы и пресс дискурса: конструирование проблемы наркотиков в петербургских СМИ // Журнал социологии и социальной антропологии, 2004, VII(4), с. 135-151.

Recommendations

Гражданская война в России в образах визуальной пропаганды: словарь-справочник

A Study on Teacher Role Expectations among Students at Different School Levels in Taiwan

The success of education depends on the quality of teachers. How well the teachers play their roles is decisive to the success of education. The researchers referred to the literature at home and abroad, and used related questionnaires, and compiled a "Questionnaire on Teacher Role Expectations" to survey students from junior, senior and vocational high schools as well as colleges and . [Show full abstract] universities in Taiwan. Based on the study results, conclusions and suggestions were proposed for the purpose of providing references for the educators and teacher education institutions. The following results are obtained: (1) Teacher role expectations focus more on the aspects of "a guide to students' life;" "a shaper of instructional environments;" "a mediator of students' knowledge," and "a knowledge worker." (2) Compared to students from colleges or universities, students from junior, senior or vocational high schools have higher teacher role expectations in the "philosophical aspect;" "social aspect;" "psychological aspect," and "contemporary need aspect." (3) Students from junior, senior or vocational high schools have higher teacher role expectations for "a guide to students' life;" "an inquirer of students' problems;" "a friend of students;" "a cultivator of students' democratic knowledge;" "an inspirer of students' rationality;" "a mediator of classic masterpieces," and "a cultivator of social citizens." (4) In terms of the social aspect, compared to students from colleges and universities, students from junior, senior or vocational high schools have higher teacher role expectations for "a negotiator and coordinator;" "a shaper of instructional environments;" "a reformer for promoting schools;" "a communicator of social culture;" "a carer of social problems" and "a corrector of students' sub -culture." (5) In terms of the psychological aspect, students from junior, senior or vocational high schools have higher teacher role expectations for "a mediator of students' knowledge;" "a problem solver;" "an assistant for students to make choices;" "an adviser for students' research;" "a class leader;" "a provider of students' learning platforms;" "a counselor of students' behavior;" "an inspirer of students' learning;" "a student counselor;" "a diagnostician of students' problems," and "a r ole model for students." (6) In terms of the contemporary need aspect, students from junior, senior, and vocational high schools have higher teacher role expectations for "a manager of students' emotions;" "a developer of educational research," "a knowledge worker," and "a knowledge manager." The following suggestions are proposed: (1) Teacher role expectations respond to students' needs, and can serve as references for educators and teacher education institutions. (2) For students at different school levels, educators should play teachers' roles more suitably in teaching students. (3) Teachers should apply the teachers' roles mainly based on the "psychological aspect" in order to guide and assist students. (4) Teachers should be strengthened in their trainings of diverse thinking in order to teach their students how to bravely face challenges.

Application of sentiment lexicons on movies transcripts to detect violence in videos

In the modern era of technological development, the emergence of Web 2.0 applications, related to social media, the dissemination of opinions, feelings, and participation in discussions on various issues have become very easy, which have led to a boom in text mining and natural language processing research. YouTube is one of the most popular social sites for video sharing. This may contain . [Show full abstract] different types of unwanted content such as violence, which is the cause of many social problems, especially among children like aggression and bullying at home, in school and in public places. The research work reports performance of two different sentiment lexicons when they were applied on video transcripts to detect violence in YouTube videos. The automation of process to detect violence in videos can be helpful for censor boards that can use the technology to restrict violent video for a certain age group or can fully block entire video regardless of age. The models were built using the existing sentiment lexicons. The dataset consists of 100 English video transcripts collected from the web and was annotated manually as violent and non-violent. Various experiments were performed on the dataset using English SentiWordNet (ESWN) and Vader Package with different text preprocessing settings. The Vader package outperformed the ESWN by providing 75% accuracy. ESWN results for all POS tagging with 66% accuracy were better than its result for adjectives POS tagging with 58% accuracy.

Warum kann das Verständnis des Zusammenhangs von Arbeit, Geld und Gesellschaft zur Lösung sozialer P.

Alle1 Menschen haben Bedürfnisse. Obwohl die Bedürfnisse teilweise nicht bewusst als solche empfunden werden, haben Menschen sie trotzdem: Menschen haben das Bedürfnis zu atmen, das Bedürfnis nach Nahrung, das Bedürfnis nach sozialem Kontakt, das Bedürfnis nach medizinischer Versorgung etc. Je leichter man auf die Befriedigung eines Bedürfnisses verzichten kann, desto höher ist es in der . [Show full abstract] Bedürfnispyramide nach Maslow angesiedelt. Vereinfacht kann festgehalten werden, dass alle Menschen das Bedürfnis zu leben haben.

Die Kieferorthopädie als soziales Problem

The Politics of the Euro-Zone: Stability or Breakdown?

Kenneth Dyson

The Euro-Zone represents the single most important step in European Integration since 1957 and one of the boldest economic, monetary, and political projects in modern history. In this first major study, the author examines the major political questions raised by the birth of the Euro-Zone on January 1 1999 and argues for a more politically informed analysis and assessment of its nature, . [Show full abstract] operation, and prospects. How does the Euro-Zone operate? What does it mean for European States and for the political strategies of governments? How is its operation to be explained? What are its prospects for stability? What kinds of policies are needed to strengthen its capacity to withstand crisis? The book stresses the ECB-centric nature of the Euro-Zone and its implications both for policy and polices in Europe and for theories of integration. The ECB emerges as a powerful 'policy pusher' and 'ideational leader', with an authority and power exceeding that of the European Commission in the integration process. Dyson examines the elated problems of social justice, democratic consent, and identity. He also argues that the Euro-Zone represents a process of transition to the EU as a 'stabilization Staten An innovative aspect of the book is its application of a strength-strain model for the purpose of analyzing and assessing the stability of the Euro-Zone. It concludes that the stability of the Euro-Zone will be strongly conditioned by three factors: how Kantian rather than Hobbesian or Lockeian its political culture proves to be, with a key reproducibility failing here on the quality of political leadership; its possession of policy interments to tackle liquidity as well as debt traps; and the speed and efficiency of mechanisms of 'bench marking, policy transfer, and 'lesson-drawing'.

В современной социологии существует огромное количество течений, отраслей и научных школ. Каждая из них стремится дать свое определение предмету, роли и проблематике социологии. Рассмотрим основные моменты, являющиеся ключевыми и актуальными для любой научной школы.

Социологию принято разделять на два вида: общую и специальную. В поле деятельности общей социологии попадают универсальные проблемы социального характера. Такие проблемы могут возникнуть в любой социальной среде, и в любое время. Специальная социология занимается изучением особенностей социальных воздействий в различных сферах жизни общества.

Отрасли специальной социологии

Развитие социологии как науки зависит от политической и экономической ситуации в стране, и в мире. Социология еще не прошла до конца период своего становления. В связи с чем, специальная социология еще долгое время будет представлять собою частичное поле интересов других гуманитарных и обществоведческих наук. Специальная социология делится на множество отраслей.

В качестве основных выделяют следующие отрасли специальной социологии:

  • Экономическая;
  • Этническая;
  • Политическая;
  • Социология труда;
  • Социология управления;
  • Социология философии и другие.

Целью социологи в каждой из своих отраслей является поиск возможностей для выживания и эволюции цивилизации. В задачи общей социологии входит разработка различных теоретических подходов к изучению социального действия.

Затем, на базе разработанных подходов, создаются теоретические модели. С помощью собранных моделей различные отраслевые социологии собирают, анализируют, обобщают и объясняют факты, наблюдаемые в соответствующих предметных областях. Прикладная и теоретическая социология эффективно применяют для своего развития некрупные и немасштабные методические исследования, которые должны проводиться на надлежащем уровне их проведения, и научной организации.

Основные проблемы современной социологии

Готовые работы на аналогичную тему

К основной проблематике современной социологии можно отнести поиск новых знаний в самых различных областях жизни общества. Фундаментальные и прикладные исследования помогают разрешить эту проблему, раскрывая закономерности и перспективы развития общественной социальной структуры. Для проведения исследования социального характера выделяются два уровня действия: теоретический и эмпирический.

На теоретическом уровне, в рамках обоих видов социологии, разрабатываются методики. Затем они проверяются данными, полученными в ходе эмпирических исследований. На основе эмпирических исследований социология может выявить устойчивые структуры, являющиеся стереотипами сознания и поведения людей. Для того, чтобы найти тенденции и законы социального поведения, необходимо выполнить теоретический анализ этих структур.

Полноценное социологическое исследование не может быть проведено только лишь на каком-то одном из этих уровней, оно предполагает постоянный переход от одного к другому. На основе собранного теоретического материала, и полученных эмпирических данных, социологи разрабатывают практические рекомендации

Современные социологи дают различные рекомендации для разрешения проблем социологии. Одни стремятся к полному определению и ограничению социологии в качестве обособленной обществознательной науки, другие стремятся признать предметом социологии общество, не предлагая при этом проблематики предмета и объекта социологии. В будущем эти рекомендации образуют научную базу, с помощью которой создаются и совершенствуются технологии социального воздействия.

Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология пришла в высшую школу - одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у молодежи.
Социология - относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения.

Содержание

Введение………………………………………………………..………….…3
1. Современная социология: основные понятия…………………………. 4
1.1 Сущность современной социологии…………………………………..4
1.2 Объект и предмет социологической науки…………………………. 5
1.3 Функции современной социологии…………………………………. 9
2. Развитие социологии в России……………………………………. ……10
3. Проблемы современной социологии…………………………………….12
4. Перспективы развития социологии……………………………………. 16
Заключение………………………………………………………………. …18
Список литературы………………………………………. …..……………19
социология наука перспектива

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы развития социологии в современной России.doc

1. Современная социология: основные понятия…………………………. 4

1.1 Сущность современной социологии…………………………………..4

1.2 Объект и предмет социологической науки…………………………. 5

1.3 Функции современной социологии…………………………………. 9

2. Развитие социологии в России……………………………………. ……10

3. Проблемы современной социологии…………………………………….12

4. Перспективы развития социологии……………………………………. 16

социология наука перспектива

Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология пришла в высшую школу - одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у молодежи.

Социология - относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть социология.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, отвлечься от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология - наука об обществе.

1.Современная социология: основные понятия.

1.1 Сущность современной социологии.

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

Следовательно, социология - это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.

Социология - наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

1.2 Объект и предмет социологической науки.

Объектом любой науки называют то, что она изучает, то есть ту реальность, которая попадает в поле зрения данной науки. Объект науки следует отличать от ее предмета, под которым понимается то, под каким углом зрения она рассматривает свой объект, какие закономерности в этой связи она выявляет.

К настоящему времени сложилось многообразие трактовок объекта и предмета социологии. Все эти трактовки делятся на три большие группы, представляющие разные стратегические подходы к пониманию природы и содержания социологического знания.

Согласно первому подходу, объект социологии мыслится как общество в целом, а предмет - как закономерности развития общества в виде целостной общественной системы.

Начало такому пониманию предназначения социологии положил еще Огюст Конт. Ныне оно воспроизводится многими зарубежными авторами - Дж. Марковичем, Н. Смелзером, Н. Луманом и др. С.С. Фролов. Социология. Учебник для вузов. М., 1996. С. 20;.

Представители второго подхода полагают, что объектом социологии выступает не все общество, а лишь его особая часть - сфера социальных отношений. Предметом социологии при этом признается специфика закономерностей функционирования и развития этих отношений, их воспроизводства и изменений. В данном случае мы имеем дело с более поздней, сложной и довольно противоречивой системой взглядов на социологическую науку. Сложность и противоречивость данного подхода обусловлена многозначностью понятия "социальные отношения".

Им можно обозначать:

• все взаимодействия людей, возникающие в их общественной жизни (эта широкая трактовка социальных отношений возвращает нас к первому подходу);

• те взаимодействия людей, которые выходят за рамки экономических, политических и духовно-культурных отношений, существуют наряду с ними и относительно автономны от них;

• отношения между большими группами общества - классами, этносами, населением разных стран и регионов;

• отношения между всеми социальными группами, в т.ч. малыми - семьями, трудовыми коллективами, соседскими общностями, дружескими компаниями и т.п.;

• взаимодействия людей и их групп, образующих т.н. гражданское общество, т.е. ту сферу общественной жизни, которая не регулируется государством и бизнесом;

• все взаимосвязи людей, возникающие в ходе их совместной деятельности, имеющие как непосредственно контактный (очный), так и опосредованный (заочный) характер;

• только те взаимосвязи индивидов, которые образуют микросреду ее жизнедеятельности;

• отношения людей в семейно-бытовой жизни, т.е. вне производственной, экономической, учебной и общественно-политической жизни;

• иные стороны и грани взаимоотношений людей и их групп в обществе.

В зависимости от того или иного понимания социальных отношений предлагаются различные трактовки атрибутов нашей науки.

Представители более древних наук нередко упрекают социологов в том, что они постоянно спорят об объекте и предмете своей науки. Кое-кто иронизирует на этот счет, говоря, что социологи не знают то, что они изучают. В этой связи важно отметить следующее.

Во-первых, научные дискуссии об объекте и предмете своей науки ведут не только социологи, но и все ученые, представляющие активно развивающиеся отрасли знания. Исчезновение таких дискуссий - верный признак стагнации науки.

Во-вторых, социология моложе многих наук, а потому естественно ее повышенное стремление к самопознанию и поиску корректив дельнейшего развития.

В-третьих следует сказать о сложности и специфике социальной формы реальности. Она не только сложнее биологической, химической, физической и прочих форм материального мира, но и принципиально отлична от них включенностью сознания людей в саму себя, особой диалектикой объективных и субъективных факторов развития и функционирования. Эти обстоятельства исключают возможность единомыслия исследователей, изучающих разные социальные явления и процессы, проникающих в суть этих явлений с разной мерой глубины. Они определяют зависимость социологии от национально-культурного и социально-исторического контекстов развития жизненных сил человека и общества.

В-четвертых, дискуссии о научных атрибутах социологии дают позитивные для нее результаты, задают новые векторы ее дальнейшего развития. Социология призвана изучать и социальные отношения (во всех вышеперечисленных смыслах), и жизнедеятельность всего общества, если под последней понимать не сумму экономической, политической, духовно-культурной и других сфер общественной жизни, а систему взаимовлияний этих сфер друг на друга. Социальные отношения при этом осмысливаются не как рядоположенные с экономическими, политическими, духовно-культурными, экологическими и иными, а как пронизывающие все эти сферы и обеспечивающие их взаимосвязанность в системную целостность. Иначе говоря, предметом социологии являются закономерности не этих сфер (они изучаются, соответственно, экономическими, политологическими, культурологическими и другими науками), а их взаимовлияния, которые становятся объективной реальностью в силу того, что все общественные отношения суть отношения между людьми, общественными слоями, стратами, классами, этносами, иными общностями и социальными группами.

Третий подход, конечно, не исключает продолжения дискуссии о научных атрибутах социологии, но направляет их в новое русло - на поиск оснований интеграции двух первых подходов.

Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.

В отличие от объекта науки, ее предмет - это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической проблематики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает.

Различные исследователи определяют предмет социологии по разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.

1.3 Функции современной социологии.

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Выполнила: _______________________________ Н.В. Красножен

Научный руководитель: ______________________ Е.Г.Гурова

1. Возникновение социологии как науки……………………………………5

2. Состояние современной социологии………………………………….…..8

3. Проблемы современной социологии…………………………………….11

3.1Социальная сфера: хаос, распад и поляризация…………………11

3.2Общественный порядок: тотальная криминализация, разгул преступности, безнаказанность……………………………………………..13

3.3 Государство: безответственность, слабость…………………. 14

3.4 Нравственность и духовность: моральная деградация…………15

3.5 Демография: прогрессирующая депопуляция…………………..16

4. Перспективы развития социологии…………………………………18

Социология — наука об обществе, отдельных социальных институтах, процессах и общественных социальных общностях людей.

Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. “Краткий словарь по социологии” дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. “Социологический словарь” определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге “Введение в социологию” отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио­нальное зерно.

Объект социологии есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.

Предмет социологии обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социоло­гом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает.

С появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.

Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Работая над данной курсовой, я поставила перед собой следующие цели: исследовать состояние социологии в современном мире, а также дать прогноз о дальнейшем развитии науки.

В соответствии с ними можно выделить следующие задачи:

1. Изучить возникновение и развитие социологии

2. Рассмотреть состояние современной социологии

3. Выявить проблемы социологии в современном мире

4. Рассмотреть перспективы развития социологии

1. Возникновение социологии как науки.

В истории социологии выделяются 2 этапа:

Донаучный период развития знания об обществе охватывает время от античной эпохи до середины XIX в. , но учения того времени не имели научной основы, поэтому были лишь истоками социологии, а не самой наукой.

Возникновение социологии как науки приходится на З0-е годы XIX в. Ее появление было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир.

Основателем социологии был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии.

Активному проникновению в социологию эволюционизма способствовали взгляды Г. Спенсера. Социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма.

Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать идеи К. Маркса: об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя и др.

Психологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX - начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.

Профессионализация социологии связана с именами прежде всего двух крупных немецких социологов - Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Первый осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Второй - Г. Зиммель - акцентировал внимание на изучении форм социального взаимодействия людей, носящих "сквозной" для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Основной же "клеточкой" общества Зиммель считал взаимодействие.

Один из выдающихся представителей социологии - Э. Дюркгейм. Главными характеристиками разработанной им системы были:

а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма;

б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния;

в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

Основой социологии М. Вебера было учение об идеальных типах как теоретических конструкциях, отражавших не объективную эмпирическую реальность, а результат исследовательской деятельности ученого. Это привело к появлению "понимающей социологии", исходным пунктом которой стало осмысленное социальное действие. Одна из центральных идей Вебера - связь экономики, этики и религии, которая, и по сей день, оказывает большое воздействие на социологию.

Русская социологическая мысль XIX - начала XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм

(Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).

Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию.

2. Состояние современной социологии.

Перейдем к характеристике состояния социологии в 70 - 80-е годы. Оно определяется наличием нескольких направлений (с точки зрения "классического" анализа науки) и парадигм. Имея в виду дифференциацию социологии по направлениям, выделим три основных - неомарксистское, неопозитивистское, понимающую социологию.

Помимо этого, следует назвать в качестве особого марксистское направление, представители которого используют в своих теоретических исследованиях фундаментальные идеи Маркса.

Новым и важным является подход к анализу современного состояния социологии, основанный на сложившихся парадигмах. Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. Куном, американским философом и историком науки, в середине 70-х годов и означает определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания.

Парадигма - это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решение. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Рассмотрим некоторые социологические парадигмы.

Теории конфликта . Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных процессов - конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 - 60-е теорию конфликта развивали Р. Дарендорф (ФРГ) и Л. Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др. Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, - не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать не только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.

Ещё одна парадигма современной западной социологии - теория социального обмена , развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др. По существу, на первый план выходит ценностно-нормативный уровень взаимодействия. Но если у Дж. Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус) явно преобладает, то его последователи (П. Блау и Р. Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно- функционального анализа взаимодействия.

Похожие страницы:

Современное состояние и перспектива развития социологии как науки в РФ

. работа На тему: Современное состояние и перспектива развития социологии как науки в РФ Кафедра: Социология и политология Выполнил . проблемы современной социологии - выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития .

Состояние и перспективы развития в России имущественного страхования (2)

. Проблемы и перспективы развития страхования в современных условиях Страховой рынок в настоящее время характеризуется высокой концентрацией. По состоянию . 18 лет и старше. В ходе исследования социологи выяснили, сколько наших соотечественников пользуется .

Социология (26)

. История развития эмпирической (прикладной) социологии. 11. Актуальные проблемы современной социологии в России . - № 6. Тощенко Ж.Т., Байков В.Э. Политическая социология: состояние, проблемы, перспективы // Социологические исследования. 1990. - № 9. Фролова .

Социология (34)

. . 1994. №1. Тощенко Ж. Т. Политическая социология: состояние, проблемы, перспективы//Социологические исследования. 1990. №9. Тощенко Ж. . воспроизводства и развития жизни, удовлетворению жизненных потребностей людей. В современной социологии нашей страны .

Перспективы развития кооперативной системы в аграрном секторе

. историков, экономистов, социологов, общественных деятелей, . россия Проанализируем состояние и перспективы развития кооперации в . остро стоят проблемы реализации продукции. . ситуации и изучения современного состояния развития региональных систем, .

Читайте также: