Этнические проблемы конституционная реформа великобритания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этнические проблемы. Конституционная реформа. После образования Ирландской республики (договор 1921 г.) проблема Ольстера (шести графств на севере острова) была и остается ныне одной из самых болезненных проблем Великобритании. В 1968 г. началось массовое движение католического меньшинства за гражданские права. После разгона одной из демонстраций полицией столкновения переросли в уличные беспорядки.

Правительство Великобритании ввело в Ольстер войска. В столкновениях с войсками и полицией и в результате актов террора погибло несколько тысяч человек. В 1990-е гг. католики и протестанты Ольстера продвинулись по пути создания совместной администрации.

Консервативная и Лейбористская партии после войны пытались решить три важнейшие задачи восстановления международных позиций Великобритании: сохранить

фунт стерлингов в качестве международной валюты, сохранить Сити (Сити — район Лондона, где находятся крупнейшие английские банки, международные биржи, представительства ведущих иностранных финансовых учреждений.) как финансовый центр мира, сохранить Британскую империю. Выполнение этих внешнеполитических целей для Великобритании оказалось непосильным. Фунт стерлингов несколько раз утрачивал свой вес. Британская империя распалась.

Обладая собственным ядерным оружием (атомные подводные лодки с ядерными ракетами), Великобритания является сторонником расширения и усиления влияния НАТО.

Перед обеими партиями на протяжении всего XX века стояла невероятно трудная задача — преодоление отставания в темпах развития экономики от остальных капиталистических стран. Как консерваторы, так и лейбористы исходили из принципа активного вмешательства государства в экономику, однако, в остальном их взгляды существенно расходились:

Не без давления со стороны профсоюзов, усилиями двух главных партий в Великобритании было создано государство благосостояния, для которого были характерны высокие зарплаты и сильные социальные гарантии, а также устойчивый экономический рост, правда, такой высокий, как в других ведущих странах.

Оборотная сторона такого общества заключалась в том, что экономика утрачивала механизмы самообновления, стимулы к труду, а государственное регулирование мешало частной инициативе

Готовые работы на аналогичную тему

Этнические проблемы

После того, как в 1921 году была образована Ирландская республика, проблема Ольстера (шесть графств на севере Ирландии) превратилась в одну из наиболее болезненных для Великобритании. В 1968 г. развернулось массовое движение католиков (они составляют меньшинство) за гражданские права. После того, как одна из демонстраций была разогнана полицией, конфликт перешел в стадию массовых уличных беспорядков.

Правительством Великобритании было принято решение о вводе в Ольстер армии. В результате столкновений с армией и полицией, а также от рук террористов ИРА погибло несколько тысяч человек. Только с 1990-х годов начался процесс продвижения католиков и протестантов Ольстера по пути формирования совместной администрации.

Рост движений за культурную и национальную автономию стал также заметным в конце 1960-х гг. в Шотландии и Уэльсе.

Внешняя политика Великобритании

Внешнеполитический статус Великобритании после Второй мировой войны определялся следующим:


По своему содержанию и методам реализации данная стратегия, будучи целиком и полностью оригинальной, вписывается в общемировые тренды политического развития. Рассматриваемый в настоящей статье опыт реформирования политического устройства Великобритании может оказаться полезным при разработке и осуществлении реформ в Российской Федерации.

Конституционная реформа 1997–2012 гг. как стержень политической стратегии британских властей

Основные слагаемые конституционной реформы – деволюция Шотландии и Уэльса, реформа Палаты лордов и реформа избирательной системы – продвинулись далеко не в равной степени. Но даже там, где продвижение было наиболее успешным, процесс продолжается и оказывает серьезное влияние на положение дел в Соединенном Королевстве.

Деволюция Шотландии и Уэльса


В числе начатых лейбористами реформ деволюция Шотландии и Уэльса, т.е. передача им более широкого круга полномочий, оказалась наиболее быстрой и успешной. Уже в 1999 г., через два года после прихода к власти правительства Т. Блэра, через парламент, легко преодолев сопротивление консерваторов, были проведены необходимые законы. В соответствии с этими законами в Шотландии создавался парламент, наделявшийся достаточно широким кругом полномочий в финансово-экономической, административно-политической и социальной сферах, а в Уэльсе – Ассамблея, также получившая хотя и менее значимые, но все же достаточно широкие полномочия. Аналогичный орган (Ассамблея) был создан и по итогам Белфастского соглашения (1998 г.) в Северной Ирландии. Акты о деволюции дали Шотландской национальной партии (ШНП) и уэльским националистам (партия Plaid Cymru – Партии Уэльса) возможность участвовать в формировании ключевых политических институтов провинций.

Следующий шаг реформы, который, скорее всего, придется сделать уже новому парламенту и новому правительству, не может не учитывать существенных изменений, произошедших в государственном устройстве Великобритании в результате деволюции.

Как и следовало ожидать, получив возможность участвовать в борьбе за власть на наиболее благоприятном для них поле, шотландские националисты за сравнительно короткий период достигли весьма существенных результатов. Подлинным триумфом для них явились последние выборы (2011 г.), на которых ШНП завоевала 69 из 129 парламентских мест, получив 53,5% голосов избирателей, и сформировала однопартийное национальное правительство большинства. Этот успех побудил ее почти сразу же заявить о намерении провести обещанный в предвыборном манифесте референдум о независимости.


Реформа Палаты лордов: затянувшийся сценарий

На состоявшемся в мае 2011 г. референдуме, по условиям которого альтернативой существующей мажоритарной системе должна была стать пропорционально-мажоритарная система, консерваторы грубо нарушили свои обещания не выступать активно против реформы. Лейбористы также отнеслись к ней более чем прохладно, и подавляющее большинство избирателей реформу не поддержало.

Одним из условий формирования коалиционного правительства консерваторов и либерал-демократов после выборов 2010 г. стало обязательство (по настоянию Партии либерал-демократов) завершить начатую лейбористами реформу. В июне 2012 г. в Палату общин был внесен билль о реформе Палаты лордов, в соответствии с которым в ее составе на первом этапе должны были быть 120 избираемых членов, 30 назначаемых, до 21 церковного иерарха и до 8 министров. Сразу же после внесения билля выяснилось, что 92 консерватора-заднескамеечника намерены нарушить партийную дисциплину и проголосовать против билля. Фракция лейбористов, не возражая против билля в принципе, из-за несогласия с процедурой его реализации также практически отказалась его поддерживать. При голосовании 10 июня, помимо упомянутых 92 консерватора еще 19 заднескамеечников тори воздержались, и билль был отклонен.

На мой взгляд, следующий шаг реформы, который, скорее всего, придется сделать уже новому парламенту и новому правительству, не может не учитывать существенных изменений, произошедших в государственном устройстве Великобритании в результате деволюции. О весьма высокой вероятности этого сценария свидетельствует поднимаемый уже не в первый раз, причем в весьма авторитетных политических и экспертных кругах, вопрос о превращении Палаты лордов в палату, представляющую национально-региональные интересы [4].

Фальстарты избирательной реформы


Но вопрос остался и вновь актуализировался после выборов 2010 г. В ходе формирования коалиционного правительства консерваторов и либерал-демократов была достигнута договоренность о проведении референдума по избирательной реформе. На состоявшемся в мае 2011 г. референдуме, по условиям которого альтернативой существующей мажоритарной системе должна была стать пропорционально-мажоритарная система, консерваторы грубо нарушили свои обещания не выступать активно против реформы. Лейбористы также отнеслись к ней более чем прохладно, и подавляющее большинство избирателей реформу не поддержало.

Провал избирательной реформы, казалось бы, еще больше упрочил двухпартийную систему в стране, нанеся тяжелейший удар по престижу и позициям либерал-демократов. Однако восстановить утерянную монополию на политическое представительство двум главным силам – консерваторам и лейбористам – пока не удается.

Остающийся открытым вопрос о реформе избирательной системы, на мой взгляд, влечет за собой ряд других вопросов, относящихся к общим проблемам представительной демократии, олицетворением которой в Великобритании является Вестминстерская модель.

Кризис Вестминстерской модели в контексте общего снижения роли представительной демократии в мире

. В числе наиболее значимых принципов, позволяющих британскому истеблишменту играть эту роль и имеющих отнюдь не сугубо локальное значение, можно выделить, постоянство, с которым истеблишмент осуществляет свою реформаторскую деятельность.

Тот факт, что представительная демократия в ряде стран Запада и в мире в целом переживает кризис, настолько общеизвестен и очевиден, что вряд ли нуждается в сколько-нибудь подробном обосновании. Проявления этого кризиса наблюдаются практически повсеместно и буквально переполняют и средства массовой информации, и все информационное поле. К ним можно отнести резкое снижение рейтинга политиков и политических институтов, сокращение численности и падение авторитета некогда весьма влиятельных партий, рост абсентеизма избирателей, участившиеся скандалы вокруг неэтичного поведения ряда видных политических деятелей. При этом глубина кризиса и его конкретные формы далеко не везде одинаковы. На фоне острейших сбоев политического механизма в таких странах, как Испания, Греция и Италия, положение дел в Великобритании выглядит почти благополучным. Однако в действительности кризис британского представительного правления – вполне очевидная и практически общепризнанная данность, и приведенные выше факты сбоев в функционировании двухпартийной системы – убедительное тому доказательство.

При всей важности отмеченных кризисных явлений не менее существенный интерес представляют инициативы и шаги, предпринимаемые британским истеблишментом для обновления явно устаревших форм политической активности. Одним из таких шагов стало использование технологии так называемых электронных выборов в ходе предвыборной кампании 2010 г. Наряду с таким традиционным видом массмедиа, как телевидение, ведущие участники предвыборной гонки обратили свое внимание на новые электронные СМИ – многочисленные веб-сайты, блоги и иные формы онлайновых коммуникаций. Использование электронных средств массовой информации имело целый ряд последствий, связанных не только с обновлением форм и методов политической борьбы и результатами самих выборов.


Появление подобных структур позволило некоторым партийным лидерам расширить прямые контакты с гражданским обществом. Такие контакты представляют собой еще одну новацию, которая пробивает себе дорогу в британском политическом процессе. Как видим, кризис Вестминстерской системы не просто снижает качество представительной демократии – он порождает обновленческие тенденции, которые уже не укладываются в прокрустово ложе демократии и заслуживают самого пристального внимания.

И, наконец, третий, также весьма существенный принцип – постоянное, хотя далеко не всегда открытое и очевидное, стремление учитывать назревшие общественные запросы и, опираясь на них, реализовывать политическое проектирование.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Великобритания"

Вопросы занятия будут такими:

этнические проблемы, конституционная реформа;

внешняя политика Великобритании.

Парламентские выборы в мае 1997 года завершились триумфальной победой Лейбористской партии.


Прежняя социалистическая символика – красный флаг – была заменена на красную розу.



Её основными положениями стали:

неприятие прежнего подхода лейбористов к огосударствлению экономики.


В новой программе лейбористов рынок стал важнейшим звеном. Он больше не противопоставлялся государству, а рассматривался в качестве главного условия динамизма экономического развития.


В государственном секторе управление было гораздо менее эффективным. Поэтому правительство Блэра продолжило курс на приватизацию, а также на подключение частной инициативы к решению задач, ранее находившихся в ведении государственных структур. Например, в 2000 году в частные руки была передана почта Великобритании.

В систему здравоохранения и коммунального хозяйства введена практика контрактов с частными организациями. Отменялся контроль правительства над деятельностью Банка Англии. Государство проводило политику снижения налогов на корпорации.

Расширение механизмов саморегулирования рынка позволило стабилизировать финансовую системы и добиться устойчивого экономического роста.

Инфляция и безработица в стране снизились до минимальных отметок за последние 30 лет. Например, в 2004 году уровень безработицы составлял 4,7 % от всего трудоспособного населения. Инфляции – 1,6 %. Эти успехи позволили правительству начать осуществление новой социальной политики. В 1999 году стране был введён минимальный уровень оплаты труда в час. Тогда он составлял три фунта 60 пенсов или – пять с половиной долларов США.


В 2006 году этот показатель в эквиваленте стал равен 11 долларам США. В этом же году в США минимальная часовая оплата составляла 7 долларов. Во Франции – 10 долларов.

По инициативе Блэра был создан специальный детский фонд, из которого оплачивалось образование и лечение детей из бедных семей.

О росте качества системы здравоохранения Великобритании говорит и тот факт, что с 1997 по 2007 годы средняя продолжительность жизни в стране выросла на 3 года и составила 80 лет.


Манифест лейбористов, появившийся в 2005 году, получил положительные отзывы в обществе.


Он описывал новый подход к задачам современного государства. В частности, манифест содержал такие положения:

В 2007 году Блэр подал в отставку. Его преемником на посту премьер-министра стал Гордон Браун.


В годы его правления разразился мировой экономический кризис, ставший серьёзным испытанием для Великобритании. В 2008–2009 годах ВВП страны упал на рекордные 7,2 %.

Поэтому действия премьера были направлены главным образом на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса.

В мае 2010 года, впервые в послевоенной истории Великобритании, ни консерваторы, ни лейбористы не смогли набрать абсолютного большинства голосов.

В итоге было сформировано коалиционное правительство. В него вошли Консервативная партия и третья по популярности в стране Либерально-демократическая партия. Премьер-министром стал Дэвид Кэмерон.


Его правительство приступило к реализации программы жёсткой экономии. В 2015 году Кэмерон сформировал однопартийное правительство консерваторов.

Перед ним стоят задачи по сокращению расходов бюджета и борьбы с последствиями экономического кризиса. В 2016 году, по итогам референдума о членстве Британии в ЕС, Дэвид Кэмерон заявил о своей отставке. Его преемником стала Тереза Мэй.


После появления независимой Ирландской республики Северная Ирландия превратилась в одну из самых болезненных проблем Великобритании. На протяжении всего 20 века здесь не прекращалась борьба между сторонниками и противниками нахождения в составе Соединённого Королевства. Ирландская республиканская армия (ИРА) не единожды организовывала теракты против английских властей. В 1968 году в Северной Ирландии начались массовые протесты католического меньшинства недовольного своими правами.

После разгона одного из митингов полицией столкновения переросли в уличные бои. Правительство Великобритании ввело в Ольстер войска. За 30 лет конфликта в столкновениях с войсками и полицией в результате актов террора погибло несколько тысяч человек.


Частично разрешить проблему удалось только к 1998 году. Согласно Белфастскому соглашению, в британской части Ольстера создавался местный законодательный орган – Ассамблея Северной Ирландии. С конца 1960-х годов наметился подъём движений за национальную автономию в Шотландии и Уэльсе. В частности, в Шотландии этому способствовало открытие месторождений нефти и газа в Северном море у восточного побережья страны.


В 1999 году состоялись выборы в новые представительные органы власти – Шотландский парламент и Ассамблею Уэльса.


В 2014 состоялся референдум о независимости Шотландии. Но 55 % избирателей проголосовало против статуса независимости своей страны. После Второй мировой войны внешнеполитическое положение Великобритании определялось следующими факторами:

Великобритания стала главным внешнеполитическим союзником и партнёром США;

Великобритания оставалась одним из основных государств в Западной Европе;

Великобритания, утратив колонии, осталась главой Содружества наций;

Великобритания являлась постоянным членом Совбеза ООН и ряда военно-политических блоков, в том числе НАТО.

В первые послевоенные годы британское правительство пыталось восстановить международные позиции государства.

В первую очередь для этого требовалось:

сохранить фунт стерлингов в качестве международной валюты;

сохранить Лондонский Сити (деловой центр) в качестве финансового центра мира;

сохранить Британскую империю.

Но выполнение всех этих задач оказалось непосильным. Национальная валюта обесценивалась, а Британская империя в конце концов распалась.

Из-за тесного сотрудничества с США и членства в НАТО, Великобритания участвовала почти во всех военных акциях второй половины 20 – начала 21 веков.


Из последних можно выделить:

войну в Персидском заливе 1991 года;

операцию против Югославии в 1999 году;

войну в Афганистане (2001–2014 годов);

Иракскую войну 2003–2011 годов;

вмешательство в гражданскую войну в Сирии в 2014 году.


Особняком стоит Фолклендская война 1982 года между Великобританией и Аргентиной. Её причиной стал спор двух государств из-за контроля над Фолклендскими островами.

В этом конфликте Великобритания одержала победу. Успех на Фолклендах стал свидетельством мощи Британии как военно-морской державы.


В итоге по результатам референдума 2016 года о членстве Британии в ЕС, победу одержали сторонники выхода королевства из Европейского союза.


Этнические проблемы государства удалось частично решить только к концу 1990-х годов.

Внешняя политика Великобритании в основном проходила в русле политики США и НАТО.

Читайте также: