Великое десятилетие хрущева незавершенность реформ кратко

Обновлено: 16.05.2024

ПОПЫТКА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства зани­мала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секрета­ря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И.В. Стали­на. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в орга­нах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реа­билитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А.С. Бубнов, С.В. Косиор, П.П. Постышев, А.В. Косарев, М.Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабили­тированы около 16 тыс. человек.

Преобразования в общественно-политической жизни.

Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восста­новление законности в общестенно-политической сфере. Для укрепле­ния правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Бы­ло принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законо­творческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие государ­ственные структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась ра­бота по реабилитации жертв репрессий.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депор­тированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась ре­патриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабили­тация не коснулась многих крупных советских и государственных дея­телей 30-х годов, в частности, А.И. Рыкова, Н.И. Бухарина — руководи­телей оппозиции И.В. Сталину. Было отказано в возвращении на преж­ние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилита­ция не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населе­ния.

Обновление аппарата власти.

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудо­вой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были по­вышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского насе­ления. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастов­щиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вы­зывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно- хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабиль­ностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Экономический курс в деревне.

Во второй половине 1953 г. нача­лись кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономиче­ского курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности — сырьем. Повышение бла­госостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйст­венного производства. Отныне государство определяло лишь объем за­готовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в агросферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г. — лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую го­сударству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсоб­ных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению техни­ческой оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Си­бирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, кре­стьяне, специалисты).

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно- технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, про­дажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтра­лизовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться опреде­ленных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пя­тью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяй­ства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали эко­номику многих хозяйств.

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укруп­нения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществля­лись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохо­зяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение на­ходящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усили­лись волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам — по его на­стоянию — рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольствен­ной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

Реформа управления промышленностью.

Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промыш­ленных предприятий. В их числе — Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышлен­ные отрасли — радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улуч­шения внедрения в производство новейших достижений науки и тех­ники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отрас­лей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная сис­тема управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руково­дства индустриальными отраслями.

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышлен­ностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране было создано 105 эконо­мических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их тер­ритории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и рес­публик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйство­вания сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

К концу 50-х годов произошли изменения в со­циальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Все­союзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Восто­ка. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и кол­хозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния на­рода. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для ос­тальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государст­венных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачи­ваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, исполь­зование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны но­вые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине 50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в но­вые квартиры.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

Международные связи в 50-е годы.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средст­ва, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаи­моотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими стра­нами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Гер­мании. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались ди­пломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нор­мализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудниче­ство сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х го­дов СССР бьш связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Противоречия внешнеполитического курса.

Новые подходы к ре­шению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового разви­тия. В документах съезда были сделаны выводы о возможности пре­дотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государства­ми мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко — профессиональный дипломат, длительное время пред­ставлявший интересы страны в ООН.

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отно­шения с социалистическими государствами, к числу которых присоеди­нилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества бы­ли: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, кон­такты в области научно-технической политики, культурные связи. Глав­ным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из при­чин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки дик­тата и открытого военного вмешательства в дела независимых госу­дарств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли уча­стие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Ор­ганизаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с Венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора.

В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отка­зался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения воору­жений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоруже­ния. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициатива­ми, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфе­ре, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Мос­ковскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смяг­чению международной обстановки.

В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хруще­вым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значи­тельной попыткой реформировать советское общество. Стремление ру­ководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политиче­ские и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором — Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в от­ставку.


Период Оттепели в СССР относится к рубежу 1950-1960-ых годов, когда руководителем государства был Никита Сергеевич Хрущев. Он занимал должность первого секретаря КПСС с 1953 по 1964 год. Эпоха Хрущева в истории СССР была отмечена рядом реформ, весьма спорных по своим результатам.

Начало процесса

Первыми событиями, которые можно отнести к Оттепели Хрущева можно считать амнистию 1953 года и прекращения ряда дел сталинского периода, например, Ленинградского или “Дела врачей”.

Никита Хрущев

Рис. 1. Никита Хрущев.

В большей степени советские граждане почувствовали оттепель с 1956 года, когда началась критика “культа личности” Сталина. Это совпало с внешнеполитическими событиями, например, с нормализацией отношений Австрией и с Югославией и ее лидером Тито, так как при Сталине его считали едва ли врагом, как и страны НАТО. С 1953 года началась проверка дел и реабилитации бывших заключенных, а также расстрелянных, особенно, в 1930-ые годы, среди них были и бывшие маршалы – Тухачевский, Блюхер, Егоров. В 1957 году началось возвращение в места своего проживания депортированных народов:

  • Балкарцев и карачаевцев.
  • Чеченцев и ингушей.
  • Калмыков.

Были восстановлены их республики, но на другие народы эти меры не распространились. Это относится к корейцам, болгарам, понтийским грекам, курдам, крымским татарам, немцам Поволжья.

Однако, такие меры не мешали власти в 1956 году подавлять просталинские выступления в Тбилиси или преследовать Бориса Пастернака за публикацию романа “Доктор Живаго” в Италии.

К 1957 году СССР покинули все иностранные военнопленные. В том же году запрещено присвоение населенных пунктам и объектам народного хозяйства имен живых государственных деятелей. Также был снят запрет 1936 года на аборты и проведен VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Хрущев Никита

Рис. 2. Хрущев Никита.

События оттепели 1959-1964 годов

В 1958 году из советского Уголовного Кодекса удалено понятие “враг народа”, однако, в государстве сохранилась и продолжала применять смертная казнь. В 1962 году была расстреляна демонстрация в Новочеркасске, а в 1964 арестован Иосиф Бродский.

Одновременно с этим началась новая волна гонений на православную церковь, впервые с конца 1930-ых годов. Десталинизация достигла своего пика в 1961 году, когда XXII съезд КПСС в очередной раз осудил культ личности. По всей стране провел массовый демонтаж памятников бывшему руководителю СССР, были переименованы многие города и другие объекты. Полемика по поводу культа личности привела к разрыву в декабре 1961 года дипломатических отношений с Албанией до 1990 года. Тело Сталина вынесли из мавзолея и похоронили около Кремлевской стены.

В 1955-1964 годах заметно ослабла цензура, поэтому начали публиковаться произведения Солженицына. В те годы продуктивно работали следующие кинорежиссеры: Чухрай, Хуциев, Гайдай, Данелия.

Концом “Оттепели” принято считать осень 1964 года, когда Хрущева сняли со всех руководящих постов. Некоторые ее процессы по инерции продолжались до 1968 года, то есть до подавления выступлений в Чехословакии.

Никита Хрущев Оттепель

Рис. 3. Никита Хрущев Оттепель.

Что мы узнали?

Кратко о главном о хрущевской оттепели рассказывает школьный курс истории 9 класса. Даже беглого знакомства с ее событиями достаточно для понимания того, что это был неоднозначный процесс. В ряде сфер государство допустило либерализацию, о и репрессивные меры применялись.


Итоги реформаторских действий Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.).

Таким образом , Н.С. Хрущёвым была предпринята серьезная попытка модернизации. Н.С. Хрущев встал на путь либерализации.

Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу.

Н.С. Хрущев и руководство партии оставались на позициях коммунистической идеологии, часто были не только не готовы к радикальным переменам, но и не всегда стремились к ним

Престиж Н.С. Хрущева в последние годы его правления неуклонно падал под влиянием непродуманных мероприятий, бесконечных реорганизаций

  • партийная номенклатура, которая чувствовала себя неуверенно в обстановке хаотичных реорганизаций,
  • хозяйственная элита, которую перебрасывали с места на место в процессе ликвидации министерств,
  • кадровые военные не могли простить Хрущеву снятия с поста министра обороны Г.К. Жукова, резкого сокращения армии без создания необходимой бытовой базы для увольняемых в запас офицеров,
  • творческая интеллигенция, которая подвергалась некомпетентной критике и даже оскорблениям со стороны Хрущева,
  • колхозное крестьянство, у которого урезали приусадебные участки и которому платили нищенские пенсии,
  • городское население, материальное положение которого к концу правления Хрущева ухудшилось.

В ближайшем окружении Н.С. Хрущева возник заговор.

Читайте также: