Университеты в средневековье кратко

Обновлено: 18.05.2024

4.4. Возникновение и развитие средневековых университетов.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

В ХIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К ХV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с ХIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к ХV в. появляются государственные университеты.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

В конце \(XII\) — начале \(XIII\) вв. в Европе происходит культурный подъём, растёт количество крупных городов, в которых особое внимание уделяли развитию образования. Первые университеты появились в Западной Европе в Болонье, Париже, Оксфорде, Кембридже .

Университет в Средние века включал несколько факультетов (отделений). На артистическом (подготовительном) в программе было изучение \(7\) свободных искусств, которые включали тривиум (грамматику, риторику, диалектику) и квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию, музыку). После изучения тривиума и сдачи экзамена студент получал степень бакалавра искусств . После овладения курсом квадривиума — степень магистра искусств . Затем студенты могли продолжить обучение на факультетах права (обучались юриспруденции), медицины (осваивали лечебное дело, анатомию), богословия (изучали христианское вероучение) и получить учёную степень доктора наук .

Laurentius_de_Voltolina_001.jpg

Процесс обучения включал в себя лекции и диспуты (ведение спора с целью получить истинное знание). Преподавание велось на латинском языке. Особенностью средневекового университета было его самоуправление, которое предоставлял папа римский. Управлять делами могли как профессора (Парижский университет), так и сами студенты (Болонский университет).

Развитие университетского образования способствовало прогрессу в науке, культурному обмену, росту общественного самосознания .

Эпоха Средневековья давно позади, а вот университетская жизнь до сих пор, кажется, осталась там.

Европейское высшее образование — продукт средневековой культуры. Именно тогда были заложены основные принципы и традиции университетов, которые переходят по наследству из эпохи в эпоху. Многие из них продолжают быть актуальными и сейчас. Тем интереснее проследить, откуда и почему они возникли и как проявляются в современности.

Университетская иерархия

Ещё по этой теме :

Расцвет первых университетов в XII веке совпал по времени с активным развитием цехового производства. Средневековые университеты создавались аналогично ремесленным цехам: вокруг известного учёного собирались ученики, которые одновременно помогали ему вести хозяйство, учились под его руководством и участвовали в исследованиях.

С течением времени это вылилось в появление учёных степеней: статусы школяра, бакалавра и магистра были сходны по смыслу со статусами ученика, подмастерья и мастера в цехах.


Устройство университетов

Европейские университеты в то время, как и сейчас, состояли из множества подструктур. Деление на факультеты появилось с созданием первых университетов. Наиболее востребованными в Средние века были юристы — из-за развития практики письменного законодательства — и богословы — благодаря расширению влияния христианства. Медицина к этому времени стала более эффективной, чем языческие целительные практики.


Примечательно, что юридические и медицинские факультеты до сих пор сохраняют привилегированное положение, а получение соответствующих специальностей влечёт зазубривание большого количества теории в лучших традициях средневековья.

Это может быть интересно :

Колледжи появились в то же время как общежития для нуждающихся студентов. Они создавались монашескими орденами или аристократией, а обеспечивали их существование успешные выпускники. Постепенно колледжи стали центрами университетской жизни: здесь часто преподавали, организовывали библиотеки и своеобразные подработки для студентов (к примеру, переписку рукописей, учебные консультации, секретарскую службу). Оксфорд и Кембридж вообще превратились с XIV века в конфедерацию отдельных колледжей, нанимавших преподавателей и персонал. В англоязычной образовательной среде такой тип устройства университета преобладает до сих пор.

Научное бродяжничество

Академическая мобильность сегодня — университетский принцип, возможность без затруднений перемещаться между высшими учебными заведениями для преподавания и обучения. Это учёба по обмену, приглашение иностранных преподавателей для чтения курсов и тому подобное. Принцип восходит к средневековью, когда университеты представляли единое пространство без национальных и социальных границ.

Преподавали везде на латыни, факультеты и программы обучения во всех университетах были одинаковыми, студенты штудировали одни и те же книги и разрешали одни и те же схоластические проблемы.


Особый статус научного сообщества

Как и сегодня, научное сообщество средневекового университета было носителем особого мировоззрения и привилегий. Первым методом познания стала схоластика — соединение христианского богословия и логики Аристотеля. На основе схоластики сформировался тип научного мышления, знакомый нам и сейчас. Обучение и преподавание стали строиться на цитировании авторитетов, формальной логике, рационализме и размышлении путём разрешения проблем.

В Средние века распространилось мнение, что образование наделяет человека не только знаниями, но и добродетелями. Оно как бы сообщало истинное благородство, превосходящее благородство по рождению. Так начала формироваться интеллигенция.


Во многих странах студенты и учёные были освобождены от уплаты налогов, воинской повинности и вообще от всех видов деятельности кроме интеллектуальной. Это формально уравнивало их с аристократией.

Статусность учёные подчёркивали и сами, перенимая обычаи знати. Например, в Венском университете накануне получения степени бакалавра или магистра кандидат должен был совершить церемониальное омовение, что напоминало процесс получения дворянского звания. В университетах Испании новоиспечённым докторам вручали меч, как на церемонии посвящения в рыцари.

Принципом самоуправления университеты тоже обязаны средневековью. Университет тогда создавался как государство в государстве. Для его организации необходимо было получить санкции светской и церковной властей, но в остальном в университетах царили самоуправление и демократия. Ведущие должности были выборными, принятие решений осуществлялось на общих собраниях, учёные степени присуждались коллегиально. В университеты принимали всех, независимо от социального и материального положения. Высшая школа наделялась такой внутренней свободой потому, что городу было выгодно её существование: во-первых, она обеспечивала приток горожан, во-вторых, образованные работники делали своё дело гораздо эффективнее.

Миф о том, что женщинам не место в науке, тоже родом из Средневековья. В то время образование женщинам было недоступно, как существам, повинным в первородном грехе. Но кроме этого учёным настоятельно рекомендовалось соблюдать целибат, так как обучение, подобно богослужению, было несовместимо ни с чем имеющим отношение к женскости.

Прообразы лекций и семинаров

Две основные для университетов формы образовательной деятельности были заложены в Средние века. Средневековые школяры получали знания на лекциях и диспутах. Лекции по формату изменились мало. Они представляли собой чтение профессором научной или богословской литературы с комментариями и разъяснениями.


Диспуты, схоластические споры, были прототипами семинаров. Диспуты строились на искусстве диалектики: на них нужно было обращать в свою пользу логические и стилистические ошибки противников, искать противоречия в их речах. Ординарные диспуты проводились еженедельно и выглядели как споры оппонентов современных дискуссионных клубов — последовательное высказывание аргументов и контраргументов к тезисам.


Средневековый посвят

Из Средних веков пришла и традиция причащения новобранцев к университетской жизни. Посвящение происходило через обряд инициации, который был синонимом перерождения в качестве студента. В обществе того времени инициация занимала важное место, потому что человека определяло в первую очередь сообщество, к которому он принадлежал. А принадлежность к университету была крайне почётна.


В процессе инициации новичков могли заставить есть помои, полоскать горло мочой, вырывать зубы и так далее. Заканчивалось всё действо пародией на схоластическое испытание, в котором нужно было продемонстрировать сообразительность.


Обыденными были нападения студентов на горожан и постоянные драки друг с другом. В целях уменьшения ущерба от подобного поведения организовывались студенческие дуэли. И хотя убийства на них были очень редки, большинство участников получали серьёзные травмы и даже увечья. Агрессивное эпикурейство считалось необходимым аспектом университетского образования, а потому прощалось властями.

В Средние века возник также и архетип нищенствующего студента. Тогда преподаватели впервые стали брать гонорар за чтение лекций, больших расходов требовали пышные процедуры получения степеней, покупка книг и письменных принадлежностей, форменной одежды. Большинство оплачивали также жильё и питание. Поэтому средневековый студент был в вечном поиске заработка, да и вообще любого источника существования.

Автономность и самоуправление, единство преподавания и исследования, образовательная мобильность, структурность и иерархия, особый статус учёных и традиции неформальной студенческой жизни — всё это современный университет унаследовал от средневекового. Конечно, университетская культура менялась с течением времени, но её основы остались прежними. А по демократичности современное высшее образование даже больше напоминает средневековое, чем образование последующих эпох.

Эта статья о западноевропейских институтах. О других центрах раннего высшего образования см. древние высшие учебные заведения. Для обзора средневековых фондов см. Список средневековых университетов.


А средневековый университет был корпорация организованный во время Средний возраст Для целей высшее образование. Первые западноевропейские учреждения, которые обычно считались университеты были созданы в Королевство Италия (тогда часть священная Римская империя), Королевство Англии, то Королевство Франция, то Королевство Испания, а Королевство Португалия между XI и XV веками для изучения Искусство и высшие дисциплины Теология, Закон, и Лекарство. [1] В течение 14 века в Европе росло количество университетов и колледжей. [2] Эти университеты произошел от гораздо более старых Христианин соборные школы и монастырские школы, и трудно определить точную дату, когда они стали настоящими университетами, хотя списки Studia Generalia для высшего образования в Европе, проводимых Ватикан являются полезным руководством.

Слово Universitas первоначально применялся только к схоластический гильдии- то есть корпорация студентов и магистров - в рамках студия, и он всегда изменялся, так как Universitas magistrorum, Universitas Scholarium, или же Universitas magistrorum et scholarium. Однако в конце концов, вероятно, в конце 14 века, этот термин начал появляться сам по себе, чтобы обозначать исключительно саморегулирующееся сообщество учителей и ученых, признанное и санкционированное гражданской или церковной властью. [3]

От ранний современный период вперед, это Западный-стилевые организационные формы постепенно распространяются из средневековый латинский запад по всему миру, в конечном итоге заменив все другие высшие учебные заведения и стать выдающейся моделью высшего образования во всем мире. [4]

Содержание

Антецеденты


Университет обычно рассматривается как формальное учреждение, возникшее в Средневековый христианин параметр. [5] [6] До создания университетов европейское высшее образование в течение сотен лет проходило в Христианин соборные школы или же монастырские школы (Scholae Monasticae), в котором монахи и монахини преподавал классы. Свидетельства об этих непосредственных предшественниках более позднего университета во многих местах относятся к 6 веку нашей эры. [7]

По мере роста и урбанизации европейского общества в XII и XIII веках спрос на профессиональные духовенство. До XII века интеллектуальная жизнь Западной Европы в основном относилась к монастыри, которые в основном были озабочены выполнением литургия и молитва; относительно немного монастырей могли похвастаться настоящими интеллектуалами. После Григорианская реформаакцент на каноническом праве и изучении таинства, епископы образовали соборные школы обучать духовенство Каноническое право, но также и в более светских аспектах религиозного управления, включая логику и диспут для использования в проповедях и богословских дискуссиях, а также бухгалтерский учет для более эффективного контроля над финансами. Папа Григорий VII сыграл решающую роль в продвижении и регулировании концепции современного университета, поскольку его Папский указ от 1079 года предписывал регулируемое учреждение кафедральных школ, которые преобразовались в первые европейские университеты. [8]

Обучение стало необходимым для продвижения в церковной иерархии, и учителя также приобрели престиж. Спрос быстро превысил возможности соборных школ, каждой из которых, по сути, руководил один учитель. Кроме того, возросла напряженность между учениками соборных школ и бюргеры в небольших городах. В результате соборные школы перекочевали в крупные города, как и Болонья, Рим и Париж.

Учреждение


Преподавание в Париже в конце 14 века. Grandes Chroniques de France: the постриг студенты сидят на полу

Во многих случаях университеты обращались к светской власти с прошениями о привилегиях, и это становилось образцом. Император Фридрих I в Аутентика Хабита (1158) дал первые привилегии студентам в Болонье. Еще один шаг был когда Папа Александр III в 1179 г. «запрещение мастерам церковных школ брать плату за выдачу лицензии на преподавание (Licentia Docendi) и обязывают их выдавать лицензии должным образом квалифицированным учителям ". [17] Гастингс Рашдалл считал, что целостность университета сохраняется только в такой внутренне регулируемой корпорации, которая защищает ученых от внешнего вмешательства. Эта независимо развивающаяся организация отсутствовала в университетах южной Италии и Испании, которые обслуживали бюрократические нужды монархов и были, по мнению Рашдалла, их искусственными творениями. [18]

Парижский университет был официально признан, когда Папа Григорий IX выпустил быка Parens scientiarum (1231). [17] Это был революционный шаг: Studium Generale (университет) и Universitas (корпорация учеников или учителей) существовала и раньше, но после выпуска быка они достигли автономия. "Папская булла 1233 г., в которой оговаривалось, что любой, кто признается учителем в Тулуза имел право преподавать везде без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi) со временем превратили эту привилегию в единственную наиболее важную определяющую характеристику университета и сделали ее символом его институциональной автономии . К 1292 году даже два старейших университета, Болонский и Парижский, почувствовали потребность искать похожие быки из Папа Николай IV." [17]


К 13 веку почти половину высших должностей в церкви занимали магистры (настоятели, архиепископы, кардиналы), а более трети второстепенных должностей занимали мастера. Кроме того, некоторые из величайших теологов Высокое средневековье, Фома Аквинский и Роберт Гроссетест, были продуктами средневекового университета.

Характеристики


Диаграммы, в сборнике трактатов по естественные науки, философия, и математика. Эта 1300 рукопись типична для книг, принадлежащих студентам средневековых университетов.

Первоначально средневековые университеты не имели физических объектов, таких как кампус современного университета. Уроки проводились везде, где было свободное место, например в церквях и домах. Университет - это не физическое пространство, а собрание людей, объединенных в единое целое. Universitas. Вскоре, однако, университеты начали арендовать, покупать или строить здания специально для целей обучения. [22]

Университеты обычно делятся на три типа, в зависимости от того, кто платит учителям. Первый тип был в Болонья, где студенты нанимали учителей и платили за них. Второй тип был в Париж, где учителям платила церковь. Оксфорд и Кембридж преимущественно поддерживались короной и государством, что помогло им пережить Роспуск монастырей в 1538 г. и последующее удаление всех основных Католик учреждения в Англия. Эти структурные различия создали другие характеристики. В Болонском университете студенты управляли всем - факт, который часто ставил учителей в невыгодное положение. В Париже учителя управляли школой; Таким образом, Париж стал лучшим местом для учителей со всей Европы. Кроме того, в Париже главным предметом изучения было богословие, поэтому контроль присваиваемых квалификаций находился в руках внешнего органа - канцлера епархии. В Болонье, где студенты предпочли светское обучение, основным предметом было право.

Учителям и ученым также было свойственно передвигаться. Университеты часто конкурировали за лучших и самых популярных учителей, что приводило к маркетизации обучения. Университеты опубликовали свои списки студентов, чтобы побудить студентов учиться в своем учебном заведении. Студенты Питер Абеляр последовал за ним в Мелен, Корбей и Париж, [23] показывая, что популярные учителя приводили с собой учеников.

Студенты

Студенты посещали средневековый университет в разном возрасте - от 14, если они учились в Оксфорде или Париже, чтобы изучать искусство, до 30 лет, если они изучали право в Болонье. В течение этого периода обучения студенты часто жили вдали от дома и без присмотра и поэтому приобрели репутацию среди современных комментаторов и современных историков пьяных распутников. В средние века студентов часто критиковали за то, что они пренебрегали учебой из-за выпивки, азартных игр и сна с проститутками. [24] В Болонье некоторые из их законов разрешали студентам быть гражданами города, если они поступили в университет. [25]

Курс обучения


Обучение в университете длилось шесть лет. Мастер искусства степень (а Бакалавр искусств степень присуждалась после завершения третьего или четвертого курса). Исследования для этого были организованы факультет искусств, где семь гуманитарные науки преподавали: арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки, грамматику, логику и риторику. [26] [27] Все инструкции были даны в латинский и студенты должны были разговаривать на этом языке. [28] В тривиум включала три предмета, которые преподавались в первую очередь: грамматика, логика и риторика. [29] В квадривиум состоял из арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Квадривиум изучается после подготовительной работы тривиума и ведет к получению степени магистра искусств. [30] Учебный план также включал три Аристотелевский философии: физика, метафизика и моральная философия. [29]

Значительную часть средневековой философии и теологии можно найти в схоластический текстовые комментарии, потому что схоластика была очень популярным методом обучения. Элий Донат' Ars grammatica был стандартным учебником по грамматике; также изучены работы Присцианец и Грецизм к Эберхард Бетюн. [31] Цицерона были использованы для изучения риторики. [29] Включены изученные книги по логике Порфирийс введение в аристотелевскую логику, Жильбер де ла Поррес Принципы секса и Summulae Logicales от Petrus Hispanus (позже Папа Иоанн XXI). [32] Стандартная работа астрономии Tractatus de sphaera. [32]

Когда Мастер искусства была присвоена степень, студент мог покинуть университет или продолжить обучение на одном из высших факультетов, закон, лекарство, или же богословие, причем последний - самый престижный. Первоначально только несколько университетов имели факультеты теологии, потому что папы хотели контролировать теологические исследования. До середины 14 века богословие можно было изучать только в университетах Парижа, Оксфорда, Кембриджа и Рима. Во-первых, создание Пражский университет (1347 г.) прекратили свою монополию, а затем и другие университеты получили право открывать теологические факультеты. [33]

Популярный учебник по богословию назывался Фразы (Quattuor libri sententiarum) из Питер Ломбард; Студенты-теологи, а также магистры должны были читать лекции или писать обширные комментарии к этому тексту в рамках своей учебной программы. [34] [35] Обучение на высших факультетах может занять до двенадцати лет для получения степени магистра или доктора (изначально эти два понятия были синонимами), хотя опять же степень бакалавра и степень бакалавра. лицензироватьСтепень может быть присуждена по ходу дела. [36]

Курсы предлагались по книгам, а не по предметам или темам. Например, курс может быть по книге Аристотель, или книгу из Библия. Курсы не были выборными: список курсов был определен, и все должны были пройти одни и те же курсы. Однако время от времени приходилось выбирать, какого учителя использовать. [37]

Студенты часто поступали в университет в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет, хотя многие были старше. [38] Занятия обычно начинались в 5 или 6 часов утра.

Легальное положение

Студентам была предоставлена ​​правовая защита духовенства. Таким образом никому не разрешалось причинять им физический вред; их можно было судить за преступления только в церковный суд, и поэтому были защищены от любых телесное наказание. Это дало студентам полную свободу действий в городской среде, чтобы безнаказанно нарушать светские законы, что привело к множеству нарушений: кражам, изнасилованиям и убийствам. Студенты не столкнулись с серьезными последствиями [39] из закона. Также известно, что студенты занимались пьянство. Иногда гражданам запрещали общаться со студентами из-за обвинений в адрес Университета.

Большинство университетов Европы были признаны Святой Престол как Studium Generale, засвидетельствованный папская булла. Членов этих институтов поощряли к распространению своих знаний по всей Европе, часто читая лекции в разных Studia Generalia. В самом деле, одной из привилегий, подтвержденных папской буллой, было право на Ius ubique docendi, право учить везде. [40]

Читайте также: