О слоях земных ломоносов кратко

Обновлено: 07.07.2024

Скрывая свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов стал одним из самых образованных и известных людей XVIII века. Его незаурядные способности проявлялись в самых разных областях науки. Он стал известным ученым и сделал множество открытий, а также стал основателем Московского университета.

В итальянской Модене и ее окрестностях в процессе устройства колодцев были найдены слои, повествующие интересную историю. Верхний — шириной чуть больше четырех метров, это остатки старого города. Затем по порядку располагается плотная земля, камыш и осока, обрабатываемый чернозем, в глубине которого можно найти и орехи на ветке, и различный инвентарь земледельца того времени. Спускаясь на глубину более восьми метров, можно обнаружить следующий земляной слой. Им окажется мел, среди которого можно наткнуться на останки морских обитателей, например, раковин и устриц. Следующим, довольно небольшим слоем выступает черная легкая земля с листьями деревьев. После чередования слоев мела и гнилого сора завершающими слоями выступят песок и голыши, а на самом дне можно увидеть кости животных, уголь, доски и даже вещи из мрамора.

Михаил Васильевич в своем трактате рассказывает читателю, что в связи с наводнением много лет назад пострадали и шахты. В подземельях, помимо накипи, кварца и других горных материй, были также найдены шахтерские орудия труда и даже следы человека, которые по прошествии стольких лет вросли в камни.

В своем трактате Ломоносов описывал, что в результате раскопок на разном уровне земли были найдены следы некоторых животных, в частности мелких морских черепокожных, а также мамонтов.

Знаете ли вы о таком государстве как Русколань? Оказывается, есть такая точка зрения, что это государство действительно существовало и находилось за хребтами Предкавказья. Если хотите узнать об этом подробнее, можете прочитать об этом.

Великий русский учёный знаменит работами в области истории, литературы, физики, филологии, химии. Как называл подобных людей не менее знаменитый Леонардо да Винчи, "универсальный человек" (лат. homo universalis ).

Михаил Васильевич также занимался изучением геологии. Одним из важнейших трудов в данной области явилась книга "О слоях земных".

В далёком 1750 году мир увидел первый блестящий очерк геологической науки, положивший начало геологической науке в нашей стране.

В данной книге Михаил Васильевич осветил следующие вопросы:

  • впервые высказал идею создания специальных геологических музеев.

"Одно любопытство,- писал он,- довольно побуждает, чтобы знать внутренность российской подземной натуры и оную для общего приращения описав, показать ученому свету".

  • описал непрерывность изменения геологической среды. Первые геологические и инженерно-геологические процессы:

"Стремление ветров кроме того, что воду возбуждает и гонит к берегам подмывающие волны, вырывает иногда множество деревьев с корнями и с землею в которой они выросли".

- наводнения и подтопления:

"Великую перемену причиняют на земной поверхности знатные наводнения и потопы, кои коль многократно случались, гласят разные слои земные. Потопления бывают двоякие: одни от избытку воздушной воды, то есть от сильных чрезвычайных "дожжей", и крутого расстояния снегу; другие от морей и озер, преступающих берегов своих пределы".

- цунами и землетрясения:

"Действия сих почти всегда соединено с земным трясением, или с нечувствительным и долговременным земной поверхности понижением и повышением. Первое надлежит к течению рек, второе к землетрясениям".

" Древние писатели о пространных Ливийских песчаных пустынях историческое оставили свидетельство, что оные прежде были дно морское, которое поднилось в древнее времена от землетрясения".

-морозного пучения, эрозии грунта:

"Морозы и льды показывают силы свои паче над каменной "твердостию"; или земля от них, а паче от льдов, много чувствует перемены".


Внутренние противоречия в социально-экономическом развитии России неизбежно отражались на состоянии русской науки и культуры XVIII столетия. В этот период началась борьба за развитие отечественной науки и культуры против реакционного дворянства, боявшегося распространения просвещения среди широких масс русского народа и ориентировавшегося на иностранную науку и культуру, доступную только привилегированному классу. Эту борьбу возглавил М. В. Ломоносов, отдавший всю свою жизнь развитию науки и культуры России.

Михаил Васильевич родился в ноябре 1711 в деревне Мишанинской наТКурострове, в устье Северной Двины, Холмогорского района, в километрах восьмидесяти от Архангельска, в семье крестьянина,рыбака-помора. Родина Ломоносова — Северное Поморье — в тот период в культурном отношении была выше остальной России.

Край этот не был разорён татарами, опустошившими центральные, северо-восточные и южные районы России. Он не знал также помещиков и крепостного права: крестьяне здесь были только государственные.

В конце 1735 г. Ломоносов в числе двенадцати лучших студентов был послан в Петербург для продолжения учения в университете при Академии наук,, Осенью следующего года он был направлен для изучения горного дела в Германию, где учился три года в Марбург- ском университете, а затем 'непродолжительное время в Фрейберге.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург и с января 1742 г. стал работать в Академии наук, сначала в должности адъюнкта физики, а с 1745 г.— профессора (академика) по кафедре химии. В то время -в Академии наук работали в основном иностранцы и Ломоносову приходилось вести тяжелую ббрьбу за развитие 'русской науки. Умер Ломоносов в 1765 г.

Этот трактат был написан в 1757—1759 гг. и опубликован в 1763 г.

Таким образом, Ломоносов отверг господствовавшие в то время в науке представления и признал рыхлые поверхностные горные породы, на которых образуются почвы, продуктом выветривания массивных пород.

После отмирания растений остатки их чернеют и превращаются в землю, которая служит к произведению растений.

Особенно большое внимание Ломоносов уделял вопросу о происхождении почвенного перегноя, наиболее существенной составной части почвы, определяющей ее плодородие.

Ряд авторов (В. И. Вернадский, А. П. Павлов, П. В. Отоцкий, И. С. Щусев) считали, что Ломоносов черноземом называл черноземную почву, другие же (А. А. Ярилов), что под черноземом он понимал почвенный перегной.

Таким образом, тучность земли, ее плодородие Ломоносов связывал с содержанием в ней перегноя.

Следовательно, Ломоносов, различал почвы тундр, болотные, хвойных и лиственных лесов, черноземы, пески пустынь, солончаки.

Таким образом, в области почвоведения Ломоносов опередил на полтора века современную ему науку, правильно осветив ряд положений, которые были окончательно установлены лишь в конце XIX и начале XX столетий.

С именем Ломоносова связано возникновение в России университетского почвоведения

В 1754 г. Ломоносов закончил составление проекта организации Московского университета. Согласно проекту, университет должен был иметь три факультета: философский, юридический и медицинский, причем в состав философского факультета, входили философия, физико-математические и историко-филологические науки.

В отличие от западноевропейских университетов, в состав Московского университета не был включен богословский факультет. Кафедры университета, которых было намечено 12, должны были иметь лаборатории и кабинеты для проведения учебной и научно-исследовательской работы.


Отечественные физико-географы.

Михаил Васильевич Ломоносов

Великий ученый XVIII века М. В. Ломоносов был энциклопедистом в самом широком смысле этого слова. Он является основоположником многих наук, совершенно различных по своему характеру. Среди них географии принадлежит видное место. Различными вопросами географического порядка Ломоносов занимался в течение всей своей научной деятельности, а последние годы, заведуя Географическим департаментом, уделял географии основное внимание.

В 1730 году, 19-летним юношей, Ломоносов пешком уходит в Москву учиться. С большими усилиями ему удалось в январе 1731 г. добиться приема в Славяно-греко-латинскую академию. Начались годы систематического, крайне напряженного учения. Ломоносов быстро постиг схоластическую по содержанию и методам преподавания науку Славяно-греко-латинской академии. В 1734 г. он делает попытку поехать в Киев для усовершенствования своих знаний, но быстро возвращается оттуда, не удовлетворенный постановкой там преподавания. В следующем году с группой лучших учеников его направили для продолжения образования в Академию наук, откуда он в сентябре 1736 г. был отправлен за границу для изучения горного дела. Уже сложившимся ученым он возвращается в Петербург (1741) и зачисляется в 1742 г. адъюнктом Академии наук. С этих пор вся его научная деятельность протекает в среде академических учреждений.

В соответствии со своими общетеоретическими взглядами Ломоносов представлял себе землю с ее поверхностной оболочкой как единое целое. Это он доказывает тем, что основные крупные формы земной поверхности возникают в результате действия внутренних сил земли и слагаются из тех же материалов, которые находятся внутри земного шара. «Во многих

Поездки М. В. Ломоносова

Современный рельеф земной поверхности, по Ломоносову, создался не сразу. Он был сформирован в результате длительной истории развития и, будучи созданным, не застыл в неподвижности, а находится в процессе непрестанных изменений. В этом процессе участвуют как внутренние, так и внешние рельефообразующие факторы. И та и другая группа факторов играет свою особую роль в создании рельефа земной поверхности, но они все же тесно связаны друг с другом, и в общем формирование рельефа представляет собой единый процесс развития.

Чтобы изучить строение рельефа земной поверхности и все происходящие на земле изменения, необходимо, по Ломоносову, проводить тщательные, настойчивые и самые разносторонние наблюдения в природе. На основании своих наблюдений и анализа природных явлений, учитывая все достижения геологической науки своей эпохи, Ломоносов создает замечательную для своего времени картину строения земной поверхности и всех процессов, формирующих ее рельеф, вплоть до попытки дать элементы генетической классификации основных форм рельефа, составляющих поверхность Земли.

Другой группой факторов являются внешние силы, могущие, по Ломоносову, воздействовать лишь на мягкие горные породы и создающие более мелкие формы — детали строения земной поверхности. Ломоносов учел и рассмотрел работу почти всех сил, действующих на поверхности Земли, считая воду главным фактором, участвующим в преобразовании рельефа.

В высказываниях Ломоносова о действии внутренних и внешних сил, формирующих рельеф, замечательна постановка вопроса с четким выделением эндогенных и экзогенных факторов, ясным представлением их рельефообразующей роли и с правильным в общем пониманием значения деятельности тех и других факторов в деле образования современного рельефа земной поверхности.

Соответственно своим теоретическим представлениям Ломоносов изложил общую схему строения поверхности земного шара. Основными элементами ее орографического строения являются части света — Азия, Африка, Европа, Южная и Северная Америка. Части света разделяются морями и океанами, дно которых наравне с главными горами входит как равный элемент в орографическую схему земной поверхности, так как, по Ломоносову, дно морей и океанов — первичные участки земной поверхности, а материки — участки земной поверхности, приподнятые над уровнем океана. Материки и океаны по своей конфигурации неоднократно изменялись, так же как менялось и их расположение на земной поверхности. Части света возникают из-под воды и являются, как видно из предыдущего, природным морским дном. На нем можно проследить затопленные горные кряжи, бывшие некогда частью суши.

Части света имеют наиболее возвышенные места, с которых в моря стекают реки. При этом с коротких и крутых склонов главных гор текут маломощные реки, а с длинных и пологих крупные — Лена, Енисей и др. Долины этих рек разделяются горными кряжами, которые спускаются по склонам главных гор в море, уходя под его уровень. Цепи островов, имеющихся у края материков, являются вершинами затопленных горных кряжей.

Эта очень далекая от современных представлений картина строения поверхности земного шара подкупает своей простотой, изяществом и цельностью. Ценность этой схемы в том, что она является первой попыткой представить структуру земной оболочки в целом, подойдя к этому вопросу генетически, учитывая происхождение рельефа. С полным правом можно считать, что первая схема геоморфологического строения Земли была создана русским ученым Ломоносовым.

Как мы видим, наука о рельефе ставится Ломоносовым очень широко. Он последовательно излагает ее основные положения, создавая стройную теорию строения поверхности Земли, рассматривает многие частные проблемы, дополняющие основные вопросы, и ставит науку на службу хозяйственному развитию своей родины. Таким образом, одним из основоположников науки о рельефе по справедливости следует считать нашего великого соотечественника Ломоносова.

Занимаясь проблемами геологических и географических наук и разрешая эти проблемы, Ломоносов не мог не интересоваться и картографией.

Первоклассное картографическое произведение своего времени и по содержанию и по технике выполнения, этот атлас, однако, имел ряд недостатков, вызванных частью неполным использованием материалов, имевшихся в распоряжении Академии наук, частью очень незначительным количеством опорных пунктов. Дальнейший подъем русской картографии произошел в результате деятельности Ломоносова.

Вследствие различных причин, обусловленных как внутренней жизнью Академии, так и политической обстановкой, работа Географического департамента в последующие за выпуском атласа годы протекала вяло, безынициативно, и к тому моменту, когда в 1758 г. Ломоносов взял на себя руководство его делами, департамент фактически почти прекратил свое существование. К этому времени Ломоносов был уже ученым с мировым именем. В 1760 г. он был избран членом Шведской, а в 1764 — Болонской Академии наук.

Внимательно следя за развитием географической науки и будучи при этом не только ученым, но и крупным общественным деятелем, прекрасно понимающим нужды своей родины, Ломоносов неизмеримо лучше своих предшественников по руководству Географическим департаментом — иностранных ученых — представлял себе общегосударственное значение развития географических знаний, развития представлений о территории своего государства, чего с абсолютной необходимостью требовало экономическое и политическое развитие России.

Поэтому исправление атласа, выпуск его второго издания, а также развертывание других картографических работ Ломоносов считал делом огромной важности.

Выполнение этой задачи он пытался разрешить всесторонне и полностью. Но для этого нужно было прежде всего создать кадры геодезистов и картографов. В своей известной инструкции Географическому департаменту Ломоносов уделяет много места организации обучения геодезистов и картографов. До конца своей жизни он внимательно и неустанно следил за обучением русских юношей географии с неотделимыми от нее геодезией и картографией. В связи с этим интересно вспомнить, что Ломоносов в 1759 г. издал на свой счет глобусы для обучения юношества. Осознавая необходимость поднять русскую картографию на более высокую научную ступень, Ломоносов со всей своей энергией пытался провести ряд специальных мероприятий, в частности он неоднократно выступал с проектами астрономических экспедиций. Им был разработан проект трех таких экспедиций на территории Европейской России. Для каждой из них он разработал подробный маршрут. Эти экспедиции при жизни Ломоносова не состоялись, так как проект был провален в Академии. Только впоследствии часть академических экспедиций была осуществлена по этим маршрутам и проектам, разработанным Ломоносовым.

Центральным и наиболее крупным по масштабу мероприятием была рассылка по местам анкет с вопросами, которые при должном заполнении, несомненно, дали бы основной материал как для пополнения географического содержания карт атласа, так и для составления подробного для того времени экономико-географического описания России. Впервые еще В. Н. Татищев в 1737 г. предлагал Академии наук собрать сведения для составления географии России путем рассылки анкеты. Программа анкеты Татищева содержала 198 вопросов, охватывая очень широкий круг вопросов, относящихся к экономике, географии, истории и этнографии. Анкета характеризует широту кругозора Татищева как ученого, но она была слишком громоздка и сложна для заполнения. Ломоносов выступил как прямой продолжатель дела Татищева, стремящийся сделать его практически возможным и быстро выполнимым.

Очерк о деятельности Ломоносова в области географической науки будет далеко не полным, если не рассказать о нем как о знатоке северных полярных стран.

Уйдя с берегов Белого моря, Ломоносов унес с собой не только горячую любовь к северной природе, но и много наблюдений, которые помогли ему создать и в этой области выдающиеся научные работы.

Во всех своих частях это сочинение Ломоносова содержит много глубоких и оригинальных мыслей, правильность которых подтвердилась исследованиями Северного Ледовитого океана в советское время.

Проект экспедиции был признан государственной тайной, и рукопись Ломоносова долгое время оставалась неизвестной. Сам же проект обратил на себя внимание правительства. В 1764 г. для его осуществления была снаряжена экспедиция Чичагова, официально называвшаяся экспедицией о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов. В снаряжении экспедиции, вышедшей в плавание 9 мая 1765 г. (через месяц после смерти М. В. Ломоносова), он принимал непосредственное участие.

Все географические труды Ломоносова основывались на прогрессивном материалистическом мировоззрении. Последовательно и страстно защищал он материалистическое понимание мира во всех вопросах естествознания. Поэтому Ломоносов по праву считается основоположником естественнонаучного материализма в России.

Огромна роль Ломоносова и в развитии просвещения в России. В частности, почти целиком по его проекту был создан Московский университет, в хлопотах об открытии которого он принимал самое непосредственное участие и которому в 1940 г. было присвоено его имя.

Выходец из народа, тесно с ним связанный на всех этапах жизненного пути, Ломоносов по всем своим устремлениям был чужд как правящим кругам общества, так и представителям официальной науки.

Только после Октябрьской революции Ломоносов был по-настоящему понят, и деятельность его получила широкое освещение и справедливую оценку. Этот ученый и просветитель как бы воплотил в себе неиссякаемую энергию русского народа. В своей любви к родине и беззаветной ей преданности, по силе духа и дерзанию, по любви к народу и вере в его творческие силы, наконец, в решении ряда общих и частных вопросов науки он ощущается нами как современник.

Умер Ломоносов 4 апреля 1765 г. След, оставленный им в истории культуры, настолько глубок, что до сих пор мы не только с огромной благодарностью вспоминаем имя великого помора, но, и многому учимся у него.

Имя Ломоносова присвоено городу Ораниенбауму, хребту на Новой Земле и недавно открытому советскими полярниками подводному хребту в Северном Ледовитом океане. В ряде го родов ему поставлены памятники.

Отечественные физико-географы и путешественники. [Очерки]. Под ред. Н. Н. Баранского [и др.] М., Учпедгиз, 1959.

Читайте также: