Художественный текст в изучении русского языка кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мастерство учителя – это специальность,

Как пробудить у учащихся интерес к изучению предмета? Профессия учителя русского языка и литературы мне нравится тем, что учитель может импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. Только в школе можно научить детей читать и понимать художественные произведения не только современных писателей, но и мировых классиков. Уроки русского языка и литературы - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявляя его индивидуальное. Я с большим удовольствием включаю в каждый урок работу с художественными текстами, ибо понимаю, что чувство прекрасного можно воспитать при постоянном общении с этим прекрасным. Особенно люблю поэзию. Отгадывать тайну стихотворения – самое увлекательное занятие. Убеждаю в этом и детей. И сухие уроки изучения грамматики преображаются, становятся интересными, так как на таких уроках каждый ученик проявляет свою индивидуальность, развивает речь, становится творцом. Я стараюсь, чтобы прикосновение к художественному тексту не превратилось в его расчленение, а было бы вдумчивым разговором с писателем, поэтом-мудрецом.

Этот прием способствует формированию у учащихся таких компетенций, как:

  • уметь работать с книгой
  • уметь находить и выделять главное
  • уметь выделять причинно-следственные связи
  • уметь формулировать и отстаивать свою позицию
  • уметь анализировать и сопоставлять
  • уметь оценивать результат своей работы

В современных условиях главной задачей образования является получение учащимися определенной суммы знаний, формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. Развитие творческих способностей учащихся позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет:

  • более интересно и насыщенно проводить уроки,
  • активизировать читательскую деятельность учащихся
  • формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности

Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащихся:

1. Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)

2. Значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!

3. Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат

4. Творчество учителя – изготовление презентаций, участие в конкурсах – служит примером для создания собственных авторских работ, в том числе и презентаций

Преимущества, получаемые учеником:

1. Интересный, доступный путь усвоения информации

2. При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни

3. Повышается мотивация к учебе

4. Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала

5. Развивается речевое творчество учащихся

6. Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию. помогает учащимся у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда

В своей работе опираюсь на:

  • использование текстов художественных произведений
  • использование Интернет-ресурсов
  • использование элементов инновационных технологий (синквейн, ИКТ, тренажеры и тесты и др.)
  • использование электронного учебника по русской литературе (5- 9 кл.)

Почти на каждом уроке русского языка с 5 по 9 класс я использую поэтический текст, разный по объему, содержанию, жанру. Подбор стихов зависит от темы урока. В работе использую небольшие по объему тексты, они несут воспитательное и познавательное значение. Связные тексты, отрывки из художественных и научно- популярных книг интересны для школьников, они обогащают словарь учащихся, помогают создавать свои творческие работы на более высоком уровне. Текст является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Опора на текст создает условия для нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих и коммуникативных способностей. Использование связных текстов, которые расширяют знания учащихся, развивают речь. Работа с текстами включена во все разделы русского языка, на текстах изучаются орфограммы и правила; тексты выполняют образовательную, развивающую, воспитательную, творческую функции.

Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем:

• На уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли,

• Связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описания природы по личным наблюдениям:

• Текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений.

Особое значение для современного учителя приобретает умение отбирать

тексты и преобразовывать языковой материал в дидактический.

На уроках литературы обучающиеся знакомятся с воздействием художественного произведения на чувства, мысли, настроения человека, его внутренний мир, духовные стороны. Через познание жизни выдающихся людей школьники учатся анализировать свои эмоциональные состояния, отклики на их творения, которые возникли в момент чтения произведения. Я на своих уроках и во внеурочное время работаю над выявлением способностей, активизацией мышления и воображения через различные виды деятельности с использованием современных технологий .

Эффективно применяю в своей деятельности различные формы и методы образовательного процесса, благодаря которым повышается мотивация, раскрываются творческие способности, индивидуальные особенности ребенка. Что я применяю в своей практике?

Вместе с ребятами мы подготовили и систематизировали дидактический и раздаточный материал по русскому языку, творческие работы по литературе, научились выполнять различные виды творческих работ: письмо герою (автору), дневник литературного героя, писать стихи, рассказы и сказки (проба пера), составлять тесты по русскому языку, проводить урок-диспут, составлять презентации, путешествовать во времени вместе с героями произведений.

Жизнь не стоит на месте: появляются новые книги, методические пособия, большой вклад вносят практические работники, рассказывая о своем опыте обучения детей. Не стремиться знать все новое в методике преподавания русского языка и литературы – значит неизбежно отстать от жизни, поэтому я регулярно посещаю и принимаю участие в районных семинарах. Но чтобы всё воплотить в практической деятельности, нужно и самой постоянно работать над собой, повышать уровень профессиональной компетентности, овладевать множествами знаний и умений.

Постоянно провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия
Такими же активными и самостоятельными, стремящимися к развитию своих творческих способностей я хочу воспитать своих учеников.

Национальный язык – это язык, который объединяет исторически сложившийся коллектив людей, связанных общей территорией, экономикой, культурой и особенностями быта. Основное назначение национального языка состоит в том, чтобы обеспечить общение людей, говорящих на этом языке.

Русский язык – это национальный язык русского народа, язык русской нации. Близкие по происхождению народы имеют и родственные языки, которые по своему словарю и грамматике близки друг другу. Так, все славяне говорят на родственных языках. Русский язык входит в славянскую группу языков (русский, украинский, белорусский, болгарский, чешский, польский и другие), которые произошли от общеславянского языка.

Русский язык - это язык культуры, науки, техники. На русском языке созданы выдающиеся произведения русских писателей – Пушкина, гоголя, Лермонтова, Есенина, Толстого и многих других.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Многие ученые-филологи (Буслаев, Щерба, Срезневский, Виноградов и другие) создавали для нас грамматику, словарь, образцовые тексты.

Национальный язык включает в себя не только нормированный литературный язык, но и народные диалекты, просторечные формы языка, профессионализмы.

Образование и развитие национального языка – сложный и длительный процесс. История русского национального языка начинается с 17 века, когда окончательно сложилась русская нация. Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры народа. Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и ее окрестностей.

Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения народов Российской Федерации. Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны.

В международных отношениях государства пользуются мировыми языками, юридически провозглашенными Организацией Объединенных Наций в качестве официальных и рабочих языков. Такими языками являются русский, английский, французский, испанский, китайский и арабский. На любом из этих шести языков могут осуществляться межгосударственные политические, хозяйственные, научные и культурные контакты проводятся международные встречи, форумы, совещания, может вестись переписка и делопроизводство в масштабах ООН и СНГ.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.

Русский язык является одним из самых развитых языков мира.

Давным-давно привыкнув к книге, мы воспринимаем ее как нечто, без чего теперь не мыслим наш быт. Но ведь книга является одним из самых удивительных открытий, сделанных когда-либо человеком.

Литература немыслима вне языка, так как она – искусство изображения словом. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Воздействие на читателя со стороны автора художественного произведения связано с образностью и эмоциональной насыщенностью. Русская художественная литература воплощает основные достоинства русского национального языка.

Литературный язык составляет основу национального языка и обязан сохранять свое внутреннее единство при различии используемых средств выражения. Создателем русского литературного языка является А. С. Пушкин, который соединил русский литературный язык предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. В творчестве А. С. Пушкина русский язык воплотился столь полно и совершенно, что само представление о русском языке стало неотделимо от представления о языке великого писателя.

Художественная литература влияет на развитие русского литературного языка. Крылатые выражения писателей употребляются в языке, обогащая русскую речь. Пословицы, поговорки, меткие крылатые выражения делают нашу речь выразительной, эмоциональной.

В языке художественной литературы могут использоваться слова различных стилей речи (публицистического, научного, официально-делового, разговорного), различных пластов речи (профессионализмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, диалектные, просторечные и бранные слова). Язык художественной литературы может выходить за пределы норм русского литературного языка.

Одной из важнейших особенностей языка художественной литературы является обильное использование изобразительно-выразительных средств – тропов (метафора, олицетворение, эпитет, метонимия, сравнение) и стилистических фигур (риторический вопрос, риторическое восклицание, анафора, эпифора).

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Русский язык в образовании имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.

Формирование речевых навыков обучающихся - одна из актуальных на современном этапе тем.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.

  • Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
  • Лингвистическая компетенция представляет сбой результат осмысления речевого акта обучающимися. Данная компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, благодаря которым воспитывается устойчивый и постоянный интерес к предмету, чувство уважения и любви к русскому языку. Также лингвистическая компетенция включает в себя элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.
  • Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий: стили и типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста.

Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Формирование языковой компетенции – важнейший аспект обучения родному русскому языку, поскольку языковая компетенция – это способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Последнее время формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. Языковую компетенцию в отечественной науке раскрывают чаще всего как совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как учебной дисциплиной.

Взаимосвязь русского языка и литературы в обучении - традиционна и естественна. Основы здесь очевидны: тексты - отрывки из произведений художественной литературы - часто составляют языковой материал для упражнений и диктантов на уроках русского языка. Работа над художественными текстами помогает развить чуткость к русскому языку, раскрывает глубинные пласты художественного текста, способствует развитию речи, восприятию интонационно-ритмического строя русского языка, а также эстетическому осмыслению поставленных проблем (Н.М.Шанский). От умения понимать художественную литературу, общаться на русском языке зависит культура человека.

В настоящее время имеется значительное количество исследований, посвященных отбору художественных текстов при обучении языку и литературе (М.В.Черкизова, З.С.Смелкова, С.К.Бирюкова и др.), учебным текстам как объекту лингводидактического описания русского языка (Т.С.Кудрявцева), совершенствованию умения читать (Н.П.Серебрякова, Н.А.Шарова и др.), применению литературоведческого и лингвострановедческого анализов в процессе чтения художественных текстов (Л.Н.Жирнова, В.В.Кирсакова и др.).

Художественный текст располагает всеми лингвистическими, эстетико-коммуникативными средствами, способными определить различные сферы общения, в учебной сфере способен стать единицей обучения и, выполняя функцию воздействия на эстетическую функцию, является средством воспитания обучающихся.

Художественный текст объединяет все элементы языка, все его единицы в определенную, стройную систему. Именно в тексте все языковые единицы представлены в естественной ситуации, в естественном окружении; в тексте языковые единицы приобретают новую окраску, новые текстообразующие функции. Незнание этих функций приводит к неумению использовать их в самостоятельной речевой деятельности. Словом, текст обнаруживает новые свойства изучаемых языковых единиц и представляет ученикам новый уровень их познания, открывающий путь к совершенствованию речевых умений и навыков.

Комплексная работа с текстом в структуре современного урока русского языка становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

- комплексный анализ текста;

- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

- анализ текста при работе над типами речи;

- сопоставительный анализ текстов;

- письмо по памяти;

- составление текста по опорным словам.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению русского языка. Работа с художественным текстом развивает у школьников языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.

Главный результат работы, которую получает школьник в процессе анализа текста, - это умение самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

Созданию текста (собственные высказывания) школьников естественно обучать на примере уже готовых текстов-образцов.

Активизируют творческую активность обучающихся и повышают их интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки.

Разновидностью уроков-практикумов становятся уроки сопоставительного анализа художественных текстов схожей тематики. Такая работа помогает школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, повышает интерес к слову.

Ученикам предлагается провести сопоставительный анализ текстов по следующим направлениям:

- смысловой анализ текстов (определение темы, идеи текста);

- стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к тому или иному стилю, выделение характерных выразительных средств языка и стилистических приемов);

- типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

- языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ указанных учителем слов, словосочетаний и предложений; анализ трудных случаев грамматики и правописания).

Подобная работа проводится среди школьников, изучающих русский язык углублённо. Она прививает ученикам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

Учебные тексты, составленные с учетом известного или неизвестного обучающимся материала, точно дозирующие трудности и т.п., максимально используются на начальном этапе обучения. По мере овладения языком ученикам все более активно предлагаются оригинальные письменные тексты:

1) газетно-публицистические: для знакомства с языком средств массовой информации и получения оперативной информации разного рода;

2) деловые: для обучения составлений различного рода документов (заявка, анкеты и др.);

3) научные: для знакомства будущих специалистов с языком науки;

Художественный текст представляет собой подлинный, аутентичный текстовый материал, который не подвергался обработке в дидактических целях, как, например, адаптированные к различным этапам обучения учебные тексты. Особой содержательной стороной художественных текстов является абсолютный антропоцентризм (мировоззрение, в котором человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания), что выражается не только в форме, но и в содержании.

Итак, художественный текст уникален, неповторим и в то же время использует типизированные приемы построения. Он является источником лингвистической, содержательной, культурно-страноведческой информации, а также обладает эстетической, коммуникативной, прагматической, этической функциями и оказывает воздействие на эмоции читателя, стимулирует его мыслительную деятельность.

Значение художественного текста для приобретения коммуникативных умений весьма велико и для обучающихся-билингвов. Благодаря наличию разнохарактерных заданий (языкового и литературоведческого плана), такая работа способна удовлетворить познавательные и интеллектуальные потребности обучающихся, принести им радость познания, создавая тем самым основу для формирования дальнейшего устойчивого интереса к освоению русского языка и чтении на этом языке литературных произведений.

Таким образом, обращение к художественному тексту на уроках русского языка позволяет свести воедино процесс формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенций обучающихся, то есть сделать из выпускника школы грамотного носителя русского языка.


Язык художественной литературы наиболее полно и ярко воплощает в себе лучшие качества литературного языка, его неисчерпаемые жизненные силы и творческие возможности, удивительное богатство образных средств, гибкость и точность в выражении различных оттенков мысли. Художественный текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить школьников мыслить не формально, не отстранённо (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста.

Воспитание у школьников осознанного отношения к русскому слову, отражающему реалии казахстанской действительности, более эффективно в том случае, если одновременно с информационными средствами языка учить их выразительно-стилистическим. Это позволит включить в работу не только память и логическое мышление учащихся, но и воображение, а также повысит внимание к образной речи, т. е. художественному мастерству писателей.

Отбор текстового материала и методически правильное его использование на занятиях имеет большое значение. Очень важно подобрать такой дидактический материал, который позволит познать лингвокультурную систему во всей специфике и в связи с географией, историей, бытом и ценностной картиной русского и казахского народов. С этой целью на уроках русского языка следует использовать произведения русскоязычных писателей Казахстана (Вс. Иванова, А. Сорокина, Н. Анова, И. Шухова, И. Щеголихина, М. Зверева, Ю. Домбровского, О. Сулейменова и др.), что позволит совместить изучение языка с постижением культуры народа, учитывать региональный компонент, который призван обеспечить осмысление учащимися фактов, специфичных для конкретного региона.

Учитель должен продумать систему работы с художественным текстом на уроке. Наряду с анализом языковых единиц, предполагается указывать типы речи (повествование, описание, рассуждение), стиль, к которому относится текст, формировать культурно-речевые навыки. Помочь школьникам должен предварительный смысловой и типологический анализ текста-образца, в процессе которого учащиеся определяют тему и основную мысль текста, его структуру, опорные слова, выделяют абзацы и фрагменты, относящиеся к разным типам речи, определяют способы связи между абзацами и предложениями, а также стиль речи.

Решая вопрос о роли активного и пассивного словаря, следует акцентировать внимание на роли казахского языка в обогащении русской лексики. Целесообразно проследить взаимопроникновение языков в процессе исторических связей или через художественную литературу. Можно использовать задания, связанные с работой над заимствованиями из тюркских языков (в том числе и казахского). Хороший материал для изучения тюркизмов дают художественные произведения русских писателей Казахстана. Расшифровка старинных названий городов и селений, упомянутых в текстах, выяснение этнографических, бытовых реалий — все эти и многие другие аспекты творческого поиска требуют межпредметного подхода. В названиях — связь русского языка с историей. В словах многогранно отражены психология народа, его духовные и материальные достижения, чувство национального самосознания.

В каждом из текстов должны обсуждаться те или иные аспекты выбранной проблемы, причём учебная деятельность организуется в определённой последовательности — от обсуждения в парах до привлечения текстов художественной литературы, организации коллективного обсуждения, создания разного рода тематических письменных работ. На уроках развития монологической речи важна уровневая система подачи материала. Готовый текст даёт возможность развивать умение свёртывать или развёртывать высказывание, а затем продуцировать свою речь. Ставится задача презентации максимального количества фрагментов художественных текстов в пределах той или иной темы, включая записи устных диалогических и монологических текстов.

Учебные материалы должны иметь компьютерное мультимедийное сопровождение: рекомендуется использовать интерактивные упражнения, викторины, тесты. Компьютерные материалы должны быть снабжены красочными иллюстрациями, фотографиями, в них могут быть включены различные фрагменты текстов. На каждом этапе предполагается определённое взаимоотношение тех или иных видов речевой деятельности (письмо и аудирование, чтение и устный диалог и др.). Для организации понимания текста, усвоения лексико-грамматического материала используются различные типы упражнений — от языковых до коммуникативных. Значительное место в системе упражнений уделяется ролевым играм.

Наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности, т. е. в условиях, приближённых к естественной коммуникации, обеспечивающих сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении. Учащиеся дают характеристику словаря произведения (с точки зрения его богатства, разнообразия, семантических рядов и т. д.), использованных в нём языковых средств изобразительности (образности, эмоциональности), особенностей синтаксических конструкций, которыми по преимуществу пользуется автор.

Создание собственных текстов — следующий этап на пути к развитию коммуникативной компетенции. В общении довольно часто возникает потребность рассказать о чём-то подробно, в деталях описать какой-либо предмет или подробно рассказать о действиях какого-либо человека. В этих случаях учащимся не хватает одного предложения, поэтому используется текст. Типовое значение такого фрагмента текста должно быть тем же, что и грамматическое значение предложений, составляющих исходный текст. Принципы построения текста имеют объективный характер: выявление путём анализа особенностей его строения делает возможным обучение правилам их реализации в речи, создаёт условия для совершенствования коммуникативной правильности речи.

Основная же задача учителя — научить учащихся самостоятельно строить текст, уметь различать отдельные высказывания, отдельные предложения и готовый вариант, устанавливать причину связи между предложениями, определять языковые средства выразительности (сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры и т. д.), тему и основную мысль текста. Такой целостный подход к обучению речи активизирует работу учителя и повышает интерес учащихся к урокам русского языка.

Коммуникативные упражнения, особенно ситуативно-тематические, позволяющие имитировать реальные условия общения, должны занять надлежащее место при изучении всех разделов языкознания. Характер речевой ситуации прогнозирует содержание высказываний, в той или иной степени определяет их языковую форму. Система обучения связным высказываниям, основанная на использовании речеведческой теории, обеспечит более высокий уровень речевого развития учащихся.

Таким образом, на материале художественного текста возможно не только усвоение всех функций языка, но и постижение его особенностей, создание собственного текста. Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса будет способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, развитию их творческих способностей. Тематический минимум обязан отражать основные жизненно важные темы общения, а в предметное содержание следует включать те речевые темы, которые позволят сформировать более полное и распространённое представление учащихся о различных сферах жизнедеятельности человека.

  1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981. — 140 с.
  2. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М.: ГИХЛ, 1959. — 655 с.
  3. Булатбаева К. Н.. Функционально-коммуникативная технология обучения русскому языку в казахской школе. — Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2005. — 350 с.

Основные термины (генерируются автоматически): художественный текст, текст, русский язык, художественная литература, дидактический материал, дополнительный смысл, идейно-эстетическая основа, речевая деятельность, речевая ситуация, тематический минимум.

Читайте также: