Жан жорж новерр биография кратко
Обновлено: 19.05.2024
Жан Жорж Нове́рр (фр. Jean-Georges Noverre ) (29 aпреля 1727, Пaриж — 19 октября 1810, Сен-Жермен-ан-Ле) — великий французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как международный день танца [1] .
Содержание
Биография
Среди его педагогов были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре [2] и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.
Первое выступление состоялось в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV — было это, в 1742 году или в 1743 году [2] . После удачного дебюта Новерр сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского. По возвращении в Париж он был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик, а вскоре, в 1748 году, женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр (фр. Marguerite-Louise Sauveur ).
В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 года, короля Франции Людовика XVI, повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки.
С 1778 года — член Французской королевской академии танцев.
Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли (Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. [2] ), он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Лэ. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить — 19 октября 1810 году он скончался.
Значение
Литературные труды
Основные постановки
Примечания
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 29 апреля
- Родившиеся в 1727 году
- Родившиеся в Париже
- Умершие 19 октября
- Умершие в 1810 году
- Умершие в Сен-Жермен-ан-Ле
- Артисты балета по алфавиту
- Артисты балета Франции
- Артисты балета XVIII века
- Балетмейстеры по алфавиту
- Балетмейстеры Франции
- Балетмейстеры Австрии
- Балетмейстеры Великобритании
- Балетмейстеры XVIII века
- Балетные педагоги по алфавиту
- Балетные педагоги Франции
- Балетные педагоги Австрии
- Балетные педагоги Великобритании
- Балетные педагоги XVIII века
- Персоналии:Франция
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Новер, Жан Жорж" в других словарях:
Новер Жан Жорж — (Noverre) (1727 1810), французский балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства. Поставил свыше 80 балетов. Основываясь на эстетике французских просветителей, создавал спектакли, в которых содержание раскрывалось в драматически … Энциклопедический словарь
НОВЕР (Noverre) Жан Жорж — (1727 1810) французский балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства. Основываясь на эстетике французских просветителей, создавал спектакли, в которых содержание раскрывалось в драматически выразительных пластических образах,… … Большой Энциклопедический словарь
Новер Ж. Ж. — HOBÉP (Noverre) Жан Жорж (29.4.1727, Париж, 19.10.1810, Сен Жермен ан Ле), франц. артист и балетмейстер. Учился у Ж. Д. Дюпре и Л. Дюпре. В 1743 получил первый ангажемент в парижском т ре Комической оперы. В 174547 выступал в… … Балет. Энциклопедия
Новер Ж. Ж. — (Noverre) Жан Жорж (29 IV 1727, Париж 19 X 1810, Сен Жермен ан Ле) франц. балетмейстер. Ученик Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. Первые поставленные Н. балеты Китайский праздник и Источник юности (1754), Фламандские увеселения… … Музыкальная энциклопедия
Новер Ж. Ж. — НОВÉР (Noverre) Жан Жорж (17271810), франц. балетмейстер, реформатор и теоретик хореогр. иск ва. В спектаклях Н. содержание раскрывалось в драматически выразительных пластич. образах. Сделал балет самостоят. видом сценич. иск ва … Биографический словарь
Родольф, Жан-Жозеф — Жан Жозеф Родольф Jean Joseph Rodolphe Дата рождения 14 октября 1730(1730 10 14) Место рождения Страсбург (Франция) … Википедия
Ясон и Медея (балет) — Ясон и Медея Jason et Médée Композитор Жан Жозеф Родольф Источник сюжета Древнегреческая легенда о Ясоне и Медее Хореограф Жан Жорж … Википедия
Международный день танца — (англ. International Dance Day) праздник, посвященный всем стилям танца, отмечается 29 апреля. Праздник инициирован Международным … Википедия
Первые шаги Новера в балетном искусстве
Знаковая встреча для Жана Жоржа Новера
Знакомство с Дэвидом Гариком оказало огромное влияние на дальнейшее творческое развитие Новера. Несмотря на свой преклонный возраст Гарик имел множество идей для балетных постановок, которые были не приняты в это время. Из-за этого он пришелся не ко двору и чувствовал себя не нужным. Благодаря молодому французу Новеру, который жил танцевальным искусством, Дэвиду Гарику удалось поделиться своими идеями, и он нашел в Новере поддержку. Война между Францией и Англией заставила Жана Жоржа Новера остаться в Англии. Именно тут он познакомился с театром Англии, изучил основы пантомимы и драматургию Шекспира. В этой стране Новера посетило множество идей как выразить танцем все чувства и эмоции.
Деятельность Новера во Франции
(Noverre, Jean-George) (1727–1810), французский артист, крупнейший балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства.
Родился в Париже 29 апреля 1727. Ученик Луи Дюпре, Новер дебютировал в качестве танцовщика в 1743 и работал в разных театрах Франции, в 1755–1757 – в Лондоне.
Уже в эти годы Новер пришел к мысли о создании танцевального спектакля, независимого от оперы (в состав которой балет ранее входил). Ратовал за приобщение балета к серьезной тематике, создание спектакля с развивающимся действием и действенными характеристиками. Главным выразительным средством балетов Новера стала пантомима (подчас отанцованная), реже – развитой танец, который в его глазах олицетворял бессодержательную дивертисментность, господствовавшую в балетных сценах предшествующей эпохи.
Новер поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. Многие его балеты прошли премьерами в Штутгарте (с 1762), где он был директором Балетной школы и где музыку писал композитор Ж.-Ж.Родольф, и в Вене (в 1767–1776), где его сотрудниками были композиторы К.Глюк, Й.Старцер (Штарцер), Ф.Аспельмайер. В 1776–1781 Новер возглавлял балетную труппу Парижской оперы (тогда Королевской Академии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Лондоне.
Умер Новер в Сен Жермен-ан-Ле 19 октября 1810.
День рождения Новера, 29 апреля, теперь стал праздником, отмечаемым во всем мире как Международный День Танца.
Ниже приводится краткое содержание одного из его самых известных произведений:
2. Письмо второе: Два вида танца: механический (технический) и пантомимический (действенный).
Что должен иметь танцовщик-мим? Техника или действие, или то и другое. Немногие это могут. Может ли соединиться в одном человеке и техника и эмоции?
О таланте.
3. Письмо третье: О качествах, необходимых балетмейстеру.
Балетмейстер творит, а не копирует. Балетмейстер должен много читать, учить историю.
Балетмейстер должен завести три тетради: 1.исторические сюжеты
2. мифологические сюжеты
3. литературно- поэтические сюжеты
Общение с художниками.
Продумать сюжет, отбросить лишнее.
По мнению Новера, не надо заменять выразительность жеста ничего не говорящей техникой. В балетном произвдении должно быть не больше 3-х актов и 4-х персонажей.
Балетмейстер должен исполнять, разъяснять и воздействовать.
Балетмейстером должны быть изучены история, мифология, античная поэзия и науки.
Познания в геометрии.
Знать живопись, анатомию.
Балетмейстер должен увидеть в танцовщике (ученике) его способности, его жанр.
Должен хорошо слышать музыку.
Балетмейстер должен иметь обширные знания.
6. Письмо шестое:
Курс учения балетмейстера.
Балетмейстер должен быть наблюдательным.
Например: наблюдение за ремесленниками и различными сторонами жизни.
На танец можно переложить и трагедию, и комедию.
Все, что преподнесено для живописи, годится и для танца.
В танце можно выразить не только прекрасное, но и низменное.
Трудность в том, чтобы украшать природу, но не искажая ее.
Балетмейстер, не знающий танца в совершенстве, способен сочинять лишь посредственные произведения.
Краски должны играть на сцене, быть в правильных пропорциях.
7. Письмо седьмое: О выборе сюжета
Сюжеты из истории могут дать богатейшие образы и величайшие средства выразительности.
Но разнообразие должно быть девизом балетмейстера. Не только трагедии!
8. Письмо восьмое: О композиции балетов
В 1982 году Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО приняла решение установить Международный день танца. Выбрали дату – 29 апреля. Почему именно эту?
29 апреля 1727 года родился французский хореограф, реформатор и теоретик балета Жан Жорж Новер.
Их общение было недолгим – гастроли начались в ноябре 1755 года, а этот год был сложным в англо-французских отношениях. В Северной Америке стычки между английскими и французскими колонистами привели к настоящей войне, в которой участвовали и индейцы-союзники, и регулярные воинские части. Дело было за немногим – в 1765 году Великобритания объявила войну Франции. И это погубило удачно начатые гастроли Комической оперы. Из-за погромов, устроенных в театре враждебно настроенными англичанами во время представлений, погибли ценнейшие декорации. Гастроли пришлось прервать, труппа уехала, но сам Новер остался в Лондоне у своего друга Гарика.
Он знакомился с передовым английским театром, с драматургией Шекспира, с опытом английского пантомимного театра, с книгами Уивера. У него появлялись первые идеи о том, как сделать немой танец – говорящим, заставить его выражать чувства и движения души.
В итоге главным выразительным средством балетов Новера стала пантомима, подчас отанцованная, богатая напряженными ситуациями и бурными страстями, реже – развитой танец, который в его глазах олицетворял бессодержательную дивертисментность, господствовавшую в балетных сценах предшествующей эпохи. Новер очень заботился о сквозном действии, о соответствии действия и музыки, о характерах персонажей и добился того, что их радости и горести стали вызывать бурные эмоции в зрительном зале. Такое прежде было немыслимо.
Оставшиеся без работы три десятка танцовщиков разбрелись по театрам Италии, Германии, Англии, Испании, Португалии. У каждого в багаже были партитуры и программы Новеровских балетов, эскизы костюмов, в памяти – хореография Новера. И не беда, что на афишах они велели печатать свои имена. Новое и передовое искусство распространилось по Европе, основы старого балета были подорваны – хотя его поклонники не сдавались.
И опять он возвращается во Францию, опять просит дирекцию Оперы предоставить ему работу. История повторяется – он опять получает отказ. Но хоть начинают выплачивать пенсию – так что можно поселиться в предместье Парижа и жить, не беспокоясь о завтрашнем дне. Он имел право на отдых – поставлено более восьмидесяти балетов и несчетное количество танцев в операх.
Последние его годы были печальны. Он иногда посещал театры и видел, что молодые балетмейстеры реализовали его планы, превзошли его достижения, самостоятельный балетный театр расцветает, и мало кто вспоминает имя основоположника. Что же остается?
Читайте также: