5 пунктов кальвинизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кальвинизм утверждает, что спасение совершается всемогущей силой триединого Бога. Отец избрал людей, Сын умер за них, а Святой Дух совершает спасение, приводя избранных к покаянию, вере и добровольному послушанию Евангелию. Весь труд спасения (избрание, искупление, возрождение) совершается одним лишь Богом и исключительно по благодати Его. Таким образом, Бог, а не человек, определяет, кто из людей получит дар спасения.

Пять пунктов кальвинизма обычно изображаются в виде английского акронима TULIP (тюльпан):

·Total depravity (абсолютная греховность)

·Unconditional election (безусловное избрание)

·Limited atonement (ограниченное искупление)

·Irresistible grace (непреодолимая благодать)

·Perseverance of the Saints (безопасность святых)

1. Абсолютная греховность

Из всех положений кальвинизма это учение чаще всего понимают неправильно. Когда кальвинисты называют людей "абсолютно греховными", они имеют в виду прежде всего не глубину, а полноту человеческой греховности. Грехопадение затронуло каждый аспект личности человека: его разум, его чувства, его волю. Человек не обязательно погряз во грехах, но грехом проникнуто все его существо.
Невозрожденный (неспасенный) человек мертв по грехам своим. Без действия силы Святого Духа душевный человек слеп и глух к вести о спасении. Вот почему это пункт также называют учением о "полной беспомощности" человека. Не знающий Бога человек никогда Его не узнает, если Бог не оживотворит его со Христом.

2. Безусловное избрание

Это учение утверждает, что Бог избрал тех, кого Ему было угодно, чтобы дать им познание Себя. Это избрание не основано ни на каких-либо заслугах или достоинствах приемлющих благодать, ни на Божием предведении относительно того, кто "примет" призыв Евангелия. Бог избрал одних для спасения, а других для осуждения исключительно по изъявлению Своей воли. Он сделал этот выбор еще до сотворения мира.

Однако это учение не снимает с человека ответственности поверить в искупление, совершенное Богом Сыном. Писание одновременно говорит о Божией суверенности в спасении и об ответственности человека поверить, никак не разрешая этого кажущегося противоречия. Справедливо и то и другое: отрицать ответственность человека - значит впасть в небиблейскую крайность гиперкальвинизма, отрицать суверенность Бога - значит впасть в равно небиблейскую крайность арминианства.

Избранные спасены на добрые дела. Таким образом, хотя добрые дела никогда не закроют пропасть, отделяющую человека от Бога, они являются непременным результатом спасительной благодати Божией. Именно это и имеет в виду апостол Петр, когда призывает своих читателей-христиан утверждать свое "звание" и "избрание". Добрые дела свидетельствуют о том, что Бог посеял семена благодати на хорошую почву.

3. Ограниченное искупление Это учение представляет собой ответ на вопрос: "За кого умер Христос?" Библия говорит, что Христос умер за тех, кого Бог дал Ему для спасения. Христос умер за многих, но не за всех. Христос умер конкретно за невидимую Церковь - за всех тех, кто когда-либо по праву носил звание христианина.

Это учение часто наталкивается на возражения - в основном, со стороны тех, кто считает, что оно мешает благовестию. Мы уже убедились, что Христос не потерял ни одного человека из тех, кого дал Ему Отец. Смерть Христа не была потенциальным искуплением за всех людей. Думать так значит унижать искупление Христово. Христос умер, чтобы искупить и освятить Церковь. Христос не искупил всех людей, потому что не все люди спасены - это очевидно. Благовестие в действительности лишь возвышается этим учением, ведь благовестник может сказать своему приходу, что Христос умер за грешников, и что Он не потерял никого из тех, за кого умер!

4. Непреодолимая благодать Следствием непреодолимости Божией благодати является то, что избранные не могут не отозваться на внутренний призыв Святого Духа, когда благовестник или служитель Слова Божия призывает их извне. Сам Христос говорил, что все, кого избрал Бог, придут к познанию Его. Люди приходят к Сыну за спасением, когда Отец призывает их, а Дух Божий ведет возлюбленных Божиих к покаянию. Что за утешение знать, что Евангелие Христово пробьется в наши ожесточенные, греховные сердца и чудесным образом спасет нас через благодатный внутренний призыв Святого Духа!

Основные идеи кальвинизма

Кальвинизм – это название, данное системе философской мысли, унаследованной нами от Жана Кальвина. Он признан выразителем этой системы, хотя и не был генератором идей, заложенных в ее фундамент. Богословские взгляды Кальвина и других деятелей Реформации рассматриваются как возрождение августинианства, которое, в свою очередь, выросло на основе учения апостола Павла, жившего несколькими веками ранее. Но именно Кальвин в новое время систематизировал подобные взгляды и обосновал их практическое применение.

Эти взгляды составляют единое целое. Кальвинизм – не просто совокупность идей, разделяемых Кальвином и его последователями, но органическое единство с одним общим корнем. Кальвинизм не ограничивается богословием; это – всеобъемлющая система, включающая также определенные взгляды на политику, общество, науку и искусство и дающая нам единое миро- и жизневидение. Фактически кальвинизм представляет собой одну из немногих основополагающих систем религиозной философской мысли, когда-либо открывавшихся человеку.

Кальвинизм зиждется на одном основном принципе.
Этот принцип можно выразить так: Абсолютная суверенная власть бога над миром.

“Бог имеет всю жизнь, славу, благость и блаженство в Себе и из Себя; только Бог полностью достаточен в Себе и для Себя, и не нуждается в чем-либо от творений, которые Он создал, не имеет надобности в получении славы от них, ибо Его лишь собственная слава является в них. Он есть единственный источник всего сущего: все чрез Него, Им и к Нему. Он имеет в высшей степени суверенную власть над всеми творениями, чтобы поступать с ними так, как Ему угодно. Пред Его очами все открыто и явлено; Его знание безгранично, безошибочно и не зависит от творений, – поэтому для Него нет чего-либо неожиданного или неопределенного. Он в высшей степени свят во всех Своих помыслах, во всех деяниях, во всех повелениях. Всякое поклонение, служение и послушание ангелов, людей и иных творений должно быть лишь Богу, что и угодно Ему требовать от них”.

Если признание верховной роли Бога – ключевая мысль в системе кальвинизма, то совершенно естественно, что кальвинист желает видеть все вещи так, как Бог желает, чтобы он их видел, и стремится выполнить Божию волю во всем. Исходя из этого обстоятельства, легко уяснить, какое место занимает Библия в системе идей и жизни кальвиниста. Он делает Слово Божие каноном, то есть законом своей жизни. Это – закон веры, направляющий его разум, и практика, определяющая его повседневные обязанности.

Первым и изначальным откровением Бога была природа

Бог дал нам две книги, два откровения о Себе: книгу природы и Книгу Священного Писания. Хотя эти откровения неравноценны, признание природы и Писания как откровения Божия является важным началом кальвинизма.

Под книгой природы кальвинист понимает нечто большее, чем просто естественные плоды творения Божия, будь то минералы, флора, фауна или люди. Эти естественные объекты не только сотворены Богом, но Он так же направляет их движение в истории. Поэтому история – как естественная, так и человеческая – открывает нам много истин о Боге и являет Его указующий перст. Говоря о природе и истории, мы включаем в этот круг человека. Псалмопевец сказал однажды: “Я дивно устроен” (Пс.138:14). Сам человек, образ и подобие Бога, может многое поведать о Нем.

Замысел Божий не сведен в какую-то абстрактную систему, но воплощен в природе. Бог желает, чтобы Его творение постигало эти мысли, обнаруживало их единство и гармонию, их сущностную природу и назначение. Отсюда видно, насколько широким взглядом на жизнь должен обладать кальвинист. Он видит свой долг в исследовании всего процесса жизни и должен развить эти скрытые идеи, свести их для себя в гармоническое, ясное целое и найти им применение во Имя Божие. Природа и вся жизнь в целом становятся тем священным полем, где он должен служить Богу.

Вторым откровением Бога стала Библия У Бога есть и другая Книга – Библия. Первоначально существовала только одна книга, одно откровение Бога, а именно – природа. И в грядущем мире будет также существовать только одна книга – новая природа, где человек будет видеть Бога и Его открытую человеку волю. Адам ведал, и человек после искупления будет ведать Божью волю, ясно запечатленную в его душе и окружающей природе, и потому не будет нуждаться в специальном откровении Библии.

Священная книга стала необходимой из-за грехопадения. Когда человек согрешил, и он, и его природа изменились, человеческий разум помрачился, и люди больше не могли видеть вещи такими, какие они есть. Исказился и облик природы, на что указывает рассуждение в Книге Бытия о “терниях и волчцах”. Природа сегодня все еще зеркало, отражающее благодать Божию, но из-за греха она стала как бы кривым зеркалом. Как же человек, с его затуманенным разумом и искаженной природой, может адекватно познать Бога и Вселенную, открыть свою истинную природу и цель своего существования? Вот три главных вопроса, лежащие в основе всего человеческого мировоззрения.

Как человеку при таких условиях обрести правильный взгляд на эти проблемы? Единственное решение заключается в том, что Бог дает ему другую Книгу, Библию, где со всей ясностью открывает единственно верную истину об этих предметах и Святым Духом освещает помраченный человеческий разум таким образом, что человек в состоянии понять ее. Библия в конце концов становится главной основой для всего воззрения христианина на жизнь, ибо, чтобы правильно истолковывать природу и окружающую жизнь, ему нужно библейское видение.

Однако Библия делает нечто большее, чем просто истолковывает природу, - она открывает грешнику путь к спасению. Спасение человека – центральная тема Библии, неразрывно связанная с запечатленной в Книге книг картиной Вселенной и человеческой жизни.

Основы веры и жизни как они запечатлены в Библии, равно как правда о Спасении, представлены нам в конкретных исторических формах и обусловлены тем, что Библия повествует о реальной истории людей и народов. Однако Библия содержит и основополагающие правила жизни, свод начал, в свете которых она дает определенное видение истории, ее фактов, и согласно которым мы должны строить свою жизнь. Эти вечные начала записаны не только в Новом, но и в Ветхом завете.

Следует добавить, что, читая Библию, верующий человек ощущает дыхание Божие, как бы встречается с Богом лицом к лицу – ничто не может быть благодатнее для укрепления веры и утверждения души на путях Божьих. Кальвинисты считают, что чтение Библии должно быть каждодневным, только в этом случае оно приносит несомненную, явную пользу и не позволяет душе зарастать “сорняками” этого мира. Мы верим, что основополагающие истины доступны каждому верующему, обратившемуся к Библии. Вместе с тем чтение без осмысления Библии, без толкования ее трудных мест, без разъяснения взаимной связи ее различных частей, как правило, не приводит к глубокому и совершенному постижению Слова. Поэтому так важны для нас учение Церкви, система взглядов и богословские комментарии. В нашей Церкви традиционно богословию уделяется значительное внимание.

Если мы имеем правильное понятие о Боге, мы имеем правильное понятие о человеке. Одно неотделимо от другого. Беда многих учений в том, что о человеке они судят на основании оценок самого человека, когда надо бы руководствоваться суждениями Бога.

Кальвинизм трезво оценивает состояние и способности человека. Он учит, что мы слишком отягощены, или "загрязнены" грехом, чтобы нам удалось совершить нечто угодное Богу. Попробуйте взять грязными руками белую скатерть и не оставить на ней пятен. Так и все наши дела имеют пятна порока и нечистоты. "Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин.1:8). Итак сами мы не в состоянии достичь состояния святости и безгрешности. Мы и сами хорошо это понимаем, сознавая наши способности и "достижения". Но по свойственной нам привычке продолжаем слишком хорошо о себе думать. Но это было бы еще полбеды. Хуже всего то, что многие убеждены, будто Бог думает о них точно так же, как они сами о себе. На самом деле, в глазах Бога мы не слишком многого стоим. Неверующий может делать все, что считает справедливым и благородным, но это будет справедливо и благородно лишь в его глазах.

Основной принцип кальвинистской сотериологии (учения о спасении)заключается в следующем: только Бог спасает грешников. Другими словами, дело спасения зависит только от Него. Для несведущего человека здесь мало что понятно, но укажем, что это положение до сих пор заставляет христиан спорить друг с другом. Если спасает только Бог (исключительно Бог), тогда в чем же заключается моя роль? Кальвинисты исходят из положений Св. Писания, что обретение веры во Христа и дальнейшее пребывание с Богом, вплоть до жизни в Царстве Небесном — исключительно милость Божия, даваемая верующему человеку. Сам человек может только обрести ее. Но ни заслужить, ни выработать, ни завоевать. Другие христиане считают, что вход в Царство Небесное обеспечивается все-таки неким пропуском, заработанным на земле. С точки зрения здравого смысла второй взгляд намного убедительнее. Так привычнее думать, поскольку именно таким образом устроена наша жизнь, в которой за все приходится платить.

В спасении грешных людей кальвинист видит величайшее проявление любви Божией. Каждый, кто имеет веру в Иисуса Христа, вправе надеяться на спасение, поскольку Сам Бог обещает это в Своем Слове.

Библия учит, что вера обретается через слышание слова Евангелия. Поэтому кальвинист, будучи истинным христианином, не колеблется проповедовать всему миру Благую Весть о Господе Иисусе Христе, ответственнейшим образом относясь к повелению Спасителя: "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие" (Мк.16:15).

Что же есть Церковь вообще? Этот вопрос стоит задать, поскольку не все имеют одинаковое мнение на этот счет. До сих пор многие убеждены, что Церковь —это само здание, куда можно зайти и помолиться. Другие представляют ее организацией священников, третьи думают, что Церковь — это что-то вроде учреждения культуры. Библия же говорит нам, что Церковь — это сами верующие. В Церкви Божией они собраны вместе, чтобы слушать Его Слово, возносить в молитве хвалу Ему, принимать в Таинствах Его Святые Дары. Бог создал Церковь для прославления Своего имени и помощи человеку в земной жизни.

Но в Церкви присутствуют не только верующие. Есть и просто посторонние, есть и те, кто еще на пути к обретению веры; есть и такие, кто лицемерно носит обличие христианина. Поэтому кальвинизм учит о невидимой (истинной) Церкви и о Церкви видимой (внешней). Не наше дело допытываться, насколько искренно человек исповедует веру во Христа. Мы верим ему, хотя внимательно смотрим и на его дела. Подлинное же состояние сердца человека знает только Бог. Во все времена истинная Церковь существовала и будет существовать, каким бы ни казалось порой плачевным ее состояние. В каждой церкви какой угодно конфессии есть истинно верующие люди, которые обретут спасение. Ибо спасение, напомним, индивидуально, и дается по вере в Иисуса Христа. Не существует спасения, основанного только на факте принадлежности к какой-либо Церкви, какой бы внушительной и авторитетной она ни казалась.

В Церкви имеет право на существование только то, что установлено Самим Богом. Скажем иначе: имеет полное одобрение в Его Слове. В немалой степени это относится к богослужению. Оно должно быть только таким, каким его угодно видеть Богу, то есть — духовным. Не следует думать, что приукрашивание богослужения в соответствием с человеческими понятиями о красоте способны заменить красоту истины Божией, данной в Слове.

Учение Церкви должно быть всецело основано на Священном Писании или выведено из него с должным применением здравого смысла. Все, что основано не на Писании, следует считать ересью и богохульством. Каждая Церковь обязана предоставить своим членам (прихожанам) четкое и недвусмысленное Исповедание Веры. Это необходимо для того, чтобы каждый верующий мог убедиться, насколько данная Церковь придерживается Слова Божиего. Отговорки, будто это не обязательно, кальвинизм считает недостойной уловкой, что недопустимо для истинной Церкви Божией.
Мы понимаем, что не все Церкви отваживаются применять положения Писания на практике. Будучи обязанными исполнять их, они пытаются выйти из положения через утверждение равновеликости других источников. Но кальвинизм боролся и продолжает бороться за полное очищение Церкви Христовой от всего того, что не соответствует Священному Писанию. В Его Церкви высшим авторитетом всегда будет Слово Божие, а не установления и обычаи людей.

Особое внимание кальвинистское учение уделяет отношению к труду. Ну и что, скажет читатель, каждому ясно, что надо трудиться. Но кальвинист относится к своей работе, как к возложенному на него поручению Божиему, которое он стремится выполнить максимально хорошо и добросовестно. Очевидно, что человек, работающий лишь в силу необходимости, относится к делу совершенно иначе. Кальвинизм исходит из того, что наше жизненное предназначение, иначе говоря, призвание Божие, во многом реализуется в повседневном труде. Обычно мы понимаем "призвание" несколько упрощенно: мне интересно пилить доски, а вот копать ямы — как-то не очень. Значит, к первому у меня есть призвание, а ко второму — нет. В кальвинистской терминологии это слово имеет иной смысл: мое призвание есть вся моя жизнь, в течение которой я прославляю Бога своими трудами и приношу обществу "полезные плоды". Поэтому я должен быть очень осторожен в выборе профессии и еще более осторожен в перемене ее. Только если моя новая профессия несомненно послужит к большей славе Господней, я могу подумать о ней.

Заметьте, что многие христиане утверждают как раз обратное: работа (почему-то особенно собственное дело) — греховная суета, служение маммоне. Нет, возражают кальвинисты, надо не отделываться фразами, а упорно работать на этой земле, чтобы действительно преобразовать ее и прославить Бога через свой труд. Ни один день нашей жизни не должен быть потрачен бессмысленно. Даже в отдыхе следует соблюдать благоразумие. Люди, которым приходится заниматься своим собственным делом, понимают, насколько это справедливо. Они уже знают, что только постоянное упорство и напряжение всех сил может обеспечить семье надежное будущее.

Кальвинисты более всего дорожат своим честным именем. Я доверяю вам не потому, что вы дали мне кучу расписок и гарантий, и поклялись страшной клятвой, но просто потому, что знаю вас как доброго христианина (члена той же Церкви, в которую хожу и я) и зрелого мужа. Вы не станете бросаться обещаниями, давать необдуманно слово или ручаться в том, в чем не уверены. Вы дорожите своим именем. Это единственно надежное сокровище, которое можно передать детям. Подумайте о вашем ребенке, который скоро придет в общество. Можете ли вы сказать утвердительно, что он с гордостью будет носить вашу фамилию? Беда в том, что многие до сих пор не понимают одного правила: доброе имя вернуть нельзя.

Сегодня мы поговорим о том, на чем держится классический кальвинизм.

Сегодня многие называют себя кальвинистами.

Даже нерядовой баптист говорит, что в душе он кальвинист.

На чем же основывается учение Жана Кальвина?

Чего мы должны держаться и что хранить?

Мы живем в то время, когда появляется множество различного рода сект и лжеучений. И в такое время особенно нужно знать истину.

Мы должны держаться за истину и тщательно хранить то, что получили.

Чарльз Сперджен говорил, что он хранит здравую истину, какова она есть в Иисусе Христе, которую многие называют кальвинизмом.

Давайте подробно рассмотрим эти пять пунктов.

Первый пункт. Полная всеобъемлющая греховность.

Здесь мы должны четко для себя отметить, что является фундаментальным принципом спасения человека.

Давайте ответим для себя на вопрос каково положение того, кто должен быть спасен?

Нужно правильно поставить диагноз, чтобы потом правильно и эффективно лечить болезнь.

Природное состояние человека таково, что является состоянием полной греховности.

Так было до потопа, так было и после.

Поэтому можно с уверенностью твердо сказать, что человек не в силах со своей стороны приобрести свое собственное спасение.

Каждый человек настолько порочен, что самостоятельно не может ни познать волю Божию, ни творить добро своему ближнему и уже тем более не может верно Богу.

Потому падение человека в Едемском саду является абстолютным.

Кто родится чистым от нечистого? – спрашивает Иов.

так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? – спрашивает пророк Иеремия.

Итак, спасение по природе своей должно быть от Бога.

Второй пункт. Безусловное избрание.

Доктрина о безусловном избрании естественным образом следует из доктрины о полном грехопадении.

Человек сам по себе не только грешен, но еще и мертв.

Поэтому мы нуждаемся во спасителе, который избавил бы нас от греха и смерти.

Но почему то Бог одних спасает, а других нет.

Одних Бог может призвать, а мимо других просто пройти мимо.

Почему Авраама Бог призвал из Ура Халдейского, а других оставил погибать в язычестве?

Бог проигнорировал законы в Израиле, выбрав младшего Иакова, а старшего Исава отвергнув.

Бог призвал Савла, а других оставил умирать в своем неведении.

С этого времени вся жизнь Савла в корне изменилась.

Когда Бог позвал Ананию, чтобы тот помолился за прозрение Савла, Анания попытался перечить Богу.

Бог кого хочет избирает и ведет к благословению, а кого хочет проклинает и не спасает.

Третий пункт. Индивидуальное икупление.

Само по себе искупление подразумевает возмещение ущерба, компенсацию за обиду или же уплату всего долга.

Что понимается под индивидуальным искуплением?

Это цель смерти Иисуса Христа не кресте.

Мы пришли к выводу, что человек сам себя спасти не может.

Потому что находится в состоянии некоей своей неспособности, несостоятельности и абсолютной греховности.

И если Господь Бог избрал кого-то ко спасению, а кого-то избрал к вечным мукам и страданиям, отсюда следует вывод, что Христос умер на кресте за тех, которых избрал.

Христос умер за народ Свой. Т.е. за избранных Своих.

(Послание к Ефесянам 1:3 -6).

Искупление ограничено потому, что оно имеет точное намерение, значение и последствия для тех и только для тех, кого Бог определил для жизни вечной.

Четвертый пункт. Неотразимая благодать.

Если люди неспособны спасти сами себя, и если намерением Бога было их спасение, то есть средство, с помощью которого Бог являет спасение.

Послание к Римлянам 8:30 говорит нам:

Многие люди сегодня слышат Евангелие, но не все принимают его.

Не каждый осознает свои грехи и свою нужду в Иисусе Христе.

Святой Дух действует в сердцах избранных Богом людей.

Только избранные Богом отзовутся на призыв Христа. И придут к Нему.

Когда Петр встав посреди учеников сказал о том, за кого он почитает Христа – Ты Христос Сын Бога Живого.

В послании к Галатам апостол Павел говорит о себе так:

Более того, природа человека такова, что мы всеми своими силами сопротивляемся Евангелию Иисуса Христа.

Другими словами, на нас должно быть оказано некое воздействие более сильное, чем наша природа, более сильное, чем наше сопротивление, способное вызвать возрождение нашей души.

И эта сила есть Дух Святой, который действует в наших сердцах.

В этом и проявляется неотразимая Божья благодать.

Пятый пункт. Стойкость святых.

Этот пункт есть гарантия всем святым, избранным Божьим.

Те, кого Бог избрал прежде сотворения мира, призвал к Себе освятил Святым Духом и дал драгоценную веру Свою, не могут ни полностью, ни окончательно отпасть от благодати Господней.

Спасенный однажды спасен навсегда.

Апостол Павел говорит нам:

Безусловно, если Бог обеспечил спасение и призвание, тех, кого Он избрал, значит Он и сохранит спасенных для вечной жизни.

Отличительным признаком спасенных является то, что они настойчиво

в своем служении Христу.

И хотя верующий в Иисуса Христа может впасть в искушение, Господь Бог даст силы для преодоления этого искушения.

Рэйтынг: / 1


Пять пунктов кальвинизма обычно изображаются в виде английского акронима TULIP (тюльпан):

• 1. Total Depravity - полная, всеобъемлющая греховность

• 2. Unconditional Election — безусловное избрание

• 3. Limited Atonement — ограниченное (целенаправленное) искупление

• 4. Irresistible Grace — неотразимая благодать

• 5. Perseverance of the Saints — стойкость святых

1. Абсолютная греховность

Из всех положений кальвинизма это учение чаще всего понимают неправильно. Когда кальвинисты называют людей "абсолютно греховными", они имеют в виду прежде всего не глубину, а полноту человеческой греховности. Грехопадение затронуло каждый аспект личности человека: его разум, его чувства, его волю. Человек не обязательно погряз во грехах, но грехом проникнуто все его существо.
Невозрожденный (неспасенный) человек мертв по грехам своим. Без действия силы Святого Духа душевный человек слеп и глух к вести о спасении. Вот почему это пункт также называют учением о "полной беспомощности" человека. Не знающий Бога человек никогда Его не узнает, если Бог не оживотворит его со Христом.

Человек грешен от рождения :

Заслуживает гнева Божьего :

Не способен принять спасение:

Потому что является духовно мертвым :

«Еф.2:1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим…

2. Безусловное избрание

Это учение утверждает, что Бог избрал тех, кого Ему было угодно, чтобы дать им познание Себя. Это избрание не основано ни на каких-либо заслугах или достоинствах приемлющих благодать, ни на Божием предведении относительно того, кто "примет" призыв Евангелия. Бог избрал одних для спасения, а других для осуждения исключительно по изъявлению Своей воли. Он сделал этот выбор еще до сотворения мира.

Однако это учение не снимает с человека ответственности поверить в искупление, совершенное Богом Сыном. Писание одновременно говорит о Божией суверенности в спасении и об ответственности человека поверить, никак не разрешая этого кажущегося противоречия. Справедливо и то и другое: отрицать ответственность человека - значит впасть в небиблейскую крайность гиперкальвинизма, отрицать суверенность Бога - значит впасть в равно небиблейскую крайность арминианства.

Избранные спасены на добрые дела. Таким образом, хотя добрые дела никогда не закроют пропасть, отделяющую человека от Бога, они являются непременным результатом спасительной благодати Божией. Именно это и имеет в виду апостол Петр, когда призывает своих читателей-христиан утверждать свое "звание" и "избрание". Добрые дела свидетельствуют о том, что Бог посеял семена благодати на хорошую почву.

Так же стоит обратить внимание на причинно следственную связь: ОН ИЗБРАЛ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ПРЕДВИДЕЛ, ЧТО БУДЕМ СВЯТЫ И НЕПОРОЧНЫ , А ДЛЯ ТОГО, ЧТО БЫ БЫЛИ СВЯТЫ.

3. Ограниченное искупление Это учение представляет собой ответ на вопрос: "За кого умер Христос?" Библия говорит, что Христос умер за тех, кого Бог дал Ему для спасения. Христос умер за многих, но не за всех. Христос умер конкретно за невидимую Церковь - за всех тех, кто когда-либо по праву носил звание христианина.

Это учение часто наталкивается на возражения - в основном, со стороны тех, кто считает, что оно мешает благовестию. Мы уже убедились, что Христос не потерял ни одного человека из тех, кого дал Ему Отец. Смерть Христа не была потенциальным искуплением за всех людей. Думать так значит унижать искупление Христово. Христос умер, чтобы искупить и освятить Церковь. Христос не искупил всех людей, потому что не все люди спасены - это очевидно. Благовестие в действительности лишь возвышается этим учением, ведь благовестник может сказать своему приходу, что Христос умер за грешников, и что Он не потерял никого из тех, за кого умер!

4. Непреодолимая благодать Следствием непреодолимости Божией благодати является то, что избранные не могут не отозваться на внутренний призыв Святого Духа, когда благовестник или служитель Слова Божия призывает их извне. Сам Христос говорил, что все, кого избрал Бог, придут к познанию Его. Люди приходят к Сыну за спасением, когда Отец призывает их, а Дух Божий ведет возлюбленных Божиих к покаянию. Что за утешение знать, что Евангелие Христово пробьется в наши ожесточенные, греховные сердца и чудесным образом спасет нас через благодатный внутренний призыв Святого Духа!

8. (Еф.1:19) и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его

9. (Деян.13:48) Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.

10. (2Кор.4:6) потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа – Тьма не породит свет сама собой, но лишь по повелению Бога, так и мертвый духовно не может породить в себе веру.

Вестминстерское исповедание веры гласит:

Причины невозможности потерять спасение:

Рим.4:2-3 «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом Ибо что говорит

Христианин не может быть лишен спасения, т.е. отправлен в ад, потому что он не получает спасение по делам, но по вере. Обычно говоря о потере спасения, верящие в такую возможноть, подразумевают, что человек совершит какой то грех, или грехи, или вернется к греховному образу жизни, который лишит его спасения. Но мы уже увидели, что человек оправдан, т.е. объявлен праведным на основании искупления во Христе и вменения Ему праведности Христа. Бог рассматривает его праведным, не потому, что он праведен по природе, а потому что праведность Христа вменена Ему, как статус. Неправедность человека (а человек по природе праведности не имеет никогда) не может отменить или уничтожить праведность Христа.

Таким образом, что бы потерять спасение, человек должен лишиться веры, которой он оправдывается перед Богом. Ведь Бог спасает и оправдывает нас не по делам, а по вере. Но может ли христианин потерять спасительную веру?

  1. 3.Возродил нашуприроду, которая не позволяет спасенному уйти от Христа .

1Иоан.3:9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

1Иоан.5:18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. – это не значит, что христианин не согрешает, но его природа побуждает его к святости

Иоан.6:37-39

«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,

ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

Но как Бог сохраняет своих?

Что такое кальвинизм и соответствует ли он Библии?

Кальвинизм основывается на пяти пунктах: 1) полная порочность; 2) безусловное избрание; 3) ограниченное искупление; 4) неотразимая благодать и 5) сохранение святых. Для подтверждения своих убеждений, кальвинисты используют следующие определения и отрывки из Писания:

Полная порочность: падение Адама повлияло на весь человеческий род; все люди мертвы в преступлениях и грехах. Человек не в состоянии спастись самостоятельно (Бытие 6:5; Иеремии 17:9; Римлянам 3:10-18).

Безусловное избрание: так как человек мертв во грехе, он не может самостоятельно откликнуться на Божий призыв; таким образом, Бог избрал определенных людей для спасения. Избрание и предназначение являются безусловными, они не зависят от реакции человека (Римлянам 8:29-30, 9:11; Ефесянам 1:4-6, 11-12), потому что человек не может и не желает откликнуться сам.

Ограниченное искупление: так как Бог предназначил, что некоторые люди будут спасены в результате Его безусловного избрания, то Он также определил, что Христос должен умереть только за избранных. Все, кого Бог избрал и за кого умер Христос, будут спасены (Матфея 1:21; Иоанна 10:11; 17:9; Деяния 20:28; Римлянам 8:32; Ефесянам 5:25).

Неотразимая благодать: Бог привлекает к Себе избранных посредством неотразимой благодати. Он вызывает у человека желание прийти к Нему. Когда Бог призывает, человек отвечает (Иоанна 6:37, 44; 10:16).

Сохранение святых: избранные Богом и привлеченные к Нему через Святого Духа устоят в вере. Никто из избранных не будет потерян, они находятся в вечной безопасности (Иоанна 10:27-29; Римлянам 8:29-30; Ефесянам 1:3-14).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.


Чтобы кратко описать основные богословские догматы кальвинизма в области сотериологии (учение о спасении), используют иллюстрацию кальвинистского “тюльпана” (от англ. “TULIP”). Вот он:

T (Total Depravity)___________полная испорченность
U (Unconditional Election)_____безусловное избрание
L (Limited Atonement)________ограниченное искупление
I (Irresistible Grace)__________всепреодолевающая благодать
P (Perseverance of the Saints)__неотступность святых

1. Полная испорченность. Полная испорченность, или полная греховность, означает, что в результате греха Адама природа человека испорчена настолько, что все желания и дела, не возрожденного человека абсолютно не угодны святой воле Творца, явленной в Законе и Христе. Сам по себе, без вмешательства Бога и возрождения в вере, человек не в состоянии оправдаться перед Богом, удовлетворить Его совершенную справедливость и праведность и вернуть утраченное в результате грехопадения.

“Христос, придя в мир, ПОЛНОСТЬЮ совершил дело спасения грешных людей. Он пришел не советовать, не побуждать, не умолять, не помогать, человеку спастись, но именно спасти человека. Без Христа никто не смог бы спастись, поскольку нам самим невозможно ни предстать на Суд Божий безгрешными, ибо “мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева” (Еф.2:3), ни оправдать пред Богом свои грехи. Пророк Исайя, не такой большой грешник по сравнению с нами, представ пред Богом, испытал настоящий ужас: “горе мне! погиб я!” (Ис.6:5) восклицает он. Только наша склонность к самооправданию препятствует постижению суровой истины христианского учения о всеобщей греховности: “все согрешили и лишены славы Божией” (Рим.3:23)

“В человеке имеется, несомненно, определенный естественный разум, оставшийся в нем после грехопадения, благодаря чему он сохраняет некоторое понятие о Боге, природных вещах и различии между нравственным и безнравственным, и показывает определенное стремление к добродетели и внешне хорошему поведению. Но этот естественный разум совершенно не способен привести человека к спасительному знанию о Боге и обратить к Нему, – в сущности, человек не использует его правильно даже в отношении природы и общества; более того, он различным образом искажает сей светильник, каким бы тот ни был, и заглушает его своей неправедностью. Поступая таким образом, человек оставляет себя без оправдания пред Богом”.

2. Безусловное избрание. Этот тезис объявляет, что условием избрания ко спасению не могут быть какие-либо заслуги человека, его действия, поступки, слова и помыслы. Для Бога в состоянии падения все люди одинаково виновны. Основание для избрания находится не в человеке, а в Боге. Он избрал нас до сотворения мира, и только его избрание служит причиной дара веры и желания человека ходить в святости перед Богом в Иисусе Христе.

“Более того, Священное Писание говорит, что по причине наших грехов мы мертвы для всего духовного и спасительного (Еф. 2 глава; Кол. 2:13), а может ли мертвый спасти себя? Вот почему грешный человек нуждается не в побуждении к спасению или поддержке спасения им себя самого, но именно в СПАСЕНИИ.
И действительно, мы ничего не можем сделать для Бога, ибо Он ни в чем не нуждается, ничего не можем дать Богу, ибо все принадлежит Ему. Ничем мы не сможем привлечь Его благодать и спасительную милость. Он волен сделать нас вечным символом Его праведного гнева и обречь на вечные муки за наши грехи, поскольку каждый наш грех направлен против Его праведности. Если вы не осознаете это, вы не сможете искренно признать Христа единственным Спасителем. Ибо всегда будете тайно умиляться своей собственной доблести. Но тогда Христос пришел не к вам”.

“Сие избрание не основывается на предвиденной вере, послушании вере, святости или иной какой-либо заслуге и качестве, которые являлись бы предварительной причиной или условием в избранном человеке, но, напротив, избрание служит основанием веры, послушания вере, святости, и прочее. Именно избрание есть источник всякого блага спасения: вера, святость и другие спасительные дары, и, наконец, сама вечная жизнь, проистекают от избрания как его плоды и результат. Как говорит Апостол: “Он избрал нас”, [не потому, что мы были, но] “чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви” (Еф.1:4).

Причина такого не заслуженного нами избрания есть исключительно благоволение Божие. Оно состоит не в выборе из качеств или поступков каких-либо определенных, служащих условием спасения, но в принятии в свое владение определенных людей из всего числа грешников. Как говорит Писание: “Ибо, когда они [дети Ревекки] еще не родились и не сделали ничего доброго или худого […] сказано было ей: “больший будет в порабощении у меньшего”, как и написано: “Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.” (Рим.9:11-13). А также: “и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни” (Деян.13:48)”***.

3. Ограниченное искупление. Христос своей смертью и муками искупил верных своих, предопределенных к спасению Отцом.

“Христос Своим послушанием и смертью полностью оплатил долги всех тех, которые таким образом оправданы, принеся за них должное, истинное и полное удовлетворение справедливости Своего Отца. Но поскольку Он был отдан Отцом за них, и Его послушание и искупление были приняты вместо их послушания и искупления, будучи дарованы им, а не по причине чего-либо имеющегося в них, постольку оправдание есть исключительно дарованная благодать; дабы через оправдание грешников могли быть прославлены совершенная справедливость и обильная благодать Божия”.

4. Всепреодолевающая благодать. Или действенное призвание.“Что не могут совершить ни свет разума, ни закон, то совершает Бог силой Святого Духа посредством Слова, или служением примирения [2 Кор. 5:18]. …Все, призываемые посредством Евангелия, призываются всерьез. …Более того, когда Бог исполняет свою благую волю в избранных, или совершает в них истинное обращение, Он не только заботится о том, чтобы Евангелие было возвещено им внешним образом, и действенно освещает их разум Святым Духом, чтобы они могли правильно понимать и различать дела Духа Божия; но мощным воздействием того же возрождающего Духа проникает в самую сущность человека, открывает закрытое сердце, смягчает его, необрезанное сердце делает обрезанным; Он наделяет новыми качествами волю, делая мертвую живой, злую доброй, нежелающую желающей и упрямую послушной; подвигает и укрепляет ее, чтобы подобно доброму дереву она была способна принести плоды добрых дел”.

5. Неотступность святых. “Поскольку Бог является в высшей степени мудрым, неизменным, всезнающим и всемогущим, так и сделанное Им избрание не может быть ни отложено, ни изменено, ни отменено, ни уничтожено; не могут быть изгнаны избранные Его или уменьшено число их.

В должное время избранным дается, хотя и различным образом и в разной степени, уверенность в вечном и неизменном избрании ко спасению. Подобная уверенность происходит не от настойчивого исследования глубин и тайн деяний Божиих, но от наблюдения в себе (в духовной и святой радости) безошибочных плодов избрания, указанных в Слове Божием, – таких как истинная вера во Христа, сыновний страх Божий, благочестивая печаль о грехах, жажда праведности и другие плоды.

В осознании этого избрания и уверенности в нем дети Божии каждодневно находят все большее основание смирять себя пред Богом, восхищаться неисследимой глубиной Его милосердия, очищать себя и отвечать горячей любовью Тому, Кто прежде возлюбил их.

Как далеко от истины утверждение, будто учение об избрании, делают детей Божиих небрежными в соблюдении Его заповедей или плотски самоуверенными. Это обычно случается с теми, кто самонадеянно полагает, что уже имеет благодать избрания, уже спасен или с теми, кто вступает в праздные и дерзкие разговоры о ней, не желая ходить путями избранных”.

Читайте также: