Ведущие анатомические музеи россии история их создания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Музей истории медицины им. П. Я. Страдыня в Риге (рис. 1) является универсальным: в нем представлена коллекция экспонатов, собранных в различных странах мира профессором П. Я. Страдынем, а также богатый материал из истории медицины Советского Союза. Большое внимание уделено проблемам медицинской науки, в частности космической медицины. Музей ведет большую издательскую и культурно-просветительную работу.

Центральный музей медицины Украины (рис. 2—4) является национальным музеем, освещающим пути развития медицины и здравоохранения на Украине с древнейших времен до наших дней. В экспозиции этого музея широко использованы современные формы: интерьеры, диорамы, сменяющиеся разделы и целые экспозиционные залы, аудиовизуальная, видеомагнитофонная техника и др.

СССР при Центральном музее медицины создаются региональные филиалы: Сибирского отделения АМН СССР, в Ленинграде — Института экспериментальной медицины АМН СССР, в Москве — Центрального научно-исследовательского института туберкулеза МЗ СССР, а также филиалы Всесоюзного онкологического научного центра и Института хирургии им. А. В. Вишневского АМН СССР.

В естественноисторической музеологии анатомические музеи прошлого не получили должного освещения, как и их создатели. В России анатомические коллекции являются фундаментом в освоении медицинских знаний и уникальной базой для научных исследований на протяжении столетий. Они всегда были доступны для интересующейся публики, служили образованию врачей и просвещению народа. Многие известные анатомы прошлого причастны к появлению таких музеев. Значителен вклад академика Императорской Военно-медицинской академии А. И. Таренецкого в обновление и реструктуризацию анатомического музея в этом учреждении, как и в создание его антропологического и этнографического разделов, которые впервые стали объектом исследования. В контексте возросшего интереса современников к анатомии, ее истории и современному состоянию осмысление опыта, накопленного в данной области в России и личного участия выдающегося анатома XIX в. А. И. Таренецкого в музейном строительстве, является актуальной задачей.

Если краеведческие и прочие исторические музеи навевают на вас скуку, то анатомический точно не оставит равнодушным и вызовет неподдельные эмоции. Один из лучших анатомических ветеринарных музеев в России расположен в городе Троицке Челябинской области на территории института ветеринарной медицины Южно-Уральского государственного аграрного университета. Его экспозиции насчитывают более 2,5 тысяч экспонатов – от миноги до скелета человека.


История создания

История кафедры и музея началась в далеком 1929 году благодаря выпускнику Омского ветеринарного института Николаю Ивановичу Акаевскому. После окончания института с отличием его пригласили в Пермский государственный университет возглавить кафедру анатомии ветеринарного факультета, который затем перевели в Троицк, где был организован зооветеринарный институт. Развивать кафедру анатомии домашних животных Акаевский начинал с двумя сотрудниками.

– Первые студенты кафедры занимались в необорудованных помещениях и при полном отсутствии наглядных пособий. Такое положение потребовало от маленького коллектива кафедры сосредоточить все усилия на создание материальной базы. Поэтому с первых дней занятий началась работа по их обеспечению натуральными препаратами, так как изучать строение организма сельскохозяйственных животных без органов очень сложно. К этому процессу были подключены студенты первокурсники, которые днем получали теоретические знания на лекциях, а во внеурочное время приходили на кафедру и готовили препараты животных, по которым на следующий день уже можно было им заниматься. Когда учебных препаратов накопилось много, их стали располагать в шкафах в определённой системе. Так сама собой и возникла идея создания анатомического музея. И он до сих пор пополняется интересными экспонатами.

Виктор Константинович Стрижиков, профессор кафедры морфологии, физиологии, фармакологии, доктор ветеринарных наук, Почетный работник высшего профессионального образования, научный консультант и хранитель анатомического музея


Сравнительно-анатомический отдел включает экспонаты органов и целых организмов различных классов позвоночных от круглоротых, рыб, амфибий до млекопитающих.



Также любопытно заглянуть в отдел археологических находок, где хранятся фрагменты костей вымерших животных, обнаруженных при раскопках в зоне Южного Урала. Например, представлены части скелетов первобытного зубра и исполинского оленя, в экспозиции можно увидеть череп первобытного бизона.

– В 1980 году при въезде в Троицк копали траншею и наткнулись на останки крупного животного, часть костей скелета были разрушены, а оставшиеся кости мы забрали на кафедру. С помощью определённой дифференциальной диагностики выяснили, что это кости мамонта. Судя по останкам, рост зверя при жизни составлял 2,5–3 метра. В экспозиции кафедры имеются также зубы мамонта, в 1967 году их принёс на кафедру студент четвёртого курса, участвовавший в археологических раскопках в Кунашакском районе Челябинской области.

профессор Стрижиков

Студенты-кружковцы СНО кафедры активно помогают преподавательскому составу в изготовлении экспонатов.

Последний отдел – таксидермический – был создан профессором Стрижиковым в 1989 году. Отдел пополнялся чучелами кенгуру, макаки, леопардовой кошки, речного бобра, косули, пеликана, африканского страуса, лебедя, глухаря и др. Из экзотических животных есть чучело и скелет удава, состоящий из 308 рёбер. Троицкий анатомический музей единственный в системе высшего аграрного образования с таким объёмом натуральных препаратов, подобранных по системам организма.

– Организм человека изучать студентам медицинских вузов легче, а ветеринарные врачи изучают несколько видов животных, все органы которых имеют видовые особенности. Не зря говорят, что медицинский врач лечит человека, а ветеринарный врач и животных, и человека. Когда-то в институте работал профессор Андрей Александрович Кабыш. Когда медики понимали, что они бессильны в лечении, то предлагали больному обратиться за помощью к нему (приезжали пациенты даже из Франции).

профессор Стрижиков

Профессор Стрижиков заведовал кафедрой с 1987 по 2017 годы, сегодня он остаётся единственным учеником профессора Акаевского. Ежегодно он проводит сотни экскурсий для школьников и студентов Челябинской, Курганской и Свердловской областей, специалистов отрасли животноводства, туристов и прочих интересующихся. С 1971 года на кафедре ведут книгу почетных гостей, завел ее еще сам профессор Акаевский. За последние годы музей посетили ректоры ведущих ветеринарных вузов, а также гости из Германии, Польши, Чехословакии, США, Канады, Китая и Австралии. Всех неизменно восхищает количество и качество анатомических экспонатов, что доказывает высочайшую научную ценность музея.

Как Петр I просвещал русских людей благодаря купленным в Европе и собранным в России коллекциям диковин и что они значат для науки сегодня — в подробном историческом ликбезе от ведущего хранителя анатомических коллекций отдела антропологии МАЭ РАН Анны Радзюн.


Анна Радзюн

ведущий хранитель анатомических коллекций

В тридцатых годах девятнадцатого века Кунсткамера дала рождение специализированным музеям, передав им часть своих коллекций. Так коллекцию Альберта Себы унаследовал Зоологический музей. Она не только привлекала посетителей в новое петербургское заведение, но и сто лет спустя продолжала вызывать большой интерес ученых. Богато иллюстрированный четырехтомный каталог послужил материалом для знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея при разработке систематики животного мира, использующейся зоологами до сих пор.

Как Россия приобрела коллекцию анатомических диковин из Голландии

Во второй половине XVII столетия голландский анатом Фредерик Рюйш разработал новую методику консервации, которая предохраняла труп от разложения. Это было огромным достижением для науки того времени. Еще не были изобретены такие консерванты, как формалин, и все анатомы работали в отчаянной спешке, чтобы успеть зарисовать или подробно описать особенности внутреннего строения тела до того, как оно начнет разлагаться. Поспешность часто приводила к ошибкам и искажениям в изображении строения органов.

Рюйш же с помощью шприца вводил в кровеносные сосуды мертвого тела минимально вязкую нагретую жидкую красную массу, способную проникнуть в мельчайшие ответвления сосудов. Когда эта масса, подобная воску, остывала и становилась твердой, она уже не могла вытекать обратно и надежно предохраняла препарат от порчи.

Препараты Рюйша казались наполненными живой кровью, а кожа, через которую просвечивали сосуды с излюбленной им красной инъекцией, приобретала естественный телесный оттенок. Обработанные таким образом тела оставались пригодными для показа в течение долгих лет, облегчая преподавание анатомии и становясь иногда неоспоримым аргументом в научных спорах.


Портрет Фредерика Рюйша. 1702 г. Ю. Поол. Амстердам. Гравюра на металле

Всю свою долгую жизнь Рюйш оставался практикующим врачом. С 1666 года он работал в Амстердаме на должности городского анатома, который должен был проводить публичные вскрытия в анатомическом театре. Вскоре ему поручили обучение акушерок и работу городского судебного медика. Эти не слишком приятные обязанности позволяли ему получать тела умерших для собственных исследований, усовершенствования методики и накопления препаратов, которые он хранил дома. Рюйш был также профессором анатомии и ботаники в учебном заведении, называемом Athenaeum Illustre, — предшественнике Амстердамского университета.


Твердая мозговая оболочка человека и кисть ребенка. Препарат Фредерика Рюйша. Конец XVII – начало XVIII вв., Амстердам
Инъецированная головка ребенка нескольких лет. Препарат Фредерика Рюйша. Конец XVII – начало XVIII вв., Амстердам
Препарат инъецированных легких и сердца ребенка. Препарат Фредерика Рюйша. Конец XVII – начало XVIII вв., Амстердам

Еще одну часть коллекции Фредерика Рюйша составляли препараты патологии и уродств. Он старался не показывать их простым посетителям, они предназначались для специалистов. Рюйш был уникальным ученым, наделенным великолепным зрением, феноменальным чутьем профессионала и умелыми руками — современники говорили, что он обладает глазами рыси и руками феи.

К сегодняшнему дню голландские и русские исследователи лучше всего изучили препараты именно этой части коллекции. Исследования показали, что коллекция Рюйша является не только памятником истории анатомии и искусства барокко, но все еще обладает большим научным потенциалом, вызывая интерес современных генетиков и специалистов в науке об аномалиях. За коллекцию Рюйша петровская Россия заплатила 30 тысяч гульденов — при пересчете на современные деньги эта сумма составила бы более миллиона долларов.

Как и почему Кунсткамера собирала российские редкости

Третья коллекция аномалий была собрана в России по знаменитому указу Петра I. Многие посетители Кунсткамеры и сегодня приходят в музей с убеждением, что это было причудой царя. Между тем Петр I просто действовал в русле европейских тенденций изучения анатомии.

После выхода императорского указа мертвые младенцы и детеныши животных с различными аномалиями развития довольно часто поступали в Кунсткамеру, а приносившие их получали в соответствии с указом вознаграждение. Первые шаги в изучении уродов сделал в России немецкий анатом Дювернуа, прибывший в Петербург для работы в учрежденной в 1724 году Академии наук.


Чучело двухголового теленка. Конец XVIII – начало XIX вв. Санкт-Петербург

Сейчас в тератологической коллекции Кунсткамеры насчитывается около 170 препаратов. В разное время с ней работали многие ученые Академии наук, но по значимости открытий в эмбриологии и тератологии первым должен быть назван Каспар Фридрих Вольф, задумавший даже труд по теории уродств. Скоропостижная смерть прервала его планы. Все хранители анатомических коллекций Кунсткамеры уделяли внимание тератологической коллекции — например, высоко ценил ее знаменитый эмбриолог Карл Бэр. Сегодня коллекция Кунсткамеры имеет историческое значение, а тератологией занимаются в специализированных медицинских институтах.

Как анатомические коллекции Кунсткамеры стали первым материалом для исследований Академии наук

В 1718 году Петр I начал строительство нового здания для Кунсткамеры на берегу Невы. Кроме музея, в нем планировали создать обсерваторию, физический кабинет, библиотеку и анатомический театр, в котором можно было бы производить вскрытие мертвых человеческих тел в присутствии зрителей. Здания, построенного для столь широкого комплекса задач, Петр еще нигде не видел. Он считал, что Академия наук, созданная по его замыслу, должна размещаться в этом же строении.

Читайте также: