Источник это кратко 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

(родник, ключ), естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой – на дне водоёмов и рек. По гидродинамическим признакам источники делятся на восходящие (напорные) и нисходящие. Подразделяют их и по дебиту (расходу воды). Самые крупные имеют дебит более 10 м³/с. По режиму источники делятся на действующие постоянно, сезонные и перемежающиеся; по составу – на пресные, минерализованные, солоноватые, солёные, минеральные; по тем-ре – на кипящие, горячие, тёплые, холодные.

Горячие источники. Забайкалье

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

естественный выход подземных вод на земную поверхность. Подземные воды находятся в полостях, порах и трещинах горных пород в верхней части земной коры. Верхняя граница водонасыщенной зоны называется зеркалом, или уровнем, подземных вод. Там, где водоносные горизонты пересекаются с земной поверхностью, возникают источники.Поскольку глубина грунтовых вод меняется в зависимости от сезона и количества выпадающих осадков, источники могут внезапно исчезать, быть просачивающимися, капельными или бить ключом.
Источники на склонах холмов. В районах с расчлененным рельефом часть воды, которая просачивается в грунт в верхней части холма, может снова выйти на поверхность ниже по склону в виде источника, расположенного выше уровня водотока (рис. 1). Это происходит, если зеркало грунтовых вод находится выше уровня водотока. Источники возникают там, где вода при движении вниз встречает водоупорный горизонт, а затем выходит на поверхность в месте обнажения водопроницаемых пород. Расход воды источников на склонах холмов обычно невелик и изменчив.
Артезианские источники. Вода, поступающая в пористые проницаемые слои, перекрытые водонепроницаемыми породами, может под давлением фонтанировать в низко расположенных выходах, образуя артезианский источник. Иногда артезианские водоносные горизонты занимают значительную площадь, и тогда артезианские источники имеют высокий и довольно постоянный расход воды. Часть известных оазисов северной Африки приурочена к таким артезианским источникам. Там, где имеются разломы в земной коре, артезианские воды поднимаются из водоносных горизонтов вдоль линий разломов. В период между сезонами дождей они нередко иссякают.
Карстовые источники. Крупнейшие в мире источники часто связаны с выходом вод из карстующихся известняков. Содержащие углекислый газ просачивающиеся воды способны растворять известняки, поэтому во многих районах, сложенных известняками, распространены карстовые пещеры и каналы. В таких районах довольно часто встречаются подземные реки и очень крупные карстовые источники, например, Воклюз на юге Франции, считающийся одним из самых мощных в мире, и Силвер-Спрингс во Флориде, славящийся поразительной чистотой воды.
Источники в пористых лавах. Крупные источники имеются в местах выхода подземных вод из горизонтов, сложенных пористыми трещиноватыми лавами. Например, группа таких источников, приуроченных к лавовому плато, питает р.Снейк ниже водопада Шошони (шт. Айдахо).
Горячие источники. Большинство горячих источников приурочено к вулканическим областям, в которых вода нагревается от горных пород, верхних слоев земной коры, расположенных вблизи вулканов, хотя, возможно, часть воды имеет магматическое происхождение. В некоторых горячих источниках (например, Уорм-Спрингс в Виргинии) высокая температура воды обусловлена подъемом воды с больших глубин (ведь температура пород повышается примерно на 1° С с увеличением глубины на 30 м).
Минеральные источники. Вода минеральных источников содержит значительное количество растворенных химических веществ. Теплые и горячие источники обычно имеют более высокую минерализацию, поскольку химические реакции протекают более интенсивно при повышенных температурах.
Гейзеры – фонтанирующие горячие источники в районах вулканической деятельности. См. также гейзер.

Энциклопедия Кругосвет . 2008 .

агрегат, аккумулятор, акратотерм, арашан, барстер, блок, бустер, вина, виновник, вместилище, внедровица, водоисточник, воклюз, галотерм, гейзер, генезис, гипокрена, гиппокрена, документ, дуоплазматрон, ибп, интернет-источник, информатор, ипокрена, ключ, корень, криница, материал, матерь, матрица, мать, микроисточник, основа, первоисточник, первопричина, пирена, причина, провенанс, происхождение, пульсар, радиоисточник, рассадник, ресурс, родник, свет, скопление, сольфатор, соффиона, средоточие, ссылка, струя, фонтан, фотоисточник, шпрундель, энергоисточник

Исторические источники





1. Что такое исторический источник.

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

Исторические источники - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др.

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

2. Виды исторических источников

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

Дадим краткую характеристику этим источникам.

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

Вещественные источники

К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология , поэтому вещественные источники иногда называют археологическими . Вещественные источники дают основной массив информации о событиях произошедших до появления письменности, дополняют письменные источники. Однако не могут позволить полностью описать историческое событие.


Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.


Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.


Устные источники


Этнографические источники


Источники нового времени

Это фотографии, аудиозаписи, кинохроника, видео, телевизионные передачи. Появились они в середине 19 -20 веке. Особенностью этого вида источников является непосредственная фиксация какого-либо события, подлинные лица исторических личностей. Так на приведенном внизу видеоотрывке из кинохроники 1917 года мы видим генерала Корнилова и сопровождающих его офицеров .

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.


Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

Художественно-изобразительные источники

Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др. Однако уровень достоверности этих источников не слишком высок - часто изображения сделаны намного позднее, чем произошедшее событие, жившая историческая личность.


3. Всем ли источникам можно верить.

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.


Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.


Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.


Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Запомните

  • Нельзя изучить историю по художественным и мультипликационным фильмам, и уж тем более комиксам.
  • Нужно критически относиться к описаниям исторических событий в литературных произведениях, картинах художников, даже если автор - современник события.
  • Не всегда исторические реконструкции могут быть правильными.
  • Не всему, что написано в газетах, популярных журналах можно верить.
  • Для того чтобы верно составить представление об историческом факте историк не может довольствоваться ОДНИМ источником.

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.


Урок познакомит учащихся с видами исторических источников и вспомогательными историческими дисциплинами.

Описание разработки

Исторические источники – всё, что несёт в себе информацию о жизни людей, их деятельности: вещи, одежда, жилища, письменные сведения.

Виды исторических источников:

Антропологические – костные останки захороненного человека (изучает наука антропология, учёные-антропологи).

Вещественные – вещи, сделанные человеком: орудия труда, оружие, украшения, посуда, жилища (изучает археология, учёные-археологи).

Письменные – записи прошлых времён: летописи, законы, государственные и торговые документы.

Устные – фольклор(устное народное творчество): легенды, мифы, сказки, народные песни.

Этнографические – изучение быта, обычаев, традиций и обрядов народов (изучает этнография, учёные-этнографы).

Вспомогательные исторические дисциплины:

Антропология – наука о происхождении и развитии строения человека.

Археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Этнография – наука, изучающая происхождение народов, быт, обряды, традиции и обычаи.

Нумизматика – наука, изучающая монеты и денежные знаки.

Геральдика – наука, изучающая гербы и отличительные знаки.

Конспект урока по истории на тему Исторические источники

Тест.

1. Что из нижеперечисленного относится к письменным источникам?

3. Отрасль науки, изучающая быт и традиции народов, их духовную культуру?

Как образуются родники

Происхождение родников

Места, откуда берутся родники, питая почву живительной влагой и наполняя реки и озёра, расположены в земных недрах. Однако выйти на поверхность вода может не везде, возможность ее выхода зависит от состава грунта.

В земных глубинах среди твёрдых горных пород расположены пустые участки, заполненные водой. Она попадает в полые промежутки между скальным грунтом после проливных дождей, во время таяния снега и льда. Пространств, заполненных водой, под землёй очень много. Эти полости образуют подземные водоёмы и течения.

Подземные воды могут вытекать на поверхность суши на низких её участках, расположенных в оврагах, среди горных хребтов, в лесной чаще. Такие источники, чистые и прозрачные, называют родниками, ключами или гейзерами — в зависимости от состава и температуры воды. Причины возникновения этого природного явления различны, но в основном они связаны с рельефом местности и составом грунта.

Ключ и родник имеют существенное отличие. Родниковая вода выходит на поверхность спокойным потоком или слабой струёй. Ключ — это бурлящий поток, бьющий из-под земли, способный образовывать небольшие фонтаны.

Как появляются родники

В истории родниками интересовались с давних пор, им придавали сакральное, мистическое значение, приписывали способность лечить и давать ответы на вопросы. Проведённые позже исследовательские работы доказали целебные свойства воды из источников. Возникновение лечебных качеств обусловлено насыщением жидкости минеральными солями и микроэлементами при прохождении некоторых слоёв грунта. Прозрачная и чистая вода, отфильтрованная гравием и песком, не имеет запаха. А благодаря минералам, у каждого источника свой неповторимый вкус и целебные свойства.

Так, вода из одних источников помогает нормализовать артериальное давление, оказывает благотворное влияние на нервную систему и опорно-двигательный аппарат. Другие помогают избавиться от головной боли, способствуют очищению почек и печени.

Набирая родниковую воду, стоит придерживаться некоторых рекомендаций:

  • качества жидкости останутся неизменными, если хранить её в прохладном месте;
  • набирать её лучше молча, чтобы сберечь природную силу;
  • утренняя энергетика ключа сильнее вечерней.

Наши предки верили, что вода, набранная из девяти источников, обладает особой мощностью и способна излечивать даже тяжёлые недуги.

Разновидности ключевых вод

Родниковые потоки могут быть полноводными реками, текущими постоянно, и скудными ручейками, пропадающими во время засухи. Некоторые источники очень холодны, температура в других позволяет купаться в них круглый год без опасений за здоровье.

Классифицировать существующие источники можно по нескольким признакам:

Откуда берутся родники

  1. По силе течения: восходящие (напорные) и нисходящие (безнапорные).
  2. По времени просачивания: сезонные (временно действующие) и постоянные.
  3. По температуре родники можно разделить на холодные, тёплые, горячие и кипящие.
  4. В зависимости от наполнения: верховодки, грунтовые и артезианские.

Источники, получающие питание от верховой воды, часто непостоянны в своём течении, разнятся по температуре и химическому составу.

Наибольшим постоянством отличаются артезианские родники. Происхождение таких ключей обусловлено разгрузкой артезианских бассейнов. Артезианская вода в отличие от остальных родниковых вод, имеет особую ценность, благодаря содержанию различных минералов и микроэлементов.

Отдельно можно сказать о гейзерах — это горячие источники, из которых под давлением регулярно выбрасывается фонтан воды и пара. Такие источники встречаются на территориях, где расположены действующие вулканы.

Самые большие объекты мира

Крупным ключам принято давать собственные имена. Некоторые из них являются национальным достоянием, памятниками природы и подлежат охране государством.

Самыми крупными источниками в мире считаются:

  1. Воклюз во Франции.
  2. Красный ключ в России.
  3. Ааштопф на территории Германии.

Почему образовался древний родник Воклюз во Франции, по сей день остаётся неразгаданной загадкой. Расположен он в глубокой пещере, служившей в древности местом жертвоприношения.

Воклюз во Франции

Одна из первых легенд о французском роднике, относящихся к шестому веку, рассказывает про дракона, обитавшего в бездонном источнике и державшего в страхе местных жителей. Позднее в одиннадцатом веке неподалёку от Воклюза был возведён храм, названный в честь священника, избавившего долину от рептилии. Сегодня Воклюз — излюбленное место для туристов и путешественников со всего мира.

Красный ключ — второй по величине и мощности источник в Европе и самый крупный — в России. Это река с названием Яманъелга, вышедшая на поверхность земли в долине протекания Уфы. Ключ берёт начало на склоне хребта Каратау. Спустившись со склона, речная вода уходит под землю и протекает там на протяжении 60 км. Затем мощным потоком источник выходит на поверхность, образуя карстовое озеро.

Третий по величине источник Ааштопф зародился на территории Германии. Карстовый источник находится в природной пещере, полностью затопленной водой. Исследование пещеры доступно только ныряльщикам, что чрезвычайно опасно из-за угрозы обрушения свода. Поэтому в настоящее время протяжённость пещеры не установлена.

Рассказывать про образование источников в школе на уроках окружающего мира начинают с первого класса. Педагог рассказывает школьникам, где могут появляться ключи, как природа помогает питаться рекам и озёрам, какие бывают источники. Ученикам после объяснения новой темы предлагается выполнить различные задания:

Как образуется родник

Рисунки детей можно использовать в проведении тематических конкурсов для учащихся параллельных классов. Вовлечение подобных заданий в процесс обучения должно способствовать лучшему усвоению материала.

Уроки окружающего мира и факультативные занятия не только расширяют кругозор школьников, но и помогают научить ребят бережному отношению к природе и окружающему миру.

Читайте также: