Присоединение южного кыргызстана к россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

33. Причины и предпосылки вхождения кыргызов в состав Российской империи.

Еще в 1757 году группа тяньшаньских кыргызов в 200 человек впервые переселилась в Сибирь и приняла здесь российское подданство. Кыргызы полагали, что российское подданство, или хотя бы поддержка принесет кыргызам избавление от иноземной экспансии.

В первой трети 19 в. перед непосредственной угрозой кокандской агрессии кыргызы предпринимают неоднократные попытки заручиться покровительством России. Но российские власти не спешили вмешиваться в междоусобные ссоры кыргызов.

34. Русско - кокандская война. Вхождение северокыргызских племен в состав Кыргызской империи.

Экономическая политика Кокандских правителей не способствовала прогрессу производительных сил кыргызского населения. Налоговая политика в ханстве, была основной причиной восстания кыргызского населения против Кокандского господства. Общекокандское восстание 1842 года началось с межгосударственной войны Бухары и Коканда. В 1875 году восстание кыргызов против кокандского господства достигло апогея. Оно стало всеобщим народным движением. Недавно просившие российского подданства, искавшие помощи у России в борьбе против ханской тирании кыргызы с недоумением следили за продвижением царских отрядов пришедших на помощь Худояр-хану. Бороться с хорошо вооруженными царскими войсками разрозненные отряды кыргызских повстанцев не могли. В 1876 году вся территория Кокандского ханства за исключением Алая была под контролем русских войск.

35. Народная война в Кокандском ханстве. Присоединение к Российской империи южнокыргызских земель.

В 1865 г. вследствии действий крупных военных сил русских власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро - Алая. Ограничение территории вызвало и сокращение доходов в казну, что побуждало хана увеличить размер налогов и податей с оставшегося населения. В этих условиях южные кыргызы также стали подумывать о присоединении к России. Весной 1874 г. часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратились к генерал - губернатору Туркестана с просьбой принять их в русское подданство. 18 февраля 1876 г. территория Кокандского ханства царским манифестом объявляется присоединенной к России и преобразовывается в Ферганскую область в составе Туркестанского генерал --губернаторства. Первым военным губернатором новой области стал ее завоеватель М. Д. Скобелев.

36. Начало научных исследований Кыргызстана европейскими учеными (XVIII – начало XX вв.).

Кыргызы во времена Кокандского ханства и Кыргызы в составе Российской империи - эти времена (XVIII - начале XX вв) связаны с именами Курманджан-датки, Пулат-хана, Ормон-хана, Шабдан Батыра и др. - выдающимися личностями своего времени. Представлена литература о приходе России в Ала-Тоо. К этому периоду относится деятельность таких известных в России и в Кыргызстане ученых и первопроходцев, как П. Семенов-Тяньшанский, Н.М. Пржевальский, Н.А. Северцов, Ч.Ч. Валиханов.

37. Социально-экономическое положение кыргызов в Тюркестанском генерал-губернаторстве. Просвещение и образование в Тюркестанском крае.

После присоединения к России Кыргызстан входил в состав Туркестанского генерал - губернаторства. Колониально - управленческий аппарат был полувоенным: во глав областей и уездов стояли царские офицеры и участковые приставы, а волости возглавляли руководители племен и родов. Кыргызами, населявшими Ферганскую и Самаркандскую области, от имени царской администрации управляли бывшие кокандские чиновники: беки, датхи, акимы, ишик - агасы. На севере Кыргызстана в конце 18 - начале 19 в. сформировалась новая правящая верхушка - манапство. С появлением манапов бии оказались на более низкой ступени феодальной иерархической лестницы. Они являлись как бы помощниками манапа, выполняли его поручения, составляя вместе с ним правящую элиту рода. Земледельческое оседлое население облагалось двумя видами налогов: херадж - с посевных земель и танап - с огородно - бахчевыз культур. Херадж взыскивался зерном, танап - деньгами, сумма его из года в год менялась - преимущественно в стороны увеличения. Налоговый и социальный гнет усугублялся национальным неравенством, особенно в делении земельными угодьями переселенцев, что болезненно воспринималось коренным населением.

38. Андижанское восстание. Национально-освободительное движение 1916 г. в Кыргызстане.

Усиление национально - колониального гнета, налогового пресса, осбенно жестокого в условиях военного времени, привело к восстанию 1916 г. Прямым поводом к восстанию явился царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации мужчин из местного населения призывных возрастов (от 19 до 43 лет) на военно - тыловые работы. Когда в 1898 г. ферганские узбеки и кыргызы в окрестностях Андижана и Оша поднялись против царизма, восстание приняло антирусскую направленность под лозунгами газавата. Его возглавил "святой человек" - ишан Магомед - Али Халиф Мухаммед - Сабыр оглы (сокращенно - Мадали). Восстание 1916 г., охватившее весь Туркестан, не имело единого центра и общего руководства. На выходе его из народных масс выдвинулся целый ряд способных организаторов: Таласбай Алыбаев, Алымкул Табалдин, Егемберды Сарыков, Ибраим Талев и др.

Завоевание Россией Южного Кыргызстана

В середине XIX века население Южного Кыргызстана все еще находилось под игом Кокандского ханства. Однако политическая обстановка и положение ханства уже не были такими прочными, как раньше. Внутренние противоречия, непрекращающиеся дворцовые перевороты, с одной стороны, усугубляли и без того тяжелую ситуацию в ханстве, а с другой — облегчали для России задачу завоевания Ферганской долины, Южного Кыргызстана в целом.

Алымкул аталык. В политической и государственной жизни Кокандского ханства этого периода по-прежнему не последнюю роль играли кыргызский народ и его видные лидеры.

Особенно выделялся среди них Алымкул Асан-бий уулу. Он получил образование в медресе. За доблесть, проявленную при возведении в 1858 году на кокандский престол Малля-хана, Алымкул был удостоен высокой военно-административной должности — эшик-ага. Позже, в 1862 году, когда ханом стал 12-летний Султан-Сейид, Алымкул стал ближайшим советником юного хана — аталыком. Это означало, что власть в Коканде была по существу сосредоточена в руках Алымкула аталыка. Этот период по времени совпадает с проведением русскими войсками захватнической кампании в Центральной Азии.

Алымкул, возглавив кокандскую армию, нанес сильный удар по царским войскам под Чимкентом. В 1865 году, во время обороны Ташкента от русских, Алымкул аталык демонстрирует невиданную отвагу. С присущей ему решительностью он возглавил атаку слабо вооруженных и малочисленных кокандских воинов и заставил отступить сильного врага. В разгаре боя один из телохранителей, оказавшийся предателем, выстрелил ему в спину. Рана оказалась смертельной. Алымкулу аталыку, геройски погибшему в бою за свою страну, было всего 36 лет. Потеряв вождя, кокандские воины отступили. Русские заняли Ташкент и образовали подчиненную Российской империи Туркестанскую область.

Восстание Пулат-хана. В XIX веке кыргызы не раз поднимали восстания как против гнета Кокандского ханства, так и против завоевательной политики русского царизма. Борьбу, начатую кыргызами, всегда поддерживали жившие по соседству узбеки и таджики.

Восстание 1873—1876 годов известно в истории под названиями “Народное движение”, “Кокандское восстание”, “Восстание Пулат-хана". Его возглавил простой кыргызский джигит по имени Исхак Хасан уулу. В детстве Исхак получил образование в медресе. Некоторое время был религиозным служителем, затем перебрался в Андижан, где стал джигитом у известного в Коканде Абдымомуна аталыка. Ему он обязан своими знаниями, в том числе политическими. Исхак был крепким, решительным и энергичным парнем. Его видная внешность, ум и знания как нельзя лучше соответствовали представлениям восставших об идеальном правителе. Народ нарек его Пулат-ханом и провозгласил ханом. Узбеки, таджики также поддержали его и присоединились к восстанию.

Худояр-хан, замучивший народ поборами и налогами, причинивший много страданий и бед своей жестокостью, был изгнан. Он бежал в Туркестанское генерал-губернаторство и запросил помощи.

Только и ожидавшие этого царские войска объявили власть Пулат-хана незаконной и вступили на территорию ханства. Начавшись как народное, восстание превратилось в освободительную борьбу с иноземными захватчиками, после того как Худояр-хан призвал на помощь царские войска. Повстанцы увидели в них защитников ненавистной ханской династии и стали оказывать сопротивление.

Русские войска жестоко расправлялись с восставшими. Жертвами кровавой бойни стал простой народ, женщины и дети. Люди гибли, но отказывались подчиниться. Только после того, как Исхак был захвачен, а 1 марта 1876 года публично повешен, народное восстание стало затихать. В историю Исхак вошел как истинный народный предводитель. Несмотря на сломанную ногу, он сам дошел до виселицы и встретил смерть с достоинством, как подобает герою. Память о Исхаке до сих пор жива в народе.

Присоединение к России алайских кыргызов. После подавления восстания Пулат-хана Кокандское ханство прекратило свое существование. Его владения вошли в созданную Ферганскую область и стали частью Российской империи. И только горный район Алая, входивший в Кокандское ханство, оставался еще непокоренным. Перед царскими войсками была поставлена задача — завоевать его. Возглавил поход кровавый генерал М. Д. Скобелев, который говорил: “Спокойствие в Азии прямо связано с количеством погибшего там народа и отрезанных голов”.

Курманджан датка была женой правителя алайских кыргызов Алымбека датка. Они прожили 29 лет, и все это время Курманджан была ему советчицей и другом. Когда в результате дворцового переворота в Коканде Алымбек датка был убит, Курманджан унаследовала его власть. Высоко оценив ее политическую деятельность и авторитет, эмир Бухары присвоил ей титул датка. Эта женщина благодаря своей мудрости предотвращала межплеменные раздоры, что позволяло ей быть независимой от Кокандского ханства.

Курманджан датка

Не желая подчиняться российскому господству, Курманджан датка еще до прихода русских войск на Алай перекочевала вместе со своим аилом в Кашгар. Однако, не найдя там подходящего места для стойбища, вынуждена была вернуться обратно. Узнав об идущей на Алае войне, она решила увести людей в Афганский Памир. Но на границе ее настигли русские солдаты и доставили в ставку генерала М. Скобелева в Чон-Алае. Во время переговоров генерал убедился в том, что это действительно умная, проницательная, трезво оценивающая обстановку личность и назвал Курманджан датку “алайской царицей”. В сложившейся ситуации Курманджан датка не видела иного выхода, как согласиться принять подданство России. В противном случае ее народ был бы просто истреблен царскими войсками.

Борьбу вольнолюбивых алайцев против завоевателей возглавили четверо сыновей Курманджан датки. Один из них, Камчибек, вместе со своим джигитом Акбалбаном уничтожил небольшой отряд русских пограничников. Позднее, попав в руки солдат, он был приговорен к смертной казни. Чтобы убедиться в искренности заверений “алайской царицы” в верности русскому царю, Курманджан датку пригласили на казнь сына. Об этом историческом факте повествует писатель Тологон Касым беков.

“Стояла поздняя осень. На базаре города Оша многолюдно. В самом центре просторного базара установлен высокий помост, на нем виселица с двумя петлями. Русские солдаты тройным кольцом окружают виселицу. В какой- то момент народ зашумел: “Вон. датка сама. ”. Курманджан датка слезла с покрытой покрывалом арбы, запряженной сивой лошадью. Она была одета в шубу, крытую красной парчой, в белом элечеке, словно приехала на прием к царским сановникам. В трех-четырех метрах напротив виселицы был установлен ряд скамеек. Курманджан степенно и с достоинством подошла и села на одну из них.

“Ведут. " - наперебой раздались голоса, люди разом обернулись в ту сторону, откуда вели узника. Между солдатами с ружьями шли Камчибек и Акбалбан, руки и ноги у них были закованы.

Чиновник зачитал приговор, затем спросил о последнем желании.

- Проси пощады, Камчибек, - раздался крик. Народ зашумел.

Эти слова обожгли Камчибека, как удар камчой.

- Нет! Не буду просить пощады! - громко сказал Камчибек. - Что? Почему я должен просить пощады, разве я иду на смерть из-за ошибки или за воровство? Я боролся против угнетения моего народа!

Народ заволновался. Курманджан датка бросила на сына взгляд, не то одобряя, не то удивляясь ему, лицо ее выражало ни с чем несравнимую глубокую печаль и одновременно чувство гордости.

По приказу палач накинул Камчибеку на шею петлю. В самый последний момент дрогнул Камчибек, поспешно проговорил хриплым голосом:

- О, люди. О, народ. Если вы мне должны, я прощаю, если я должен.

В этот момент Курманджан датка приподняла голову, повернулась лицом к виселице и, дрожа всем телом, молча кивнула, словно намереваясь попрощаться, но уста ее проронили совсем другие слова.

- Сын мой! Не падай духом, сынок! Накинь петлю на шею. Ведь подумают, что струсил перед смертью! - ее голос задрожал от невыносимой внутренней боли.

Слова матери укрепили дух Камчибека.

Натягиваясь, зашуршал шелковый аркан. Тела двух героев повисли, раскачиваясь на виселице. Люди заохали, заголосили.

- Прекратите! - громко приказала Курманджан. - Прекратите. - голос ее звучал сипло, как у простуженного человека. - Положите обоих в арбу, везите в Мады, там можете оплакивать. А сейчас ни звука..

Все замолчали. Курманджан молча села на черную кобылу, которую ей к кто-то подвел и, не оглядываясь, поехала вперед . ”

19 февраля 1876 года был издан царский указ о присоединении Кокандского ханства к Российской империи под названием Ферганской области. Генерал-майор М. Д. Скобелев был назначен губернатором, под его контролем находилась вся территория бывшего Кокандского ханства, за исключением Алая.

После смерти Алымбека-датхи (убит во время дворцового заговора в Коканде в 1863 году) его жена Курманжан заняла место своего мужа. Ее признавали кокандский хан Худояр и бухарский эмир Музафар, присвоившие ей почетное звание датхи. Сыновья Алымбека-датхи и Курманжан-датхи: Абдылдабек, Оморбек, Маматбек, Асанбек возглавили борьбу с царскими войсками, вступившими в Алайскую долину. 25 апреля 1876 года в местности Жанарык в 25 верстах от Гульчи кыргызские отряды дали сражение русским войскам под командованием М. Д. Скобелева. Под давлением русских войск кыргызские отряды отступили, заняли новую позицию в урочище Гульча. Здесь в первой половине июля 1876 года 2000 кыргызских воинов оказали упорное сопротивление русским войскам, джигитам сарыбагышского манапа Шабдан Джантай уулу, действовавшим против защитников Алая. После разгрома отрядов Абдылдабека и его братьев, муллы Ашыра, сопротивлявшихся присоединению Алая к России, в середине 1876 года Алай с 17,4 тыс. семействами вошел в состав России. Таким образом, Южный Кыргызстан был завоеван царизмом.

Курманжан-датка родилась в 1811 году в семье кочевника Маматбека в Кичи-Алае. Еще в детстве Курманжан просватали и в возрасте 17 лет ее выдали замуж за кыргыза из рода ювали, которого она увидела в первый раз в день свадьбы. Жених ей не понравился, и Курманжан 3 года номинально считалась женой, проживая все это время в юрте отца.

В 1831 году Алымбек, уже будучи даткой Алая, встретил Курманжан, освободил ее от брачных уз и в следующем году они поженились. Курманжан стала преданной помощницей Алымбеку: во время его отсутствия на Алае по делам ханства она успешно заменяла его, полновластно управляла алайскими кыргызами.

После гибели Алымбека власть главы рода наследовала его вдова Курманжан. Бухарский эмир Музаффар, узнав о влиянии Курманжан на соплеменников, присвоил ей почетное звание датки. В 1865 году кокандский хан Худояр подтвердил ее права на звание датки и управление Алаем.

Курманжан-датка прожила до глубокой старости (96 лет) и скончалась 3 февраля 1907 года в селе Мады, в 13 верстах от г. Ош. Похоронена у подножия Сулейман-горы на главном кладбище Сары-Мазар.

Андижанское восстание

вошло в историю как самое крупное народное движение конца XIX в. в Средней Азии. Основными при­чинами восстания послужили колониальная политика царизма, усиление социального и национального гнета, произвол, насаж­даемый русской администрацией в отношении местного населения. В восстании участвовали представители кыргызской, узбекской, таджикской национальностей, различные социальные слои населе­ния. Закономерно, что это восстание было возглавлено служителя­ми религии с ортодоксальными лозунгами и призывами. Основная часть населения этого региона на протяжении веков исповедовала ислам, который глубоко внедрился в сознание народа. Все участ­ники восстания причисляли себя к мусульманам. Поэтому нет ни­каких оснований рассматривать восстание как реакционное движе­ние. Восстание было направлено на защиту интересов и чаяний основной массы населения. Оно носило национально-освободитель­ный характер. Андижанское восстание вспыхнуло в мае 1898 года. 17 мая под вечер в кишлаке Таджик (Мин-Дюбе) собралось около 200 узбеков и кыргызов. Возглавил их ишан этого селения Мадали Дукчи(ийикчи - веретенщик). Идейным руководителем этого вос­стания был Зиядин Максымуулу (Зияутдин Магзуми).Восставшие двинулись к Андижану, перерезая на пути теле­графные провода, соединявшие город с округами. К ним присоеди­нились жители кишлаков Кутчу, Кара-Коргон и др. Вскоре число восставших достигло 2000 человек. Около трех часов ночи повстанцы вошли в Андижан и напали на лагерь 20-го Туркестанского линейного батальона, где располагалось две роты. Но силы были неравны. Вооруженная палками и серпами толпа была рассеяна хорошо подготовленными и вооруженными русскими войсками. В ожесточенном сражении было убито свыше 20 царских солдат и офицеров. Но и повстанцы понесли большие потери. Перейдя на Кара-Дарью, они отошли к Хаким-Абаду. В селе Чарбак, расположенном в 90 верстах от Андижана, предводитель повстанцев Мадали был взят в плен и 12 июня 1898 г. повешен. Однако восстание не утихло и распространилось в Ферганскую долину. Активное участие в нем приняло население Андижанского, Маргаланского, Ошского и Наманганского уездов. В тот день, когда начались волнения в Мин-Дюбе, в местечке Ак-Терек Ноокатского округа скопилось около 300 человек из айылов Каракол-Сай, Тамчы-Булак, Жапалак Ошского уезда. Не имея ни одного ружья, вооруженные только дубинами, палками и ножами, они намеревались напасть на Ошский военный гарнизон. Возглавил Оморбек-датка Алымов. Однако бывший волостной Карабек донес об этом начальнику Ошского уезда. Оморбек Алымов и его помощник Сатыбай Ракымбаев были схвачены. Всего было арестовано 53 человека. Возглавил их Шадыбек Шергазы уулу.Он собирался примкнуть к восставшим андижанцам. Против заговорщиков был выслан карательный отряд более чем в сотню штыков. Около 50 человек во главе с Шадыбеком были схвачены и пригнаны в На­манган. Шадыбеку Шергазы уулу грозила смертная казнь, затем ее заменили пожизненной каторгой. Его помощников Уметалы Багышбек уулу и Тулебай Бешкемпир уулу приговорили к 20 годам каторги. Кроме того, 54 человека были высланы в Сибирь на семь лет. Среди них оказался и схваченный по навету недругов извест­ный акын Токтогул Сатылганов. Таким образом, восстание, не имея сильного предводителя, спо­собного объединить движение, и разобщенное на мелкие группы, не смогло принять широкий размах и быстро угасло. Для подавления восстания использовались многочисленные спе­циальные отряды всего Туркестанского военного округа. Было аре­стовано 777 человек, 415 привлечены к судебной ответственности. Повешено 18 человек, 362 приговоренным смертную казнь замени­ли длительными сроками каторги. Несмотря на поражение, это восстание было первым проявле­нием народной борьбы против колониальной националистической политики, насаждаемой царизмом в Туркестане. Это была борьба народа за независимость. Поражение не смогло затушить начав­шиеся в массах свободолюбивые брожения.

19 февраля 1876 года был издан царский указ о присоединении Кокандского ханства к Российской империи под названием Ферганской области. Генерал-майор М. Д. Скобелев был назначен губернатором, под его контролем находилась вся территория бывшего Кокандского ханства, за исключением Алая.

После смерти Алымбека-датхи (убит во время дворцового заговора в Коканде в 1863 году) его жена Курманжан заняла место своего мужа. Ее признавали кокандский хан Худояр и бухарский эмир Музафар, присвоившие ей почетное звание датхи. Сыновья Алымбека-датхи и Курманжан-датхи: Абдылдабек, Оморбек, Маматбек, Асанбек возглавили борьбу с царскими войсками, вступившими в Алайскую долину. 25 апреля 1876 года в местности Жанарык в 25 верстах от Гульчи кыргызские отряды дали сражение русским войскам под командованием М. Д. Скобелева. Под давлением русских войск кыргызские отряды отступили, заняли новую позицию в урочище Гульча. Здесь в первой половине июля 1876 года 2000 кыргызских воинов оказали упорное сопротивление русским войскам, джигитам сарыбагышского манапа Шабдан Джантай уулу, действовавшим против защитников Алая. После разгрома отрядов Абдылдабека и его братьев, муллы Ашыра, сопротивлявшихся присоединению Алая к России, в середине 1876 года Алай с 17,4 тыс. семействами вошел в состав России. Таким образом, Южный Кыргызстан был завоеван царизмом.

Курманжан-датка родилась в 1811 году в семье кочевника Маматбека в Кичи-Алае. Еще в детстве Курманжан просватали и в возрасте 17 лет ее выдали замуж за кыргыза из рода ювали, которого она увидела в первый раз в день свадьбы. Жених ей не понравился, и Курманжан 3 года номинально считалась женой, проживая все это время в юрте отца.

В 1831 году Алымбек, уже будучи даткой Алая, встретил Курманжан, освободил ее от брачных уз и в следующем году они поженились. Курманжан стала преданной помощницей Алымбеку: во время его отсутствия на Алае по делам ханства она успешно заменяла его, полновластно управляла алайскими кыргызами.

После гибели Алымбека власть главы рода наследовала его вдова Курманжан. Бухарский эмир Музаффар, узнав о влиянии Курманжан на соплеменников, присвоил ей почетное звание датки. В 1865 году кокандский хан Худояр подтвердил ее права на звание датки и управление Алаем.

Курманжан-датка прожила до глубокой старости (96 лет) и скончалась 3 февраля 1907 года в селе Мады, в 13 верстах от г. Ош. Похоронена у подножия Сулейман-горы на главном кладбище Сары-Мазар.

Андижанское восстание

вошло в историю как самое крупное народное движение конца XIX в. в Средней Азии. Основными при­чинами восстания послужили колониальная политика царизма, усиление социального и национального гнета, произвол, насаж­даемый русской администрацией в отношении местного населения. В восстании участвовали представители кыргызской, узбекской, таджикской национальностей, различные социальные слои населе­ния. Закономерно, что это восстание было возглавлено служителя­ми религии с ортодоксальными лозунгами и призывами. Основная часть населения этого региона на протяжении веков исповедовала ислам, который глубоко внедрился в сознание народа. Все участ­ники восстания причисляли себя к мусульманам. Поэтому нет ни­каких оснований рассматривать восстание как реакционное движе­ние. Восстание было направлено на защиту интересов и чаяний основной массы населения. Оно носило национально-освободитель­ный характер. Андижанское восстание вспыхнуло в мае 1898 года. 17 мая под вечер в кишлаке Таджик (Мин-Дюбе) собралось около 200 узбеков и кыргызов. Возглавил их ишан этого селения Мадали Дукчи(ийикчи - веретенщик). Идейным руководителем этого вос­стания был Зиядин Максымуулу (Зияутдин Магзуми).Восставшие двинулись к Андижану, перерезая на пути теле­графные провода, соединявшие город с округами. К ним присоеди­нились жители кишлаков Кутчу, Кара-Коргон и др. Вскоре число восставших достигло 2000 человек. Около трех часов ночи повстанцы вошли в Андижан и напали на лагерь 20-го Туркестанского линейного батальона, где располагалось две роты. Но силы были неравны. Вооруженная палками и серпами толпа была рассеяна хорошо подготовленными и вооруженными русскими войсками. В ожесточенном сражении было убито свыше 20 царских солдат и офицеров. Но и повстанцы понесли большие потери. Перейдя на Кара-Дарью, они отошли к Хаким-Абаду. В селе Чарбак, расположенном в 90 верстах от Андижана, предводитель повстанцев Мадали был взят в плен и 12 июня 1898 г. повешен. Однако восстание не утихло и распространилось в Ферганскую долину. Активное участие в нем приняло население Андижанского, Маргаланского, Ошского и Наманганского уездов. В тот день, когда начались волнения в Мин-Дюбе, в местечке Ак-Терек Ноокатского округа скопилось около 300 человек из айылов Каракол-Сай, Тамчы-Булак, Жапалак Ошского уезда. Не имея ни одного ружья, вооруженные только дубинами, палками и ножами, они намеревались напасть на Ошский военный гарнизон. Возглавил Оморбек-датка Алымов. Однако бывший волостной Карабек донес об этом начальнику Ошского уезда. Оморбек Алымов и его помощник Сатыбай Ракымбаев были схвачены. Всего было арестовано 53 человека. Возглавил их Шадыбек Шергазы уулу.Он собирался примкнуть к восставшим андижанцам. Против заговорщиков был выслан карательный отряд более чем в сотню штыков. Около 50 человек во главе с Шадыбеком были схвачены и пригнаны в На­манган. Шадыбеку Шергазы уулу грозила смертная казнь, затем ее заменили пожизненной каторгой. Его помощников Уметалы Багышбек уулу и Тулебай Бешкемпир уулу приговорили к 20 годам каторги. Кроме того, 54 человека были высланы в Сибирь на семь лет. Среди них оказался и схваченный по навету недругов извест­ный акын Токтогул Сатылганов. Таким образом, восстание, не имея сильного предводителя, спо­собного объединить движение, и разобщенное на мелкие группы, не смогло принять широкий размах и быстро угасло. Для подавления восстания использовались многочисленные спе­циальные отряды всего Туркестанского военного округа. Было аре­стовано 777 человек, 415 привлечены к судебной ответственности. Повешено 18 человек, 362 приговоренным смертную казнь замени­ли длительными сроками каторги. Несмотря на поражение, это восстание было первым проявле­нием народной борьбы против колониальной националистической политики, насаждаемой царизмом в Туркестане. Это была борьба народа за независимость. Поражение не смогло затушить начав­шиеся в массах свободолюбивые брожения.

В 40-х гг. XIX в. политическая ситуа­ция в Северном Кыргызстане в известной мере определилась. Стала очевидной тен­денция к политической консолидации не­которых племен и в то же время к сепара­тизму в рамках родовых образований. В 60-е гг. XIX в. противостояние меж­ду Кокандским ханством и Россией в Жети-Суу, в том числе и Чуйской доли­не, стало очевидным. В отличие от юж­ных кыргызов, северные кыргызы в политической жизни Коканд-ского ханства были пассивными наблюдателями. В 1860-1862 гг. манапы ответвления тынай из рода сарыбагыш предприняли по­пытки активного участия в политике ханства, однако из-за недо­статочной ориентации в политических процессах были вынуждены их прекратить. К тому же беспрестанно меняющиеся ставленники на трон не внушали особого доверия.

В начале 60-х гг. царское правительство решило окончательно завершить присоединение к России кырг. родов чуйских пред­горий, но для этого русским войскам необходимо было покорить крепости Коканда, расположенные в долине. Царские войска под командова­нием Циммермана 23 августа 1860 г. вышли из Верного, 26 авгус­та захватили крепость Токмок и 28 августа полностью разрушили ее. Сто сарбазов из крепости были взяты в плен. В тот же день на место действия прибыл отряд казаков во главе с А. Колпаковским. На следующий день объединенное войско вышло в направлении Пишпека. 31 августа была взята и эта крепость. Большую часть ее разрушили, 627 сарбазов во главе с Атабеком-датка и Алишером-датка сдались. Стычки между русскими войсками и кокандцами завершились сражением, которое произошло 20 октября 1861 г. у пикета Узун-Агач в распадине Кара-Кастек. Известный Алымбек-датка со сво­им отрядом в этой битве не участвовал. В ходе военных действий русские войска под командованием А.Г. Колпаковского нанесли кокандцам значительные потери и заставили их отступить. В бою с русскими войсками геройски сражался отряд кыргызских джиги­тов под началом Шабдана Жантай уулу Летом 1862 г. Байтик Канай уулу - видный манап рода солто, населявшего Чуйскую долину от Пишпека до Таласа, начал борьбу против кокандского акима Рахматуллы. Байтик-баатыр хитрос­тью заманил Рахматуллу на той и убил. После этого кыргызы несколько дней безуспешно осаждали крепость Пишпек. Видя тщет ность своих попыток, Байтик послал младшего брата Сатылгана в Верный к А. Г. Колпаковскому за помощью. Давно готовившийся к окончательному присоединению Северного Кыргызстана к Рос­сии, командующий русскими войсками немедленно отдал приказ к выступлению и 13 августа прибыл с войсками к крепости Пишпек. В результате совместных действий русских войск и отряда кыргы­зов, возглавляемого Байтиком, 24 августа крепость была взята и за два дня разрушена.

Переселившиеся в Талас кыргызы покорились России лишь в 1865 г. Вслед за ними власть русских признали и коренные жите­ли Таласа - роды саруу и кушчу.

Таким образом, присоединение чуйских и таласских кыргызов к России проходило как в добровольном порядке, так и насильствен­ным путем.

Присоединение кыргызов Тенир-Тоо к России, как и других ре­гионов Северного Кыргызстана, проходило в противоречивых и слож­ных социально-политических условиях. Открыто боролся с русским засильем крупный сарыбагышский манап Уметаалы Ормонуулу. Громя отдельные отряды русских войск, он 19 июня 1863 г. близ крепости Куртка в урочище Эки-Чат напал на подразделение подпоручика Зубарева, насчитывав­шее около 40 солдат. Только подоспевшая через два дня помощь помешала джигитам Уметаалы разбить этот отряд.

Большое значение в реализации стратеги­ческих планов присоединения Тенир-Тоо име­ло вхождение в протекторат России кыргызского рода черик. Род занимал террито рию от реки Нарын до гор Куйко-Турпан на юге, берега реки Как-шаал и далее через долины Ат-Баши, Арпа, Аксай вплоть до Каш­гара. В 1864—1865 гг. в состав России были включены проживавшие в верховьях Нарына бугинцы-тынымсойиты, а также саяки, зани­мавшие окрестности Кочкора, Жумгала, Кетмен-Тюбе. Однако са-рыбагыши, которыми правил Уметаалы, вплоть до 1867 г. про­должали оказывать сопротивление русским властям. И, только поняв бесполезность борьбы, Уметаалы подчинился.

Присоединение Россией северных кыргызов в течение 1863 — 1868 гг. было завер­шено окончательным утверждением Российского правления. Также очень трудным был процесс присоединения Южного Кыргызстана.Он сопровождался с народными восстаниями.

Всенародное восстание жителей Ферганского региона в 1873 -1876 гг. известно в истории под названиями "народное движе­ние", "восстание Полот-хана", "Кокандское восстание". Возглав­лял это восстание Исхак Асан уулу под именем Полот-хан.

Народное восстание 1873-1876 гг. можно разделить на два вре­менных этапа. Первый этап, охватывающий 1873-1874 гг. Ни один кыргызский или кыпчакский род не остался в стороне от восстания 1873-1874 гг., продолжавшегося полтора года. В исторических источниках указываются представители 42 родов, насчитывающих 132 тыс. юрт. Весной 1875 г. начался второй этап движения, охвативший 1875-1876 гг. Увеличение ханом Кудаяром размера податей в три раза послужило новым толчком к развитию этого народного дви­жения. Второй этап восстания отличался от предыдущего как по своим целям и характеру, так и по масштабам, национальному составу участников. В 1875 г. Полот-хан перешел из Чаткала в Лейлек. Здесь он продолжал руководить восстанием, которое к июлю переросло в Узгене во всенародное движение. В него включились представите­ли и других народов - кыпчаков, узбеков, турок, таджиков.

24 июля 1875 г. в кишлаке Сары-Талап близ Коканда был объявлен ханом Насир-дин-бек. Хана Полота феодалы-заговорщики во главе с Абдырахман-аптабачи арестовали и бросили в темницу. Позже Полоту удалось бежать и уйти в Чаткал. 9 октября Полот-хан занял Коканд. Насирдин-хан бежал в Ход-Жент. В октябре повстанцы перешли к активному противодействию войскам русских.

Борьбу свободолюбивых алайских кыргызов возглавили сыно­вья Алымбек-датка и Курманжан-датки - Абдылдабек, Батырбек, Мамытбек, Асанбек. Ввиду тяжелых условий ведения военных действий в Алайских горах эта экспедиция по своей сложности, а также политическому и стратегическому значению была равноценна баталиям 1875-1876 гг. во всей Ферганской долине. В схватках с регулярными русскими войсками восставшие оказывали упорное и самоотвер­женное сопротивление. Курманжан-датка была вынуждена приехать в Чон-Алайский лагерь М.Д.Скобелева. На Скобелева произвели большое впечатление ум и проницательность датки, за что он на­звал ее "Алайской царицей". На этой встрече Курманжан выразила покорность русским властям и была вынуждена содействовать пе­реводу своих сыновей в русское подданство.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Школа — один из важнейших элементов формирования национальной идентичности. Если исторические труды читает незначительная часть общества, то с учебниками знакомы все граждане страны. Обратим внимание на то, как преподносится в них история походов русской армии в Среднюю Азию.

Узбекистан. В целом включение в состав России Средней Азии во второй половине XIX в. по мнению узбекских историков — завоевание. Расхождения связаны с некоторыми трактовками этого процесса. Например, причинами завоевания ряд авторов считает политические, связанные с соперничеством России и Великобритании, экономические, в первую очередь, в потребности российской промышленности в хлопке, и др.

Таджикистан. В учебниках и учебных пособиях, выпущенных в этой республике, в целом отражены тезисы таджикской историографии: Туркестанские походы — сложный процесс присоединения Средней Азии к России, имели место завоевание, присоединение и добровольное вхождение и освоение земель.

Российская Федерация. В учебниках и учебных пособиях выпускаемых в России, тема Туркестанских походов либо замалчивается, либо рассматривается в виде перечня боевых действий, образования административно-территориальных структур — протекторат, область, край, генерал-губернаторство. Из фамилий военачальников сообщаются Черняев, Скобелев, Кауфман. Ничего не говорится о трудностях, с которыми столкнулась российская армия, о героизме её солдат и офицеров.

Основная причина продвижения на юг — реализация идеи не допустить там роста английского влияния. Её инициаторами выступали Оренбургский и Сибирский генерал-губернаторы и военное министерство, против был МИД. В 1863 г. Александр II утвердил предложение военного министра о переходе к активным действиям в Средней Азии. Основой этого решения было российско-британское соперничество в Азии и угрозы России со стороны Англии в связи с польским вопросом. Сыграло роль стремление установить границы империи по естественным рубежам. Черняев нанёс удар по Кокандскому ханству, образовано Туркестанское генерал-губернаторство, в 1868 г. разбита армия Бухарского эмира. Затем сообщается о походе на Хиву Кауфмана, упразднении в 1876 г. Кокандского ханства, занятии в 1881 г. Ахалтекинского оазиса. Информацией о том, что в 1895 г. было заключено соглашение России с Британией, разграничивающее сферы влияния на Памире, заканчивается тема присоединения Средней Азии (Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России XVIII–XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев. М.: Эксмо, 2006. С. 699–702).

В российской учебной литературе тема сохранила советский подход, связанный с замалчиванием, либо вообще вытеснением военного аспекта из истории Русского Туркестана.

Всё ещё стыдимся своих предков. Дел их геройских стыдимся, жертв. Стыдимся распространения собственной цивилизации.

По материалам:
Рахимов Р. Н. Туркестанские походы второй половины XIX в.: Опыт военной истории России в современных войнах памяти // Проблемы национальной стратегии. №5, 2016.

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Буду благодарен, если вы поддержите меня

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Читайте также: