История чуйского тракта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Другие отечественные автодороги не имеют посвященных им музеев. Общего музея дорожного дела в России тоже нет. Поэтому мы и решили рассказать об уникальном собрании экспонатов по истории строительства уникальной федеральной автодороги Р-256 (Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией), которая и сегодня известна как Чуйский тракт.

По вьючной тропе — к автобану

Несмотря на это, до 1870 года Чуйский тракт представлял собою узкую вьючную тропу, улучшенную лишь местами. В путевых заметках XIX века отмечается, что дорога была очень вязкой и топкой — а в период распутицы и вовсе становилась непроходной. Для поддержания дороги крестьяне рубили леса, препятствовавшие высыханию, выкорчевывали пни, срывали кое-где косогоры, укрепляли грунты и т.д. В 1893-1894 годах детальное исследование Чуйской тропы, с целью переустройства её на колёсный путь на всём протяжении, провёл военный инженер Вараксин, предложивший ряд вариантов обхода бомов (бом – местное название отвесных скал, уходящих в пропасть). Впрочем, из-за высокой стоимости работ этот проект не осуществили. Первые ассигнования на исправление вьючного пути последовали в 1900 году. В результате проведённых работ по строительству мостов, труб, подпорных стен, установки надолб, устройству паромных переправ в 1903 году был открыт путь от Бийска до Кош-Агача для колёсного движения на двуколках алтайского типа.

Бригада проектировщиков Чуйского тракта

Алтайская двуколка

В феврале 1934 г. заключенными были начаты работы на строительстве крупнейшего в СССР понтонного наплавного моста через Бию, движение по которому было открыто 12 июня того же года. За досрочную сдачу объекта начальник строительства Вишневский был удостоен премии в 1000 руб., велосипеда и почетной грамоты. Такими же наградами были удостоены начальник 7-го отдела Сиблага Волков, а также начальник строительства моста П. Соловьев. А Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 г. сооружение первого в мире двухкабельного висячего моста у с. Иня, спроектированного Цаплиным.

В 1938 г. в связи с возрастанием грузооборота начата капитальная реконструкция тракта: выпрямление отдельных участков, расширение и улучшение проезжей части, его гудронирование, замена и ремонт старых мостов. И в годы войны эта работа не прекращалась, когда были расширены и реконструированы участки на бомах Ак-Тарлаган и Белый. Статус федеральной трассы дорога получила в 1961 году. На тот момент она уже была построена и подрядные организации лишь поддерживали ее в нормативном состоянии. С января 2018 г. М-52 меняет обозначение и сегодня это федеральная трасса Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией (Р-256) — или Чуйский тракт.

На сегодняшний день протяженность трассы от Новосибирска до границы с Монголией составляет 968км. Историческая часть дороги составляет 630 км, она берет свое начало от Бийска и заканчивается на госгранице с Монголией. Перед написанием данных строк автор статьи проехался по этой дороге. Новая часть трассы от Новосибирска до Бийска особой примечательностью не отличается. Все красоты, ради которых приезжают туристы, находятся на исторической части маршрута. Дорога, которая имеет для всего региона жизненно важное значение и отметит в 22-ом году свое 100-летие, начинается с нулевого километра — на котором расположен единственный в своем роде музей Чуйского тракта.

Экскурсия по дороге в тысячу км

Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.

Новый памятник шоферам Чуйского тракта

От себя добавим, экспозиция будет интересна не только отраслевым специалистам, но и широкому кругу граждан. Т.к. в ней представлены не только предметы истории быта, работы и жизни строителей дорожников — отдельно стоит упомянуть написанные маслом картины с видами автодороги. В книге посещений автор данных строк оставил запись от 24.02.2018 — может быть, кто-нибудь из наших читателей сможет ее увидеть. Еще два подобных музея существуют в Эстонии и в Литве — возможно, со временем на своих страницах мы также сможем о них рассказать.


Одна из красивейших дорог мира – Чуйский тракт - ведет из России в Монголию и далее в Китай. История Чуйского тракта давняя и полна драматических и курьезных эпизодов. Дорога – это жизнь, это начинаешь понимать более полно, когда смотришь на Чуйский тракт. Вдоль него селятся люди, он позволяет им выживать в довольно суровых условиях. А в стороне от тракта – безлюдно и первозданно. Расскажем об истории возникновения Чуйского тракта, о его героях и мифах, а также о том, что вдоль дороги можно увидеть.

География

Вопрос о том, где находится Чуйский тракт, многих может поставить в тупик. Скорее всего, они ответят – на Алтае. Что будет не совсем верно. Чуйский тракт берет свое начало в Новосибирске, а заканчивается на границе с Монголией. Но это только российская часть трассы М52, так официально называется дорога. Тракт возник и существует как важный путь из России в Азию. Поэтому тракт продолжается через монгольский Ярантай, китайский Урумчи, пакистанский Исламабад и заканчивается в Карачи. Российская часть, т. е. собственно Чуйский тракт имеет протяженность 968 км. Дорога проходит через три ландшафтные зоны: равнину, предгорье и горы. Климат, в котором существует тракт, суровый, здесь наблюдаются большие перепады температур. Если в Бийске может быть +20, то на Семинском перевале может быть -5 и будет идти снег. Если до Семинского перевала в пути можно часто попасть под дождь и снег, то за ним начинается сухая зона и, например, в районе Акташа, осадки уже редкость. С большой протяженностью тракта связано и природное разнообразие, которое можно наблюдать из окна автомобиля.


Возникновение дороги

где находится чуйский тракт

Начало обустройства тракта

Первый этап истории строительства Чуйского тракта связан с обустройством колесной дороги. С середины 19-го века российское правительство не раз присылало сюда экспедиции с инженерами, чтобы оценить потенциальные расходы на создание дороги. Цифры каждый раз получались внушительными, и Империя не находила для себя возможным ассигновать такие деньги, потому что строила в это время железные дороги.

Но в 1893 году Томской губернии выдали, наконец, из государственной казны 45 тысяч рублей на обустройство дороги. Но сумма была смехотворной. По самым скромным подсчетам нужно было около 500 тысяч. Но делать было нечего, и начали работы на эти деньги. К процессу подключились купцы, которые и раньше поддерживали тракт в относительно приличном состоянии. Общими усилиями к 1902 году за 80 тысяч рублей дорога была приведена в рабочее состояние, были налажены переправы, наведены мосты, по ней стало возможным передвигаться на колесном транспорте. Но очень быстро путь был разбит телегами, и дорога вернулась к исходному состоянию.

чуйский тракт история строительства

Грунтовая дорога

В 1914 году сюда была направлена экспедиция во главе с Вячеславом Шишковым, целью которой было найти оптимальный маршрут для прокладки дороги. Данные инженеров были обработаны к 1916 году и было принято решение строить дорогу ближе к Катуни. Но строительство началось только в 1928 году. К процессу активно привлекались люди, живущие в районе строительства, а также заключенные, в основном из числа раскулаченных крестьян. История Чуйского тракта полна драматизма, потому что здесь гибло немало людей. Условия труда и жизни были очень суровыми. Люди жили впроголодь, в ужасающих барачных условиях, поэтому вдоль дороги немало братских могил, на которых даже нет надгробий. Тракт не напрасно называют дорогой на костях. К 1935 году неимоверными усилиями, при помощи лопаты и кайла, было построено 330 км грунтовой и гравийной дороги от Бийска до Ташанты.

Асфальтовый тракт

Дальнейшая история Чуйского тракта более благополучная. С 50-х годов дорога получила статус стратегической и ее стали активно восстанавливать. На обустройство пути выделялись деньги, техника, кадры. Началом трассы в 1961 году становится Новосибирск. До 1980 года дорога активно реконструировалась, строились новые мосты, появилось асфальтовое покрытие, прокладывается новая дорога через перевал Чике-Таман. В постсоветский период тракт получает статус федеральной трассы, на его содержание выделяются немалые деньги.

чуйский тракт красивейшая дорога

Современное состояние

Нынешняя история Чуйского тракта – это лучшие времена. Сегодня дорога от Бийска до Ташанты имеет практически идеальное покрытие. Участок от Новосибирска до Бийска не так хорош, но все-таки его поддерживают в рабочем состоянии. В последние годы поток туристов в регион только увеличивается. Возрастает и значимость Чуйского тракта. Поэтому за ее состоянием хорошо следят, в реставрацию покрытия ежегодно вкладываются большие средства. Живая дорога привлекает людей и бизнес, поэтому вокруг растет и совершенствуется инфраструктура для путешественников. Однако в этом аспекте тракту есть куда стремиться.

Инфраструктура

История Чуйского тракта связана с людьми, обживающими и осваивающими его окрестности. Алтайцы издавна старались жить вдоль дороги, которая давала им дополнительные возможности для выживания. Сегодня вдоль тракта тоже кипит жизнь. Правда, с разной интенсивностью. Всю протяженность Чуйского тракта можно разделить на три части. Первая связывает Новосибирск и Бийск. Это современная автомагистраль, поэтому вдоль нее много кафе, отелей, заправок, магазинов, в общем, всего, что нужно для комфортной жизни в дороге. Часть от Бийска до Акташа – туристическая. Здесь тоже достаточно мест для питания и ночевки, есть заправки. На этом перегоне немало туристических баз и достопримечательностей. А вот сразу за Акташом наступает безлюдье. Населенных пунктов тут очень мало, ни связи, ни заправок, ни кафе вдоль трассы нет. Поэтому в дорогу по этому участку нужно хорошо собираться, так как рассчитывать на помощь не всегда можно.

чуйский тракт история возникновения

Музей дороги

В Бийске у самого начала исторической части Чуйского тракта, в бывшем особняке купца Варвинского, работает музей этой знаменитой трассы. Здесь можно увидеть старинные карты, много интересных фотоматериалов. Особый интерес у туристов вызывает подробный макет Чуйского тракта, инструменты, которыми работали первые строители дороги и геодезисты. Посещение музея позволяет узнать много интересного о тракте и наметить маршрут достопримечательностей, на которые стоит обратить внимание, пока едешь по этой красивой дороге.

Водители Чуйского тракта

Сегодня Чуйский тракт - красивейшая дорога, но шоферы скажут, что за ее красотой стоит суровый и коварный нрав. Ездить по ней и сейчас не всегда легко и безопасно. А в былые времена здесь нашли свой последний приют немало водителей. В истории, как ни удивительно, сохранилось имя первого человека, проехавшего по трассе на автомобиле. В 1925 году Николай Михайлов проехал по трассе на легковом автомобиле. Ездили по тракту не только мужчины, но и женщины. Это было обыграно в знаменитой песне про Кольку Снегирева. В лице этого персонажа были воспеты все водители этой сложной трассы. В музее Чуйского тракта можно узнать и много других романтических историй с более счастливым концом.

путешествие по чуйскому тракту

Легенды тракта

Населенные пункты вдоль дороги

Планируя путешествие по Чуйскому тракту, нужно понимать, что чем глубже в горы, тем меньше на пути можно будет встретить поселений. Из крупных городов рядом с трактом стоят только Новосибирск – точка отсчета дороги, Бийск, чуть в стороне Барнаул, Новоалтайск и Горно-Алтайск. Другие значимые населенные пункт, где можно поесть и переночевать в порядке следования из Новосибирска: Бердск, Искитим, Черепаново, Тальменка, Верх-Катунское, Сростки, Майма, Усть-Сема, Черга, Туекта, Онгудай, Чибит, Акташ, Кош-Агач и Ташанта. Во всех поселениях вдоль дороги стоит много кафе, прилавков для торговли местному населению, есть туалеты.

памятники чуйского тракта

Достопримечательности и памятники

Если ехать на автомобиле по Чуйскому тракту, то можно посмотреть интересные места в проезжаемых городах и селах. В Бийске, кроме названного музея, можно посмотреть архитектуру 19 - начала 20 века, театр, несколько интересных соборов. Село Сростки – родина В.М. Шукшина, тут можно посмотреть его музей, школу, где учился писатель и памятник на горе Пикет. В Майме – самом длинном селе России, можно посмотреть церковь Сошествия Святого Духа. Вдоль дороги стоят и другие памятники Чуйского тракта. Например, на 407 км от Бийска стоит монумент Кольки Снегирева. А напротив можно увидеть остатки старого Чуйского тракта и указатель с расстояниями до разных городов. На Семинском перевале есть монумент в честь 200-летия вхождения в состав Российской империи алтайского народа.

достопримечательности чуйского тракта

Природные достопримечательности

Чуйский тракт проходит вдоль красивейших гор и рек Алтая. Здесь на каждом повороте можно останавливаться и любоваться. Но есть и особенные места, которые обязательно нужно увидеть. Это место слияния Катуни и Чуи, Катунские террасы, незамерзающий целебный источник Аржан-су. Чуть в стороне от тракта есть озера Манжерок и Ая, за Акташом есть уникальное гейзерное озеро.


Метр за метром горные инженеры наносили свой путь на листы ватмана. Кто видел их, и сейчас поражаются, как аккуратно и точно все было сделано.


Колоссальную работу по трассировке будущего тракта прервала Первая мировая. Однако к концу 1916 года, обработав материал Шишкова, государственные люди решили: дороге быть по долине Катуни. Однако строить грунтовую дорогу на отрезке от Бийска до Маймы по проекту Шишкова начали лишь в 1928 году.

Живших в радиусе 30 км от дороги привлекали на трудовую повинность.
Для гужевой повинности радиус установили шире — 50 км.






Многие заболевали туберкулезом, цингой, становились дистрофиками. Но все недомогания игнорировались — иди и работай.


Раскулаченные сибирские крестьяне стали дорожными строителями. В районе Мыюты на берегу Семы находился женский лагерь. 10-12 тыс. заключенных пробивали дорогу в многометровых снежных заносах и вели лесоповал вдоль всей трассы.

Усилиями, по разным данным, от 5 до 12 тыс. зэков за 1933–1935 годы построили 330 км шоссе, выполнив 2,5 млн. кубометров земляных работ. И все вручную, кайлом и лопатой.






Это нашло отражение в легендарной песне про Кольку Снегирева. Ее написали в Бийске в 30-х годах. Она — одна из первых в России песен об автомобилистах. Ее знали практически по всей стране.


Интересно, что у прототипа героя этой песни — Николая Ковалева — судьба сложилась намного удачнее: его жена в войну дважды получала похоронки, а он вернулся живым и долго еще шоферил по Чуйскому.




Дальнейшие времена для Чуйского тракта можно считать благоприятными. Он был в числе 28 дорог не просто государственного, а стратегического значения. Работавшие на нем дорожники, в отличие от остальных, подчинялись непосредственно Минтрансу. Соответственно, обеспечение техникой, материалами, финансами было на высоком уровне.

Освоение целины, увеличение грузооборота, обновление автопарка — все это требовало и развития инфраструктуры. Это и происходило: в 1950–1980-х годах реконструировались целые участки и строились новые мосты.

В 1961 году началом тракта сделали не Бийск, а Новосибирск, а последнее коренное переустройство прошло в середине 80-х, когда проложили новую дорогу через перевал Чике-Таман.

Сегодня Чуйский тракт — дорога федерального значения. Это значит, что на ее содержание выделяют достаточно денег, чтобы поддерживать практически в идеальном состоянии. Прокатиться по его серпантинам приезжают туристы со всего мира. Журналисты National Geographic даже включили Чуйский тракт в список 10 самых красивых автодорог мира.


В давние времена при проезде бомов возница шел к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников.

Иначе было не разъехаться.

В 1936 году через Катунь в районе села Иня построили первый в мире двухкабельный висячий мост. Проект подготовил студент-пятикурсник Сергей Цаплин. Это была его дипломная работа.

Цаплин сам претворял свой проект в жизнь: был главным инженером и начальником строительства. Возводили конструкцию зэки. Им сказали — как только мост будет готов, их отпустят. Потому мост прозвали "дембельским".

Заключенные руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни с помощью задней оси грузовика.

Зэков действительно амнистировали. Но когда они уезжали, случилась трагедия: по пути одна из машин перевернулась, погибли 27 человек.

С 1970 года подвесной мост не используется — рядом построили новый железобетонный.

На крутых поворотах

Общество Союзтранс 1 июля 1930 г. направило первую автоколонну, груженную мукой, из Бийска в Кош-Агач. Головной машиной управлял опытный шофер Петр Криницин. Девять дней пробивались через Семинский перевал, а всего этот рейс длился около месяца. Все девять машин вернулись в Бийск и все… без кабин. Как рассказывали водители. они столкнулись в пути с бандитами. Отстреливаясь, уходили на большой скорости. АМО переворачивались на крутых поворотах. Их ставили на колеса, и колонна шла дальше.


Самое активное строительство дороги началось с приезда на Алтай Николая Вишневского, который возглавлял управление Чуйского тракта в 1933-1935 гг. Дорога была сооружена в кратчайшие сроки – за полтора года. 7 ноября 1934 г. рапортовали об окончании основного строительства Чуйского тракта. В июле 1934 г. для проверки построенных участков полотна и эксплуатационных качеств отечественных автомобилей ЗИС-5 был организован первый пробег, показавший современность и надежность трассы.

Но почти сразу же после торжественных митингов были арестованы все руководители Чуйского военизированного тракта как шпионы и диверсанты. Начальник строительства Вишневский, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, тоже проходил по этому делу. 67 человек были расстреляны.

Дембельский мост

В с. Иня через реку Катунь за одну зиму 1936 г. был построен подвесной мост. Автор проекта – студент пятого курса Московского автодорожного института Сергей Цаплин, ему было в то время 26 лет. Он сам руководил этим строительством. Уникальной конструкции мост был сооружен из лиственницы местной породы.

У этого моста несколько названий, одно из них – дембельский. Перед заключенными-строителями было поставлено условие: как только будет готов объект, их сразу же отпустят на волю. Зима в этих местах в ту пору выдалась очень суровой. Но, несмотря на лютый мороз, уложились в немыслимо короткий срок. Все, можно уезжать. Но когда одна из машин с освобожденными сиблаговцами отправилась домой, на одном из участков трассы она перевернулась. Погибли 27 человек, в их числе главный инженер управления дороги Бийск-Кош-Агач УНКВД по Запсибкраю А. И. Микрюков. По воспоминаниям современников, Анатолий Исидорович был классным специалистом, по-доброму относился к подчиненным и не погнушался поехать в одной машине со вчерашними заключенными.

Строители сложили печальную песню про Леньку-стажера, который вел эту машину.

Колька Снигирев и Рая

Над обрывом повисла на миг…

С обледенелых и скользких троп срывались в пропасть навьюченные лошади и верблюды зачастую вместе с проводниками. Некоторые купцы сами укрепляли эти участки с отвесными скалами – бомы, на свои средства делали их более проходимыми. К примеру, есть Мининский бом, он назван но имени купца Минина. Есть ручные каменные кладки, уложенные заключенными на бомах, они очень прочные и до сих пор сохранились.

«…И, как птица зеленая, АМО

Над обрывом повисла на миг.

Говорливые чуйские волны

На победу в Великой Отечественной войне были нацелены все ресурсы, все сферы человеческой жизни, а все дороги, даже расположенные в глубоком тылу, – вели на фронт…


Основные работы по обустройству тракта были выполнены еще до начала войны: на смену паромным переправам пришли мосты, на опасных участках, бомах (скалах) и перевалах, расширена проезжая часть, улучшено дорожное полотно.

На место мобилизованных работников, специалистов, инженеров, механиков и водителей, вставали, как и по всей стране, женщины и дети. Всего на войну от управления дороги ушли 84 человека. В первые же дни был сформирован 71-й дорожно-эксплуатационный полк, состоявший в основном из высококвалифицированных шоферов и дорожников с Чуйского тракта – из г. Бийска.

Мобилизовали не только людей, на фронт уходили автомобили – почти вся действующая техника. Для городских и загородных перевозок осталось около 40 автомобилей устаревших марок. Груз перевозили на лошадях, быках и верблюдах. Зимой 1943-1944 гг. из Монголии в Бийск было сделано 18 тыс. верблюдоходок – существовал такой термин. Известен случай, когда караваном привезли 120 тонн цветного металла на нужды фронта. Это была высокохудожественная буддийская пластика. Подарок монголов пошел на переплавку и использовался для производства авиационных и танковых двигателей.

Самый большой караван верблюдов в 1 200 голов вышел в ноябре 1942 г. и только к февралю 1943-го пришел в Бийск Он доставил 5 тыс. фуфаек, 10 тыс. полушубков, 22 тыс. пар носков и варежек, 7 тонн сушеного мяса. По поводу прибытия каравана был устроен настоящий праздник ведь переход был невероятно сложным: на перевале Чике-Таман погибло несколько десятков животных. Некоторые просто не выдерживали трудностей пути и низких температур и утром оставались лежать. Местные жители подбирали их и выхаживали.

26 мая 2002 г. к 80-летию придания Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения в Бийске был открыт памятник первопроходцам тракта. На постаменте стоит ЗИС-5. На улицу Вячеслава Шишкова – начало Чуйского тракта – этот автомобиль прибыл своим ходом.

Источники:

Легенды и были Чуйского тракта // Алтайская правда. 2002. 14 авг. С. 3.

Чуйский тракт – автомагистраль, связывающая Россию с Монголией и Китаем, считается национальным достоянием за потрясающую красоту окружающей его природы.

Автомобильные дороги России и красным М52

В наше время наименование Чуйский тракт применяется ко всей трассе Р265, однако исторический тракт имеет меньшую протяженность. Он начинался в Бийске (Алтайский край) и продолжался до границы с Монголией. Для подавляющего большинства туристов именно эта часть автомагистрали представляет наибольший интерес. Здесь проходит горная часть автомагистрали и расположены наивысшие перевалы трассы – Семинский и Чике-Таман. По Республике Алтай Чуйский тракт идет вдоль главной водной артерии региона реке Катунь. А свое название таркт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики.

Трассу Р265 можно условно разделить на 3 части:

  • равнинную;
  • среднегорье;
  • высокогорную с вершинами и котловинами.

Равнинная часть начинается в Новосибирске и продолжается до Горно-Алтайска, трасса в этом месте проходит по Бийско-Чумышской возвышенности. От Горно-Алтайска до села Акташ лежит среднегорная часть с двумя перевалами. От Акташа до границы – высокогорный отрезок.

Подробная карта дороги Чуйский тракт

История строительства тракта

Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.

В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.

Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.

С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.





Современное состояние

Сейчас Чуйский тракт – достаточно современная и благоустроенная трасса, ведущая из Южной Сибири в Монголию. Исторический Чуйский тракт тянется от Бийска до Ташанты (Республика Алтай) на 630 км, это двухполосная дорога с двумя горными перевалами: Семинским (1709 м) и Чике-Таман (1269 м). Семинский перевал характеризуется затяжными спуском и подъемом, Чике-Таман – большим числом горных серпантинов.

От Бийска и до г. Бабырган в Республике Алтай продолжается предгорная часть. Высокогорная часть магистрали начинается от села Акташ и продолжается до границы. Здесь дорога проложена на высоте чуть менее 2 км над уровнем моря. В Кош-Агаче действует пограничная зона, для дальнейшего пути необходимо предъявить паспорт гражданина РФ. Иностранцам без разрешения погранслужбы дальнейший проезд запрещен.




Климат и погода

Из-за большой протяженности и особенностей рельефа климат Чуйского тракта неоднороден. Северная часть магистрали от Новосибирска до Бийска проложена в местности с умеренным континентальным климатом. Среднегодовая температура – от +1,8 °C в Новосибирске до +3,2 в Бийске. Зимы холодные, с устойчивым снежным покровом. В январе средняя температура составляет от -14 до 16 °C. Лето – жаркое, в июле средняя температура достигает отметок в +19 – +20 °C. Увлажненность средняя, круглогодичная, максимум осадков выпадает в июле. Предгорья, в том числе и Горно-Алтайск, отличаются более мягким климатом – зимой тут чуть теплее, а летом чуть прохладней, чем в степях Новосибирской области и Алтайского края.

Горные перевалы (Семинский и Чике-Таман) отличаются суровым климатом с очень низкими температурами зимой. Отрезки между перевалами лежат в условиях плоскогорья средней высоты. Эти районы (Акташ, Онгудай, Иня) отличаются сухим климатом с малоснежными зимами, ясной погодой и ощутимыми ветрами. Среднегодовая температура составляет -0,3 °C.

Самые суровые климатические условия на протяжении Чуйского тракта отмечены в межгорных котловинах – Курайской и Чуйской степях. Это объясняется феноменом температурной инверсии – в зимнее время весь холодный воздух скапливается в низинах, поэтому с повышением высоты над уровнем моря температура повышается. Морозы в Чуйской степи могут достигать отметки в -60 °C. Период без заморозков обычно не превышает и 2 месяцев, но и летом они вполне могут случиться. Средняя температура января составляет -32 °C, в июле воздух в среднем прогревается до +14 °C. Кроме экстремально низких температур Чуйскую котловину отличает минимальное количество осадков. Их среднегодовая сумма – всего 80-150 мм, и те выпадают исключительно в летнее время. Единственный плюс местного климата – здесь почти всегда светит солнце (более 300 дней в году).





Крупные населенные пункты вдоль дороги

Крупнейший населенный пункт Чуйского тракта лежит у основания трассы. Новосибирск – самой большой по численности населения город автомагистрали с населением более 1 млн. 600 тыс. человек. Также среди крупных городов, лежащих на трассе, можно отметить:

  • Бердск (100 тыс. жителей);
  • Искитим (57 тыс.);
  • Новоалтайск (73 тыс.);
  • Барнаул (633 тыс.);
  • Бийск (203 тыс.);
  • Горно-Алтайск (63 тыс.) – единственный город на территории Республики Алтай.

Последний относительно крупный населенный пункт на трассе – пос. Кош-Агач, лежащий в Чуйской степи, обладает населением в 9 тыс. человек.




Инфраструктура трассы

На всем протяжении Чуйского тракта положен асфальт отличного качества. От Новосибирска до Бийска автомагистраль – классическая российская автодорога федерального значения с большим количеством заправок, кафе и мест для ночлега. Исторический Чуйский тракт можно разделить на 2 части: промежуток от Бийска до Акташа и отрезок от Акташа до границы. Первый отрезок – туристический центр Алтая с хорошей инфраструктурой, большим количеством сел, туристических баз и достопримечательностей.

Сразу за Акташем местность становится более пустынной, следующие очаги цивилизации встречаются уже в Кош-Агаче в 100 км от Акташа, хотя за 15 км до Кош-Агача на побережье реки Тыдтуярык есть пара гостиниц. От Кош-Агача до Ташанты местность практически пустынна, нет ни заправок, ни гостиниц, почти нет сотовой связи.




Чуйский тракт зимой

Зимняя поездка по Чуйскому тракту связаны с некоторыми сложностями. В отличие от большинства горных дорог, главная опасность, которая подстерегает путников на Чуйском тракте, это не снежные заносы, а гололедица. Поэтому тракт на территории Республики Алтай в зимний период регулярно посыпается противогололедными средствами. Вероятность схода снежных лавин невелика. Низкие температуры могут доставить неприятности в Чуйской и Курайской котловинах, поэтому поездка по тракту зимой в этой местности – занятие для экстремалов.




Достопримечательности и интересные места

Музей Чуйского тракта расположен в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Здесь хранятся документы и фотографии, связанные со строительством тракта. Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.

Аржаан-Суу – родник, носящий статус памятника природы Республики Алтай. Источник располагается на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата минералами и химическими элементами (серебром и железом), а среди алтайцев источник считается священным. Поэтому согласно алтайским поверьям, деревья возле родника перевязаны белыми ленточками.

Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Однако Акташ больше известен не своими архитектурными изысками, а тем, что здесь заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье. Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.

По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты. Здесь открываются захватывающие дух пейзажи, будто перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтая Шамбалу. Эта автомагистраль – сама по себе достояние, ничуть не уступающее другим достопримечательностям Алтая.

Читайте также: