Китай в 18 веке 8 класс история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Раздел 3. Китай в XVII – XVIII вв.

Понятийный аппарат

(от монг. богдохан - священный государь) - термин, которым в русских грамотах XVI - XVII вв. называли императоров Китая.

C древности до 1949 в Китае система административно-полицейской организации крестьянских дворов в особые единицы: бао (стодворки) и цзя (до 1000 дворов).

титул правителей государств и княжеств в Китае и Корее в древности и средние века.

(букв. Национальная партия) - политическая партия в Китае. Создана в 1912 Сунь Ятсеном. С 1931 Гоминьдан, руководимая Чан Кайши, - правящая партия. После провозглашения КНР (1949) сторонники Гоминьдана переехали на Тайвань, где Гоминьдан является правящей партией.

в китайской мифологии воинственное божество, покровитель солдат, враг демонов, дающий богатство и защиту.

кочевой народ, сложился во II - III вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70-х гг. 4 в.) дало толчок т. н. Великому переселению народов. Подчинив ряд германских и других племен, возглавили мощный союз племен, предпринимавший опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества достигли при Аттиле. Продвижение гуннов на запад было остановлено их разгромом на Каталаунских полях (451). После смерти Аттилы(453) союз племен распался.

тайное общество Ихэцюань (""Кулак во имя справедливости и согласия""), позже получившим название Ихэтуань (""Отряды справедливости и согласия"").

(тамильск. - букв. - заработки), название низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих в Китае (до 1949), Индии и ряде других стран.

одно из Десяти царств, существовавшее в 909—945 гг. Располагалось в горных районах нынешней провинции Фуцзянь и пользовалось почти полной независимостью. Столицей Минь был Фучжоу, а основателем — Ван Шэньчжи.

Новый приграничный район (Синьцзян)

Синьцзян, также Восточный Туркестан — регион на крайнем северо-западе Китая. В результате завоевания маньчжуро-китайскими феодалами Джунгарии и Восточного Туркестана обе области фактически превратились в колонии Цинской империи… в 1760 г ., были искусственно сведены в особую военно-административную единицу — имперское наместничество Синьцзян (Новая граница, или Новая территория).

отдельное от чего-либо функционирование.

в результате Крестьянской войны в Китае под руководством Хун Сюцюаня, Ян Сюцина и др. против династии Цин и маньчжуро-китайских крупных землевладельцев было создано "Небесное государство великого благоденствия"" (""Тайпин тяньго"") с центром в Нанкине(1853). в долине Янцзы. Основная идея всеобщее братство и равенство людей,

(тюрк.) - тюркский и монгольский титул в средние века и новое время: вождь племени, государь (в Монгольской империи правитель улуса) и др.

- крест, война, рук. - Ли Цзычэн

первое маньчжурское гос-во, основатель - Нурхации

гос-во Цин (чистый) - расцвет Абахай

Правление Цинской династии в Китае

. в Китае маньчжурская династия Цин.

император (богдыхан) - сын неба

император Цяньлун запретил въезд

европейцев в Китай, политика обособления.

первая "опиумная война"

вторая "опиумная война"

восстание тайпинов, вождь Хун Сюцюань|

Тайпин тяньго - Небесное гос-во великого

благоденствия, столица гос-ва тайпинов - Нанкин

"Общество возрождения Китая", рук. - Сунь

дв-е ихэтуаней против засилья иностранцев

три принципа Сунь Ятеена:

Республики, первый президент Сунь Ятсен

Юг Китая- Китайская Республика, север - монархия

12 января 1912г.-

свергнут последний император

Цинской империи Пу И.

диктатура Юань Шикая.

В начале XVII в. – глубокий кризис в империи Мин.

Крестьянская война 1628 – 1644 гг.

- возглавил – крестьянин Ли Цзычэн

- территория – все китайские земли

- причины: 1) снижение жизненного уровня крестьян.

2) лишение их земли.

3) увеличение налогов.

- 1644 год – восставшие захватили Пекин.

I Захват Китая маньчжурами.

Часть китайских феодалов, чтобы подавить эти восстания, начала переговоры с маньчжурскими ханами. Ханы дали согласие предоставить войска.

Весна 1644 г . – маньчжуры вступили на территорию Китая. Вступив в Пекин, провозгласили правителем страны одного из сыновей (несовершеннолетнего Шунчжи) своего хана Абахая. При Абахае государство маньчжуров называлось Цин. Так в Китае закончилась история династии Мин и началась история династии Цин, которая правила страной на протяжении 268 лет (1644-1912 гг.).

Весна 1645 – остатки повстанцев были разгромлены. Погиб и их предводитель – Ли Цзычен.

Маньчжуры заняли г. Янчжоу у Великого Канала. Здесь войска, верные минским правителям, особенно долго сопротивлялись. Когда город бы захвачен, продвижение маньчжуров на юг было облегчено. Сил, готовых оказывать сопротивление, не осталось. Но отдельные партизанские отряды выступали против маньчжуров и в 1660-е гг. Сопротивление оказывали и жители побережья. Для борьбы с ними маньчжуры создалии флот и использовали переселенческую политику – жителей побережья переселяли вглубь материка.

Но одному из сопротивленцев – Чжэн Чэнгуну – удалось даже создать государство на Тайване, которое около 20 лет оказывало сопротивление маньчжурам.

Причины поражения Китая:

1) внутренняя смута

2) народные восстание

3) предательство части китайской верхушки

4) гибкая политика маньчжуров на завоеванных территориях (признали права прежних собственников на земли; поощряли обработку целинных земель; отменили част налогов)

II Государственное и общественно-политическое устройство Цинской империи.

Типичная восточная деспотия. Во главе – самодержец-богдыхан. Два принципа управления – нет земли, кроме как принадлежащей богдыхану; все, живущие в Поднебесной, подданные богдыхана.

Богдыхан - сын Неба, лицо священное. Его имя нельзя произносить вслух. Нужно произносить только девиз правителя (у каждого - свой). У не приближенных ко двору – запрет видеть лицо богдыхана.

Два совещательных органа при богдыхане – имперский секретариат и военный совет.

В Имперском секретариате – равное число маньчжуров и китайцев.

Военный совет – основной совещательный орган с 30-х гг. XVIII в.

Государство делилось на 18 провинций, во главе – губернаторы. Иногда несколько провинций объединялись в наместничества. Каждая из провинций делилась на 10 областей. Каждая область – на уезды.

В каждой провинции были управы с отделами по финансам, суду, образованию, государственным монополиям. Деление китайцев на 4 сословия: 1. Ученые 2. Земледельцы 3. Ремесленники 4 . Торговцы.

В Китае действовали законы, принятые еще во времена Мин. Свод законов XVIII в. – 1000 глав по 1000 статей.

III Захватнические войны.

- 1636 год – захват ханства Чахар в южной Монголии.

- 1691 год – захват Халкасского ханства.

- 1755- 1757 гг – завоевание Джунгарии.

- 1759 год – покорение Восточного Туркестана.

В состав Цинской империи вошли Тибет, Бирма, Непал, Вьетнам.

Результаты: Захватническая политика Цинской империи вызывала недовольство у китайского народа так как: 1. Войны нанесли урон государственной казне. 2. Ухудшилось положение народных масс.

Казахско - китайские отношения:

Вторая половина 18 века установление дипломатических связей между Китаем и Казахским ханством.

Цель: недопущение установления контактов между джунгарами и казахами.

После разгрома Джунгарии – установление торговых связей.

IV Развития земледелия в XVII – XVIII веках. Рост городов.

Конец XVII века начало XVIII века - расцвет китайской экономики:

1. Развития земледелия.

2. Уменьшение налогов.

3. Рост ремесленной промышленности ( ткацкое производство, фарфор, чай, соль, кожа).

XVIII век – запрет на связи китайцев с другими народами.

1757 год – император Цяньлун наложил запрет на въезд европейцев в Китай.

Цель: стремление маньчжурского правительства сохранить свою власть в Китае и оградить население от влияния иностранцев.

С конца XVIII века – эпоха кризиса в Цинской империи.

Причины: завоевательная политика и деспотия.

Признаки: 1. Социальная напряжённость.

2. Разложение государственного аппарата.

3. Нехватка продовольствия.

4 Рост волнений и восстаний.

5. Деятельность тайных обществ и религиозных сект.

Вывод: ослабление Китая привело в 19 веке к его зависимости от европейских держав.

Контрольные вопросы по теме Китай.

А) Нанкин. В) Шанхай. С) Гуанчжоу. D) Пекин. Е) Гонконг.

2. В конце 18 века в Китае началось восстание, которое возглавило:

А) Общество каменщиков.

В) Общество рудокопов.

С) Общество вольных хлебопашцев.

D) Общество Белого лотоса.

Е) Население Пекина.

3. Верховного правителя Цинской империи называли:

А) Мандарин. В) Кули. С) Рикша. D) Богдыхан. Е) Хан.

4.В 1757 году китайский император запретил:

А) Выезд китайцев за границу.

В) Въезд европейцев в страну.

С) Торговать с Россией.

D) Торговать с Турцией.

Е) Смертную казнь.

5. В Китае шэньши это-

А) Городское население. В) Рабы. С) Советники.

D) Военные. Е) Люди с научными знаниями

Китай 17-18 века вошел в историю бесславной эпохой, это была как внешняя изоляция страны, так и борьба со всем прогрессивным внутри страны.

Маньчжурская династия Цин

Длившаяся почти беспрерывно в течение 16 лет крестьянская война закончилась вступлением 25 апреля 1644 г. повстанцев в Пекин. Последний император династии Мин повесился во дворе своего дворца.

Династия Цин

Повстанцы казнили крупнейших феодалов, гражданских и военных сановников, обложили контрибуцией богачей, отменили тяжелые налоги, ликвидировали кабальные долги, землей фактически завладели крестьяне. И тогда феодалы призвали на помощь своих недавних врагов — маньчжурских князей, признав себя их вассалами. Крестьянская армия Ли Цзи-чена была разбита, и Пекин оказался в руках у завоевателей. В этом же 1644 г. в Китае воцаряется маньчжурская династия Цин. То была самая жестокая оккупация. За спиной каждого чиновника стоял маньчжур.

Все китайское подвергалось уничтожению. В знак рабской зависимости и покорности китайцы обязаны были по маньчжурскому обычаю брить часть головы и носить косы. На эти притеснения народ отвечал новыми восстаниями.

Завоеватели жестоко расправлялись с восставшими. Только в Янчжоу было уничтожено сто пятьдесят тысяч непокорных. Этот чудовищный гнет не могла смягчить даже постепенная ассимиляция маньчжуров-кочевников с китайцами — нацией высокой культуры.

Внешние связи Китая 17-18 века

В то время, как на Западе начинается эра буржуазных революций, в Китае, завоеванном маньчжурами, происходит консервация реакционных феодальных порядков, что резко тормозит экономическое и культурное развитие страны. Жестокий удар был нанесен внешним связям Китая 17-18 века.

Усматривая в них угрозу своему владычеству, маньчжурские правители повели враждебную политику по отношению к соседям Китая, в частности, стремились прекратить торговлю с Россией, развязать с ней войну. Вот почему одно за другим терпят неудачу русские мирные посольства Байкова (1654—1656 гг.), Перфильева (1658 г.), Спафария (1675—77 гг.).

Только Головину в 1689 г. удается заключить Нерчинский договор о границах и торговле. За ним последовали Буринский и Кяхтинский договоры (1727 г.). Россия была первым и, пожалуй, единственным европейским государством, установившим с Китаем договорные обоюдовыгодные отношения. Голландия, Португалия, Франция и Англия стремились проникнуть в Китай только с колонизаторскими целями.

Это стало понятным уже вскоре после того, как в 1516 г. португальские суда побывали в Кантоне. С целью предотвратить иностранное проникновение, носившее явно грабительский характер, Минский двор запретил европейцам въезд в страну.

Правители династии Цин пошли дальше в изоляции страны: они запретили строить большие суда. Китайская морская торговля резко пошла на убыль, а в 1757 г. доступ иностранным судам был закрыт во все порты, кроме Кантона.

Бесславная эпоха Китая

Так, за правдивое воссоздание истории Китая 14—17 веков был казнен ученый Дай Мин-ши. А медик Ба До-мин, который перевел на маньчжурский язык шеститомную анатомию с атласом, был жестоко наказан, а его труд — сожжен. Закрепляя и насаждая мерами инквизиции схоластику, правители ставят ученых перед альтернативой: явная фальсификация в угоду захватчикам или оторванное от действительности изучение древних источников.

Развитие медицины в Китае

Значительную роль в развитии медицины в Китае сыграл медик Минского периода — Ван Кень-тань (Юй Тэ), который родился в 1552, а умер в 1639 г.— за 5 лет до захвата Китая маньчжурами. Крупный чиновник провинции Фунцзян и богатый человек, он посвятил свою жизнь и средства собиранию медицинской библиотеки и изучению огромного опыта, накопленного предшествующими поколениями медиков.

То, что Ван Кень-тань был всегда доступен для посетителей, а также его бескорыстие создали ему еще в молодые годы большую известность. К нему стали обращаться за помощью больные даже из далеких провинций. На протяжении всей жизни, интенсивно занимаясь медицинской практикой и изучением медицины, Ван оставался чиновником.

После его смерти осталось большое литературное наследие, включающее ценные труды по симптоматологии, диагностике, работы о лихорадочных заболеваниях, наиболее распространенных болезнях, о лечении абсцессов и ряд других произведений.

Большое значение автор придавал холоду, теплу, усиленному питанию. В этих работах дано глубокое обобщение опыта и медицинских знаний периода Минской династии — времени наибольшего расцвета китайской фармакологии.

Борьба с эпидемиями в Китае

Возникновение другого важного направления в развитии медицины в 14—17 вв. связано со значительным ростом городов, население которых часто страдало от различных эпидемий. Изучая их причины, китайские медики именно в это время выработали ряд довольно верных положений.

Они установили, что эпидемии в Китае чаще всего появляются после засухи, голода, наводнения, междоусобных войн, что их распространению способствуют большие перемещения людей, что заразное начало может передаваться не только при прямом контакте с больными, но и, например, через носильные вещи. Значительные успехи были достигнуты медициной Минской эпохи в борьбе с натуральной оспой.

Открытая в 10—11 веках вариоляция человеческой оспой получила к 16 столетию не только полное признание, но и широкое распространение. Что же касается лечения оспенных больных, то с этой целью была создана даже особая специальность, а в распоряжении врачей уже было свыше 50 книг на эту тему.

Все эти субстанции рассматривались им с материалистических позиций как внутренние и внешние факторы, влияющие на организм. Исходя из этого, Чжан Цзин-юэ, придавал чрезвычайно большое значение профилактике. В своей деятельности он руководствовался девизом:

Чжан Цзин-юэ один из первых глубоко обосновал положение о значении сопротивляемости организма и исходил из него в своей медицинской практике. Будучи сторонником лечения с помощью тепла и рационального питания, он в то же время считал ошибочным применение слабительных средств.

Данные литературы того времени свидетельствуют, что в 16 веке в Китае изолировали не только прокаженных, но и больных туберкулезом легких. Были разработаны гигиенические правила для войск (согласно летописи, медпункты в армии были созданы еще в 960 году), для строивших дворцы и городские стены Пекина рабочих, которых обслуживали 300 врачей.

Медицинский надзор был установлен и над прачечными. Наконец, в Пекине проложили громадную канализационную сеть, которая действует и поныне. Значительную пользу в деле развития китайской медицины принесло совершенствование метода ведения историй болезни. Образцом в этом отношении послужили 200 историй болезни, оставленные Чжан Цзы-хэ, выдающимся медиком 13 столетия.

Интерес к анатомии и хирургии

В 16 веке и особенно в начале 17 века в Китае отмечается повышенный интерес к анатомии и хирургии. Успехи в обработке металлов дали в руки врачей много новых, более совершенных инструментов. И, несмотря на сохранявшийся по традиции и по религиозным соображениям запрет, некоторые самоотверженные медики решались производить вскрытия.

Вообще нужно отметить, что научная, в частности, и медицинская литература Минской эпохи, весьма обширна и разнообразна по содержанию. Чтобы каким-то образом собрать воедино это огромное библиографическое наследие, в 1403 г. приступили к составлению сводного энциклопедического словаря. Над его 11 095 книгами десятки лет работало 2180 человек — это цифры, которыми можно только удивляться в наши дни.

Китай 17-18 века дал стране известных медиков

Потомственный медик Е Тянь-ши

Е Тянь-ши

Е Тянь-ши (родился в 1667 г., умер в 1746 г.) принадлежал к семье потомственных медиков и обучение медицине начал у своего отца, который однако рано умер. Поэтому последующее медицинское образование он получил у десяти известных медиков страны. Е Тянь-ши

Отсюда, отмечают историки, та исключительная широта кругозора, которой отличался ученый, усвоивший теории важнейших медицинских школ своего времени. В основе широкой практики Е Тянь-ши, снискавшей ему славу врача, который

всегда лежало правило:

Этот десятитомный труд, посвященный главным образом внутренним безлихорадочным заболеваниям,на протяжении многих поколений считался классическим учебником и более чем 200 лет служил важнейшим критерием определения знаний медиков по основным вопросам внутренних болезней. Е Тянь-ши оставил своим сыновьям завещание, в котором подчеркивал роль труда и наблюдательности в деле изучения медицины. Он писал:

Чтобы заниматься медициной, надо иметь острый ум, много трудиться, много читать,— только тогда можно быть , полезным врачом. Без этих качеств врач будет вреден, а не полезен страдающим людям.

Эти слова, как девиз, были повторены во многих учебниках, ими руководствуются и современные медики при обучении молодого поколения.

Борец за истину Ван Цин-жень

Ван Цин-жень первый обратил внимание на эти ошибки, написал фундаментальный труд по анатомии человека. Интересно, что к изучению анатомии он приобщился случайно, в 30-летнем возрасте, когда в провинции ему представилась возможность исследовать труп ребенка; при вскрытии его (нелегально) он обнаружил чрезвычайно большое несоответствие с тем, что ему было известно из литературы по анатомии.

Не зная строения внутренних органов человека, врач уподобляется в своей практике хождению слепого, да еще ночью

Ван Цин-жень был крупным общественным деятелем. Он изучал труды врачей китайской медицины, энергично боролся за проведение реформы медицины в Китае, на основе своих оргинальных, прогрессивных идей.

Сторонник физиотерапевтических методов лечения У Шан-сянь

Объясняется такая разносторонность, очевидно, тем, что, хотя У Шан-сянь и специализировался в области лечения кожных болезней, но, живя среди бедного сельского населения, естественно занимался лечебной практикой. В прописывании лекарственных средств он был очень осторожен, каждый раз повторяя, что лекарства, наряду с пользой, могут принести и большой вред.

Поэтому при лечении многих болезней У шан-сянь, стараясь обойтись без помощи лекарств, использовал такие методы, как например, рациональное питание, особый режим, гимнастика, а также применял с лечебными целями тепло, холод и проч.

Убежденный во вредном действии многих препаратов и желая дать правильное направление рациональному использованию лекарств, У Шан-сянь в 1865 г. после переезда в г. Ханчжоу открыл собственную аптеку, придав ее работе определенное направление — лекарства, которые, по его сведениям, были вредны, он не допускал в номенклатуру своей аптеки.

Настойка трав в Китае

Зато в аптеке было очень много средств, полезное действие которых было достоверно установлено. Настойка трав в Китае

Кроме того, аптека изобиловала такими средствами физического воздействия на организм, как банки, грелки. Особенно большое значение придавалось чихательным средствам и всевозможным пластырям. Пластыри как форма лекарств имеют очень широкое распространение в китайской медицине и в настоящее время.

У Шан-сянь оставил богатое литературное наследие. В своих трудах чрезвычайно большое значение он придавал профилактике заболеваний и закаливанию организма. Эти медики осветили Китай 17-18 века светлым лучом и внесли большой вклад в развитие китайской медицины.

Несмотря на закрытость Китая от европейских государств, китайская культура XVIII в. находилась на высоком уровне развития. Особенно славились изделия из фарфора, камня, стекла, шёлка и даже бумаги. Развитым было книгопечатание. Власть целенаправленно собирала печатные книги, изготовленные в предыдущие столетия в единую библиотеку, при этом изымая те книги, которые считали опасными для себя (цензура).

Следует отметить, что китайские мастера чаще всего опирались на традиции древних религий или философских учений: конфуцианства, даосизма, моизма и даже буддизма. При этом решающую роль играли традиции конфуцианства. Среди нововведений следует отметить возрастающая популярность изготовления портретов, бытовых сценок, что свидетельствовало о некотором влиянии западной культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект содержит материал о пике могущества китая в 18в,закрытии Китая.

Цель: обеспечить усвоение знаний по теме

Планируемые результаты:

Предметные: формировать понятийный аппарат; уметь применять исторические знания для характеристики внешней политики Османской империи, приобретать опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, выявлять их общие черты и различия.

Личностные: приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия и термины: традиционное общество, “сын неба”, Поднебесная империя, буддизм, даосизм, конфуцианство.

1.Орг момент

2.Актуализация знаний

3.Открытие нового знания

1). Характерная черта традиционного общества - наличие абсолютной монархии.

По форме правления Китай был абсолютной монархией. Правителя Китая называли “Богдыхан”. Когда кортеж императора проезжал по улицам никто не мог выглянуть на улицу, все окна и двери закрывались. О смене правителя китайцы узнавали по смене девиза правителя. Императора называли “Сыном Неба”, а империя Китай называлась Поднебесной.

Китай превратился в мощную державу

Усиление центральной власти

Империя достигла зенита могущества

Началось восстановление пршедших в негодность дамб,плотин,каналов

Отличался недоверчивым отношением к своему окружению

Просвещённый монарх,покровитель наук и искусства,коллекционер картин

1684 –снят запрет на торговлю с иностранцами

1730Создан Военный штаб(Военный совет)-правительство при богдыхане

Уволил со всех должностей представителей правящего клана

1712 проведена налоговая реформа,восстановление экономики страны

Катайцы стали занимать ответственные посты во власти

Проведена реформа учёта населения

Заключен Нерчинский договор с Россией .присоединены земли к северу от Амура

1727г определена граница между Китаем и Россией,развивалась торговля

Поощрялись конфуцианские ценности

Проведена литературная инквизиция,сожжены кромольные книги

Увеличился налоговый гнёт,росла коррупция

2). По древней традиции государство обладало правом верховной власти на землю и стремилось не дать расти частной собственности – это приводило к ослаблению центральной власти. Характерной чертой в экономике традиционного общества являлось то, что – в Китае земли делились на государственные и частные.

Огромные государственные земли принадлежали императорам их родственникам и приближенным, чаще всего они увеличивали свои земли за счет захвата крестьянских земель..

3). Сословный строй.

Характерной чертой традиционного общества является сословная система.

Высшее сословие. Привилегии передавались по наследству. К нему принадлежали родственники императора и их потомки “Желтонопоясные”. “Краснопоясные” и “Железношлемные” - потомки приближенных первых императоров.

Шэньши – “ученые” - принадлежность не передавалась по наследству. Чтобы стать шэньши, необходимо было сдать экзамен и получить ученую степень. Она давала право поступить на государственную службу. Правом сдать экзамен пользовались не только помещики, но и крестьяне и ремесленники.

Из среды шэньши назначались управители городов, судьи и другие высшие чиновники. Европейцы прозвали их мандаринами. Внешнее отличие мандаринов были маленькие шарики на головном уборе: рубиновые, коралловые и другие в зависимости от ранга.

Высшие сословия освобождались от позорных наказаний, их не имели права наказывать бамбуковой палкой. Им не разрешалось заниматься торговлей, ростовщичеством и ремеслом.

Низшие ступени ---сословия земледельцев, ремесленников и торговцев.

На самом низу сословной лестницы находились женщины и рабы

.Презренными считались актеры, уборщики, привратники государственных учреждений, а также люди, постоянно живущие на лодках на воде.

Работа с текстом – исправь ошибку (см. приложение 2). После выполнения работы, проверка: два-три ученика зачитывают ошибки и дают правильный ответ. Остальные учащиеся проверяют работу соседа по парте – взаимопроверка, и оценивают работу по пятибалльной системе.

Нельзя понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ, если не познакомиться с их религиозными учениями.

Религиозно-культурной основой учений Китая явилось триединство основных учений Китая.

Читайте также: