Изучите дополнительные материалы посвященные истории киевского университета святого владимира кратко

Обновлено: 04.07.2024

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, сокр. КНУ им. Шевченко (укр. Київський національний університет імені Тараса Шевченка ), ранее Киевский университет имени Тараса Шевченко; в советское время Киевский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (КГУ им. Т. Г. Шевченко); с момента основания до революции Киевский Императорский университет св. Владимира — вуз в Киеве, Украина.

Содержание

История

Университет был основан указом Николая I 8 ноября 1833 как Киевский Императорский университет св. Владимира. Это был второй университет на территории Малороссии после Харьковского Императорского, открытого в 1806 году.

Первоначально одной из главных задач, ставившихся перед университетом, была борьба с полонизированной киевской интеллигенцией, подвергавшейся преследованиям после разгрома Польского восстания 1830—1831 годов. Апелляция к князю Владимиру I, крестившему Русь по восточному обряду, должна была символизировать именно такую направленность деятельности университета.

Первые занятия в университете начались 15 июля 1834. В то время в университете существовал лишь один факультет — философский, с двумя отделениями — историко-филологическим и физико-математическим, на них обучались 62 студента. В 1835 открыт юридический, в 1841 — медицинский факультеты (впоследствии медицинский факультет отделился и стал нынешним Киевским медицинским университетом). Философский факультет в 1850 был разделён на историко-филологический и физико-математический факультеты. В составе этих четырёх факультетов университет работал до 1918.

Первым ректором университета был профессор Московского университета, историк и филолог Михаил Александрович Максимович.

В 1845—1846 годах в университете в течение нескольких месяцев работал Тарас Шевченко в качестве штатного художника археологических исследований Киевской Археографической комиссии при Киевском университете, пока он не был арестован за участие в Кирилло-Мефодиевском братстве.

В 1918 университет был закрыт и вновь открылся лишь 29 марта 1919. С 23 апреля 1919 он стал официально называться Киевским университетом. В 1920 университет был расформирован, и на его базе был создан Высший институт народного образования имени Михаила Петровича Драгоманова (с 1926 — Киевский институт народного образования), а также институты социального образования, профессионального образования и физико-химико-математический. Постановлением Коллегии Наркомата образования УССР от 1 января 1933 в Украине были восстановлены государственные университеты, среди которых был и Киевский государственный университет, включивший 7 факультетов. В марте 1939 указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено имя Т. Г. Шевченко (в честь 125-летия со дня рождения последнего).

Перед началом Великой Отечественной войны КГУ был третьим по величине университетом в СССР (после Московского и Ленинградского). Во время войны университет был эвакуирован сначала в Харьков, а затем, временно объединившись с Харьковским университетом им. А. М. Горького в Объединённый Украинский государственный университет (ОУГУ) — в Кызыл-Орду Казахской ССР (1942—1943). Несмотря на разрушения, причинённые нацистскими оккупантами (главный корпус подорван, уничтожены кабинеты и фонды библиотек), университет восстановил свою деятельность через два месяца после освобождения Киева, в январе 1944. К 1949 в университете насчитывалось 12 факультетов.

Указом президента Украины от 21 апреля 1994 Киевский университет получил статус национального со статусом самоуправляющегося (автономного) государственного высшего учебного заведения. Его устав утверждается президентом Украины, ректор университета приравнен по статусу к министру.


Структура

В настоящее время Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко — это многоотраслевой учебно-научный комплекс, который объединяет 14 факультетов, 6 учебных институтов, Центр подготовки и переподготовки иностранных граждан, Украинский физико-математический лицей. Университет является соучредителем трех институтов и двух колледжей.

В этих учебных заведениях учатся около 20 тыс. студентов, их обучают почти 2000 преподавателей.

В состав университета входят также Научно-исследовательский институт физиологии, Ботанический сад имени Фомина, Зоологический музей, Научная библиотека им. М. Максимовича, Информационно-вычислительный центр, астрономическая обсерватория, издательско-полиграфический центр, Каневский государственный заповедник.

Факультеты

  • Биологический;
  • Географический;
  • Геологический;
  • Экономический;
  • Исторический;
  • Кибернетики;
  • Механико-математический; ;
  • Психологии;
  • Радиофизический;
  • Социологии;
  • Физический;
  • Философский;
  • Химический; .

Учебные институты

  • Военный;
  • Журналистики;
  • Международных отношений;
  • Последипломного образования.
  • Филологии;

Другие сведения

В университете осуществляется подготовка и переподготовка специалистов по 63 естественным и социально-гуманитарным специальностям и 157 специализациям по степенно́й системе — бакалавры (4 года) и специалисты (1 год) или магистры (1,5-2 года).

Ежегодный конкурс в университет составляет свыше 3 человек на место, а на отдельных факультетах — 6-11 человек. В рейтинге вузов Украины университет занимает первое место.

В университете работают свыше 2000 научно-педагогических и свыше 1000 научных работников на 158 кафедрах. Учёные степени и звания имеют свыше 82 % преподавателей. 24 % преподавателей — доктора наук и профессора. Ежегодно научными работниками и преподавателями университета публикуются монографии, учебники, учебные пособия и научные статьи, в том числе за границей.

Революция во Франции в 1830 г., развитие национально-освободительных движений в Европе подогревали подобные настроения в Царстве Польском. Представители высшего польского дворянства мечтали возродить утраченное независимое государство. Дарование Царству Польскому конституции в 1815 г. не удовлетворило польскую оппозицию. Кроме того, Николай I предпринял ряд мер по усилению контроля за Царством Польским, в результате которых была создана тайная полиция, усилился контроль за печатью, производились аресты и ссылки оппозиционных депутатов сейма. Наместник Царства Польского, великий князь Константин Николаевич стал все чаще действовать в обход сейма. В 1830 г. возникла угроза мобилизации польского населения на подавление революции во Франции, что стало поводом для восстания.

2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В правление Николая I сейм Великого княжества Финляндского практически не созывался. В 1826 г. Николай I учредил должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского, который имел право личного доклада императору, на которую назначались в основном уроженцы Финляндии.

В Прибалтике благодаря аграрной реформе, проведенной при Александре I, произошли экономические перемены. Начавшийся промышленный переворот и активизация внешней торговли способствовали формированию в Прибалтике одного из самых динамично развивающихся экономических районов Российской империи. Его наиболее крупными центрами стали города Рига, Ревель, Вильно.

3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

На украинских губерниях Юго-Западного края было образовано Киевского генерал-губернаторства. На протяжении первой половины XIX в. территории края развивались в экономическом и культурном отношении. Еще в начале века были открыты залежи каменного угля и железной руды, что имело определяющее значение для развития железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. С 1825 по 1850 гг. в украинских губерниях увеличилось число промышленных предприятий с 649 до 1655. На украинских землях были открыты университеты: в 1804 г. – Харьковский, а в 1834 г. – Киевский (университет Святого Владимира). С 1846 по 1847 гг. в Киевском университете действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество – тайная политическая организация, участники которой выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации, ликвидацию самодержавия, крепостного права, создание республики. Движение было разгромлено, один из ее активных участников Т. Г. Шевченко был отдан в солдаты.

4. Каковы были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

5.

Александр I Николай I
Общее
Построение национальной политики исходило не только из интересов больших, но и малых народов; Финляндия пользовалась значительной автономией
Различия
Александр I проводил либеральную политику по отношению к западным губерниям Николай I проводил консервативную политику в национальном вопросе, ограничил самостоятельность польских земель, проводил жесткую политику ассимиляции евреев

Стр. 86

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Подчинение униатской церкви непосредственно Синоду говорило о намерении властей полностью подчинить себе униатов и соединить их с православной церковью.

2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.

1) В XIX в. в среднеазиатский регион начала проникать Англия, что не могло не беспокоить российское правительство.

2) Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедших под власть России, что вынуждало принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий, что впоследствии подтолкнет к завоеванию Средней Азии.

3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

Это было связано с тем, что эти земли были населены поляками, прибалтами, украинцами, которые стремились получить национальную автономию. К тому же приграничные регионы были важны с точки зрения безопасности западных границ Российской империи, что вынуждало вводить там особое управление.

4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830 – 1831 гг.

29 ноября 1830 г. – попытка группы военных убить наместника, великого князя Константина, в его дворце. Начало восстания.

4 декабря 1830 г. – формирование Временного правительства из 7 членов.

5 декабря 1830 г. – Гжегош Юзеф Хлопицкий провозгласил себя диктатором.

25 января 1831 г. – принятие Польским сеймом акта о низложении Николая и запрете представителям династии Романовых занимать польский престол.

5-6 февраля 1831 г. – вступление главных сил русской армии в пределы Царства Польского.

14 февраля 1831 г. – сражение при Сточеке. Победа поляков.

19 февраля 1831 г. – первая битва при Грохове.

25 февраля 1831 г. – основное сражение при Грохове.

Март-апрель 1831 г. – удачное контрнаступление поляков под Варшавой.

14 мая 1831 г. – сражение при Остроленке.

20 июня 1831 г. – восстание в Варшаве.

19 августа – 8 сентября 1831 г. – осада Варшавы.

8 октября 1831 г. – взятие Модлина.

21 октября 1831 г. – взятие Замостья. Окончание восстания.

5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

Graphical user interface, website Description automatically generated

6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

В Киевском Императорском университете Святого Владимира наиболее полно были представлены гуманитарные науки. Изначально существовали философский факультет с двумя отделениями (историко-филологическое и физико-математическое) и юридический факультет. В университет было развито светское направление изучения истории Церкви.

Параграф 14–15 (13–14). Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817–1864 гг. Крымская война 1853–1856 гг.

Стр. 86

Вопрос в начале параграфа

Кавказская война 1817–1874 гг. привела к окончательному покорению горских народов, утверждению власти России на Кавказе, включению горных районов Кавказа в состав Российской империи.

На протяжении второй четверти XIX в. Российская империя продолжала играть ведущую роль на мировой арене. В 1849 г. Николай I помог подавить восстание в Австро-Венгрии, послав туда русские войска, чем фактически спас правящий режим Габсбургов.

Русско-иранская война 1826-1828 гг. привела к присоединению к России территории восточной Армении. Был нанесен сильный удар по позициям Англии в Закавказье.

Крымская война 1853-1856 гг. показала отставание российской армии от европейских, свидетельствовала о необходимости перемен во всех сторонах российской жизни. Был нанесен серьезный удар по международным позициям России, наиболее болезненным пунктом Парижского мира был запрет иметь военный флот и укрепления на Черном море.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Онтонио Веселко

Наиболее полно там были представлены гуманитарные науки. Технические изначально вообще не изучались. Только позже из философского факультете был выделен физико-математический. Это не удивительно. Именно в Киеве видели колыбель русского православия, потому именно богословию и правильной с точки зрения официальных властей философии здесь уделяли наибольшее внимание. Технические и инженерные же специальности были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

28 июля 1834 года в Киеве состоялось торжественное открытие Императорского университета. Через месяц обучение там на философском факультете начали 62 студента.

Идея создания университета в Киеве возникла еще в начале XIX в., сразу после открытия аналогичных заведений в Казани и в Харькове. Однако воплощать в жизнь планы по созданию университета власть начала только 1833 году.

Изначально действовал только один философский факультет с двумя отделениями - историко-филологическим и физико-математическим. В 1835 году открылся юридический факультет, а в 1847 году - медицинский. Философский впоследствии разделился на два самостоятельных факультета. С такой структурой университет работал до 1917 года.


Первым ректором Киевского университета стал 30-летний профессор Михаил Максимович, который возглавлял кафедру ботаники Московского университета.

С Кременца в Киев было перевезено почти 35 000 томов библиотеки, нумизматический и зоологический кабинеты, коллекцию минералов, оснащение для астрономической и физической лабораторий, коллекцию картин, гравюр и скульптур для кабинета изобразительного искусства, растения из ботанического сада.

Позже в 1840 году перевели Виленскую медико-хирургическую академию вместе с материально-технической базой, библиотекой и большей частью преподавателей.

Еще с середины XIX века университет стал одним из центров науки и передовой общественной мысли в Украине.

Читайте также: