3 резюмировать кратко обобщить

Обновлено: 03.07.2024

Это выражение основной идеи нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого запутанного высказывания. Если пе­рефразирование охватывает только что высказанные утвер­ждения клиента, то обобщению подлежит целый этап бесе­ды или даже вся беседа.

Специфические цели обобщения:

1. Система­тизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем

2. Способствует со­блюдению последовательности консультирования.

Чаще всего обобщение используетсяв ситуациях (по Ivey (1971)):

- начало бесе­ды, чтобы структурировать ее, объединить ее с прежними беседами;

- при стремлении придать некое направление беседе;

- когда клиент говорит очень долго и запутанно;

- для перехода к другой теме - когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается следующая тема или этап;

- в конце встречи при стремлении подчеркнуть суще­ственные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.

5. Отражение содержания и чувств – происходит через перефразирование и обобщение

Отражать содержание высказываний клиента - перефразировать их или обобщить не­сколько мыслей клиента.

Ошибка: чрезмерное внимание отражению содержания.

Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента.

Отражение чувств - разница лишь в том, что здесь внимание сосредоточивается не на содержании, а на том, что скрыто за содержанием.

Значение техники отражения чувств - одна из главнейших техник консультирования в том аспекте, что является глубокой техникой.

Считается, что она открыта К.Роджерсом, но признается, используется во всех направлениях консультирования.

А именно всеми направлениями признается роль чувств в процессе консультирования.

Образное представление о роли чувств в консультировании:

1) Психотерапию часто сравнивают с речным потоком, где рябь на поверхности соответствует содержанию высказываний. Но гораздо важнее подводные течения — чувства, обусловливающие содержание.

2) Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии подобны крови в хирургии (Bugental (1987)), т.к.:

· выполняют очистительную функцию (очищают душу);

· стиму­лируют заживление (заживляют душевные раны).

Динамика изменений чувств в консультировании:

2. Многие его чувства остановлены - человек не дает себе их переживать. Чувства – энергия.

Если чувство-энергия остановлено, происходит блокировка потока психической энергии.

Остановка чувств имеет последствия:

1) часть человека отсутствует в контакте, он не может быть эффективным: результативность деятельности падает, отношения страдают (отсутствует понимание и полнота, удовлетворенность);

2) чувство никуда не девается, а дает о себе знать в самый неподходящий момент (усталость, болезнь, увеличение внешних факторов, когда становится много всего, тогда невозможно контролировать, расслабленность (резко меньше всего) сопротивление падает).

3. Подавленное чувство дает о себе знать:

· либо в адекватной ситуации, но неожиданно для самого человека, несмотря на то, что он решил не показывать свое чувство или не допускать его в душе, но с неадекватно преувеличенной силой, т.к. человек его давил;

· либо часто вообще неадекватно - совершенно в другой ситуации - на непредсказуемый заранее стимул (может на незначительный – еще что-то добавилось и переполнило чашу терпения - прорвало, на тот стимул, где человек может себе позволить, меньше сдерживает себя, на новый стимул, напоминающий и др.)




В целом, чувства требуют:

1. Принятия – какие бы они ни были (неудобные, неуместные, неприятные, слишком приятные, тревожащие, непредполагаемые)

2. Точного, адекватного выражения – ситуации, важности контакта с другим человеком, учета своих ценностей, потребностей.

Однако, специалисты подчеркивают, что хотя чувства очень важны в процессе консультирования, но они не являются самоцелью, их выражение является в консультации все же средством, условием достиже­ния целей консультирования.

Сущность метода отражения чувств:

· Консультант воспринимает скрытые чувства, лежащие в основе того, что говорит клиент, т.е. что стоит за содержанием

Правила техники:

· консультант должен быть очень чутким

· необходимо обращать внимание не только на рассказ клиента, но и на невербальные, околоречевые средства: его эмоциональный тон, позу, выражение лица, на различные намеки,

· обращать внимание на умалчивания, паузы - чувства и мысли могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому

· учитывать все эмоциональные реакции клиента — положительные, отрицательные и амби­валентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта.

· особенно важно прояснение, проживаниесильныхчувств: страх, боль, тревога, жалость, надежда, злость и др. Например, выявление сильных негативных чувств удерживает от реализации антисоциальных намерений.

Клиентка: Об этом трудно не только говорить, но даже ду­мать: уже давно я не имею никаких отношений с мужчинами, а теперь не знаю, как отнестись к появившейся возможности.

Консультант; Грустно смотреть, как Вы боитесь и избега­ете того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.

Клиентка: Без сомнений. Я не знаю, подходит ли он мне. Он кажется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю.

Консультант: Ваши чувства теперь в смятении. Вы не мо­жете решить, действительно ли хотите этого мужчину.

Клиентка: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне и всем хорош, я бегу от него, когда некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь изменить положение?

Консультанту Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, всегда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботит­ся о Вас.

Специфические функции, цели отражения чувств:

2. Помогает клиенту погрузиться вглубь себя (проникнуть через систему эго-защиты) прикоснуться к своим неизведанным, неосознанным чувствам, лучше осознать их и эффективней регулировать.

3. Отражение полезно тем, что побуждает клиента присвоить себе свои чувства и стать их хозяином, начать думать о выражаемых им чувствах и идеях как о части собственной личности, а не как о чем-то внешнем для него. Фокусируется внимание клиента на сугубо субъективной компоненте его чувств.

4. Консультант стремится помочь клиенту разобраться в своих нередко противоречивых чувствах, испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств.

5. Обобщение чувств позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента. Особенно важно обобщение амбивалентных, полярных чувств по отношению к значимым для клиента ситуациям или объектам любви.

6. Прояснение чувств ведет к прояснению бессознательных идей и опыта, лежащих в основе этих чувств.

Когдаобязательнообращать внимание на чувства:

1. Когда они вызывают проблемы в консультировании.

Например, "Сегодня Вы кажетесь довольно злым", чтобы обсуждение способствовало устранению препятствия для поддержания консультативного контакта. Такое обсуждение также помогает ему допустить нормальность своих отрицательных чувств, а также уменьшить их интенсивность, Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства.

2. Могут поддержать клиента, помочь ему.

Особенно выделяются страх, тревога, злость, враждебность.

Например, если клиенту трудно уйти с работы раньше времени, но он приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметите: «Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!"

Или когда клиентка с затянувшейся депрессией говорит, что смогла подняться с кровати, убрать в комнате и приготовить себе обед, мы, понимая значимость события, должны порадоваться вместе с ней удачному "продвижению" в преодолении депрессии.

Это выражение основной идеи нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого запутанного высказывания. Если пе­рефразирование охватывает только что высказанные утвер­ждения клиента, то обобщению подлежит целый этап бесе­ды или даже вся беседа.

Специфические цели обобщения:

1. Система­тизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем

2. Способствует со­блюдению последовательности консультирования.

Чаще всего обобщение используетсяв ситуациях (по Ivey (1971)):

- начало бесе­ды, чтобы структурировать ее, объединить ее с прежними беседами;

- при стремлении придать некое направление беседе;

- когда клиент говорит очень долго и запутанно;

- для перехода к другой теме - когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается следующая тема или этап;

- в конце встречи при стремлении подчеркнуть суще­ственные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.

5. Отражение содержания и чувств – происходит через перефразирование и обобщение

Отражать содержание высказываний клиента - перефразировать их или обобщить не­сколько мыслей клиента.

Ошибка: чрезмерное внимание отражению содержания.

Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента.

Отражение чувств - разница лишь в том, что здесь внимание сосредоточивается не на содержании, а на том, что скрыто за содержанием.

Значение техники отражения чувств - одна из главнейших техник консультирования в том аспекте, что является глубокой техникой.

Считается, что она открыта К.Роджерсом, но признается, используется во всех направлениях консультирования.

А именно всеми направлениями признается роль чувств в процессе консультирования.

Образное представление о роли чувств в консультировании:

1) Психотерапию часто сравнивают с речным потоком, где рябь на поверхности соответствует содержанию высказываний. Но гораздо важнее подводные течения — чувства, обусловливающие содержание.

2) Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии подобны крови в хирургии (Bugental (1987)), т.к.:

· выполняют очистительную функцию (очищают душу);

· стиму­лируют заживление (заживляют душевные раны).

Динамика изменений чувств в консультировании:

2. Многие его чувства остановлены - человек не дает себе их переживать. Чувства – энергия.

Если чувство-энергия остановлено, происходит блокировка потока психической энергии.

Остановка чувств имеет последствия:

1) часть человека отсутствует в контакте, он не может быть эффективным: результативность деятельности падает, отношения страдают (отсутствует понимание и полнота, удовлетворенность);

2) чувство никуда не девается, а дает о себе знать в самый неподходящий момент (усталость, болезнь, увеличение внешних факторов, когда становится много всего, тогда невозможно контролировать, расслабленность (резко меньше всего) сопротивление падает).

3. Подавленное чувство дает о себе знать:

· либо в адекватной ситуации, но неожиданно для самого человека, несмотря на то, что он решил не показывать свое чувство или не допускать его в душе, но с неадекватно преувеличенной силой, т.к. человек его давил;

· либо часто вообще неадекватно - совершенно в другой ситуации - на непредсказуемый заранее стимул (может на незначительный – еще что-то добавилось и переполнило чашу терпения - прорвало, на тот стимул, где человек может себе позволить, меньше сдерживает себя, на новый стимул, напоминающий и др.)

В целом, чувства требуют:

1. Принятия – какие бы они ни были (неудобные, неуместные, неприятные, слишком приятные, тревожащие, непредполагаемые)

2. Точного, адекватного выражения – ситуации, важности контакта с другим человеком, учета своих ценностей, потребностей.

Однако, специалисты подчеркивают, что хотя чувства очень важны в процессе консультирования, но они не являются самоцелью, их выражение является в консультации все же средством, условием достиже­ния целей консультирования.

Сущность метода отражения чувств:

· Консультант воспринимает скрытые чувства, лежащие в основе того, что говорит клиент, т.е. что стоит за содержанием

Правила техники:

· консультант должен быть очень чутким

· необходимо обращать внимание не только на рассказ клиента, но и на невербальные, околоречевые средства: его эмоциональный тон, позу, выражение лица, на различные намеки,

· обращать внимание на умалчивания, паузы - чувства и мысли могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому

· учитывать все эмоциональные реакции клиента — положительные, отрицательные и амби­валентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта.

· особенно важно прояснение, проживаниесильныхчувств: страх, боль, тревога, жалость, надежда, злость и др. Например, выявление сильных негативных чувств удерживает от реализации антисоциальных намерений.

Клиентка: Об этом трудно не только говорить, но даже ду­мать: уже давно я не имею никаких отношений с мужчинами, а теперь не знаю, как отнестись к появившейся возможности.

Консультант; Грустно смотреть, как Вы боитесь и избега­ете того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.

Клиентка: Без сомнений. Я не знаю, подходит ли он мне. Он кажется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю.

Консультант: Ваши чувства теперь в смятении. Вы не мо­жете решить, действительно ли хотите этого мужчину.

Клиентка: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне и всем хорош, я бегу от него, когда некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь изменить положение?

Консультанту Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, всегда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботит­ся о Вас.

Специфические функции, цели отражения чувств:

2. Помогает клиенту погрузиться вглубь себя (проникнуть через систему эго-защиты) прикоснуться к своим неизведанным, неосознанным чувствам, лучше осознать их и эффективней регулировать.

3. Отражение полезно тем, что побуждает клиента присвоить себе свои чувства и стать их хозяином, начать думать о выражаемых им чувствах и идеях как о части собственной личности, а не как о чем-то внешнем для него. Фокусируется внимание клиента на сугубо субъективной компоненте его чувств.

4. Консультант стремится помочь клиенту разобраться в своих нередко противоречивых чувствах, испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств.

5. Обобщение чувств позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента. Особенно важно обобщение амбивалентных, полярных чувств по отношению к значимым для клиента ситуациям или объектам любви.

6. Прояснение чувств ведет к прояснению бессознательных идей и опыта, лежащих в основе этих чувств.

Когдаобязательнообращать внимание на чувства:

1. Когда они вызывают проблемы в консультировании.

Например, "Сегодня Вы кажетесь довольно злым", чтобы обсуждение способствовало устранению препятствия для поддержания консультативного контакта. Такое обсуждение также помогает ему допустить нормальность своих отрицательных чувств, а также уменьшить их интенсивность, Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства.

2. Могут поддержать клиента, помочь ему.

Особенно выделяются страх, тревога, злость, враждебность.

Например, если клиенту трудно уйти с работы раньше времени, но он приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметите: «Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!"

Или когда клиентка с затянувшейся депрессией говорит, что смогла подняться с кровати, убрать в комнате и приготовить себе обед, мы, понимая значимость события, должны порадоваться вместе с ней удачному "продвижению" в преодолении депрессии.

резюмировать подытоживать, подвести итог, подводить итог, обобщить, подытожить, обобщать, суммировать, итожить, подвести итог Словарь русских синонимов. резюмировать см. обобщить 1 (обобщать 1) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

повторять в сжатой форме окончательные выводы речи, статьи, спора по к.-н.вопросу; делать свод мнений заключение.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

РЕЗЮМИРОВАТЬ resumer , нем. resümieren . Делать выводы, резюме. БАС-1. Считаем не лишним резюмировать затеянную германским канцлером кампанию для уловления общественного мнения в России. РВ 1887 5 465. Я желал бы в нескольких строках резюмировать только-что окончившийся 1890 год. РО 1891 1 345. Просидев около часа с глазу на глаз с Червеевым, она стала сама резюмировать в своем уме его положения и начертала такую схему. Лесков Захудалый род. // 12-6 185. Общество Естествоиспытателей назначило в этот день <юбилея> свое заседание, на котором А. О. <Ковалевский> должен был резюмировать свои исследования над выделительными органами животных. Д. К. Заболотный Восп. // Природа 1926 7-8 25. Новый термин должен дать в "резюмированном" (сжатом) виде выражение для данного нового понятия и его характерных признаков. Дрезен 1936. // ИОТ 116.- Лекс. Даль-2: резюмировать

изложить, сообразить перебрать (составить вкратце) сущность чего-либо замеченного или переданного на словах

Ср. Просидев около часа с глазу на глаз с Черевым, она стала сама резюмировать в своем уме его положения.


1) Орфографическая запись слова: резюмировать
2) Ударение в слове: резюм`ировать
3) Деление слова на слоги (перенос слова): резюмировать
4) Фонетическая транскрипция слова резюмировать : [р'из'ум'`иравт']
5) Характеристика всех звуков:
р [р'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
е [и] - гласный, безударный
з [з'] - согласный, мягкий, звонкий, парный
ю [у] - гласный, безударный
м [м'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и [`и] - гласный, ударный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
в [в] - согласный, твердый, звонкий, парный
а а - гласный, безударный
т [т'] - согласный, мягкий, глухой, парный
ь [] 12 букв, 9 звук

Резюмировать — изложить, сообразить перебрать (составить вкратцѣ) — сущность чего-либо замѣченнаго ими переданнаго на словахъ.

Ср. Просидѣвъ около часа съ глазу на глазъ съ Черевымъ, она стала сама резюмировать въ своемъ умѣ его положенія.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 22 резюмировать

несов. и сов. перех.

РЕЗЮМИ́РОВАТЬ, резюмирую, резюмируешь, совер. и несовер., что (книжн.). Сделать (делать) резюме чего-нибудь. Резюмировать прения. Резюмировать высказанные мнения.

РЕЗЮМИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; совер. и несовер., что (книжн.). Сделать (делать) резюме, вывод из сказанного, написанного. Р. свою мысль.

РЕЗЮМИРОВАТЬ - что, франц. изложить сущность речи, совещаний, спора вкратце, сделать перечень, отдать перечневой отчет.

РЕЗЮМИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. что. Книжн. Сделать - делать обобщение, резюме чего-л.; подвести - подводить итог. Р. прения. Р. свою мысль. Кратко р. сказанное.

◁ Резюми́роваться, -руется; страд.

-рую, -руешь; сов. и несов., перех.

Сделать (делать) резюме чего-л.

Оратор откашлялся и продолжал: - Резюмирую кратко все сказанное. Куприн, Механическое правосудие.

резюмировать - изложить, сообразить перебрать (составить вкратце) сущность чего-либо замеченного или переданного на словах

Резюме - краткий перечень

Ср. Вот вам английская книга - составьте из нее обстоятельное и небольшое резюме .. .

К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 8.

Ср. Просидев около часа с глазу на глаз с Черевым, она стала сама резюмировать в своем уме его положения.

Лесков. Захудалый род. 2, 16.

Ср. Resumé - краткое повторение (сказанного).

Ср. Resumere (re, опять - sumere, брать) - повторять.

См. с глаза на глаз.

резюми́ровать, -рую, -рует

см. обобщить 1 (обобщать 1)

подытоживать, подвести итог, подводить итог, обобщить, подытожить, обобщать, суммировать, итожить, подвести итог

Syn: суммировать, обобщать

Делать (или сделать) выводы, заключение, подытоживать (или подытожить) сказанное, написанное.

РЕЗЮМИРОВАТЬ resumer, нем. resümieren. Делать выводы, резюме. БАС-1. Считаем не лишним резюмировать затеянную германским канцлером кампанию для уловления общественного мнения в России. РВ 1887 5 465. Я желал бы в нескольких строках резюмировать только-что окончившийся 1890 год. РО 1891 1 345. Просидев около часа с глазу на глаз с Червеевым, она стала сама резюмировать в своем уме его положения и начертала такую схему. Лесков Захудалый род. // 12-6 185. Общество Естествоиспытателей назначило в этот день <юбилея> свое заседание, на котором А. О. <Ковалевский> должен был резюмировать свои исследования над выделительными органами животных. Д. К. Заболотный Восп. // Природа 1926 7-8 25. Новый термин должен дать в "резюмированном" (сжатом) виде выражение для данного нового понятия и его характерных признаков. Дрезен 1936. // ИОТ 116.- Лекс. Даль-2: резюмировать

РЕЗЮМИРОВАТЬ (фр. resumer). Вкратце излагать сущность речи, совещаний или содержание какого-либо сочинения.

резюмировать(ся)

резюми́ровать(ся), -ми́рую, -ми́руешь, -ми́рует(ся)

резюмироваться

РЕЗЮМИ́РОВАТЬСЯ, резюмируюсь, резюмируешься, несовер. (книжн.). страд. к резюмировать.

РЕЗЮМИРОВАТЬСЯ se resumer.


Цель — сформировать понятие точности речи.

Виды деятельности: определять лексическое значение слов, наблюдать за употреблением этих слов в речи, предупреждать нарушения точности речи.

1. Проверка домашнего задания

2. Целеполагание. Формулирование учениками собственной конечной цели урока путем анализа ключевых понятий

3. Анализ учебной статьи § 9.

4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов.

Дымный – дымовой – дымчатый – дымящийся, усвоить – освоить, главный – заглавный, дареный – даровой, жизненный – житейский, игорный – игральный – игровой, лирический – лиричный, памятливый – памятный, скрытый – скрытный, типичный – типовой, травянистый – травяной, эффективность – эффектность.

Упражнение 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (концертный, библиотека, молодой, просроченный); дипломат – дипломант (юный, чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошенный); экономичный – экономический (факультет, машина); исполнительный - исполнительский (уровень, лист, манера, орган).

Упражнение 3. Выберите нужное слово или словосочетание.

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.

4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.

5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.

6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

Упражнение 4. Подберите к словам паронимы.

Глубинный, геройство, гуманный, лакировочный, признание.

Упражнение 5. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.

1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечает. 3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы. 5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов. 6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет. 8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников. 9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.

Упражнение 6. Составьте словосочетания или предложения со словами-паронимами представить и предоставить.

Упражнение 7. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.

1. В полку царило воинствующеевоинственное настроение.

2. Все реже встречаются грибныегрибковые заболевания высеянных семян и молодых растений.

3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервацияконсервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.

4. Многие наши фильмы получили признаниепризнательность и наших зрителей, и за рубежом.

5. Город встряхнулстряхнул оцепенение будней.

Упражнение 8. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.

1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.

2. Мы вышли к лесистому озеру.

3. В моей жизни это было самое памятливое событие.

4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.

5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.

6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.

7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.

Допущены ошибки в предложениях:

1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые).

2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному).

3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное).

5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый).

7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборном).

Упражнение 9. В каком примере лексическое значение слова определено верно?

1. Дендрарий – сад или парк в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников.

2. Вексель – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.

3. Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы.

4. Геральдика – раздел науки, изучающий историю монет, медалей.

III. Тренировочный тест.

1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?

1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.

2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.

3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.

4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?

1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.

2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.

3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.

4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?

1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.

3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.

4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?

1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.

2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.

3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.

4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.

7. Значение какого слова определено неправильно?

1) ФАСАД – тыловая сторона здания.

2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.

3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.

8. Значение какого слова определено неправильно?

1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.

Читайте также: