Исполнительная власть великобритании кратко

Обновлено: 05.07.2024

Законодательная и исполнительная власть в Великобритании. Структура парламента.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту. Фактически законодательные функции осуществляет только нижняя палата парламента.

1) монарх – является исключительно номинальной фигурой в структуре парламента, входящей в него вследствие исторически сложившейся традиции;

2) Палата лордов – обладает правом отлагательного вето законов, принимаемых Палатой общин, но использует это право крайне редко. Судебный комитет Палаты лордов является высшей судебной инстанцией. Председатель Палаты лордов называется лорд-канцлер, назначается монархом.

В состав Палаты лордов входят: пожизненные пэры – лица, имеющие дворянский титул не ниже барона; духовные лорды – епископы англиканской церкви; судебные лорды – назначаемые пожизненно судьи;

3) Палата общин – реально только эта палата является общенациональным представительным органом, формируемым путем общенациональных выборов.

Численность Палаты общин постоянно меняется и зависит от количества одномандатных округов при проведении выборов. Члены парламента обладают иммунитетом как во время сессий, так и в течение 40 дней до и после них. Руководитель палаты, называемый спикером, избирается партией большинства, после чего формально назначается монархом. При этом спикер на время осуществления своих полномочий выходит из партии, избравшей его, считается беспартийным. В палате общин создаются различные комитеты: неспециализированные, специализированные, сессионные. Для обсуждения наиболее важных законопроектов создается Комитет всей палаты.

Кроме того в составе палаты создаются и действуют партийные фракции с жесткой внутренней дисциплиной.

Исполнительная власть формально возглавляется монархом. В Великобритании действует кастильская система престолонаследия (наследуют сыновья монарха, а при их отсутствии его дочери).

Монарх – лицо неприкосновенное, он не может быть подвержен применению в отношении него какого либо вида ответственности. Монарх в силу исторической традиции обладает большим объемом полномочий, при этом используется им в реальной жизни лишь малая их часть, поскольку с развитием демократического движения часть этих полномочий перешла к парламенту и правительству.

При монархе существует Тайный совет, рассматривающий наиболее важные вопросы государственной политики. Правительство в Великобритании состоит из государственных министров, министров без портфеля, младших министров, секретарей, лиц, замещающих традиционные должности (лорд-хранитель печати). Правительство не собирается на заседания и не принимает совместные решения.

Важнейшей фигурой в исполнительной власти является премьер-министр: он формирует состав правительства, руководит его деятельностью, при нем собирается на заседания кабинет министров (собрание ведущих министров), принимающий решения. Премьер-министром, как правило, назначается лидер партии, победившей на выборах в парламент.

Правительство принимает нормативные акты только во исполнение законов парламента. При этом нормативные акты принимаются исключительно от имени отдельных министров, а не от имени всего правительства. Кроме того, парламент вправе делегировать правительству право принятия законов по отдельным вопросам.

Важное значение в работе правительства играет его аппарат: комитеты, комиссии, секретариаты. Данные службы обеспечивают своевременность принятия решений по тем или иным вопросам и достаточность, полноту принимаемых решений и мер.

Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.

Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии — британский монарх, ныне - Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время - глава партии Лейбористов Гордон Браун (с 27 июня 2007 г. ). Носителем суверенитета является "Королева в Парламенте".

В настоящее время Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского Союза, Большой Восьмёрки (G8), Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

Содержание

Исполнительная власть

Функции исполнительной власти принадлежат Правительству, называемому также Кабинетом. Монарх назначает Премьер-министра с учётом конвенции (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом - а также коалиционные - более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

Законодательная власть

Палата общин

Территория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин.

В наши дни все премьеры-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Алек Дуглас-Хоум отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гасконь-Сесиль, 3-й маркиз Салисбери).

Палата лордов

Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании.

Избирательные системы и реформа

В Великобритании используются разные системы выборов:

  • First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).
  • Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.
  • Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.
  • Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.
  • Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.

Судебная власть

В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

Высокий суд

Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа адвокатов. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд. [1]

Апелляционный суд

В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд – джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это – уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы не решения верховных судов заморских территорий и государств – членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

Суд короны

Суд короны – это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);

2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);

3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);

4. исполняющий обязанности судьи. [2]

Барристеры

Барристеры – юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры – более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

Суды графств

Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90% всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам – это судыграфств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов – простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

Административные суды (трибуналы)

Гражданская служба

Гражданская служба Великобритании — постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства.

Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства.

Региональное самоуправление (devolution)

Ссылки

  1. ↑ Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник / В.Е. Чиркин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2000. - ISBN 5-7975-0267-4, C. 349-370
  2. ↑ Иностранное конституционное право/Под редакцией И67 проф. В.В. Маклакова. - М.: Юристъ, 1996. - ISBN 5-7357-0102-9, C. 39-68
  3. ↑ Правовые системы стран мира :Энциклопедический справочник /Авт. кол. : Ф. М. Решетников, У, З. Батлер, В. В. Бойцова и др. ; Отв. ред. А. Я. Сухарев. -2-е изд. изм. и доп. -М. :Норма, 2001. - ISBN 5891235277, C. 24-45

Австрия | Азербайджан¹ | Албания | Андорра | Армения¹ | Белоруссия | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Ватикан | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан¹ | Кипр¹ | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия¹ | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция¹ | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония

Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия

Особенности государственного управления Великобритании

Система государственного управления в Великобритании имеет существенные особенности, обусловленные тем, что в стране нет конституции, применяемой в качестве единого законодательного акта, устанавливающего порядок государственного управления. Основы государственного управления составляет неписаная конституция, состоящая из норм статутного права, то есть парламентских актов, прецедентов судебной практики, обычаев и конституционных соглашений.

Главой Великобритании, а также главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим является монарх. Власть монарха передается по наследству прямым потомком монарха по старшинству. Королевские обязанности выполняются пожизненно.

Законодательство наделяет монарха следующими правами:

  • назначение премьер-министра;
  • назначение министров;
  • назначение судей и дипломатов;
  • назначение бывших армейских должностных лиц;
  • заключение международных соглашений;
  • объявление войн;
  • заключение мира.

Монарх рассматривается как часть парламента, вследствие чего он наделен правом созыва парламента, его сессии открываются тронной речью монарха, содержащий законодательную программу на предстоящий год, правом роспуска палаты общин, правом абсолютного вето.

На практике монарх является номинальным исполнителем роли главы государства, его права реализует кабинет министров, а монарх выполняет представительские функции.

Роль Парламента в государственном управлении Великобритании

Высшим органом государственной власти Великобритании является Парламент страны, включающий в свой состав две палаты:

Палаты существует и действует отдельно друг от друга, членство в обеих палатах одновременно запрещено, члены палаты лордов члены не участвует в выборах членов палаты общин. Статус палат Парламента различается.

Палата общин избирается сроком на пять лет. Каждый британский подданный, достигший возраста 21 года, имеет право быть избранным в палату общин. Выборы в палату общин осуществляется посредством равного прямого, всеобщего и тайного голосования. От каждого округа избирается один депутат в палату общин на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Готовые работы на аналогичную тему

Руководство заседаниями палаты общин осуществляет спикер, который избирается сроком на пять лет и является беспартийным членом палаты, что обеспечивает его беспристрастность. Спикер не имеет права голоса и участвует в голосовании только при условии равенства голосов. Также спикер лишен права комментирования выступления членов палаты и права собственного выступления. Спикер осуществляет руководство дебатами и организует деятельность аппарата Парламента.

В рамках палаты общин создаются комитеты, действующие на постоянной или временной основе. В задачи комитетов входит предварительное обсуждение законопроектов, контроль деятельности администрации, проведение парламентских расследований и прочее. Также в Парламенте формируются партийные фракции.

Политическая жизнь Великобритании наиболее ярко представлена в виде двух влиятельных партий – консервативной и лейбористской, периодически сменяющих друг друга на позициях правящей партии и оппозиции. Лидер партии, занимающий правящую позицию, обычно становится лидером палаты общин.

Палата общин наделена правом законодательной инициативы. Внесение нового закона, или билля, может быть осуществлено любым из членов верхней и нижней палаты Парламента. Часто внесение биллей на обсуждение осуществляется министрами. Такие билли называются правительственными, в противном случае билли именуются биллями частного члена палаты. Билли делятся на три группы:

  • во-первых, билли, регламентирующие значимые вопросы, распространяющие свое действие на территорию всего государства, эти билли называют общественными;
  • во-вторых, билли, предоставляющие особые права отдельным лицам, группам лиц или местностям, эти билли называют частными;
  • в-третьих, билли, содержащие нормы общего или частного применения, называемые гибридными.

Палата лордов включает в свой состав светских пиров, то есть лордов, назначенных пожизненно из числа представителей английских судов, пожизненных пэров, духовных пэров. Общая численность палаты лордов составляет свыше 1000 представителей. Полномочия палаты лордов Великобритании в сфере законодательства ограниченны. Палата лордов обладает правом наложения отлагательного вето, то есть правом отсрочки срока действия закона на год. Причем право отлагательного вето не распространяется на билли финансового характера.

Исполнительная власть Великобритании

Органом исполнительной власти Великобритании является Правительство, во главе которого находится премьер-министр.

Премьер-министр, как и монарх, выступает в качестве лидера государства. Выбор премьер-министра осуществляется монархом из членов палаты общин, имеющих поддержку общин. Назначение министров также осуществляется монархом по представлению премьер-министра. Правительство Великобритании насчитывает около 100 членов, наиболее важные из которых формирует кабинет министров. В состав кабинета министров входит примерно 20 человек.

Правительство Великобритании отвечает за свою деятельность перед Парламентом страны. Состав Правительства определяется партией большинства палаты общин.

Премьер-министр является советником монарха Великобритании. В том случае если премьер-министр утрачивает доверие палаты общин, это налагает на него обязательство ухода в отставку, либо обращения к монарху с просьбой о новых выборах. Состав полномочий премьер-министра определяется обычаями, а не законодательством. В настоящее время премьер-министром Великобритании является Тереза Мэй.

Срок полномочий премьер-министра определяется сроком полномочий палаты общин.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13.02.2022

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Политическая система Великобритании представляет демократическую, конституционную монархию. Она основана на так называемой Вестминстерской (от Вестминстерского дворца, места заседания Парламента Великобритании) демократической парламентской системе.

Соединенное Королевство уникальное государство. Оно не имеет официальной единой письменной конституции. Вместо этого она основывается на ряде исторических документов, традиционных политических и юридических методов, в совокупности известных как Английское общее право. Основные конституционные документы: Великая хартия вольностей, Петиция о Правах, Билль о Правах, Акт о престолонаследии.

На настоящий момент Её Величество королева Елизавета II, наследственный монарх, является Главой государства Соединенного Королевства Великобритании. Монарх, в соответствии с Актом о престолонаследии 1701 года, принадлежит Церкви Англии, также является Главой государства для многих бывших британских колоний.

Правительство Великобритании возглавляет премьер-министр. Он должен быть членом Палаты Общин и сформировать правительство при поддержке этой структуры. На практике это означает, что лидер политической партии, имеющей абсолютное большинство мест в Палате Общин, назначается премьер-министром. Он затем выбирает министров для своего Кабинета, формирующего исполнительную ветвь власти.

Классически политическая система Великобритании представлена тремя ветвями государственной власти:
Исполнительная – Кабинет министров, управляющий страной и предлагающий новые законы.

Законодательный орган, принимающий законы.

Судебная власть – суды и судьи, гарантирующие, что все подчиняются законам.

Все министры в правительстве являются членами законодательного органа, а некоторые старшие судьи восседают в Палате Лордов. Формально главой судебной власти является премьер-министр. Это яркая иллюстрация того, насколько прагматична и гибка политическая система в Великобритании. Парламент, состоящий из верхней (Лордов) и нижней палаты (Общин) – законодательный орган правительства Великобритании.

Читайте также: