Веданта кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

Первоначально это название относилось к философским текстам, примыкавшим к Ведам — Брахманам, Араньякам и Упанишадам, которые являются пояснительной и дополнительной частью четырёх Вед. Впоследствии, эти древние ведийские тексты послужили основой для ортодоксальной (астика) школы индийской философии, которая стала называться ведантой. Веданту также называют уттара-миманса (санскр. उत्तरमीमांसा, uttara mīmāṃsā IAST), то есть второй, поздней, или высшей мимансой, в отличие от другой школы индийской философии — пурва-мимансы — первой мимансы. Пурва-миманса сфокусирована на толковании значения ведийских огненных жертвоприношений и используемых в них мантр, изложенных в Самхитах четырёх Вед и в Брахманах. Веданта же в основном посвящена философскому толкованию учения Араньяк и Упанишад.

Связанные понятия

Философия индуизма развивалась на Индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведийского периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведийской религии.

Инди́йская филосо́фия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.

Упоминания в литературе

Разработка и обоснование путей и средств достижения мокши составляет главное содержание различных религиозно-философских учений индуизма. Наибольшее значение среди философских школ индуизма, имеет идеалистическая система веданта в её нескольких вариантах. Конечной и высшей основой бытия в веданте провозглашается духовная реальность – Брахман, конкретный же эмпирический мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией (майя), игрой Брахмана; поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души, которые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями. С этой позиции веданта считает практическую религию также неистинной, заблуждением, однако она находит и оправдание для неё, считая её уделом непосвящённого ума, одним из способов (низшим) приближения к абсолюту, одним из возможных путей его постижения: через эмоциональную преданность и любовь к богу, через знание, размышление об истинных принципах бытия, даваемое ведантой, наконец, через мистическую медитацию, достигаемую с помощью йогической практики. В религиозной же философии индуизма выдвинута идея триединства (тримурти): имеющий абстрактный характер – Брахман (в качестве бога его культ в Индии почти неизвестен) и два главных бога индуизма – Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй – её охранителем, третий – её разрушителем.

Однако упоминание о йоге появляется в текстах, возникших намного раньше этого труда, – в Упанишадах, Бхагават Гите, Веданте . Это означает, что йога практиковалась и передавалась от Учителя к Ученику до появления основных религий и культов. Истоки йоги – в сердце человека, в его сознании и истинной природе, поэтому можно сказать, что йога появилась вместе с первыми попытками человека познать себя. В чистом виде йога никогда не ассоциировалась с религиозными верованиями, так как она основана на самопознании и исследовании. Йога – прежде всего наука, знание о целостности, но ее основы проникли во многие религии, и поэтому она часто ассоциируется с ними. История показывает, что на основе йоги возникли многие верования, единоборства и т. д., а не наоборот!

Философские идеи в Древней Индии вырабатывались представителями 16 школ, основными из которых были школы чарвака, локаята (основаны Брихас-пати и его учеником Чарвака), вайшешика (основатель Канада), ньяя (Гаутама) и джайнизм (Вардхамана Маха-вира). Эти школы принадлежали к материалистическому направлению философии, т. е. их представители считали, что материальный мир существует объективно, а материя первична по отношению к сознанию и существует вечно. Им противостояли представители философских школ, проповедующие идеалистический подход к изучению мира. Первичными они считали духовное начало, сознание и мышление, а материальный мир отодвигали на задний план. Таких идей придерживались йога и буддизм, а также миманса и веданта .

Связанные понятия (продолжение)

Индуизм включает в себя много течений и философских школ, которые принято относить к одному из направлений индуизма.

Литература индуизма — тексты, являющиеся частью литературной традиции индуизма, большая часть которых была составлена на санскрите. Ключевую роль в изучении Вед и других санскритских текстов индуизма, играют морфология и лингвистическая философия.

Бха́кти (санскр. भक्ति, bhakti IAST) — преданность, любовь к Богу в индийской философии и религии, а также условное наименование религиозно-реформаторских движений, распространившихся на Севере Индии в эпоху Позднего Средневековья.

В индуизме существует много взглядов на природу Бога, основанных на монотеизме, политеизме, пантеизме и монизме.

Инди́йские (дхарми́ческие) рели́гии — религии, сложившиеся на Индийском субконтиненте. К индийским религиям относят индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, включая все их течения и родственные им религиозные традиции. Индийские религии представляют собой подгруппу восточных религий. Они имеют схожую систему основных верований, основанных на дхарме, способов поклонения и связанных с ними религиозных практик, что объясняется общностью их исторического развития, в ходе которого они оказали влияние друг.

Монотеизм в индуизме значительно отличается от иудейского, христианского или исламского монотеизма. Трудно провести параллель между индуизмом и монотеизмом авраамических религий.Монотеизм в индуизме развивался постепенно, на протяжении более чем трёх тысячелетий. Свой вклад в развитие индуистского монотеизма внесли множество философских школ и направлений. В индуизме развились свои, сложные монотеистические представления. В богословии многих течений индуизма единый Бог выступает в роли творца, хранителя.

Гу́ру́ (санскр. गुरू — достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер) в индуизме и буддизме — духовный наставник, учитель. В пенджабском сикхизме — титул главы религиозной общины.

Брахма́ны (санскр. ब्राह्मण, Brāhmaṇa IAST) — священные писания индуизма, часть литературы шрути. Представляют собой комментарии к Ведам, объясняющие ведийские ритуалы.

Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское воззрение, согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

А́гама (санскр. आगम, āgama IAST) — термин в индуизме. Употребляется как общее название одной из категорий индуистских священных писаний и также применяется для обозначения конкретных текстов некоторых направлений индуизма. К агамам принадлежит большое количество индуистских санскритских текстов. Существуют шиваитские, вайшнавские и шактистские агамы. В шиваитских агамах высшей реальностью провозглашается Шива. В вайшнавских агамах (Панчаратре и Вайкханаса-самхитах) верховным Богом объявляется Вишну.

Веди́зм или веди́йская рели́гия — религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма.

Бра́хманы или брами́ны (от санскритского слова IAST Brāhmaṇa IAST; дев. ब्राह्मण) — члены высшей варны индуистского общества.

Си́ддхи (санскр. सिद्धिः, siddhi IAST) — сверхъестественные силы, способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе по йоге и буддизму Ваджраяны. Сиддхами также называют великих йогинов (махасиддхов).

Ра́дха-Кри́шна (санскр. राधा कृष्ण, rādhā-kṛṣṇa IAST) — божественная чета в индуизме, в которой Бог предстаёт в мужской и женской ипостасях Кришны и его возлюбленной Радхи. Культ Радхи-Кришны характерен для таких традиций кришнаизма, как Нимбарка-сампрадая, пуштимарга и гаудия-вайшнавизм. В гаудия-вайшнавском богословии Кришна выступает как изначальная ипостась Бога, а Радха — как его вечная возлюбленная девушка-пасту́шка гопи, как изначальная женская ипостась Бога, источник всех гопи, участвующих.

Бра́хма, уст. также Бра́ма; санскр. ब्रह्मा, Brahmā IAST) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведийским божеством Праджапати.

Сат (санскр. सत्) — санскритский термин, являющийся важным философским понятием в индуизме и других индийских религиях.

Ка́ма (санскр. काम, kāma IAST) — санскритский термин, обозначающий чувственное удовлетворение, сексуальные наслаждения, вожделение, страсть.

Упоминания в литературе (продолжение)

Философские идеи в Древней Индии вырабатывались представителями 16 школ, основными из которых были школы чарвака, локаята (основаны Брихаспати и его учеником Чарвака), вайшешика (основатель Канада), ньяя (Гаутама) и джайнизм (Вардхамана Махавира). Эти школы принадлежали к материалистическому направлению философии, т. е. их представители считали, что материальный мир существует объективно, а материя первична по отношению к сознанию и существует вечно. Им противостояли представители философских школ, проповедующие идеалистический подход к изучению мира. Первичными они считали духовное начало, сознание и мышление, а материальный мир отодвигали на задний план. Таких идей придерживались йога и буддизм, а также миманса и веданта .

Две характерные черты отличают средний европейский ум – ибо мы должны в данном случае оставить в стороне великие души, великих мыслителей, отдельные периоды повышенной сверх нормы религиозности и сосредоточить внимание на доминирующих тенденциях. Двумя характерными особенностями являются культ ищущего, определяющего, эффективного, практического разума и культ жизни. Великие идеи европейской цивилизации, греческой культуры, римского мира до Константина, Возрождения, современности с двумя ее колоссальными идолами: Индустриализмом и Естественной Наукой – обрушились на Европу волной удвоенной силы этих культов. Всякий раз, как волна откатывалась, европейский ум погружался в смятение, тьму и ослабевал. Христианство не сумело одухотворить Европу, хоть и гуманизировало ее в определенных этических аспектах, именно потому, что шло против двух этих доминирующих инстинктов – отрицало превосходство разума и предавало анафеме удовлетворенную или насыщенную полноту жизни. Азия же никогда не устанавливала превосходство разума, не было там и культа жизни, соответственно, речи не могло быть о несоответствии этих двух сил и религиозного духа. Великие азиатские эпохи, мощные кульминации азиатских цивилизаций и культур – высокое ведическое начало Индии, блистательное духовное движение времен Упанишад, широкий разлив буддизма, веданты , санкхьи, пуранических[38] и тантристских культов, расцвет вишнуизма[39] и шиваизма[40] в государствах Юга – все это неизменно приходило вместе со светом духа, с устремленностью религиозной или религиозно-философской мысли к вершинам, к благороднейшей реальности, к богатству озарений и опыта. В эти же периоды наблюдался расцвет интеллектуальной деятельности, науки, поэзии, искусств и материальной жизни. Напротив, всякий упадок духовности приводил к ослаблению и других аспектов жизни, к симптомам снижения деятельности, иногда и к развалу. Это и есть ключ к пониманию расхождений между Востоком и Западом.

Первым источником, содержащим идеи о происхождении мира и человека, были Веды – сборники священных текстов. Авторитет их был очень высок, поэтому философские школы делили на: 1) ортодоксальные (традиционные, основанные на Ведах) – брахманизм, веданта , йога и др.; 2) неортодоксальные (отвергающие Веды) – буддизм, джайнизм, локаята.

Беспристрастный взгляд на теорию западной мысли и культуры показывает, что спиритуалистический взгляд здесь преобладал не только до середины XIX в., но не чужд и современности. Такие философские направления, как экзистенциализм, феноменология, персонализм, неотомизм и другие, гораздо ближе спиритуалистическому воззрению, чем сциентизму аналитической философии. В противовес оценке философии Востока как спиритуалистической, Раджу заметил, что индийцы были самым материалистическим народом и именно поэтому веданта , буддизм и джайнизм снабдили нас для равновесия самыми антиматериалистическими идеалами. Отрешенность же от мира в индуизме возможна лишь после того, как человек осуществит свои функции в обществе.

Понятие кармы в учении Адвайта Веданта рассматривается следующим образом. Индивидуальность человека обусловлена кармой, также являющейся продуктом авидьи. Иначе говоря, если бы человек знал истинное положение вещей в этом мире, то не попадал бы в кармические сети. Например, зная, что дом – это всего лишь защита от непогоды, а не предмет гордости и бахвальства, человек не рождался бы в следующей жизни с разными тяжелыми формами легочных заболеваний или же вовсе бездомным.

Эзотерические знания подразделяются на Западный эзотеризм, основывающейся на учении Гермеса Трисмегиста, картах Таро и каббале, и Восточный эзотеризм, основывающийся на учении Шамбалы, на учениях буддизма, веданты (Индия) и даосизма (Китай). Западный и Восточный эзотеризм подразделяются на ряд направлений и школ.

Адвайта-веданта. Учение о недвойственности

Всё иллюзия

Центральной концепцией адвайта-веданты является такое понятие, как недвойственность. Так же как и в случае с заявлениями учёных о том, что всё пустотно, а значит, всё тождественно, адвайта-веданта утверждает, что любая двойственность является иллюзорной. То есть любое разделение на хорошее/плохое, правильное/неправильное, чёрное/белое, горячее/холодное, полезное/вредное, выгодное/невыгодное, приятное/неприятное является иллюзорным. Основателем адвайта-веданты принято считать духовного учителя по имени Шанкарачарья, или Ади Шанкара. Он утверждал, что существует три уровня восприятия реальности:

  • истинная реальность;
  • условная реальность;
  • призрачная реальность.

Можно бесконечно философствовать о том, что всё пустотно и тождественно, но двойственность и множественность проявлений материального мира продолжают существовать. Поэтому Шанкарачарья уточнил, что на абсолютном уровне восприятия реальности действительно всё недвойственно и тождественно, но на условном уровне вещи и явления существуют как бы независимо друг от друга. Проявлением истинной реальности в адвайта-веданте принято считать Брахмана, то есть высшее сознание, или высший разум.

С точки зрения восприятия истинной реальности только Брахман является реальным, всё остальное — лишь различные формы его проявления, которые в силу невежества воспринимаются как отдельные и отличные как от Брахмана, так и друг от друга. Если привести сравнение, пар, вода и лёд являются разными формами H2O, создавая иллюзию того, что они отличаются друг от друга, на самом деле они в основе своей имеют одну и ту же природу.

Именно так, по версии Шанкарачарьи, Брахман, принимая различные формы, приобретает видимость разнообразия материального мира. Восприятие вещей, как отличных друг от друга и обладающих собственной индивидуальной природой, в адвайта-веданте считается условной реальностью. Именно так воспринимает мир большинство людей.

Третьим же уровнем восприятия реальности по версии Шанкарачарьи является призрачная реальность. Этот уровень восприятия проявлен сновидениями, галлюцинациями, миражами и так далее. Когда человек просыпается, всё, что ему снилось, исчезает в никуда, а когда засыпает — сновидения появляются из ниоткуда. Таким образом, можно сказать, что мир сновидений не является реальным, но и нельзя сказать, что он не существует совсем, так как на уровне чувственного восприятия человек всё же ощущает наличие мира сновидений, миражей, галлюцинаций и так далее. Восприятие мира по версии адвайта-веданты очень похоже на философию буддизма и концепцию шуньяты, которая является базовым понятием буддизма Махаяны. Но, несмотря на это, сам Шанкарачарья открыто критиковал буддизм.


Освобождение от иллюзий

В адвайта-веданте также практикуется дхьяна — высшая форма медитации, как и во многих других направлениях индуизма. Но, согласно учению Шанкарачарьи, дхьяна без познания Вед не имеет смысла, ибо не ведёт к Освобождению.

О такой позиции очень хорошо сказано в Бхагавад-Гите:

Также важно понимать, что всё в этом мире гармонично и справедливо. И если в нём что-то присутствует, значит, без этого мироздание было бы неполноценным. И если майя, которая создаёт иллюзию двойственности, присутствует, значит это необходимо для развития живых существ. Ведь если бы не было майи, которая вводит дживу в заблуждения, если бы не было препятствий, которые майя создаёт дживе, для дживы не было бы возможности развиваться. Только трудности на пути позволяют нам, преодолевая их, эволюционировать.


Духовность, жизненный стержень индийской культуры

Индийская цивилизация насчитывает более пяти тысяч лет. За этот длительный период времени в ее рамках сформировалась уникальная высокоразвитая и многогранная культура. Несмотря на многочисленные региональные, социальные и лингвистические различия, свойственные стране, в основе индийской культуры всегда лежало единство. Более того, с ведических времен и до наших дней сохранилась непрерывность культурной традиции, несмотря на бесчисленные войны внутри страны, вторжения извне и двухвековое засилье британцев. Это нерушимое единство и непрерывность культурной традиции зиждутся на ее мощном духовном фундаменте.

Свами Вивекананда говорил, что у каждой цивилизации или культуры есть свой особый жизненный стержень, доминирующая характеристика или направление развития. Он полагал, что жизненным стержнем индийской культуры является духовность. Под духовностью понимается жизненный путь, устремленный к высшему назначению или цели жизни – реализации Высшего Я или Бога.

Единство философии и религии в Индии

Религия в древней Индии означала жизненный путь, дающий человеку возможность познать свою истинную природу и достичь Мукти.

Таким образом, философия помогала составить правильное суждение о Реальности, в то время как религия указывала правильный жизненный путь; философия давала представление, в то время как религия приводила к реализации; философия была теорией, в то время как религия практикой. Таким образом, в древней Индии философия и религия дополняли друг друга. Фактически, они вместе составляли единое устремление, интегральную дисциплину. Эта интегральная религиозная философия или философская религия называлась Ведантой. Веданта получила свое название благодаря тому, что ее основные принципы составляют последнюю часть или кульминацию древних священных писаний, известных как Веды.

Самхита. Этот раздел представляет собой сборник гимнов, посвященных различным божествам. Многие из этих гимнов обладают глубоким мистическим смыслом.
Брахмана. Этот раздел посвящен различным ритуалам, а также изложению нравственных принципов.
Араньяка. Этот раздел содержит различные темы для медитаций или размышлений. Некоторые из этих медитаций являются размышлениями над смыслом внешних ритуалов.
Упанишады. В них зафиксирован трансцендентальный опыт, обретенный Риши посредством различных созерцательных техник. Этот опыт представляет собой откровения об Атмане, Брахмане и других вечных, универсальных истинах, связанных с Высшей Реальностью.

Эти вечные истины и принципы духовного мира, разбросанные по Упанишадам, были сведены воедино и систематизированы Бадараяной в форме сутр или афоризмов в 5 в. до н.э. Эти сутры, известные как Брахма-сутры, являются основой философской системы, известной как Веданта-Даршана.

Веданта

Таким образом, термин Веданта может обозначать три взаимосвязанных понятия:

(а) собирательное название упанишад, которые составляют последнюю и наиболее важную часть вед;
(b) вечные истины и принципы духовной сферы бытия;
(с) систему философии, основанную на Брахма-сутрах.

Однако чаще всего термин Веданта используется именно в последнем значении, т. е. Веданта даршана (философия Веданты).

В этой связи необходимо отметить, что в первые века нашей эры в Индии возникло еще пять систем философии, а именно:

1) Миманса, основанная Джаймини
2) Вайшешика, основанная Канадой
3) Ньяя, основанная Готамой
4) Санкхья, основанная Капилой
5) Йога, основанная Патанджали.

Другие священные писания Веданты

Хотя Упанишады являются первым и наиболее авторитетным источником по Веданте, они не являются единственными священными писаниями Веданты. Признан так же авторитет еще нескольких книг. Наиболее важной среди них является Бхагавадгита. Она привнесла в Веданту несколько новых принципов, таких как воплощение Бога в качестве Аватара, которое происходит из века в век, поклонение личному Богу для достижения Мукти, выполнение мирских обязанностей в духе бескорыстного и самозабвенного служения Богу в качестве духовного пути и т.д. На протяжении веков, такие великие учителя, как Шанкара, Рамануджа и великие святые средневекового периода обогащали Веданту философскими идеями и религиозными гимнами.

Три этапа развития Веданты

Веданта – это не стоящая на месте философия или религия. Это необычано динамичная, постоянно развивающаяся философия и религия, которая способна принять вызов и преодолеть преграды. В процессе своего развития Веданта прошла три этапа.

(i) Этап формирования. Этот этап длился примерно с 1000 г. до н.э. до 3 в. до н.э. На протяжении этого периода, Упанишады, Гита и Брахма-сутры (эти три священных книги собирательно называются праштхана-трая) заложили основные концепции Веданты, такие как Атман и Брахман.

(ii) Схоластический этап. Этот этап длился примерно с 8 по 13 век н.э. На протяжении этого периода великие учителя, подобные Шанкаре, истолковали и развили первоначальные интуитивные прозрения Ведических Риши и учение Гиты. Они сделали Веданту самой обоснованной и исчерпывающей философской системой, которую когда-либо видел мир.
Однако на протяжении этого этапа Веданта раскололась на несколько философских школ и религиозных течений. Среди основных философских школ можно выделить следующие:

. Адвайта или Нон-дуализм, предложенная Шанкарой
. Вишишта-адвайта, предложенная Рамануджей
. Двайта или Дуализм, предложенная Мадхвой
. Шудхадвайта, преложенная Валлабхой
. Ачинтья-бхеда-абхеда, предложенная Дживой Госвами

Между собой эти философские школы вели постоянную ожесточенную полемику, что поддерживало интеллектуальный потенциал людей. В этот период Индия подарила миру много великих ученых и мыслителей.

Основными религиозными течениями были Вишнуизм, Шиваизм и Шактизм. У каждого из которых было несколько ответвлений. В руслах этих течений сформировалось много святых. Эти святые распространяли идеи Веданты среди простого народа через песни и проповеди.

Здесь так же необходимо упомянуть еще о двух религиозно-философских традициях, связанных с индийской культурой, — Буддизме и Джайнизме. Они оформились в духовные течения в 6 веке до н.э. и приняли некоторые основные положения древнеиндийской системы верований, такие как Карма, перерождение, самсара, Дхарма и непосредственный духовный опыт. Однако отрицание авторитета Вед, кастовых различий, веры в Высшую Реальность как Верховное Божество и первопричину вселенной, а также ряда других принципов, привело к их отдалению от основного направления развития ведантической культуры. В результате, начался упадок Буддизма и Джайнизма в Индии, и с 12 в. Буддизм перестал оказывать непосредственное влияние на развитие индийской культуры.

(iii) Современный этап. Начало третьему этапу развития Веданты положили Шри Рамакришна и Свами Вивекананда в 19 веке. В этот период Веданта превратилась из этнической религиозной философии в универсальную философию жизни. Вот основные преобразования, произошедшие благодаря деятельности Шри Рамакришны и Свами Вивекананды:

1. Обновление. Шри Рамакришна поистине является связующим звеном между древней и современной Индией. Колосальным напряжением духовных сил, Шри Рамакришна заново пережил весь спектр духовного опыта мудрецов и святых прошлого, начиная с Ведических времен вплоть до его дней. Таким образом, он заново подтвердил истины, содержащиеся в Веданте. Он проследовал путями, предписанными ведантической, шиваитской, шактистской и вишнуитской традициями, включая так же малоизвестные и забытые традиции. Он очистил духовную жизнь, подчеркивая ее моральные основы и отрицая оккультизм, эзотерику и спекуляцию на чудесах. Он дал возможность познать Бога каждому, даже тем, кто пребывает в самой гуще суеты современного мира. Он сообщил мощный импульс тем, кто прилагает усилия к познанию Бога. Все это привело к всестороннему обновлению современной Веданты.

2. Модернизация. Великая работа Свами Вивекананды заключалась в том, чтобы сделать древние концепции Веданты приемлемыми для современных умов путем интерпретации вечных истин в свете современной рациональной мысли и науки. Эта модернизированная версия и есть то, что большинство современных образованных индусов понимают под Ведантой.

3. Интеграция философских школ. В средние века Веданта раскололась на несколько школ. Свами Вивекананда способствовал воссоединению этих школ. Он добился этого, подчеркивая общую основу разных школ, в частности принцип Атмана, а так же показав, что разные школы представляют собой разные ступени на пути к познанию Высшей Реальности.

5. Преодоление трудностей. До одиннадцатого века Веданта сталкивалась только с внутренними проблемами, которые были в основном обусловлены противостоянием со стороны Буддизма и Джайнизма и разногласиями между разными школами Веданты и направлениями Индуизма, каждое из которых заявляло о своем превосходстве над остальными школами. Начиная с тринадцатого века, на индийское общество стал оказывать сильное влияние Ислам. Многие святые в разных уголках Индии ответили на вызов, брошенный Исламом, став распространять идеи единства Бога, братства людей и социального равенства в среде простого народа.

Однако самый серьезный вызов был брошен индийскому обществу западной культурой в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Западная культура поставила перед индийским обществом три основные проблемы:

(а) современная рационалистическая мысль и наука
(b) открытое общество, обладающее такими ценностями как свобода и социальная справедливость
(с) идея Бога-спасителя, отождествляющего себя с бедными, больными и падшими.

Шри Рамакришна и Свами Вивекананда ответили на вызов Западной Цивилизации:

(а) Возрождением духовности Веданты
(b) Объяснением вечных истин Веданты, открытых древними мудрецами, в свете современной рациональной мысли и
(с) вводом новой доктрины социального служения, основанной на практическом применении ведантических принципов в повседневной жизни.

7. Универсализация Веданты. На протяжении многих веков важнейшие, основополагающие истины Веданты были переплетены с бесчисленными верованиями, мифами, обычаями, кастовыми традициями и т.п. Более того, высочайшие истины Веданты были доступны лишь горстке избранных, и считалось, что следовать принципам Веданты может лишь человек, принадлежащий к определенной касте. Шри Рамакришна и Свами Вивекананда отделили важнейшие истины Веданты от второстепенных. Свамиджи показал, что важнейшие истины Веданты являются вечными, универсальными истинами духовного мира, составляющими логическое обоснование и основу всех мировых религий. В сущности, вечные принципы Веданты сами по себе являются Универсальной Религией человечества, а мировые религии являются проявлениями этой Универсальной Религии в разных местах и в разное время. Более того, благодаря своим лекциям, книгам, а так же Центрам Веданты, которые он основал, Свамиджи сделал живительные принципы Веданты доступными всем людям вне зависимости от касты, вероисповедания или расовой принадлежности.

Так, благодаря усилиям Свами Вивекананды, который стал первопроходцем на этом пути, Веданта пересекла границы Индии и стала общим достоянием всего человечества. Работу, начатую Свамиджи, продолжают многочисленные учителя и организации по всему миру.

Мифология народов мира — у нас вся мифология, магия, история — мифические существа, боги, богини, духи, фейри — герои мифов и легенд. Мифология и мифические существа собраны из самых разных источников. Подробная информация практически о всех персонажах мифологии - о богах (асах и ванах), богинях, демонах, чудовищах, боги Скандинавии и Древней Греции. Правда заключается в том, что таких существ тысячи и мы каждый день встречаемся с ними в обычной жизни.

Веданта — Мифология

Веданта — одна из шести главных школ индийской философии

Веданта

Веданта — одна из шести главных школ индийской философии. Слово веданта ved-anta значит конец Вед. Первоначально это название относилось к трактатам философского и мистического содержания, помещавшимся в конце Вед, в числе так называемых брахман [Брахманы (brâhmanam) — пояснительная и дополнительная часть Вед]. Большая часть этих теософических трактатов обозначалась также как тайное учение — упанишад. Впоследствии эта древняя ведийская теософия послужила основанием и священным авторитетом для ортодоксальной школы индийской метафизики, к которой и перешло название веданта. Иначе она называется uttara-mîmânsâ, то есть вторая миманза, в отличие от первой, pûrva-mîmânsâ, содержащей религиозно-практическую часть ортодоксального брахманизма (слово mîmânsâ значит усидчивое исследование). Время возникновения веданты, или второй миманзы, как систематического учения, неизвестно, но во всяком случае принадлежит к эпохе послебуддийской, так как уже в древнейшем ведантийском сочинении — Брахма-Сутре — встречается, между прочим, полемика с буддистами по вопросу о реальности внешнего мира. Названное классическое сочинение ведантизма написал, по преданию, мудрец Бадараяна (по некоторым — Вьяса), а комментарием снабдил Санкара (или Санкара-чарья). О времени жизни первого совершенно ничего не известно, Санкара же, по общепринятому мнению, жил около VIII века нашей эры.

Веданта индийская школа философии

По учению веданты (как оно излагается в Брахма-Сутре и комментарии Санкары), источник истинного ведения (vidyâ) есть откровение (çruti). Откровением признается здесь все содержание Вед, которые произошли раньше мира, из дыхания верховного существа (Брахмы), и лишь записаны впоследствии древними святыми мудрецами (rishi). Как действительным источником и авторитетом, ведантийские философы пользуются лишь позднейшею, теософическою частью Вед, то есть упанишадами. Для пояснения и дополнения того, что дано в откровении, служит предание (smriti), куда относятся, между прочим, книги Ману и Багавадгита (теософический эпизод в Магабгарате). Хотя откровение содержится в Ведах, но одно изучение священного текста не даёт само по себе истинного разумения: требуются еще иные, предварительные условия. Таковы:

3) обладание так наз. шестью средствами: спокойствием духа, умеренностью, отрешенностью, терпением, сосредоточенностью, верою;

Помимо этих нравственных условий, сохраняются в силе и общественные ограничения. Как ортодоксальная система, связанная с реакционным движением против уравнительных принципов буддизма, веданта допускает в число своих адептов только дважды рожденных членов высших каст, отрицая у судр всякую правоспособность к познанию истины; зато среди искателей высшего ведения отводится место богам индийского пантеона.

Истина, познание которой есть высшая цель (правоспособных) людей и богов, есть внутреннее единство всего сущего и тождество между познающим субъектом и абсолютным существом. Эта истина выражается в трех формулах, взятых ведантой из упанишад:

3) я есмь брахма (aham brahma asmi). Множественность отдельных существ и вещей есть произведение неведения (avidya). Знающий истину во всем видит одно, и себя самого, свой дух (âtman) сознает тождественным с верховным духом (parama-âtman). Хотя святое писание (то есть упанишады) представляет Брахму двояко: как качественного (sagunam), например хотящего, видящего, действующего, и как бескачественного (nirgunam), например нематериального, беспространственного и т. п.; но только это второе отрицательное понимание соответствует Брахме, как предмету истинного ведения, первое же относится к нему лишь как к предмету богопочитания. Всякое определенное свойство, приписанное абсолютному существу, нарушает его безусловное единство. Тем не менее, чтобы не свести верховное начало к пустому отвлечению, ведантисты утверждают его как сущее, мыслящее, блаженное. Но это значит только, что оно не лишено бытия в том смысле, как лишены его предметы вымышленные (то есть оно не есть фикция), что оно не лишено мышления, как лишены его (или представляются лишенными) предметы бездушные, и, наконец, что оно не лишено блаженства, как низшие страдательные существа. А так как, с другой стороны, слова: бытие, мышление, блаженство употребляются обыкновенно неведущими людьми в смысле неподобающем истинно сущему, то правильнее о сем последнем говорить, что оно не есть ни сущее, ни несущее, ни мыслящее, ни немыслящее, ни блаженное, ни неблаженное. Учение о двояком познании брахмы, как sagunam и как nirgunam, имеет свою ближайшую аналогию в александрийской и патристической философии, именно в различении между положительным богословием (θεολογία καταφατική) и отрицательным (θεολογία άποφατική).

Веданта школа философии

На вопрос: каким образом из абсолютно-единого, неопределенного и бескачественного духа происходит призрак множественного и разнообразного бытия — мир "имен и форм" (náma-rûpam), — веданта отвечает, с одной стороны, философскою мыслью о вечном бытии в абсолютно-едином потенциальной множественности творческих сил (çakti); эта мысль, напоминающая Платона и Аристотеля, несогласима, однако, с основным положением веданты, что всякая множественность и определенность есть произведение неведения, то есть субъективный обман. С другой стороны, на этот главный метафизический вопрос веданта отвечает поэтическими образами, не совсем совпадающими между собою по смыслу. Так, Брахма представляется то как волшебник или фокусник, забавляющийся фантасмагорией кажущегося мира, то — как паук, ткущий из самого себя паутину мировых законов и явлений.

С точки зрения последовательного ведантизма вся космология должна сводиться к утверждению тождества мира и абсолютного существа. Эта истина доказывается в Брахма-Сутре посредством анализа понятия причинности, из которого явствует, что мир не может быть действием или произведением Брахмы, а что Брахма и мир суть одно и то же в двух аспектах: ведение и неведение. Как путник в лесу принимает толстую веревку за змею, так человек, лишенный истинного ведения, принимает мир за что-то самостоятельно существующее и отличное от Брахмы. Подобным образом и психология ведантийская должна лишь показывать, что наша душа в истинной своей сущности есть тот же Брахма, всеединый дух. Наконец, к тому же сводится и учение об избавлении (moksha): человек избавляется от зла и страдания не делами и размышлениями, а лишь познанием единой истины, что есть только абсолютное существо, что оно и он сам — одно и то же, и что все прочее существует для него лишь до тех пор, пока не постигнута его обманчивость, как та мнимая змея пугает путника лишь до тех пор, пока он не увидал свою ошибку.

Тем не менее, рядом с этим истинно ведантийским положением мы находим в Брахма-Сутре сложную систему космологии, психологии и эсхатологии, с подробными учением о переселении душ, о "пути отцов" (pitriyâna) и "пути богов" (devayâna). Такая непоследовательность объясняется тем, что веданта, как ортодоксальная философия привилегированных каст, не могла разорвать с существующими традициями и должна была включить в свой состав учения, необходимые для народного богопочитания и практической нравственности. Все эти экзотерические учения, основанные частью на древних верованиях народа, частью на эмпирических наблюдениях и элементарных научных обобщениях, не имеют ничего характерного собственно для философии веданты.

Веданта одна из школ индийской философии

Главный источник для изучения веданты — Брахма-Сутру, издали Рер и Рама-Нараяна Видьяратна ("Bibliotheka Indica", Калькутта, 1863). Существуют неполные переводы: Ваllantyne, "Aphorisms of the Vedanta" (Мирзапор, 1851), Banerjea (Калькутта, 1870), в сборнике "Shad-darçana-cintanika" (Бомбей, 1877).

Читайте также: