Братание в первой мировой войне кратко

Обновлено: 07.07.2024

Братанием называется стихийное прекращение военных действий или вражды между участниками конфликта. Учитывая, что вся история человечества представляет собой череду войн, которые прерывались лишь на сравнительно небольшие периоды времени, нет ничего удивительного, что в определенные моменты солдаты воюющих сторон, которые часто не имели представления о том, за что же именно они сражаются, прекращали кровопролитие, пусть даже на небольшие периоды времени, чтобы мирно пообщаться с теми, кого им следовало бы считать врагами. При этом братание, равно как и доброжелательные отношения между солдатами противоборствующих армий и между оккупантами и жителями оккупированных территорий, запрещались на протяжении всей истории.

Споры о том, что на самом деле представляет собой братание, не утихают по сей день. Кто-то считает, что человечное отношение к противнику — это настоящий бич армии, который убивает всякий боевой дух и способствует разложению дисциплины. Чаще всего такой образ мысли является свойственным для высшего офицерского состава, который, в отличие от простых солдат, гораздо больше осведомлен о целях войны и не так часто появляется на передовой. Солдат же чаще всего думает непосредственно о своем выживании, по этой причине как только боевые действия затягиваются, и боец в течение недель, а иногда и месяцев, находится вблизи от противника, он перестает постепенно воспринимать его как своего врага и начинает думать о нем как об обычном человеке. А люди они и есть люди, как писал Юрий Бондарев, мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и смеются.

Рано или поздно, особенно в периоды затишья на фронте, между солдатами воющих сторон все больше проявлялась тяга к братанию. При этом ситуация это непростая. С одной стороны реагировать на такие проявления плохо или хорошо — это моральный выбор каждого человека. С другой стороны, если смотреть на эту проблему с точки зрения закона, все становится намного проще. Во все времена братания были запрещены, на войне такое поведение приравнивается к измене, а за измену могут и расстрелять.


При этом такая вещь, как братание, никогда просто так не происходила. Среди косвенных и прямых причин такого поведения солдат на фронте выделяли следующие:

— Ломка стереотипов о противнике. До начала Первой мировой войны правительствами всех воющих стран было сделано все, чтобы насадить представление о противнике как некоем злобном чудовище, варваре или дикаре. При этом в русской прессе писали о зверстве германцев и сомневались в том, христиане ли они, а в немецкой пугали обывателя казачьими рейдами и мародерством русской армии. Данный принцип никуда не делся и после окончания Первой мировой войны. Из самых последних примеров можно выделить вооруженный конфликт на востоке Украины, в котором обе стороны только и делали, что демонизировали друг друга в информационном пространстве. При этом в годы Первой мировой карикатурный пропагандистский образ врага, созданный еще до войны, мог ломаться уже в первые дни боевых действий, при обращении с пленными или местным населением.

— Еще одной причиной братаний была бесчеловечная муштра, которая была особенно характерна для армий XIX века. Солдаты, которые набирались из самых обычных крестьян или рабочих, сталкивались со всеми прелестями армейской службы. Длинные марш-броски, бесконечная шагистика, а также прочие радости военного быта, в том числе и телесные наказания, которые существовали в некоторых армиях, вызывали среди солдат скрытую ненависть к своим же командирам.

— Непонимание того, за что ведется война, и кто твой настоящий враг. Простому солдату подчас было очень трудно разобраться, за что же именно он должен сложить свою голову и помочь умереть другим. В их голове формировалась мысль, что рядовые солдаты не виноваты в войне, по какую бы сторону фронта они бы ни находились. И там, и там были обычные люди, которые страдали от прихоти своих правительств. В их голове утверждалась мысль о том, что война не выгодна солдатам, а те, кто развязывает войны, сами редко появляются на передовой и еще реже принимают непосредственное участие в боевых действиях.

— Общая вера. Практически половина всех европейских войн имела религиозные мотивы, но та же христианская вера запрещает убийство, по крайней мере, по недостаточным на то основаниям. Поэтому очень часто солдаты воющих сторон, не вдаваясь ни в какие хитрости военно-религиозной пропаганды, внезапно понимали, что все они, в общем-то, единоверцы.

— Чрезмерная жестокость войны, которая отчетливо проявилась в XX веке. Новые виды вооружения, которые появились на поле боя: пулеметы, авиабомбы, дальнобойная артиллерия, газы, позднее химическое, атомное и биологическое оружие, уже не делали различий между военными и гражданским населением. Во все времена жителям осажденного города, который сдавался на милость победителя, можно было только посочувствовать. Однако теперь гражданское население гибло и в городах, которые могли быть отделены от фронта на тысячи километров. Эта жестокость войны вызывала в некоторых желание остановить творящийся вокруг ужас любыми доступными способами, одним из них и стало братание.


В то же время развитие технологий в XX и особенно XXI веке сделало все, чтобы братание ушло в прошлое. Все современные боевые действия мало располагают к возникновению дружбы с врагом на поле боя и дело не в том, что люди вдруг стали более жестокими. Современные солдаты могут убивать своего противника, находясь от него на расстоянии в километры. Это уже не те боевые действия Первой мировой войны, когда солдат мог слышать, о чем разговаривает его противник в своем окопе. Современные военные операции практически не носят позиционного характера и часто выполняются небольшими мобильными подразделениями в максимально сжатые сроки. Да и стрелять по противнику с расстояния нескольких сотен метров или тому, которого видишь лишь сквозь оптический прицел, с моральной точки зрения проще, чем убить в штыковой атаке. Некое подобие братания сегодня можно лицезреть лишь во время гражданских беспорядков, когда силы правопорядка могут отказаться от разгона антиправительственных демонстраций или вовсе присоединиться к протестующим.

Исторические примеры братаний


Второй и уже самый настоящий случай массовых братаний относится к 1848 году, времени февральской революции во Франции. Это была одна из европейских буржуазно-демократических революций, задачей которой было установление гражданских прав и свобод. Поводом к революции стал запрет 21 февраля общественных банкетов, на которых произносились пламенные речи и звучали призывы к переменам, а также открытая критика в адрес правящего режима. Первый же запрет данных мероприятий со стороны французского правительства привел к тому, что уже 22 февраля 1848 года, то есть на следующий день, парижане вышли на улицы города и начали строить баррикады, а также вооружаться чем только можно, толпы рабочих вламывались в оружейные лавки и забирали все имеющееся там оружие, которое могло нанести хоть какой-то вред противнику. Испугавшийся волнений глава правительства Франсуа Гизо отправил на улицы столицы Национальную гвардию, однако гвардейцы не захотели стрелять по восставшим парижанам и начали брататься с восставшими прямо на баррикадах, а некоторые из солдат просто перешли на сторону революционеров.

Братание солдат на передовой и в тылу


Только после этого последовал приказ о запрете действий подобного рода, но наказывать никого так и не стали. Позднее многие исследователи стали обвинять Австро-Венгрию и Германию в том, что подобные акции были придуманы с целью морального разложения солдат русской армии, забывая о том, что противники при этом морально разлагались в равной степени. Больше в разложении армии преуспели свои собственные революционеры, которые использовали братание с врагом в качестве идеологического оружия против монархической формы правления.


Братание в период Первой мировой войны стало заметным явлением. Во многом из-за того, что в окопах оказались миллионы простых людей, которые ранее никогда не воевали. Это были граждане мирных профессий, которых никто не готовил к бесконечной жестокой борьбе (а ведь такой войны мир ранее никогда не видел).

На Восточном фронте братания фиксировались с 1914 — 1915 годов, но это были скорее отдельные инциденты. Массовые братания начались с конца 1916 года и, особенно, в 1917 году.

Массовым братаниям способствовали различные причины: стихийная демократизация армии, общая усталость от войны, падение дисциплины (вызванное как приказом номер один, так и увольнениями в командном составе), особый социальный состав армии (крестьяне), немецкая агитация и деятельность левых сил.

Этим инструментом влияния на массы большевики действительно воспользовались, причем достаточно эффективно. Впрочем, во многом Ленин ошибся. Например вот в этом:

Далее идут уже мои личные рассуждения, я не настаиваю на своей правоте.

Братания влияли на разные армии неодинаково. Поскольку Русская армия потеряла больше кадровых офицеров, чем немецкая, поскольку там было много крестьян (которые вообще не понимали смысла войны), то Русская армия и развалилась быстрее. Этому помогало и вполне капиталистическое Временное правительство.

Сейчас, в мире контрактных армий. попробуйте провернуть такое с наемниками. То бишь братание работает не всегда, скорее, наоборот, в специфических условиях (массовая армия, усталость от войны). К тому же, существуют и контрмеры (пропаганда, контрразведка, показательные расстрелы).

На самом деле я не совсем понимаю ярко-выраженного негативного отношения к В. И. Ленину у многих комментаторов: даже если он вам не по душе, такого противника нужно изучать (если уж решили бороться с большевизмом). Изучать его реальные слова и труды, а не страшные истории мистического типа.

На самом деле я не совсем понимаю ярко-выраженного негативного отношения к В. И. Ленину у многих комментаторов: даже если он вам не по душе, такого противника нужно изучать (если уж решили бороться с большевизмом). Изучать его реальные слова и труды, а не страшные истории мистического типа.

Ещё один момент — о государстве и Мировой революции. Надо сказать, гениальность Ленина (мое мнение) была не в том, что он был последовательный марксист, но в том, что он оказался прагматиком. Способным на анализ текущей ситуации.

И вот у нас уже появляется регулярная Красная Армия (хотя Ленин планировал всеобщее вооружение народа), вот уже мы видим НЭП, вот уже и Мировая революция откладывается, более того, Социалистическое Отечество оказывается в опасности!

Тем не менее, сложно построить государство (да ещё и этатистское), где будут все равны и все счастливы. В любом государстве будут чиновники, силовики, элиты — они всегда будут больше знать и лучше жить.

И всегда будут мечтать о лучшей доле (в том числе, капиталистической). Что же до Мировой революции. мир пока всё ещё слишком большой и разный, так что и эта идея мне кажется наивной и, на данный момент, неосуществимой.

Первые массовые прекращения боевых действий с обеих противоборствующих сторон, стихийно инициированные военнослужащими, произошли во время Первой мировой войны. Командование не одобряло братаний с солдатами других армий, потому как этот процесс чаще всего разлагающе действовал на военную дисциплину.

Причиной могли служить религиозные праздники

Согласно исследованию ведущего научного сотрудника Центра военной истории России Института российской истории РАН Сергея Николаевича Базанова, первый массовый случай братания военнослужащих противоборствующих сторон на Первой мировой произошел еще в декабре 1914 года – по инициативе Папы Римского Бенедикта XV на время Рождества временное перемирие устроили английские и немецкие солдаты. Причем вопреки приказу командования обеих армий – Папа обратился с подобной просьбой к правительствам Великобритании и Германии, и поддержки не встретил.

Между русскими и немцами первое братание случилось на Пасху, в апреле 1915 года.

Отмечая праздник, немцы и англичане, после обоюдного стихийного прекращения боевых действий, поначалу вместе затянули рождественские песни (позиции противоборствующих войск находились рядом), а затем несколько групп солдат с обеих сторон на нейтральной полосе начали вручать друг другу рождественские подарки. Кроме того, противники устроили общие богослужения для отпевания погибших солдат и офицеров. Бывали случаи, что во время братания англичане и немцы даже устраивали совместные футбольные матчи.

Русские меняли у немцев продукты на спиртное – в российской армии действовал сухой закон. Происходил обмен и личными вещами – кисетами, фляжками и другой необходимой солдату мелочью.

К концу войны процесс стал повальным

Как братались на Великой Отечественной

Брата́ние — стихийное прекращение вражды или военных действий, либо заключение братского союза.

Известны ситуации, когда дружеские или доброжелательные отношения между некоторыми группами людей запрещались. К таким группам в разное время относились:

  • солдаты противоборствующих армий;
  • оккупанты и население оккупированных территорий;
  • солдаты, присланные усмирять народные волнения, и бунтующее население;
  • верующие разных религий;
  • охранники, вольнонаёмные и заключённые;
  • представители некоторых каст, социальных слоёв.

Тем не менее, в истории имели место несанкционированные прекращения вражды, несмотря на то, что они осуждались официальной моралью, а нередко и преследовались властями вплоть до обвинения в государственной измене.

Содержание

Братание в XIX веке

В XIX веке были известны случаи братания войск с восставшим народом. Солдаты отказывались стрелять в толпу, а нередко даже переходили на сторону восставших. Наиболее известным из таких случаев стало братание в Париже во время Февральской революции 1848 года.

Братание во время Первой мировой войны



Во время Первой мировой войны братание выражалось во встречах солдат враждебных армий на нейтральной полосе на основе взаимного отказа от ведения военных действий. Массовое распространение братание получило во второй половине 1916 года и в 1917 году. Братания происходили как на Западном, так и на Восточном фронтах Первой мировой войны.

Братания на Восточном фронте Первой мировой войны

Братания во время Гражданской войны в России

Во время Гражданской войны имели место братания советских войск с частями Антанты. Так, в конце декабря 1918 года на Северном фронте началось братание солдат 6-й армии с англо-французами [1] .

Запрет братания в 1945 году



В культуре

Читайте также: