Изменения в общественном сознании в 20 30 годы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Прежде всего возникает вопрос о том, чем объяснялась необходимость разработки новой Конституции. Для того чтобы дать на него ответ, следует подробнее рассмотреть ситуацию в стране в 20-30ые годы XX века.

Из тяжелых испытаний, связанных с насильственной коллективизацией, попыток выполнения непосильных заданий первого пятилетнего плана и ужасающего голода 1932-1933 гг. страна вышла серьезно ослабленной. Существенно снизились производительность труда и темпы экономического развития, резко возросла преступность, усилилась социальная напряженность. Страна явно нуждалась в передышке, чтобы предотвратить дальнейшее усиление социальной напряженности и возможный социальный взрыв. Представляется, что поспешное заявление на XVII съезде ВКП(б) о победе социализма в стране было связано именно со стремлением убедить население в том, что победа уже достигнута, а следовательно, существующие трудности -лишь результат некомпетентности или сознательного вредительства тех, кто должен был проводить в жизнь партийную линию. Такая постановка вопроса позволила партийному руководству развернуть начиная с лета 1934 года широкую кампанию по усилению контроля за деятельностью партийного аппарата с целью поднять организационную работу на уровень правильной политической линии. В связи с лозунгом о победе социализма нужны были меры как экономического, так и политического характера, которые бы дали населению осязаемое облегчение, чтобы этот лозунг мог быть реально им воспринят.




Ещё один фактор, повлиявший на решение о подготовке проекта новой конституции, был связан с международным положением СССР. Хотя мировой экономический кризис начала 30-х годов и пробудил в какой-то мере надежды на мировую революцию, что получило свое отражение в политике в международном рабочем движении по линии Коминтерна, по государственной линии внешняя политика СССР была крайне осторожна и носила оборони тельный характер. Политическое руководство и Сталин в том числе хорошо понимали военную слабость СССР и опасность войны для страны. Именно поэтому в 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, выступал с предложениями о всеобщем разоружении и добивался создания системы коллективной безопасности против возможного агрессора. С этой же целью в 1935 г. были заключены соглашения о военном союзе с Францией и Чехословакией и ряд договоров о ненападении. Кстати, начиная с 1935 г. риторика о мировой революции по линии Коминтерна была оставлена и был принят курс 7-го Конгресса Коминтерна на создание в международном рабочем движении народного фронта против фашизма. Но для того, чтобы на Западе с СССР разговаривали, нужно было изменить имидж страны, придать ему демократический характер. С этой целью в середине 30-х годов организуется посещение СССР такими выдающимися деятелями культуры, как Ромен Роллан, Бернард Шоу, Анри Барбюс, Эмиль Людвиг и др.

советский конституция сталинский обсуждение

Прежде всего возникает вопрос о том, чем объяснялась необходимость разработки новой Конституции. Для того чтобы дать на него ответ, следует подробнее рассмотреть ситуацию в стране в 20-30ые годы XX века.

Из тяжелых испытаний, связанных с насильственной коллективизацией, попыток выполнения непосильных заданий первого пятилетнего плана и ужасающего голода 1932-1933 гг. страна вышла серьезно ослабленной. Существенно снизились производительность труда и темпы экономического развития, резко возросла преступность, усилилась социальная напряженность. Страна явно нуждалась в передышке, чтобы предотвратить дальнейшее усиление социальной напряженности и возможный социальный взрыв. Представляется, что поспешное заявление на XVII съезде ВКП(б) о победе социализма в стране было связано именно со стремлением убедить население в том, что победа уже достигнута, а следовательно, существующие трудности -лишь результат некомпетентности или сознательного вредительства тех, кто должен был проводить в жизнь партийную линию. Такая постановка вопроса позволила партийному руководству развернуть начиная с лета 1934 года широкую кампанию по усилению контроля за деятельностью партийного аппарата с целью поднять организационную работу на уровень правильной политической линии. В связи с лозунгом о победе социализма нужны были меры как экономического, так и политического характера, которые бы дали населению осязаемое облегчение, чтобы этот лозунг мог быть реально им воспринят.

Ещё один фактор, повлиявший на решение о подготовке проекта новой конституции, был связан с международным положением СССР. Хотя мировой экономический кризис начала 30-х годов и пробудил в какой-то мере надежды на мировую революцию, что получило свое отражение в политике в международном рабочем движении по линии Коминтерна, по государственной линии внешняя политика СССР была крайне осторожна и носила оборони тельный характер. Политическое руководство и Сталин в том числе хорошо понимали военную слабость СССР и опасность войны для страны. Именно поэтому в 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, выступал с предложениями о всеобщем разоружении и добивался создания системы коллективной безопасности против возможного агрессора. С этой же целью в 1935 г. были заключены соглашения о военном союзе с Францией и Чехословакией и ряд договоров о ненападении. Кстати, начиная с 1935 г. риторика о мировой революции по линии Коминтерна была оставлена и был принят курс 7-го Конгресса Коминтерна на создание в международном рабочем движении народного фронта против фашизма. Но для того, чтобы на Западе с СССР разговаривали, нужно было изменить имидж страны, придать ему демократический характер. С этой целью в середине 30-х годов организуется посещение СССР такими выдающимися деятелями культуры, как Ромен Роллан, Бернард Шоу, Анри Барбюс, Эмиль Людвиг и др.

Повседневная жизнь в эпоху 30-х гг.

Индустриальный рывок начала 30-х годов был также в значительной степени достигнут за счет социальной сферы жизни общества. В 1929 г. был провозглашен курс на сплошную коллективизацию, ударивший не только по кулакам, но и среднему крестьянству. Среди крестьян вспыхивали волнения, в ходе которых было убито около 10 тысяч представителей советской власти и колхозных активистов. Параллельно все частные лавки, магазины, мастерские, предприятия перешли в собственность государства.

Индустриализация требовала больших ресурсов и высоких темпов строительства. В 1930 г. была закрыта последняя биржа труда, что означало решение проблемы безработицы. При этом рабочие сталкивались с крайне тяжелыми бытовыми условиями: зачастую спали в палатках, страдали от перебоев со снабжением. В этих условиях власти решили поддержать инициативы рабочих и опереться на трудовой энтузиазм. В августе 1935 г. состоялся рекорд шахтера А.Г. Стаханова, добывшего 102 т. угля за смену. Эти рекорды поддерживались властями мерами материального поощрения, имена ударников труда были известны всей стране. В тоже время в рабочей среде росло социальное недовольство, увеличивался разрыв в оплате труда между рабочими, повышались нормы труда.

Но власти не только поощряли ударников производства, но и ужесточали режим работы на предприятиях в условиях текучки кадров и увеличения брака на производстве. С 15 января 1939 г. в СССР вновь вводились трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений. На следующий год был принят указ, заменявший 6-дневную рабочую неделю 7-дневной, а семичасовой рабочий день восьмичасовым.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.

Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход. Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:

  • Партия контролировала духовную жизнь людей. Проводилась пропаганда атеистических взглядов
  • Сознанием людей манипулировали посредством искусства, журналов, листовок
  • Инакомыслящие физически уничтожались

Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды.

В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм (соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.

Культура теперь стала доступна всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи. И люди с удовольствием туда потянулись.

Цели:

  • Создание социалистической системы народного образования.
  • Перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции.
  • Перестрой быта.
  • Преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии.
  • Формирование социалистической культуры – культуры, выражающей интересы трудящихся и служащей задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.
  1. Следующий период – НЭП. Происходит отказ от радикальных лозунгов и методов. Временно был ослаблен идеологический контроль. Как результат – возвращение в страну некоторых представителей интеллигенции. В их числе А. Толстой. М. Цветаева, А. Куприн и другие.
  2. Последний период начинается в конце 1920-х годов. Вновь происходит возвращение к чрезвычайным методам. Период характеризуется жестким контролем власти над всеми областями культурной и духовной жизни общества. Открытый конфликт с церковью. Репрессии. Психология, генетика и социология были объявлены лженауками. Культ Сталина.

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Политика ликвидации безграмотности быстро дала свои результаты. Уже в 1926 году уровень грамотности людей составил 51%, тогда как до революции – 20%.

В 1930 году правительством было введено положение о всеобщем обязательном начальном образовании. В сельской местности обязательным было обучение в течение четырех лет. Для городов и промышленных районов срок обучения составлял семь лет.

К середине 1930-х гг. утвердили общие учебники для учащихся. После окончания обучения, выдавались аттестаты, дипломы единого образца. Стремительно возросло количество ВУЗов.

Международное положение страны

Для этого периода в стране характерны балансировочные настроения между Германией и странами Запада, находясь в раздумьях выбора правильной позиции.

В 20-е годы РСФСР, а после СССР осуществляли двойственный политический курс. Она была направлена на защиту интересов государства, отражала направленность правящей партии в отношении мировой революции.


Первые международные акты — договоры о мире. Они были подписаны в 1920 году с Прибалтийскими государствами и Финляндией, а также территориями, включенными в состав Российской империи.

Контактировать с СССР пришлось ведущим мировым странам. Теорию и практическое применение большевизма они отрицали, но экономические интересы одержали победу. Март 1921 — торговое соглашение с Великобританией. Представители большевиков настояли на включение в текст политического обязательства — воздерживаться от враждебных действий в отношении друг друга. Даже в советско-германском торговом соглашении присутствовал пункт о передаче представителям РСФСР функций дипломатических. К лету 1921 года в активе страны было 11 торговых договоренностей с ведущими европейскими странами.

Политическая жизнь

Сталин, начавший восхождение к власти, имел талант улавливать настроение граждан. Именно по этой причине политическая жизнь проявлялась в том, что он свернул НЭП и перешел к форсированному строительству индустриального государства. У него было осознание того, что массы неоднородны, а притворять в жизнь авантюрные планы способны лишь люди с неокрепшим мышлением, в том числе, молодые. Сталин во всех отраслях государства и хозяйства стремился заменить старых работников молодежью. В этом проявлялась его мощь и слабость.

Экономическое развитие

В СССР в 1920-1930 годы наблюдался великий скачок. В 1929 году, когда все страны мира погрязли в мировом экономическом кризисе, в СССР наступил переломный момент. К началу 30-х экономика страны достигла уровня 1913 года, хотя ее восстановление было завершено страной на устаревшей материальной базе.

Коллективизация

В 1927 году был собран хороший урожай. Однако план хлебозаготовок оказался провальным, так как крестьянство отказалось продавать хлеб за низкую стоимость.


С выполнением планов индустриализации возникли вопросы. У государства не было хлеба для экспорта, а, следовательно, и средств, для приобретения передовых технологий. В январе 1928 года Политюбюро были приняты чрезвычайные меры по выполнению хлебозаготовительной программы. Но в этом году уровень хлебозаготовок был низок.

16 партийная конференция, которая состоялась в апреле 1929 года приняла решение об реорганизации крупного социалистического земледелия. Против кулаков началась борьба. Вновь приняли чрезвычайные меры по заготовке хлеба. В деревню были направлен рабочие-агитаторы, которые рассказывали крестьянам о преимуществах организации в колхозы и совхозы.

Зимой 1929-30 гг. решение Политбюро стало реализовываться. Местные органы власти торопились отрапортовать о выполнении плана по коллективизации, широко применяли политику против кулаков.

Крестьянство оказывало сопротивление насильственной коллективизации. Чтобы спастись от репрессий крестьяне стали уничтожать скот, продавать инвентарь. Сталин ужесточает меры и ставит деревню под контроль.

Индустриализация

Была провозглашена в декабре 1925 года. Под термином понималось создание крупного машинного производства, автоматизация всех отраслей хозяйства.

Культура и образование

Важнейшее направление — развитие образования. Были открыты пункты обучения взрослых и детей.

Культура страны проявлялась в расцвете искусства плаката. Плакат — востребованное средство пропаганды. Быстро новая власть поняла преимущества кинематографа. Революционные события внесли раскол в деятельность деятелей культуры, часто из которых вынуждена была эмигрировать.

Тюрьмы и концлагеря

Большое количество людей в момент правления Сталина оказались репрессированы и посажены в тюрьмы. В местах заключения оказались не только крестьяне-кулаки, но и обычные граждане, военные, которые думали не так, как действующее правительство.

Читайте также: