Опишите уездный город царевококшайск в 17 веке кратко

Обновлено: 04.07.2024

К конце 18 века Царевококшайск приобрёл черты аграрно-торгового города. Купеческие семьи Пчелиных, Ганешевых, Бабиных и другие вели значительную иногороднюю торговлю. Большое развитие в Царевококшайске и окрестных деревнях получило хмелеводство. Хмель наряду с пушниной занимал ведущее место в торговых связях города и вывозился в значительном количестве в Пермь, Ирбит, Нижний Новгород, Архангельск, др. города и даже за границу обозами в сотни возов. Некоторое развитие имели лесопильное производство, винокурение, выработка деревянной посуды, кожевенное дело.

В 19 веке обозначилось несколько улиц (Большая, Вознесенская, Набережная, Кирпичная, Ораевая, Сенная, Ознишева), но они располагались хаотично. В 1835 составлен 1-й план городской застройки, утверждённый императором Николаем I. В соответствии с ним улицы постепенно стали выстраиваться в линии, в начале 20 века город имел планировку из параллельных и перпендикулярных улиц и переулков. Среди их названий, наряду с церковными (Вознесенская, Ново-Покровская, Троицкая, Тихвинская, Рождественская, Воздвиженская слободка), 3 улицы были названы именами великих русских писателей Пушкина, Гоголя, Чехова. У моста в овраге, где раньше проходил ров, был разбит садик и образовалась ул. Садовая.

В 19 веке Царевококшайск был местом политической ссылки; в частности, здесь отбывали ссылку более 100 участников польского восстания (1863).

Первое учебное заведение в Царевококшайске открыто в 1749 году. Это была Новокрещенская школа, необходимость которой вызывалась развернувшейся тогда широкой христианизацией марийского населения. Но школа через несколько лет была закрыта, ученики переведены в Казань. В 1825 открылось уездное училище, преобразованное позже в высшее начальное училище. В нём в 1873 был организован ремесленный класс, преобразованный затем в самостоятельное учебное заведение. Земство в 1862 основало жен. начальное училище, в 1887 была открыта женская школа при Богородицко-Сергиевском монастыре. По переписи населения 1897, в Царевококшайске грамотность нас. составила 60,9%. Это был высший показатель среди городов Казанской губернии. В начале 20 в. в городе появились женские и мужские гимназии. В 1912 Царевококшайское земство поставило задачу достижения всеобщего начального образования.

В 1875 в Царевококшайске открыта общедоступная публичная библиотека. В начале 20 в., кроме городских имелись библиотеки в учебных заведениях и при Обществе трезвости.

Первая больница в городе появилась в 1830, располагалась в наёмном помещении. В 1869 при ней открылась аптека. В 1890-х гг. земство выстроило за южной окраиной города больничный городок. Имелись 2 богадельни для престарелых одиноких горожан, содержащихся за счёт земства и купеческого благотворительства. Было организовано Обество трезвости с библиотекой-читальней.

Рядом с земляным валом были рвы и деревянные стены с башнями. Рвы были настолько глубоки, что через них перекидывались деревянные мосты. При въезде в город было три заставы: Казанская, Вятская и Чебоксарская.

Судя по историческим данным, можно предполагать, что деревянные укрепления города на севере шли от бывшей Вознесенской церкви, ныне пивзавода (по современной Красноармейской улице), на западе проходили в районе улиц Комсомольской и Советской и поворачивали на юг по улице Горького. На востоке укреплением служила река. Внутри этого большого вала находилась основная крепость, с деревянными стенами и башнями, тоже обнесенная рвом. Следы древних укреплений в виде рвов сохранились и до настоящего времени. Валы же сравнялись с окружающей территорией.

В первые годы своего существования город застраивался одноэтажными рублеными из бревен жилыми домами небольшого размера. Церкви первоначально, видимо, тоже были деревянными.

В 1696 году Царевококшайск был опустошен пожаром, истребившим почти все постройки. После пожара в первую очередь развернулось строительство церквей. Оно тогда приобрело первостепенное значение и было особенной заботой князей и городского управления. Церковь являлась мощным орудием воздействия на народные массы в целях их подчинения господствующим классам. На строительство церквей употреблялся кирпич и другие наиболее прочные и долговечные материалы.

Всего в Царевококшайске в 1796 г. было пять каменных церквей и 134 дома (5 каменных и 129 деревянных). Промышленность города состояла из одного небольшого кожевенного завода и двух кирпичных сараев. Во всем городе было два сапожника, два портных, два красильщика, по одному столяру, меднику, оловяннику.

Жители Царевококшайска занимались разведением хмеля, выращиванием плодовых деревьев: яблони, вишни. Плоды собирались не только для домашнего употребления – их хватало и на продажу.

П.А. Самсонов. Город на Кокшаге – Йошкар-Ола 1974 г.

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Из истории города Царевококшайска

К 420-летию основания

Вскоре после присоединения Казани к Руси в 1552 году Марийская земля вошла в состав Русского государства. Это событие открыло дверь для проникновения сюда света Христовой веры. На пограничных территориях в те времена ставились города-крепости для защиты от мятежей и разбойных нападений. Не стал исключением и Марийский край.

Царёв город

Как известно из истории, города на Руси закладывались с совершением особого чина. Воевода и священник выбирали место для постройки, затем, после освящения места под строительство церкви, совершался крестный ход по тем местам, где должны были находиться городские стены. Этот порядок старались соблюдать – на Руси принято было испрашивать Божие благословение на всякое начинание.

Царевококшайск изначально строился как православный город, освященный во имя Царя Небесного, и задумывался как подобие Иерусалима на волжской земле. Об этом говорят и названия храмов, большинство из которых связаны с событиями земной жизни Спасителя. В то же время попытки ученых объяснить название города увековечением либо имени царя Ивана IV, либо царя Федора Ивановича не подтверждаются историческими источниками.

Царевококшайск изначально строился как православный город, освященный во имя Царя Небесного, и задумывался как подобие Иерусалима на волжской земле. Об этом говорят и названия храмов, большинство из которых связаны с событиями земной жизни Спасителя. В то же время попытки ученых объяснить название города увековечением либо имени царя Ивана IV, либо царя Федора Ивановича не подтверждаются историческими источниками.

Городские храмы

Первые царевококшайские храмы – Воскресенский собор, Троицкая и Рождественская церкви – были деревянными и немало пострадали во время большого пожара 1696 года.

Надо сказать, что семейство Пчелиных отличалось в отношении Церкви большим радением: на их средства был построен храм в селе Цибикнур. Существует также предание, что один из Пчелиных обрел в Яранском уезде Вятской губернии небольшое, исполненное на камне изображение святителя Николая Чудотворца (с одной стороны) и великомученика Георгия Победоносца (с другой). Образ этот стал месточтимой иконой и хранился в Вознесенской церкви. Вместе с образом Вознесения Господня его носили во время крестных ходов.

Храмовое строительство в Царевокошайске успешно продолжалось. В 1759 году был выстроен каменный Воскресенский собор с престолами в честь Воскресения Христова, святого мученика Феодора и Покрова Пресвятой Богородицы. К этому соборному храму была приписана построенная в 1774 году уже упоминавшимся купцом Стефаном Вишняковым церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери с приделом в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В начале XX века в городе появился тюремный храм, освященный во имя святой великомученицы Варвары.

Монастыри

Как известно, Богородице-Сергиев женский монастырь существовал до 1921 года. В 1900-1909 годах им управляла игумения Магдалина (Евдокия Архиповна Большакова), а в 1909-1921 годах – монахиня Серафима (Дария Петровна Фролова), которая была возведена в сан игумении 2 июля 1913 года Высокопреосвященнейшим Иаковом, архиепископом Казанским и Свияжским. По сохранившемуся преданию, матушка Серафима погибла в начале 20-х годов по дороге в Казань, пытаясь спасти от разграбления монастырское имущество.

За годы своего существования Богородице-Сергиев монастырь оказал большое влияние на нравственное развитие горожан, на уклад города в целом. При обители существовал приют для девочек-сирот, которые к тому же получали образование в монастырском училище. Основное внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию девочек, так как они поступали в приют с грубыми привычками, были слабо знакомы с православной верой. Вечером в свободное время девочки под руководством учительниц вязали, шили, вышивали и слушали духовное чтение. Больше всего им нравились жития святых. В воскресные и праздничные дни все присутствовали за богослужением, а наиболее способные пели в хоре при Троицкой церкви. Воспитание в обители воздействовало на девушек благотворно: они приучались к порядку и опрятности, расширяли религиозно-нравственный кругозор. По окончании учебы все доброе, усвоенное в монастыре, вносилось воспитанницами в среду своих семейств.

Святыни

Православная жизнь Царевококшайска была весьма активной. Фактически в каждом храме были почитаемые верующими святыни, совершалось множество крестных ходов.

В Воскресенском соборе хранился образ Спасителя, принесенный стрельцами из Москвы в 1584 году. Ежегодно 1 августа его носили по Царевококшайску крестным ходом, служили на Кокшаге молебен.

В Богородице-Сергиевом монастыре особо почиталась икона, изображающая явление Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому (в настоящее время находится в Богородице-Сергиевой Пустыни в Килемарском районе республики).

Становление города

Спустя некоторое время после основания Царевококшайск был обнесен деревянными стенами с башнями, за которыми находились земляные валы и рвы, наполненные водой. Скорее всего, городские укрепления располагались следующим образом: на севере – у Вознесенского собора, на западе – около нынешней Комсомольской улицы, на юге – между улицами Пушкина и Чернышевского, с востока город защищала река. Первыми горожанами стали военные, административные и духовные лица (воевода, городничий, стрельцы, священники и другие), а местным жителям, в целях безопасности расселенным по радиусу до пяти верст от укрепления, не разрешалось ночевать в городе.

В конце XVI века, после расширения границ Русского государства на юг и восток, Царевококшайск потерял свое военное значение. В город и его окрестности стали переселяться государственные крестьяне, стрельцы и чиновники, ремесленники и торговцы. Вместе с русскими переселенцами на марийскую землю проникали новые способы ведения хозяйства, быта, новый, православный образ жизни. Постепенно вокруг крепостных стен образовался посад, появились предместья, в окрестностях выросли деревни Ширяйково, Вараксино, Гомзово и другие. На противоположном берегу Кокшаги появилась Вознесенская слободка, через реку около Вознесенской церкви перекинулся деревянный мост.

В конце XVI века, после расширения границ Русского государства на юг и восток, Царевококшайск потерял свое военное значение. В город и его окрестности стали переселяться государственные крестьяне, стрельцы и чиновники, ремесленники и торговцы. Вместе с русскими переселенцами на марийскую землю проникали новые способы ведения хозяйства, быта, новый, православный образ жизни. Постепенно вокруг крепостных стен образовался посад, появились предместья, в окрестностях выросли деревни Ширяйково, Вараксино, Гомзово и другие. На противоположном берегу Кокшаги появилась Вознесенская слободка.

В 1696 году в городе случился пожар, в ходе которого сгорели почти все постройки. После бедствия первыми стали восстанавливаться церкви, но уже из кирпича, а крепостные стены и башни вновь не возводились, так как необходимость в них отпала.

В 1835 году император Николай I утвердил регулярный план, по которому город получил прямоугольную сетку улиц: по берегу р. Кокшаги лежала Троицкая (ныне – Анисимовская) улица, параллельно ей – главная, Вознесенская (Карла Маркса), следом Покровская (Советская), Игнатьева (Волкова), Ярмарочная (Комсомольская) и Пограничная (Маяковского). Перпендикулярно им шли Монастырская (Чернышевского), Тихвинская (Горького), Кирпичная (Коммунистическая) и Садовая (Красноармейская) улицы.

На Вознесенской улице располагались церкви и лучшие здания города: присутственные места, больница с аптекой и несколько особенно красивых домов. Дома состоятельных и известных горожан, острог, гостиницы, кабаки находились на Покровской улице. В некоторых домах нижние этажи сооружались из кирпича, в них размещались торговые лавки. До сих пор сохранились дома купцов Булыгина и Наумова (ул. Советская, 102 и 104). Общественно значимые учреждения стояли на Садовой улице. Близ Вознесенского храма, между Покровской и Вознесенской улицами, был разбит городской сад – излюбленное место прогулок горожан, и, наверное, одно из самых красивых мест Царевококшайска. За мостом простирались живописные пойменные луга с великолепной сосновой рощей, имевшей удивительно ароматный смолистый воздух. Кокшага в то время была настолько чиста, что жители брали воду для своих нужд прямо из реки. В ней водилось много рыбы: окуни, язи, налимы, судаки, щуки.

Царевококшайцы

В 1775 году, после реформ Екатерины II, Царевококшайск стал одним из двенадцати уездных центров Казанской губернии и получил свой герб. Приписанный к городу уезд назывался Царегородским, а жители именовались царегородцами (отсюда, вероятно, и распространенная в этих местах фамилия Царегородцевых). Воевода являлся главным представителем власти в городе и уезде, решал военные задачи, вел судебные процессы, наблюдал за финансовой и хозяйственной жизнью, отвечал за спокойствие в городе и на приписанной к нему территории. Помощником воеводы в управлении был городничий, в ведении которого находилась городская полиция. Он вел также все дела по благочинию, благоустройству, благотворительности.

В базарные дни, по пятницам и воскресеньям, город был оживленней: крестьяне привозили на базар дрова, лапти, сено, муку, мясо, холсты, грибы, ягоды и прочую снедь, горожанки спешили запастись провизией. В праздники не было заметно разгула и бесчинств.

В городе можно было увидеть и хорошо меблированный дом, и простую сельскую избу. Часы для большинства составляли роскошь, о времени горожан ударами колокола извещали башенные часы.

Система образования

По свидетельству историков, к началу XX века уровень грамотности населения Царевококшайска был довольно высоким. Просвещением народа занимались монастыри, приходские священники, земские и государственные учебные заведения.

Городские храмы, духовенство, в них служащее, выполняли свое миссионерское служение, способствуя духовному просвещению населения Марийского края, повышению уровня его образованности. При храмах действовали библиотеки, обладавшие неплохими собраниями книг (к примеру, собрание книг при Троицком храме в 1915 году насчитывало 420 томов). Первая церковноприходская школа в Царевококшайске открылась в 1749 году при Троицкой церкви, школы при городских храмах действовали и в дальнейшем. К примеру, при Воскресенском соборе в начале XX века существовали два училища – Березовское начальное, открытое в 1906 году, и Медведевское двухклассное, открытое в 1910 году. Женское училище действовало и при Богородице-Сергиевом женском монастыре. На уроках изучался Закон Божий, учили чтению, правописанию, арифметике, географии, истории.

Священнослужители царевококшайских храмов активно участвовали в работе земских и государственных образовательных учреждений. Как правило, они преподавали там Закон Божий. Первым законоучителем Царевококшайского уездного училища в 1825 году стал отец Симеон Иванович Помарский – настоятель Вознесенской церкви.

Одним из самых известных царевококшайских священников начала XX века был протоиерей Алексий Петрович Азановский. Свое служение в городе он начал с февраля 1897 года в Троицкой церкви, а позднее, в 1904 году, служил в Воскресенском соборе Царевококшайска. Отец Алексий вел активную педагогическую деятельность. В разное время он преподавал Закон Божий в церковноприходских школах, в Медведевском земском училище, в Царевококшайском четырехклассном городском министерском училище, занимал различные административные должности.

В начале XX века в Царевококшайске имелось несколько начальных учебных заведений, ремесленная школа, реальное училище, воспитанники которого пели в тюремном храме, педагогические курсы и женская гимназия. В гимназии изучали Закон Божий, французский и русский языки, географию, арифметику, рукоделие и другие предметы, позднее были введены гигиена и гимнастика. Все обучались пению, из учениц с лучшими голосами был образован хор, который пел в Троицкой церкви.

В 1917 году в бывшем арестном доме (сейчас краеведческий музей) открылась русско-черемисская учительская семинария, преобразованная затем в педагогические курсы. День во всех учебных заведениях начинался и заканчивался молитвой. Крестьянские дети принимались во все городские училища. По отзыву учителей они оказывались способнее городских и лучше учились. Особенно привлекала крестьян стипендия, которая выдавалась учащимся. Закончив средние учебные заведения, царевококшайцы получали возможность поступать в университеты России, а уездная земская управа помогала студентам денежными пособиями. Царевококшайские учебные заведения, как пишут историки, считались одними из лучших в Казанской губернии.

Красный город

И все же, несмотря на некоторую изолированность, Царевококшайск не могли не коснуться происходившие в 1917 году революционные события. Правда, установление здесь советской власти шло с трудом. Летом 1918 года власть даже переходила к белогвардейцам, но ненадолго. Вскоре в городе были образован Военно-революционный совет, в феврале 1919 года город получил новое имя – Краснококшайск, а затем, в 1928 году, – Йошкар-Ола.

В начале XVII века марийские крестьяне оказались в воронке крестьянской войны

А какой была Смута на территории Марийского края? Период Смуты обычно относят к правлению Бориса Годунова и череды кратковременно правивших Лжедмитрия I, Василия Шуйского и бояр, прикрывавшихся именем польского королевича Владислава, приглашенного теми же боярами на московский престол.

В 1606-1609 годах на берегах Волги народное недовольство угнетением втянуло марийских ясачных крестьян в воронку крестьянской войны. А где война, там и жертвы. Карательные отряды, вроде того, с которым был послан боярин Ф.И. Шереметьев, не жалели никого, убивали повстанцев, дома и имущество их жгли, а детей и жен забирали в плен.

Повстанцы в январе 1609 года захватили Царевококшайск и затем пошли на Яранск и Санчурск, которые царским войскам удалось отвоевать лишь в 1610 году.

Власти опасались, что армия восставших будет наступать и на Казань. По сути дела значительная территория на три года отпала от Московского государства. Казна все это время не получала ясачных денег. Правительственные войска жестоко расправлялись с повстанцами по берегам Волги. К началу 1611 года было все кончено.

Свою лепту в освобождении Москвы от интервентов внесли и жители Марийского края. Во второе Нижегородское ополчение 1612 года из Козмодемьянска, Царевококшайска и других мест или добровольцы и пожертвования. С захватчиками пришлось воевать еще три года, прежде чем удалось ликвидировать опасность со стороны польских интервентов и формирований авантюристов вроде Заруцкого. Война тяжело отразилась на положении людей. Целые области были разорены, многие места пришли в запустение. А отчаявшиеся люди, пытаясь восставать против тяжелых поборов и налогов, были жестоко подавлены царскими войсками.

Автор материала кандидат исторических наук В.Востриков.

Другие материалы из истории Царевококшайска читайте в рубрике "История города".

Читайте также: