Василий каратыгин биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Российский актер. Переводчик. Крупнейший представитель позднего театрального классицизма и романтизма. Мастер высокой сценической культуры. Ведущий артист Александринского театра в Санкт-Петербурге. Выразитель парадного, ампирного стиля николаевской эпохи.

Василий Каратыгин родился 10 марта 1802 года в городе Санкт-Петербург. Юноша обучался в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актерским искусством занимался с Александром Шаховским, Павлом Катениным и Екатериной Семеновой: видными пропагандистами и теоретиками классицистской трагедии.

Начало творчества Каратыгина совпало с кануном декабрьского восстания. Само время провозгласило актера своим триумфальным героем. Выступая в классических трагедиях, Василий Андреевич воспевал высокие гражданские идеалы. Актер находился в центре передовой молодежи столицы и был знаком с Александром Пушкиным, Вильгельмом Кюхельбекером, Александром Грибоедовым. Автор Горя от ума дал высочайшую оценку молодому актеру.

Резкий исторический перелом эпохи, когда идеи декабризма сменяются помпезным николаевским официозом, повлиял и на творчество Каратыгина. В 1830-е годы Василий Андреевич стал придворным актером, любимым актером императора. В репертуаре Александринского театра произошли большие перемены. На сцене преобладали мелодрамы, романтические драмы, лишенные бунтарской темы, но с патриотическими мотивами, прославляющими империю. Эти пьесы были любимы публикой, пользовались большим успехом.

Огромная театральная полемика разразилась вокруг трактовки главного шекспировского героя, Гамлета. Роль Гамлета сыграли в 1837 году одновременно два столичных премьера: московского Павел Мочалов в Москве и Каратыгин в Санкт-Петербурге. Если петербургская публика неистово рукоплескала каждой громогласно произнесенной артистом фразе, то московская, видавшая в этой роли вдохновенного, страдающего, бунтующего Мочалова, восприняла каратыгинского Гамлета в штыки. Это был принц, одетый в богатый костюм и шляпу с пышными перьями. Он эффектно опирался на рукоятку кинжала, словно картинно позируя. Главной его целью была борьба за престол, незаконно узурпированный Клавдием.

Василий Андреевич Каратыгин скончался 25 марта 1853 года в Санкт-Петербурге. Похоронен великий актер на Смоленском православном кладбище В 1930-х годах захоронение перенесено на Тихвинское кладбище северной столицы.

Каратыгин является автором переделок и переводов многих известных французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах императорских театров в XIX веке. Он перевёл или значительно переделал для русской сцены следующие пьесы:

Отец - Андрей Васильевич, актер.
Мать - Александра Дмитриевна, актриса.

Жена - Александра Михайловна Колосова (брак с 1827), актриса и частая партнерша по сцене.

Каратыгин, Василий Андреевич - знаменитый трагик (1802 - 1853), сын известных актеров Андрея и Александры Каратыгиных. Воспитывался в горном институте и готовился стать чиновником, но театральная среда и успехи в домашних спектаклях заставили Каратыгина променять службу на сценическую деятельность. Его главным руководителем был поклонник французской трагедии и знаток античной драмы, П.А. Катенин . В 1820 г. Каратыгин дебютировал в ролях Фингала (трагедия Озерова ), царя Эдипа ("Эдип - царь", трагедия Грузинцева ), Танкреда (трагедия Вольтера), Пожарского (трагедия Крюковского) и имел огромный успех. После четвертого дебюта Каратыгин, несмотря на интриги, был принят на Петербургскую сцену и первое время выступал в пьесах классического репертуара. В конце 1820-х годов на русскую сцену проникает романтическая драма, и Каратыгин имеет в ней неизменный успех, отодвинув на второй план Брянского . В этот период лучшими ролями Каратыгина были: Велисарий (драма Эдуарда Шенка), Жорж де Жермани (драма Дюканжа), Карл Моор (Шиллер). Последняя роль особенно удалась Каратыгину. С появлением (конец 30-х и начало 40-х годов) на русской сцене произведений Шекспира Каратыгин играет Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана. Огромному дарованию Каратыгина и его эффектной игре обязаны своим успехом ультрапатриотические произведения Кукольника и Полевого . Ни в одной из своих разнообразных ролей Каратыгин не был плох, так как отличался редким трудолюбием и всесторонне изучал каждую роль. Исключительный успех имел Каратыгин в пьесах "Заколдованный дом" (Людовик XI), "Кин", "Мария Стюарт" (Лейчестер), "Уголино" (Нино). Каратыгин был красив, обладал сильным и приятным голосом; его игра отличалась внешней красотой, техническим мастерством, но там, где требовалась глубина чувства, внутренний огонь, он был холоден и не трогал зрителей. Прекрасно образованный, хорошо знавший языки, Каратыгин перевел для театра около сорока трагедий, драм, комедий и даже водевилей; комедии "Женатый философ" и "Двое за четверых" были напечатаны (Санкт-Петербург, 1827). - См. Вигель , "Воспоминания"; Вольф , "Хроника Санкт-Петербургских театров"; П.А. Каратыгин , "Записки"; А.М. Каратыгина , "Воспоминания" ("Русский Вестник", 1881, ¦ 4, 5); Р. Зотов , "Записки"; Белинский , "Сочинения"; Беляев, "Воспоминания о В.А. Каратыгине"; В. В. В. (Строев), "Репертуар" (1841); "Репертуар и Пантеон" (1843); "Русская Старина" (1880, ¦ 10).


Василий Андреевич Каратыгин (26 февраля (10 марта) 1802, Санкт-Петербург — 13 (25) марта 1853, Санкт-Петербург) — знаменитый российский актёр, трагик, сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны Каратыгиных. Дебютировал в 1820 году в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноимённая трагедия В. А. Озерова). Был знаком с Александром Пушкиным, Александром Грибоедовым, Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером.

В 1827 году его женой стала актриса и частая партнёрша по сцене Александра Михайловна Колосова.

В 1820-е годы определились характерные черты его актёрского стиля — приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) Каратыгин — ведущий трагик этого театра.

Содержание

Созданный для трагедии

Литературная деятельность

В. А. Каратыгин (как его родной младший брат П. А. Каратыгин) является автором переделок и переводов многих известных французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах императорских театров в XIX веке. Он перевёл или значительно переделал для русской сцены следующие пьесы:

Портрет В.А. Каратыгина кисти В.А. Тропинина

Портрет В.А. Каратыгина кисти В.А. Тропинина

Василий Андреевич Каратыгин родился (26 февраля) 10 марта 1802 года в Петербурге. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством Василий занимался с Шаховским и Катениным – видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии.

В 1820 году Каратыгин дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.

На раннем этапе творчества он был связан с традициями классицизма, тогда же определились характерные черты его актёрского стиля – приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз.

Василий Андреевич пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра Каратыгин – ведущий трагик этого театра.

Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя – ревность Отелло, стремление захватить престол – у Гамлета. Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Белинский и Надеждин отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество Мочалова.

Творчество Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.

Умер Василий Андреевич Каратыгин (13) 25 марта 1853 года в Петербурге. Он остался в истории театра как великий русский трагик.

Читайте также: