Особенности практики помощи в древнем риме кратко

Обновлено: 04.07.2024

История западной культуры начинается с античности, сделавшей высшей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная собственность. Выдвижение частной собственности на первый план в общественной жизни Древней Греции разрушало традиционный механизм социальной помощи, который оберегался государством, стоявшим над обществом. С превращением государства в инструмент господства частных собственников социальная помощь, ассоциирующаяся прежде всего с древнегреческой филантропией, приобрела классовый характер, который проявлялся в том, что значительная часть общества – рабы – была фактически лишена её. Альтернативой классовому подходу к социальной помощи, получившему дальнейшее развитие в Древнем Риме, стало христианское понимание благотворительности как богоугодного дела, которое было универсальным по своей направленности, а не ориентировалось на ту или иную группу в обществе.

Организацией благотворительности в древнегреческих полисах занимались пританы (или председатели), избиравшиеся по жребию из членов городского совета сроком на один месяц. Именно на них возлагалось выполнение текущих обязанностей городского совета, включавших в себя созыв народного собрания, подготовку его решений, ведение межгосударственных переговоров и другие дела, среди которых большое значение придавалось организации благотворительности. В Древней Греции практиковались общественные трапезы, в которых могли принимать участие все граждане полиса, раздача денег нуждающимся, а также строительство храмов и бань, осуществлявшееся за счёт частных пожертвований. Большой честью для древних греков считался обед в пританее, представлявшем собой место пребывания пританов, один из которых – эпистат – хранил государственную печать, а также ключ от казны и архива. Наиболее выдающиеся граждане полиса, к числу которых принадлежали победители Олимпийских игр, могли удостаиваться этой чести пожизненно. Предоставляя им не только питание в пританее, но и жильё в нём, полис фактически брал на себя заботу об их обеспечении.

Благотворительность в Древней Греции не распространялась на рабов, поскольку они не являлись гражданами полиса. Напомним, что у вавилонян было принято помогать своим соотечественникам, оказавшимся в неволе, а иудейский Бог призывал к милосердию весь еврейский народ, не деля его на свободных и рабов. Для древних греков рабы были не людьми, а орудиями труда, которые приравнивались к домашним животным. Помимо войн и похищений, источником пополнения их рядов служили долги. В 594 г. до н. э. афинский архонт Солон был вынужден даже отменить долги мелких земледельцев, чтобы предотвратить их массовое превращение в рабов. Ещё одним важным шагом, направленным на ограничение рабства, стал выкуп афинян, которые были прежде проданы за границу. Реформы Солона, касавшиеся экономики, политики и социальной сферы, выдвинули его в число семи мудрецов, которые, согласно древнегреческой традиции, отличались наибольшим практическим умом. Тем не менее они не ставили себе целью полную отмену рабства, а только ограничивали его. Против порабощения одних греков другими выступал Платон, но его точка зрения не разделялась многими философами, которые говорили о природной предопределённости рабства у людей.

Благотворительность и меценатство в Древнем Риме. История Древнего Рима начинается в 8 в. до н. э., когда в нижнем течении реки Тибр был основан город, который из центра небольшой италийской области превратился со временем в столицу крупнейшей мировой державы. Для того чтобы создать такую державу, древние римляне покорили народы, жившие в бассейне Средиземного моря. Развивая свою культуру, они опирались на достижения покорённых ими народов, прежде всего древних греков. Поэтому неудивительно, что благотворительность в Древнем Риме имела ярко выраженные греческие черты, хотя и не сводилась только к ним.

Следуя греческим образцам, древние римляне развивали такие формы благотворительности, как организация общественных трапез, раздача денег нуждающимся, а также строительство храмов и бань за счёт частных пожертвований. Важность благотворительности стала для них очевидной к концу 1 тысячелетия до н. э., когда войны и восстания рабов вместе с ухудшившимся экономическим положением привели к значительному увеличению числа нуждающихся. Вообще история Древнего Рима прошла под знаком непрерывных войн, которые он вёл за установление своего господства – сначала в Италии, а затем во всём Средиземноморье. На фоне этих войн происходили столкновения интересов различных социальных групп древнеримского общества, принимавшее часто форму вооружённой борьбы. Во 2 в. до н. э. в Древнем Риме начались восстания рабов, продолжавшиеся и в следующем столетии. Наиболее крупным из них было восстание под предводительством Спартака, которое продолжалось три года и сопровождалось огромными людскими потерями. В 1 в. до н. э. Древний Рим пережил затяжную гражданскую войну, завершившуюся установлением в нём императорской власти. Конечно, многие его граждане попадали в нужду по экономическим причинам (например, вследствие разорения), но немало было и тех, кто оказывались жертвами военных действий: они теряли своё здоровье или имущество, а также близких им людей.

В рамках корыстной помощи нуждающимся возникло такое явление римской культуры, как меценатство. Его название произошло от имени Гая Цильния Мецената – богатого римского всадника, жившего в 1 в. до н. э. Не занимая никаких официальных должностей, Меценат был приближённым императора Августа. Он прославился своим покровительством Вергилию, Горацию, Проперцию и другим поэтам. Меценат оказывал этим поэтам материальную поддержку, хотя и не совсем бескорыстно: их творчество использовалось им для прославления императора Августа. Тем не менее его имя вошло в историю культуры, а помощь – как корыстная, так и бескорыстная – представителям творческих профессий стали называть меценатством.

Как и древнегреческая филантропия, благотворительность в Древнем Риме была направлена на помощь тем, кто обладали правом гражданства. Для рабов, не обладавших таким правом, единственным источником помощи служила корпорация, к которой они могли принадлежать. Корпорации представляли собой сообщества людей, объединившихся по тому или иному признаку для достижения общей цели. Возникнув после смерти Александра Македонского, когда на смену классической античности пришёл эллинизм, они получили широкое распространение во времена Римской империи, которые прошли под знаком ожидания грядущей катастрофы. Корпорации различались по своему социальному составу: не исключалось участие в них женщин и рабов, которые никогда не считались полноправными членами общества. Поскольку они старались поддержать – материально или морально – своих участников, мы можем говорить о корпоративной помощи нуждающимся. К корпоративной примыкала помощь, которую оказывали своим членам различные коллегии, представлявшие собой профессиональные объединения людей в Древнем Риме.

Особенности социальной политики. В Древнем мире существовало две формы соседской общины – азиатская и античная. В основе азиатской общины лежали общая собственность на землю, широкое применение коллективного труда, а также соединение земледелия с ремеслом. Что касается античной общины, то каждый её член был уже частным собственником обрабатываемого им надела. На основе этой общины в Древней Греции возникла особая форма социально-экономической и политической организации общества, получившая название полиса. Таким образом, полис представлял собой объединение людей, обладавших правом частной собственности. С него начинается история западного государства, особенностью которого является то, что оно выражает интересы частных собственников. Эта особенность находит своё выражение в социальной политике западного государства, акцент в которой делается на создании условий, позволяющих людям самим решать свои проблемы.

Государственная помощь нуждающимся, существовавшая в античности, имела своей целью расширение социальной базы классового общества. Эта цель достигалась посредством материальной поддержки мелких производителей, подёнщиков и других категорий нуждающихся, которые имели гражданские права. Сглаживанию социальных противоречий в метрополии способствовало создание колоний, в которых все нуждающиеся обеспечивались землёй. Заботой о государственной безопасности объясняется особое отношение к ветеранам, сложившееся в Древнем Риме. Ветераны были единственной категорией нуждающихся, о которой постоянно заботилось государство. К ветеранам в Древнем Риме относили солдат, отслуживших положенный срок в армии. Этот срок был довольно большим – от 16-ти лет у преторианцев, или императорской гвардии, до 20-ти у легионеров, а солдаты вспомогательных частей вообще служили четверть века. Отслужив положенный срок, ветераны возвращались к мирной жизни, налаживать которую помогало им государство. Они получали землю или денежное вознаграждение, а также налоговые льготы. Постоянная забота государства о ветеранах была обусловлена тем, что в политической жизни Древнего Рима роль армии всегда была значительной, а с 1 в. до н. э. она стала решающей.

Благотворительная деятельность в христианских общинах. После смерти Иисуса Христа ответственность за судьбу созданного им учения легла на плечи его ближайших учеников, которых называли апостолами. Для того чтобы сохранить священное у иудеев число 12, вместо Иуды Искариота, обвинённого христианами в преда­тельстве их учителя, был избран новый апостол Матфий. Апостолом называют также Павла из Тарсы, который не был учеником Иисуса Христа, но внёс ог­ромный вклад в развитие его учения. С деятельностью апостолов связывают создание первых общин, представлявших собой объединения приверженцев христианства.

Читайте также: