Варвары и культура античности кратко
Обновлено: 02.07.2024
В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).
В переносном значении варвары — невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.
Содержание
Европа железного века
Китай
Тема взаимоотношения с варварами закрепилась в классической китайской историографии, начиная с Сыма Цяня. По его утверждению, варвары выступают противниками Хуан Ди, имея черты хтонических чудовищ.
В повседневной речи
В Японии
В Китае
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
- ↑М. Фасмер.Этимологический словарь русского языка / пер. и доп. О.Н. Трубачева, под ред. Б.А. Ларина. — 2-е. — М .: Прогресс, 1986. — Т. 1—4.
- Национальные прозвища
- Метафоры
- Европа железного века
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Варвары" в других словарях:
Варвары — (по гречески и по латински чужеземцы) у древних греков и римлян общее название всех чужеземцев, говорящих на непонятном им языке. В начале н.э. оно чаще применялось к германцам. В новое время слово варвары стало обозначать совокупность народов,… … Исторический словарь
ВАРВАРЫ — ВАРВАРЫ, у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле грубые, некультурные, жестокие люди … Современная энциклопедия
ВАРВАРЫ — (греч. barbaroi) у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле грубые, некультурные, жестокие люди … Большой Энциклопедический словарь
Варвары — (греч. барбарой). Изнач. варварами греки называли представителей всех других племен и народов, язык к рых был для них непонятен и казался неблагозвучным. Позднее с этим словом стало ассоциироваться представление о более низком уровне образования… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Варвары — (Barbari, Βάρβαροι). В древности этим названием обозначались люди, говорящие на чужеземном языке, и с этим названием соединялось некоторое презрение к иноязычным народам. Греки считали себя выше варваров, и мало помалу слово варвар стало… … Энциклопедия мифологии
Варвары — Варвары. Этим именем (barbaroi) греки называли всех непринадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения.Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всехне римлян и не греков barbari; но в конце империи, в виду… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Варвары — (греч. barbaroi) – у древних греков и римлян называли всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре. Перен. – грубые, некультурные люди. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
варвары — (греч. bárbaroi), у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле грубые, некультурные, жестокие люди. * * * ВАРВАРЫ ВАРВАРЫ (греч. barbaroi), у… … Энциклопедический словарь
Варвары — этим именем (βάρβαροι) греки называли всех, не принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения. Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всех неримлян и негреков barbari; но в конце империи, ввиду частых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка.
Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.
Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума.
Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя.
- разделение физического труда и умственного;
- письменность;
- появление городов как центров культурной и экономической жизни.
Типы цивилизаций. Их много, некоторые:
- античная;
- древнеегипетская;
- китайская;
- исламская.
Возникновение античных цивилизаций
В чем причины возникновения античной цивилизации?
Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.
Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация античной Греции строилась на полисах – городах.
Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.
Античная цивилизация кратко
VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.
Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.
В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.
Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.
То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.
Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим.
У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.
Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.
Конец античной цивилизации расценивают по-разному:
- упадок римского духа;
- кризис античной культуры;
- военное ослабление;
- экономический упадок;
- кризис рабовладельческого строя и пр.
Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.
Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя.
Культура античных цивилизаций продолжает сказываться на нас, спустя 20 веков. В этом сила любой цивилизации – в распространении своего могущества даже после исчезновения.
Читайте также: