Устойчивость и изменчивость моральных норм кратко

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Блок-модуль для учеников.docx

I - Как и почему возникла мораль (стр. 121)

Задание 1. Ответьте на вопрос .

Почему стержнем духовной жизни во всех обществах является мораль ?

Задание 2. Сформулируйте и запишите понятия .

1) Мораль – ………………….. 2 ) Этика – …………………….

Задание 3. Составьте перечень : Точки зрения на вопрос возникновения морали . 1) …………………………………… 2) ……………………………………….. 3) ……………………………………….

II - Устойчивость и изменчивость моральных норм (стр. 123)

Задание 1. Сформулируйте .

- III - Что заставляет нас делать выбор в пользу добра (стр. 124)

Задание 1. Составьте перечень. Моральные категории : 1) …………………………….. 2) …………………………….. 3) ……………………………..

Задание 2. Сформулируйте и запишите следующие понятия и положения. 1) Нравственная культура - ……………………………………………. 2) Что побуждает людей к нравственным поступкам. 3) Что такое общественное мнение . 4) В чём заключается сила общественного мнения ?

Ответьте на вопросы.

1. Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса (например, профессиональной этики врача)?

2. Что является основным показателем нравственной зрелости личности?

Выбранный для просмотра документ Конспект урока 10.doc

Тема: Мораль. устойчивость и изменчивость моральных норм.

-образовательная: сформировать представление учащихся о морали от возникновения ее до наших дней;

- развивающая : продолжение развитие способности сравнивать термины по обществознанию, навыков работы с учебным текстом, выделять главное в тексте;

- воспитательная: привитие уважение моральным принципам и нормам.

Тип урока : изучение нового материала.

Х о д у р о к а

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

В чём заключается цель науки?

В чём суть разделения науки на фундаментальную и прикладную, приведите примеры каждого вида науки?

В чём выражается такая характерная черта современной науки как универсальность?

Изучение нового материала.

I - Как и почему возникла мораль (стр. 121)

Задание 1. Ответьте на вопрос .

Почему стержнем духовной жизни во всех обществах является мораль ?

Задание 2. Сформулируйте и запишите понятия .

1) Мораль – ………………….. 2 ) Этика – …………………….

Задание 3. Составьте перечень : Точки зрения на вопрос возникновения морали . 1) …………………………………… 2) ……………………………………….. 3) ……………………………………….

II - Устойчивость и изменчивость моральных норм (стр. 123)

Задание 1. Сформулируйте .

- III - Что заставляет нас делать выбор в пользу добра (стр. 124)

Задание 1. Составьте перечень. Моральные категории : 1) …………………………….. 2) …………………………….. 3) ……………………………..

Задание 2. Сформулируйте и запишите следующие понятия и положения. 1) Нравственная культура - ……………………………………………. 2) Что побуждает людей к нравственным поступкам. 3) Что такое общественное мнение . 4) В чём заключается сила общественного мнения ?

Ответьте на вопросы.

1. Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса (например, профессиональной этики врача)?

2. Что является основным показателем нравственной зрелости личности?

I V . Закрепление изученного.

Ответить на в о п р о с ы:

1. Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса (например, профессиональной этики врача)?

2. Что является основным показателем нравственной зрелости личности?

3. Выполнить тест.

1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке
2) осознанная потребность личности действовать в соот­ветствии со своими ценностными ориентациями
3) совокупность представлений о добре и зле, справедли­вости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях
4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий

2. Наукой о морали, нравственности является

1) этика 2) эстетика 3) экзистенция 4) эклектика

3. Какое из перечисленных ниже определений нe относится к определению морали?

1) совокупность представлений о добре и зле, справед­ливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях
2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий
3) система норм, правил, регулирующих общение и пове­дение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов
4) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной дейст­вительности

4. Центральными в этике являются понятия

1) общего и частного 2) добра и зла 3) абсолютного и относительного 4) идеального и материального

5. Совершенством, высшей целью человеческих стремлений, представлением о высших моральных требованиях является

1) идеал 2) ценность 3) право 4) религия

6. Мораль не выполняет такую социальную функцию, как

1) регуляторная 2) правоохранительная 3) ценностно-ориентационная 4) социализирующая

7. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.
Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (общественное мнение людей, общество, церковь и т.д.).
Б. Нравственность, в отличие от морали, в большей сте­пени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные представления о добре и зле, совести и справедливости.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль проводит границу между добром и злом, спра­ведливостью и несправедливостью.
Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе социа­лизации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Мировоззрение, в центре которого находится идея челове­ка как высшей ценности

1) антропоцентризм 2) гелеоцентризм 3) гуманитаризм 4) гуманизм

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) сознание Б) политика В) история Г) философия Д) психология Е) правило
Ж) обязанность

Выбранный для просмотра документ Коротко о главном (Доп.мат.).docx

Мораль, этика, этикет, эстетика (коротко о главном)

Моралью принято называть систему норм, идеалов, принципов в обществе и ее выражение в реальной жизни людей. Без такой системы жизнь человека не представляется возможной. Негласная мораль существовала во все времена, ведь издавна люди знают о красоте, добре, истине, о справедливости. Мораль дает возможность судить о людях, оценивать их действия с точки зрения нравственности. Данное понятие изучает этика – философская дисциплина, теория морали . Но нужно помнить, что этика отличается от других наук: любая наука интересуется тем, что есть в реальности, этика же — тем, что должно быть. Этика предписывает нормы, оценивает поступки.

Моральные нормы отличаются от обычаев и правовых норм . Обычаи различны, а мораль универсальна, она диктует общие для всего человечества нормы. Что же касается правовых норм, то они санкционируются государством, а мораль основана прежде всего на личных убеждениях и на общественном мнении. Но мораль тесно связана с правовыми нормами, ведь она осуждает убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние, как и правовые нормы, запрещающие это во всем мире. Но часто мораль и право конфликтуют: например, человек украл дорогое лекарство, чтобы спасти жизнь близкому человеку. Право запрещает, а мораль нет, ведь человек считал данный поступок своим моральным долгом.

Моральные нормы развиваются и изменяются, как постоянно развивается и изменяется общество. К изменениям приводит усложнение социальных структур общества.

Все религии предлагают набор моральных заповедей, которые обязательны для исполнения всеми верующими. Религия выводит мораль из откровения Бога, а неисполнение данных Богом норм трактует как грех. Например, убийство, воровство осуждаются любой их трех мировых религий.

У моральных норм, как и у морали, три основных функции : регулятивная, оценочная и воспитательная.

Моральные нормы подвержены изменчивости, так как общественные взгляды постоянно меняются, изменяются все сферы жизни человека.

Таким образом, сделаем вывод : моральные нормы затрагивают все сферы человеческой жизни и деятельности. Моральные нормы способны изменяться, но существуют и те, что остаются устойчивыми на протяжении долгого времени, например, моральные заповеди в ведущих религиях.

Эстетика – это философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общего сознания. Она представляет науку о чувственном познании мира. Слова “эстетическое” и “прекрасное” являются наиболее близкими друг другу. Это объясняется тем, что прекрасное представляет собой идеал, в соответствии с которым можно рассматривать другие эстетические термины. Этика – философская дисциплина, предметом исследования которой является мораль и нравственность. Знания об этике способствуют принятию правильных решений. Этика представляет такие понятия, как честность, великодушие, щедрость, скупость, мстительность и многие другие. Таким образом, этикет – это не представление о хорошем и плохом, не совокупность норм поведения, а учение, целью которого является объяснение красоты явлений, предметов человеческой деятельности.

Этикет является формой прекрасного, восприятие красоты, нежности, утонченности. Этика – моральная философия, где этика – это область знания, а мораль ее предмет. Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами. Этика – это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали. В современном обществе этикет выступает больше зрелищностью, чем моралью, и больше эстетикой, чем этикой.

Выбранный для просмотра документ Самоанализ урока обществознания.docx

Вид урока: урок изучения новых знаний. Цели урока: - образовательная: сформировать представление учащихся о морали от возникновения ее до наших дней; - развивающая: продолжение развитие способности сравнивать термины по обществознанию, навыков работы с учебным текстом, выделять главное в тексте; - воспитательная: привитие уважение моральным принципам и нормам.

Цели урока поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Был подготовлен блок-модуль урока (для самостоятельного изучения темы на уроке), отражающий взаимодействие деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами.

Задания для самостоятельной работы позволили осуществить первичный контроль за усвоением нового материала.

Распределение времени на отдельные виды работ используется рационально и эффективно, слушание учебной информации чередовалось с выполнением практических работ. На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Задача выполнена полностью. Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала. Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока. Поставленные цели и задачи были реализованы в ходе урока. В ходе проведения урока эмоциональными средствами служил подбор дидактического материала определенного содержания, который должен быть увлечь учеников своей яркостью и познавательной стороной. На этапе закрепления урока осуществлялось повторение изученного учебного материала, проводился тест по материалу новой темы. Все аспекты цели урока нашли отражение в организации деятельности учащихся и в её содержании. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, оптимально выбраны методы, побуждение к поиску альтернативных решений. Этапы урока были логично связаны друг с другом

Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.

Считаю, что удалось организовать активную работу учащихся, решение задач занятия. На мой взгляд, урок цели достиг. Оценка деятельности учащихся была своевременной и объективной. Она реализовывалась в форме развернутых оценочных суждений учителя и выставления отметок. Каждый этап урока был логически завершён и заканчивался выводами. Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, использовании физкультминутки.

Предполагаю, что результатом урока стало прочное усвоение знаний, получен необходимый уровень, полученных в ходе занятия, умений.

Мораль - это совокупность общепринятых понятий о том, что такое хорошо или плохо, что есть зло, а что добро, а также нормы поведения, которые формируются исходя из этих понятий. Термин “мораль” может применяться не только в отношении всего общества. Также существуют отдельные категории для определенной части населения, например, бывает буржуазная, христианская мораль и т.п.

Общая характеристика

  1. Систему норм , ценностей и принципов, которые вменяют человеку с рождения.
  2. Отдельную сферу индивидуального выстраивания личности.
  • принципы;
  • идеалы;
  • смысл жизни;
  • критерии духовности;
  • нравственные качества личности .
  1. Устойчивость - нормы могут сохраняться очень долгое время в обществе, даже если это двойная мораль. Они передаются поколениями до тех пор, пока не происходят значительные перемены, которые предлагают новые ценности.
  2. Изменчивость - нормы меняются с ходом истории, так как общество постепенно меняется и должно приспосабливаться к новой реальности. Новые слои общества со своей моралью становятся больше и сильнее, распространяя свои нормы до тех пор, пока они не становятся общепринятыми.

Важно! Моральное сознание становится основой, на базе которой формируется отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выстраивает шкалу оценки добра и зла, убеждений, других людей.

Основные категории

  • добро;
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • достоинство.

Добро

Добро - это главная ценность, которая отождествляется с нравственным совершенством. Это залог целостности и гармонии как каждой отдельной личности, так и социума. Добро по своей сути созидательно.

Зло - это все, что нарушает гармонию и целостность общества, а также то, что негативно меняет внутренний мир личности и окружающий порядок.

Важно! Моральный или нравственный долг - это выбор личности между тем, что она хочет, и тем, что должна сделать.

Например, родив ребенка, человек обязан заботиться о нем до достижения совершеннолетия. Но по факту он делает это намного дольше, считая это своим долгом.

Важно! Долг человека регулируется совестью - это личное осознание человеком собственного долга. То, следует он ему или нет, определяется моральным выбором. Этот выбор зачастую является самым сложным в жизни личности, особенно если варианты взаимоисключают друг друга.

Справедливость

Мораль рассматривает справедливость как соразмерность в распределении выгод и тягот в жизни членов общества. Она определяет, насколько совершенен способ ведения совместной деятельности.

Достоинство

Относится к числу наивысших моральных категорий, которая определяет, как личность относится сама к себе, а также восприятие ее окружающими. Осознание собственного достоинства человеком, дает ему основы самопознания и контроля над своими действиями. Достоинство определяет уровень ответственности личности за свои поступки перед самим собой. Оно заставляет ее совершать поступки во имя добра и вести себя соответственно нормам своей нравственности .

Функции морали

  1. Регулятивная - она регулирует сознание, поступки, чувства людей.
  2. Интегрирующая - обеспечение согласованности деятельности людей и их отношений.
  3. Воспитательная - создание критериев нравственности для оценки себя и общества, способности сделать выбор, который будет правильным, и иметь обоснование с позиции норм социума.
  4. Контролирующая - то, как человек выполняет свои обязанности. Наказанием в данном случае будет осуждение окружающих или личная совесть.
  5. Оценочная - определение поступков по критериям “добро” или “зло”.

Связь культуры, права, религии с моралью

Мораль прогрессирует и меняется с ходом истории. Она тесно связана с культурой каждого народа, переплетается с его традициями, обычаями, ценностями.

Важно! Нормы морали часто схожи с культурными обычаями общества, но все же имеют определенные отличия.

Обычаи предполагают, что правила будут выполняется бездумно и беспрекословно, тогда как мораль дает свободный выбор. Обычаи часто основываются на страхе перед осуждением социума, тогда как мораль руководит категориями “долга”, “стыда” и “совести”. Нормы и правоведения, и морали созданы для регуляции и объединения социума. Они отличаются тем, что правовые принципы закреплены документами и то, как люди им следуют, контролируется государством. Мораль же использует личные суждения и выбор.

Определенные нормы морали схожи с правовыми. Примерами могут быть убийство, кража - это зло, и оно должно быть наказано. Часто они конфликтуют, если личные убеждения заставляют делать то, что карается законом. Например, человек решает, что украсть медикаменты, которые спасут родного, - правильно, тогда как право называет это преступлением. В начале развития морали она была очень тесно связана с религией, и в определенном смысле это остается так до сих пор.

Мораль — это совокупность общепринятых понятий о том, что такое хорошо или плохо, что есть зло, а что добро, а также нормы поведения, которые формируются исходя из этих понятий. Термин “мораль” может применяться не только в отношении всего общества. Также существуют отдельные категории для определенной части населения, например, бывает буржуазная, христианская мораль и т.п.

Общая характеристика

Понятие морали часто отождествляют с понятием “нравственность”. Они определяют систему норм поведения и общения, ценностей, оценочных суждений человека.

В ходе истории ученые оценивают мораль как:

Мораль включает следующие составляющие:

  • принципы;
  • идеалы;
  • смысл жизни;
  • критерии духовности;
  • нравственные качества личности .

Что такое мораль, ее категории и функции

Рис. 1. Составляющие морали

Для морали характерны два признака:

Важно! Моральное сознание становится основой, на базе которой формируется отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выстраивает шкалу оценки добра и зла, убеждений, других людей.

Основные категории

Мораль всегда включает ряд категорий, понятия о которых становятся основополагающими в жизни той или иной группы людей:

  • добро;
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • достоинство.

Что такое мораль, ее категории и функции

Рис. 2. Категории морали

Добро

Добро — это главная ценность, которая отождествляется с нравственным совершенством. Это залог целостности и гармонии как каждой отдельной личности, так и социума.

Добро по своей сути созидательно.

Зло — это все, что нарушает гармонию и целостность общества, а также то, что негативно меняет внутренний мир личности и окружающий порядок.

Определение долга — одно из основополагающих в формировании общества.

Важно! Моральный или нравственный долг — это выбор личности между тем, что она хочет, и тем, что должна сделать.

Например, родив ребенка, человек обязан заботиться о нем до достижения совершеннолетия. Но по факту он делает это намного дольше, считая это своим долгом.

Важно! Долг человека регулируется совестью — это личное осознание человеком собственного долга. То, следует он ему или нет, определяется моральным выбором. Этот выбор зачастую является самым сложным в жизни личности, особенно если варианты взаимоисключают друг друга.

Справедливость

Мораль рассматривает справедливость как соразмерность в распределении выгод и тягот в жизни членов общества. Она определяет, насколько совершенен способ ведения совместной деятельности.

Что такое мораль, ее категории и функции

Рис. 3. Категории морали

Справедливость предусматривает награду за добро и наказание за зло.

Достоинство

Относится к числу наивысших моральных категорий, которая определяет, как личность относится сама к себе, а также восприятие ее окружающими. Осознание собственного достоинства человеком, дает ему основы самопознания и контроля над своими действиями.

Достоинство определяет уровень ответственности личности за свои поступки перед самим собой. Оно заставляет ее совершать поступки во имя добра и вести себя соответственно нормам своей нравственности .

Функции морали

Мораль играет крайне важную роль в жизни социума и человека. Ее функции выделяют в 5 пунктов:

Аспекты морали и ее функции изучает наука этика. Она отличается от других наук тем, что предметом ее рассмотрения является не сам факт, а то, каким этот факт должен быть в идеале. Для того чтобы мораль успешно функционировала и развивалась, важно, чтобы все ее функции могли выполняться свободно и едино.

Что такое мораль, ее категории и функции

Рис. 4. Функции морали

Связь культуры, права, религии с моралью

Мораль прогрессирует и меняется с ходом истории. Она тесно связана с культурой каждого народа, переплетается с его традициями, обычаями, ценностями.

Важно! Нормы морали часто схожи с культурными обычаями общества, но все же имеют определенные отличия.

Обычаи предполагают, что правила будут выполняется бездумно и беспрекословно, тогда как мораль дает свободный выбор. Обычаи часто основываются на страхе перед осуждением социума, тогда как мораль руководит категориями “долга”, “стыда” и “совести”.

Нормы и правоведения, и морали созданы для регуляции и объединения социума. Они отличаются тем, что правовые принципы закреплены документами и то, как люди им следуют, контролируется государством. Мораль же использует личные суждения и выбор.

Важно! Правовые нормы обязательны, а моральные — желательны.

Определенные нормы морали схожи с правовыми. Примерами могут быть убийство, кража — это зло, и оно должно быть наказано. Часто они конфликтуют, если личные убеждения заставляют делать то, что карается законом. Например, человек решает, что украсть медикаменты, которые спасут родного, — правильно, тогда как право называет это преступлением.

В начале развития морали она была очень тесно связана с религией, и в определенном смысле это остается так до сих пор.

Важно! Мораль зачастую закрепляется верой и определяется для людей сводом заповедей.

Например, в православии источником моральных ценностей является Библия. Зло определяется как грех. Добро и желаемое поведение трактуется сводом правил (заповедей), которые есть в любой мировой религии. Интересно, что, вне зависимости от региона и различий религий, основные понятия в них схожи. Каждая из них считает недопустимым воровство, убийство, ложь, прелюбодеяние.

Мораль входит в каждую сферу жизни социума, так как дает оценку каждому ее аспекту: личному, политическому, экономическому и т.п. Она возникла и сформировалась для возможности сосуществования миллионов людей. Общие понятия и установленные нормы поведения позволяют человечеству развиваться и выстраивать продуктивные отношения.

Еще больше интересной информации о морали, а также нравственности, вы найдете в нижепредложенном видео.


В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с понятием моральных норм, аморального поведения. Как правило, действия против морали осуждаются со стороны общества. Узнаем, что такое мораль, и какие особенности она имеет как один из регуляторов общественной жизни.


Понятие

В обществе действуют такие правила поведения, которые не прописаны в документах, но соблюдаются большинством людей. Например, в профессиональной сфере. Человек проявляет любовь к своей работе, старается принести пользу, накапливает знания и навыки, которые способствуют его более успешной деятельности. Все это не устанавливается специальными актами и действует без какой-либо письменной формы. Также выстраиваются семейные и дружеские отношения, в которых, к примеру, принято уважать и любить друг друга, не лгать, поддерживать в трудных ситуациях.

В связи с этим возникает вопрос, существует ли какая-то система негласных правил, единая для всего общества? В качестве такой системы выступает мораль.

Мораль – это совокупность принятых в обществе норм, которые регулируют отношения между людьми, их взаимные обязанности и права с позиции добра и зла.


Возникновение морали

Мораль возникла еще в древности и продолжает действовать в современном обществе.

  • Понятие этики, науки о морали, вводит Аристотель в 4 веке до нашей эры. Тогда оно обозначало философское знание обо всех явлениях культуры вообще.
  • Существовавшие в обществе традиции и обычаи постепенно стали приобретать форму идеалов, к которым следует стремиться, например, идеал красоты, справедливости и так далее.
  • Образцы поведения, одобряемые обществом, закреплялись в виде моральных норм.

Признаки моральных норм

Моральные нормы, представленные, к примеру, в обычаях и традициях, могут сохраняться на протяжении долгого времени. Зародившись в одном веке, они продолжают соблюдаться несколькими поколениями людей, пока на смену им не придут другие нормы, но этот процесс, как правило, занимает много времени. Из этого вытекает вторая особенность морали.

которые читают вместе с этой





Моральные нормы имеют свойство меняться, так как само общественное устройство подвержено постоянным изменениям. Появление новых социальных групп всегда связано с формированием у них своих духовных и материальных ценностей, которые не всегда совпадают с ценностями большинства. Усиление роли новых слоев общества приводит к тому, что их ценности и нормы распространяются все больше и становятся общепринятыми.

Категории морали

Одной из составляющих морали являются ее категории. К ним относятся:

  • добро;
  • зло;
  • долг;
  • справедливость;
  • достоинство.

Особое значение в обществе имеет категория долга, так как следование ей – показатель уровня развития личности, ее самосознания. В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе.

Нравственный долг – это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать.

Создавая семью, человек ощущает свою ответственность перед ней. Несмотря на то, что по закону родители обязаны заботиться о детях до достижения ими совершеннолетия, но на деле они продолжают это делать и далее, выполняя свой родительский долг.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что в обществе постоянно действуют нормы, не прописанные в официальных документах, но распространяющиеся на всех людей и выполняющие роль регулятора отношений между ними. Такую совокупность правил называют моралью. Она обладает рядом признаков и выражается в особых категориях, например, добро и зло.

Читайте также: