Классическая зарубежная социология кратко

Обновлено: 02.07.2024

Классическая социология — это совокупность исследований, осуществленных в конце XIX — начале XX в., которая предопределила развитие социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы.

Однако в 1922-1923 гг. последователи Ковалевского П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, Н. С. Тимашев были лишены возможности вести исследования и преподавать социологию в соответствии с мировыми традициями и новейшими тенденциями. В СССР социология полностью деградировала к концу 1920-х годов, когда основанная на идеях Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина практика схоластических рассуждений о сущности и проявлениях законов общественного развития вытеснила все социологические теории и любые формы эмпирических исследований. Ряд ведущих российских социологов, в том числе Сорокин и Тимашев, вынуждены были эмигрировать и внесли немалый вклад в развитие мировой социологии уже на новом этапе ее эволюции.


Классическая социология

О. Конт считал, что человеческое познание в своем развитии проходит три сменяющие друг друга состояния: теологическое, метафизическое, позитивное. В первых двух стадиях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных обоснований. Третья позитивная стадия основывается на точной оценке существующей реальности.

Классическая социология О. Конта состояла из двух основных частей: социальной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии, и социальной динамики, исследовавшей процессы социальных изменений. Противопоставляя социологическую науку другим радикальным (революционным) теориям О. Конт считал, что классическая социология является наукой, способной дать позитивные (положительные) ответы на самые насущные вопросы времени и указать обществу эволюционный путь развития, исключающий социальные катаклизмы и революции. Поэтому он называл социологию позитивной наукой. По мнению Конта,позитивизм должен обладать следующими характеристиками: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий. Конт также предложил для проведения социологических исследований следующие методы: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод.

Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт ocoбoе значение придает религии и морали. Именно они, по его мнению, определяют все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для него прежде всего носит не экономический и не политический по своей сути характер, а морально-религиозный. С помощью субъективного метода разработка морали сливается с построением социологии. Одновременно классическая социология становится средством учреждения религии человечества.

Открытия, сделанные О. Контом, совершили настоящий переворот в науках об обществе и заложили прочный фундамент в основание новой науки — социологии.

Последователем позитивистских идей Конта был Герберт Спенсер (1820-1903), — автор органической теории общества. В соответствии с ней общество рассматривается как единая система взаимодействия факторов — природных (прежде всего биологических) и социальных. Все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи. Спенсер сравнивал общество с живым биологическим организмом, так как в процессе роста и развития все общества, как живые организмы, увеличиваются в массе, усложняются. Части общества приходят во все большую зависимость друг от друга.

Г. Спенсер первым из ученых вводит в научный оборот понятие “социальный институт”. Социальный институт, по Спенсеру, — это орган общественного суперорганизма, который делает возможным совместную жизнь и сотрудничество людей. Автор выделяет шесть категорий институтов: семейные, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Каждый из них выполняет в обществе определенные функции в зависимости от характера общественного устройства.

С точки зрения Г. Спенсера, социальная эволюция — прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов прежде всего политических. Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности индивидов, и наоборот. В процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей, изменяются многие функции общества.

В теории эволюции (в том числе социальной) Спенсер выделил следующие основные моменты: интеграция — переход от простого к сложному; дифференциация — переход от однородного к разнородному; возрастание порядка — переход от неопределенного к определенному.

Согласно взглядам Г. Спенсера на проблему стабильности общества социальное равновесие есть результат приспособительных действий, гармонии интересов людей и социальных институтов, компромиссов в действиях людей и социальных институтов.

Распад общества — процесс, обратный социальной гармонизации, который совершается под воздействием внутренних и внешних причин. Ему способствуют снижение эффективности государственных институтов (институт власти, армия и др.) и малоэффективность деятельности промышленных классов, неверные действия политиков и др. В правильности мыслей Г. Спенсера мы убеждаемся вспоминая недавнее прошлое российского общества.

Видный представитель социологического позитивизма конца XIX — начала XX вв. — Э. Дюркгейм. По его представлениям классическая социология есть наука о социальных фактах, т. е. идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей. Их воздействие на членов общества организовано сознательно и осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные и т. п.) а не коллективные инстинкты.

Социальные факты существуют вне индивида и обладают по отношению к нему принудительной силой. Социальные факты необходимо рассматривать как вещи. Они проявляются объединенными действиями индивидов на основе коллективного сознания последних. Следовательно, социальное превосходит индивидуальное, отсюда требование подчинения индивидуального коллективному.

Коллективное сознание, по Дюркгейму, формирует определенные образцы поведения индивидов, их нормы и ценности и т. д., которые существуют объективно в качестве социальных фактов. Признание объективности социальных фактов позволило ученому сделать вывод о том, что общество есть та область действительности, где действуют свои особые законы, независимые от сознания и воли отдельных индивидов. По Дюркгейму, классическая социология занимает центральное место в общественных науках. Ее задача — не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых могут быть основаны исследования в различных областях социальной жизни.

Социология М.Вебера

Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как “общество”, “народ”, “человечество”, “коллективное” и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.

Задача социолога, — считал М. Вебер, — разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Предметом изучения социологии должны быть только те социальные действия, которые осмыслены человеком с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированы на других субъектов. Индивид должен быть в центре познавательного процесса, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают идеальные типы. Идеальные типы, по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как “капитализм”, “бюрократизм”, “религия” и т. д.

M. Вебер называет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Целерациональное — это ожидание определенного поведения других людей, с целью достижения успеха; ценностно-рациональное — это сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную ценность индивидуального поведения вне зависимости от успеха, аффективное — это поведение под влиянием чувств и эмоций; традиционное — поведение индивида, обусловленное привычками. В разных типах обществ те или иные виды действий могут быть только преобладающими. В традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы ориентации действия, в индустриальных — целерациональный и ценностно-рациональный, причем первый с развитием общества выступает доминирующим.

М. Вебер был убежден, что рационализация социального действия — это путь прогрессивного развития исторического процесса. Для рационализации общемировой цивилизации, полагал он, необходимо рационализировать способ ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления и образ жизни людей. Все это должно сопровождаться возрастанием социальной роли науки, которая представляет собой чистое воплощение принципа рациональности. Капитализм, по М. Веберу, есть практическая реализация рациональности во всех сферах общественной жизни. Наиболее полно она воплощается в бюрократии как основном элементе управляющих структур.

Для того чтобы бюрократия не превратилась в “футляр покорности и послушания”, в “ярмо бесхозного рабства”, ученым разработаны требования к чиновникам аппарата управления: они должны быть лично свободны и подчиняться только служебному долгу; иметь устойчивую служебную иерархию; иметь твердо определенную служебную компетенцию; работать по контракту в соответствии с квалификацией; вознаграждаться постоянными денежными окладами; рассматривать свою службу как единственную или главную профессию; предвидеть свою карьеру; работать в полном отрыве от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняться строгой единой служебной дисциплине и контролю.

В соответствии с учением о рациональности М. Вебером разработана типология власти, которая и ныне считается фундаментальной: харизматическая, традиционная, бюрократическая. в связи с этим ученый впервые в историиобществознания употребляет и анализирует понятие “легитимность власти”.

В 20 веке появилось множество новых социологических течений, в рамках которых сформировались новые концепции и взгляды. Таким образом, 20 век стал временем бурного формирования социологической науки. Этот век стал столетием, когда социологические теории начали уактивно изучать и разрабатывать ученые многих, е том числе ранее отсталых в этом плане стран, включая:

  • Восточную Европу,
  • Азию,
  • Латинскую Америку,
  • Африку.

В этом столетии социология завладевала все новыми областями познания и происходили открытия многих пограничных тем, куда входили даже те, которые разрабатывались учеными в других отраслях знаний.

Становясь все более популярной профессия социолога стала оцениваться гораздо выше, тем самым привлекая тысячи людей во многих странах, при этом становясь всемирной наукой, что продолжается и в современном мире. Для этого были открыты специальные профессиональные кафедры и факультеты, а на рынке труда профессия социолога приобретала новые вершины. Созданные концепции были напечатаны в специальных очерках и сохраняются в современной жизни.

Концепции зарубежной социологии

Парсонс разработал концепцию социального порядка, который бы олицетворял поддержание равновесия в системе, согласовывая при этом различные ее элементы, данная концепция была названа им структурным функционализмом. Она применялась в основном во Франции. Но несмотря на всю значимость теории вскоре она подверглась строжайшей критике, которую был вынужден принять и сам ее создатель. Оказалось, что данная концепция отвергала идею развития и тем самым противоречила сама себе. Вскоре концепция была переработана Парсонсом совместно с другими учеными.

Следующей рассмотрим теорию социальных измерений, созданную Мертоном, исходя из идей функционализма. Он рассматривал возможность отклонения системы от той модели, которая считалась нормой. Позднее данную теорию развивали еще несколько ученых социологов.

Следующая теория была разработана рядом ученых, к которым относят таких, как Маркс, Вебер, Парето, Моск. Но основоположником этой идеи был Миллс, который рассматривал конфликт, как борьбу за власть. Учеными был доказан тот факт, что в обществе постоянно существует нестабильность, потому что существует постоянная борьба социальных групп и слоев населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Хомансом и Блау была разработана теория социального обмена. Они провозглашали также и огромную значимость психических качеств человека, так как для того, чтобы объяснить различное поведение людей, необходимо знать душевные состояния всех индивидов. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что, так как люди постоянно желают иметь какое-либо вознаграждение, будь то одобрение, уважение, статус или что-то другое, за многие их действия, они их могут получить, только лишь вступая во взаимодействие с другими людьми, хотя это взаимодействие не всегда может быть равным и удовлетворяющим всех его участников.

В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у представителей позитивизма, а человек в его специфическом измерении.

Читайте также: