Происхождение слова рожь кратко

Обновлено: 05.07.2024

рожь - род. п. ржи, укр. рож, др.-русск. ръжь, болг. ръж, сербохорв. раж, род. п. ражи, словен. rеz, rz, род. п. rzi, чеш. rеz, род. п. rzi, слвц. rаz, польск. rez, в.-луж. rоz, н.-луж. rеz, полаб. raz. Родственно лит. rugys "рожь", лтш. rudzis, др.-прусск. rugis, др.-исл. rugr, др.-сакс. roggo "рожь", сюда же др.-исл. rygr "жители о. Ругия", лат. Rugii, англос. Rugas (Р. Мух, D. Stammesk. 120). Коми rudzеg, удм. iеk "рожь", морд. roz – то же заимств. из какого-то восточного и.-е. языка (Паасонен, Мordw. Chrest. 119; JSFOu 23, No 24, 1 и сл.; FUF Anz. 15, 37; ср. Траутман, ВSW 246; Арr. Sprd. 416; М.–Э. 3, 555; Торп 350; Хольтхаузен, Awn. Wb. 233). Из русск. заимств. мар. rzа, urzа "рожь" (Вихман, ТТ 49). От *ръжь произведено ръжанъ, прилаг., народн. аржаной, оржаной, укр. iржаний, блр. iржаны. Неверно эти формы объясняют Шрадер–Неринг (2, 266), которые предполагают заимствование из тюрк. или фин. Сомнительно родство с фрак. (Г. Майер, ВВ 20, 121; Фик, ВВ 29, 241); абсолютно невероятно сближение с польск. местн. н. Rgielsko и др.-русск. Симарьгла, вопреки Брюкнеру (458).

Соседние слова

род. п. ржи, укр. рож, др.-русск. ръжь, болг . ръж, сербохорв. раж, род. п. ражи, словен. rеz, rz, род. п. rzi, чеш. rеz, род. п. rzi, слвц. rаz, польск. rez, в.-луж. rоz, н.-луж. rеz, полаб. raz. Родственно лит. rugys "рожь", лтш. rudzis, др.-прусск. rugis, др.-исл. rugr, др.-сакс. roggo "рожь", сюда же др.-исл. rygr "жители о. Ругия", лат. Rugii, англос. Rugas (Р. Мух, D. Stammesk. 120). Коми rudzеg, удм. iеk "рожь", морд. roz – то же заимств. из какого-то восточного и.-е. языка (Паасонен, Мordw. Chrest. 119; JSFOu 23, No 24, 1 и сл.; FUF Anz. 15, 37; ср. Траутман, ВSW 246; Арr. Sprd. 416; М.–Э. 3, 555; Торп 350; Хольтхаузен, Awn. Wb. 233). Из русск. заимств. мар. rzа, urzа "рожь" (Вихман, ТТ 49). От *ръжь произведено ръжанъ, прилаг., народн. аржаной, оржаной , укр. iржаний, блр. iржаны. Неверно эти формы объясняют Шрадер–Неринг (2, 266), которые предполагают заимствование из тюрк. или фин. Сомнительно родство с фрак . (Г. Майер , ВВ 20, 121; Фик, ВВ 29, 241); абсолютно невероятно сближение с польск. местн. н. Rgielsko и др.-русск. Симарьгла, вопреки Брюкнеру (458).

Самые ранние письменные свидетельства о возделывании ржи в Европе встречаются в летописях I в. н. э., а первые сведения о возделывании этой культуры в Древней Руси – в летописях 1056–1115 гг.
К концу ХIХ в. рожь в лесной полосе России приобрела ещё большее значение: под неё отводилось от 30 до 60 % общей посевной площади, в то время как пшеница занимала менее 1%. В Олонецкой губернии соотношение площадей посевов хлебов на 1881 г. было следующим: под рожь занято 44,53% засеваемой земли, под овёс – 41,97%, под ячмень – 13,18%, под пшеницу – 0, 32%, гречиха высевалась всего на 24 десятинах (1 десятина равна 1,0925 га).

2) Этимологический словарь Макса Фасмера (также Викисловарь)

Рожь - род. п. ржи, укр. рож, др.-русск. ръжь, болг. ръж, сербохорв. раж, род. п. ражи, словен. rеz, rz, род. п. rzi, чеш. rеz, род. п. rzi, слвц. rаz, польск. rezz, в.-луж. rоz, н.-луж. rеz, полаб. raz.
Родственно лит. rugys "рожь", лтш. rudzis, др.-прусск. rugis, др.-исл. rugr, др.-сакс. roggo "рожь", сюда же др.-исл. rygr "жители о. Ругия", лат. Rugii, англос. Rugas (Р. Мух, D. Stammesk. 120). Коми rudzеg, удм. . "рожь", морд. roz – то же заимств. из какого-то восточного и.-е. языка (перечень авторов. ). Из русск. заимств. мар. еrzа, urzа "рожь" (Вихман, ТТ 49). От *ръжь произведено ръжанъ, прилаг., народн. аржаной, оржано;й, укр. iржани;й, блр. iржаны. Неверно эти формы объясняют Шрадер–Неринг (2, 266), которые предполагают заимствование из тюрк. или фин. Сомнительно родство с фрак. . ; абсолютно невероятно сближение с польск. местн. н. Rgielsko и др.-русск. Симарьгла, вопреки Брюкнеру (458).

3) Применение термина в русском языке

в) Национальный корпус русского языка

* Суздальская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 2001. С. 287–540 (1377): "Рожь не родися по всеи нашеи земли и дорого".

* Уставная грамота митрополита Киприана владимирскому Царевоконстантиновскому монастырю (1391.10.21): ". а на велик день и на Петров день приходят к игумену что у кого в руках, а пешеходцем из сел к празнику рожь молоти, и хлебы печи, солод молоть, пива варить, на семя рожь молотить, а лен дасть игумен в села, и они прядут сежи и дели неводные наряжают, а дают из сел все люди на празник яловицу, но одинова ми, господине, добили челом, . ".

* Псковская 2-я летопись (1400-1486): "И начаша, по волостемъ и по пригородом и въ Пскове коупяще рожь, возити за рубежь; и въ Пскове тогда бяше зобница ржи по 70 ногатъ, а жита зобница по 50 ногат, а овса по 30 ногат, а на полтыну ржи полъ третьи зобници".
* Отпись Осьмого и подьячего Алеши о передаче Иос.-Волок. монастыря иг. Иосифу с. Спасского с дер. в Волняников. ст. Рузск. у (1504.11.04): "И та рожь высеяна на 51 десятине" (десятина = 1,09 га).

* Повесть о Псково-Печерском монастыре (1603): "Первие зимою в земли рожь под сн;гомъ подпрела, таже летом с Петрова дни дождь беспрестани идяше и рожь до Симеонова дни не поспела; на положение честнаго пояса Пречистыя Богородица мразомъ поби рожь в земли и ярь".

* П. И. Якушкин. Мужицкий год (1864): "Всю степную можно разделить еще на две полосы: въ южной полосе сеютъ коноплю, овесъ, гречу, рожь и пшеницу; пшеницы даже больше, чемъ ржи, а въ северной ; все эти хлеба, исключая пшеницы, которой почти не сеютъ - не родятся". . "Такъ посмотримъ, какъ живетъ народъ въ северной - ржаной части, въ которой, вероятно, и пословица сложилась: матушка рожь всехъ дураковъ кормимъ, а пшеница по выбору".

4) Обобщение и вывод

а) Сверхценность зерна заключена в его способности производить подобные зерна, обработанное зерно основная пища человека. Попав в благоприятные условия (вода, тепло), они прорастают и дают жизнь новому растению, т.е. производят потомство. Созревание - процесс прорастания зерна (семени) до конечного этапа, до образования нового семени (плода с зернами), естественный физиологический процесс любого организма.

б) Логика терминов "зерно" и "рожь"

Последовательность: зерно (семя) – прорастание (созревание) – образование плода с зернами – зерна.

ЗЕРНО - ЗРЕЕТ - РОЖЬ (зерно); скорее всего в терминологии общий смысл (значение), указание на семя, зерно. Имя предмета должно отвечать на вопросы философии: что это?, для чего это?, как это?

ЗЕРНО = семя, семена - РОЖЬ = семя, семена; следовательно, термины тождественны, разница в графике, в исторической передаче некоторых знаков (букв) с одной алфавитной системы на другую.

Вывод
Средствами русского языка мы не можем объяснить термин РОЖЬ. Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейскими образами и терминологией, объяснить тождественность терминов с учетом графики (знаков, букв).

5) Терминология иврита и библейский образ

РОЖЬ = удалим гласные (иврит, язык согласных), прочитаем наоборот (как в иврите) и выделим корень = Ж.Р.

РОЖЬ = наоборот корень Ж.Р. = ивр. корень З.Р., с огласовками ЗЕРА семя, зерно; термины тождественны.

в) Пояснение транслитерации (передача слова другим алфавитом)

* Лингвисты XIX века выявили, что ряд букв иврита при передаче библейских имен и терминов на русский язык претерпевали фонетические изменения (в слове заменялись звуки, буквы); см. ЕЭБЕ, ст. "Алфавит сравнительный". Для русских букв отсутствующих в иврите: Ж, Ч, Щ, объяснения не приведены; топоним РОЖЬ представляет трудность для комментатора, т.к. в иврите отсутствует буква Ж.

* Примеры исторических чередований Ж-З обнаруженные опытным путем

ЖЕРЕ+Б+ЕЦ = ЗЕРА семя, сперма, потомство + Б (связка слова) в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА выходить, выбрасывать, производить, рождаться; жеребец - производитель спермы (потомства).

ЖЕРНОВЪ = ЖЕР + НОВЪ, прочитано наоборот - ЪВОН = ЗЕРА ивр. семя (зерно) + ЪВОН камень; т.е. камень для зерна, камень для растирания зерна.

Таким образом, используя библейские образы и терминологию, мы приходим к выводу, что русский термин РОЖЬ и библейский термин ЗЕРА - тождественны, обозначают один предмет действительности - зерно, семя. Следовательно, согласно законам логики, один термин можно выводить из другого. Замена буквы иврита ЗАИН (З) на русскую букву Ж можно считать территориальной версией термина иврита ЗЕРА.


Скобелев О.А.
Матушка-рожь. Происхождение, история, описание и культурно-хозяйственное значение ржи

В брошюре рассказывается о происхождении, истории и хозяйственном значении культурной ржи. Издание предназначено для всех интересующихся традиционной культурой Русского Севера.

Рожь появилась на страницах истории человечества в своём значении полевой хлебной культуры относительно недавно. По современным археологическим данным, первыми хлебными злаками, которые начал выращивать человек на территории Евразии, были ячмень, пшеница и, возможно, рис. Культуры пшеницы и ячменя являются очень древними: наиболее ранние находки зёрен пшеницы (одного из видов полбы) в местечке Джармо в Северном Двуречье датируются 7 тыс. до н. э.; первые находки двурядного дикого ячменя обнаружены в Южной Иордании и Хузестане и также относятся к 7 тыс. до н. э. В Европе мягкая пшеница была известна за 3000 лет до н. э. и даже ранее (в Швейцарии, Англии, Германии и Дании) [1] .

Родоначальником современной культурной ржи является сорно-полевая рожь (Secale segetale) Юго-Западной Азии (наиболее вероятно, северо-западной части Ирана, северо-восточной части Турции и южного Закавказья) [2] , с незапамятных времён засорявшая местные посевы пшеницы и ячменя.

Рис. 1. Рожь, выращиваемая на острове Кижи, 2008 г. Фотография Б. Д. МоскинаТам же. С. 40 (приложение). Рис. 2. Центр происхождения культурной ржи и географическое распространение её ботанических разновидностей, 1935 г.3

Рис. 3. Бабки ржи – первичные клади снопов – на острове Кижи, 2008 г. Кто знает, когда и где они, бабки, впервые появились… Фотография Б. Д. Москина

Рис. 3. Бабки ржи – первичные клади снопов – на острове Кижи, 2008 г. Кто знает, когда и где они, бабки, впервые появились… Фотография Б. Д. Москина

Движение ржи от очагов древнего земледелия на территорию нынешней России и Западной Европы происходило, по мнению учёных, через Кавказ [7] . При продвижении комплексного хозяйства и земледелия как его неотъемлемой части всё далее на север всё отчётливее обнаруживались преимущества ржи как растения более зимостойкого, более выносливого и неприхотливого. Человек переносил к северу посевы пшеницы, засорённые сорно-полевой рожью, но пшеница в суровых условиях выпадала, а рожь приносила урожаи. Северный земледелец опирался на естественный отбор. Рожь, выдвинутая не столько искусственным, сколько естественным отбором, служит примером происхождения культурного растения из сорняка-спутника [8] .

Почему же рожь, сопровождая в посевах пшеницу, на севере получила преимущество перед нею? Рожь, как и пшеница, растение южного происхождения, но за ряд тысячелетий она стала намного более морозостойкой, чем пшеница. Дело в том, что пшеница растение самоопыляемое, она самооплодотворяется, и гены морозостойкости, возникавшие у отдельных растений, при размножении не могли соединиться в блоки таких генов; рожь – перекрёстноопыляемое растение и вследствие перекрёстного опыления может образовывать блоки морозостойких генов [9] .

Например, в Заонежье, на островах Кижи и Волкостров, начало подсечного земледелия и культивирования ржи, ячменя, овса и пшеницы имело место около 900 г., что установлено палеоботаническими исследованиями [12] .

Рис. 5. Рожь на севере (остров Кижи, 62º05’ с. ш.). Сгребание провеянного зерна, 2008 г. Фотография Б. Д. Москина Рис. 6. Трёхполье в июне: слева – молодой овёс, в центре – зацветающая рожь, справа – паровое поле, 2007 г. Фотография О. А. Скобелева

На севере же лесной полосы озимую рожь обычно сеяли и на подсеках, и на полях, вплоть до ХХ в.; там преобладание ржи над пшеницей, по нашему мнению, было обусловлено установившейся суровостью климата. Озимая рожь была призвана также страховать более подверженные отрицательным природным воздействиям яровые (главным образом овёс); можно говорить и о взаимной страховке в паре озимые – яровые: нередко в год неурожая озимых хорошо родят яровые и наоборот [14] – т. е. земледелец всё же не остаётся без хлеба. В случае же гибели озимых (обычно выпревание или вымерзание) у него есть возможность весной пересеять опустошённое озимое поле яровыми культурами.

Рис. 7. Ржаной хлебушек внарезку – полмякушки и полбуханки. Фотография О. А. Скобелева

Рис. 7. Ржаной хлебушек внарезку – полмякушки и полбуханки. Фотография О. А. Скобелева

На самом севере земледельческой зоны рожь замещал ячмень, который, как яровой злак с самым коротким периодом вегетации, способен вызревать даже на полярной границе земледелия, где рожь не выдерживает суровых климатических условий.

Рис. 8. Жнитва – время жней. Жница порою сливается с убираемой рожью. 2014 г. Фотография Б. Д. Москина Рис. 9. Бабка сжатой ржи и поле поспевающего овса за ней, остров Кижи, 2004 г. Фотография Р. С. Мартьянова Рис. 10. Поле спелой ржи, солома обычного цвета с участием розовой, остров Кижи, 2004 г. Фотография Р. С. Мартьянова

Простирались владения светло-золотой царицы полей в России от Балтики до Тихого океана; от Воронежа и Липецка, расположенных приблизительно на широте 52 градуса, до 69-го градуса северной широты в Европе [23] ; ну а в Сибири они занимали подавляющее большинство лесных пахотных земель, поднимаясь к северу до 64 градуса широты по рекам Лене, Вилюю и Алдану с их притоками [24] .

Рис. 11. Доброта ржаного поля привлекает и укрывает ребёнка… Кстати, хорошо заметен восковой налёт на стеблях и листьях зелёной ржи. Остров Кижи, июнь 2008 г. Фотография О. А. Скобелева

Рис. 11. Доброта ржаного поля привлекает и укрывает ребёнка… Кстати, хорошо заметен восковой налёт на стеблях и листьях зелёной ржи. Остров Кижи, июнь 2008 г. Фотография О. А. Скобелева

о прошлом Русского Севера, наконец, вспоминая своего деда Кузьму Никитича и его работу на земле. Дедов дом в Тверской губернии окружали со всех сторон поля, и каждое поле для нас, внуков, было как море, и больше всего среди них было морей матушки-ржи. Моря ржи скрывали и птиц, и зайцев с лисами, и нас, и даже коров, если пастухи недоглядели, – высоченная она была, неоглядная…

Рис. 12. Жнитва – дело артельное, согласное. Остров Кижи, 2008 г. Фотография О. А. Скобелева

Рис. 12. Жнитва – дело артельное, согласное. Остров Кижи, 2008 г. Фотография О. А. Скобелева

Рис. 13. Портрет Плиния Старшего (23–24.08.79 г. н. э.)

Рис. 13. Портрет Плиния Старшего (23–24.08.79 г. н. э.)

Но мы поведём дальше наш обстоятельный рассказ о любимом чёрном хлебушке и матушке-ржи. Какова же она, рожь, объединившая многие северные народы и сыгравшая в их судьбе столь значительную роль? Давайте теперь посмотрим на это замечательное культурное растение взором, вооружённым знаниями палеоботаники, систематики и других наук о растениях.

Рис. 14. Вот они – ржаные красота и здоровье! Можно также отметить, что рожь на Кижах принадлежит к формам с белыми и жёлтыми колосьями. 2014 г. Фотография Б. Д. Москина Рис. 15. Рожь посевная, Secale cereale. Общий вид растения, цветущего и спелого колоса, колосков и зёрен

Внутри вида ржи посевной ещё в конце ХIХ столетия Кёрнике выделил 5 разновидностей; позже В. Д. Кобылянским также были выделены пять подвидов [33] . Н. И. Вавилов, проведя большую работу, установил 18 разновидностей культурной ржи [34] ; в то же время В. И. и В. Ф. Антроповыми были описаны 40 её разновидностей [35] . Заметим что, как правило, на одном поле всегда встречаются сразу несколько форм ржи, например формы со светло-жёлтым, зелёным и коричневым зерном; также обычно растения различаются по степени развитости остей (заострённых отростков колосковых чешуй), степени опушенности стебля, длине колосьев, открытости зёрен и другим признакам [36] .

Рис. 16. Налитой кижский колос. Зерно такое округлое и полновесное, что некоторые путают нашу рожь с тритикале – гибридом ржи и пшеницы. Но по мере высыхания, теряя влагу, оно превращается в обычное ржаное зерно. По поводу морфологии кижской ржи можно заметить, что она относится к открытозёрной форме северной группы ржи, обычно имеет плотные колосья с прижатыми остями средней длины и наружными цветковыми чешуями с щетиновидными шипиками. Фотография О. А. Скобелева

Рис. 16. Налитой кижский колос. Зерно такое округлое и полновесное, что некоторые путают нашу рожь с тритикале – гибридом ржи и пшеницы. Но по мере высыхания, теряя влагу, оно превращается в обычное ржаное зерно. По поводу морфологии кижской ржи можно заметить, что она относится к открытозёрной форме северной группы ржи, обычно имеет плотные колосья с прижатыми остями средней длины и наружными цветковыми чешуями с щетиновидными шипиками. Фотография О. А. Скобелева

Почему мы так подробно и красочно говорим о корневой системе ржи? Потому, что матушка-рожь – рослая, статная, золотая, крепко стоящая на родной земле, вросшая в неё корнями надёжно и неразрывно, стала символом России, её жизненной силы, красоты и доброты; сыграла значительную роль не только в хозяйственно-бытовом укладе населения, но и в формировании его эстетических и даже этических предпочтений и идеалов. Собственно, как и в миру – добрая мать для добрых детей. А основа её стати и красоты – удивительные ржаные корешки.

Плодом ржи является зерновка продолговатой или овальной формы, сжатая с боков, с продольной бороздкой, проходящей по всему тулову, на верхушке пушистая или голая.

Рис. 19. Зерно ржи, выращенной на Кижах: присутствуют формы прежде всего с коричневыми, зеленоватыми, реже – с жёлтыми и синеватыми зёрнами. Фотография О. А. Скобелева

Рис. 19. Зерно ржи, выращенной на Кижах: присутствуют формы прежде всего с коричневыми, зеленоватыми, реже – с жёлтыми и синеватыми зёрнами. Фотография О. А. Скобелева

Рожь опыляется ветром и, в основном, является растением перекрёстноопыляемым (хотя на севере России и в Республике Бурятия выработались самоопыляющиеся формы ржи, гарантирующие получение зерна при неблагоприятной погоде во время цветения); как все ветроопыляемые растения, во время цветения она выделяет очень большое количество пыльцы (до 60 тысяч пыльцевых зёрен в одном цветке), так что в тихую сухую погоду над ржаными полями витает настоящее пыльцевое облако. Самоопыляться рожь обычно не может (самоопыляющиеся растения составляют не более 6 % от общего числа) и, изреженная в неурожайный год, рожь, лишённая оплодотворения пыльцой соседних растений, страдает от череззерницы (появляются колосья с полупустыми колосками) или полного бесплодия [42] .

Рис. 20. Запахивание навоза, остров Кижи, 2007 г. Фотография Б. Д. Москина

Рис. 20. Запахивание навоза, остров Кижи, 2007 г. Фотография Б. Д. Москина

При вдумчивом рассмотрении ржи – её жизненного цикла и особенностей произрастания – мне кажется, мы можем извлечь для себя, вслед за нашими прадедами, следующие жизненные уроки и ориентиры:

1. Жизнелюбивость и жизнестойкость (рожь, при хороших условиях, всходит уже на четвёртый день после посева [44] и покрывает ярким зелёным ковром холодную осеннюю землю).

3. Необходимость держаться родных корней (крепкие корни в родной земле – основа внешней и внутренней силы и красоты как ржи, так и человека).

4. Общинность мирской жизни (изреженная, недружная рожь становится бесплодной).

5. Включение холодного зимнего времени года в полнокровный жизненный цикл (чтобы расцвести весной и принести плод летом, ржи необходимо перезимовать под снежным покровом, который, с приходом православия, приобрел в крестьянской среде неписаный духовный статус Покрова Пресвятой Богородицы).

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Слово рожь произошло от слова "ражий", что означает - крепкий, здоровый и сильный. И действительно именно такими словами можно и охарактеризовать данную посевную культуру. Она служит примером происхождения культурного растения из простейшего сорняка. Выращивают ее в основном в Северном полушарии. Это растение имеет мочковатую корневую систему, стебель у него полый (его высота может доходить до двух метров). Из этой посевной культуры делают зерно.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

2) Этимологический словарь Макса Фасмера (также Викисловарь)

Рожь - род. п. ржи, укр. рож, др.-русск. ръжь, болг. ръж, сербохорв. ра̑ж, род. п. ра̏жи, словен. rеž, rž, род. п. ržȋ, чеш. rеž, род. п. rži, слвц. rаž, польск. reż, в.-луж. rоž, н.-луж. rеž, полаб. raz.
Родственно лит. rugỹs "рожь", лтш. rudzis, др.-прусск. rugis, др.-исл. rugr, др.-сакс. roggo "рожь", сюда же др.-исл. rygr "жители о. Ругия", лат. Rugii, англос. Rugas (Р. Мух, D. Stammesk. 120). Коми rud᾽źеg, удм. ǯiǯеk "рожь", морд. roź – то же заимств. из какого-то восточного и.-е. языка (перечень авторов. ). Из русск. заимств. мар. ǝržа, uržа "рожь" (Вихман, ТТ 49). От *ръжь произведено ръжанъ, прилаг., народн. аржано́й, оржано́й, укр. iржани́й, блр. iржаны́. Неверно эти формы объясняют Шрадер–Неринг (2, 266), которые предполагают заимствование из тюрк. или фин. Сомнительно родство с фрак. βρίζα (. ); абсолютно невероятно сближение с польск. местн. н. Rgielsko и др.-русск. Симарьгла, вопреки Брюкнеру (458).

3) Применение термина в русском языке

в) Национальный корпус русского языка

* Суздальская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 2001. С. 287–540 (1377): "Рожь не родисѧ по всеи нашеи земли и дорого".

* Уставная грамота митрополита Киприана владимирскому Царевоконстантиновскому монастырю (1391.10.21): ". а на велик день и на Петров день приходят к игумену что у кого в руках, а пешеходцем из сел к празнику рожь молоти, и хлебы печи, солод молоть, пива варить, на семя рожь молотить, а лен дасть игумен в села, и они прядут сежи и дели неводные наряжают, а дают из сел все люди на празник яловицу, но одинова ми, господине, добили челом, . ".

* Псковская 2-я летопись (1400-1486): "И начаша, по волостемъ и по пригородом и въ Псковѣ коупяще рожь, возити за рубѣжь; и въ Псковѣ тогда бяше зобница ржи по 70 ногатъ, а жита зобница по 50 ногат, а овса по 30 ногат, а на полтыну ржи полъ третьи зобници".
* Отпись Осьмого и подьячего Алеши о передаче Иос.-Волок. монастыря иг. Иосифу с. Спасского с дер. в Волняников. ст. Рузск. у (1504.11.04): "И та рожь высеяна на 51 десятине" (десятина = 1,09 га).

* Повесть о Псково-Печерском монастыре (1603): "Первие зимою в земли рожь под снѣгомъ подпрѣла, таже лѣтом с Петрова дни дождь беспрестани идяше и рожь до Симеонова дни не поспѣла; на положение честнаго пояса Пречистыя Богородица мразомъ поби рожь в земли и ярь".

* П. И. Якушкин. Мужицкий год (1864): "Всю степную полосу можно раздѣлить еще на двѣ полосы: въ южной полосѣ сѣютъ коноплю, овесъ, гречу, рожь и пшеницу; пшеницы даже больше, чѣмъ ржи, а въ сѣверной ― всѣ эти хлѣба, исключая пшеницы, которой почти не сѣютъ ― не родятся". . "Такъ посмотримъ, какъ живетъ народъ въ сѣверной ― ржаной части, въ которой, вѣроятно, и пословица сложилась: матушка рожь всѣхъ дураковъ кормимъ, а пшеница по выбору".

4) Обобщение и вывод

а) Сверхценность зерна заключена в его способности производить подобные зерна, обработанное зерно основная пища человека. Попав в благоприятные условия (вода, тепло), они прорастают и дают жизнь новому растению, т.е. производят потомство. Созревание - процесс прорастания зерна (семени) до конечного этапа, до образования нового семени (плода с зернами), естественный физиологический процесс любого организма.

б) Логика терминов "зерно" и "рожь"

Последовательность: зерно (семя) – прорастание (созревание) – образование плода с зернами – зерна.

ЗЕРНО - ЗРЕЕТ - РОЖЬ (зерно); скорее всего в терминологии общий смысл (значение), указание на семя, зерно. Имя предмета должно отвечать на вопросы философии: что это?, для чего это?, как это?

ЗЕРНО = семя, семена - РОЖЬ = семя, семена; следовательно, термины тождественны, разница в графике, в исторической передаче некоторых знаков (букв) с одной алфавитной системы на другую.

Вывод
Средствами русского языка мы не можем объяснить термин РОЖЬ. Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейскими образами и терминологией, объяснить тождественность терминов с учетом графики (знаков, букв).

5) Терминология иврита и библейский образ

РОЖЬ = удалим гласные (иврит, язык согласных) и выделим корень = Ж.Р.

Общий вид
РОЖЬ = корень Ж.Р. = ивр. корень З.Р., с огласовками ЗЕРА זֶרַע семя, зерно; термины тождественны.

в) Пояснение транслитерации (передача слова другим алфавитом)

* Лингвисты XIX века выявили, что ряд букв иврита при передаче библейских имен и терминов на русский язык претерпевали фонетические изменения (в слове заменялись звуки, буквы); см. ЕЭБЕ, ст. "Алфавит сравнительный". Для русских букв отсутствующих в иврите: Ж, Ч, Щ, объяснения не приведены; топоним РОЖЬ представляет трудность для комментатора, т.к. в иврите отсутствует буква Ж.

* Примеры исторических чередований Ж-З обнаруженные опытным путем

ЖЕРЕ+Б+ЕЦ = ЗЕРА זֶרַע семя, сперма, потомство + Б (связка слова) בְּ в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА יצא, יָצָא выходить, выбрасывать, производить; рождаться; жеребец - производитель спермы (потомства).
ЖЕРНОВЪ = ЖЕР + НОВЪ, прочитано наоборот - ЪВОН = ЗЕРА ивр. זֶרַע семя (зерно) + ЪВОН אֶבֶן камень; т.е. камень для зерна, камень для растирания зерна.

Таким образом, используя библейские образы и терминологию, мы приходим к выводу, что русский термин РОЖЬ и библейский термин ЗЕРА - тождественны, обозначают один предмет действительности - зерно, семя. Следовательно, согласно законам логики, один термин можно выводить из другого. Замена буквы иврита ЗАИН (З) на русскую букву Ж можно считать территориальной версией термина ЗЕРА.

Читайте также: