Происхождение слова рожь кратко
Обновлено: 05.07.2024
рожь - род. п. ржи, укр. рож, др.-русск. ръжь, болг. ръж, сербохорв. раж, род. п. ражи, словен. rеz, rz, род. п. rzi, чеш. rеz, род. п. rzi, слвц. rаz, польск. rez, в.-луж. rоz, н.-луж. rеz, полаб. raz. Родственно лит. rugys "рожь", лтш. rudzis, др.-прусск. rugis, др.-исл. rugr, др.-сакс. roggo "рожь", сюда же др.-исл. rygr "жители о. Ругия", лат. Rugii, англос. Rugas (Р. Мух, D. Stammesk. 120). Коми rudzеg, удм. iеk "рожь", морд. roz – то же заимств. из какого-то восточного и.-е. языка (Паасонен, Мordw. Chrest. 119; JSFOu 23, No 24, 1 и сл.; FUF Anz. 15, 37; ср. Траутман, ВSW 246; Арr. Sprd. 416; М.–Э. 3, 555; Торп 350; Хольтхаузен, Awn. Wb. 233). Из русск. заимств. мар. rzа, urzа "рожь" (Вихман, ТТ 49). От *ръжь произведено ръжанъ, прилаг., народн. аржаной, оржаной, укр. iржаний, блр. iржаны. Неверно эти формы объясняют Шрадер–Неринг (2, 266), которые предполагают заимствование из тюрк. или фин. Сомнительно родство с фрак. (Г. Майер, ВВ 20, 121; Фик, ВВ 29, 241); абсолютно невероятно сближение с польск. местн. н. Rgielsko и др.-русск. Симарьгла, вопреки Брюкнеру (458).
Соседние слова
род. п. ржи, укр. рож, др.-русск. ръжь, болг . ръж, сербохорв. раж, род. п. ражи, словен. rеz, rz, род. п. rzi, чеш. rеz, род. п. rzi, слвц. rаz, польск. rez, в.-луж. rоz, н.-луж. rеz, полаб. raz. Родственно лит. rugys "рожь", лтш. rudzis, др.-прусск. rugis, др.-исл. rugr, др.-сакс. roggo "рожь", сюда же др.-исл. rygr "жители о. Ругия", лат. Rugii, англос. Rugas (Р. Мух, D. Stammesk. 120). Коми rudzеg, удм. iеk "рожь", морд. roz – то же заимств. из какого-то восточного и.-е. языка (Паасонен, Мordw. Chrest. 119; JSFOu 23, No 24, 1 и сл.; FUF Anz. 15, 37; ср. Траутман, ВSW 246; Арr. Sprd. 416; М.–Э. 3, 555; Торп 350; Хольтхаузен, Awn. Wb. 233). Из русск. заимств. мар. rzа, urzа "рожь" (Вихман, ТТ 49). От *ръжь произведено ръжанъ, прилаг., народн. аржаной, оржаной , укр. iржаний, блр. iржаны. Неверно эти формы объясняют Шрадер–Неринг (2, 266), которые предполагают заимствование из тюрк. или фин. Сомнительно родство с фрак . (Г. Майер , ВВ 20, 121; Фик, ВВ 29, 241); абсолютно невероятно сближение с польск. местн. н. Rgielsko и др.-русск. Симарьгла, вопреки Брюкнеру (458).
Самые ранние письменные свидетельства о возделывании ржи в Европе встречаются в летописях I в. н. э., а первые сведения о возделывании этой культуры в Древней Руси – в летописях 1056–1115 гг.
К концу ХIХ в. рожь в лесной полосе России приобрела ещё большее значение: под неё отводилось от 30 до 60 % общей посевной площади, в то время как пшеница занимала менее 1%. В Олонецкой губернии соотношение площадей посевов хлебов на 1881 г. было следующим: под рожь занято 44,53% засеваемой земли, под овёс – 41,97%, под ячмень – 13,18%, под пшеницу – 0, 32%, гречиха высевалась всего на 24 десятинах (1 десятина равна 1,0925 га).
2) Этимологический словарь Макса Фасмера (также Викисловарь)
Рожь - род. п. ржи, укр. рож, др.-русск. ръжь, болг. ръж, сербохорв. раж, род. п. ражи, словен. rеz, rz, род. п. rzi, чеш. rеz, род. п. rzi, слвц. rаz, польск. rezz, в.-луж. rоz, н.-луж. rеz, полаб. raz.
Родственно лит. rugys "рожь", лтш. rudzis, др.-прусск. rugis, др.-исл. rugr, др.-сакс. roggo "рожь", сюда же др.-исл. rygr "жители о. Ругия", лат. Rugii, англос. Rugas (Р. Мух, D. Stammesk. 120). Коми rudzеg, удм. . "рожь", морд. roz – то же заимств. из какого-то восточного и.-е. языка (перечень авторов. ). Из русск. заимств. мар. еrzа, urzа "рожь" (Вихман, ТТ 49). От *ръжь произведено ръжанъ, прилаг., народн. аржаной, оржано;й, укр. iржани;й, блр. iржаны. Неверно эти формы объясняют Шрадер–Неринг (2, 266), которые предполагают заимствование из тюрк. или фин. Сомнительно родство с фрак. . ; абсолютно невероятно сближение с польск. местн. н. Rgielsko и др.-русск. Симарьгла, вопреки Брюкнеру (458).
3) Применение термина в русском языке
в) Национальный корпус русского языка
* Суздальская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 2001. С. 287–540 (1377): "Рожь не родися по всеи нашеи земли и дорого".
* Уставная грамота митрополита Киприана владимирскому Царевоконстантиновскому монастырю (1391.10.21): ". а на велик день и на Петров день приходят к игумену что у кого в руках, а пешеходцем из сел к празнику рожь молоти, и хлебы печи, солод молоть, пива варить, на семя рожь молотить, а лен дасть игумен в села, и они прядут сежи и дели неводные наряжают, а дают из сел все люди на празник яловицу, но одинова ми, господине, добили челом, . ".
* Псковская 2-я летопись (1400-1486): "И начаша, по волостемъ и по пригородом и въ Пскове коупяще рожь, возити за рубежь; и въ Пскове тогда бяше зобница ржи по 70 ногатъ, а жита зобница по 50 ногат, а овса по 30 ногат, а на полтыну ржи полъ третьи зобници".
* Отпись Осьмого и подьячего Алеши о передаче Иос.-Волок. монастыря иг. Иосифу с. Спасского с дер. в Волняников. ст. Рузск. у (1504.11.04): "И та рожь высеяна на 51 десятине" (десятина = 1,09 га).
* Повесть о Псково-Печерском монастыре (1603): "Первие зимою в земли рожь под сн;гомъ подпрела, таже летом с Петрова дни дождь беспрестани идяше и рожь до Симеонова дни не поспела; на положение честнаго пояса Пречистыя Богородица мразомъ поби рожь в земли и ярь".
* П. И. Якушкин. Мужицкий год (1864): "Всю степную можно разделить еще на две полосы: въ южной полосе сеютъ коноплю, овесъ, гречу, рожь и пшеницу; пшеницы даже больше, чемъ ржи, а въ северной ; все эти хлеба, исключая пшеницы, которой почти не сеютъ - не родятся". . "Такъ посмотримъ, какъ живетъ народъ въ северной - ржаной части, въ которой, вероятно, и пословица сложилась: матушка рожь всехъ дураковъ кормимъ, а пшеница по выбору".
4) Обобщение и вывод
а) Сверхценность зерна заключена в его способности производить подобные зерна, обработанное зерно основная пища человека. Попав в благоприятные условия (вода, тепло), они прорастают и дают жизнь новому растению, т.е. производят потомство. Созревание - процесс прорастания зерна (семени) до конечного этапа, до образования нового семени (плода с зернами), естественный физиологический процесс любого организма.
б) Логика терминов "зерно" и "рожь"
Последовательность: зерно (семя) – прорастание (созревание) – образование плода с зернами – зерна.
ЗЕРНО - ЗРЕЕТ - РОЖЬ (зерно); скорее всего в терминологии общий смысл (значение), указание на семя, зерно. Имя предмета должно отвечать на вопросы философии: что это?, для чего это?, как это?
ЗЕРНО = семя, семена - РОЖЬ = семя, семена; следовательно, термины тождественны, разница в графике, в исторической передаче некоторых знаков (букв) с одной алфавитной системы на другую.
Вывод
Средствами русского языка мы не можем объяснить термин РОЖЬ. Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейскими образами и терминологией, объяснить тождественность терминов с учетом графики (знаков, букв).
5) Терминология иврита и библейский образ
РОЖЬ = удалим гласные (иврит, язык согласных), прочитаем наоборот (как в иврите) и выделим корень = Ж.Р.
РОЖЬ = наоборот корень Ж.Р. = ивр. корень З.Р., с огласовками ЗЕРА семя, зерно; термины тождественны.
в) Пояснение транслитерации (передача слова другим алфавитом)
* Лингвисты XIX века выявили, что ряд букв иврита при передаче библейских имен и терминов на русский язык претерпевали фонетические изменения (в слове заменялись звуки, буквы); см. ЕЭБЕ, ст. "Алфавит сравнительный". Для русских букв отсутствующих в иврите: Ж, Ч, Щ, объяснения не приведены; топоним РОЖЬ представляет трудность для комментатора, т.к. в иврите отсутствует буква Ж.
* Примеры исторических чередований Ж-З обнаруженные опытным путем
ЖЕРЕ+Б+ЕЦ = ЗЕРА семя, сперма, потомство + Б (связка слова) в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА выходить, выбрасывать, производить, рождаться; жеребец - производитель спермы (потомства).
ЖЕРНОВЪ = ЖЕР + НОВЪ, прочитано наоборот - ЪВОН = ЗЕРА ивр. семя (зерно) + ЪВОН камень; т.е. камень для зерна, камень для растирания зерна.
Таким образом, используя библейские образы и терминологию, мы приходим к выводу, что русский термин РОЖЬ и библейский термин ЗЕРА - тождественны, обозначают один предмет действительности - зерно, семя. Следовательно, согласно законам логики, один термин можно выводить из другого. Замена буквы иврита ЗАИН (З) на русскую букву Ж можно считать территориальной версией термина иврита ЗЕРА.
Скобелев О.А.
Матушка-рожь. Происхождение, история, описание и культурно-хозяйственное значение ржи
В брошюре рассказывается о происхождении, истории и хозяйственном значении культурной ржи. Издание предназначено для всех интересующихся традиционной культурой Русского Севера.
Рожь появилась на страницах истории человечества в своём значении полевой хлебной культуры относительно недавно. По современным археологическим данным, первыми хлебными злаками, которые начал выращивать человек на территории Евразии, были ячмень, пшеница и, возможно, рис. Культуры пшеницы и ячменя являются очень древними: наиболее ранние находки зёрен пшеницы (одного из видов полбы) в местечке Джармо в Северном Двуречье датируются 7 тыс. до н. э.; первые находки двурядного дикого ячменя обнаружены в Южной Иордании и Хузестане и также относятся к 7 тыс. до н. э. В Европе мягкая пшеница была известна за 3000 лет до н. э. и даже ранее (в Швейцарии, Англии, Германии и Дании) [1] .
Родоначальником современной культурной ржи является сорно-полевая рожь (Secale segetale) Юго-Западной Азии (наиболее вероятно, северо-западной части Ирана, северо-восточной части Турции и южного Закавказья) [2] , с незапамятных времён засорявшая местные посевы пшеницы и ячменя.
Рис. 1. Рожь, выращиваемая на острове Кижи, 2008 г. Фотография Б. Д. МоскинаТам же. С. 40 (приложение). Рис. 2. Центр происхождения культурной ржи и географическое распространение её ботанических разновидностей, 1935 г.3
Рис. 3. Бабки ржи – первичные клади снопов – на острове Кижи, 2008 г. Кто знает, когда и где они, бабки, впервые появились… Фотография Б. Д. Москина
Движение ржи от очагов древнего земледелия на территорию нынешней России и Западной Европы происходило, по мнению учёных, через Кавказ [7] . При продвижении комплексного хозяйства и земледелия как его неотъемлемой части всё далее на север всё отчётливее обнаруживались преимущества ржи как растения более зимостойкого, более выносливого и неприхотливого. Человек переносил к северу посевы пшеницы, засорённые сорно-полевой рожью, но пшеница в суровых условиях выпадала, а рожь приносила урожаи. Северный земледелец опирался на естественный отбор. Рожь, выдвинутая не столько искусственным, сколько естественным отбором, служит примером происхождения культурного растения из сорняка-спутника [8] .
Почему же рожь, сопровождая в посевах пшеницу, на севере получила преимущество перед нею? Рожь, как и пшеница, растение южного происхождения, но за ряд тысячелетий она стала намного более морозостойкой, чем пшеница. Дело в том, что пшеница растение самоопыляемое, она самооплодотворяется, и гены морозостойкости, возникавшие у отдельных растений, при размножении не могли соединиться в блоки таких генов; рожь – перекрёстноопыляемое растение и вследствие перекрёстного опыления может образовывать блоки морозостойких генов [9] .
Например, в Заонежье, на островах Кижи и Волкостров, начало подсечного земледелия и культивирования ржи, ячменя, овса и пшеницы имело место около 900 г., что установлено палеоботаническими исследованиями [12] .
Рис. 5. Рожь на севере (остров Кижи, 62º05’ с. ш.). Сгребание провеянного зерна, 2008 г. Фотография Б. Д. Москина Рис. 6. Трёхполье в июне: слева – молодой овёс, в центре – зацветающая рожь, справа – паровое поле, 2007 г. Фотография О. А. Скобелева
На севере же лесной полосы озимую рожь обычно сеяли и на подсеках, и на полях, вплоть до ХХ в.; там преобладание ржи над пшеницей, по нашему мнению, было обусловлено установившейся суровостью климата. Озимая рожь была призвана также страховать более подверженные отрицательным природным воздействиям яровые (главным образом овёс); можно говорить и о взаимной страховке в паре озимые – яровые: нередко в год неурожая озимых хорошо родят яровые и наоборот [14] – т. е. земледелец всё же не остаётся без хлеба. В случае же гибели озимых (обычно выпревание или вымерзание) у него есть возможность весной пересеять опустошённое озимое поле яровыми культурами.
Рис. 7. Ржаной хлебушек внарезку – полмякушки и полбуханки. Фотография О. А. Скобелева
На самом севере земледельческой зоны рожь замещал ячмень, который, как яровой злак с самым коротким периодом вегетации, способен вызревать даже на полярной границе земледелия, где рожь не выдерживает суровых климатических условий.
Рис. 8. Жнитва – время жней. Жница порою сливается с убираемой рожью. 2014 г. Фотография Б. Д. Москина Рис. 9. Бабка сжатой ржи и поле поспевающего овса за ней, остров Кижи, 2004 г. Фотография Р. С. Мартьянова Рис. 10. Поле спелой ржи, солома обычного цвета с участием розовой, остров Кижи, 2004 г. Фотография Р. С. Мартьянова
Простирались владения светло-золотой царицы полей в России от Балтики до Тихого океана; от Воронежа и Липецка, расположенных приблизительно на широте 52 градуса, до 69-го градуса северной широты в Европе [23] ; ну а в Сибири они занимали подавляющее большинство лесных пахотных земель, поднимаясь к северу до 64 градуса широты по рекам Лене, Вилюю и Алдану с их притоками [24] .
Рис. 11. Доброта ржаного поля привлекает и укрывает ребёнка… Кстати, хорошо заметен восковой налёт на стеблях и листьях зелёной ржи. Остров Кижи, июнь 2008 г. Фотография О. А. Скобелева
о прошлом Русского Севера, наконец, вспоминая своего деда Кузьму Никитича и его работу на земле. Дедов дом в Тверской губернии окружали со всех сторон поля, и каждое поле для нас, внуков, было как море, и больше всего среди них было морей матушки-ржи. Моря ржи скрывали и птиц, и зайцев с лисами, и нас, и даже коров, если пастухи недоглядели, – высоченная она была, неоглядная…
Рис. 12. Жнитва – дело артельное, согласное. Остров Кижи, 2008 г. Фотография О. А. Скобелева
Рис. 13. Портрет Плиния Старшего (23–24.08.79 г. н. э.)
Но мы поведём дальше наш обстоятельный рассказ о любимом чёрном хлебушке и матушке-ржи. Какова же она, рожь, объединившая многие северные народы и сыгравшая в их судьбе столь значительную роль? Давайте теперь посмотрим на это замечательное культурное растение взором, вооружённым знаниями палеоботаники, систематики и других наук о растениях.
Рис. 14. Вот они – ржаные красота и здоровье! Можно также отметить, что рожь на Кижах принадлежит к формам с белыми и жёлтыми колосьями. 2014 г. Фотография Б. Д. Москина Рис. 15. Рожь посевная, Secale cereale. Общий вид растения, цветущего и спелого колоса, колосков и зёрен
Внутри вида ржи посевной ещё в конце ХIХ столетия Кёрнике выделил 5 разновидностей; позже В. Д. Кобылянским также были выделены пять подвидов [33] . Н. И. Вавилов, проведя большую работу, установил 18 разновидностей культурной ржи [34] ; в то же время В. И. и В. Ф. Антроповыми были описаны 40 её разновидностей [35] . Заметим что, как правило, на одном поле всегда встречаются сразу несколько форм ржи, например формы со светло-жёлтым, зелёным и коричневым зерном; также обычно растения различаются по степени развитости остей (заострённых отростков колосковых чешуй), степени опушенности стебля, длине колосьев, открытости зёрен и другим признакам [36] .
Рис. 16. Налитой кижский колос. Зерно такое округлое и полновесное, что некоторые путают нашу рожь с тритикале – гибридом ржи и пшеницы. Но по мере высыхания, теряя влагу, оно превращается в обычное ржаное зерно. По поводу морфологии кижской ржи можно заметить, что она относится к открытозёрной форме северной группы ржи, обычно имеет плотные колосья с прижатыми остями средней длины и наружными цветковыми чешуями с щетиновидными шипиками. Фотография О. А. Скобелева
Почему мы так подробно и красочно говорим о корневой системе ржи? Потому, что матушка-рожь – рослая, статная, золотая, крепко стоящая на родной земле, вросшая в неё корнями надёжно и неразрывно, стала символом России, её жизненной силы, красоты и доброты; сыграла значительную роль не только в хозяйственно-бытовом укладе населения, но и в формировании его эстетических и даже этических предпочтений и идеалов. Собственно, как и в миру – добрая мать для добрых детей. А основа её стати и красоты – удивительные ржаные корешки.
Плодом ржи является зерновка продолговатой или овальной формы, сжатая с боков, с продольной бороздкой, проходящей по всему тулову, на верхушке пушистая или голая.
Рис. 19. Зерно ржи, выращенной на Кижах: присутствуют формы прежде всего с коричневыми, зеленоватыми, реже – с жёлтыми и синеватыми зёрнами. Фотография О. А. Скобелева
Рожь опыляется ветром и, в основном, является растением перекрёстноопыляемым (хотя на севере России и в Республике Бурятия выработались самоопыляющиеся формы ржи, гарантирующие получение зерна при неблагоприятной погоде во время цветения); как все ветроопыляемые растения, во время цветения она выделяет очень большое количество пыльцы (до 60 тысяч пыльцевых зёрен в одном цветке), так что в тихую сухую погоду над ржаными полями витает настоящее пыльцевое облако. Самоопыляться рожь обычно не может (самоопыляющиеся растения составляют не более 6 % от общего числа) и, изреженная в неурожайный год, рожь, лишённая оплодотворения пыльцой соседних растений, страдает от череззерницы (появляются колосья с полупустыми колосками) или полного бесплодия [42] .
Рис. 20. Запахивание навоза, остров Кижи, 2007 г. Фотография Б. Д. Москина
При вдумчивом рассмотрении ржи – её жизненного цикла и особенностей произрастания – мне кажется, мы можем извлечь для себя, вслед за нашими прадедами, следующие жизненные уроки и ориентиры:
1. Жизнелюбивость и жизнестойкость (рожь, при хороших условиях, всходит уже на четвёртый день после посева [44] и покрывает ярким зелёным ковром холодную осеннюю землю).
3. Необходимость держаться родных корней (крепкие корни в родной земле – основа внешней и внутренней силы и красоты как ржи, так и человека).
4. Общинность мирской жизни (изреженная, недружная рожь становится бесплодной).
5. Включение холодного зимнего времени года в полнокровный жизненный цикл (чтобы расцвести весной и принести плод летом, ржи необходимо перезимовать под снежным покровом, который, с приходом православия, приобрел в крестьянской среде неписаный духовный статус Покрова Пресвятой Богородицы).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Слово рожь произошло от слова "ражий", что означает - крепкий, здоровый и сильный. И действительно именно такими словами можно и охарактеризовать данную посевную культуру. Она служит примером происхождения культурного растения из простейшего сорняка. Выращивают ее в основном в Северном полушарии. Это растение имеет мочковатую корневую систему, стебель у него полый (его высота может доходить до двух метров). Из этой посевной культуры делают зерно.
Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
2) Этимологический словарь Макса Фасмера (также Викисловарь)
Рожь - род. п. ржи, укр. рож, др.-русск. ръжь, болг. ръж, сербохорв. ра̑ж, род. п. ра̏жи, словен. rеž, rž, род. п. ržȋ, чеш. rеž, род. п. rži, слвц. rаž, польск. reż, в.-луж. rоž, н.-луж. rеž, полаб. raz.
Родственно лит. rugỹs "рожь", лтш. rudzis, др.-прусск. rugis, др.-исл. rugr, др.-сакс. roggo "рожь", сюда же др.-исл. rygr "жители о. Ругия", лат. Rugii, англос. Rugas (Р. Мух, D. Stammesk. 120). Коми rud᾽źеg, удм. ǯiǯеk "рожь", морд. roź – то же заимств. из какого-то восточного и.-е. языка (перечень авторов. ). Из русск. заимств. мар. ǝržа, uržа "рожь" (Вихман, ТТ 49). От *ръжь произведено ръжанъ, прилаг., народн. аржано́й, оржано́й, укр. iржани́й, блр. iржаны́. Неверно эти формы объясняют Шрадер–Неринг (2, 266), которые предполагают заимствование из тюрк. или фин. Сомнительно родство с фрак. βρίζα (. ); абсолютно невероятно сближение с польск. местн. н. Rgielsko и др.-русск. Симарьгла, вопреки Брюкнеру (458).
3) Применение термина в русском языке
в) Национальный корпус русского языка
* Суздальская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 2001. С. 287–540 (1377): "Рожь не родисѧ по всеи нашеи земли и дорого".
* Уставная грамота митрополита Киприана владимирскому Царевоконстантиновскому монастырю (1391.10.21): ". а на велик день и на Петров день приходят к игумену что у кого в руках, а пешеходцем из сел к празнику рожь молоти, и хлебы печи, солод молоть, пива варить, на семя рожь молотить, а лен дасть игумен в села, и они прядут сежи и дели неводные наряжают, а дают из сел все люди на празник яловицу, но одинова ми, господине, добили челом, . ".
* Псковская 2-я летопись (1400-1486): "И начаша, по волостемъ и по пригородом и въ Псковѣ коупяще рожь, возити за рубѣжь; и въ Псковѣ тогда бяше зобница ржи по 70 ногатъ, а жита зобница по 50 ногат, а овса по 30 ногат, а на полтыну ржи полъ третьи зобници".
* Отпись Осьмого и подьячего Алеши о передаче Иос.-Волок. монастыря иг. Иосифу с. Спасского с дер. в Волняников. ст. Рузск. у (1504.11.04): "И та рожь высеяна на 51 десятине" (десятина = 1,09 га).
* Повесть о Псково-Печерском монастыре (1603): "Первие зимою в земли рожь под снѣгомъ подпрѣла, таже лѣтом с Петрова дни дождь беспрестани идяше и рожь до Симеонова дни не поспѣла; на положение честнаго пояса Пречистыя Богородица мразомъ поби рожь в земли и ярь".
* П. И. Якушкин. Мужицкий год (1864): "Всю степную полосу можно раздѣлить еще на двѣ полосы: въ южной полосѣ сѣютъ коноплю, овесъ, гречу, рожь и пшеницу; пшеницы даже больше, чѣмъ ржи, а въ сѣверной ― всѣ эти хлѣба, исключая пшеницы, которой почти не сѣютъ ― не родятся". . "Такъ посмотримъ, какъ живетъ народъ въ сѣверной ― ржаной части, въ которой, вѣроятно, и пословица сложилась: матушка рожь всѣхъ дураковъ кормимъ, а пшеница по выбору".
4) Обобщение и вывод
а) Сверхценность зерна заключена в его способности производить подобные зерна, обработанное зерно основная пища человека. Попав в благоприятные условия (вода, тепло), они прорастают и дают жизнь новому растению, т.е. производят потомство. Созревание - процесс прорастания зерна (семени) до конечного этапа, до образования нового семени (плода с зернами), естественный физиологический процесс любого организма.
б) Логика терминов "зерно" и "рожь"
Последовательность: зерно (семя) – прорастание (созревание) – образование плода с зернами – зерна.
ЗЕРНО - ЗРЕЕТ - РОЖЬ (зерно); скорее всего в терминологии общий смысл (значение), указание на семя, зерно. Имя предмета должно отвечать на вопросы философии: что это?, для чего это?, как это?
ЗЕРНО = семя, семена - РОЖЬ = семя, семена; следовательно, термины тождественны, разница в графике, в исторической передаче некоторых знаков (букв) с одной алфавитной системы на другую.
Вывод
Средствами русского языка мы не можем объяснить термин РОЖЬ. Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейскими образами и терминологией, объяснить тождественность терминов с учетом графики (знаков, букв).
5) Терминология иврита и библейский образ
РОЖЬ = удалим гласные (иврит, язык согласных) и выделим корень = Ж.Р.
Общий вид
РОЖЬ = корень Ж.Р. = ивр. корень З.Р., с огласовками ЗЕРА זֶרַע семя, зерно; термины тождественны.
в) Пояснение транслитерации (передача слова другим алфавитом)
* Лингвисты XIX века выявили, что ряд букв иврита при передаче библейских имен и терминов на русский язык претерпевали фонетические изменения (в слове заменялись звуки, буквы); см. ЕЭБЕ, ст. "Алфавит сравнительный". Для русских букв отсутствующих в иврите: Ж, Ч, Щ, объяснения не приведены; топоним РОЖЬ представляет трудность для комментатора, т.к. в иврите отсутствует буква Ж.
* Примеры исторических чередований Ж-З обнаруженные опытным путем
ЖЕРЕ+Б+ЕЦ = ЗЕРА זֶרַע семя, сперма, потомство + Б (связка слова) בְּ в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА יצא, יָצָא выходить, выбрасывать, производить; рождаться; жеребец - производитель спермы (потомства).
ЖЕРНОВЪ = ЖЕР + НОВЪ, прочитано наоборот - ЪВОН = ЗЕРА ивр. זֶרַע семя (зерно) + ЪВОН אֶבֶן камень; т.е. камень для зерна, камень для растирания зерна.
Таким образом, используя библейские образы и терминологию, мы приходим к выводу, что русский термин РОЖЬ и библейский термин ЗЕРА - тождественны, обозначают один предмет действительности - зерно, семя. Следовательно, согласно законам логики, один термин можно выводить из другого. Замена буквы иврита ЗАИН (З) на русскую букву Ж можно считать территориальной версией термина ЗЕРА.
Читайте также: