Устная речевая коммуникация кратко

Обновлено: 02.07.2024

Оральность - одна из древнейших форм человеческого общения. Поделитесь этой позой с невербальными звуками и рисованием. До появления письменности устное общение использовалось для записи повседневной деятельности. Это было особенно полезно в случае длинных и сложных историй.

Кроме того, с годами устное общение оказалось более эффективным, чем письменное, в передаче чувств, отношений и реакций. Эта форма общения более эффективна, поскольку включает не только слова говорящего, но также включает изменения тона, оттенка, скорости и громкости голоса.

Характеристики устного общения

Естественная способность

Таким же образом, артикуляторы (язык, зубы и др.), Другие полости и мышцы участвуют в модуляции. С другой стороны, для приема нужны органы слуха.

Двунаправленность

Для любого устного общения требуется как минимум один передатчик (или кодировщик) и один приемник (или декодер). Как правило, в процессе оба они чередуются ролями, по очереди занимая эти должности. Это отличает его от других форм, которые явно однонаправлены.

Мимолетный характер

При устном общении и отправитель, и получатель должны занимать одно и то же временное положение во время коммуникативного акта.

В прошлом они также должны были занимать одно и то же физическое пространство. Тем не менее, развитие коммуникаций дает возможность соединять людей на расстоянии тысяч километров друг от друга.

Мимолетный характер этого обмена данными вынуждает кодировать, декодировать информационное содержание, и обратная связь происходит в течение короткого периода времени. Чем дольше длятся эти три процесса, тем больше вероятность плохой коммуникации.

Неформальный контекст

Из-за быстротечности их характера в большинстве случаев разговоры невозможно проверить, поскольку они не оставляют записей.

Поэтому они ассоциируются с довольно неформальным контекстом. Поэтому, помимо прочего, устное общение не очень часто используется в формальных обстоятельствах, например, в юридических.

Ошибки производительности

Поскольку это неформально, в устном общении часто возникают ошибки. Среди них можно упомянуть банальности, заполнители и незаконченные предложения.

Точно так же часто встречаются ошибки в согласовании, ненужное использование увеличивающих или уменьшительных форм и языковые несоответствия.

Возможность сомнения и исправления

Отражение разнообразия

Нет единого способа говорить, даже среди тех, кто говорит на одном языке. Происхождение и культура тех, кто участвует в диалоге, могут быть раскрыты в процессе.

Таким образом, устное общение может отражать социальное, языковое и даже географическое разнообразие. Эту возможность предлагает использование идиом, стиля и акцентов с обеих сторон разговора.

Тело и проксемическая поддержка

Эта поддержка может облегчить их понимание. Иногда это может даже продемонстрировать истинные намерения эмитента.

Элементы устного общения

Передатчик

Получатель

Канал

Код

Обратная связь

Кодирование

Кодирование состоит из процесса изменения, которое отправитель производит, чтобы передать передаваемое содержимое из его мысленной формы в шаблон, понятный получателю.

Обычно это делается с помощью слов, символов, изображений и звуков. Теперь в случае устного общения используется устное слово.

Расшифровка

Ситуация

Типы устного общения

Спонтанное устное общение

Спонтанное устное общение носит неформальный характер. По преимуществу репрезентативным выражением этого типа общения является беседа.

Это инструмент обмена информацией о повседневных жизненных ситуациях. Это личное, и через него делятся ситуации, чувства и точки зрения.

Разговоры происходят без наличия заранее установленного жесткого плана. Требуется лишь небольшая согласованность в общем контенте и благоприятный контекст для его понимания. Незапланированный, он может быть наполнен эмоциональными и необдуманными ситуациями, а иногда и казаться беспорядочным.

Планируемое устное общение

Запланированное устное общение является ответом на ранее изложенное планирование. Это планирование включает заранее разработанные темы или структуру, рекомендации и любые ресурсы, которые помогают поддерживать общение на определенных уровнях.

В этом типе коммуникации вы можете найти, с одной стороны, однонаправленные запланированные коммуникации, то есть те, которые имеют одного эмитента, обращающегося к аудитории. В рамках этого класса, среди прочего, проходят конференции, выступления и мастер-классы.

С другой стороны, планируется разнонаправленное устное общение. В них у вас есть группа собеседников, обращающихся к аудитории.

Этот тип общения наблюдается в дебатах, в которых различные эмитенты высказывают свое мнение и точки зрения по ранее определенной теме.

Преимущество

  1. Устное общение носит межличностный характер. По этой причине высокий уровень понимания и прозрачности.
  2. Для него характерна быстрая и спонтанная обратная связь. Следовательно, можно принимать быстрые решения.
  3. Нет жесткости. Это обеспечивает большую гибкость в принятии решений. Эти решения могут меняться в процессе обмена информацией.
  4. Устное общение эффективно при решении внезапных проблем. Его простота, скорость и маневренность позволяют оценивать подходы и быстро внедрять эти решения.
  5. Устное общение экономит время, деньги и усилия. Таким образом, предпочтительнее использовать именно этот тип связи.
  6. Этот тип общения приносит благополучие и удовольствие. И это способствует совместной работе и обмену информацией. Это также увеличивает групповую энергию в рабочих командах.

Недостатки

Примеры

Примеры спонтанного или неформального устного общения включают личные и телефонные разговоры. Благодаря технологическим достижениям последних лет этот тип взаимодействия стал возможен через социальные сети и аудио- и видео-приложения.

Из формальной или плановой стороны можно упомянуть презентации, сделанные во время деловых встреч и лекций в аудиториях. Точно так же в эту классификацию попадают речи или разговоры, произносимые по поводу выпускных церемоний или особо важных событий.

Несомненно, чувства, эмоции и отношения людей являются очень важными факторами, влияющими на успешную коммуникацию. Но для делового общения важна не только передача эмоциональных состояний, но и передачу информации, которая происходит с помощью речи.

Речь как средство коммуникации

Вербальная (от лат. verbalis – словесный) коммуникация осуществляется с помощью речи или языка.

Вербальные средства общения – это письменная и устная речь, чтение и слушание. С помощью устной и письменной речи создаётся текст, являющийся процессом передачи информации, а слушание и чтение помогают воспринимать текст, в котором заложена информация.

Виды речевой деятельности

С точки зрения механизмов кодирования – декодирования информации речевая деятельность состоит из четырёх основных аспектов, называющихся видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

  • Говорение представляет собой отправку речевых акустических сигналов, которые несут информацию.
  • Слушание (или аудирование) является восприятием речевых акустических сигналов и их понимание.
  • Письмом называют зашифровку речевых сигналов при помощи графических символов.
  • Чтение представляет собой расшифровку графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации человек активизирует, когда говорит и пишет, декодирования – когда слушает и читает. Разговаривая и слушая, человек использует акустические сигналы, а при письме и чтении – графические знаки.

Эти виды речевой деятельности являются основой в процессе речевой коммуникации. Эффективность и успешность речевого общения человека зависит от того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности.

Речь можно разделить на внутреннюю, когда человек мысленно разговаривает сам с собой, через которую он осознаёт мотивы своего поведения, планирует и управляет деятельностью; и внешнюю, которая направлена на партнера по общению (рис. 1). Внутренняя речь не является коммуникацией, так как не подразумевает диалога.

Виды речевой деятельности


Рис. 1. - Виды речи

Внутренняя речь является основанием для внешней. При переводе содержания внутренней речи во внешнюю существует трудность проговаривания вслух (это можно проследить в устных ответах студентов, которые наглядно отражают эти трудности).

Виды внешней речи

Внешняя речь бывает устной и письменной.

Устная речь

Устная речь представляет собой такой вид внешней речи, при котором слова озвучиваются, она использует систему фонетических и просодических средств выражения. Такой вид речи появляется в процессе говорения. Она характеризуется словесной импровизацией и некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает свобода в выборе лексики, используются простые предложения, употребляются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, повторы, незаконченность выражения мысли.

Письменная речь

Отличие устной речи от письменной

Эти отличия необходимо учитывать в процессе делового общения. Заключаются они в характере адресата. Письменную речь обычно направляют к отсутствующим. Люди, которые пишут, не могут увидеть своего партнера по общению, а могут только мысленно представить его. На письменную речь не имеют влияния реакции воспринимающих её людей при прочтении.

Устная же речь предполагает наличие собеседника. Тот, кто говорит, и тот, кто слушает, в большинстве случаев не только слышат, но и видят один другого. Поэтому устная речь зависима от её восприятия другими людьми. Реакции одобрения или неодобрения, демонстрация понимания или непонимания могут оказать влияние на характер речи, изменить её в зависимости от этой реакции.

Человек, который говорит, создаёт свою речь незамедлительно: он одновременно должен преподнести и содержание и форму. У того, кто пишет, всегда есть возможность изменить свой текст, исправлять его по своему усмотрению.

Характер восприятия устной и письменной речи

Восприятие устной и письменной речи отличается. Письменная речь рассчитывается с условием на зрительное восприятие. Когда человек читает, у него есть возможность перечитать любое место несколько раз, проверить корректность понимания. Устную речь воспринимают на слух, поэтому её следует строить и организовывать таким образом, чтобы её содержание могло быть понято сразу же, и легко было усвоено слушателями.

Говорение – вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями. В ситуации речевого взаимодействия могут возникнуть, связанные с определением предмета разговора, неумением вникнуть в суть этого предмета, осмыслить его, разобраться в логической структуре информации. Иногда боязнь показаться косноязычным мешает даже хорошим специалистам защитить свой проект, доказать справедливость умозаключений и т.д. Чтобы стать хорошим оратором, суметь убедить, воздействовать на собеседника или аудиторию в задуманном ключе, сформировать мнение о себе в самом выгодном виде, необходимо развивать определенные механизмы, навыки.

Слушание как вид коммуникации.Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание. Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее нее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя Основная задача слушающего — не произвести хорошее мнение о себе у собеседника, а получить необходимую информацию, внимательно и терпеливо слушая. Одной из главных проблем общения всегда остается достижение взаимопонимания. Барьеры коммуникации в основном связаны с неправильным слушанием партнера.

-социально-культурного — исторических традиций, норм и правил;

-индивидуально-психологического — индивидуальных особенностей говорящего;

-ролевого — особенностей ролевых отношений. Для студентов весьма актуальна сформированность учебных речевых умений, которые во многом определяют успехи в обучении, в общении типа студент — преподаватель — студент.

Перечень умений, которые способствуют формированию устного высказывания на основе различных видов речевой деятельности:

1. Умения говорения на базе слушания: -запомнить и удержать в памяти содержание устной информации -воспроизвести в нормальном темпе полученную информацию по памяти.-обобщать информацию, воспринимаемую в диалоге

2. Умения говорения, формируемые на базе чтения:ь-понимать и воспроизводить устно содержание прочитанного текста .-запоминать и держать в памяти содержание прочитанного текста.

Выделяют несколько ошибок в речевом поведении партнеров по общению: неточность высказываний; неуместное использование понятий, терминов, ссылок, цитатчрезмерное использование иностранных слов; высокий темп изложения информации

Для эффективного восприятия лекций необходимо овладеть языковыми навыками (произносительными, грамматическими, лексическими.

Чтобы быть услышанным и понятым, необходимо соблюдать примерно такой алгоритм речевых действий: 1) определить, с какой целью вы будете говорить: отвечать вопросы, излагать факты или собственное мнение; 2) продумать способ изложения информации; 3) предварительно выяснить степень владения предметом держания речи собеседниками; 4) выполнить несколько тренировочных упражнений на произношение в речи лексических и грамматических конструкций; 5) продумать вопросы к слушателю или аудитории.

37.Письменноречевая коммуникация.Представления о вербальной коммуникации как общении людей в процессе их совместной деятельности подразумевают две формы общения — устную и письменную. В письменноречевой внимание акцентируется на ролях пишущего и читающего. Письмо и чтение объединяются по такому основанию, как форма общения адресанта и адресата информации. Они реализуют письменную форму общения и решают задачи приема — передачи информации. Письменноречевая коммуникация предполагает частичное подключение видов устноречевой деятельности для достижения результата передачи — получения информации. Продуктивным видам речевой коммуникации предшествует такой вид деятельности, как думание. Он предполагает внутренний способ формирования и формулирования мысли

Письменная коммуникация — весьма распространенный вид речевой деятельностиГлавная цель овладения навыками и умениями письменной речи — развитие умений фиксировать устную и письменную речь для последующего использования в коммуникативных актах.

-при чтении каждое слово всегда представлено в окружении других, которые составляют некоторый контекст, к восприятию которого можно вернуться неоднократно;

Стилистические приемы: 1. Диктант или самодиктант. Этот тип письменного построения текста используется в случае необходимости дословной передачи — фиксации материала. 2. Тезисом называют краткую формулировку какого-либо утверждения, доказательства, положения, включающую наиболее убедительные аргументы, объяснения, характеристики. 3. Изложение. Этот тип демонстрирует понимание и запоминание воспринимаемой информации; вырабатывает навыки ориентации в тексте, определения смысловых центров, выявления логики последовательности фактов, событий, явлений и т.д. 4.Конспект — один из видов аналитико-синтетической переработки текста, заключающийся в выборе из текста опорных слов или предложений, несущих основное смысловое содержание, сокращения внутри делаемой записи, которые позволят в дальнейшем осуществить устно-письменное воспроизведение разной степени развернутости. 5. Реферат — лаконичное изложение основных мыслей текста-Источника, 6. Аннотация — краткое связное изложение основного содержания текста-источника. 7 Сочинениев форме описания, повествования, рассуждения — более сложный продуктивный вид письменной речи, который предполагает письменную передачу впечатлений автора фактов, явлений.

38. Спор как разновидность речевой коммуникации.Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разных точек зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой называют такой спор, при котором имеется конфронтация, противостояние. Дискуссия - публичный спор, целью которого в отличие от полемики является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, нахождение правильного решения спорного вопроса. Споры, включая как полемику, так и дискуссию, можно классифицировать по нескольким основаниям:

-число участников: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор); спор-диалог (полемизируют два лица); спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами);

-число слушателей: без слушателей; спор при слушателях, в котором обязательно учитывают реакцию слушателей; спор для слушателей, рассчитанный только на то, чтобы произвести на слушателей впечатление;

-цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-либо, спор для победы, спор ради спора;

-социальная значимость предмета спора: спор, который отражает общечеловеческие интересы; спор, который отражает групповые интересы; спор, который отражает семейные интересы; спор, который отражает личные интересы;

-форма проведения спора: устный спор; письменный спор;

-подготовленность спора: организованные споры, которые планируются заранее так, что стороны имеют возможность ознакомиться с предметом спора, определить свою позицию, продумать аргументы; неорганизованные споры, которые возникают стихийно и обычно менее плодотворны, чем организованные;

Существуют два способа подтверждения собственной правоты:Убеждение и Доказательство — логическое действие.

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:

  • избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);
  • использование невербальных средств общения (жестов, мимики),
  • экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем легко догадаться).

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

  • неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт); речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе).

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Устная речь" в других словарях:

Устная речь — – речь звучащая, произносимая. У. р. является первичной формой существования языка, более ранней по времени возникновения, чем речь письменная. Для языков, не имеющих письменности, это единственная форма их существования. Устной речи, в отличие… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Устная речь — речь, порождаемая в процессе говорения. Обычно устная речь творится в процессе беседы, для нее характерна неподготовленность. Устная речь: является первичной формой существования языка; и единственной формой существования языков, не имеющих… … Финансовый словарь

УСТНАЯ РЕЧЬ — УСТНАЯ РЕЧЬ. Речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). У. р. осуществляется при непосредственном контакте собеседников (контактная речь) или… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

УСТНАЯ РЕЧЬ — звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется меньшей регламентированностью … Большой Энциклопедический словарь

Устная Речь — речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух … Психологический словарь

устная речь — УСТНАЯ РЕЧЬ один из древнейших способов человеческого общения и употребления языка. Акты У р. характеризуются целями говорящего, временем й местом; зависят от опыта его речевого общения (совокупности знаний и навыков), от его социального… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

устная речь — Категория. Форма речи. Специфика. Речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на слух. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

устная речь — сущ., кол во синонимов: 1 • живое слово (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

устная речь — звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется некоторыми структурными особенностями и меньшей регламентированностью. * * * УСТНАЯ РЕЧЬ УСТНАЯ РЕЧЬ, звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется меньшей… … Энциклопедический словарь

Читайте также: