Страны латинской америки в 80 90 годы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Модернизаторская политика военных режимов 70—80-х гг. Поражение левых в Чили в 1973 г. сказалось на общей обстановке в Латинской Америке. Правые силы перешли в наступление и в других странах. С середины 70-х гг, большая часть региона оказалась под властью репрессивных военных диктатур (Бразилия еще с 1964 г., Аргентина вновь с 1976 г., Чили, Боливия, Уругвай, Парагвай, большинство стран Центральной Америки). Однако в экономической политике произошли существенные перемены.

Наиболее последовательно и жестко такая политика проводилась военно-диктаторскими режимами 70—80-х гг. Успех ее обеспечивался насильственным подавлением оппозиции и резким ухудшением жизни большей части населения.

В странах с конституционными, демократическими правительствами подобный вариант было труднее осуществить. Там вплоть до 80-х гг. политика модернизации продолжалась в прежнем национал-реформистском духе.

Политика модернизации привела к заметным сдвигам в развитии современного производства в машиностроении, энергетике, электротехнике, атомной и электронной промышленности, к ускорению научно-технического прогресса. В 1980 г. общий валовой внутренний продукт стран Латинской Америки превысил уровень 1960 г. в 3 раза.

Массированный поток займов и кредитов из-за границы привел к гигантскому росту внешнего долга (с 20 млрд долларов в 1970 г. до 400 и более млрд в 80-е гг.). Полученные средства часто растрачивались неэффективно: на престижные цели, на закупку вооружения, на обогащение правящей элиты.

Переход от диктатур к конституционным режимам (80-е гг.). Социально-экономическая политика диктаторских режимов и ее последствия вызвали рост недовольства и напряженности в обществе, особенно в связи с экономическим кризисом 1981—1982 гг. К этому добавлялось недовольство отсутствием демократических свобод, нарушением прав человека, массовыми репрессиями. Укрепив с помощью диктатур свои позиции, господствующие классы также стали склоняться к либерально-демократическим формам правления, все более тяготясь властью военных.

На протяжении 80-х гг. военно-диктаторские правительства одно за другим сходят со сцены, уступая место конституционным, восстанавливаются демократические свободы. В декабре 1983 г. это произошло в Аргентине, в марте 1985 г. — в Бразилии и Уругвае. Последними в Южной Америке были ликвидированы просуществовавшая целых 35 лет диктатура генерала Стресснера в Парагвае (февраль 1989 г.) и диктатура генерала Пиночета в Чили (март 1990 г.). К этому времени конституционные режимы восторжествовали и в Центральной Америке.

Утверждение почти повсеместно (за исключением Гаити и Кубы) режимов представительной демократии произошло впервые в истории континента. Это не было случайным явлением, а стало результатом долговременных процессов. За несколько десятилетий Латинская Америка продвинулась по пути превращения из аграрно-сырьевой окраины мирового хозяйства в регион с довольно зрелой промышленной и производственной инфраструктурой. Развитие и усложнение социального состава населения, рост удельного веса горожан (свыше 70% всех латиноамериканцев в начале 90-х гг.), повышение грамотности, общей политической культуры населения сопровождались переменами в социально-политической сфере.

Усилилась роль в общественно-политической жизни широких масс населения благодаря их все более заметному участию в деятельности партий, профсоюзов, других общественных организаций и движений.

Отошли в прошлое традиционные диктаторы-каудильо и олигархические режимы. Военно-авторитарные режимы 60—80-х гг., в отличие от прежних диктатур, больше были связаны с новыми социальными и экономическими реалиями, с модернизаторскими тенденциями. Но и они довольно дружно сошли со сцены. Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь характерные для латиноамериканской истории, все больше оттеснились в пользу более конструктивных, конституционных.

Продолжение политики модернизации. Обстановка в регионе в конце 80—90-х гг. Придя к власти в трудных экономических условиях, конституционные правительства не смогли переломить ситуацию и внести существенные перемены в социально-экономический курс, найти ему альтернативу. Экономический кризис 1981—1983 гг. покончил с нефтяным благополучием Мексики и Венесуэлы, заставив и их отойти от прежней национал-реформистской политики. Остро нуждаясь в финансовых средствах, страны-должники вынуждены были ради получения займов и отсрочки выплат задолженности идти на распродажу государственных предприятий, сокращение персонала, государственных капиталовложений, социальных расходов, замораживание зарплаты.

Однако эти успехи были достигнуты при дальнейшем снижении уровня жизни значительной части населения. К концу 1992 г. ниже черты бедности (по критериям ООН) проживало 46% из 442 млн латиноамериканцев. Распространились коррупция высших эшелонов власти, наркобизнес, терроризм.

Иначе сложилась ситуация в Чили, где начавшееся с середины 80-х гг. оживление экономики (в последние годы режима Пиночета) перешло в ее долговременный подъем. Левоцентристское правительство Чили с участием христианских демократов, социалистов и некоторых других партий во главе с президентом Патрисио Эйлвином (1990—1994) сумело удачно сочетать самые высокие темпы экономического роста в регионе (до 10,5% в 1992 г.) с решением на его основе наболевших социальных проблем. Инфляция упала до 10—12% в год. Сократилась безработица, ежегодно росла заработная плата. Наметилась тенденция к уменьшению разрыва в доходах населения, снижению доли живущих ниже черты бедности (почти с половины населения до одной трети и менее). Это позволило создать социальную и политическую стабильность в республике. На общих выборах в декабре 1993 г. правительственный блок одержал победу.


Плантация сахарного тростника в Доминиканской Республике

В конце 90-х гг. экономическое положение в Латинской Америке резко ухудшилось. Сначала Мексика, затем Бразилия стали зонами тяжелого финансового кризиса.

Отчаянное положение заставило Фиделя Кастро и его окружение в 1993—1994 гг. наконец приступить к экономическим реформам. Стало поощряться создание совместных с иностранным капиталом предприятий, допущено обращение на острове иностранной валюты, разрешено посещение эмигрантами своих родственников на Кубе.

Были легализованы мелкое предпринимательство и розничная торговля. Куба стала высказываться за нормализацию отношений с США.

Другая новая тенденция — к сближению и в перспективе к интеграции с США вплоть до создания общей с ними зоны свободной торговли в Западном полушарии. Первым шагом в этом направлении стало создание в 1992—1994 гг. Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) с участием США, Канады и Мексики.

Вслед за Мексикой о желании заключить договоры о торговле с США заявили Венесуэла, Колумбия, Чили и некоторые другие страны.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Расскажите об особенностях социально-экономической обстановки в Латинской Америке. 2. В чем сущность модернизации региона в эти десятилетия? 3. Какие методы политического и государственного руководства возобладали в большинстве стран Латинской Америки? 4. Чем был обусловлен переход в 1980—1990-е гг. от диктатур к конституционным режимам? Связано ли это с общемировыми тенденциями в политике капиталистических государств?


Влияние революции в Никарагуа на страны Латинской Америки

Экономика Никарагуа была основана на экспорте хлопка и кофе. Более 60% всех сельскохозяйственных земель до середины 1970-х годов принадлежала диктатору Сомосе и его ближайшему окружению из крупных латифундистов, а также иностранным компаниям. Промышленность в стране практически не развивалось, так как больше 55% работоспособного населения было занято в сельскохозяйственном секторе, причем американские компании владели 80% всех обрабатывающих предприятий в Никарагуа.

С 1950-х годов в Никарагуа продолжается гражданская война между сторонниками диктатора Сомосы и сандинистским партизанским движением СФНО.

Революционное движение, ядром которого являлся Сандинистский фронт национального освобождения, получало все большую поддержку среди народных масс. В итоге к 1979 году под контролем сандинистов оказалось около 70% территории Никарагуа. После начала масштабного восстания сандинистам удается окружить столицу страны Манагуа, после чего Сомоса вместе со своим семейством сбегает в США.

Революционные настроения из Никарагуа проникают в соседние страны. В Сальвадоре активизируется социалистический Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ), созданный в 1980 году. В Гватемале также набирают силу социалисты. На Гранаде приходит к власти Морис Бишот, леворадикальный лидер.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Уничтожение диктаторских режимов

С середины 1980-х годов диктаторские формы правления, распространенные в Латинской Америке, вызывают все большее недовольство среди населения. После свержения режима Сомосы в Никарагуа в 1979 году по региону прошла череда революций, послуживших началом свержения диктаторских режимов:

  • 1983 г. После поражения в Фолклендской войне военная хунта Гальтиери была вынуждено подать в отставку, члены хунты были арестованы, а на выборах победил представитель перонистской партии Карлос Саул Менем;
  • 1985 г. Президент Бразилии Жуан Фигейреду, представитель военной хунты, под давлением общественности был вынужден провести ряд реформ и в итоге проиграл на демократических выборах оппозиционному кандидату Жозе Сарнею;
  • 1985 г. После почти 30 лет военных переворотов на президентских выборах в Гондурасе законно побеждает либеральный кандидат Хосе Симон Аскона дель Хойо;
  • 1986 г. Свержение диктаторского режима Жана-Клода Дювалье и тонтон-макутов на Гаити;
  • 1986 г. Новоизбранный президент Гватемалы Сересо Аревало начинает процесс перемирия с оппозиционной партией ГНРЕ, налаживает отношения с советским блоком и практически полностью отменяет репрессии в стране;
  • 1989 г. Генерал Родригес в ходе военного переворота свергает диктатора Парагвая Альфредо Стресснера, находившегося у власти с 1954 года, проводит реформы и освобождает многочисленных политзаключенных.

Несмотря на свержение диктаторских режимов, во многих странах Латинской Америки сохраняется сильное влияние военной верхушки на политическую жизнь, например в Парагвае и Гватемале.

Экономические проблемы

Свержение диктаторских режимов не смогло сразу решить многочисленные экономические проблемы в странах Латинской Америки. Для того, чтобы модернизировать свою экономику, правительства этих стран было вынуждено обращаться к иностранным кредиторам, из-за политической нестабильности выдававшим кредиты только под высокие проценты. Это привело к усилению зависимости стран региона от международных кредитных организаций и повышению внешнего долга.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Тем не менее, инвестиции сделали свое дело и к началу 1990-х годов начинается экономический рост со средним показателем ежегодного прироста ВВП в 5.3%. Но череда кризисов 1995-1998 годов (Мексиканский финансовый, азиатский валютно-финансовый, мировой финансовый) привели к падению экономических показателей и стагнации. Поэтому на сегодняшний момент экономика большинства стран Латинской Америки является экспортноориентированной и практически полностью зависит от мировых цен на сырье, экспорта и иностранных инвестиций.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Латинская Америка является общим названием региона, который включает в себя территории южной части Северной Америки, всю Центральную и Южную Америку, а также Вест-Индию.

Социально-экономическое развитие.

В ХХ в. по-прежнему сохранялась традиционная ориентация экономики латиноамериканских государств на экспорт продовольствия и сырья. Тем не менее мировые экономические кризисы вынудили их обратиться к созданию собственного промышленного производства. В результате экономического подъема 1960-х гг. крупная промышленность была создана во всех больших латиноамериканских странах — Мексике, Бразилии, Аргентине и Чили. Однако ориентация Латинской Америки на североамериканский рынок и зависимость от капитала США сохранялись.

Индустриализация же не поспевала за урбанизацией. Число мигрантов в семь раз превышало количество создаваемых в городах рабочих мест. Следствием этого стали появление трущоб на окраинах городов, рост безработицы, детской беспризорности и преступности.

Крайне острыми проблемами для Латинской Америки, связанными с обнищанием больших масс населения в ходе либеральных реформ, стали наркобизнес и терроризм.

Политическая жизнь.

На протяжении всего ХХ в. в Латинской Америке сосуществовали, боролись и сменяли друг друга консервативная, реформистская и революционная модели развития. Нередко они чередовались в одной и той же стране при самом активном участии военных кругов.

Консервативные режимы стремились сохранить у власти традиционную буржуазно-помещичью олигархию. Массовые национал-реформистские партии и движения выступали в послевоенный период за социальный и экономический прогресс, а также построение справедливого процветающего общества на основе классового сотрудничества и единства нации.

Характерной особенностью общества Латинской Америки до сих пор остается глубокая политическая и социальная поляризация, и такое положение дел выглядит отнюдь не оптимистично.

Реформы, военные диктатуры и революции
(Мексика, Куба, Чили, Бразилия).

Реализацию консервативной, реформистской и революционной моделей развития можно проследить на примере отдельных государств.

Мексика. В истории Латинской Америки ХХ в. Мексика занимает особое место. После Второй мировой войны началось создание разветвленной промышленной инфраструктуры. Экономический подъем, который Мексика пережила в 1970-х гг. как нефтедобывающая страна, подтолкнул правительство к затратным инвестициям и дорогостоящей социальной политике. Это привело в 1980-х гг. к чрезвычайно высокой государственной задолженности.

Чили. Государство относится к разряду относительно развитых стран Латинской Америки. После кровопролитной гражданской войны, закончившейся в 1891 г., и вплоть до 1973 г. (за исключением военного правления 1927—1931 гг.) в стране проводились регулярные парламентские выборы, обеспечивался мирный переход власти от одной коалиции к другой.

Однако политически прогрессивная система находилась в противоречии с отсталой экономической и социальной структурой. В сельском хозяйстве все еще доминировало крупное землевладение. Мелкие же хозяйства были непроизводительными. Следствием стали излишек сельскохозяйственных рабочих и высокий уровень безработицы. Экономика после Первой мировой войны зависела от добычи меди и иностранного капитала.

В 1970 г. в результате демократических выборов Президентом страны стал лидер блока нескольких левых партий и организаций (Народное единство) социалист Сальвадор Альенде. Его правительство национализировало добывающую промышленность, принадлежавшую иностранным компаниям, и банковскую систему. Под контроль государства перешла внешняя торговля. Ускоренными темпами была проведена аграрная реформа, покончившая с господством латифундизма. Во внешней политике стало развиваться сотрудничество с социалистическими странами. Победа Народного единства на парламентских выборах ускорила выступление правой оппозиции. При поддержке армии и США 11 сентября 1973 г. правые подняли вооруженный мятеж. Президент Альенде погиб на своем посту с оружием в руках. К власти пришла военная хунта во главе с генералом Аугусто Пиночетом.

Военная диктатура сумела улучшить экономическое положение в стране, сократить безработицу, реально повысить жизненный уровень населения. Чили стала лидером Латинской Америки по темпам роста внутреннего валового продукта. С середины 1980-х гг. началось некоторое смягчение военно-авторитарного режима. На президентских выборах 1989 г. победу одержал представитель оппозиции, которому Пиночет передал власть.

Бразилия активизировала свои усилия по освоению космоса, активно ведет работы по наращиванию ядерного потенциала. Она играет ведущую роль в интеграционных процессах в Латинской Америке, имеет все основания стать постоянным представителем в Совете Безопасности ООН.

Латинская Америка во второй половине XX века

Преобразования начала 70-х гг., казалось, открывали новые перспективы для стран региона. Однако правые силы сумели перейти в контрнаступление. Они использовали ошибки и трудности в действиях левых и реформистск. сил, наличие внутренних противоречий и разногласий в их рядах. Форсирование антикапиталистич. преобразований, нигилистич. отношение к частному капиталу, чрезмерный акцент на экспроприаторск. акции и перераспределит. социальные мероприятия как панацею в решении актуальных проблем, склонность к упрощенным волевым решениям, проявления сектантства — все эти черты присутствовали в действиях сторонников революционных преобразований, содействуя изменению ситуации в пользу правых сил. На ход событий повлияли осложнение экономич. положения в связи с мировым кризисом середины 70-х гг. и деятельностью противников перемен, ТНК, противодействие левым режимам со стороны Вашингтона.

За всеми этими явлениями скрывались и факторы более общего хар-ра, связанные с серьезными изменениями в мировой экономике, кот. обозначились в 70-е гг. и проявились в мировом кризисе 1973—1975 гг. Требовались новые подходы к роли государства в экономике, к определению приоритетов экономич. и социального развития, к междуна-родным хозяйственным связям, к взаимоотношениям с иностранным капиталом и мировым рынком. Правые, неоконсервативные силы сумели вовремя уловить объективные по-требности нового этапа мирового развития, приспособить к ним свою политику, использовать их в собственных интересах, что содействовало их успеху в борьбе с левыми и реформистск. режимами и течениями.

С середины 70-х гг. диктаторск. режимы царили в Бразилии, Аргентине, Чили, Боливии, Уругвае, Парагвае, в большинстве стран Центр. Америки. В немногих странах сохранились конституционные правительства (Мексика, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканск. Республика). Левый режим существовал только на Кубе.

Однако осуществленные преобразования (национализация ряда отраслей промышленности, аграрные реформы, протекционистск. политика в сфере экономики, социальные реформы) создали благоприятные условия для последующего развития стран региона и их модернизации.

В 70—80-е гг. правительства латиноамериканск. государств предприняли новые усилия по модернизации экономики с целью приблизиться к уровню развитых индустриальных стран и устранить возможность революционных коллизий.

Небывалые масштабы приобрел приток в Лат. Америку внешних займов и кредитов, кот. стали ведущей формой экспансии иностранного капитала.

Политика модернизации привела к развитию современного производства в машиностроении, энергетике, электротехнике, атомной и электронной промышленности, к ускорению научно-технич. прогресса.

Наиболее полное воплощение правый вариант модернизации получил в условиях террористич. режимов в Бразилии, Аргентине и Чили.

На рубеже 80-х гг. начался кризис военно-диктаторск. режимов. Его развитию способствовали углубление противоречий между модернизируемыми и традиционными секторами экономики, большие социальные издержки правого неолиберального варианта развития, усилившие напряжение в обществе, экономич. кризис начала 80-х гг., проблема внешней задолженности. Недовольство широких слоев населения отсутствием демократич. свобод, нарушением прав человека, массовыми репрессиями.

Революционные события на рубеже 70—80-х гг. в Ц. Америке, свержение диктатуры Сомосы и победа революции в Никарагуа ускорили процесс демократизации в Южной Америке.

1981-84 – гражданск. война в Сальвадоре. 1979 – революция в Гренаде.




Преобразования начала 70-х гг., казалось, открывали новые перспективы для стран региона. Однако правые силы сумели перейти в контрнаступление. Они использовали ошибки и трудности в действиях левых и реформистск. сил, наличие внутренних противоречий и разногласий в их рядах. Форсирование антикапиталистич. преобразований, нигилистич. отношение к частному капиталу, чрезмерный акцент на экспроприаторск. акции и перераспределит. социальные мероприятия как панацею в решении актуальных проблем, склонность к упрощенным волевым решениям, проявления сектантства — все эти черты присутствовали в действиях сторонников революционных преобразований, содействуя изменению ситуации в пользу правых сил. На ход событий повлияли осложнение экономич. положения в связи с мировым кризисом середины 70-х гг. и деятельностью противников перемен, ТНК, противодействие левым режимам со стороны Вашингтона.

За всеми этими явлениями скрывались и факторы более общего хар-ра, связанные с серьезными изменениями в мировой экономике, кот. обозначились в 70-е гг. и проявились в мировом кризисе 1973—1975 гг. Требовались новые подходы к роли государства в экономике, к определению приоритетов экономич. и социального развития, к междуна-родным хозяйственным связям, к взаимоотношениям с иностранным капиталом и мировым рынком. Правые, неоконсервативные силы сумели вовремя уловить объективные по-требности нового этапа мирового развития, приспособить к ним свою политику, использовать их в собственных интересах, что содействовало их успеху в борьбе с левыми и реформистск. режимами и течениями.

С середины 70-х гг. диктаторск. режимы царили в Бразилии, Аргентине, Чили, Боливии, Уругвае, Парагвае, в большинстве стран Центр. Америки. В немногих странах сохранились конституционные правительства (Мексика, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканск. Республика). Левый режим существовал только на Кубе.

Однако осуществленные преобразования (национализация ряда отраслей промышленности, аграрные реформы, протекционистск. политика в сфере экономики, социальные реформы) создали благоприятные условия для последующего развития стран региона и их модернизации.

В 70—80-е гг. правительства латиноамериканск. государств предприняли новые усилия по модернизации экономики с целью приблизиться к уровню развитых индустриальных стран и устранить возможность революционных коллизий.

Небывалые масштабы приобрел приток в Лат. Америку внешних займов и кредитов, кот. стали ведущей формой экспансии иностранного капитала.

Политика модернизации привела к развитию современного производства в машиностроении, энергетике, электротехнике, атомной и электронной промышленности, к ускорению научно-технич. прогресса.

Наиболее полное воплощение правый вариант модернизации получил в условиях террористич. режимов в Бразилии, Аргентине и Чили.

На рубеже 80-х гг. начался кризис военно-диктаторск. режимов. Его развитию способствовали углубление противоречий между модернизируемыми и традиционными секторами экономики, большие социальные издержки правого неолиберального варианта развития, усилившие напряжение в обществе, экономич. кризис начала 80-х гг., проблема внешней задолженности. Недовольство широких слоев населения отсутствием демократич. свобод, нарушением прав человека, массовыми репрессиями.

Революционные события на рубеже 70—80-х гг. в Ц. Америке, свержение диктатуры Сомосы и победа революции в Никарагуа ускорили процесс демократизации в Южной Америке.

1981-84 – гражданск. война в Сальвадоре. 1979 – революция в Гренаде.

Читайте также: