Николаевская россия царизм и общество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стремясь увеличить свое влияние на государственные дела, Николай I провел общее преобразование императорской канцелярии. Созданная в 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия первоначально занималась всеми делами, требовавшими решения императора. В январе 1826 г. прежняя канцелярия была переименована в I Отделение, и было образовано II Отделение, предназначенное для сборов и систематизации законов Российской империи. В июле того же года возникло III Отделение, затем их число увеличилось до шести.

В I Отделение все центральные ведомства должны были каждое утро доставлять сведения о своей деятельности и особо представлять дела, которые требовали личного рассмотрения царя. У Николая I возникала иллюзия, что государственные дела постоянно находятся под его контролем. Для повседневного вмешательства во все сферы правительственной деятельности и общественной жизни он использовал офицеров свиты. Генерал-адъютанты и флигель-адъютанты исполняли самые разные поручения. К примеру, С. Г. Строганов в 1826 г. ревизовал Московский университет, и по его представлению было запрещено преподавание философии.

Николай I не поощрял стремление Сперанского вносить дополнения и изменения в действующее законодательство. Ему органически было чуждо творческое начало. Свод законов выполнял регламентирующую и стабилизирующую роль, но с его появлением ничего нового в административную и судебную практику самодержавия внесено не было. Объективно он укреплял всевластие бюрократии.

IV, V и VI Отделения императорской канцелярии ведали воспитательными и благотворительными учреждениями, подготовкой реформы в государственной деревне, кавказскими делами. В целом императорская канцелярия, выполняя не только надзорные функции, подменяла собой соответствующие ведомства, ее деятельность неизбежно вносила дезорганизацию в работу государственного аппарата. Достигавшаяся при этом предельная централизация управления давала кратковременный эффект.

Николай 1 охотно играл роль покровителя науки и высшего образования, хотя и полагал, что университеты являются рассадниками вольнодумства. Он понимал, что для государственной службы требуются подготовленные чиновники. В его царствование были открыты Технологический и Межевой институты, Училище правоведения, Военно-морская академия и другие специальные учебные учреждения. По университетскому Уставу 1835 г. лица, окончившие университет, получали чин 10-го или 12-го класса по Табели о рангах. Уваров наладил систему подготовки отечественной профессуры, способствовал заграничным командировкам молодых ученых, открывал новые кафедры.

Народные выступления и национальные движения. Серьезным испытанием для николаевского режима стали европейские революционные потрясения 1830–1831 гг., восстание в Царстве Польском, холерные бунты в России, выступления матросов в Севастополе и военных поселян Новгородской губернии.

В ноябре 1830 г. началось восстание в Варшаве, которое Николай I воспринял как личное оскорбление. За полтора года до этого, в мае 1829 г., он как польский король исполнил неприятный ему обряд коронации и присягнул на верность конституции. Против повстанцев, которые объявили о свержении династии Романовых с польского престола, были направлены войска И. И. Дибича, которого затем сменил И. Ф. Паскевич. К осени 1831 г. восстание было подавлено, что дало возможность Николаю I покончить с главным конституционным начинанием Александра I, с общественными надеждами на возвращение правительственного реформизма. В феврале 1832 г. был издан Органический статут, по которому Царство Польское объявлялось неотъемлемой частью Российской империи. Российский император делался наследственным обладателем польской короны, и отпадала необходимость отдельной коронации. Польский сейм был ликвидирован, польская армия распущена.

На протяжении всего правления Николая I основной опорой самодержавия были доведенный до предела милитаризм, безграничная регламентация, бюрократическая централизация, они определяли прочность режима, которая долгое время удивляла Европу и внушала чувство бессилия его подданным. Такая политика создавала иллюзию стабильности, но в действительности обрекала страну на застой, на экономическое и социальное отставание от передовых европейских государств.

При Николае I самодержавная инициатива, измельчавшая во время аракчеевщины, перестала определять развитие страны. Передовое общество не шло за властью, как в екатерининские времена и в первые годы александровского правления, но находилось в постоянной к ней оппозиции. Присущее императору стремление сохранить незыблемыми устои самодержавия обрекало страну на консервацию обветшавшего сословного строя и крепостных отношений. Самодержавие из творческой силы исторического развития превратилось в режим личной власти, внешне могущественный, но безответственный и губительный для России.

Хрупкое самодержавие

§ 3. САМОДЕРЖАВИЕ И ОППОЗИЦИЯ

САМОДЕРЖАВИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

САМОДЕРЖАВИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ Нам могут сказать: все это , может быть, теоретически и хорошо, но практически все это - утопия. И мы можем отве т ить - это не утопия, а факт. Не беспочвенные посулы для будущего, а совершенно реальная историческая действительность. В самом деле

Глава 2 НИКОЛАЕВСКОЕ КАВАЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Глава 2 НИКОЛАЕВСКОЕ КАВАЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ Единственное военное училище в имперской России, Corps des Pages (Пажеский корпус), готовило офицеров для службы во всех родах войск. Остальные военные школы были специализированными заведениями: пехотными, кавалерийскими,

10.4. Самодержавие и крестьянский вопрос

10.4. Самодержавие и крестьянский вопрос Одной из кардинальных проблем российской действительности была проблема крепостного права. Во время любых попыток реформирования в стране неизбежно ставили вопрос о ее разрешении.Начало царствования Александра I ознаменовалось

Самодержавие

Глава 2. Самодержавие и революция

43. Как рождалось самодержавие

43. Как рождалось самодержавие Ради прочного мира и согласия на Руси Василий Темный искренне был готов предать прошлое забвению. Уж на что Иван Можайский никак не мог претендовать на теплые чувства – хронический подлец и изменник, соучастник ослепления государя. Но

Красное самодержавие

Красное самодержавие Доказано, что Уральский Совет не знал, что делали люди, участвовавшие в избиении: Юровский, Голощекин — агенты Свердлова — и их помощники-статисты: Войков, Сафаров и Сыромолотов. Белобородов исполнял приказания Голощекина.Я привел имена членов

4. 1. Самодержавие

4. 1. Самодержавие Практически весь поддающийся систематическому анализу период существования российской государственности, по крайней мере от Ивана IV до 1905 года, у нас была одна форма правления – самодержавие. Можно, конечно, вспомнить период собирания Москвой русских

Православие, самодержавие, народность

Православие, самодержавие, народность Религиозное мировоззрение императора Николая наложило отпечаток и на политическую жизнь страны, и на противостояние идей. Воспринимая внешний мир, как несовершенное отражение того мира, где властвует высшая правда, царь пытался в

Самодержавие колеблется…

Самодержавие колеблется… Самодержавие колеблется. Самодержец сам признается в этом публично перед народом. Таково громадное значение царского манифеста от 26 февраля, и никакие условные фразы, никакие оговорки и отговорки, переполняющие манифест, не изменят

Самодержавие и пролетариат

Самодержавие и пролетариат Россия переживает новую волну конституционного движения. Современное поколение не видало еще ничего подобного теперешнему политическому оживлению. Легальные газеты громят бюрократию, требуют участия представителей народа в

Европейский капитал и самодержавие

Европейский капитал и самодержавие Социал-демократическая печать указывала уже неоднократно, что европейский капитал спасает русское самодержавие. Без иностранных займов оно не могло бы держаться. Французской буржуазии было выгодно поддерживать своего военного

Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796-1855 гг.) вступил на престол в 1825 г. и правил Россией три десятилетия. Его время — апогей самодержавия в России.

Большинство современников видело в Николае I лишь гасителя свободы и мысли, упоенного, и ослепленного самовластием деспота. Так считали видные общественные деятели Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин и др. Не многие хотели замечать, что в своей деятельности Николай стремился воплотить определенный идеал, по-своему радел о благе России. Самодержавную власть Николай воспринимал не как право, а как обязанность. Вся его жизнь была жестко регламентирована и заполнена работой; он вставал рано утром, спал на жесткой постели, был крайне умерен в еде. Одна из современниц метко назвала Николая I Дон-Кихотом самодержавия.

Переустройство системы государственного управления

Следуя замыслу о благодетельных преобразованиях, проводимых исключительно по почину всезнающей власти, Николай образовал Комитет 6 декабря 1826 г. Он был призван подготовить проекты преобразований по всем частям государственного управления. В том же году началось превращение Собственной его императорского величества канцелярии в важнейший орган государственной власти. Во II отделении была сосредоточена работа по кодификации законов. III отделению были вручены дела высшей полиции (для этого ему был придан корпус жандармов) и, по сути, контроль над всеми сторонами российской жизни. III отделение должно было стать всевидящим оком царя и сделать ненужными конституционные преобразования. Во главе III отделения стал близкий к Николаю гр. А.Х.Бенкендорф.

Николаевская попытка усовершенствования государственного управления потерпела, однако, полный крах. Действовавший втайне от общества Комитет 6 декабря не выработал сколько-нибудь действенных мер. Сверхцентрализация обернулась тем, что высшие инстанции были буквально затоплены морем бумаг и потеряли реальный контроль за ходом дел на местах. Мелочная регламентация вела к волоките, злоупотреблениям.

Крестьянский вопрос Социальная политика

Наряду с проблемой преобразования системы государственного управления важнейшим был вопрос о крепостном праве. В течение николаевского царствования было создано десять секретных комитетов по крестьянскому вопросу; наиболее известны из них комитеты 1835 и 1839 гг.

Итогом работы последнего комитета был Указ 1842 г. об обязанных крестьянах. Он позволял помещикам отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю не в собственность (как это предусматривалось законом о вольных хлебопашцах 1803 г.), а в пользование. Но поскольку освобождение крестьян вверялось доброй воле помещиков, последствия этого указа были незначительны.

В 1837 г. под руководством одного из самых видных сотрудников Николая — гр. П.Д.Киселева — была проведена реформа государственной деревни. Государственным крестьянам было дано самоуправление, был упорядочен аппарат управления государственной деревней, во главе которого встало Министерство государственных имуществ. Пересматривалось наделение крестьян землей, обложение их податями. Сходные преобразования были проведены в удельной деревне, однако положение помещичьих крестьян так и не было изменено.

В 1844 г. в западных губерниях началось введение инвентарей: правительство регламентировало размеры крестьянских наделов и повинностей, стремясь ограничить влияние местного (в основном, польского) дворянства, оппозиционного России. Однако мера эта носила лишь локальный характер.

Кроме того, стремясь предоставить должное место в сословной структуре богатеющим и крепнущим торгово-промышленным слоям, правительство в 1832 г. ввело новое сословие — почетных граждан. Как и дворяне, почетные граждане освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Просвещение, печать, религия

В 1828 г. была проведена реформа низших и средних учебных заведений. Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались для различных сословий: начальные, приходские училища — для крестьян; уездные училища — для городских обывателей, гимназии — для дворян.

Особо следует сказать о религиозной политике Николая I. В отличие от Александра I (тот пытался использовать и неправославные исповедания, и мистические течения), Николай утверждал безусловный авторитет официального православия. Вновь начинают подвергаться гонениям старообрядцы и сектанты, государство поддерживает миссионерскую деятельность православной церкви на востоке Империи. Внешне возвеличивая православную церковь, государство в то же время ужесточало контроль за ней: именно в николаевское царствование власть над церковной организацией окончательно переходит в руки правительственного чиновника — обер-прокурора.

2. Внешняя политика

Кавказ и Закавказье

В связи с этим неизбежным становилось подчинение России Кавказа. Наступление России на горный Кавказ вызвало в среде горцев-мусульман движение мюридов — борцов за веру. Под руководством вождя — имама — мюриды вели против неверных (христиан) священную войну — газават. В 1834 г. имамом был провозглашен Шамиль, создавший в Дагестане и Чечне сильное теократическое государство. В 1830-1840 гг. Шамилю удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Однако суровость внутренних порядков в государстве Шамиля, жестокий гнет приближенных имама постепенно разлагали имамат изнутри. В 1859 г. войска Шамиля были окончательно разбиты, а сам он попал в плен. Завершилось присоединение Кавказа к России в 1864 г.

Европейская политика и восточный вопрос

В европейской политике Николай I следовал заветам своего брата — основателя Священного Союза Александра I: он стремился защищать легитимные ( законные ) правительства от революционного натиска. На этой почве Николай сотрудничал с Австрией и Пруссией.

Революция 1830 г. во Франции и Бельгии, революционная волна 1848 г. в Европе вызвали у Николая I мысли о военном походе на Запад. Осуществить этот замысел в полной мере не удалось. В 1849 г. русские войска, защищая власть австрийского императора, подавили восстание в Венгрии.

Центром внешней политики России во второй четверти XIX в. стал восточный вопрос — вопрос о судьбе Османской империи, режиме черноморских проливов, о национально-освободительной борьбе балканских народов.

К концу 1840-х гг. значительно обострились противоречия на Ближнем Востоке между Россией, с одной стороны, Англией и Францией — с другой. Кроме того, Николай I занял более жесткую позицию по отношению к Турции, стремясь пересмотреть правовой режим проливов.

В 1850 г. начался конфликт между Францией и Россией, поводом к которому послужили споры католического и православного духовенства относительно прав на Святые места в Иерусалиме. Николай I считал, что Франция, ослабленная внутренним брожением (после 1848 г. здесь была провозглашена республика, однако в 1852 г. ее президент Луи Бонапарт объявил себя императором), не станет стремиться к войне.

Николай также рассчитывал на благосклонность Австрии (в благодарность за поддержку при подавлении венгерского восстания); с Англией же он хотел договориться, отдав ей часть османской территории.

На деле же Луи Бонапарт — император Наполеон III, — стремясь укрепить свой режим, жаждал победоносной войны; Англии договариваться с Россией было невыгодно, а Австрия, имевшая свои интересы на Балканах, боялась усиления России на Ближнем Востоке, Россия оказалась в политической изоляции.

В 1853 г. Турция, опираясь на поддержку Англии и Франции, отвергла ультиматум России относительно Святых мест. Русские войска вступили в Молдавию и Валахию; турецкий султан объявил войну России. Началась Крымская война (1853-1856 гг.).

В ноябре 1853 г. русская эскадра под командованием П.С.Нахимова разгромила турецкий флот в Синопской бухте. В 1854 г. Англия и Франция объявили войну России, Австрия потребовала от России очистить Молдавию и Валахию. Англо-франко-турецкие войска высадились в Крыму и начали наступление на Севастополь. Русская армия под командованием князя А.С.Меншикова после сражения на реке Альма отступила вглубь полуострова.

Оборону Севастополя возглавили адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин; значительную роль сыграл военный инженер Э.И.Тотлебен. Попытки русской армии помочь осажденному Севастополю (сражение под Инкерманом, наступление на Евпаторию, битва при Черной речке) успеха не имели. В августе 1855 г. после 11-месячной осады был взят господствующий над Севастополем Малахов курган, и русские войска вынуждены были оставить город. В то же время в Закавказье русским войскам удалось взять сильную турецкую крепость Карс.

Итоги Крымской войны подвел Парижский мирный договор (1856 г.). Провозглашались нейтрализация Черного моря то есть и России, и Турции запрещалось иметь здесь военный флот, арсеналы и крепости. Поскольку вход в Черное море — проливы — был в руках Турции, подобная ситуация серьезно угрожала безопасности России. Россия лишилась южной части Бессарабии с устьем Дуная, права покровительствовать Сербии, Молдавии и Валахии.

Крымская война подвела итог всему николаевскому царствованию, показав губительность его результатов. Коренные социально-экономические проблемы не были решены, и Россия оказалась фактически беззащитной перед лицом европейских государств: у нее не было железных дорог, чтобы перебросить войска к театру военных действий, не было современной промышленности, чтобы снабдить армию нарезными ружьями, флот — паровинтовыми судами. Мертвящая централизация и регламентация сковывали инициативу самостоятельных военачальников и администраторов. Потрясенный крахом своей политики, Николай I скончался в разгар Крымской войны в феврале 1855 г.

3. Общественное движение

Охранительное направление
Либеральное направление

Поражение декабристов показало, что прежде чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она из себя представляет — каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Обращению общества к подобным вопросам — историософским и философским — способствовало и само правительство, жестко и оперативно пресекавшее любые попытки представителей общества заняться политической деятельностью. Центрами идейной жизни в 1830-40-х гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры.

К концу 1830-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, юрист и философ К.Д.Кавелин, литераторы В.П.Боткин, П.В.Анненков, В.Ф.Корш и др.) исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а, следовательно, и о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, считали западники, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Западники были сторонниками конституционной монархии, политических свобод — свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Иных взглядов на исторический путь России придерживались славянофилы (А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аскаковы, Ю.Ф.Самарин). Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это, однако, не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии: они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм, с которыми было связано самодержавие Николая I. Но изжить эти пороки славянофилы намеревались отнюдь не путем европеизации. Власть царя должна остаться неограниченной, считали славянофилы, однако народ должен при этом получить право свободно выражать свое мнение — в печати и на земских соборах, получить свободу совести. Подобное сочетание, по мнению славянофилов, соответствовало исконно русским началам: русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни, предоставляя эту сферу государству, а государство не вмешивалось в духовную жизнь народа и прислушивалось к его мнению. В основе русской жизни, по мнению славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности) . Глубоко близка русскому национальному характеру была, по мнению славянофилов, православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I.

А.И.Герцен сравнивал славянофилов и западников с двуликим Янусом: они смотрели в разные стороны, но в груди у них билось одно сердце. Действительно, западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества. Общим для западников и славянофилов было и решительное неприятие революции.

Революционно-социалистические течения

От западнического крыла постепенно откалывается особое направление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и крупнейший литературный критик В.Г.Белинский. Занимая радикальные позиции в западническом лагере, они постепенно пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение Белинский, Герцен и их единомышленники видели в социализме — справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.

В XVIII-XIX вв. социалистические идеи были глубоко разработаны западными мыслителями — А.Сен-Симоном и Ш.Фурье. Однако русские радикалы — в первую очередь Герцен, считали, что первой к социализму придет не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Опорой же социализма в России станет сохранившаяся с глубокой древности крестьянская община. В советской историографии социализм Герцена и его единомышленников именовался утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские леворадикальные деятели склонялись к революционным методам или прямо признавали их необходимость.

В 1844 г. в Петербурге возник кружок В.М.Буташевича-Петрашевского — чиновника Министерства иностранных дел. На собраниях Петрашевского бывали М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский. Большинство петрашевцев, в отличие от либералов, выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. Наиболее популярно в среде петрашевцев было учение Фурье. В кружке обсуждались планы народного восстания.

Революционные и социалистические настроения сильны были в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем с 1845 г. на Украине. Члены этого общества, к которому принадлежал и великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, выступали за всеславянскую республиканскую федерацию.

В то время Николаю Павловичу было 29 лет. Он родился в 1796 г., четырех лет от роду лишился отца и по-сыновьи благоговел перед братом Александром, который был почти на 20 лет старше. Женился Николай, подобно старшему брату, отцу и деду, на немке, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III Шарлотте (по-русски переименованной в Александру Федоровну), и обожал все немецкое. Среди его ближайших соратников преобладали немцы – Бенкендорф, Адлерберг, Клейнмихель, Нессельроде, Дибич, Дубельт и др.




О как бы я желал

В тиши и близ тебя

К блаженству приучиться! –

В то время Николаю Павловичу было 29 лет. Он родился в 1796 г., четырех лет от роду лишился отца и по-сыновьи благоговел перед братом Александром, который был почти на 20 лет старше. Женился Николай, подобно старшему брату, отцу и деду, на немке, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III Шарлотте (по-русски переименованной в Александру Федоровну), и обожал все немецкое. Среди его ближайших соратников преобладали немцы – Бенкендорф, Адлерберг, Клейнмихель, Нессельроде, Дибич, Дубельт и др.

О как бы я желал

В тиши и близ тебя

К блаженству приучиться! –

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Е. Ботман "Николай I"

Николай I, русский император, правил страной 30 лет: с 1825 по 1855 годы. И началось, и окончилось его правление в тяжелые для России годы: его вступление на престол совпало с восстанием декабристов, а завершение царствования – с Крымской войной. Эти обстоятельства, конечно, наложили особый отпечаток на деятельность императора.


Во второй половине 1830-х годов была проведена реформа в отношении государственных крестьян: частичное переселение крестьян из густонаселенных районов, увеличение земельных наделов, уменьшение подати, создание сети медицинских и учебных учреждений в деревнях и селах. Но в большинстве случаев эти действия были сведены на нет излишней бюрократией, к тому же, проводя любое реформирование в крестьянском вопросе, самодержавие старалось не ущемлять интересы помещиков, т.е. старалось провести реформы так, чтобы и волки были сыты, и овцы были целы, а это невозможно.


Николай I с супругой на прогулке

Положение России в Европе при Николае I

Общественная жизнь при Николае I

В годы правления Николая I в стране воцарился период политической реакции, подавлялся свободолюбивый дух, преследовались социалистические идеи. Но между тем известно, что в таких обстоятельствах особенно интенсивно происходит формирование общественного самосознания, формируются мировоззренческие идеи, концепции общественной жизни и ее переустройства. После ликвидации общества Петрашевского в Петербурге и кружка Герцена в Москве появились общества западников и славянофилов. Западники, к которым причисляли себя Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин и др., мечтали о западном пути для России, который начал Петр I. Этот путь предполагал отмену крепостного права, конституционный строй.


А. Хомяков "Автопортрет"

Славянофилы (братья Киреевские, братья Аксаковы, А.С. Хомяков, Ю.М. Самарин и др.) считали, что у России свой путь, в основе ее жизни – община и идеи православия. Власть они признавали самодержавную, но не оторванную от народа – прислушивающуюся к его мнению и сотрудничая через Земские соборы. Славянофилы критиковали деятельность Петра I, обвиняли именно его в существовании крепостного права в государстве и навязывании России западного пути.

Культура

При Александре I, в 1803 г., произошло преобразование системы просвещения. Она представляла собой следующую картину:

  • нижняя ступень – двухгодичные приходские училища для детей крестьян;
  • уездные 4-классные училища для мещанских детей;
  • в губернских городах – гимназии для дворянских детей; из гимназий открывался путь в университет.

Эта система образования была открытой: можно было с одной ступени переходить на следующую.

Открылись новые университеты: Казанский, Виленский, Харьковский, Дерптский, а также Педагогический институт в Петербурге. Университеты стали центрами учебных округов, регулируя работу гимназий и училищ.

Петербурге был создан Педагогический институт, также вскоре преобразованный в университет.

При Николае I положение резко изменилось: переход с одной ступени образования на другую стал практически невозможен. Уставом 1835 г. ликвидировалась университетская автономия, университетами и учебными округами заведовали попечители.


О.А. Кипренский "Автопортрет"

Изобразительное искусство также развивается сначала в романтическом русле (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов), а затем обращается к реализму (В.А. Тропинин, А. Венецианов), появляются потрясающие своей правдивостью картины П.А. Федотова, А. Иванова.


Храм Христа Спасителя до разрушения

Отзывы современников о Николае I

Как всегда, оценки деятельности любой личности часто разнятся до противопоставления. Это относится и к Николаю I. Чтобы быть объективными, приведем две из них, крайние по характеристике.


А.Ф. Тютчева. Фотография

Читайте также: