Механизм голосообразования анатомия кратко

Обновлено: 30.06.2024

Данный материал оформлен в виде таблиц с кратким описанием характеристик и особенностей процессов образования речи. Будет полезен студентам дефектологических факультетов, специалистам, работающим с детьми с ОВЗ.

ВложениеРазмер
Развитие речи в онтогенезе 17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Физиологические процессы образования речи.

Краткая характеристика (что происходит анатомически)

Истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т.е. срединное положение, с тем чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т.д. Таким образом при фонации происходят колебания в поперечном направлении (внутрь-наружу, а не вверх-вниз)

В результате колебаний голосовых связок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса

В задней части голосовых связок остаётся щель в форме маленького треугольника, через которую проходит выдыхаемый воздух. Голосовые связки не колеблются , но трение струи о края щели вызывает шум, который воспринимается в виде шёпота.

Голосовые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями в продольном направлении, т.е. вверх-вниз. При фальцетном звуке между голосовыми связками остаётся веретенообразная щель.

Силы, высота и тембр голоса

Сила зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. Усилителями голоса являются глотка, полость рта, носовая полость.

Высота зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых связок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани.

Наряду с основным тоном в гортани образуются обертоны, количество и качество которых зависит от строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей глотки, полости рта, носовой полости. Сочетание обертонов обуславливает индивидуальную окраску голоса, или тембр.

Это пределы изменения голоса по высоте. У детей диапазон голоса значительно меньше, чем у взрослых.

Грудной –связки плотно смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикулярном току воздушной струи.

Головной – механизм образования идентичен механизму образования фальцета.

Смешанный - голосовая щель закрывается не полностью, связки колеблются более широкой поверхностью, чем при фальцете, а иногда и всей своей массой.

Твердая – голосовые связки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание.

Мягкая – момент соприкосновения голосовых связок и начало прохождения струи воздуха совпадают, и сразу же после соприкосновения связки начинают вибрировать.

Придыхательная - выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкаются и начинают вибрировать.

Связана с быстрым ростом гортани и наиболее выражена у мальчиков.

Развитие разных сторон речи в онтогенезе.

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

В 2-3- месяца у ребенка появляется гуление

В 3-4 месяца появляется лепет

К 6 месяцам появляются отдельные четкие звуки, которые неустойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Ясно звучат такие звуки как а, п, б, м, к, т. Хорошо понимается тон голоса и проявляется на него реакция.

К 1 году хорошо произносятся простые по артикуляции звуки такие как а, у, п, б, м, н, т, д, к, г.

2-й год жизни - активно произносятся звуки э, ы, и, но твердые гласные звучат как мягкие – ть, дь, сь, зь. Возрастает способность понимать речь других и подражать ей. Активно используются в речи простые по структуре слова.

3-й год жизни – трудные по артикуляции звуки заменяются простыми (ц на ть или сь, звуки л и р – звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие на ть, дь). Четко оформляется артикуляция губно-зубных ф, фь, вь. Близкие по звучанию слова почти не смешиваются с попытками сохранить слоговую структуру.

4-й год жизни - в речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова с несколькими согласными, дети способны замечать ошибки в речи других.

5-й год жизни - большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются в сложных словах, а в простых произносятся правильно. Дети способны отличить увеличение или снижение громкости речи и изменение её темпа.

6-й год жизни - дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Ребенок способен выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

7-й год жизни – произношение слов максимально приближена к речи взрослых.

Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе

1-й год жизни – лепетные слова из ударных слогов.

2-й год жизни – словарный запас состоит примерно из 300 слов, каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием, ребенок хорошо понимает обращенные к нему слова и выполняет просьбы взрослого. Первыми ребенок осваивает единственное и множественное число именительного падежа, винительный падеж существительных имен, повелительное наклонение, форму 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложения простые, из 3-4 слов.

3й год жизни – словарный запас около 1000 слов, слова употребляются с простыми слогами в, на, у, с. Предложения увеличиваются до 5-6 слов, существительные употребляются вместе с прилагательными в разных падежах.

4-й год жизни – словарный запас увеличивается до 1900 слов среди которых существительный, глаголы, прилагательные, наречия, появляются сложные предлоги такие как из-за, из-под и т.п. Предложения становятся сложными с употреблением в них союзов чтобы, потому что, который и т.п.

5-й год жизни – используют слова, обозначающие простые геометрические формы, некоторые измерения величин, словарный запас увеличен до 2000-2200 слов. Возникают трудности с употреблением слов в родительном и предложном падежах множественного числа.

После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Развитие связной речи в онтогенезе

1-й год жизни – в процессе эмоционального общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания речи (сначала примитивного) начинает развиваться активная речь.

2-й год жизни – к его началу появляются первые осмысленные слова, обозначающие предметы, постепенно они выстраиваются в простые предложения.

3-й год жизни – быстрыми темпами начинает развиваться понимание речи и собственная активная речь, резко возрастает словарный запас и усложняется структура предложений.

До 6-7 лет речь приобретает планирующую функцию, осваиваются описание, повествование, рассуждение, увеличивается количество сложных предложений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Физиологические процессы образования речи.

Физиологические процессы

Краткая характеристика (что происходит анатомически)

Голосообразование (фонация)

Механизм голосообразования

При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к

черпаловидным хрящам), а вершина — кпереди (к щитовидному хрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. При фонации истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем, чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т. д. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е. связки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу

В результате их колебаний движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса.

Механизм шепота

Если во время звукопроизнесения смыкание голосовых связок происходит без участия поперечной черпаловидной мышцы, то голосовые связки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые связки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается в виде шепота. Следует отметить, что, в отличие от обычной голосовой речи, шепотное произнесение может осуществляться не только на выдохе, но и на вдохе.

Механизм фальцета

Фальцетом называется неестественно высокий мужской голос. Механизм образования фальцета состоит в том, что голосовые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями, причем колебания совершаются не в поперечном, а в продольном направлении, т. е. вверх и вниз. При фальцетном звуке голосовые связки смыкаются не полностью и между ними остается веретенообразная щель

Силы, высота и тембр голоса

Как и звуки другого происхождения, голос обладает силой, высотой и тембром.

Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. При большем наполнении легких воздухом и при большей интенсивности выдыхания получается и более громкий голос. Однако во всех случаях голос, возникающий в гортани, относительно слаб. Значительное влияние на силу голоса оказывают резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани. При произнесении (или пении) низких звуков натяжение голосовых связок невелико (натягивающая голосовую связку перстне-щитовидная мышца не работает); активна голосовая (щито-черпаловидная) мышца, которая при своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину голосовой связки. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых связок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Этот механизм действует, однако, лишь до известного предела. После максимального сокращения перстне-щитовидной мышцы дальнейшее увеличение натяжения голосовых связок невозможно. Тогда начинает действовать другой механизм — укорочение колеблющейся части голосовых связок. Это достигается посредством сокращения поперечной мышцы, которая плотно прижимает черпаловидные хрящи друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых связок лишаются возможности колебаться. Колеблется только передняя часть голосовых связок, которые, укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают издавать более высокий звук. Для дальнейшего повышения голоса вновь начинает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых связок. Когда же наступает предел натяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосовых связок, вступает в действие механизм фальцета.

Диапазон голоса

Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4—6 тонов. Диапазоны голоса, т. е. пределы возможных изменений голоса по высоте, у разных людей различны.

Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых. С возрастом диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаково у мальчиков и девочек.

Как у мальчиков, так и у девочек встречаются более высокие голоса (дискант) и более низкие (альт).

Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учитывать при подборе репертуара для исполнения детьми на уроках пения и во время детских самодеятельных выступлений.

Регистры голоса

Регистры голоса. Ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания, называют регистром. Различают три регистра голоса: грудной, головной и смешанный (микст).

Грудной регистр получил свое название вследствие того, что при нем резонирует грудная клетка, стенки которой дают ясно ощутимую рукой вибрацию. Грудной голос богат обертонами. При грудном голосе связки плотно смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикулярном току воздушной струи, т. е. в поперечном направлении. К грудному регистру относят низкие тоны голоса.

Головной регистр характеризуется головным резонансом, который можно обнаружить в виде вибрации черепа, положив руку на темя. Типичным образцом головного регистра является фальцетный голос. Он отличается бедностью обертонов. Головным регистром пользуются на верхних тонах диапазона.

Атака звука

При твердой атаке голосовые связки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание. Для твердой атаки характерно наличие в самом начале звучания ясно слышимого призвука.

При мягкой атаке момент соприкосновения голосовых связок и начало прохождения струи воздуха совпадают, и сразу же после соприкосновения связки начинают вибрировать.

Во время придыхательной атаки выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкаются и начинают вибрировать.

Время наступления мутации колеблется в значительных пределах. В южных странах она начинается обычно раньше (в 10—12 лет), в северных — позже (14—15 лет). У девочек мутация наступает примерно на год раньше, чем у мальчиков.

Изменение голоса сказывается в первую очередь на разговорной речи. У мальчика, говорящего фальцетным голосом, начинают появляться низкие грудные звуки. За время перелома голос у мальчиков понижается на целую октаву и даже больше, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины — тенор, баритон или бас. В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким. Часто голос становится хриплым, приобретает неприятный резкий тембр. При осмотре гортани истинные голосовые связки представляются в это время покрасневшими, утолщенными. К концу периода мутации все эти изменения исчезают и устанавливается нормальный мужской голос.

При недоразвитии половых желез, а также при их искусственном удалении (кастрации) мутация не наступает, и голос сохраняет свой детский тембр на всю жизнь (голос евнухов).

У девочек так же, как и у мальчиков, в период смены голоса обнаруживается покраснение голосовых связок, но тембр голоса не претерпевает таких резких изменений.

1. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебник для вузов. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001.

2. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие.М.: ВЛАДОС, 2004..

Читайте также: