Усовершенствование навыков устной речевой коммуникации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Совершенствование навыков устной речи на уроках иностранного языка

Что же мешает учащимся говорить по-английски?

Проблема в изучении любого иностранного языка заключается в том, что мы думаем на русском и только потом переводим слова на иностранный язык, затем сопоставляем с правилами грамматики и лишь потом говорим предложение. Важно научить мыслить и говорить на английском сразу. Именно так учатся говорить на родном языке дети, они словно впитывают в себя язык. Одним из главных аспектов в изучении иностранного языка является именно практика общения.

При обучении говорению полезно:

Обогащение словарного запаса - один из основных качественных показателей работы учителя

При запоминании новых английских слов советую в помощь учащимся как альтернативу привычным словарям карточки со словами, Mind map , а также обучающие сайты и приложения:

- esl.fis.edu ( слова для разных уровней разбиты по тематикам. Много упражнений в виде визуального словаря. Нет перевода на русский язык, в памяти возникнет ассоциация; задания на поиск синонимов и антонимов к слову; для уровня Pre-Intermediate задания на выбор нужного слова в предложениях)

- learnenglish.de (игры на расширение и отработку словарного запаса: кроссворды, memory games)

- freerice . com (только с уровня Pre - Intermediate , например, подобрать синоним к слову)

Еще одной проблемой в изучении английского языка является неумение употреблять полученные знания в ситуации реального общения. Следовательно, возникает необходимость создания естественной речевой ситуации.

Речевые ситуации создаются

Предлагая ситуации общения, необходимо учитывать языковую подготовку обучающихся.

Речевые ситуации способствуют также закреплению лексических единиц, грамматических структур.

Для совершенствования навыков говорения одним из эффективных методов является составление диалога. Диалог предполагает обмен информацией между одним или несколькими участниками. Обучающийся должен уметь уговорить, убедить, проинформировать, посоветовать, узнать мнение по интересующему вопросу, адекватно реагировать на реплики собеседника. Для составления диалога даются вводные слова, разговорные фразы и клише.

При составлении монолога нужно научить обучающихся высказывать законченную мысль, логически связывать фразы, использовать специальные слова - линкеры, включать аргументы рассуждений.

На практике используются различные технологии и приемы обучения говорению:

Чтобы развить навыки говорения у учащихся, учитель прежде всего должен сам совершенствовать свою языковую компетенцию. Важное значение имеет выбор темы для обсуждений. Это напрямую связано с мотивацией учащихся, ведь невозможно научить говорить на материале, не вызывающем интереса у участников процесса обучения. Каждый учитель должен стараться разнообразить свои уроки введением новых и разнообразных техник и приемов. Отдельного внимания заслуживает процесс оценивания и исправления ошибок. Необходимо учитывать психологию учащихся, ведь чрезмерная концентрация на ошибках может привести к тому, что ученик и вовсе перестанет пытаться составлять фразы, боясь снова ошибиться. В работе над ошибками можно использовать несколько вариантов их исправления во время практики говорения: самокоррекция, взаимокоррекция, коррекция учителем. На разных занятиях можно чередовать эти варианты или выбрать наиболее приемлемый для определенной группы учащихся. Учитель должен быть примером для подражания среди своих учеников и пусть девизом на уроке будет высказывание Т. Рузвельта: Никогда не ошибается только тот, кто ничего не делает.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Устное общение необходимо практически во всех сферах жизни. Чтобы преуспеть в жизни, на работе и в семейных отношениях, нужна правильная речь и умение четко выражать свои мысли. Многие люди никак не могут выработать у себя эти навыки, но все не так уж сложно, если знать несколько важных пунктов.

Изображение с названием Improve Verbal Communication Skills Step 1

Для начала сделайте для себя несколько заметок. Вы всегда должны продумать то, что собираетесь сказать. Очень удобно сразу записывать некоторые идеи, чтобы не забыть их потом в разговоре.

Изображение с названием Improve Verbal Communication Skills Step 2

Практикуйтесь перед зеркалом. Во всех навыках и умениях, как и в умении общаться, ключевую роль играет практика. [1] X Источник информации Если вам предстоит произнести речь, лучше заранее попрактиковаться перед зеркалом. Таким образом, вы хотя бы будете представлять, как смотритесь со стороны. Это поможет заметить некоторые проблемы, например, в аргументации или в своем поведении.

Изображение с названием Improve Verbal Communication Skills Step 3

Больше читайте. Чем больше вы знаете о теме, о которой собираетесь рассказывать, тем лучше будет ваша речь. Чтение поможет расширить свой кругозор и улучшить дикцию.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Что же способствует правильному и эффективному развитию продукции речи? Прежде всего, хорошие знания языкового материала (лексика, грамматика, а также слухо-произносительные навыки), возможность использовать эти знания в собственной речи во время занятий и темы для обсуждений, интересные для изучающих язык.

Тем не менее, существует ряд проблем, сопряженных с данными факторами, которые препятствуют успешному формированию речепроизводства. Во-первых, отсутствие знаний языкового материала, которые соответствуют уровню изучения языка. Это естественно, ведь в таком случае практика речи просто невозможна. Во-вторых, отсутствие возможности использовать изученную грамматику и лексику на практике. Такое часто происходит в больших классах и группах или в случаях, когда центром учебного процесса является учитель, а не учащиеся. В-третьих, это темы, не дающие речевого повода. Когда обсуждение неинтересно и бессмысленно, даже сильные ученики отказываются говорить.

Еще одним важным условием является так называемый эмоциональный барьер (affective filter) – психологические факторы, положительным или отрицательным образом влияющие на процесс изучения языка. Его показатель может быть как высоким, так и низким. При высоком эмоциональном барьере у учащихся наблюдается повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие интереса к занятиям в виду возрастного несоответствия или недостатка знаний, а также неблагоприятные взаимоотношения с преподавателем и группой. Соответственно, при его низких показателях во время занятий царит благоприятная рабочая атмосфера, у учащихся наблюдается высокая мотивация и самооценка, отношения с преподавателем построены на взаимопомощи. Следовательно, для преподавателя крайне важно сохранять низкий психологический барьер у учащихся.

  • учащиеся не только владели языковым материалом, но и понимали, что от них требуется в том или ином задании. То есть задача учителя – правильно сформулировать задание, поставить вопрос.
  • говорение не было принудительным. Учащиеся могут говорить, только если морально к этому готовы.
  • фронтальная работа была сведена к минимуму. Преподаватель должен создавать условия для осмысленного живого общения.
  • преподаватель выступал в роли наставника, а не судьи. Исправление ошибок должно проходить в мягкой форме, учащиеся должны чувствовать, что преподаватель их союзник, а не оппонент.
  • поощрялась совместная работа, а не соперничество.

Примеры заданий, способствующих осмысленному говорению

2. Применение критического мышления (critical thinking activity)

Цель задания – научиться оценивать понятия, явления или предметы, используя личный опыт учащихся. Задание состоит из двух этапов. Первый этап – ознакомление с материалом, например, vocabulary about the ocean. Второй этап – оценка этих понятий, явлений, качеств путем использования личного опыта учащихся (например, categorize the vocabulary into two charts: things I have seen and things I have never seen). Это задание становится особенно эффективным, если его выполнять в парах.

3. Открытые вопросы (open-ended questions)

Учащимся предлагаются вопросы, требующие развернутого ответа и направленные на обсуждение (вопросы, на которые можно дать ответ да или нет, исключаются). Например: What toys do you have? What toys do you want? или What do you know about plants? Write two things below and share with a partner.

Учащимся предлагаются вопросы для обсуждения по проблеме, которая раскрывается в предыдущем задании на чтение или аудирование. Например, после текста о проблемах животных даны вопросы: Why are animals important for us? Do you know any endangered animals?

О важности работы в группах или парах

Несмотря на существенные минусы – шум на занятии или разный темп работы учащихся в парах (кто-то выполняет задание быстро, кто-то сильно отстает), групповая или парная работа производит больший положительный эффект в виду следующих причин:

  • увеличивается доля говорения на занятии;
  • устраняется монотонность занятия;
  • развивается умение работать совместно с другими учащимися.

Виды навыков говорения, которые необходимо развивать на занятиях

Различают два вида навыков говорения: базовый бытовой (Basic Interpersonal Communication — BICS) и навык когнитивной литературной речи (Cognitive Academic Language Proficiency — CALP). В первом случае это навык, используемый в типичных бытовых речевых ситуациях (функциональные диалоги), который формируется уже на начальных этапах обучения. Во втором случае это сложные навыки владения литературным языком, которые формируются на более высоких уровнях изучения языка и требуют больше времени для отработки и практики. Яркий пример – opinion essay. Многие задания представляют собой комбинацию этих двух навыков (например, panel discussion, где BICS используется для управления дискуссией, а CALP – для ее создания).

Оценка навыков говорения

Исправление языковых ошибок (грамматических, лексических, произносительных) должно происходить еще на начальных этапах изучения материала. Здесь есть несколько указаний, которых нужно придерживаться, чтобы не отбить у учащихся желание говорить:

  • нельзя перебивать, исправляя ошибки
  • важно требовать учащихся повторить правильный вариант высказывания
  • нельзя прерывать учащихся во время работы в группе или в парах.

Необходимо дать учащимся возможность высказаться, и уже после выполнения задания отметить наиболее общие ошибки и недочеты.

Читайте также: