Церковь в 21 веке в россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

КУРГАНСКАЯ И БЕЛОЗЕРСКАЯ ЕПАРХИЯ

при храме благоверного князя Александра Невского

Автор : Дубровин Тимофей,11 лет

Педагоги: Дубровина Елена Ивановна

Игнатьева Валентина Викторовна

2. Состояние Русской Православной Церкви в начале XXI века

3. Факты о святых, которые прославились на Уральской земле

4. Проблемы, возникающие в церковной среде……………7 стр.

4.1 Церковная жизнь – дело сокровенное…………………..7 стр.

4.2 Аморфность, пассивность прихожан в делах милосердия

4.3 Дети в храме. Церковное и светское воспитание………8 стр.

7. Список литературы……..…………………….………. 10 стр.


Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

В современном обществе, а особенно в молодежной среде потеряны духовные ориентиры. Поэтому я считаю, что на помощь молодым людям должна прийти Церковь, которая поможет им раскрыться во всей своей полноте духовного бытия.

Святые отцы стремились воцерковить внешний мир, воспринимая все полезное и отвергая греховное, а для этого они находились в постоянном диалоге с обществом и государством, когда и общество и государство не были христианскими. Потому сегодня диалог с внешним миром, является средством привнесения христианских ценностей в жизнь общества. [1]

Актуальность моей работы заключается в том, что следуя примеру святых отцов, мы должны нести свидетельство о Православии, обогащая культуру и общественную жизнь исторической России. Тем самым имея возможность претворять святоотеческую литературу в повседневной жизни, а через это преодолеть духовный кризис и сформировать культуру, как отдельного человека так и народа в целом.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Повысить интерес к православию, как основной религии нашей страны.

Задачи: 1. Ознакомить с событиями в православной церкви происходившими в XXI веке.

2. Осветить проблемы возникающие в церковной среде.

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ: Приобретение новых знаний, расширение кругозора в церковных вопросах, которая ставит перед собой Церковь в XXI веке. Освещение проблем, встречающихся в церковном и светском воспитании детей на приходе.

Проанализировав литературные источники, я пришел к выводу, что тема исследования представлена в основном в электронных периодических изданиях, в которых авторы достаточно полно и компетентно освещают проблемы русской православной церкви, анализируют её состояние на современном этапе, описывают особенности жизни прихожан, раскрывают перипетии жизненного пути уральских святых.

Состояние Русской Православной Церкви в начале XXI

Начало XXI века это время возрождения и развитие Русской Православной Церкви. Важнейшей вехой в этом стал Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, состоявшийся в Москве 13-16 августа 2000 года.

Особенными деяниями Собора стали: канонизация новых мучеников и исповедников, российских XX в. и других подвижников веры и благочестия, а также принятие ряда документов.

Юбилейный Архиерейский Собор ставят в ряд самых важных соборов РПЦ, таких, как Стоглавый Собор или Поместный Собор 1917-1918 гг.

Особо важные для жизни Церкви решения традиционно принимаются Поместными и Архиерейскими Соборами. [ 5]

Так 27 июля 2009 года, на заседании Священного Синода,были утверждены: Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви; состав (136 человек) и Президиум (25 человек) этого органа; определён круг вопросов, входящих в его компетенцию.В составе присутствия не только священники и епископы, но и миряне. [3]

Так, по всей стране мы наблюдаем открытие новых воскресных школ для детей и взрослых, создание православных гимназий, детских садов. Большую роль в воцерковлении людей играют миссионерские катехизаторские курсы. А самое главное что духовное (православное) начало вошло в программы общеобразовательных школ и ВУЗов. В школах внедрён такой предмет как ОПК, а в ВУЗах появились богословские отделения.

Миссионерско-просветительскую работу ведет и Синодальный отдел по делам молодежи, созданный решением Юбилейного Архиерейского Собора в августе 2000 г.

Широкую пастырско-просветительскую работу ведет Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, целью которого является организация пастырского окормления военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений и заключенных.

Развивается в РПЦ и социальное служение, которое координирует Синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. [5]

В нашей Курганской и Белозерской епархии тоже созданы такие отделы. Их работу можно отследить на официальном сайте епархии. [9]

3. Факты о святых, которые прославились на Уральской земле.

Наша Уральская земля очень славится своими святыми покровителями: св. пр.Симеон Верхотурский, преподобный Василиск Сибирский, преподобный Зосима (Верховский), преподобный Илия (Чеботарев) и т.д.

Для Курганской области знаменательно событие, которое произошло5 февраля 2013 г. Архиерейский Собор утвердил общецерковное почитание преподобного Далмата Исетского, основателя Свято-Успенского мужского монастыря в Зауралье. Подвижник XVII века был прославлен в лике местночтимых святых Курганской епархии еще в 2004 году. За прошедшие годы почитание преподобного Далмата вышло далеко за пределы Курганской епархии.

Второй прославленный святой нашего края – это священномученик иерей Аркадий Николаевич Гаряев. С 1910 года он служил в Никольской церкви села Боровское Пермской губернии, преподавал в земской школе. Также он был назначен священником в походную Казанского-Богородицкую церковь, чтобы вести миссионерскую деятельность среди местного населения. В 1918 году 14 июля отец Аркадий был зверски убит красногвардейцами. Решением Синода от 2002 года священномученик Аркадий Гаряев был причислен к лику Святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В январе 2005 года преосвященный Михаил, епископ Курганский и Шадринский благословил написание иконы и служение молебнов в честь священномученика Аркадия Гаряева. [7]

4. Проблемы, возникающие в церковной среде

4.1 Церковная жизнь – дело сокровенное

4.2 Аморфность, пассивность прихожан в делах милосердия.

Сейчас, очень много бездомных людей, проходя мимо них, думаешь: - Жертвовать ли? А потратит ли этот человек себе на благо?

Патриарх не только говорит, но и поощряет, утешает тех, кто, не жалея себя, трудится в делах милосердия. Пред Богом ценны именно малые, посильные благие дела – пусть это капля в море, однако она имеет бесконечное значение, если посвящена Господу, если малое доброе дело свершается из живого сочувствия к человеку. И, наверное, главное в делах милосердия – не останавливаться на полдороге, но, скрепя сердце, трудиться так, как внушает совесть, чтобы ей не было горько за угасшую по причине ропота, осуждения или недовольства, свечу любви.

Поэтому, я считаю, что добрые дела надо всегда совершать не только по зову разума, но и по зову сердца!

4.3 Дети в храме. Церковное и светское воспитание.

Родители должны следить за детьми и, почувствовав их усталость, своевременно выводить из храма, дабы молитвенная жизнь прихода не нарушалась понятными для детского возраста шалостями и выходками.

Нужно находить золотую середину между ними и идти царским путем, приобщая детей православной русской культуре, в которой сочетается религиозность, благочестие, и широта кругозора, готовность восприять все ценное, чистое и прекрасное, необходимое для становления разумной и ответственной личности. [4]

Главной задачей в воспитании подрастающего поколения является соединение современности с культурными традициями, научить детей жить по законам Божьим, соблюдать его заповеди.

ВЫВОДЫ: Аскетический подвиг святых, является для нас ярким примером, так как, подвижники находились в монашеском отдалении от мира ради достижения духовного опыта, покаяния и общения с Богом. Иначе говоря, монашество работало не на изоляцию Церкви от мира, а на духовное преображение мира.

1. В 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ стал программным и стимулировал дальнейшее развитие духовной жизни в обществе и обширного церковного служения и деятельности.

2. Пред Богом ценны именно малые, посильные благие дела – пусть это капля в море, однако она имеет бесконечное значение, если посвящена Господу, если малое доброе дело свершается из живого сочувствия к человеку.

Родители должны пасти своих чад. Нужно находить золотую середину в воспитании детей и идти царским путем, приобщая детей к православной русской культуре, в которой сочетается и истинная религиозность, нелицемерное благочестие.

Сегодня, как и в святоотеческий период, диалог с внешним миром, является как средство привнесения христианских ценностей в жизнь общества. Государствообразующий и культурообразующий народ является, исторически ведущим, стержневым, а потому, и мыслится он как носитель совершенно особой миссии, выходящей за пределы чисто земной жизни и укорененной в Боге, в замысле Божием об этом народе.

7. Список литературы и Интернет-ресурсов:

Журнал. Православная беседа №3 ,2008 г. «Подвиг свидетельства о православии в секулярном мире. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Журнал. Православная беседа №1, 2008 г. Религиозная миссия империи. Елена Хаула.

Журнал. Фома. №3, 2010 г. Межсоборное присутствие: зачем и для кого. Алексей Соколов.

Николай Митрохин: Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. Изд-во: Новое литературное обозрение, 2006 г.

Именно этим можно объяснить, что православный человек, живя в атеистическом государстве, сам нашел путь духовного спасения, встав на защиту Отечества в минуты, грозящие ему уничтожением. Беззаветная защита своей Родины в годы войны в сознании русского человека соединила небесные и земные идеалы.

Уже начиная с 1980-х годов, во времена так называемой Перестройки, восстанавливается открытый диалог Русской Православной Церкви с государством. На государственном уровне в 1 988 году прошло торжественное празднование 1000-летия Святого Крещения Руси. Юбилейные мероприятия совпали по времени с глубоким всесторонним кризисом коммунистической идеологии. В жизни Русской Православной Церкви начались отрадные перемены. Она вышла за ограды храмов, становясь все более заметным фактором общественного развития страны.

Сегодня в XXI веке Русская Православная Церковь, выстроив с государством отношения на незыблемых принципах свободы совести и невмешательства государства во внутреннюю жизнь и деятельность Церкви, активно восстанавливает разрушенное, расширяя свою богослужебную деятельность.

На настоящий момент Русская Православная Церковь имеет 20 000 приходов в 132 епархиях, в том числе в двух экзархатах (Украинском и Белорусском), в которых совершают служение 154 архиерея.

Количество монастырей достигло 635, не считая 167 монастырских подворий и 45 скитов. Возрождены Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, а также знаменитые Оптина пустынь, Данилов, Донской и Новодевичий монастыри.

В общую сеть православных учебных заведений, которыми руководит учебный комитет при Священном Синоде, входят 5 духовных академий, 26 семинарий и 29 духовных училищ, а также 2 епархиальных женских духовных училища. Работает 28 иконописных школ. В настоящее время не только духовенство, но и миряне имеют возможность получить фундаментальное православное образование в Православном университете и Свято-Тихоновском богословском университете.

Возникло множество духовных учебных заведений, призванных распространять религиозное образование среди населения (воскресные школы при храмах, православные детские сады, православные школы, гимназии и лицеи).

Повсеместным стало возрождение церковной благотворительности. Под патронажем Церкви находится ряд учреждений социального вспоможения и призрения. Здесь особенно большая роль принадлежит монастырям, при которых работают благотворительные столовые.

В 1995 году был создан Миссионерский отдел Московского Патриархата, который в новых условиях продолжил миссионерскую деятельность Церкви, прерванную почти на 80 лет советской властью. Новой формой миссионерской деятельности являются миссионерские поездки священников-преподавателей и студентов духовных учебных заведений. Такие миссионерские группы совершают крещение, исповедь, служат Божественные литургии. В тех местах, где не хватает храмов и священников, такие миссионерские поездки поистине животворны.

В последние годы Церковь проводит большую работу по духовному воспитанию военнослужащих. Для развития этой деятельности Церкви создан Синоидальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. С органами государственной власти Российской Федерации прорабатываются вопросы создания института военного духовенства, разрабатываются программы пастырской миссионерской работы в армии.

События на Северном Кавказе с новой силой показали, что вопрос о духовно-нравственном состоянии Российской армии как никогда актуален. Не давая забыть о славных делах наших предков, когда победа добывалась не только с помощью оружия, но и с помощью веры и молитвы, Церковь всеми возможными средствами помогает армии в ее нелегком воинском труде.

Отношения государства и Русской Православной Церкви находятся на такой высоте, что важнейшие церковные праздники, Рождество Христово и Пасха, стали государственными.

Государственный уровень приобрел и День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Его проведение является прекрасным подтверждением того, что дальнейшее развитие нашей культуры немыслимо без сохранения и опоры на ее православные истоки и без нашего духовного возрождения.

Знамением нового времени стало возрождение крестных ходов и колокольного звона. В советские времена крестные ходы и колокольный звон считались пропагандой религии, пережитками прошлого.

Первый крестный ход после 72-летнего перерыва был совершен 23 сентября 1990 года в Москве в День города. Тогда верующие прошли от Успенского собора Московского Кремля (в нем было разрешено провести патриаршее богослужение) до храма Большого Вознесения у Никитских ворот.

В 1991 году было совершено семидневное шествие с обретенными святыми мощами преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево, в 1999 году прошел многодневный крестный ход от Куликова поля до Оптиной пустыни.

Русская Православная Церковь имеет теперь свои подворья, представительства и миссии во многих странах. Среди них особое значение имеет Русская духовная миссия в Иерусалиме, 150-летие которой праздновалось в 1997 году. В 1992 году возрождено под своим историческим названием Императорское Православное Палестинское Общество.

Возрождением своей деятельности на Святой Земле Церковь обязана трудам выдающегося деятеля Русской Православной Церкви — митрополита Никодима (Ротов умер в 1978 г.).

Важным свидетельством развития церковной жизни стала активно развернутая в последнее десятилетие XX - начале XXI в. деятельность по прославлению православных подвижников, святителей, мучеников и исповедников веры. Она началась с канонизации на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году девяти святых: благоверного великого князя Московского Дмитрия Донского, святителя — Митрополита Московского и всея Руси Макария, епископов Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, преподобных Андрея Рублева, Максима Грека, Паисия Величковского и Амвросия Оптинского, а также блаженной Ксении Петербургской.

Синоидальной комиссии по канонизации святых были предоставлены архивы ФСБ, в которых хранились материалы на священнослужителей и мирян, отдавших во времена советской власти жизнь за веру Христову. Итоги этой работы были рассмотрены на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, приуроченном к 2000-летию Рождества Христова. Собор канонизировал целый сонм новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в XX веке.

Историческим событием, значение которого трудно оценить, является предстоящее объединение Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью, которая была создана священнослужителями и мирянами, вынужденными покинуть свою Родину в гражданскую войну и времена репрессий.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) принял решение о вступлении в каноническое общение с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Каноническое общение означает признание того, что РПЦЗ является частью Поместной исторической Русской Церкви, при этом сохраняя полное самоуправление.

Перед лицом глобальных вызовов современного мира Русская Православная Церковь все активнее участвует во встречах с духовными лидерами и представителями других религиозных конфессий.

Русская Православная Церковь выступила организатором прошедшего с 3 по 5 июля 2006 года в Москве Всемирного саммита религиозных деятелей. Подробнее о его результатах вы можете узнать из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, включенного в основную хрестоматию.


Русская Православная Церковь — крупнейшее религиозное объединение в нашей стране. В настоящее время она насчитывает 130 епархии в различных регионах России, в ближнем и дальнем Зарубежье.

С 1990 года Предстоятелем Русской Церкви являлся Святейший Патриарх Алексий II — пятнадцатый Патриарх в ее истории. После его смерти РПЦ возглавил Кирилл, который родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. 25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.

Сегодня в Русской Православной Церкви 130 епархий (для сравнения — в 1989 году было 67), более 13000 приходов (с Украиной — около 22000) (для сравнения — в 1988 году было 6893), 569 монастырей (в 1980 — 18). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.[2]

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный комитет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 — 2), 30 духовных семинарий (в 1988 — 3), 45 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц. Кроме того, имеются 11 регентских и 4 иконописные школы и отделения, а также только в Москве 123 церковноприходских воскресных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, — около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян. Координирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации. [3]

Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых к крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенно формой катехизации.

В области благотворительности работа осуществляется на общецерковном уровне через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Прежде всего следует отметить ряд успешно функционирующих медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.

При центре психического здоровья Академии медицинских наук России создана психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Московской епархии.

Это только некоторые из примеров конкретной деятельности вышеназванного Отдела.

В декабре 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено создать церковную молодежную организацию. Вследствие этого решения на Первом съезде Православной молодежи было образовано Всецерковное православное молодежное движение, как официальная молодежная организация, учрежденная Русской Православной Церковью. Главными целями, которые ставились тогда перед Движением, было привлечение детей и подростков, юношей и девушек, ищущих свой путь к храму, в лоно Русской Православной Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в программах социального служения, восстановления монастырей и храмов, проведения молодежных паломничеств, установления контактов со сверстниками-христианами из других стран.

Внешние контакты Русской Православной Церкви направляются Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в задачу которого входят:

  • осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье;
  • принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений;
  • осуществление связей Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации.

Теперь, когда время репрессий и запретов отошло в прошлое и Церковь вновь получила возможность свободного свидетельства о Христе, необходимость возрождения миссии в современном мире стала важнейшей и неотложной нашей задачей и одновременно острой потребностью общества.

В последние годы происходит тесное взаимодействие Русской Православной Церкви и Вооруженных сил РФ. С этой целью решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был образован синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

2 Начало XXI века в Русской Православной Церкви отмечается продолжением интенсивного возрождения, развития и процветания ее жизни и деятельности.

3 Предстоятель Церкви Патриарх Алексий II играл огромную роль в налаживании отношений между церковью и государством. Патриарх Московский и всея Руси ( )

4 Важнейшей вехой в этом стал Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, состоявшийся в Москве августа 2000 года.

5 Особенным деянием Собора стала канонизация более тысячи новых мучеников и исповедников российских XX века и других подвижников веры и благочестия.

6 Был принят документ, излагающий базовые положения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. В нем довольно полно и систематично выражена позиция Православной Церкви по очень важным общественным проблемам, таким, как: собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

7 Миссионерско-просветительскую работу ведет Синодальный отдел по делам молодежи, созданный решением Юбилейного Архиерейского Собора в августе 2000 г. Отдел также работает над организацией различных форм общения православных молодых людей, помогает организовывать воспитательную работу, досуг и дополнительное образование для детей и молодежи, оказывает помощь общественным и государственным организациям в проведении воспитательных программ, опирающихся на традиционное духовно-нравственное образование и т.д.

9 Большая работа ведется по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

10 Широко осуществляет свои социально-благотворительные программы и проекты помощи самым незащищенным членам общества: бездомным, безработным, беженцам, вынужденным переселенцам, многодетным семьям, одиноким старикам, детям из неблагополучных семей, сиротам и инвалидам.

11 17 мая 2007 года Патриархом Алексием II и Первоиерархом Русской православной церкви заграницей митрополитом Лавром был подписан Акт о каноническом общении, которым был ликвидирован восьмидесятилетний раскол между Московским патриархатом и Русской Православной Церковью заграницей (РПЦЗ). В результате подписания данного акта РПЦЗ вошла в состав РПЦ на правах самоуправляемой церкви и получила признание канонических православных церквей.

12 Русская Православная Церковь заграницей возникла в начале 1920-х годов как русская православная эмигрантская церковная организация, которая объединяла большую часть духовенства Православной Российской Церкви, оказавшегося вследствие революции 1917 года в России и гражданской войны в изгнании и эмиграции.1920-х годов как русская православная эмигрантская церковная организация, которая объединяла большую часть духовенства Православной Российской Церкви, оказавшегося вследствие революции 1917 года в России и гражданской войны в изгнании и эмиграции. Благодаря воссоединению на соборе 2008 г стало возможно братское общение и совместное служение священнослужителей и мирян в России и заграницей.

Читайте также: