Мировое значение древнерусского искусства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Особенности древнерусского искусства являлась жизненность и патриотичность идей. Уже в 11 —12 вв. люди Древней Руси ощущали свою связь с русской землей. Это чувство стало больше в период татаро-монгольского ига, это ускорило рост национального самосознания и отразилось в художественном творчестве. В результате, древнерусское искусство получило яркий отпечаток художественных вкусов народа, обрело свое национальное своеобразие. Характерно также то, что, несмотря на обилие местных школ , неизменной оставалась общность всего древнерусского искусства.

В изобразительном искусстве Древней Руси Так же появились свои особенности. Даже в Византии иконопись никогда не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из основных, общераспространенных форм изобразительного искусства, соперницей монументальной живописи.

В пределах твердо установившихся правил (плоскостность изображения, условность передачи фигуры, лица, архитектурного и природного фона) художники достигали огромной выразительности линейного ритма, силуэта, красочного пятна. Простыми средствами они создавали образы глубокого внутреннего содержания, необычайной эмоциональности и силы. Это дает право считать икону одним из важнейших вкладов древнерусского искусства в мировую художественную культуру.

Путь развития древнерусского искусства делится на ряд четко обозначенных периодов, в основном совпадающих с этапами социально-экономической и политической истории общества. Эт0 эпоха Киевской Руси (9 — начало 12 в.), пора феодальной раздробленности (12 и 13 вв.), период борьбы против татаро-монгольского ига и объединения русских княжеств (14 — начало 15 в.), время сложения и укрепления русского централизованного государства (15 и 16 вв.) и, наконец, 17 столетие, когда обнаружился кризис средневекового искусства и зарождалось искусство нового типа.

средневековый период истории русского искусства, продолжавшийся со времени образования государства Киевская Русь до петровских реформ (9—17 вв.). Возникло в результате слияния традиций восточно-славянского языческого искусства и византийской христианской культуры, наследие которой активно осваивалось после Крещения Руси (988).


Историю древнерусского искусства принято подразделять на два этапа: искусство Киевской Руси (9 – сер. 13 в.) и искусство времени формирования Московского государства (14–17 вв.). В художественной культуре Киевской Руси, в свою очередь, различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державы Рюриковичей (9 – кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры – от Крещения Руси (988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периода феодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 – нач. 13 в.).


От дохристианского периода сохранились в основном произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел (турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, 10 в.). Будучи язычниками, древние славяне поклонялись природным стихиям. Мифологические образы – воплощения стихий (изображения солнца, коня, птицы, цветка и др.) сохраняются по сей день в народном творчестве. Славяне устраивали капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца (Перынь, близ Новгорода).

Дмитриевский собор во Владимире. 1194—97 гг.


Дмитриевский собор во Владимире. 1194—97 гг.


В 1237—38 гг. почти все русские города были разорены полчищами Батыя, население истреблялось, храмы сжигались, ценности уничтожались, мастеров уводили на чужбину. Этой участи избежали лишь Новгород и Псков, которые стали центрами, где собирались уцелевшие творческие силы. В кон. 14 в. в Новгороде работал один из крупнейших мастеров эпохи, выходец из Византии Феофан Грек. Созданные им образы проникнуты трагической одухотворённостью (фрескицеркви Спаса на Ильине улице, 1378). Творчество Феофана Грека оказало влияние на мастеров Новгорода и Москвы.

Евангелие. Новгород. Сер. 14 в.


Евангелие. Новгород. Сер. 14 в.


В 1480 г., в правление Ивана III, произошло окончательное освобождение от татаро-монгольского ига. Москва превращалась в столицу могущественного государства. Зримым воплощением новой роли Московии как великой европейской державы стал великолепный ансамбль зданий Соборной площади, стен и башен Московского Кремля, созданный на рубеже 15–16 вв. русскими и итальянскими зодчими. В столичной среде формируется утончённое и просветлённое искусство Дионисия, украсившего иконами Успенский собор Московского Кремля и создавшего грандиозные фресковые ансамбли в районе Белого озера (настенные росписи Ферапонтова монастыря, 1502). Переживает расцвет декоративно-прикладное искусство. Представители княжеских и боярских семей заказывали мастерам вышитые пелены, резную и драгоценную утварь, которые становились драгоценными вкладами в монастыри и храмы.

Потир (чаша для причастия). Серебро, драгоценные камни. 1598 г.


Потир (чаша для причастия). Серебро, драгоценные камни. 1598 г.


В 17 в. средоточием художественного производства в Московском государстве становится Оружейная палата, где работали лучшие русские и иноземные мастера, среди которых наиболее известен С. Ф. Ушаков. В культуре 17 в. усилилось светское начало, появился интерес к научному познанию мира. Это столетие стало переходной эпохой к искусству Нового времени. Своеобразным сплавом древних традиций и новых веяний отличаются парсуны – первые в русском искусстве портретные изображения (членов царских и боярских семейств), создававшиеся в иконописной технике. В 18 в., когда светские тенденции полностью возобладали в русской культуре, традиции и образы древнерусского искусства ещё долго сохранялись в обширных русских провинциях.

средневековый период истории русского искусства, продолжавшийся со времени образования государства Киевская Русь до петровских реформ (9—17 вв.). Возникло в результате слияния традиций восточно-славянского языческого искусства и византийской христианской культуры, наследие которой активно осваивалось после Крещения Руси (988).


Историю древнерусского искусства принято подразделять на два этапа: искусство Киевской Руси (9 – сер. 13 в.) и искусство времени формирования Московского государства (14–17 вв.). В художественной культуре Киевской Руси, в свою очередь, различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державы Рюриковичей (9 – кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры – от Крещения Руси (988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периода феодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 – нач. 13 в.).


От дохристианского периода сохранились в основном произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел (турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, 10 в.).Будучи язычниками, древние славяне поклонялись природным стихиям. Мифологические образы – воплощения стихий (изображения солнца, коня, птицы, цветка и др.) сохраняются по сей день в народном творчестве. Славяне устраивали капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца (Перынь, близ Новгорода).


Дмитриевский собор во Владимире. 1194—97 гг.


В 1237—38 гг. почти все русские города были разорены полчищами Батыя, население истреблялось, храмы сжигались, ценности уничтожались, мастеров уводили на чужбину. Этой участи избежали лишь Новгород и Псков, которые стали центрами, где собирались уцелевшие творческие силы. В кон. 14 в. в Новгороде работал один из крупнейших мастеров эпохи, выходец из Византии Феофан Грек. Созданные им образы проникнуты трагической одухотворённостью (фрескицеркви Спаса на Ильине улице, 1378). Творчество Феофана Грека оказало влияние на мастеров Новгорода и Москвы.


Евангелие. Новгород. Сер. 14 в.


В 1480 г., в правление Ивана III, произошло окончательное освобождение от татаро-монгольского ига. Москва превращалась в столицу могущественного государства. Зримым воплощением новой роли Московии как великой европейской державы стал великолепный ансамбль зданий Соборной площади, стен и башен Московского Кремля, созданный на рубеже 15–16 вв. русскими и итальянскими зодчими. В столичной среде формируется утончённое и просветлённое искусство Дионисия, украсившего иконами Успенский собор Московского Кремля и создавшего грандиозные фресковые ансамбли в районе Белого озера (настенные росписи Ферапонтова монастыря, 1502). Переживает расцвет декоративно-прикладное искусство. Представители княжеских и боярских семей заказывали мастерам вышитые пелены, резную и драгоценную утварь, которые становились драгоценными вкладами в монастыри и храмы.


Потир (чаша для причастия). Серебро, драгоценные камни. 1598 г.


В 17 в. средоточием художественного производства в Московском государстве становится Оружейная палата, где работали лучшие русские и иноземные мастера, среди которых наиболее известен С. Ф. Ушаков. В культуре 17 в. усилилось светское начало, появился интерес к научному познанию мира. Это столетие стало переходной эпохой к искусству Нового времени. Своеобразным сплавом древних традиций и новых веяний отличаются парсуны – первые в русском искусстве портретные изображения (членов царских и боярских семейств), создававшиеся в иконописной технике. В 18 в., когда светские тенденции полностью возобладали в русской культуре, традиции и образы древнерусского искусства ещё долго сохранялись в обширных русских провинциях.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО — исторический тип искусства. Древнерусским называется искусство в историческую эпоху , условно ограниченную , с одной стороны , датой крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем ( 989), а с другой — рубежом , началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом.

Влияние западноевропейского искусства в эту эпоху было постоянным и значительным , но оно не вступало в противоречие с византинизмом , поскольку имело с ним общие корни в культуре эллинизма. Это влияние включало древнерусское искусство в общий круг христианской культуры европейского Средневековья.

Разрыв с восточными традициями начал происходить только в тонком , поверхностном слое придворной культуры Петербурга начала XVIII в. Поэтому с полным основанием мы можем назвать древнерусское искусство оригинальным историческим типом , сложившимся и развивавшимся на основе этнических традиций славян , в заимствованных из Византии художественных формах , в дохристианской Руси , за исключением строительства из дерева , резьбы и росписи , архитектуры , живописи , скульптуры в европейском значении этих терминов.

Собор св. Софии. Начало 11 века. Культура Киева при Ярославе Мудром ( 1019—1054) была во многом греческой — эллинистической и византийской , с античными статуями на улицах , библиотекой и великолепным тринадцатиглавым храмом Св. Софии ( 1019—1037), возведенным по образцу Св. Софии Константинопольской.

Тысячелетняя византийская культура принесла на Русь не только письменность трудами равноапостольных Кирилла и Мефодия , но и сложившуюся технику каменного зодчества , тип крестово-купольного храма , искусство мозаики , иконописи , фрески , книжной миниатюры , ювелирное дело. Но дальнейшая история русского искусства оказалась трагически прерывной.

Окончательный раскол церквей на западную и восточную ( 1054) должен был усилить изоляцию русской культуры от западноевропейской. Но , как бы наперекор этому , архитектура и связанные с ней виды искусства Северо-Восточной Руси развивались в едином русле с западноевропейским романским искусством. Своеобразием , определяемым во многом тесными контактами с Западной и Северной Европой , отличается искусство новгородской школы.

Можно сказать , что древнерусские иконы одновременно светоносны и цветоносны. Отвлечение цвета от материальных свойств краски и физической окрашенности предметов столь мощно , что в общем-то не очень яркие краски кажутся на иконных досках сияющими. Недаром на выставке 1913 г. в Москве А. Матисс , выдающийся французский живописец , мастер эмансипации цвета , просиживал часами перед красными фонами новгородских икон.

Вместе с архитектурой крестово-купольного храма древнерусское искусство унаследовало от Византии и принцип расположения росписей: в куполе изображался Пантократор , в простенках барабана купола — Ангелы , пророки или двенадцать Апостолов , в конхе апсиды — Богоматерь Оранта , ниже — сцена Евхаристии и святители церкви. В парусах подкупольного пространства — четыре евангелиста , на столпах триумфальной арки , симметрично — Архангел Гавриил и Богоматерь в сцене Благовещения Марии. На противоположной от алтаря стене — Страшный суд. По сторонам нефа — сюжеты протоевангельского и евангельского циклов. Но , в отличие от византийских храмов с невысокой алтарной преградой , в русских церквях с XIV в. появляется высокий многоярусный иконостас.

С середины XVII в. в Оружейной палате работали иконописцы под руководством Симона Ушакова ( 1626—1686), мастера , внедрившего в русскую иконопись новый западноевропейский — фряжский — стиль.

Древнерусское искусство обладает непреходящей ценностью , имеет мировое значение. Оно сохранило духовную силу , отчасти утраченную западноевропейской постренессансной живописью , в которой высокое предназначение постепенно вытеснялось гедонистическим и прагматическим содержанием. Бытовые темы и эротические сюжеты неизбежно склоняли западноевропейское изобразительное искусство к натурализму.

Читайте также: