Карл риттер о центральной азии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Первый раз — когда мальчику было пять лет: в соседней Тюрингии педагог-новатор Христиан Зальцман открыл свою школу и пригласил Риттера учеником. Школа Зальцмана по духу была близка идеям Жан-Жака Руссо. В ней преподавание наук совмещали с ручным трудом и гимнастикой, а вместо бездумного запоминания текстов старались добиться от учеников понимания. Неотъемлемой частью занятий стало изучение природы, в чем Риттеру особенно помогал один из педагогов, Иоганн Гутс-Мутс, автор нескольких трудов по географии.

В самой задумке школы Зальцмана присутствовала идея о том, что ребенку стоит давать больше самостоятельности, чем тогда было принято. Это проявлялось и в выборе предмета изучения, и в том, какое представление о нем должно сложиться у ученика. Такая свобода пошла Риттеру на пользу: еще в школе он стал замечать некое единство, казалось бы, мало связанных друг с другом явлений, их взаимосвязь. Эти идеи позднее лягут в основу его представлений о географии.

Карл Риттер много лет преподавал в Берлинском университете, читал лекции по истории и географии, которые пользовались большим успехом. В них он развивал свои идеи о влиянии географии региона на ход истории проживающего в нем народа. Такой подход он противопоставлял простому накоплению фактов о Земле. Риттер стремился найти зависимости, связи, которые соединяют различные явления, из-за чего основным объектом его исследований стали крупные регионы, континенты. С другой стороны, Риттер настаивал на эмпиричности географии, необходимости проверки гипотез наблюдениями.



Риттер Карл (нем. Karl Ritter; 7 августа 1779, Кведлинбург — 28 сентября 1859, Берлин) — величайший немецкий географ нового времени. В 1798—1814 гг. совершил несколько путешествий по Швейцарии, Савойе, Франции и Италии. В 1820 г. стал профессором берлинского университета и вскоре избран был членом академии наук; был также директором (по части преподавания) кадетского корпуса.

Именем Риттера назван горный хребет в Наньшане.

Землеведение Азии Карла Риттера (1856)

Землеведение Азии Карла Риттера (1856)

Том 1: Общее введение и восточная окраина восточной нагорной Азии.

Перевел и дополнил действительный член императоского русского географического общества П. Семёнов

Восточная нагорная Азия

или плоскогорье дальней Азии.

Под именем восточной нагорной Азии разумеем мы совершенно неизвестную древним Грекам и Римлянам страну, которой юго-западный пограничный горный хребет получил в первый раз название Емодуса ли Иммауса ( 1 ), в сочинениях Страбона и Эратосфена, нисколько не подозревавших существования обширных стран за его пределами. Плавий, а за ним Птоломей ( 2 ), первые знакомят нас с кочующими там Скифами и торговыми Серами, до пределов отдаленной Sinae; с этого времени только начали употреблять, для обозначения этой полосы земли, встречающееся в первый раз у Ptolom. VI. с. 15, и соответствующее характеру страны название Скифия, или земли номадов за Иммусом т.е. на востоке от него (Scythia extra Imaum). Страна эта у древних Персов была известна под именем Турана ( 3 ); у древних Аравитян получила она, или часть её, название Мавар-ель-Нахар, т. е. страны между Оксом и Яксартом; нынешние же Персияне называют её Вересруд или Вара-руд ( 4 ). Со средних веков та же самая страна, преимущественно же в распространении своём на В., начала чаще всего означаться, у магометанско-азиатских и христианско-европейских авторов, очень неопределённым именем Cataja – Катай (Китай). С названием Cathea sophitis (Strabo XV f. 699 b Q. Curtius IX, 1) в Индии, времён Александра великого, имя это имеет аналогию только в звуке, а не в значении ( 5 ). С большим основанием можно произвести это название от Монголо-Тунгуаского племени Кидань (Khitan) или Китать (Khitat во множественном числе у A. Remusat) ( 6 ), утвердившегося ещё до времени владычества Монголов, с X столетия, в северном Китае и на В. оттуда в Тангуте, и составившего в нагорной восточной Азии могущественное Государство ( 7 ), которое западными писателями было постоянно смешиваемо и принимаемо за одно с Китайским Государство, и впоследствии чрез Монголов действительно соединилось с ним ( 8 ).

Позднее, по мере того как сменялись здесь народы и владычества, страну эту начали называть Верхней Монголиею, Чжунгариею, Кошотиею и т.д., хотя народы и Государства эти были с каждым столетием другие, следовательно такие этнографические названия, по сопряженным с ним ложным и побочным понятиям, должны были вводить в многочисленные ошибки. Столь же неосновательно и название Китайской Татарии, потому что Татары, как это доказано после многолетних заблуждений, занимали только небольшую местность в этой неизмеримой стране (см. ниже). Мы же будем употреблять это выражение, впрочем освещённое давностью и потому неизбежное, только когда захотим говорить вообще о всех странах, подразумеваемых в прежние века под этим собирательным именем, и притом в столь же общем и неопределённом смысле, в каком употребляются подобные тому Скифия и Сарматия.

Мы последуем лучшему примеру новейших авторов ( 9 ), пустивших в ход названия: средней Азии (Asie moyenne), центральной Азии (Asie centrale), внутренней Азии (Asie interieure), для означения действительно континентальных стран, совершено отделённых от береговых, и занимающих преимущественно восточную и западную часть нагорной Азии. Мы различаем, вместе с Тимковским и Клапротом, прежде всего, в восточной нагорной Азии, три большие континентальные массы ( 10 ), разграниченные между собою самою природою, и которым сверх того три различные племена народные придают особый этнографический характер: 1) Восточную внутреннюю Азию (Asie moyenne orientale), страну Маньчжурскую, 2) Северную внутреннюю Азию или Монголию, 3) Западную внутреннюю Азию, лежащую на З. от р. Хуан-хэ (Hoang-ho), страну восточных Турков или Туркестан. На Юге от этих трёх северных главных отделов лежит причисляемая нами сюда же: 4) Южная внутренняя Азия или Тибет в обширном смысле. Точнейшие определения следуют ниже; под общим же именем Восточной Нагорной Азии подразумеваем мы обширное пространство, со всем ограничивающими его горными хребтами, скатами и углублениями, в котором находятся истоки, верхние, а иногда и средние части течения реки: Инда, Ганга, Иравади, Ян-Цзы-Кяна, Хуан-хэ, Амура, Енисея, Иртыша, Сыра и Гихона. Эти малоизвестные страны, в природе составляющие одно целое, вышли в течение последних двух десятилетий, и то только в некоторых своих частях, из совершенного мрака неизвестности; другие же части и доныне ещё совершено неизвестны. Все точные исследования, ведущие к истинному познанию Азии, ограничиваются до сих пор только отдельными местностями. В нижеследующих изысканиях постараемся сгруппировать географически, и сколь возможно верно и полно, все сведения о трёх частях Азии, на которые наблюдения или ученая литература бросила какой-нибудь свет, и изложить важные истины, неотъемлемо приобретенные наукою, о строении этой части света, с возможно точным указанием самых источников, из которых они почерпнуты.

. Та-тань, кочевавшие тогда в Инь-тане, есть тот, сам по себе безславный народ, которого имя, по случаю средние его участия с участью позднейших Монголов, выросло в огромное историко-этнографическое привидение, приводившее в течение столетий в страх и трепет всю Азию и Европу, и доныне ещё сохранившее права свои, вопреки справедливости и истине (в выражениях татары, татарская раса, татарский язык, обычаи и т.д.).

…В русских летописях удержано название Татары, между тем как во всеобщее употребление вошло, пущенное в ход Императ. Фридрихом II, выражение Тартары, Тартария, с которым была связана басня, что эти Тартары, в соединении с демонами Тартара, сделались бичом народов, употребляя в битвах колдовство огнём и вихрями (они имели огнестрельное оружие), которое можно было разрушить только всеобщим постом, молитвами и путешествиями ко Святым местам. Однако же Гамакер ( 109 ) уже показал, что эта слов игра не могла быть единственною причиною изменения правописания, которое встречается в таком виде уже ранее, и даже было объясняемо этимологически в Guilielm de Nangis Ludovici S. Annalbus p.m. 203, где он говорит: illos Tartarinos vocari a regium Tarta ubi sedes habuerint. Однакоже эта этимология также неосновательна как производство от руки Та-та, о которой упоминают Ларуа ( 110 ) и многие другие ( 111 ).

Это собирательное название Тартар с средних веков ввело снова в заблуждение историков и филологов двух последних столетий, почитавших его за историко-этнографическое, дав им повод указать на определённые народные племена и основывать на этом свои гипотезы о генеалогиях плен и миграциях народных. Целые исторические сочинения ( 112 ) и величайшие историки ( 113 ), при недостатке до тех пор ещё мало развившейся филологии, должны были впасть в величайшие ошибки. Арабские и Персидские писатели впадают в общую ошибку, означая Монгольские, также как и Туркские народы безразлично общим именем Турков и Татар ( 114 ). Так н. п. Рашид-Эддин (около 304 г.) ( 115 ) причисляет Татар-Караитов к Тунгузким Киданям, а обоих вместе называет опять Турками, что мы узнаём из извлечения Катрмера; только Ибн-Багута, как сведущий очевидец (1330) делает счастливое исключение: потому что он в точности различает род Чингис-Хана и Монголов, которых он называет Татарами ( 117 ) в своих этнографических сближениях, а его издатели впадают в ту же ошибку, называя язык переведённого им оригинала Татарским, и в этом ошибочном смысле делают свои хотя поучительные примечания.

Но ещё большая запутанность произошла от того, что все европейские авторы называли Тартарами и Туркские народы, которые действительно в продолжении некоторого времени были подданными Монгольской империи, также как и различные от них отделившиеся в Западной Азии династии, и присоединяли Туркское наречие к Татарскому языку, который ни кому не известен, но котый не мог быть различен от Монгольского, потому что Та-та и Монголы принадлежали к одному племени. Причину этого, ещё продолжающегося заблуждения, открыл преимущественно Клапрот ( 118 ). Он говорит что когда Туши-Хан, сын Чингис-Хана, был послан сим последним для завоевания С.-З. Азия и В. Европы, то там обитали до Сев. Половины Каспийского моря, до Чёрного моря и Днепра, народы Туркского происхождения до Команов, Печенегов и части подданных Булгарских царей на Волге и т. д. Все они сделались подданными Татарских завоевателей, основывавших Кипчакское царство, простиравшееся от Днестра до Эмбы, и оканчивавшееся на В. оттуда Киргизкою степью.

Князья этого царства были Татары, но большая часть их подданных – Турки ( 119 ). К концу XV века царство это разделилось на несколько Ханств, из которых значительнейшими были Казанское, Астраханское и Крымское. Ханы над ними властвовавшие происходили от Чингис-Хана и были следовательно Татары и Монголы; но их Татарские войска, прибывшие из Внутренней Азии, уже не существовали, и все войско их состояло из туземцев, коренных Турков, так что даже употребление древнего Монгольского (или Татарского) языка у них совершено истребилось. Однако же ханства эти продолжали называться Татарскими Ханствами или царствами, потому что государи их были Чингис-Ханиды, как н. п. Тимур, Абулгази, Султан Бабер и т.д. Все говорили: царство Астраханских, Казанских, Крымских, Ногайских Татар и т.д. Даже после подчинения сих стран Русским Царям было оставлено их жителям ложно-данное им название Тартар, не смотря на то, что они были Турки, и язык их стал называться не Туркским, а Татарским.

Но если спросить у так называемого Казанского или Астраханского татарина, татарин ли он, то он оветит отрицательно, потому что он сам называет своё наречие Турки или Турук, а не Татар. Помня что предки его были некогда покорены Татарами и Монголами, считает он слово Татар за ругательное, однозначущее с словом разбойник. То же самое смешение распространилось и на все, так называемые Татарские нации за Тобольском, Томском и Енисейском. Все тамошние Татары суть настоящие Турки, говорящие не Монгольским, а Туркским языком. Но так как эти Туркские наречия очень различны от наречий Азиатской и Европейской Турции, то сам Клапрот был вынужден удержать для них название Турко-Татарских языков и Хамакер ( 120 ) согласуется с ним в этом. Следуя примеру лингвистов и мы для этнографических целей, удерживаем название Турко-Татарских народов и наречий, для отличия их от Европейских Турков и от древних Туркских племён нагорной Восточ. Азии, к которым н. п. до владычества Татар и Монголов принадлежали Хун-ну и Хой-ху, от древних наречий, от которых язык Турко-Чжаготайский ( 121 ) записок Султана Бабура, по замечанию Ерскина, столь же различен, как их обычаи и степень развития от обычаев и развития упомянутых их предков. Всего сказанного достаточно для того чтобы распутать понятия для наших этнографических потребностей и установить эти понятия на будущее время…

Карл Риттер (1779-1859) был немецким географом и естествоиспытателем, считался соучредителем современной географии вместе с Александром фон Гумбольдтом. Он применил географию к научному методу и помог определить сферу географии. Он был одним из основателей Берлинского географического общества вместе с фон Гумбольдтом и Генрихом Бергхаусом. Кроме того, он был известен как инициатор сравнительной географии.

Он получил образование профессора и философа в области географии, руководствуясь образовательными принципами швейцарского учителя Иоганна Генриха Песталоцци, а также идеями немецкого философа и теолога Иоганна Готфрида фон Гердера об отношениях между человеком и окружающей его средой.

биография

Ранние года

Карл Риттер родился в Кведлинбурге, Германия, 7 августа 1779 года в глубоко религиозной семье. Его отца звали Ф. Риттер и был престижным врачом, который умер, когда ему было всего два года, оставив свою вдову с шестью детьми и в тяжелых обстоятельствах.

В те годы известный педагог Кристиан Г. Зальцманн основал школу Шнепфенталя, ориентированную на изучение природы. Он принял Карла Риттера и его брата Йоханнеса, а также его наставника Гутса Мутса в стипендии.

В течение 11 лет Карл оставался в этом учебном заведении, что ознаменовало его всю его жизнь, поскольку он сохранял интерес к новым способам обучения, в том числе к методам Иоганна Генриха Песталоцци.

Фактически, большая часть его сочинений была основана на трех этапах обучения Песталоцци: приобретении, сравнении и установлении общей системы.

Исследования

После окончания учебы в школе Шнепфенталя Риттер познакомился с Бетманом Холлвегом, богатым банкиром из Франкфурта. Они согласились, что Риттер возьмет на себя опеку над детьми Холлвега. Между тем, он посещал университет Галле за счет своего покровителя.

Его обязанности наставника начались в 1798 году и продолжались пятнадцать лет.За это время у него была возможность путешествовать по Швейцарии, Франции, Италии и Савойе. Она сопровождала семью во всех их путешествиях, заботясь об уходе и воспитании детей Бетманна.

Между 1814 и 1819 годами Риттер провел их в Геттингене, чтобы продолжать заботиться о своих учениках. Там он стал изучать исключительно географию. Он влюбился и женился на Лилли Крамер из Дудерштадта. Более того, в это время он написал и опубликовал первые два тома своей работы.

В 1819 году он был назначен профессором истории Франкфуртского городского института, а вскоре после этого, в 1820 году, он стал профессором географии в Берлинском университете. Однако он продолжал путешествовать, в то же время, когда он лучше знал свои постулаты новой географии.

С 1820 г. до своей смерти 18 сентября 1859 г. он занимал кафедру географии Берлинского университета.

Взносы

До Карла Риттера география не считалась наукой. Благодаря его значительному вкладу сегодня география определяется как наука, изучающая и описывающая поверхность Земли.

Исходя из теорий Риттера, они понимали завоевание как необходимость государства для его собственного роста, принимая как предлог для экспансионистской идеологии. Однако только после смерти географа эта интерпретация стала популярной в Германии. Сегодня известно, что теории Риттера были очень далеки от этой концепции.

Пьесы

Среди его самых известных работ - 19 томов исследований под названием Науки о Земле применительно к природе и истории человечества, опубликовано между 1833 и 1839 годами. К сожалению, эта работа не была завершена, но было дано подробное описание континентов Азии и Африки.

Одним из наиболее важных его предпосылок было влияние физической среды на человеческую деятельность, что было фундаментальной частью его теорий и обширных исследований.

Для него география должна была превзойти просто описательные и списки имен без лишних слов. По этой причине он был одним из инициаторов появления атласов и настенных диаграмм в преподавании географии.

Кроме того, он считал земной шар симметричным и гармоничным, несмотря на его бесконечные формы. Для Риттера также было важно проанализировать каждый континент как единое целое. Это означало возможность установить взаимосвязь между присутствующими объектами и прийти к глубокому пониманию их уникальности.

Полное собрание сочинений Риттера не полностью переведено на испанский язык, поэтому многие ценители автора оправдывают затрудненный доступ к его теориям и постулатам.

В отличие от Александра фон Гумбольдта, Карл Риттер не был опытным исследователем. Он мало путешествовал, поскольку всю свою жизнь посвятил академии, которая дала ему обширные познания в географии.

Признания

В 1864 году в его родном городе Кведлинбурге в его честь был установлен памятник. В его честь в городе Лейпциге, как и в Берлине, был заложен фундамент. Целью их было развитие и закрепление географических исследований.

Но, пожалуй, самым нетипичным признанием было присвоение лунному кратеру его фамилии в честь его вклада в науку.


Эта работа продолжалась не одно десятилетие. Ученый приступил к переводу в 1851 году, а первый том вышел в 1856-м. Последняя, шестая, книга увидела свет в 1895 году. При этом второй и третий тома, вышедшие в 1859 и 1860 годах, не имели обширных дополнений, как первое издание.

В дальнейшем к составлению дополнений Семенов привлек множество ученых. Так, например, в четвертом томе, вышедшем в 1877 году, он написал большой новый раздел совместно с географом Григорием Потаниным. В 1879 году был опубликован пятый том, посвященный Восточной Сибири, — новые материалы к нему составили исследователь Иван Черский и геолог Герман Петц.

Читайте также: