Первая посадка на поверхность марса кратко

Обновлено: 05.07.2024

- 10.10.60 - На 300-й секунде полёта, произошел отказ системы управления, приведший к отключению двигателей третьей ступени ракеты. Третья и четвёртая ступени с космическим аппаратом сгорели в атмосфере после отправки команды на самоуничтожение (324-я секунда полёта) сумев достичь высоты 120 км.

2. "Марс 1960В" (СССР)

- 14.10.60 - Авария на участке выведения на околоземную орбиту.

3. "Марс 1962А" (СССР)

- 24.10.62 - Не смог покинуть земной орбиты в результате взрыва последней ступени ракеты-носителя .

4. "Марс-1" (СССР)

- 01.11.62 - Связь потеряна в процессе полета из-за неполного закрытия одного клапана, произошла утечка азота из баллонов системы ориентации аппарата, что сделало невозможной коррекцию орбиты, а соответственно и использование остронаправленной антенны.

5. "Марс 1962В" (СССР)

04.11.62 - Произошло преждевременное отключение разгонного двигателя.

6. "Mariner 3" (США)

05.11.64 - Солнечные батареи не раскрылись, полет был прекращен.

7. "Mariner 4" (США)

28.11.64 - пролетел на высоте 9920 километров над поверхностью планеты. Аппарат передал 22 крупных плана поверхности Марса, а так же подтвердил предположение о том, что тонкая атмосфера Марса состоит из углекислого газа.

8. "Зонд-2" (СССР)

30.11.64 - В процессе полета с аппаратом была утеряна связь.

9. "Mariner 6" (США)

24.2.69 - пролетел на высоте 3437 километров над экваториальной областью планеты. Mariner 6 и Mariner 7 произвели измерения температуры поверхности и атмосферы, анализ молекулярного состава поверхности и давления атмосферы. Кроме этого, было получено около 200 изображений. Была измерена температура южной полярной шапки, которая оказалась очень низкой -125° С. Сейчас Mariner 6 находится на солнечной орбите.

10. "Mariner 7" (США)

27.03.69 - Mariner 7 прибыл на Марс 5 августа 1969 года и пролетел на высоте 3551 километров над южным полюсом планеты.

11. "Марс 1969А" (СССР)

27.03.69 - Авария на участке выведения на околоземную орбиту.

12. "Марс 1969В" (СССР)

02.04.69 - Авария на участке выведения на околоземную орбиту.

13. "Mariner 8" (США)

08.05.71 - не смог покинуть земной орбиты.

14. "Космос-419" (СССР)

10.05.71 - не смог покинуть земной орбиты.

15. "Марс 2" (СССР)

19.05.71 - Спускаемый КА Марс 2 был отстыкован от орбитального аппарата 27 ноября 1971 года. Перед отделением спускаемого аппарата бортовая ЭВМ, из-за программной ошибки, сработала неправильно, и в спускаемый аппарат были введены ошибочные установки.

16. "Марс 3" (СССР)

28.05.71 - СКА "Марс 3" совершил первую в истории мягкую посадку на поверхность Марса 2 декабря 1971 г, в точке с координатами 45° ю.ш. и 158° з.д. ( недалеко от северного края кратера Птолемей в Земле Сирен). в 16 часов 47 минут по Московскому Времени . В 16:50:35 началась передача видеосигнала с телекамеры СА. Передача продолжалась 20 секунд и резко прекратились. Расшифровке полученная информация не поддавалась. Впрочем, в первые секунды работы телекамеры телевизионная головка должна была еще только выходить из-за защитной шторки. Поэтому за 20 секунд передачи и нельзя было что-то увидеть на поверхности планеты. Но больше никаких сигналов с СА станции Марс 3 не поступало. Орбитальный КА передавал данные на Землю до августа 1972 года.

17. " Mariner 9" (США)

30.05.71 - Mariner 9 прибыл на Марс 3 ноября 1971 года и вышел на орбиту 24 ноября. Это был первый американский КА на орбите другой (кроме Луны) планеты. В момент прибытия на планете бушевала пыльная буря. Большинство экспериментов было отложено до тех пор, пока буря не утихла. КА были сделаны первые снимки спутников Марса Фобоса и Деймоса в высоком разрешении. На поверхности планеты были обнаружены рельефные образования, напоминающие реки и каналы. Mariner 9 все еще находится на орбите Марса. с 13.11.1971 по 27.10.1972 передал 7329 снимков.

18. "Марс 4" (СССР)

21.07.73 - В ходе полета станции отказали два из трех каналов БЦВМ. В связи с этим вторую коррекцию при подлете к "Красной планете" провести уже не удалось. 10 февраля 1974 г. станция подошла к Марсу, однако корректирующая двигательная установка не включилась. Поэтому аппарат пролетел на высоте 1844 км над средним радиусом Красной планеты (5238 км от центра).

19. "Марс 5" (СССР)

25.07.73 - "Марс 5" вышел на околомарсианскую орбиту 12 февраля 1974 года, однако сразу же произошло нарушение герметичности приборного отсека, в результате чего работа станции длилась лишь около двух недель.

20. "Марс 6" (СССР)

05.08.73 - 12 марта 1974 СА "Марс 6" совершил мягкую посадку в южном полушарии (24° ю.ш. и 25° з.д). Непосредственно перед посадкой связь с СА была потеряна.

21. "Марс 7" (СССР)

09.08.73 - Спускаемый аппарат хоть и отделился от пролетного блока, но через 15 мин после отделения двигательная установка перевода СА на попадающую траекторию не включилась. В результате спускаемый аппарат прошел в 1300 км от поверхности Марса по пролетной траектории и ушел в просторы космоса.

22. "Viking 1" (США)

20.08.75 - Аппарат выведен на орбиту Марса, посадочный модуль совершил мягкую посадку на поверхность планеты

23. "Viking 2" (США)

09.09.75 - Аппарат выведен на орбиту Марса, посадочный модуль совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Суммарно "Викинги" передали на Землю около 50000 снимков.

24. "Фобос-1" (СССР)

07.07.88 - утерян на пути к Марсу в результате ошибочной команды 2 сентября 1988 года.

25. "Фобос-2" (СССР)

12.07.88 - Фобос 2 прибыл на Марс и вышел на орбиту 30 января 1989 года. Было получено 38 изображений Фобоса с разрешением до 40 м, измерена температура поверхности Фобоса, составляющая в наиболее горячих точках 30°С. К сожалению осуществить основную программу по исследованию Фобоса не удалось .

26. "Mars Observer" (США)

25.09.92 - Контакт с Mars Observer был потерян 21 августа 1993, когда ему оставалось всего три дня до выхода на орбиту.

27. "Mars Global Surveyor" (США)

07.11.96 - 12 сентября 1997 года. Mars Global Surveyor разработан для нахождения на орбите в течение 2 лет и сбора информации о характере поверхности, ее геометрии, составе, гравитации, динамики атмосферы и магнитном поле.

28. "Марс 1996А" (Россия)

16.11.96 - Ракета-носитель успешно взлетела, но как только добралась до орбиты Земли, четвертая ступень преждевременно загорелась и отбросила зонд в неизвестное направление. Причиной аварии считается неисправность разгонного блока или объединённой системы управления станции и разгонного блока.

29. "Mars Pathfinder" (США)

04.12.96 - Аппарат произвел посадку на поверхность Марса, доставив первый в мире марсоход.

30. "Nozomi" (Япония)

03.07.98 - на трассе корабль неправильно совершил гравитационный разгонный маневр у Луны и Земли, поэтому для возвращения на трассу был использован драгоценный запас горючего. Итог: скорость оказалась ниже расчетной, вместо запланированной даты прибытия в октябре 1999 КА достигла Марса в декабре 2003 года. Но пролетев на расстоянии 1000 км от Марса не вышла на орбиту и улетела в космос.

31. "Mars Climate Orbiter" (США)

11.12.98 - пролетел на высоте 80-90 километров, вместо того, чтобы войти в атмосферу и совершить маневр на высоте 57 километров над поверхностью Марса.

32. "Mars Polar Lander" (США)

03.01.99 - Последняя телеметрия с КА была отправлена перед вхождением в атмосферу 3 декабря 1999 года. Больше никаких сигналов от КА получено не было. Причина потери связи с КА неизвестна.

33. "Deep Space 2" (США)

03.01.99 - был потерян контакт и миссия считается провалившейся.

34. "Mars 2001 Odyssey " (США)

07.04.01 - Одиссей проводил исследования Марса с января 2002 года по июль 2004. Сначала будет исследоваться распределение минералов и химических элементов по поверхности планеты. Особое внимание будет уделено водороду, который скорее всего присутствует на Марсе в виде водяного льда на небольшой глубине под его поверхностью. Также будет исследоваться интенсивность космического излучения вокруг планеты - это важно для будущих пилотируемых экспедиций на Марс, которые планирует NASA.

35. "Mars Express" (США)

02.06.03 - Космический корабль "Марс-Экспресс", запущенный в рамках первой Европейской межпланетной миссии достиг Красной планеты и сделал первый снимок ее поверхности с близкого расстояния. Снимок был осуществлен в тот момент, когда корабль находился на расстоянии пяти с половиной миллионов километров от Марса. "Марс-Экспресс" вышел на орбиту вокруг четвертой планеты нашей солнечной системы 25 декабря. C "Марс-Экспресса" на поверхность планеты опустился британский зонд "Бигл-2", но при посадке разбился.

36. "Spirit " (MER-A) (США)

10.06.03 - Марсианский исследователь ровер А. Один из двух роверов запущенных к Марсу в 2003 году. Оба достигли Марса в январе 2004. Способны перемещаться (по плану) 100 м в день. План работы всего 90 дней. План превышен во много раз.

37. "Opportunity" (MER-B) (США)

07.07.03 - Марсианский исследователь ровер В. Длительность миссии составляла 90 марсианских суток - солов. Однако, миссия продолжалась в течение 5498 суток с момента посадки. Сейчас она официально считается завершенной. Теперь аппарату место в будущем музее космонавтики Солнечной системы, рядом с Орлом.

38. "Mars Reconnaissance Orbiter" (США)

12.08.05 - Аппарат может разглядеть объекты размером до 30 см, что позволит ему создать самую детальную карту поверхности Марса. Аппарат вышел на дальнюю орбиту Марса 11 марта 2006. Из шести научных инструментов, установленных на искусственном спутнике Марса, были задействованы три. Среди них – камера-телескоп High Resolution Imaging Science Experiment (HiRISE), самая мощная из когда-либо покидавших орбиту Земли.

39. "Phoenix" (США)

40. "Фобос-Грунт" (Россия)

08.11.11 - не смогла покинуть окрестности Земли, оставшись на низкой околоземной орбите. 15 января 2012 года АМС сгорела в плотных слоях земной атмосферы.

41. "Mars Science Laboratory" (США)

42. "MAVEN" (США)

18.11.13 - автоматическая межпланетная станция для исследования атмосферы Марса, являющийся частью проекта Mars Scout.

43. "Мангальян" (Индия)

05.11.13 - индийская автоматическая межпланетная станция (АМС), предназначенная для исследования Марса с орбиты искусственного спутника

44. "Trace Gas Orbiter" (ЕС/Россия)

45. " Скиапарелли" (ЕС/Россия)

14.03.16 - авария при посадке

46. InSight (США, Германия, Франция)

Честное слово, это почти случайно получилось, что такая новость пришла к началу апреля и Дню космонавтики. Сегодня я расскажу о том, как история, которая началась и оборвалась более 40 лет назад, внезапно получила продолжение в наши дни. О том, как простой юзернейм вконтакта, в своем интересе к Марсу дошел до NASA. О том, что международная солидарность ученых — не пустой звук. И о том, что космос ближе, чем кажется.

И мы нашли его! Прямо на Марсе, на дне гигантского кратера Птолемея, среди безжизненных пустошей и валунов.

О том, как мы это сделали, сегодняшний рассказ.



Началось все на Хабре…

Наш аппарат, который совершил феноменальную, первую в истории успешную посадку на Марс 40 с лишним лет назад! Он доказал, что это реально, причем проделал это практически в той же последовательности, в которой в 2012 году американцы посадили Curiosity. В общем, посмотрите сами:

(Обожаю это видео. Могли ведь и корабль запустить, и кино снять)

Итак, Марс-3 сел успешно — это известно точно, т.к. он начал радиопередачу, а она невозможна без раскрывшихся антенн. Но через 14 секунд радиопередача оборвалась, оставив для конструкторов головоломку о причинах отключения, а энтузиастам космонавтики и фотошопа — первую в истории фотографию Марса.

Что только с ней не делали, какие фильтры не накладывали, лишь бы подыграть своему воображению и рассмотреть на ней линию горизонта, горные склоны и марсианские облака или клубы пыли от бушевавшей тогда бури.


Но вся хитрость в том, что это часть фотопанорамы, и для просмотра в том ракурсе, в котором снимала камера, этот кадр надо повернуть на 90 градусов. По замыслам конструкторов, фотография должна была получиться вот такого плана:



(Это кадр с Луны-9, у которой с Марсом-3 очень много общего)

Т.е. если наложить одно на другое, то это будет выглядеть так:


В общем, ценной информации с поверхности передано не было, первый марсоход так и не ступил на поверхность Марса, т.к. крепился к верхней части модуля, но психологическая победа была достигнута — посадили первыми свой аппарат на другую планету! Причину отключения так и не определили. Кто-то предполагает коронный разряд в антеннах и грешит на бурю, кто-то подозревает аккумулятор. В общем, будущим поселенцам будет чем заняться.

Обратившись к сайту HiRise, я обнаружил только снимок 2007 под названием Center of Soviet Mars 3 Landing Ellipse. Это было для меня открытием, поскольку я так был уверен во всемогуществе NASA и HIRise, что ожидал увидеть точное указание, где стоит наша станция. Беглый поиск в сети тоже не дал результата. Т.е. было очевидно, что Марс-3 так и не найден. Я скачал полноформатный снимок (1,3 гб), открыл его и понял, почему за 5 лет так никто и не отыскал станцию.

Представьте себе поиск на прямоугольнике 6 на 20 километров округлого объекта шириной 1,5 метра. Знаю, многие сейчас подумали, что надо было написать программу, которая сама бы искала станцию. Но думаю, такой поиск невозможен, пока не создан искусственный интеллект. Да, программа могла бы выделить интересные валуны соответствующего размера.

Но там таких объектов — тысячи, поскольку рядом кратер, из которого веером разлеталась порода.


2 млрд. пикселей, среди которых надо найти объект 8 на 8 пикселей.
Вот фрагмент в оригинальную величину:


Посмотрел я на объемы работы и понял, что без коллективного разума тут не обойтись. К тому времени в группе ВК "Curiosity — марсоход" было уже около 4 тыс. человек, и я предложил подписчикам космическо-патриотический квест: найти Марс-3. Для этого я разрезал большую фотографию на 20 полосок, загрузил их в сеть и предложил всем желающим принять участие в поисках. Отозвалось более десятка энтузиастов, они принялись просматривать фрагменты и загружать в отдельный альбом наиболее интересные находки. Было найдено немало любопытного, но точного совпадения не показал никто:



.

Но мы закончили просмотр всего поля снимка, а самого Марса-3 так и не нашли. Для проверки я расположил все интересные находки на карте малого масштаба, чтобы понять, есть ли какая-либо связь между ними. И почти все мимо. Относительно совпал только парашют и тормозной конус, но я тогда не придал этому значения.



(Масштаб уменьшен.).


Тут снова помог Фил Стук. Он посмотрел мою находку, согласился, что она очень интересна, и посоветовал выделить в окрестностях еще несколько объектов, которые по размеру и форме похожи на спускаемый модуль. Это нужно было сделать для того, чтобы показать, что моя находка — самая убедительная.

Я это сделал, и получилась вот такая простыня:




(Кликабельно. 1 мб)

Точнее, их было две, но я думаю, что для примера и одной достаточно. Под первым номером идет сам Марс-3 (самый убедительный кандидат). Конечно, данная выборка не совсем репрезентативная, поскольку она составлялась, уже когда я знал правильный ответ, но я старался отбирать самые похожие. К счастью больших куч камней, как на фото выше, в секторе поиска не было.

Но это лишь один аргумент в пользу моей находки. Необходимо было найти более убедительные доказательства, но сделать их своими силами я уже не мог. Необходимо было сделать повторный снимок местности в другое время суток, чтобы по характеру изменения тени определить форму объектов. Необходимо было получить информацию о длине троса, который соединял парашютный контейнер и двигатель мягкой посадки. Последний момент мог не только подтвердить, но и опровергнуть мою догадку, что хорошо согласуется с критерием Поппера, которому должны соответствовать все научные теории. Длина, которая наблюдается на снимке соответствует 4,8 метра. Если бы обнаружилось расхождение хотя бы в метр, то о чести первооткрывателя можно было забыть.


Тут возникает вопрос: как тонкий трос мог быть заметен на снимках с детализацией 25 см на пиксель?
Если взглянуть на фотографию Opportunity, то можно увидеть тень от его мачты.


Хотя в реальности ее толщина не превышает 15 см:


Т.е. HiRise видит даже то, что видеть не должен.

Впрочем даже 15 см трос себе трудно представить в этой роли, но я полагал, что вдоль него могло намести песка, и мы видим не трос, а небольшую гряду, которая вдоль него возникла под действием ветра. Дальнейшее исследование показало, что даже в таких предположениях нет необходимости.

HiRise снимал этот участок лишь однажды, а информации по длине троса в немногочисленных открытых источниках нет. Самый информативный источник — книга "Трудная дорога к Марсу" В.Г. Перминова (к слову издана на средства NASA и на английском языке). Но и там нужной информации не нашлось.

Поэтому я обратился к профессору заведующему лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени В.И.Вернадского (ГЕОХИ) Александру Базилевскому. Он упоминался на Википедии в статье о Луноходе-2, поэтому я подумал, что ему будет интересна и марсианская тема. Сначала он был скептичен: "нужна аргументация — почему Вы думаете, что этот объект есть то, что Вы думаете. Аргументация, которую использовала одна моя знакомая: Слепец, кто этого не видит, — здесь не проходит".


Для меня в этом деле наступило затишье: HiRise бороздит околомарсианские просторы, Владимир — просторы НПО Лавочкина.

Пытаясь вытянуть хоть какую-то информацию из доступной фотографии, я высчитал высоту предполагаемого модуля, исходя из длины тени и угла освещения. Получилось 78 см. Реальная высота Марса-3 — 75 см (соотношение высоты к ширине в разложенном состоянии 1/2). Маленький аргумент в плюс, но главные доказательства приходилось ждать.

Шли недели, близился апрель.

Первые вести пришли с нашей стороны, от Владимира: "Цепи, соединяющие РДТТ мягкой посадки с парашютным контейнером, имеют длину 4,52 метра."

Bingo! 4,8 на Марсе, 4,5 в чертежах. Погрешность в пределах 1,5 пикселя. Тем более видимые 0,3 м как раз подходят для двигателя. Это был просто великолепный подарок. Мы поспешили поделиться им с американцами, а в ответ получили не менее положительную весть: We have a new image and are working on special noise removal and sharpening of both images.

Через несколько дней прислали и готовый результат:



(Кликабельно. 3 мб)

К слову, снимок, который они получили, по качеству ниже чем кадр 2007 года, из-за более высокого количества пыли в атмосфере, зато цветное поле камеры захватило сам модуль. Впрочем, никакой цветовой информации это нам не дало, т.к. если он и был выкрашен в какой-либо цвет, то краска обесцветилась бы под ультрафиолетовыми лучами, а поверхность покрылась слоем пыли.

Новые снимки выглядят бледнее еще и потому, что солнце более высоко в зените, тени короче и все кажется более плоским.

Потом мы еще неделю согласовывали пресс-релиз. Это, кстати, еще подчеркивает этичность NASA — они могли спокойно от себя написать, хотя бы и с упоминанием нас. Впрочем, возможно, это просто международные принципы сотрудничества. К сожалению, они не смогли разместить имена всех, кто помогал мне в поисках на сайте NASA, но сделали это на сайте NASA JPL.

Результат нашей деятельности, поисков, доказательств и архивных раскопок — на сайте NASA.

А теперь о деле: Марс-6 еще не найден!

Я хотел бы предложить читателям сделать свой вклад в историю отечественной космонавтики. Можно было бы ринуться толпой на сайт Hirise, пересмотреть снимки и найти что-нибудь подходящее. Но более эффективно, с точки зрения популяризации, было бы сделать приложение на Android и iOs, которое позволяло бы просматривать отдельные фрагменты снимков и выделять наиболее интересные участки. Что-то вроде проекта "Четвертая Планета". И куда как не на Хабр обращаться с такой идей? Я прикинул, что один снимок 25Кпикс на 80Кпикс даст 8333 фрагментов 600х400пикс. А для Марса-6 таких кадров сделано несколько, так что хватит надолго. Думаю, если сделать такое приложение, то оно пригодится и для поисков американского Mars Polar Lander и европейского Beagle 2.

И, да, ничего этого не было бы, если б не мои работодатели, которые позвали на Марс и закрывали глаза на рабочее время которое я проводил уткнувшись в серое поле снимка HiRise.

— Как таковой гонки за Марс не было. Но было вполне определенное соперничество в том, чтобы получить преимущество в изучении ближайших к Земле планет. Но все это было на фоне лунной гонки, она отражалась на ситуации, и в какой-то мере мы были виноваты в том, что каждый наш успех, о которых публиковалось в центральных газетах, рассматривался, как доказательство преимущества нашей социально-политической системы. Я от этого испытывал большую досаду, хотя сам был одним из авторов этих публикаций, поскольку меня обязывали это делать совместно с директором НИИ-88 (ЦНИИмаш) Юрием Мозжориным.

— Парные запуски конструктивно одинаковых межпланетных миссий – это было чисто советское изобретение?

— Да. Американцы больше полагались на надежность своих бортовых систем, самих аппаратов, а мы миссии всегда дублировали, и это было официальной политикой, потому что считалось, что надежность возрастает вдвое, а лишние затраты не превышают 30%.

— Делились ли ученые двух стран своими данными по Марсу?

— В этом была основная наша проблема – навигационная. Американцы по результатам своих предыдущих полетов получили некие сведения об атмосфере Марса. Атмосферу мы худо-бедно знали, даже по наземным наблюдениям.

— Перелет был великолепным. Обоим аппаратам потребовалось всего две коррекции траектории и оба они нормально летели к Марсу.

— Перминов вспоминал, что, когда это случилось, он из-за разгара туристического сезона не мог купить билеты на самолет, чтобы срочно вылететь на станцию дальней космической связи в Евпатории, и ему пришлось выбить для этого правительственный Ан-24. Были ли у вас какие-то интересные моменты, связанные с этими миссиями?


Я до сих вспоминаю те дни и ночи, когда мы разрабатывали схему посадки, для отработки этой циклограммы у нас было несколько бросковых испытаний с вертолета в ЛИИ и с метеорологической ракеты с высоты 120 км. И это все делалось в отсутствие компьютеров, на программно-временном устройстве – то есть на реле, которые включались через полсекунды, полторы, семь и т.д. И по этим командам включалась последовательность операций – вначале работа на аэродинамическом тормозном щитке, отбрасывание щитка, вытягивание тормозного парашюта…

Можете себе представить – тормозной парашют работал на скорости 3,5 Маха! Такого никогда не было, а мы это испытали и показали, что это возможно.

— То есть это была чисто программная ошибка?

— Естественно, люди с Земли уже никак не могли вмешаться.

— Какова была ваша роль в подготовке миссий?

— На аппаратах были мои приборы, которые предназначались для измерения параметров атмосферы – температура, давление, скорости ветра. Но к сожалению при спуске все приборы, в том числе масс-спектрометр, не сработали. Они сработали только в 1974 году на аппаратах серии М-73. Почему приборы не сработали, я до сих пор не очень понимаю, думаю, дело было не в них самих, они были довольно простые, а в самом интерфейсе для передачи данных.

— Да, их делал Александр Кемурджиан из ВНИИТрансмаша, это весьма оригинальные аппараты, но они не были дистанционно управляемыми. Все управление осуществлялось через штангу, которая же их и отбрасывала.

— Вы правы. Я до сих пор иначе, как без дрожи об этом не могу вспоминать и о той эйфории, которая нас всех охватила. Находясь в Евпатории, мы видели, что вроде бы все идет нормально, отклонений и сбоев нет, но самое главное – в расчетный момент времени мы получаем телевизионную развертку сигнала, а она могла идти только после того, как аппарат сел и раскрылись антенны.

Всех охватило потрясающее ощущение радости и вдруг, спустя почти 20 секунд – внезапное прекращение сигнала.

— Было понимание, почему это произошло?

— Конечно, у нас тогда были опасения за возможный отказ, поскольку на Марсе была мощнейшая пылевая буря. В такие моменты скорость ветра достигает десятков метров в секунду, с моей точки зрения роковую роль сыграла электризация антенн и разряды от статического электричества, которое набирается, когда мимо усов антенн проносится большое количество пылевых частиц. Мы эти эффекты испытывали в лаборатории и такие явления действительно возникают.

Но первые неудачи, отказы, поломки, которые были, когда я только начинал заниматься космосом, фактически был мальчишкой – это были мои первые седые волосы.

— Орбитальные аппараты обеих миссий остались на орбите и нормально проработали еще несколько месяцев?

— Вначале ни мы, ни американцы ничего снимать не могли – все на планете было закрыто пеленой пыли, миллиарды тонн, можете себе представить? А потом пыль осела, но наши фототелевизионные устройства были сделаны с гораздо худшим качеством, чем американские. Там что-то было не так с выбранными экспозициями, но самое главное – проблемы с самой фототелевизионной системой.

— Могли ли в то время сравнивать уровни нашего космического приборостроения и американского? Для следующих миссий на Марс были сделаны выводы?

— Честно признаюсь, я всегда завидовал тому уровню создания электронных приборов, который был у американцев. Мы сильно отставали. Это были полупроводниковые приборы, и кстати надежность этих приборов подвела нас при запуске следующих марсианских аппаратов серии М-73. Их хотели усовершенствовать, ввели новую технологию впайки выходов из полупроводников. Технология сильно удешевляла процесс, за нее получили потом премию, но она оказалась ненадежной – в местах спайки спустя несколько месяцев происходило окисление.

Оно оказывалось фатальным, из-за чего многие бортовые приборы отказывали и так мы потеряли 2 из 4 аппаратов.

— За такие провалы в отрасли кого-то наказывали?

— Я этого не знаю. Единственное, что могу сказать, никто за это не сел. Хотя деньги были затрачены кошмарные и политический эффект был сильно негативным.

— Это и стало одной из причин проигранного соревнования за Марс?

— У нас были совершенно великолепные заделы, в 1977 году мы предполагали высадить на Марсе марсоход, используя довольно приличную и доступную нам энергетику на солнечных батареях.

— А правда, что еще в 70-е годы у СССР были планы доставки марсианского грунта на Землю?

Там нас опять постигла неудача – один аппарат мы потеряли на траектории полета, второй хорошо вышел на орбиту Марса, перешел на траекторию сближения с Фобосом, но на нем отказал бортовой компьютер.

— Тем не менее первая мягкая посадка на Марс навсегда осталась за Советским Союзом, как это воспринималось вашими коллегами?

Марка с изображением

Макет

Однако проблемы удалось успешно решить. Отделившись от орбитальной станции и направившись к планете, спускаемый аппарат перед входом в атмосферу развернулся коническим тормозным экраном вперед. Два пороховых двигателя раскрутили аппарат вокруг продольной оси для его стабилизации (аналогично тому, как продольное вращение помогает стабилизировать полет пули). После входа в атмосферу вращение прекратилось: на этом этапе стабилизация осуществлялась аэродинамически, встречным потоком, набегающим на тормозной конус. Войдя в атмосферу на скорости около 6 км/с, аппарат частично погасил ее благодаря действию тормозного экрана, после чего вступил в действие тормозной парашют: сперва, на скорости 3,5 М, он раскрылся частично, а когда скорость снизилась примерно до звуковой (на Марсе это около 240 м/с) — уже полностью. Наконец, на высоте 20–30 м по сигналу радиовысотомера запустился двигатель мягкой посадки. В это же время парашют был уведен в сторону другим двигателем, чтобы после посадки он не накрыл станцию.

Макет спускаемого аппарата

Макет марсохода

Марсоход массой 4,5 кг соединялся 15-метровым кабелем с расположенной в спускаемом аппарате станцией, которая должна была осуществлять съемку его путешествия. Задачей марсохода было измерение плотности грунта: для этого он был оснащен пенетрометром (прибором для определения густоты вязких веществ) и гамма-лучевым денситометром, который оценивал плотность вещества на основании того, как падала мощность излучения при прохождении через него. В отличие от луноходов, управление марсоходом с Земли в реальном времени представлялось малоэффективным, поскольку прохождение радиосигнала с Марса на Землю и обратно занимало (на момент посадки аппарата) около 16 минут. Поэтому планетоход был оснащен несложными датчиками, позволяющими установить наличие препятствий на пути. Автономный алгоритм управления соответствующим образом корректировал траекторию: встретив препятствие, марсоход отходил немного назад, поворачивал на некоторый угол и снова начинал движение вперед.

Схема выгрузки марсохода с помощью манипулятора

Цветное фото Марса, сделанное

Читайте также: