Возникновение феодальной земельной собственности на руси в 11 веке кратко

Обновлено: 30.06.2024

Землевладение восточных славян существовало в двух формах:

  • по отдельности – родами, семьями;
  • совместно - в городищах.

В случае отдельного землепользования можно было не заботиться о разграничении земель, поскольку большие территории давали возможность пользоваться землей почти без ограничений. Границами же служили естественные рубежи.

В случае совместного землепользования и общей деятельности искусственное разделение земель было просто необходимо.

Славянские племена селились организованными группами в укрепленных селениях для того, чтобы обезопасить себя он набегов врагов. Каждое селение находилось на протяженном расстоянии друг от друга благодаря чему оставалось обширное пространство между ними, которое и служило их земельным владением. Земли считались общей собственностью, были неделимыми, обрабатывались вместе или делились на равные участки и распределялись по жребию. В селениях, где занимались звероловством, птицеловством, рыболовством, скотоводством, разделение земель могло и не проводиться. Однако в этой ситуации могли появиться межевые знаки, обозначающих места деятельности. Этими знаками могли быть зарубки на деревьях, просеки для вешания сетей, расставленные силки и пр., которые указывали, что место для промысла уже до этого было занято.

До начала государственности у восточных славян земельные отношения еще не были высоко развиты. Большое количество свободных территорий было причиной того, что славяне ценили не землю саму по себе, а вложенный в нее труд, а в таком случае проблема распределения земель не была актуальной.

Землеустройство начало активно развиваться с появлением государственности на Руси.

Основными формами селений на Руси были деревни и починки (4-5 дворов), села (15-20 дворов). В лесостепной и степной полосе селения могли быть более крупными.

Удельные князья регулярно решали земельные вопросы: по их приказанию человеку даровали землю, отводили земельные участки, разрешали земельные споры. По подобию Византии, князья создавали описания земельных владений своих подданных для распределения податей, повинностей и дани. Распределение княжеских доходов для каждой местности зафиксировано в уставных грамотах новгородского князя Святослава 1137 г. и смоленского князя Ростислава 1150 г. Летописи сообщают о существовании меж, означающих границу между удельными княжествами.

Готовые работы на аналогичную тему

На Руси преобладало вотчинное землевладение. Вотчина – это территория, которую ее владелец мог продать, подарить, завещать, то есть она была в его полной собственности.

Вотчины как явление появились в процессе формирования феодальной собственности и их владельцами в IX-XI вв. были князья и дружинники, как правило. После принятия на Руси христианства возникло новое вотчинное землевладение, владельцами которого были церковные иерархи и крупные монастыри.

На Руси было три вида вотчин:

  • наследственные (родовые): переходили по наследству в княжеских и боярских семьях; владение такое вотчиной ограничивалось государством и родственниками; владелец родовой вотчины должен был служить тому князю, на земле которого она находилась; без согласия членов общины вотчинник не имел права продать или обменять ее, а в случае нарушения этого правила, собственника лишали вотчины;
  • выслуженные: были получены от князя за определенные заслуги либо на время службы;
  • купленные: приобретенные у феодалов за плату.

В Киевской Руси владение вотчиной еще не означало права абсолютной собственности на нее. В удельный период вотчина стала главной формой феодального землевладения, значение которой все больше возрастало под влиянием новых княжеских пожалований, покупки, обмена и захвата новых земель. Это было одной из причин возрастания роли вотчинников в политической жизни княжеств. В период кризиса Киевской Руси вотчиной назывались и отдельные княжества, которые князь наследовал от отца.

Общественная структура земельных отношений

Социальная структура Киевской Руси отразила на себе земельные отношения. Главным собственником земли был князь, который мог дарить ее и забирать. Ниже князя стояли бояре – крупные земельные собственники. Они владели большими угодьями, с которых получали доход.

На их землях работало зависимое население Киевской Руси – рядовичи, закупы и холопы.

Рядовичи – это категория обедневших крестьян, который заключили с земельным собственником договор (ряд), по которому господин предоставлял ему землю и орудия, а тот обрабатывал его территорию. Рядович обладал почти всеми гражданскими правами и считается полузависимой категорией общества.

Закупы – это те, кто попал в зависимость, потому что не выплатил долг (купу). Закупы должны были отработать на территории землевладельца размер своего долга. У закупов оказывалось меньше гражданских прав, чем у рядовичей. За бегство либо воровство закупа можно было обратить в полную зависимость, но при этом закуп мог откупиться и получить свою свободу.

Холопы – категория населения, находившихся в полной зависимости от землевладельца. Они работали на земле своего хозяина и считались полной его собственностью и их положение было близко к рабскому. В кризисной ситуации человек мог сам себя продать в холопы, но и за определенную плату можно было получить свободу.

Свободные же крестьяне назывались смердами, они обычно жили в общине и зависели непосредственно от князя. Смерды владели земельными наделами, которые были основным источником их дохода, и могли передавать их по наследству сыновьям (в случае отсутствия наследников мужского пола земля переходила князю). Смерды были самой многочисленной социальной группой на Руси.

Итак, в Киевской Руси земельные отношения начинают принимать более оформленные очертания. Появляется необходимость дележа земли, формируется новая социальная структура, связанная с земельными отношениями, что позже приводит к полному распространению на Руси феодализма.

Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между дву­мя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непро­изводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священно­служители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и призведения художественного ре­месла, поступавшие по трансконтинеталь­ным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и мо­настырей или превращались в личную собственность, а в да­ль­нейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.

Феодальное землевладение в Древней Руси осуществля­лось следующими способами:

налогообложения свободных собственников-производителей (полюдье, дань, об­рок и др.); исполнения земледельцами-производителями различных повинностей; непосредственной эксплуатацией зависимого труда (с признаками рабовладения); использованием наемного труда; правом владельца на перераспределение, куплю-продажу, наследование, разреше­ние межевых споров, отчуждение и т.п.

Сочетание и соотношение приведенных выше факторов могло значительно изменять­ся для земель (так называли территории и поселения, объединенные по признакам гео­графии и принадлежности племенным союзам), волостей и различных хозяйств – индивидуальных, сельских общин, городских, вотчинных, мо­на­стырских и др. – в зави­симости от местных условий, отношений и со временем. На­иболь­шее значение в киевс­кий период – в этом сходятся многие исследователи,– как в общем объеме сельскохозяйс­твенного производства, так и в отношении численности свя­занного с ним населения имело налоголожение свободных общинников – земельная ре­нта.

Отношения феодального землевладения, сложившиеся в киевский период, законода­тельно отраженные в Русской Правде, оказались черезвычайно консервативными, но­сили наследственный классово-сословный характер, но не охватывали всего земледельче­ского населения – летописи говорят о существании черносошного крестьянства (люди); а в по­сле­ду­ю­щие века – приняли форму государственного крепостного права, пережитки кото­рого сохранились до XX в.

Через несколько веков после киевского периода в степных низовьях Днепра и Дона воз­никла и распространилась другая форма землевладения – свободное воору­женное зем­леделие (казачество), сыгравшее видимую роль в освоении и развитии Юга.

Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло про­исходить лишь в относи­тельно мирной и лояльной среде. Так возникали во­лости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения свя­занные с город­ским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первона­чально могло с ним совпадать.

Отношения с населением окняженных территорий строились путем:

1. непосредственного руководства князем территориальных военных формирований и действий (дружина, городские ополчения, войны и др.);

2. прямого налогообложения различных видов деятельности (дань, полюдье, торговые пошлины, судебные штрафы и издержки);

3. получения доходов от частных владений (промыслы и вотчинное ремесло);

Грамоты тех лет дают сведения о княжеской дружине и последующем возникновении гражданской княжеской администрации, в которую к XII в. вхо­дили: посадник, даньщик, черноборец, подъ­ездной, писчий, тиун, мытник, вирник, емец и др.

С конца XI ст. взаимоотношения внутри княжеской династии, приобретают черты вассалитета|, однако, на протяжении всего домонгольського| времени, они имеют характер и родственных отношений|родственных|, что является характерной чертой древнерусского феодализма.

Еще в X веке упоминаются княжеские села, в XII веке встречаются описание частных владений с феодально зависимым населением. Такими были: Оьгины – Ольжичи, Бере­стове – Владимира, Ракома – Ярослава, Бельчицы под Полоцком и др. У князя мог­ло быть не­сколько таких во­лостей, расположенных на значительном удалении друг от друга, ко­торые могли наследоваться, передаваться другим владельцам, жертвоваться церкви.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с юж­ных земель, позд­нее – распространяется к северу и северо-вос­току.

В XI в. на Ру­си возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укреплен­ные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – бо­ярство, которое фор­ми­ровалось из старшей дру­жины и общинной знати. Доходы дружи­ников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – че­ля­ди и холопов, однако, в целом, частных земель­ных владе­ний феодалов было относительно немного, основную часть на­селения составляли сво­бод­ные об­щин­ники.

Положение смердов, составлявших основную массу общинников-земледельцев, могло значительно отличаться в за­ви­симости от ме­стных условий и вида собственности: от зажи­точного или даже богатого с использованием на­емного и другого труда, до – бедного и бесправного. В случае смерти зем­ледельца (смерда или холопа) – при отсутствии на­след­ников – его имущество при­над­лежало собст­вен­нику, которым могли быть: князь, боярин, монастырь и др.

Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным зем­левладе­нием, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укреплен­ное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.

С конца XII в. на смену дружинной организации приходит двор на­чина­ется про­цесс образования дворянства. В дальнейшем круп­ные землевладельцы име­ли свои вооруженные отряды. Частные земле­владельцы имели бóльшее значение в Новгроде – к ним относились бояре и разбогатевшие купцы, которые составляли совет, избиравший посадника и тысяцкого.

В киевский период регулярно обрабатываемые поля, приусадебные участки и др. находились в частной собствен­ности. В Р.П. имеются указания на бортовые, ролейные, дворовые межи и межевые знаки (знамения), что позволяет говорить о дальнейшем развитии феодального хо­зяй­ства, при этом не оговари­вается чья это межа: производителя, об­щины или феодала; она различает пахотные земли, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловища.

Вервь – веревка, которая использовалась при выделении наделов и определении межей – это поселение земледельцев, состоящее из нескольких индивидуальных хозяйств (дымов), совместно использующих определенный участок земли; так называли не всякую сельскую общину – также использовали названия: весь, селище, село и др; она могла включать и несколько деревень. Возникновение верви в условиях Руси, где не было недостатка свободной земли, было связано с определенным этапом развития, – когда производители стали выбирать лучшие земли, селиться и совместно их использовать.

В Древней Руси сельская родовая или территориальная община имела самоуправление (старосты и др.), платила круговой порукой некоторые виды налогов и исполняла повинности; в пе­рио­д раннего феода­лизма характерные отношения еще не охватили всего населе­ния она длительное время сохраняла дохри­сти­анские родо­пле­мен­ные традиции.

После принятия христианства (988 г.) в Киеве была создана митрополичья кафедра. Позднее в Белгороде, Чернигове, Василеве, Переяславле, Юрьеве возникают отдельные епископии. Возникновение церковно-монастырского землевладения может быть отнесено ко второй половине XI в. в южной Руси, и не ранее второй четверти XII в. – в Новгороде и на северо-востоке. Пер­воначальными источниками недвижимости были дары, пожертвования или завещания. В дальнейшем церковь имела земельные владения с феодально зависимым населением и до­ходы с церковных судов по особым видам преступлений. Подве­домственны церков­ному суду были: развод, умыкание, чародейство, волхвование, ведов­ст­во, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды, убийство вне­брачных детей и др. Митрополит Киевский, владыка Новгородский и епископы русских епархий имели собст­венные вооруженные отряды. В системе феодального землевладения X-XIII вв. церковь занимает свое место поздно, когда другие институты – княжеский и боярский уже суще­ствовали.

В отличии от князей и бояр, наделы монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светских землевладельцев.

Другой, параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колони­зация незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно про­дол­жалась на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суз­дальцев появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными пле­менами такими, как: Чудь, Норома, Ямь, Чудь Заволочская, Пермь, Печора, Югра были сравни­тельно мирными. Вой­ны, которые иногда возникали не приводили к массовыми расправами или истреб­лению мест­ного на­селения. Материальная культура ряда северных памятников этого периода содержит сочетание славянских и финских элементов. Вслед за колонизацией из Новгородской и Владимир-Суздаль­ской земель на Двине и Выге появились поселения земледельцев, боярские вотчины и монастыри. Са­мой отдаленной колонией Новгорода была Вятская земля.

Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и бояр­ского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сы­новей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, про­тиводействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследство в Русской земле, однако, на протяжении двух столетий шла борьба двух принципов наследства: по очереди всех братьев, а потом по очереди сы­новей старшего брата; либо только по лини старших сыновей, от отца – старшему сыну.

В 1221 г., в Киеве по инициативе Галицкого князя Мстислава состоялся новый и по­следний съезд феодалов – предшественник Калки (Кальмиус) и мон­голо-татар­ского на­ше­ствия.

Ключевский разделяет историю Древней Руси на три периода. Первый из них начинается с древних времен и кончается в конце XII — начале XIII в., второй продолжается с начала XIII до середины XV в., третий же продолжается до начала XVII в. Во время последнего, по мнению Ключевского, Великорусское государство окончательно сложилось и окрепло. Мы не будем далеко ходить, примем такое деление верным, и, через призму этого деления, посмотрим, как развивались земельные отношения в Древней Руси.

Первый период. XII — XIII века

К концу двенадцатого века сформировалась древнейшая форма Русского государства — Киевская Русь. Основное население её было сосредоточено в области Днепра, а основой экономической политики являлась внешняя торговля. Торговые пункты формировали города, а окрестности торговых пунктов — городские области. Киевская Русь делилась на земли, образовавшиеся под руководством старых торговых городов: Киевскую Смоленскую и другие. После смерти Ярослава Мудрого сложился очередной порядок наследования. Суть его была в том, что право владения на землю принадлежало всему княжескому роду, но порядок владения определялся по очереди. То есть отдельные князья временно владели тем или иным участком земли. Очередность определялась по старшинству.

Кроме того, учитывались и основное качество земли — доходность. Старший князь получал лучшую волость — одно из княжеств, на которые постоянно делилась (и перераспределялась) Русь и которая могла совпадать или не совпадать с землей. Или могла быть её частью. Помимо этого, старшой носил титул великого князя киевского, управлял младшими князьями и обеспечивал исполнительную власть. Единоличной власти не существовало, князья были землевладельцами, которые временами переезжали из волости в волость.

Карта Киевской Руси. Увы, в хорошем качестве только на мове. Но так ведь даже забавнее, не правда ли?

Карта Киевской Руси. Увы, в хорошем качестве только на мове. Но так ведь даже забавнее, не правда ли?

Русское общество того времени можно было разделить по двум параметрам: экономическому и политическому. Можно было еще и по церковному, но люди религии образовывали своё собственное общество, то есть выходили из всех классов вообще. Потому углубляться в конкретику духовной иерархии мы не будем. В пределах этой статьи, по крайней мере.

По экономическому параметру народ делился на бояр — привилегированных землевладельцев, горожан (смердов) — вольных крестьян, работавших на государственной земле со своим инвентарем и капиталом, наймитов — рабочих на чужой земле, вошедших в долговые обязательства к господину и холопов, не имеющих своей собственности.

По политическому параметру народ делился на княжих мужей — тех, кто служил князю, людей — свободное население, не состоявшее на службе у князя, но платившее ему дани, и, опять же, холопов — добровольно и временно продавших себя в пользование, мало чем отличавшееся от рабства. Впрочем, тезис этот слегка спорный, но углубляться в такие дебри мы, пожалуй, не будем, иначе этот пост получится неприлично длинным.

Кроме того, существовали различные системы выплат. Налоги, делились на дани и пошлины . Первые платились за труд, вторые за штуки типа суда, услуг от государства и так далее. Мало чем отличалось от современного понятия, в общем-то. Была еще и временная повинность — полюдье. Она заключалась в содержании князя и его двора, когда он объезжал свои владения. Делали князья это, как правило, раз в год, но могли и пропустить годик-другой по каким-то своим, только им известным мотивам. Ну лень стало ехать человеку или еще чего. Всякое бывает.

С середины двенадцатого века из-за постоянных княжеских междоусобиц и набегов иноземцев, Киевская Русь стала приходить в запустение. Сельские жители стали думать, куда бы им оттуда деться. Родные дом и земля — эт, конечно, хорошо, но когда тебе стабильно раз в пару лет то сарай подпалят, то всю еду под мечами заберут, то и самый ярый патриот задумается о миграции, лол. Особо привлекательными для крестьян были междуречья Оки и Волги. Потому что там было относительно тихо, обжитых мест было не много, плодородной земли и свободного места — вообще завались. Так началась колонизация Верхнего Поволжья, в ходе которого были основаны Ростов, Муром, Суздаль, Ярославль и еще множество городов поменьше.

В дальнейшем из-за постоянных междоусобиц государство стало распадаться на обособленные друг от друга области. На самом деле, ключевыми были проблемы связанные с тем, что старшинство часто передавали не по факту возраста, а по факту договора, то есть юридически . В итоге в бухгалтерии постоянно всё путали, так что порой разобраться, кто за кем должен идти, становилось невозможно. В таких ситуациях князья предпочитали селиться там, где селились их отцы. Появились так называемые отчины, и их появление фактически разрушило институт очередного порядка княжеского владения. Кончилась в итоге эта постоянная неразбериха тем, что Андрей Боголюбский захватил Киев и перенес великокняжеский престол во Владимир, тем самым отчудив (в смысле, произведя отчуждение) старшинство от места.

Второй период. XIII — XV века

В XIII в. во Владимиро-Суздальской Руси сложился удельный порядок княжеского владения. Северо-Восточная Русь распалась на отдельные княжества (вотчины), которые позднее стали называть уделами . Это были личные постоянные наследственные владения. Удельные князья стали оседлыми владельцами своих волостей. Земля в качестве собственности передавалась по личному распоряжению князя наследникам: сыновьям, жене, дочери или любому дальнему родственнику. Таким образом, в удельном порядке носителем власти был уже не весь княжеский род, а конкретное лицо, князь, чье владение стало его удельной собственностью.

Кроме того, если раньше князья были не просто землевладельцами, управлявшими волостью, а по дефолту имели право на кусок земли. Потому что князь. То есть, принадлежит к правящему роду. Теперь же, лишившись вотчины, князь терял вообще всё. С одной стороны, как-то нечестно, с другой же — поощряет здравую конкуренцию между князьями.

Удел князя состоял из земель трех типов: дворцовых, черных и боярских. Дворцовые земли обрабатывались несвободными людьми князя или отдавались в пользование вольным людям за определенный налог. Доходы с них шли на содержание княжеской семьи и его дворца. Черные (оброчные) земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам, крестьянским обществам или людям других классов. Боярскими назывались земли частных собственников, светских или церковных, которые в ходе передела земель, возникновения церковных учреждений или вследствие других причин, оказывались в границах удельной вотчины князя.

Постепенно вырабатывалось понятие о верховном собственнике удела по отношению к частным и частичным владельцам. Удельный князь соединял в своем лице государя и верховного собственника земли . Это сильно сблизило его с феодальными правителями Западной Европы. Однако бояре и вольные слуги князя не были вассалами . В удельной Руси земельные отношения вольных слуг строго отделялись от служебных. Бояре и вольные слуги могли свободно переходить от одного князя на службу к другому, могли, служа в одном уделе, одновременно иметь вотчины в другом и отбывать там поземельные повинности.

С XIII в. все христианское русское население стало называться крестьянами. Позднее это название закрепилось за незнатными сельскими людьми.

В этот период на Руси при княжеском дворе возникли постоянные должности. Они выработались из придворных званий, каждому из которых соответствовал определенный круг хозяйственных дел. Сановники, занимавшие эти должности, управляли вверенными им делами единолично, являясь правительственными приказчиками князя. Никаких учреждений при них тогда еще не существовало.

Наиболее интересным и важным для нас в этом периоде является новая система налогообложения — посошная. Внимание, сейчас будет много терминов. Я не буду грузить вас и перегружать (извините за каламбур) текст тяжелейшими определениями всех этих терминов, но ради удовлетворения вашего любопытства все их перечислю: обжа, выть, тягло, корма, соха промышленная, соха посадская, сельская соха, пашенная соха, сельская пашенная соха, сошное письмо. Фух, вроде всё.

Единственно важных термина здесь два — соха и десятина. Первое — самая крупная единица земли, на которую [единицу] рассчитывался налог. Она состояла из 30-50 десятин. А десятина, если переводить на современный, — это 1,12 гектара. То есть 11200 квадратных метров. То есть 160 нормальных трехкомнатных квартир.

С каждой сохи взымалась налоговая повинность, размер которой определялся площадью земли и её качеством. Земли подразделяли на добрые, средние и худые, причем качество определялось их доходностью, а не свойством самой почвы.

Результатом всех этих изменений стало постепенное полное раздробление Руси на отдельные независимые уделы. У каждого князя было помногу детей, земля дробилась всё сильнее, участки постоянно измельчались. Кроме того, люди (кроме холопов), никак не были привязаны к земле, могли свободно уйти с нее и устроиться на службу к другому князю. Таким образом, у населения удела, не связанного ничем, кроме соседства, отсутствовал общий объединяющий интерес, и князь, переставая быть государем, становился только землевладельцем, частным сельским хозяином – собственником территории с ее хозяйственными угодьями.

Вся эта, на первый взгляд очень грустная, последовательность событий, тем не менее, породила крайне положительную атмосферу для объединения Руси в одно крепкое государство. Здесь должна была быть длиннющая телега о том, почему Москва стала центром Руси, как она собирала земли вокруг себя, каким замечательным мужчиной, примерным семьянином и стопроцентным славянином был Иван Калита, как Дмитрий Донской подчинил себе Тверь, победил татаро-монгол и так далее. Но автор уверен в том, что, если вы открыли эту статью и дочитали до этого места, то как минимум в общих чертах и без тонн текста от него представляете себе, что там и как было. А потому нет смысла плодить лишние буквы в посте, в котором история Руси вообще идет фоном для развития взглядов о земле.

К середине XI в. Киевская Русь достигла своего расцвета, но уже возникали предпосылки для распада единого государства. На русских землях интенсивно развивалась система феодального землевладения. Появление крупных земельных вотчин и возросшее могущество землевладельцев стало одной из важнейших причин развития феодальной раздробленности. Начало ей положило завещание великого киевского князя Ярослава Мудрого, разделившего единое государство на отдельные уделы для своих сыновей. Развитие феодальных отношений на Руси при Ярославовичах привело к дальнейшему разделению земель на мелкие княжества.

Князь Ярослав Мудрый

Понятие феодализма

Крупное феодальное хозяйство имело преимущество по сравнению с мелкими единоличными крестьянскими подворьями. Оно обладало большим запасом прочности на случай засухи или других катаклизмов. В нем легче было организовать масштабные работы вроде строительства домов и хозяйственных построек, вырубки леса, расчистки территорий под посевы и других. Люди, работавшие на феодала, могли рассчитывать на его помощь в случае неурожая и других проблем.

Становление феодализма в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей

На Руси система феодального земельного владения начала активно формироваться во второй половине XI в. Князья, которые раньше основным источником обогащения считали дружину, начинают заниматься земледелием, приносящим доход. Интерес к земельным наделам появился у дружинников, которые оседали в полученных от князя вотчинах, превращаясь в бояр. Крупным землевладельцем становится церковь.

Феодалы-землевладельцы стремились расширять свои угодья за счет общинных или свободных земель. Крестьяне-смерды, проживающие на княжеских, боярских или церковных землях, обязаны были выплачивать дань за пользование землей, или отрабатывать барщину.

К зависимым от феодала слоям относились также домашние слуги-челядь.

Это сборник законодательных норм Древней Руси. Дошедший до наших дней свод законов стал основным источником достоверных сведений об общественно-экономической жизни людей того времени.

А. Кившенко Чтение народу

Следующая редакция была разработана в 1072 г сыновьями Ярослава. К этому времени Русь пережила ряд крупных восстаний, связанных с нежеланием народа попадать в земельную кабалу, а также с протестами язычников против перехода в христианскую веру.

  • за управляющего княжьим двором (огнищанина) – 80;
  • за свободного человека – 40;
  • за холопа – 5.

Преимущества феодального строя

Феодализм привел к развитию и росту производства, по сравнению с предшествовавшим ему первобытнообщинным строем. Значительно окрепло земледелие – возникали новые отрасли, совершенствовались орудия труда, развивалось пашенное земледелие, распахивались новые земли. Усилилось разделение труда, росла его производительность, развивались ремесла.

Эти изменения привели к росту внутренней и внешней торговли и, как следствие, к развитию денежных отношений и чеканке собственных монет с конца X в. На перекрестках торговых путей возникали и крепли новые города, к концу XI в. на русских землях стояло 42 крупных города. Под защитой городских стен развивались науки и искусства, писались летописи, строились великолепные храмы, крепла православная церковь.

Ярослав Мудрый

В правление Ярослава Мудрого (1016-1018, 1019-1054) Киевская Русь крепла и богатела. Развивались науки и культура, налаживались отношения с Византией и другими странами, значительно укрепилась православная церковь. При нем были разбиты печенеги, в честь чего был заложен знаменитый киевский собор Святой Софии.

Великокняжеский титул достался Ярославу в результате кровавых внутрисемейных конфликтов. Его старший брат и предшественник на киевском престоле Святополк вошел в историю под прозвищем Окаянный. Предания приписывают ему убийство трех братьев в борьбе за власть. Ярославу удалось отвоевать отцовский престол, но полученный урок он усвоил.

Надеясь избежать борьбы за власть, он в своем завещании сам разделил владения между сыновьями, фактически положив начало раздробленности княжества. В Киеве сел Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле – Всеволод, в Смоленске – Вячеслав, во Владимире Волынском – Игорь. Последним отцовским наказом Ярослав Мудрый велел сыновьям жить в согласии, признавая первенство старшего брата Изяслава. И сыновья выполняли условия отца почти 20 лет.

Наставление Ярослава Мудрого сыновьям

Триумвират Ярославичей

Триумвиратом называют систему управления Киевской Русью в период с 1054 г. по 1073 г. Его составили трое старших Ярославовичей, поддерживаемые младшими Вячеславом и Игорем. Русь при Ярославичах поначалу оставалась единой. Правление было успешным, союз самых сильных княжеств позволил поддерживать установленный порядок. Братья совместно отражали набеги кочевников-половцев и притязания на власть мелких князей из побочных ветвей Рюриковичей.

Междоусобица в роду Ярослава Мудрого

Кровавые распри на этом не закончились. Освободившийся после смерти брата черниговский престол занял Всеволод, оставив без удела старшего сына Святослава – Олега. Но племянника такое решение не устраивало, как и его младших братьев. Олег Святославович бежал в Тмутаракань, где сумел собрать сильную дружину. Кроме этого, он вступил в союз с половцами и сам повел их на русские земли. Святославовичи сумели захватить Чернигов, вынудив Всеволода Ярославовича бежать к брату в Киев.

Появление общего врага помирило старших Ярославичей. Они объединили дружины и выступили против племянника сообща. Проиграв битву, Олег Святославович вновь бежал на юг. Победное сражение стоило Изяславу жизни. В 1078 г на киевский престол сел последний Ярославич – Всеволод. В Чернигове он посадил своего сына – Владимира Мономаха.

В 1094 г, через год после смерти Всеволода, Олег вновь повел половцев на Чернигов и изгнал из него Мономаха. Половцам он заплатил разрешением на разграбление земель. За приведение на Русь извечных врагов Олег получил прозвище Гориславич.

Любечский съезд

Половцы стали серьезной опасностью для русичей. Умело используя внутренние распри князей, они разоряли русские земли, сдвинули к северу южные границы Киевского и Переяславского княжеств, вызвали миграцию русичей в северные земли.

Этот закон разрушил единство государства. Междоусобицы после Любечского съезда стихли ненадолго. Единство Киевской Руси удалось временно восстановить при киевском княжении Владимира Мономаха, затем политику единства продолжил его сын Мстислав. Но с кончиной Мстислава временная централизация закончилась. Русь вступила в длительную эпоху феодальной раздробленности.

князь Владимир Мономах

Этап раздробленности неизбежен при развитии феодальных отношений. Он закономерен для государств раннего феодализма, через него прошли многие страны Средневековья. Но феодальная раздробленность Древней Руси затянулась на 350 лет, что имело тяжелые последствия.

Читайте также: