Ушаковский мост в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ушако́вский мост (в 1836—1952 годах — Стро́гановский мост, ранее — 2-й Каменноостро́вский мост) — мост в Санкт-Петербурге, через Большую Невку, соединяет Каменноостровский проспект и улицу Академика Крылова.

Содержание

Название

Старое название — Строгановский мост — получил от располагавшейся неподалёку Строгановской дачи (имению графа А. С. Строганова). Современное название мосту присвоено в память адмирала Ф. Ф. Ушакова.

История

Первый наплавной плашкоутный мост мост между восточной оконечностью Каменного острова и Новой Деревней появился в 1786 году и имел двенадцать плашкоутов. В начале XIX века в результате реконструкции их осталось одиннадцать. Затем мост был заменён свайным и перенесён западнее, в створ Строгановской улицы (ныне улица Академика Крылова). Эта переправа имела восемнадцать пролётов. Пролёт у левего берега Большой Невки был разводным с двумя крыльями, которые поднимались ручными лебёдками. Между 1847 и 1853 годами здесь был построен многопролётный деревянный ригельно-подкосный мост с разводным пролётом. В 1906—1907, 1911 и 1935 годах мост перестраивался, последняя реконструкция происходила в 1953—1955 (инженеры В. В. Демченко, Б. Б. Левин, архитекторы П. А. Арешев, В. С. Васильковский). В 1999—2000 годах при строительстве транспортной развязки было засыпано правобережное пролётное строение.

Конструкция и оформление

Мост имеет 11 пролётов, центральный — разводной, двухкрылый, пролётное строение — откатно-раскрывающейся системы, остальные пролёты перекрыты неразрезными балками с криволинейным очертанием поясов (шесть боковых — железобетононными трёхпролетными; четыре русловых — металлическими двухпролетными).

Достопримечательности

Ушаковский мост — один из красивейших и старейших мостов прекрасного города Санкт-Петербург. В 2025 году ему исполнится 205 лет. За все время у переправы было несколько названий: в период 1836—1952 г. — Строгановский мост, а еще ранее — 2-й Каменноостровский мост.

Мост перекинут через реку Большую Невку в створе Каменноостровского проспекта и улицы Академика Крылова. Он соединяет правый берег Большой Невки и Каменный остров, связывая Приморский и Петроградский районы. Разводка моста в настоящее время проводится по индивидуальным заявкам. Выше по течению находится Кантемировский мост, ниже — 3-й Елагин мост. Рядом с мостом расположена Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова.

Старое название — Строгановский, мост получил в честь располагавшейся неподалёку Строгановской дачи (имению графа А. С. Строганова). Современное же название мосту присвоено в память адмирала Ф. Ф. Ушакова. 10 февраля 2010 года название Строгановский было присвоено безымянному пешеходному мосту, который расположен поблизости и ведет на территорию Строгановского парка.

История

В 1786 году здесь был наведен наплавной Второй Каменноостровский мост, который располагался несколько выше по течению от существующего теперь Ушаковского моста. Затем Второй Каменноостровский мост был переименован в Строгановский (Строганов) по находившейся поблизости даче Строгановых и назывался так до 1952 года. 15 декабря 1952 года мост переименовали в Ушаковский.

В 1906-1907 годах мост был усилен под трамвайную нагрузку и расширен для проезда автотранспорта. В 1911 году полностью перестроена надводная часть моста. В 1935 году деревянные пролетные строения разводного пролета были заменены металлическими клепанными балками. Десятый пролет от левого берега был разводным двукрылым раскрывающейся системы с горизонтальной осью вращения с электромеханическим приводом.

При строительстве Ушаковской транспортной развязки в 1999-2000 г.г. выполнено расширение проезда по набережной, в связи с этим правобережное железобетонное пролетное строение моста после усиления засыпано. В 2000 году выполнены работы по капитальному ремонту дорожного покрытия и трамвайных путей. В июле–августе 2017 года на Ушаковском мосту проходил ремонт, в ходе которого заменено асфальтобетонное покрытие проезжей части, обновлена дорожная разметка.

Конструкция

Мост – разводной с электромеханическим приводом, но в настоящее время не разводится. Он представляет собой 11-пролетное сооружение с разводным пролетом посередине. Разводной пролет — двукрылый, откатно-раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами. В поперечном сечении пролетное строение состоит из шести цельносварных главных балок.

Постоянные речные пролеты перекрыты двухпролетными металлическими неразрезными балками, а береговые пролеты — трехпролетными железобетонными неразрезными балками с декоративными фасадными двухпролетными арками, облицованными гранитом. Речные опоры железобетонные, на высоких свайных ростверках, облицованы гранитом.

При въездах на мост установлены чугунные колонны с каннелюрами и оригинальным завершением. В композицию включены барельефные изображения прославленных флотоводцев XVIII—XIX веков Нахимова и Ушакова на фоне знамен.

Интересные факты

Военно-морская тематика присутствует как в большинстве конструктивных элементов сооружения, так и в декоре. Доминанта ансамбля — массивные опоры эстакады с завершением в виде корабельных пушек, установленных на консольные площадки. Эти пушки, а также декоративные элементы светильников стали последней работой архитектора В.С. Васильковского, который в начале 1950-х годов проектировал Ушаковский мост.


Россия

Ушаковский мост имеет за своими плечами долгую историю длиною в 200 лет. В советской практике — это первый мост, у которого при постройке на разводном пролете разместили вместо привычного деревянного покрытия — железобетонную плиту с асфальтовым настилом. Расположен моста в одном из исторических мест Санкт-Петербурга.

История

В 1786 году через реку Большая Невка с целью объединить между собой Каменный остров и Малую деревню (Приморский район) был наведен деревянный плашкоутный мост. Первоначально он назывался Строгоновский, в честь графа Строганова, чья дача находилась на берегу реки. В XVIII веке данный район пользовался популярностью у петербургской элиты.

Ушаковский мост в Петербурге - дата постройки, время развода, фото

К 1885 году старая конструкция моста обветшала и нуждалась в замене. Новый мост имел 18 пролетов, от левого берега, 10 по счету пролет был разводным. В ночное время разводка производилась при помощи ручных лебедок.

Между 1847 и 1853 годами здесь был построен многопролётный деревянный ригельно-подкосный мост с разводным пролётом.

В 1906-1907 годах мост был усилен под трамвайную нагрузку и расширен для проезда автотранспорта. В 1911 году полностью перестроена надводная часть моста.

После окончания Второй Мировой войны, старые мосты из дерева стали заменять на новые, металлические. В период с 1953 по 1955 годы, дождался своей реконструкции и Строгоновский мост, который впоследствии получил новое название.

Ушаковский мост в Петербурге - дата постройки, время развода, фото

В 1999-2000 г.г. было выполнено расширение моста. Увеличился проезд по набережной. было засыпано железобетонное пролетное строение по правому берегу. Капитальному ремонту подверглось дородное покрытие и трамвайные пути.

В июле–августе 2017 года на Ушаковском мосту проходил ремонт, в ходе которого заменено асфальтобетонное покрытие проезжей части, обновлена дорожная разметка.

Почему такое название?

Почти два столетия, до 1936 г. мост носил название 2-го Каменоостровского моста. А с 1936 по 1952 год мост стали называть Строгановским.

В процессе реконструкции в 1954 году мост переименован в Ушаковский. С целью почтить память об одном из величайших русских флотоводцев, который в морских сражениях одержал 43 победы и не потерпел ни одного поражения. Также, на переименовании моста сказался тот фактор, что недалеко от него в 1941 году было построено здание Военно-морской академии.

Во сколько разводят?

До 80-х годов мост имел разводной пролет. В данный момент часть разводных механизмов демонтирована и мост не является разводным, так же нет разрыва рельс и контактной сети.

Ушаковский мост в Петербурге - дата постройки, время развода, фото

Адрес и как добраться

Мост соединяет Каменноостровский проспект и улицу Академика Крылова. Одним из основных ориентиров служит Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова, что располагается неподалеку.

Маршрутки, которые следуют через Ушаковский мост: К-127, К-252, К-298, К-400, К-46, К-690, К-76.

Особенности конструкции

Ушаковский мост в Петербурге - дата постройки, время развода, фото

Приспущенные знамена на фоне которых располагается орден непобедимого адмирала Ушакова — главное украшение бронзовых барельефов. Перила моста изготовлены из чугуна и украшены орнаментом, который сочетает в себе звезду, якорь, два венка: лавровый и дубовый.

По обеим краям моста, расположенным на берегу, сооружены железобетонные эстакады в неизменном стиле тех времен — фасадные декоративные арки на фоне гранитной облицовки.


Первый мост между восточной оконечностью Каменного острова и Новой Деревней появился в 1786 году. Построенный здесь плашкоутный мост назывался Строгановским. Это название переправе было дано по находящейся рядом даче графа А. С. Строганова.

Первый наплавной Строгановский мост состоял из двенадцати плашкоутов. В начале XIX века в результате реконструкции их осталось одиннадцать. Затем мост был заменён свайным и перенесён в створ Строгановской улицы (ныне Академика Крылова). Эта переправа имела восемнадцать пролётов. Пролёт у левого берега был разводным с двумя крыльями, которые поднимались ручными лебёдками.

В 1953-1955 годах на этом месте по проекту инженеров В. В. Демченко, Б. Б. Левина, архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского был построен новый постоянный металлический мост. В 1954 году его назвали Ушаковским, в память о великом русском флотоводце Ф. Ф. Ушакове. Такое переименование обязано построенному рядом в 1941 году зданию Военно-Морской академии.

Ушаковский мост украшен колоннами с каннелюрами, на которых изображён учреждённый 3 марта 1944 года орден Ушакова. Его трасса соединила Каменноостровский проспект с улицей Академика Крылова. Длина Ушаковского моста составила 254,75 метра, ширина - 27 метров. Масса его металлических строений - 1 133 тонны.

Читайте также: