Христианство в великобритании кратко

Обновлено: 05.07.2024

мне бы хотелось рассмотреть период, который обычно избегается или замалчивается в курсе всеобщей истории. О нем не принято говорить, однако, если спросить специалистов, то они ответят, что несомненно такой раздел в истории был.

Началом христианизации Британии можно считать проповедь святого Патрика в Ирландии в V веке. Однако, христианство начало проникать в Британию еще до появления св. Патрика после завоевания Британских островов Императором Клавдием.

Больше шести лет провел в Константинополе святитель Григорий. За это время он с прискорбием убедился в том, что Восточные императоры занимаются исключительно борьбой с Персией. Таким образом, можно было сделать вывод, что защитой Западной части Империи заниматься Константинополь не будет. Так что оказалась актуальной мысль об объединении с Западными государствами, для чего их предварительно нужно было обратить в христианство. Для этого было необходимо послать в Британию миссинеров.

После высадки Августин отправил переводчиков к королю Кента Этельберту I, бывшему язычником, но имевшим жену-христианку по имени Берта. Хотя сам он не принял христианства, женившись на ней, однако, не препятствовал ее вере. Точнее условием Берты при замужестве было то, что она привезла с собой королевского капеллана Людхарда – бывшего епископа. Хотя сам король Этельберт не был верующим, тем не менее скорее всего Королева Берта и епископ Людхард смогли как-то его подготовить, так что, когда игумен Августин с миссией прибыл в Кент, он отнесся довольно благосклонно к проповеди и впоследствии даже приннял Крещение.

Остров Танет, на котором все происходило, стал благословенным местом, где не было ни крыс, ни змей, а земля прославилась своей плодородностью. Кентское королевство стало первым, принявшим христианство среди остальных шести и положило начало объединению всех королевств во Христе. Так начался небывалй расцвет христианства в Англии.

Исследователи считают, что король Этельберт крестился во время всенощной на Святой Пятидесятницу. Король Кента настолько присполнился Благодати Святаго Духа, что сам согласился принять Крещение и, что особенно значимо, это то, что произошло это знаменательное событие непосредственно в день праднования Святой Троицы. Таким образом, можно сказать, что его крещение было вдвойне благословлено.

В 598 году Августин отправил к Папе Григорию несколько священников с докладом. Радости святителя не было предела. В письме Евлогию Александрийскому он писал о радости от десяти тысяч крестившихся на краю земли.

Таким, в общих чертах, было начало просвещения светом Истинной Веры Британии.

Оно принесло поистине изобильные плоды.

Расцвет православия в Англии пришелся на V-XII века. В 604 году скончался Папа Григорий, а вскоре после него преставился и горячо ими любимый Архиепископ Августин, который впоследствии был прославлен как святитель Августин Кентерберийский. Они оба оставили неизгладимый след в сердцах людей и в истории церкви в целом. Эти два великих человека дали жизнь целому острову, жизнь во Христе, которая процветала вплоть до XII века. И, благодаря этому просвещению также, мы имеем большое количество общих святых. Таким образом, есть в святцах даже такие имена, как Артур, Жиневра, Роберт и так далее.

Мы здесь не касаемся конфликта между старобританской и римской церквями на тот момент.

Рассмотрим, чем завершился расцвет православия в Англии, вместе с падением государственности.

Таким образом, мы можем с прискорбием отметить, что несмотря на колоссальный расцвет православия в Англии, все было уничтожено нормандскими завоевателями, желающими лишь получить власть и землю, не гнушаясь никакими методами. К сожалению, мы можем лишь констатировать тот факт, что люди пришедшие со злым умыслом без Христа в сердце, могут лишь навредить, как окружающим, так и себе. Что и произошло. Ведь до сих пор Англия так и не стала вновь православной страной и в общем-то находится и по сей день под гнетом потомков тех завоевателей.

Список использованной литературы:

Бахметьева А.Н. “Полная история христианской церкви”

Прот. Александр Рудаков “Краткая история христианской церкви”

Для понимания значения Нортумбрии нужно коротко остановиться на истории христианизации Британии.

В период, предшествовавший англосаксонскому завоеванию, христианская церковь Британии имела две ветви: собственно британскую, тесно связанную с Римом, и ирландскую, в значительной мере независимую от Рима и имевшую ряд особенностей. Миссию в Ирландии возглавлял св. Патрик (ум. в 461 г.), миссию в Британии — св. Иллтуд. Патроном Уэльса был св. Давид (520–588). Иллтуд и его ученики основали первый в Британии монастырь и школу в Лланвите в конце V — начале VI в. Ирландская и британская миссии соперничали друг с другом. Посланец ирландской церкви св. Колумбан (521–597), человек королевского рода, основал на северо-западе Британии, на острове Айона, монастырь. Отсюда он начал обращение в христианство пиктов. Из монастыря на острове Айона спустя некоторое время христианство распространилось и в Нортумбрии (625). Король Нортумбрии Освальд (634–642) получил воспитание у ирландских монахов на острове Айона. Когда Освальд вернулся в Нортумбрию, с ним вместе прибыл Айдан, который затем основал монастырь в Линдисфарне. Ирландские и нортумбрийские монахи вели борьбу с мерсийским королем-язычником Пендой. Пенда одержал победу и убил Освальда, но христианство сохранилось в Нортумбрии. В первой половине VII в. весь север Британии принадлежал к ирландской церкви, более независимой от Рима и более приспособившейся к родовым институтам кельтских, а затем и саксонских королевств.

Особенно активен был на соборе римский прелат Уильфред, затем ставший архиепископом Йорка. Северное ирландское духовенство представлял Кутберт, аскет из Линдисфарна. Победило на соборе римское духовенство. В 668 г. из Рима был прислан для организации епископств, приходов и системы постоянного духовенства прелат Теодор.

Христианизация Германии

Христианизация Германии Христианизация леворейнской Германии началась с момента проникновения новой религии на эти земли и усилилась после признания ее в качестве государственной. Среди германцев ее каноны проповедовали и никео-ортодоксы (католики), и ариане. Римская

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ Римский поэт V в. Рутилий Клавдий Намациан считал, что все несчастья, которые должны были обрушиться на Рим на протяжении его истории, можно свести к одному событию, случившемуся около 406 г. Ни один историк никогда не разделял его мнения, но, может

Христианизация славян

Христианизация славян Любой прилежный ученик средней школы знает историю возникновения славянской письменности и крещения Руси. Два брата-славянина, монахи Кирилл и Мефодий, приглашенные из Греции в Моравию, заслужили себе славу созданием славянской азбуки —

Частичная христианизация Руси

Христианизация Австрии

Христианизация Австрии /41/ Римский период в истории Австрии был эпохой религиозного многообразия. Возникали различные новые культы, греко-римский мир богов сосуществовал с поклонением Исиде и Осирису, почитанием Нореи, культами Юпитера Долихена и Митры. Христианство

Христианизация и ее границы

Христианизация и ее границы Таким образом, монастыри, как и центры епархий, стали очагами христианизации. Многие монахи оставляли свои монастыри и отправлялись рушить старые культовые сооружения к строить церкви. Епископские города оставались главными полюсами

Замирение и христианизация зарейнских земель

Замирение и христианизация зарейнских земель Нет сомнения, что Карл заглядывал в будущее, противопоставляя импровизации в государственных делах взвешенную политику дальнего прицела. Вся ею деятельность к северу и востоку от Рейна, по всей видимости, связана с широким

Христианизация Германии

Христианизация Германии Христианизация леворейнской Германии началась с момента проникновения новой религии на эти земли и усилилась после признания ее в качестве государственной. Среди германцев ее каноны проповедовали и никео-ортодоксы (католики), и ариане. Римская

Христианизация империи

Христианизация империи К 400 г. христианство стало господствующей религией Римского мира, и для такого успеха были весьма веские причины. Прежде всего общество испытывало глубокую потребность в религии, обещавшей вечную жизнь и душевный покой всем людям независимо от их

Христианизация

Христианизация Сложилось так, что крещение пришлых варваров и язычников стало частью политической борьбы за господство на Балканском полуострове. Под видом христианизации ромейские императоры возвращали себе власть над территориями Балкан. Политический подтекст

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИНДЕЙЦЕВ

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИНДЕЙЦЕВ Пороками индейцев были идолопоклонство, развод, публичные оргии, купля и продажа рабов. Они начали ненавидеть братьев, отговаривающих их от этого. Но кроме испанцев более всего неприятностей, хотя и тайно, монахам причиняли жрецы, которые

Христианизация уральских народов

Христианизация уральских народов Христианство пришло на уральскую землю с северо-запада, по тем же дорогам, которые издревле избрали новгородские ушкуйники и московские рати для обирания племен Перми (коми), вогулов (манси) и югры (остяков-хантов).Но следует отметить:

3. Христианизация

Христианизация

Христианизация Процесс христианизации славянских государств настолько радикально изменил всю последующую историю как этих государств, так и сопредельных территорий, что имеет смысл выделить его из последующей, уже христианизированной истории, в отдельный

5. Христианизация Севера

5. Христианизация Севера Север между тем постепенно христианизировался: одна культура уступала место другой. Для историка нет работы более увлекательной, чем детальное восстановление этого удивительного процесса, тем более, что несмотря на неизбежные лакуны источники

Христианизация Европы

Христианизация Европы В Европе христианство начало распространяться среди германских племен. В IV – начале V в. приняли христианство готы, вандалы, бургунды и другие народы. Известно, что на первом Вселенском соборе (325 г.) уже присутствовал готский епископ. Вторая волна

Этапы распространения христианства на Британских островах совпадают с периодами их гражданской истории: британским (с I по V в. по Р .Х .), англосаксонским ( с V по VIII в. по Р .Х .) и норманским (с IX в.). В основном христианское просвещение Англии, Ирландии и Шотландии было завершено в конце англосаксонского периода. Великобритания, самая отдаленная окраина запада, становилась пределом переселения племен с востока и севера (5,38). Первыми известными пришельцами были иберийцы. Вторыми – кельты, гаэльские и бритонские, поселившиеся в разных районах и ассимилировавшиеся с местным населением. Ко времени Рождества Христова они двигались одно за другим с континента в Британию (5,38). К этому же периоду относится первое соприкосновение Британии с Римской Империей – вторжение Юлия Цезаря в 55 году до Р.Х. (9 ,680). Расширение власти Рима при императорах Клавдии, Адриане, Антонине, Пне, Септимии Севере и Констанции Хлоре приостановило движение племен с востока. Но когда в 410 году протекторат Рима над Британией был уничтожен, она увидела новых чужеземцев: сначала тевтонских англов и саксов, затем – норманнов.

Сведения о начале распространения христианства на Британских островах очень скудны. Существует несколько преданий о первом обращении их обитателей апостолами: Павлом, Симоном Зилотом и Аристовулом. Свидетельство святого Климента Римского о путешествии апостола Павла на окраины запада вызвало предположение о его проповеди и на Британских островах. Другое предание связывает британское христианство с апостолом Павлом косвенным образом. Апостол обратил британца Брана, который был оставлен в Риме заложником в место своего воинственного сына Каратака. Освободившись, Бран вернулся с благовестием на родину. Церковное Предание утверждает, что первым просветителем Британии был Иосиф Аримафейский. Спустя несколько столетий, когда христианство уже утвердилось в Англии, в знаменитом Гластонбюрийском монастыре показывали терновник, чудесно зацветавший в годовщину памятного обращения короля и народа (5,70).

Во время гонений Британская Церковь имела своих мучеников, первый из которых – Албан, пострадавший около 304 года по Р.Х. при императоре Диоклетиане (11,44). Его быстрое обращение послужило примером для подражания. Албан принадлежал к коренному населению и стал первым национальным святым. В Веруламе, месте его мученичества, был вскоре построен храм, вокруг которого с течением времени образовалось огромное аббатство. В южной части Британских островов существовала к тому времени организованная Церковь, о чем свидетельствует присутствие епископов Эбория оркского, Реституда Лондонского и Адельфия Колчестерского на Арльском соборе во Франции в 314 году, отмеченное их подписями под соборными постановлениями (3,299). Британские епископы отсутствовали на I Вселенском соборе, но Афанасий Великий указывает на то, что Британская Церковь приняла никейские постановления (13,4). Представители Британской Церкви участвовали в работе Ариманского собора в 359 году. Трое из них прославились своей бедностью, так как вынуждены принять от императора Констанция денежную помощь в отличие от остальных епископов, которые, желая сохранить самостоятельность, содержали себя за свой собственный счет (13,5).

В Англии борьба с суеверием проходила успешно (5,178). Начиная с середины V века англосаксы, после полуторавековой борьбы с местным населением, овладели востоком острова (до 55 параллели) и большей частью юга. Разграбленная земля была разделена на множество маленьких королевств, из которых можно выделить семь важнейших: Кент, Суссекс, Вессекс, Эссекс, Нортумбрию, Восточную Англию (Норфолк и Суффолк) и Мерсию. Это деление было удобно для быстрого распространения христианства среди англосаксов: за обращением короля какого-нибудь из этих королевств следовало обращение народа. Церковное общество принимало самое деятельное участие в судьбах страны. Нужно отметить, что в течение языческого периода своей истории англосаксы послужили барьером, обособившим кельтское христианство от его римских корней. Важной целью римской политики на Британских островах было восстановление утраченной связи. Когда после встречи у так называемого Августиновского дуба представителей Кельтской Церкви с миссионером Августином этого не удалось достичь, как предполагалось, мирным путем, была использована вражда англосаксов с туземцами – бриттами (6,403). Так, с точки зрения англа, избиение Этельфридом, королем Нортумбрии, британских епископов в 615 году было для последних вполне заслуженным наказанием Божиим за их упорство (11,103).


В современном мире трудно представить себе более антагонистичные страны, чем Россия и Англия. Регулярные политические конфликты век от века лишь углубляют этот антагонизм. Всячески подчеркиваются культурные различия, в частности различия церквей и традиций.

Исторический аспект: крещение Англии

В шестом веке в Англии поселились три германских народа: англы, саксы и юты. Они захватили большую часть Британии, кроме небольшого клочка на западе острова, образовали несколько королевств, которые были, как и захватчики, языческими. На тот момент на территории Англии жили исконные кельтские народы. О том, что последние были христианами как минимум до 360 года, свидетельствуют многочисленные найденные артефакты. Даже когда римские легионы покинули Британию, местные жители продолжали поклоняться Христу.

Примечательно, что в Ирландии в это время христианство уже процветало. В то время, как англосаксонские язычники доминировали на большей части острова, на западе Британии местные жители исповедовали христианство. Не без поддержки ирландских миссионеров. Отрезанные от других единоверцев, они терпели изрядные трудности: саксы регулярно опустошали их земли, уничтожали церкви, а прочие христиане на больших церковных соборах выговаривали им насчет того, что кельтская церковь изрядно отличается от римской.

Различия заключались в форме тонзуры, в расчете даты Пасхи, в преобладающей роли монастырей. Но все это никак не служило причинами для раскола.

В конце шестого века папа римский Григорий Великий отправил миссионеров, среди которых был и святой Августин, в Англию. Папа попросил способствовать им франкских правителей и епископов. Миссионеры прибыли к Этельберту, носившему титул верховного короля Британии, и попытались обратить его в христианскую веру. Тот, хоть и принял священников весьма благосклонно, напоив и накормив, менять веру, которой так долго придерживался его народ, поначалу отказался. Зато предоставил им дом в главном из своих городов — Кентербери.

Возможно, это было связано с тем, что его супруга Берта была христианкой. Миссионеры начали свою проповедь. Молились они в церкви Святого Мартина, оставшейся здесь еще со времен римского владычества. В этот храм часто ходила королева Берта.


Храм Святого Мартина

В 627 году христианство принял король Эдвин. После этого язычников массово крестили в реке Свэйл. Состоялся собор, на котором была определена дата Пасхи: так кельтская церковь растворилась в британской на территории Англии. Но, кстати, не Ирландии: там она сохраняла лидирующие позиции, пока не была захвачена Англией в двенадцатом веке.

Церковь Англии, таким образом, возродившаяся благодаря папе Григорию Великому, поддержала учение первых шести Вселенских соборов и благополучно развивалась. До норманнского нашествия, которое кардинально изменило английскую историю. Произошло оно в 1066 году.

Считается, что напавшие на Англию норманны во главе с Вильгельмом Завоевателем были католиками и поставили точку в английском православии. Так ли это?

Теологический аспект: причина раскола

Раскол между западной (с центром в Риме) и восточной (с центром в Константинополе) церквями произошел в 1054 году. Ключевым вопросом, из-за которого раскололась церковь, считается филиокве. Это мнение католической церкви, согласно которому Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православные же полагают, что Святой Дух исходит только от Отца.

При этом главой церкви все это время был римский папа (первым из них считается апостол Петр).

Вот что произошло в 1054 году: конфликт между Константинополем (считавшим, что Святой Дух исходит только от Отца) и Римом (который настаивал на филиокве) зашел слишком далеко. Кроме филиокве, сказались и другие различия, и особенно — политические разногласия между папой римским и патриархом Константинополя.

Имелись и другие нюансы — в тонкостях вероисповедания, а также традициях: например, богослужение в Риме проводили на латыни, а в Константинополе — на греческом; западная традиция настаивала на целибате, а восточная — допускает, что священником может стать женатый человек.

Конфликт дошел до того, что патриарх велел закрыть латинские церкви в Константинополе. Святые Дары выбрасывались из дарохранительниц и топтались ногами. Папа римский прислал в Константинополь кардинала, который вручил отлучительную грамоту восточной церкви. Патриарх Михаил ответил тем же, и так произошел первый в истории церковный раскол.

Что до Англии, то казус в том, что она попросту не успела отреагировать. Норманны подчинили себе страну всего через двенадцать лет после раскола.


Святитель Григорий Великий посылает святого Августина проповедовать на Британских островах

По умолчанию все страны до раскола считаются православными. Именно потому что основной причиной разрыва был вопрос филиокве: до раскола обе церкви считали, что Святой Дух исходит только от Отца.

Читайте также: