Связь психопатологии и дефектологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Положения, которые мы старались развить, дают нам возможность подойти с совсем новых точек зрения к тем детям, которых их физические недостатки поставили в особо невыгодные условия, к тем, которые зовутся физически дефективными.

Еще в 1905 г. немецкий психолог А. Адлер (Alf. Adler) 1 положил основу своеобразному учению о личности, которое мы только теперь начинаем достаточно объективно осмыслять и отдельные стороны которого много поясняют нам в развитии психики и поведения физического дефективного ребенка.

Каким же путем происходит эта сверхкомпенсация?

С этой динамической точки зрения физически дефективный получает не только свой отрицательный паспорт, но и свою положительную характеристику.

Спросим себя, однако, в чем же именно состоит механизм такой компенсации дефекта? Является ли он простым механизмом перемещений функции, как это бывает при заболевании одного из парных органов?

Один факт толкает нас на правильное решение этого вопроса, и этот факт дает нам психология слепых.

Мы можем сказать, что слепые часто обладают десятками выработанных навыков и приемов, которых мы не можем заметить у зрячих. Достаточно присмотреться к точности и ловкости в движениях, которые часто проявляются слепыми, необычайно тонкому анализу, которому они подвергают ощущения, приносимые им прикосновениями и слухом, чтобы понять те пути, которые позволяют им компенсировать хоть отчасти их природную неприспособленность. Слух и осязание становятся в центре внимания слепого; под его контролем вырабатывается ряд приемов для их максимального использования – это приемы как бы вращиваются в самую функцию восприятия слепого, памяти, мышления и перестраивают эти последние. В результате такого процесса мы получаем слепых, которые с помощью шрифта Брайля быстро читают текст, которые разбирают географические карты и которые своими путями оказываются в состоянии стать полноценными членами общества. Достаточно вспомнить известную всем историю Елены Келлер, слепоглухонемой от рождения и достигшей, однако, высоких степеней образованности, чтобы понять, что рациональное воздействие, приобщение к культурным приемам может перестроить психику, даже выросшую на особо неблагоприятной почве физической дефективности 3 .

Еще один простой пример, иллюстрирующий, как физические дефекты могут компенсироваться искусственными средствами. Мы имеем в виду многочисленные во время войны случаи ранения и ампутации конечностей.

Шрифт Брайля, чтение с пальцев и губ у глухонемых, протезы – все это становится предметом психологии наряду с такими процессами, как инстинкты, навыки, внимание и аффект. С переходом к истории человеческого поведения, к изучению его культурных форм такое расширение становится обязательным.

В. Джемс указал в одном месте, что личность человека кончается не кончиком его пальцев, а носком его ботинка и что ботинки, шляпа, одежда так же входят в состав личности, как голова, волосы, ногти.

Это положение совершенно неоспоримо, если мы решим изучать и культурные формы поведения личности. Понятие культурной личности кончается за пределами организма, и изучение культурных привычек и одежды дает нам ценнейшие материалы к пониманию человеческого поведения.

Все перечисленные нами приемы сводятся к внешним орудиям для компенсации недостатков. Чтобы быть логичным, следует упомянуть, что их дополняют и внутренние приемы компенсации. То, что мы уже упоминали о формации черт характера, относится именно сюда. Компенсация природной слабости необычайно громкой речью, вызывающим поведением, грубостью является обычной вещью и служит источником целого ряда характерных свойств у трудного ребенка, хулигана и т. п. Мы знаем, что необычайно жестокие с виду люди при ближайшем рассмотрении оказываются очень мягкими и их жестокость – лишь компенсирующая маска, а слабоволие часто компенсируется упрямством.

Физические недостатки, так же как и отдельные психические дефекты, часто компенсируются не только внешними приемами, но и организацией, ориентировкой характера всей личности.

Дефект не может рассматриваться нами как нечто статическое, раз навсегда закрепленное; он динамически организует целый ряд приемов, которые могут не только ослабить его значение, но иногда и компенсировать (и сверхкомпенсировать) его. Дефект может явиться могучим стимулом к культурной реорганизации личности, и психологу нужно лишь уметь различить возможности его компенсации и воспользоваться ими.

Детская психиатрия родилась как самостоятельная наука, от­ветвившись от общей психиатрии. Однако такое ее происхождение стало возможным лишь после того, как психология, с одной сто­роны, а педиатрия, с другой — доказали принципиальные отличия детского организма и психики. Изучение детских психических рас­стройств продолжается в тесной связи с достижениями многих наук.

От общей психопатологии детская психиатрия получила на­копленный опыт описания симптомов и синдромов душевных рас­стройств и механизмов их возникновения, а от частной психиат­рии — опыт изучения происхождения, течения, диагностики и ле­чения. Свою лепту в эффективность новой специальности внесли психофармакология (лечение душевных расстройств медикамента­ми) и психотерапия (воздействие на психику и через психику на организм больного). Достижения детской психологии используют­ся для понимания своеобразия психопатологии детской личности, отличающейся своими возрастными особенностями и реакциями на средовые ситуации от взрослых. Педагогика (педология) обога­тила психопатологию своими достижениями в области изучения ребенка (например, экспериментально-психологическими метода­ми). Детская психопатология особенно тесно связана с дефектоло­гией (специальной педагогикой) — наукой о закономерностях раз­вития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. Взаимодействие специалистов по детской психопатологии с дефектологами происходит в разных сферах их де­ятельности и в различных направлениях.

Во-первых, на основе знаний о симптомах и синдромах состо­яний умственной отсталости, детского церебрального паралича, нарушений развития речи и органов чувств у детей эта патология выявляется с тем, чтобы педагоги могли участвовать в абилитации этих детей. Так, например, при обнаружении отставания в разви­тии речи, самообслуживания, игровых навыков у ребенка дошко­льного возраста родители, как правило, по направлению педиатра обращаются именно к детскому психиатру (психопатологу). В его компетенцию входит решить, действительно ли отставание ребен­ка является патологией, или это отклонение темпа развития носит временный характер. Если это необходимо, то он совместно с де­фектологом (специальным педагогом) создает план абилитации, который осуществляется в коррекционной учреждении и семьей под руководством педагогов.

В-третьих, детско-подростковые психиатры, будучи специали­стами в этой отрасли знаний, не только диагностируют у детей от­ставание развития, но и в своих заключениях более подробно описывают и наиболее поврежденные, и сохранные сферы психи­ки. Так, в этих заключениях могут найти отражение, например, преимущественные поражения зрительной памяти, произвольного внимания, снижение работоспособности и интеллектуальные нару­шения, что имеет большое значение для эффективности работы дефектолога (специального педагога) с ребенком, имеющим нару­шения в развитии.

В-четвертых, знания педагога о нормальном формировании личности детей и об особенностях отклоняющегося развития пси­хики позволяют управлять абилитационным (реабилитационным) процессом детей, имеющих нарушения в развитии. Контроль спе­циалистов за успешным формированием личности ребенка, освое­нием навыков и приспособлением к окружающей среде возможен лишь при наличии ориентиров. Периодическая оценка развития детей позволяет при необходимости усиливать стимуляцию ребен­ка, менять методические подходы или признавать, что его потен­циальные возможности исчерпаны. Сама дефектология (специаль­ная педагогика) как наука развивается, опираясь на достижения многих научных дисциплин, и не в последнюю очередь на психо­патологию, используя не только фактические данные, но и ее ме­тодические приемы.

Есть вопрос?

ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с Вами, ответим на все Ваши вопросы, запишем в группы или к нашему специалисту


Одним из основополагающих принципов, определяющих содержание специализированной помощи детям, является принцип применения междисциплинарного знания, как в процессе диагностической квалификации нарушений, так и в процессе коррекционной работы с детьми.

Проблема связи психопатологии и дефектологии имеет социально-исторический, клинический и психолого-педагогический аспект.

В истории развития человечества взаимоотношения человека с ограниченными возможностями и общества прошли длинный и тернистый путь от социальной приемлемости уничтожения слабых и больных младенцев до понимания необходимости создания благоприятных условий включения их в социум.

Отношение общества к людям с отклонениями в развитии имеет свою историю, отражающую динамику времени, доминирующие в обществе ценности и распространенные предрассудки, те или иные представления о причинах и механизмах нарушений.

Известно, что достоверность установления причин и механизмов интеллектуальной недостаточности в значительной мере определяется общим состоянием науки и особенно таких ее областей как молекулярная генетика, физиология, психология и другие. В трактовке научных данных немаловажное значение имеют господствующие на том или ином этапе развития общества идеологические установки и философские течения.

Политика государства в отношении людей с ограниченными возможностями, во многом зависит от приоритетов и ценностей общества на определенном этапе его развития, понимания причин возникновения и механизмов формирования психических расстройств. Эти факторы определяют также гуманизацию подходов к лечению, предупреждению и коррекции.

2.1. Эволюция представлений о причинах психических расстройств

Первые концепции происхождения психопатологических расстройств объясняли их возникновение вмешательством потусторонних сверхъестественных сил. В обществе, где такое объяснение принималось, основным методом терапии являлось изгнание злого духа шаманом или медицинским работником.

Эпоха ренессанса, хотя и характеризовалась развитием гуманистических тенденций и успехами во многих областях науки и искусства, все же так и не стала периодом глубоких изменений в отношении общества к проблеме психических нарушений.

Барух Спиноза считал, что внутренние психологические процессы столь же достойный объект научного изучения, как и доступные наблюдению естественные процессы. Роль иррационального мышления в возникновении психических расстройств подчеркивал Джонатан Христиан Хейнрот, считавший, что психическая болезнь является результатом внутреннего конфликта между социально неприемлемыми импульсами и чувством вины за них.

Заслугой Ф. Пинеля являлось выделение детского слабоумия из группы психозов и внедрение им системы, отменяющей стеснительные меры для психически больных в своей клинике.

2.2. Первые медико-педагогические системы воспитания глубоко умственно отсталых детей

Идея о возможности и необходимости воспитания слабоумных детей зародились одновременно с развитием психиатрии и педагогики в XVIII веке.

Ф. Пинель считал, что слабоумных детей бессмысленно обучать в связи с наличием у них тяжелого органического поражения мозга.

Конец XVIII – начало XIX века ознаменовались массовым строительством приютов для слабоумных и психически больных в Европе.

В 1815 г Вильям Хоун и Георг Круикшэнк сделали еще один важный шаг в направлении гуманного обращения с психически больными, проведя парламентское расследование условий содержания психически больных в Бетлехемском госпитале в Лондоне. В США реформаторское движение возглавляли Бенжамин Раш, Доротея Дикс, Чиффорд Бирз и другие.

Во второй половине XIX века в связи с началом повсеместного школьного обучения детей в Европе и неспособностью некоторых категорий детей овладеть грамотой на общих основаниях впервые была выделена группа детей с легкими степенями умственной отсталости. Ранее были известны только тяжелые формы умственной отсталости. Возникла идея лечебной педагогики, которая вскоре стала популярной в Европе и США.

Многие авторы, разрабатывая свои классификации интеллектуальных нарушений, использовали данные, полученные при изучении этиологии и патогенеза умственной отсталости.

В 1880 г. В. Айрленд сделал попытку классифицировать различные виды психического недоразвития по этиологическому принципу. Д. Бурневиль в 1892 г. – по анатомическому признаку.

Неоднократно предпринимались попытки выделения отдельных групп олигофрении по психопатологическому критерию. В зависимости от преимущественного состояния эмоциональной сферы дети с олигофренией были разделены на две группы: возбудимые и тормозимые. Подобная систематика была предложена, в частности, В. Гризингером (1875).

Позже Р. Вейгандт разделил детей с признаками психического недоразвития на две большие группы: пассивных, тупых, тормозных (1); активных, возбудимых, эретичных (2).

Нарушение нейродинамики у детей с умственной отсталостью отмечал С. С. Корсаков (1901). У одних детей с олигофренией преобладает вялость, апатия, безучастное отношение ко всему окружающему, для других, напротив, характерны живость, чрезмерная подвижность и легкая эмоциональная возбудимость с проявлениями назойливости и крайней нестойкости внимания. На заторможенных и расторможенных делил детей с олигофренией также немецкий педагог Ледеман.

На фоне поступательного гуманистического развития науки в разные исторические эпохи появлялись и регрессивные течения. Так, в XIX впоявились откровенно расистские теории и основанная на них дискриминация людей с ограниченными возможностями. Согласно одной из них все люди делились на две расы: креативную (творческую) и имитирующую (подражательную). К последней расе, признанной бесполезной для общества, относились люди с интеллектуальной недостаточностью и другими отклонениями в развитии. В рамках этих теорий особенно тяжелые формы умственной отсталости рассматривались преимущественно в аспекте патологической наследственности. Так, в конце XIX в. зарубежными учеными, в частности, во Франции (Морель и Маньян) предложена социальная теория о вырождении, или дегенерации отдельных семей и целых родов. Суть этой теории заключалась в том, что каждая семья, род может благополучно существовать в течение ряда лет, а потом начинается постепенное ослабление (вырождение). Признаками вырождения является рождение в таких семьях умственно или физически неполноценных детей. Раз возникнув, психическое нарушение с каждым поколением приобретает все более выраженную форму, дегенерация продолжается вплоть до состояния глубокой умственной отсталости и потери способности к продолжению рода. В качестве доказательства описывались семьи, в которых в нескольких поколениях отмечалось рождение неполноценных детей. Естественно, что такие подходы ориентировали общественное мнение на негативное отношение к людям с отклонениями в развитии и, прежде всего, умственно отсталым.

На основании приведенных данных следует сделать вывод, что в целом до индустриальной революции XIX века в Европе отношение к людям с ограниченными возможностями можно охарактеризовать как противоречивое, при этом систематическая медицинская и образовательная поддержка людей с ограниченными возможностями не практиковалась.

В начале XX века умственная отсталость начинает рассматриваться в рамках состояний психического недоразвития, которые объединяются термином олигофрения.

К началу XX века отношение к людям с ограниченными возможностями в Европе изменилось в худшую сторону. Широкую поддержку получило мнение, что эти люди только отвлекают на себя ресурсы общества и загрязняют генофонд нации. Эта точка зрения долго сохранялась в обществе, и ее отголоски продолжали негативно влиять на отношение к людям с ограниченными возможностями вплоть до 1980-х гг.

С другой стороны, в XX веке появились новые научные данные о причинах психических расстройств. Они черпались из различных областей знаний и послужили теоретической основой формирования научных школ и направлений, повлиявших на социальные воззрения, методы профилактики, лечения и компенсации. Некоторые теоретические построения поддерживали или содержали положение о важности адекватных взаимодействий в диаде мать-дитя для успешного психического развития ребенка, Все они предлагали свои методы коррекции психических расстройств, многие из которых используются за рубежом и в нашей стране в настоящее время.

В начале XX века и после Второй мировой войны активно разрабатывались методы психологической диагностики интеллектуальных способностей. В этой связи следует упомянуть деятельность А. Вине и Т. Симона, Ж. Филиппа, П. Бонкура и других.

В основе биологического подхода к проблеме психических расстройств лежал тезис о роли соматических нарушениях в их патогенезе. Признавалась роль патологической наследственности, обусловливающей предрасположенность к формированию особых психологических характеристик или болезней. Исследование соотносительной роли наследственных факторов и факторов среды проводилось с помощью клинико-генеалогического, близнецового методов, метода изучения приемных детей.

Было установлено, что нарушения определенных отделов центральной нервной системы могут приводить к появлению специфических интеллектуальных и поведенческих проблем. Изучение этих проблем производилось с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитно-резонансной томографии (МРТ) и других современных методов диагностики. Изучение нейромедиаторных и нейротрансмиттерных систем, в частности, эндорфинов, способствовали лучшему пониманию патогенеза и возникновения лекарственной зависимости.

Было доказано, что нарушения эндокринной системы, секреции гормонов половых желез, коры надпочечников могут являться причиной различных психопатологических расстройств, влияют на способность к биологической и психологической адаптации к стрессу.

Психоиммунология стала связующим звеном между клиникой и патопсихологией. Известно, что стрессы ослабляют иммунитет и сопровождаются болезнями. Психофармакология показала, какое влияние лекарственные препараты оказывают на поведение.

В клиническом психоанализе причины проблем ищут в событиях раннего детства с помощью метода свободных ассоциаций, фантазий, воспоминаний.

Неофрейдисты (Янг, Адлер, Эриксон) пересмотрели и расширили психодинамические подходы Фрейда, поставив на первый план вместо психосексуальных психосоциальные стадии.

С точки зрения бихевиористского подхода (теории социального научения) социальное поведение – это ответ на стимулы окружающей среды, которое развивается в результате подкрепления конкретного поведения посредством удовлетворения биологических потребностей. Положительное подкрепление желательного поведения увеличивает вероятность его упрочения. Отрицательное подкрепление (наказание) приводит к исчезновению нежелательного поведения. Согласно теории социального научения, коррекция некоторых форм отклонений в развитии эффективна, если в ее основе лежит выработка классического условного рефлекса.

Радикальные бихевиористы, к которым относят Б. Ф. Скиннера, считают, что любое поведение может быть модифицировано путем манипуляций с окружающей средой. В отличие от классического рефлекса при выработке оперантного (инструментального) рефлекса ответная реакция предшествует подкреплению. Так, в опытах Б. Ф. Скиннера крысы должны были нажимать на рычаг, чтобы получить подкрепление (пищу). Допускается, что некоторые формы отклонений в развитии могут корригироваться с помощью выработки не только классических, но и оперантных рефлексов.

Обучение может осуществляться также посредством моделирования, то есть наблюдения за тем, как другие выполняют задание, и подражания им. Моделирование может оказывать желательное или нежелательное воздействие на тревожность и страхи, личностное развитие и самооценку.

Согласно когнитивному направлению, психопатологические расстройства связаны с неадекватностью в мыслях, чувствах и восприятии окружающего.

Разработано несколько форм когнитивных терапий. С помощью рационально-эмотивной терапии (Альберт Элис) модифицируют систему верований пациента. Посредством терапии фиксированных ролей (Джорж Келли), формируют новые формы поведения, переструктурируют ход мыслей (Арон Бэк), что позволяет лучше справляться со стрессом, снизить уровень тревожности и депрессивности.

Экзистенциалисты подчеркивают важность свободы и самоопределения. При этом специалист во время психотерапевтических сеансов помогает пациенту сделать конструктивный выбор.

Теория о влиянии социальной ситуации на психическое развитие ребенка и зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский) используются в разработке коррекционных программ в нашей стране и за рубежом.

В дальнейшем было установлено, что главной причиной этого состояния является дефицит эмоционально теплых отношений с взрослым.

Основополагающими теориями детского развития XX в. считаются теории Л. С. Выготского, Джона Боулби, Ж. Пиаже.

Главным тезисом теории привязанности (Дж. Боулби) является положение, согласно которому отсутствие эмоционально теплых отношений с матерью или замещающим ее лицом – главный фактор риска развития проблем эмоционального, интеллектуального и социального характера.

Согласно Пиаже, дети не являются пассивными объектами воздействия, они активно создают свой собственный мир, то есть являются творцами. Это положение имеет большое значение при разработке коррекционно-развивающих программ для детей раннего возраста.

Все эти исследования способствовали переходу к более совершенным моделям медико-психолого-педагогических комплексов социальной поддержки индивидуумов с ограниченными возможностями и их семей в русле гуманистической педагогики.

Социально-педагогические и клинико-психологические аспекты, проблемы. Связь клиники интеллектуальных нарушений с другими дисциплинами медико-биологического цикла: невропатологией, психопатологией, основами генетики. Клиника интеллектуальных нарушений как основа для изучения олигофренопедагогики, олигофренопсихологии и психолого-педагогических аспектов ЗПР.

Т. 2. Психопатологическая генетика. Медико-генетическое консультирование.

Предмет генетики. Генетика и эпидемиология. Генетика и этиология. Генетика и патогенез. Симптоматика, течение, исход болезни и генетика. Генетика и нозология. Генетика и профилактика. Основные методы исследования в генетике (Клинико-генеалогический метод.. Близнецовый метод. Метод сравнения полусибсов. Популяционный метод. Цитогенетический метод. Медико-генетические консультации.

Т. 3. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности.

Этиология умственной отсталости. Наследственные факторы и типы наследования умственной отсталости. Экзогенные (внутриутробные, перинатальные и постнатальные) факторы. Факторы времени поражения. Дизонтогенетический фактор. Энцефалопатический фактор и патофизиология. Патоморфология олигофрении. Классификации умственной отсталости. Распространённость умственной отсталости.

Т. 4. Генетические расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств.

Виды генной патологии: инверсия, дупликация и делеция. Истинная (первичная) микроцефалия. Дизостозические формы умственной отсталости: синдром Крузона, синдром Аперта. Ксеродермические формы умственной отсталости: синдром Рада.

Дисметаболические формы умственной отсталости: фенилкетонурия, гомоцистинурия, лейциноз или болезнь кленового сиропа, галактоземия, фруктозурия. Гликогенозы (гликогеновая болезнь). Липоидозы. Амавротическая идиотия Тея-Сакса. Гаргоилизм. Синдром Марфан. Болезнь Барде – Бидля – Лоренса – Муна. Синдром Маринеску – Шегрена

Т. 5. Хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств

Т. 6. Дизонтогенез. Влияние вредных различных факторов на развивающийся плод в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы).

Инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы, облучение, синдром врожденной краснухи, врожденная цитомегалия, врожденный герпес, врожденный сифилис, врожденный гепатит,

Клиника и динамика энцефалопатических форм пограничной интеллектуальной недостаточности.

Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации (включая факторы социокультурной депривации).

Олигофрении, обусловленные внутриутробным поражением мозга. Олигофрения, обусловленная перинатальной патологией. Олигофрении, обусловленные постнатальными экзогенно-органическими факторами.

Т. 7. Алкогольный синдром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство.

Последствия черепно-мозговой травмы и асфиксия новорождённых, как одна из причин интеллектуальной недостаточности.

Алкогольный синдром плода, талидомидный, варфариновый, аминоптериновый синдромы плода, врожденный токсоплазмоз. Последствия родовой черепно-мозговой травмы, асфиксия новорожденных, постнатальные нейроинфекции и черепно-мозговые травмы.

Т. 8. Характеристика степеней умственной отсталости.

Характеристика степеней умственной отсталости. Клиника дебильности. Клиника имбецильности. Клиника идиотии. Атипичные и осложненные варианты олигофрении. Типы динамики. Эволютивная динамика. Состояния декомпенсации.

Т. 9. Раннее выявление детей с психофизическим и эмоциональным отклонением в развитии. ЗПР, причины возникновения и характеристика особенностей. Пограничные формы умственной отсталости Смешанные и осложнённые формы умственной отсталости. Психозы. . Деменции

ЗПР. Этиология и патогенез. Задержка психического развития психогенного происхождения. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Задержка психического развития конституционального происхождения.. Задержка психического развития церебрального происхождения. Клиническая картина ЗПР органического генеза.

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (в том числе задержка темпа психического развития). Клиника и динамика пограничной интеллектуальной недостаточности, связанной с дефектами анализаторов и органов чувств (при глухоте, тугоухости или снижении зрения).

Определение понятий. Систематика Клиника и динамика дизонтогенетических форм пограничной интеллектуальной недостаточности.

Церебрастенические расстройства. Неврозоподобные расстройства. Психопатоподобные состояния. Психозы при олигофрении.

Дифференциальный диагноз. Отграничение олигофрении от резидуально-органических деменций. Отграничение от слабоумия при шизофрении и эпилепсии. Отграничение от задержек психического развития.

Смешанные формы умственной отсталости: микроцефалия, Патология у плода при гипертиреозе у беременных. Гипотиреоз плода. Олигофрения, обусловленная гидроцефалией.

Социально-педагогические и клинико-психологические аспекты, проблемы. Связь клиники интеллектуальных нарушений с другими дисциплинами медико-биологического цикла: невропатологией, психопатологией, основами генетики. Клиника интеллектуальных нарушений как основа для изучения олигофренопедагогики, олигофренопсихологии и психолого-педагогических аспектов ЗПР.

Т. 2. Психопатологическая генетика. Медико-генетическое консультирование.

Предмет генетики. Генетика и эпидемиология. Генетика и этиология. Генетика и патогенез. Симптоматика, течение, исход болезни и генетика. Генетика и нозология. Генетика и профилактика. Основные методы исследования в генетике (Клинико-генеалогический метод.. Близнецовый метод. Метод сравнения полусибсов. Популяционный метод. Цитогенетический метод. Медико-генетические консультации.

Т. 3. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности.

Этиология умственной отсталости. Наследственные факторы и типы наследования умственной отсталости. Экзогенные (внутриутробные, перинатальные и постнатальные) факторы. Факторы времени поражения. Дизонтогенетический фактор. Энцефалопатический фактор и патофизиология. Патоморфология олигофрении. Классификации умственной отсталости. Распространённость умственной отсталости.

Т. 4. Генетические расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств.

Виды генной патологии: инверсия, дупликация и делеция. Истинная (первичная) микроцефалия. Дизостозические формы умственной отсталости: синдром Крузона, синдром Аперта. Ксеродермические формы умственной отсталости: синдром Рада.

Дисметаболические формы умственной отсталости: фенилкетонурия, гомоцистинурия, лейциноз или болезнь кленового сиропа, галактоземия, фруктозурия. Гликогенозы (гликогеновая болезнь). Липоидозы. Амавротическая идиотия Тея-Сакса. Гаргоилизм. Синдром Марфан. Болезнь Барде – Бидля – Лоренса – Муна. Синдром Маринеску – Шегрена

Т. 5. Хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств

Т. 6. Дизонтогенез. Влияние вредных различных факторов на развивающийся плод в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы).

Инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы, облучение, синдром врожденной краснухи, врожденная цитомегалия, врожденный герпес, врожденный сифилис, врожденный гепатит,

Клиника и динамика энцефалопатических форм пограничной интеллектуальной недостаточности.

Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации (включая факторы социокультурной депривации).

Олигофрении, обусловленные внутриутробным поражением мозга. Олигофрения, обусловленная перинатальной патологией. Олигофрении, обусловленные постнатальными экзогенно-органическими факторами.

Т. 7. Алкогольный синдром плода, влияние алкоголизма родителей на потомство.

Последствия черепно-мозговой травмы и асфиксия новорождённых, как одна из причин интеллектуальной недостаточности.

Алкогольный синдром плода, талидомидный, варфариновый, аминоптериновый синдромы плода, врожденный токсоплазмоз. Последствия родовой черепно-мозговой травмы, асфиксия новорожденных, постнатальные нейроинфекции и черепно-мозговые травмы.

Т. 8. Характеристика степеней умственной отсталости.

Характеристика степеней умственной отсталости. Клиника дебильности. Клиника имбецильности. Клиника идиотии. Атипичные и осложненные варианты олигофрении. Типы динамики. Эволютивная динамика. Состояния декомпенсации.

Т. 9. Раннее выявление детей с психофизическим и эмоциональным отклонением в развитии. ЗПР, причины возникновения и характеристика особенностей. Пограничные формы умственной отсталости Смешанные и осложнённые формы умственной отсталости. Психозы. . Деменции

ЗПР. Этиология и патогенез. Задержка психического развития психогенного происхождения. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Задержка психического развития конституционального происхождения.. Задержка психического развития церебрального происхождения. Клиническая картина ЗПР органического генеза.

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (в том числе задержка темпа психического развития). Клиника и динамика пограничной интеллектуальной недостаточности, связанной с дефектами анализаторов и органов чувств (при глухоте, тугоухости или снижении зрения).

Определение понятий. Систематика Клиника и динамика дизонтогенетических форм пограничной интеллектуальной недостаточности.

Церебрастенические расстройства. Неврозоподобные расстройства. Психопатоподобные состояния. Психозы при олигофрении.

Дифференциальный диагноз. Отграничение олигофрении от резидуально-органических деменций. Отграничение от слабоумия при шизофрении и эпилепсии. Отграничение от задержек психического развития.

Смешанные формы умственной отсталости: микроцефалия, Патология у плода при гипертиреозе у беременных. Гипотиреоз плода. Олигофрения, обусловленная гидроцефалией.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: