Усадьба архангельское история кратко

Обновлено: 02.07.2024

История Архангельского, одного из красивейших мест ближайшего Подмосковья, берет начало в шестнадцатом столетии. Именно в то время здесь появилось селение Упалозы с маленькой церквушкой. Позже, уже в семнадцатом веке, на месте прежнего культового сооружения возвели каменный храм во имя архангела Михаила. По аналогии с его названием село переименовали в Архангельское.

В XIX веке поселение отошло в собственность Николая Алексеевича Голицына. При новом хозяине и началось строительство новой усадьбы.

В 1810 году новым собственником становится Николай Борисович Юсупов, сделавший это приобретение для размещения здесь своей уникальной коллекции образцов скульптуры и живописи.

Строения и ландшафт в музее-усадьбе Архангельское

Главный усадебный дворец Архангельского возвели в бытность князя Голицына, в 1784 году. Сегодня на его первом уровне размещен макет усадьбы, воспроизведенный по описаниям юсуповской эпохи.

В Овальном зале дворца, относительно небольшом по размерам, в давние времена давали светские приемы и проводили бальные вечера. Сегодня здесь устраивают концерты классической музыки. Потолок украшает подлинная огромная люстра с имитацией под бронзу, т.к. из-за дороговизны натурального металла в ту пору, ее изготовление было бы очень дорогим удовольствием.

На втором этаже дворца Юсупова в музее-усадьбе ранее были устроены жилые комнаты, а также библиотека, включавшая в себя почти 20 тысяч экземпляров книг, что причисляло ее в первые десятилетия девятнадцатого столетия к числу лучших российских частных книжных собраний.

Сразу за дворцом размещается удивительный по красоте парк Архангельского, напоминающий собой парковый комплекс в Кусково из-за обоюдной принадлежности к французским регулярным паркам, но, вместе с тем, он больше и роскошней последнего.

Музей-усадьба Архангельское

В музее-заповеднике разбито 3 парка, включая и вышеописанный. Следующий из них – итальянский террасный – расположен с южной стороны от дворца и представляет собой ландшафт, составленный из двух террас (маленьких балкончиков, обрамленных балюстрадами). Подобные сооружения были типичны для далекой Италии, но крайне редко встречались в России.

Местный террасный парк создали еще при Николае Голицыне и уже при князе Юсупове его облагородили: высадили лиственницы, разместили мраморные скульптуры в парке и мраморные же бюсты со статуями на имеющейся балюстраде. Эти произведения искусства относились к ценной княжеской коллекции и, по идее, требуют особого к себе отношения, в частности, к их сохранности от атмосферного влияния. Скульптуры, по большей части, являются произведениями русских и итальянских мастеровых XVII и XIX столетий.


Последний – третий парк в музее-усадьбе Архангельское – английский пейзажный, больше похож на лесную чащу. Здесь произрастают высоченные деревья и загущенные кустарники. Таким образом, его главное отличие от французского заключается в приближенности к дикой природе. Мода на такие парки сформировалась в Российской империи в XVIII столетии. Именно в то время прежний хозяин – князь Николай Голицын – и повелел разбить его с двух сторон от итальянских террас.


Кроме всего прочего, в усадьбе, в дореволюционное время, размещался и свой зверинец с редкими животными и птицами.

История музея-усадьбы Архангельское связана с гостившими здесь пятью российскими императорами: Николая I, Александра I, Александра II, Александра III и Николая II . В каждом случае приезд высочайшей особы отмечался установкой в парке колонны с завершением из двуглавого орла и надписями с посвящением на французском языке. К сожалению, колонны 2 последних императоров из вышеприведенного списка не сохранились.

Самым почитаемым местом Николая Юсупова в своей усадьбе был храм, возведенный в честь Екатерины II. Ее образ представлен по аналогии с образом Фемиды – мифологической богини правосудия. Важным в художественном образе самодержицы является отсутствие повязки на глазах, которую мастер просто-напросто не посмел изваять у царствующей особы.

Стоит отметить, что Екатерина II так ни разу и не посетила Архангельское, но Юсупов просто боготворил ее, с чем и связано строительство храма и монумента в ее честь.


Как добраться до усадьбы Архангельское

Добраться до музея-усадьбы Архангельское можно от станции метро Тушинская, воспользовавшись автобусами №№ 541 и 549, а также на маршрутном такси №151. От города Красногорска автобусом №№ 520 и 824.

Усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.

На рубеже XVIII-XIX вв. возник архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма.

Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приемов оно концентрирует в себе лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII-XIX вв.

С 1681г. Архангельское принадлежало князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому, а в самом начале века Просвещения оно перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (1665-1737). Свое происхождение Голицыны вели от великого князя литовского Гедимина, жившего в XIV в. Один из его сыновей, Наримонт, получил при крещении имя Глеб. Глеб Гедиминович и стал родоначальником нескольких княжеских фамилий, в том числе и Голицыных.. В XVII в. от Андрея Ивановича Голицына пошли четыре больших семейных ветви. Владевшие Архангельским Голицыны – это четвертая ветвь рода, произошедшая от Михаила Андреевича (1639-1687). Он был боярином и служил воеводой в крупных русских городах – Смоленске, Курске, Киеве. Его старшим сыном был князь Дмитрий Михайлович Голицын – с 1686 г. – комнатный стольник Петра I, с 1694 г. – капитан Преображенского полка. В 1697 г. он был отправлен в Италию для изучения навигации. Будучи посланником в Константинополе в 1700-1702 гг., он добился права для русских судов плавать в Черном море. Позже Дмитрий Михайлович занимал должность киевского воеводы, а с 1711 по 1718 гг. и губернатора. Его деятельность была отмечена Петром I, сделавшим князя сенатором и президентом Камер-коллегии, и Екатериной I, пожаловавшей ему чин действительного тайного советника и наградившей Голицына орденами Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного. До 1730 г. Дмитрий Михайлович, обремененный государственной службой в Петербурге, Архангельское не посещал.

Но закончить переустройство усадьбы князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался в 1737 г. Усадьба, наряду с прочими владениями, была конфискована в казну. Но уже в 1742 г. имущество отца и старшего брата Сергея возвращено действительному тайному советнику, сенатору князю Алексею Дмитриевичу Голицыну (1697-1768). Его сыну Николаю суждено было продолжить строительство дворцово-паркового ансамбля.

Князь Николай Алексеевич Голицын (1751-1809) рос в Москве и воспитывался как многие дети русского дворянства XVIII в. В восьмилетнем возрасте родители, как это было принято, записали его в конный полк для сокращения фактического срока тогда еще обязательной дворянской службы. Мать его умерла, когда князю исполнилось 11 лет, отец постарался дать ему хорошее образование. Благодаря энергичным хлопотам петербургского родственника, вице-канцлера А.М. Голицына, молодой князь был отправлен в сентябре 1766 г. в Стокгольм, в пансион некоего господина Мурье. Со своим отцом ему не суждено было больше увидеться. Алексей Дмитриевич скончался вскоре после отъезда сына. Николай Алексеевич прожил в Швеции до августа 1767 г., а затем уехал в Страсбургский университет для продолжения учебы, позднее совершил продолжавшееся более трех лет путешествие по Европе: был в Швейцарии, Италии, во Франции, Англии, Голландии, германских княжествах, Австрии. Затем выполнял различные дипломатические поручения императрицы Екатерины II, в 1783-86 гг. являлся членом Комитета для управления зрелищами и музыкой, состоял при Малом дворе Вел. Князя Павла Петровича, стал сенатором, тайным советником, кавалером орденов Св. Анны и Св. Александра Невского. Именно при нем началось строительство великолепного архитектурного ансамбля в усадьбе. В августе 1783 г. князь привез в усадьбу шведского инженера Иоганна Эрика Норберга, который летом следующего года построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени - фонтаны.

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш. Герну. Строительные работы во дворце велись в той или иной степени более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец. Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество. В центре главного и боковых фасадов четыре римско-ионические колонны образуют портики. Колоннады из четырнадцати пар тосканских колонн организуют переходы от северного фасада дома к флигелям. Такие же парные колонны поддерживаютбалконы верхнего этажа боковых фасадов. Шесть ложных колонн на южном фасаде украшают двери выступающей полуротонды. И, наконец, восемь пар римско-коринфских колонн обрамляют появившийся позднее бельведер. Еще одной особенностью дворца является разная высота его этажей. На первом, более высоком, размещались парадные залы, а на втором – жилые комнаты и библиотека. Одновременно со строительством дворца проводились работы и по переустройству парка. Сохранившиеся в архиве Голицыных чертежи донесли до нас имя автора проекта двух террас перед южным фасадом дворца - Джакомо Тромбара. На краю обрыва над Москвой-рекой были симметрично поставлены две оранжереи. Рядом с восточным оранжерейным павильоном были возведены "Римские ворота" - дань модному тогда увлечению античными руинами. В западной части регулярного парка был устроен комплекс, получивший название "Каприз", который сам по себе образовывал миниатюрную усадьбу в усадьбе. С севера к нему прилегало вытянутое деревянное здание библиотеки с центральным кирпичным павильоном.

В 1818 г. к западу от храма начали возводить колокольню. До наших дней сохранился только её фундамент. Тогда же строилась и храмовая ограда с деревянными башенками по сторонам.

Новый владелец усадьбы – князь Николай Борисович Юсупов-младший (1827-1891), окончивший с блеском университет в Санкт-Петербурге, - вступил на государственную службу и всю жизнь служил России. В 1854 г., во время Крымской войны, он на свои средства вооружил и экипировал два пехотных батальона. Николай Борисович самозабвенно любил искусство и покровительствовал художникам, был большим любителем музыки, прекрасным скрипачом (его коллекция скрипок включала инструменты, изготовленные Амати и Страдивари). Формально князь служил в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, но чаще проводил время за границей на лечении. Иногда он приезжал и в Архангельское. Так случилось летом 1859 г., когда по приглашению его супруги Татьяны Александровны (урожд. Рибопьер) в усадьбе гостил прусский посланник, будущий канцлер и объединитель Германии Отто фон Бисмарк, знакомый с хозяйкой еще с юношеских лет.

С 1860 г. в окрестностях Архангельского начинает бывать император Александр II, купивший находящееся неподалеку имение Ильинское. Тогда же стали прокладывать дорогу в эту усадьбу от станции Химки Николаевской железной дороги, проходившую по юсуповским землям. Князь Н.Б. Юсупов-младший относился к императору восторженно и трепетно, приветствовал его реформаторскую деятельность. После трагической гибели Александра II князь пожертвовал большие средства на создание памятника императору, объявил конкурс на лучшее его жизнеописание. В 1888 г. на территории усадьбы в его честь были возведены Триумфальные ворота (не сохранились до наших дней).

В 1866 г. князь дал указание о начале работы по составлению родословной Юсуповых. Тем временем в хозяйственной части усадьбы в начале 1887 г. было закончено строительство богадельни. Составлявшее к 1890-м годам 466 десятин 1770 саженей (около 508, 32 га) имение все-таки в полном блеске предстало лишь в конце XIX – начале ХХ вв. при последних владельцах Архангельского – правнучке старого князя Зинаиде Николаевне Юсуповой (1861-1939) и ее супруге - князе Феликсе Феликсовиче Юсупове-Сумарокове-Эльстон. Сюда приезжали художники А.Н. Бенуа, В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский, пианист К.Н. Игумнов и многие другие деятели русской культуры.

…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине…

Они высечены на пьедестале памятника поэту, установленного в глубине новой, отныне Пушкинской, аллеи в восточной части регулярного сада.

…в случае внезапного прекращения рода…все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами…завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…

Усадьба Архангельское – одно из наиболее привлекательных мест Московской области, отличающееся небывалой красотой и неповторимой атмосферой старины. Дворцово-парковый комплекс знаменит замечательной архитектурой XVIII-XIX столетий и уникальной отделкой помещений. Здесь можно встретить изумительные виллы и роскошные замки, окруженные очаровательными лужайками, ухоженными аллеями и статуями из мрамора.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Усадьба Архангельское

Основные моменты

Усадьба гармонично сочетает в себе отличительные черты сразу нескольких художественных стилей, имеющих общую классицистическую основу. Несмотря на свою длительную историю, все архитектурные сооружения и парковая среда отлично сохранились. На данный момент площадь комплекса разделена на две части, большая из которых находится под охраной и является платной для посещения. Остальная территория доступна для всех желающих абсолютно бесплатно.

Один из множества фонтанов усадьбы Треллис арки Усадьба Архангельское

Историческая справка

Большой партер Архангельского

Основные достопримечательности

Большой дворец Внутри дворца Статуи и входа во дворец

Церковь Михаила Архангела считается древнейшим строением в пределах усадьбы. Изначально сооружение построили из дерева, в 1667 году его реставрировали на средства боярина Одоевского. Отличительные черты храма – непривычное диагональное размещение приделов и оригинальная конструкция сводов на двух столпах.

Храм-памятник Екатерине II Театр Гонзага

Кладовая над оврагом возведена в конце XVIII столетия и представляет собой сооружение из двух этажей с арочным проемом. В 1816 году над ним достроили башню из дерева. Сегодня тут организовываются лекции, концерты, выставки и прочие мероприятия.

Сведения для туристов

Вид на остров Лохин Во внутреннем дворе Большого дворца Парк усадьбы Дом для приезжающих Аллеи усадьбы

Архангельское зимой В парке усадьбы

Полезная информация

Единый входной билет для осмотра парка и экспозиций стоит 500 рублей, льготный – 300 рублей. Желающим просто войти в платную часть парка необходимо внести 150 рублей, на льготных условиях – 50 рублей. Профессиональная фотосъемка в пределах усадьбы проводится только по предварительному согласованию с администрацией – чтобы получить разрешение, нужно будет заплатить 3000 рублей.

Дворцово-парковый комплекс, общий вид

Архангельское и его владельцы

Хозяином имения стал Федор Иванович Шереметьев – воевода и боярин. Он служил Лжедмитрию и Василию Шуйскому. После окончания Смутного времени помогал в избрании на царство Романовых. В 1613 году он привез из Ипатьевского монастыря Михаила Романова в Москву, где его венчали на царство. Позднее он же выручил из польского плена отца Михаила – митрополита Филарета, позднее – патриарха.

В 1780 году новым владельцем Архангельского стал князь Дмитрий Михайлович Голицын. Князь заказал французскому архитектору проект нового дворца. К строительству подключился итальянец Джакомо Тромбара. В Архангельском создали террасы, разбили клумбы и установили скульптуры.

Привезенный из Швеции инженер построил на реке Горятинке две плотины. Затопленные луга превратились в пруды-резервуары, из которых вода по системе труб поступала в парк, оранжереи и на огороды. В парке оборудовали фонтаны, во дворец и хозяйственные постройки провели водопровод.

Конец 19 века, архивное фото

В 1810 году роскошную усадьбу купил граф Николай Юсупов. Клан Юсуповых был сказочно богат. Юсуповы – владельцы 23 имений и дач, домов в Петербурге и Москве. Хозяева нескольких фабрик, сахарного завода и рудников, они купили Архангельское для того, чтобы хранить здесь предметы искусства, которые всю жизнь собирал Николай Борисович Юсупов, страстный коллекционер и любитель прекрасного.

С началом войны с Наполеоном Юсупов отправил часть коллекции в Астрахань, другую часть спрятал. Усадьбу грабили солдаты Наполеона, многое растащили и разбили крепостные. Большой урон нанес пожар 1820 года, после которого граф потратил огромные деньги, чтобы восстановить усадьбу.

Парк в имении Юсуповых

Над реставрацией трудились известные архитекторы и художники, так что Архангельское превратилось в единый дворцово-парковый комплекс. Расчистили и облагородили парк, комнаты усадьбы расписали в модном стиле – ампир, который отличается великолепием и монументальностью.

Зеркала в высоту стен, большие окна, обилие хрусталя и изысканная мебель подчеркивают легкость и воздушность дворца. Хозяин сделал свой великолепный дом местом торжественных приемов. Сюда приходили развлечься императоры и дворяне, известные деятели культуры. Владели Юсуповы усадьбой до Октябрьской революции.

План расположения объектов

Дворцово-парковый комплекс: парки и усадьбы

Версаль – роскошный дворцово-парковый комплекс в предместье Парижа с огромным дворцом, садами, фонтанами и роскошными интерьерами. Подмосковным Версалем называли современники Архангельское, а ее владельца посещали знаменитые гости:

  • художники Маковский. Серов и Коровин;
  • почетные гости – представители императорской семьи;
  • Пушкин, Герцен, Огарев;
  • Карамзин, Вяземский;
  • Бенуа, Стравинский, Игумнов.

Натерритории много зелени

  1. Итальянский – с многочисленными террасами и скульптурными композициями. Здесь скульптуры 14 львов, 4 собак, 28 бюстов, 2 гладиаторов.
  2. Французский – с роскошными галереями и ухоженными газонами, с геометрически правильными аллеями.
  3. Английский – пейзажный впечатляет неповторимыми природными красками.

Парк, усадьба которого делится на две части – регулярную и пейзажную – обрамляет дворец с парадным двором. Парк рождался вместе со строительством дворца и постоянно совершенствовался. Безупречный по композиции, он отражает вкусы разных эпох.

Регулярная часть парка

Холм, на котором стоит дворец, итальянский архитектор Джакомо Тромбара превратил в серию террас. Основная часть парка занята аллеями и проспектами со стрижеными деревьями, а также многочисленными мраморными изваяниями, оттеняющими зелень своей белизной.

Парк комплекса

На площадке, позади партера, – цветник с фонтанами и огромная статуя Геркулеса и Флоры. По сторонам – небольшие рощицы из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. При Н. Б. Юсупове у стены нижней террасы в вольере гуляли фазаны и павлины, верблюды и ламы, редкие породы кур и индеек, в прудах разводили осетров.

Фонтан

Справа от дворца – английский пейзажный парк, напоминающий лес с высокими деревьями, соединенными в живописную композицию. На краю леса устраивали теплицы, где круглый год выращивали финики и ананасы, землянику и огурцы.

В усадьбе Архангельское гостили 5 российских императоров: Николай I, Александр I, Александр II, Александр III, Николай II.В честь приезда каждого государя в парке устанавливали колонну с двуглавым орлом и надписями с посвящением на французском языке.

Архитектурный ансамбль комплекса

Элементы усадебного комплекса возведены в разное время, однако гармонично сочетаются и дополняют друг друга.

Храм Архангела Михаила

Церковь Михаила Архангела построена на месте деревянной ветхой церквушки по заказу боярина Одоевского в 1667 году на возвышенном месте у Москвы-реки. Одноглавый храм с приделом декорирован рядами кокошников, взбегающих к главкам, увенчанным золотыми крестами.

Церковь Михаила Архангела

Перед северным фасадом церкви Михаила Архангела высится глинобитная ограда – стена с массивным арочным проемом. По краям стены высятся трехъярусные каменные башни, завершенные деревянными шпилями.

Храм-усыпальница Юсуповых

Монументальный бесстолпный храм с ротондой, своды которого держатся только за счет наружных стен. Церковь на подклете с четырехколонным портиком – крытой галереей перед входом в здание – построена в 1914 году. Строительство связано со смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители заказали архитектору Роману Клейну возвести усыпальницу.

Храм-усыпальница Юсуповых

Внутри – украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом, стены украшены лепниной и ярко-синими с золотом росписями. По периметру здания – изящная балюстрада. По назначению усыпальница не использовалась: потомки знаменитого рода после 1917 года уехали за границу.

Храм-памятник Екатерине II

Граф Юсупов, поклонник Екатерины II, решил украсить свою великолепную усадьбу храмом в честь императрицы. Правда, Екатерина так и не собралась посетить имение, чем очень огорчила хозяина.

Храм-памятник Екатерине II

Храм-памятник Екатерине II

Театр спроектировал зодчий Пьетро Гонзаго. Весной 1817 года архитектор Бове начал строительство здания театра. Строгое деревянное двухэтажное здание, покрытое золотисто-белой штукатуркой, украшают четыре изящные колонны. Единственный вход – с южной стороны, а не в центре фасада. Перед крыльцом, на высоких каменных постаментах, – два фонаря: представления начинались поздно вечером.

В противоположность скромному фасаду, в интерьерах театра царила роскошь. В распоряжении зрителей – просторный зал с креслами в партере и двухъярусных ложах, разделенных легкими балюстрадами.

Но главная роскошь театра – декорации, изготовленные Гонзаго, которые заставляли публику забыть о самом спектакле и любоваться великолепными полотнами. Зодчий создал 12 смен декораций крепостного приусадебного театра Юсупова, они сохранились до нашего времени.

Театр

Открытие театра праздновалось пышно: гости в золоченых парадных каретах останавливались у подъезда и церемонно занимали свои места. Ради такого события к Юсупову пожаловали монархи – российский император Александр I и прусский король Вильгельм III. Восхищенные монархи не нашли слов, чтобы выразить свои чувства, так их поразили актеры и декорации.

Крепостные артисты театра Юсупова с детства обучались игре на фортепьяно, пению, а также итальянскому и французскому языкам. За границей актеры графа познавали премудрости балета, лучшие из них жили в Москве и по приглашению владельца демонстрировали свое искусство в театре Архангельского. В свой театр граф приглашал итальянские труппы.

Кладовая и розовый фонтан

Кладовая над оврагом построена в конце XVIII века. Двухэтажное здание с арочным проёмом над дорогой по дну оврага расположено в пейзажной части парка. Сегодня здесь – лекционный зал, где проходят конференции, концерты и выставки.

Кладовая над оврагом

Розовый фонтан

Большой дворец

Большой дворец – главный господский дом, место общения хозяев и воплощение их культуры. Спроектированный французским архитектором Шарлем де Герном, дворец расположен в центральной части усадьбы, куда ведут густые лесные аллеи.

История появления

Строительство, начатое в 1784 году князем Голицыным, продолжалось 40 лет. Обилие застекленных дверей и огромных окон – свидетельство того, что это летний дворец. Граф Юсупов коллекционировал все прекрасное и усадьбу Архангельское устроил под стать французскому дворцу: благоустроил изящный дом и облагородил огромный тенистый парк с пышными аллеями.

Большой дворец

Богатый владелец распорядился доставить сюда специально написанные для дворца картины и античные скульптуры, гобелены и фарфор, хрустальные люстры и бра, зеркала и мебель. Для Архангельского Юсупов построил фарфоровый и хрустальный заводы. Интерьер дома расписывали знаменитые художники и архитекторы.

Архитектурные особенности Большого дворца

На территорию дома ведет массивная триумфальная арка. У центрального входа во дворец – вазы на постаментах, статуи собак и скульптуры в каменных нишах. Дверные створки – в решетчатых переплетах.

Во всех фасадах здания – многочисленные колонны, которые придают монументальному строению легкость и изящество. В центре главного фасада – портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем. Центр здания выделен ротондой с высокими и длинными упирающимися в пол окнами, которые открывали настежь летом, распахивая дом солнцу и зелени.

В центре главного фасада – портик из четырех колонн

Две мощные колоннады из 14 пар колонн охватывают парадный двор и объединяют его со стоящими впереди флигелями. Окруженный колоннами парадный двор похож на огромный зал под открытым небом.

От южного фасада опускаются две террасы с мраморными балюстрадами – невысокими ограждениями террасы с рядами фигурных столбиков – уютно вписались в архитектуру большого дома. Террасы украшены великолепными вазами, статуэтками и бюстами античных героев, полководцев и философов.

Особенность дворца – неодинаковая высота его этажей. На первом, более высоком, размещена анфилада роскошных парадных залов, на втором – скромно обставленные жилые комнаты. В двух флигелях – крепостной театр, картинная галерея, библиотека и кухня.

Интерьеры особняка

Внутри дворца всюду чувствуется великолепие и изящный вкус хозяина. Обильное освещение делает эффектными росписи на стенах. На потолках – массивные люстры с тремя ярусами свечей, выполненные из бронзы с позолотой.

На потолках массивные люстры

Главным украшение залов – коринфские колонны. Салатовая расцветка стен сочетается с желтоватыми камнями стволов колонн. Лестничные марши украшены египетскими статуями.

Парадные залы призваны демонстрировать богатство, знатность и роскошь хозяина. Парадная спальня для сна не использовалась, здесь принимали близких друзей. Красочно и торжественно декоративной росписью оформлен Овальный зал, где устраивались торжественные приемы высоким гостям.

Внутри Большого дворца

Парадная столовая – Египетский зал – своеобразная коллекция фарфора. На открытых полках – японские и китайские вазы, подсвечники с фигурками египтянок, выполненные из черной золоченой бронзы. В столовой граф разместил крупнейшие шестиметровые полотна картин. На дальней стене – портрет юного Бориса Юсупова в татарской национальной одежде и верхом на коне.

В Императорском зале – мраморные бюсты Екатерины II и Петра I, которых почитали хозяева дворца.

Спустя 2 года после установления Советской власти в Архангельском открыли музей, основа которого – собрание предметов искусства графа Н.Б. Юсупова. Потомки графа в 1900 году завещали коллекцию, собранную предками, в собственность государства, поэтому мы в XXI веке любуемся прекрасными произведениями мастеров прошлого и можем лучше понять историю нашей страны.

Экспонаты музея

В коллекцию Юсупова входят:

  • 600 картин, полотна эпохи Возрождения XVII-XVIII веков;
  • более 20 тысяч ценных старинных книг и рисунков;
  • издание трактатов Цицерона;
  • коллекция скульптур из работ европейских мастеров;
  • экспонаты из коллекции декоративно-прикладного искусства: старинные кареты, мебель, посуда и ковры, канделябры из серебра и кованые настольные украшения; экспонаты сделаны из металла и дерева, камня и стекла, велюра и фарфора, глины и папье-маше.

Пришедшая в 1917 году Советская власть экспроприировала усадьбу, превратив в историко-художественный музей. В 1937 году вместо усадебных оранжерей построили Центральный военный клинический санаторий.

После Великой Отечественной войны территорию отдали спортсменам: здесь разместились футбольная и хоккейная команды ЦСКА.

Вид на дворец

Усадьба-музей сегодня

В парк приезжают гулять москвичи и гости столицы. На территории – бесплатные зоны wi-fi интернета. Услуги предлагают кафе и рестораны, продуктовые магазины и палатки с мороженым. На территорию приходят и со своей едой, чтобы устроить пикник на поляне парка.

Читайте также: