Политический кризис на рубеже xix xx вв кратко

Обновлено: 28.06.2024

Историческое развитие России на переломе 19 – 20 веков резко меняется, переходя к процессам индустриализации и рационализма. В фокусе интереса труды К. Маркса, основанные на теории эксплуатации. Теория В. Ленина, сконцентрирована на переделе ценностей и отмены эксплуатации.

История страны принимает трагический характер, поскольку полна идейных и классовых противоречий.

В данную эпоху были созданы причины для страшнейших войн и катаклизмов в истории человечества, поскольку большинство мировых монополистов достигли такого развития

На переломе двух веков в России подобный процесс осложнился и тем, что формирование капитала было поздним, земли осваивались и обрабатывались неравномерно, рабоче-крестьянские слои населения было бесправным, классовая разница была весьма значительной.

В России политика и общественность претерпевали очень медленные, но верные изменения. В стране господствовал сословный строй, распределение материальных благ было крайне неоднородным и неравномерным. Власть дворянства пошатнулась, поскольку к власти начали приходить крупные капиталисты, обладающие

В стране большую часть населения составляло крестьянство. Однако, под влиянием общинного землевладения, которое не приносило прежних доходов, большинство крестьян предпочло бросить земли и перейти на заработки в город. Лишь отдельные представители крестьянства выбивались в крупные землевладельцы.

Крестьянство занимало наиболее пассивную роль в политических изменениях России на рубеже 19 – 20 веков, поскольку из-за налогов и пошлин были поставлены в условия выживания, не имели образования, были привязаны к земляным наделам, которые обрабатывались без особых технических приспособлений.

Роль мелкой и средней буржуазии также была невелика, так как большинство из них была заинтересована в демонстрации лояльности самодержавной власти, кроме того, политические реформы и преобразования их мало касались.

На рубеже веков сформировалась конституционно-демократическая партия, идеей которой было создание парламента, проведение реформы судебной системы, реформы землевладения, в основу которой должна была лечь отмена выкупного платежа, отмена ненормируемого рабочего дня трудового элемента, введении норм охраны труда, регулируемых уголовным правом.

На границе 19 – 20 веков происходило столкновение интересов политических партий. Особого внимания заслуживает монархия в России в данный период. Абсолютизм уже не отвечал политическим и общественным требованиям страны, поскольку безнадежно устарел. Поскольку в стране требовались значительные изменения, большие надежды возлагались на севшего в конце 19 века на престол Николая II.

Однако и этот правитель не поддержал чаяния общественных деятелей, касающиеся ограничения власти монархии и начала демократического правления. Данный факт сформировал отрицательный образ правителя в сознании мыслящих кругов общества, что подкрепилось и той ролью, которую сыграла Россия в Первой мировой войне.

Негативные мнения общественности утвердились за счет таких явлений, как Ходынская трагедия, случившаяся накануне коронации последнего царя, Кровавое воскресенье, распутинщина, склонностью супруги императора к мистицизму.

Необходимо подробно остановиться и на таком явлении, как земства, так назывались местные органы управления. Местные общественные деятель пытались создать настоящие больницы, в сфере их внимания находились такие проблемы, как борьба с эпидемиями, создание аптек и родильных пунктов.

Интересы крупной власти и земств не совпадали, поскольку отдать под их начало все управленческие функции она не могла, из страха перед либеральным движением. Именно с земских органов управления и началась революционная деятельность, на их основе создавались полулегальные и нелегальные политические организации.

В 1917 году в России произошла революция, которая была отмечена не только переделом собственности, но и навсегда изменила общественный и политический облик страны.


Смена XIX и XX вв. неоднозначно отразилась на социальной сфере и экономике. Если кратко, особые трудности вызвали неудачи в Крымской войне 1853-1855 гг. и изнуряющая русско-турецкая кампания 1877-1878 гг. С 80-х гг. реализуется взятый курс по индустриализации страны. Наиболее успешными для промышленного производства оказываются 90-е гг., когда массово за счет государственной казны возводятся железнодорожные пути.

Данное обстоятельство дает мощный толчок к положительным изменениям в:

o Угледобывающей отрасли.

o Поиске месторождений нефти, выведшем страну в лидеры.

Политика индустриализации

Занимающий в то время пост Министр финансов С. Ю. Витте, с 1892 г. активно следовал обозначенному курсу благодаря:

1. Привлечению инвестиций и займов правительства.

2. Особому порядку на таможне, оберегающему отечественных производителей от иностранных конкурирующих предприятий и увеличивающему экспорт.

3. Сосредоточению ресурсов внутри страны из-за монополии на вино.

4. Повышению косвенной уплаты налогов.

Привлекаемые финансовые ресурсы извне значительно повышают зависимость от западных держав.

Положение в деревне

Другие поводы для обострений ситуации для жителей села:

• Не завершение реформы 1861 г.

• Сохранение пережитков феодального строя на основе крепостного права.

• Принудительное лишение крестьянами зaгонов, пастбищ для скота и лесных массивов.

Недостача земельных участков вынуждает людей переселяться в центральные районы, в черноземные области.

Рост производства

На предприятиях возрастает количество рабочих и усиливается эксплуатация владельцами. Потакая их интересам, в 80-х гг. нарушается законодательство:

 Отменяется запрет на работу женщин в ночные часы.

 Возобновляется труд детей.

 Инспекторы на фабриках перенимают обязанности полицейских отслеживания наиболее инициативных работников и организацию стачек.

Но исключительно силовые методы не могут подавить нарастающее революционное движение. Среди уступок того времени – разрешение сословию крестьян и мещан на занятость в государственный учреждениях, получение профильного образования и свободный выбор места проживания.

В период спада экономики в 1900-1903 гг. выделяются солидные денежные ресурсы на развитие казенных и частных предприятий. Внедряется механизм концессий при передаче на продолжительное время казенных заказов предпринимателям по более высокой стоимости. Данная норма позитивно влияла на промышленность.

Среди противоречивых действий – отстранение государственного сектора от принципов буржуазного хозяйствования, основанных на извлечении прибыли и себестоимости. Некий дисбаланс создавали оборонные предприятия.

Тормозящие факторы

Представители аристократических кругов и чиновники высшего ранга, влиявшие на значимых людей при царском дворе, высказывали недовольство проводимым реформам Витте. Ощутимое сопротивление оказывал министр внутренних дел В. К. Плеве, социальная политика которого придерживалась устаревших консервативных взглядов с сохранением привилегированного положения дворянства и пережитков феодализма. В противоборстве преобразований и отсутствии таковых на рубеже двух столетий победу одержали не реформы Витте.

Значительно обострил ситуацию мировой кризис значимых отраслей экономики – металлургической и машиностроения. Министра обвинили в неуспехах производства, обозначив разработанный им курс как авантюрный и губительный.

Подобные заявления приводят к его к отставке в 1903 г. Через пару лет он возобновляет деятельность как глава Совета Министров. За заключенный с Японией Портсмутский мир ему даруется Николем II титул графа. Реформирование государства продолжается.

Общее положение Империи. Роль и место самодержавия в России на рубеже веков. Контрреформы Александра III. Николай II Кровавый. Причины, характер и развитие Первой революции. Государственные акты: Манифест 17 октября 1905 г., Основные законы Российской Империи 23 апреля 1906 г. Созыв и работа I и II Государственных Дум. Итоги и значение Первой русской революции.

Причины и характер первой русской революции 1905-1907 гг.

В начале XX в. в России сложились объективные и субъективные предпосылки революции, обусловленные, прежде всего особенностями России как страны второго эшелона. Важнейшими предпосылками стали четыре основных фактора. Россия оставалась страной с неразвитой демократией, отсутствием конституции, отсутствием гарантий прав человека, что выпало активность оппозиционных правительству партий. После реформ середины XIX в. крестьянство получило меньше земли, чем они использовали до реформы для обеспечения своего существования, что вызывало социальную напряженность в деревне. Нараставшие со второй половины XIX в. противоречия между быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества создавали объективные предпосылки недовольства, как буржуазии, так и пролетариата. Кроме того, Россия являлась многонациональной страной, в которой положение нерусских народов было крайне тяжелым. Именно поэтому большую массу революционеров составляли выходцы из нерусских народов (евреи, украинцы, латыши). Все это свидетельствовало о готовности целых социальных групп к революции.

Революционное выступление, обусловленное вышеперечисленными противоречиями, были ускорено такими событиями, как неурожаи и голод в ряде губерний в начале XX в., экономический кризис 1900-1903 гг., который привел к маргинализации больших масс рабочих, поражение России в русско-японской войне. По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, так как была направлена на реализацию требований: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения. Используемые средства борьбы - стачки и забастовки, а основная движущая сила - рабочие (пролетариат).

Периодизация революции: 1-й этап - начальный - с 9 января до осени 1905 г .; 2-й этап - кульминационный - с осени 1905 г . по декабрь 1905 г .; и этап - завершительный - январь 1906 г . - июнь 1907 г .

17 октября 1905 г . царь подписал Манифест, по которому гражданам России были дарованы гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Государственной думе предоставлялись законодательные функции. Декларировалось создание объединенного правительства - Совета министров. Манифест повлиял на дальнейшее развитие события, уменьшил революционный порыв либералов и способствовал созданию правых легальных партий (кадетов и октябристов).

Начавшаяся в октябре в Москве забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. В октябре 1905 г . бастовало свыше 2 миллионов человек. В это время возникли Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые из органов забастовочной борьбы превращались в параллельные (альтернативные) органы власти. Принимавшие в них участие: меньшевики рассматривали их как органы местного самоуправления, а большевики - как органы вооруженного восстания. Наибольшее значение имели Петербургский и Московский советы рабочих депутатов. Московский совет выступил с призывом начать политическую стачку. 7 декабря 1905 г . началась всеобщая политическая стачка, переросшая в Москве в Декабрьское вооруженное восстание, продолжавшееся до 19 декабря 1905 г . Рабочие строили баррикады, на которых сражались с правительственными войсками. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве революционная волна начала спадать. В 1906-1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Но правительство с помощью жесточайших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной.

Таким образом, в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., несмотря на все достижения, не удалось добиться решения основных задач, выдвигавшихся в начале революции, свержения самодержавия, уничтожения сословного строя и установления демократической республики.

Император Николай II (1894—1917)

Николай II взошел на престол в возрасте 26 лет. Он получил прекрасное воспитание и образование, свободно владел тремя иностранными языками, однако не обладал широким государственным кругозором и не был достаточно хорошо подготовлен к управлению огромной страной в кризисный период ее истории. Большое влияние на него имела мать (вдовствующая императрица Мария Федоровна), жена (императрица Александра Федоровна), идеолог консерваторов К. П. Победоносцев, а в последние годы правления — Г. Е. Раетупин. Все это оказалось губительно не только для его семьи, но и для всей России. Суть внутренней политики правительства Николая II состояла в том, чтобы не поступиться основными самодержавными принципами и в то же время снять социальную напряженность в стране.

Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX в. к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в обострении рабочего и аграрно-крестьянского вопросов, в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании леворадикальных политических партий и либеральных оппозиционных союзов, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса.

Рабочее движение

Особое значение имела всеобщая стачка рабочих юга России в июле 1903 г. Бастовало около 225 тыс., рабочих Одессы, Киева, Николаева, Керчи, Баку, Батуми, Тифлиса и других городов, занятых в разных отраслях промышленности. К ним присоединились торговые служащие, телефонисты, печатники. Экономические требования (повышение заработной платы, улучшение условий труда, сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов) сочетались с политическими: предоставление свободы стачек, собраний, слова и печати; ликвидация самодержавия и установление демократической республики. Лишь с помощью войск правительству удалось подавить эту стачку.

Политика правительства в рабочем вопросе

С середины 90-х годов XIX в. рабочий вопрос стал одним из главных во внутренней политике царского правительства. Его пытались решить тремя методами. Первый — репрессии. За участие в стачках рабочие подлежали уголовной ответственности, их могли арестовать, заключить в тюрьму, выслать на родину с запрещением проживать в крупных промышленных городах. Однако репрессивный путь оказался малоэффективным против массового движения, тем более что предприятиям требовалось все больше профессионально подготовленных рабочих.

Второй метод — правительство использовало линию, наметившуюся еще в 80-х годах XIX в., и продолжило законодательное регулирование взаимоотношений предпринимателей и рабочих. В 1897 г. был принят закон об ограничении рабочего дня 11,5 ч. Были расширены права фабричной инспекции, призванной следить за нарушением законов предпринимателями, гасить возможные причины забастовок. С 1901 г. учреждались пенсии рабочим казенных предприятий, потерявшим трудоспособность на производстве. В 1903 г. был принят закон о компенсации фабрикантами рабочим, получившим травму на производстве. Однако подобными уступками нельзя было погасить недовольство рабочих.

Крестьянское движение

В 1900—1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях европейской части России). Однако в эти годы крестьяне не выступали против самодержавия. Они требовали раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей. Наивысший подъем был отмечен в 1902 г., когда из-за голода, вызванного недородом 1901 г., начались волнения на Украине, в Поволжье, Грузии и Азербайджане. В ходе борьбы постепенно менялся се характер. Все чаще выдвигались политические требования. Теперь крестьяне выступали и против отдельных помещиков, и против аграрной политики правительства.

Политика правительства в аграрном вопросе

Движение демократической интеллигенции

Важным свидетельством нарастания социально-политического кризиса в стране было движение демократической интеллигенции. С 90-х годов ХТХ в. она выступала против полицейского произвола, требовала политических свобод. Ее участие в общественном движении выражалось в создании легальных обществ (ученых, врачей и т. д.), на заседаниях которых обсуждались острые политические вопросы, в помощи Красного Креста участникам революционных выступлений, в сборе денежных средств для стачечников и политзаключенных, в предоставлении явочных квартир для революционеров и т. д.

Политические партии

Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой в конце XIX — начале XX в. формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

В программе предусматривалось два этапа революции

На первом — программа-минимум — реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, ограничение рабочего дня 8 часами; введение всеобщего, равного, прямого избирательного права и других демократических свобод; возвращение крестьянам отрезков и предоставление им права свободного распоряжения землей; отмена выкупных платежей, возвращение крестьянам сумм, взятых в форме выкупных и оброчных платежей. На втором — программа-максимум — осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

Однако идейные (программные) и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова).

Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно-демократических течений. В понимании большевиков диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества. В. И. Ленин стал признанным теоретиком и политическим вождем большевиков. Меньшевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами. Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции.

Либеральное движение

В целом своей внутренней политикой правительство в начале XX в. не смогло удовлетворить запросы ни одной социальной группы. Даже помещики были недовольны, так как, по их мнению, власть оказалась неспособной защитить ни себя, ни свою социальную опору. Среди консервативно-монархической части населения (помещики, духовенство, купцы и мещане) появилась идея создании политических или общественных организаций для помощи правительству в его борьбе с революционерами и либералами.

Читайте также: