Политические взгляды пестеля кратко

Обновлено: 30.06.2024

Павел Иванович Пестель (24 июня (5 июля) 1793 года, Москва — 29 сентября 1868 года, Иркутск) — руководитель Южного общества декабристов, глава конституционного совета, глава Российской Республики (1827 — 1842), Председатель Народного Вече (1842 — 1852), Глава Сибирской Области (с 1857 года).

Содержание

Биография

Детство и юношество

Павел Иванович происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века.

Отец — Иван Борисович Пестель (1765 — 1843). Мать — Елизавета Ивановна Крок (1766 — 1836). Семья исповедовала лютеранство. Первый ребёнок в семье, при крещении получил имя Пауль Бурхард.

Получив начальное домашнее образование, в 1805 — 1809 учился в Дрездене. В 1810 вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе (самое элитное учебное заведение Императорской России), который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк.

Военная служба


Пестель в молодости

Участвуя в Отечественной войне, отличился в Бородинском сражении (1812); был тяжело ранен и награждён золотой шпагой за храбрость. По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну. В кампаниях 1813 — 1814 годов участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге (награжден орденом св. Владимира 4 ст. с бантом и австрийским Леопольда 3 ст.), отличился при переправе через Рейн (награжден баденским орденом Карла Фридриха), в боях при Бар-сюр-Об и Труа (награжден орденом св. Анны 2 степени), также отмечен прусским орденом "За заслуги".

Революционная деятельность

Декабрьская революция


Так будет же Республика!

Глава Российской Республики

Первые шаги Республики


Павел Пестель в рабочем кабинете

В результате дискуссии революционеры пришли к компромиссному решению, которое бы помогло новой власти сохранить поддержку старой аристократии — одна половина оставалась за помещиком, а другая передавалась особому государственному фонду, который распределял земли между крестьянскими семьями в обмен на выкупные платежи, которые обязывали эти семьи выплатить 15-тикратную годовую ренту. Выкупные платежи должны были компенсировать бывшим помещикам потерянные земли.

Внутренняя политика

Во внутренней политике Павел Иванович Пестель придерживался западных реформистских позиций, при этом указывая на необходимость сохранения российской самобытности. Данная позиция оказалась весьма популярна в народе.

Так среди основным дел приписываемых правлению Павла Пестеля были: налоговая, промышленная, административная, военная и крестьянская реформы, протекционистская политика и содействие развитию частных хозяйств. В период правления Павла Ивановича в России началась промышленная революция.

Внешняя политика

Во внешней политике до середины 30-х прослеживалась некоторая напряжённость с германоязычными государствами (прежде всего с Пруссией и Австрией), а так же значительное потепление в отношениях с англоязычными странами (Великобританией и Соединёнными Штатами Северной Америки).

Кроме того, на фоне ослабления власти в России в конце 20-х произошли конфликты с Персией (1826 — 1828 года) и с Османской Империей (1828 — 1829), окончившиеся убедительной победой молодой Республики.

Глава Сибирской Области


Бюст Павла Пестеля

Пользуясь огромной популярностью в народе Павел Пестель без труда смог выиграть выборы за пост руководителя Сибирской Областью в 1857 году, а затем был переизбран в 1862 и 1867 годах, и управлял областью вплоть до своей смерти в сентябре 1868 года.

В целом приход Павла Ивановича к руководству Сибирью оказало значительно влияние на развитие региона: росла численность городов, росло число поселений, рудников и пашенных земель, объем производства вырос в несколько раз, созданная им дорожная система ускорила связь и увеличила иммиграцию из других областей России.

При нём же началось строительство Великого Сибирского (железнодорожного) пути, который позже получил название Транссибирской железнодорожной магистрали. За основу были взяты дороги, между поселениями, многие из которых были созданы Пестелем. После окончания первых инженерных и экономических расчётов, 20 мая 1868 года в городе Нижний Тагил, в котором в 1833 году, во время правления Павла Ивановича, была построена первая железнодорожная сеть в России.

Оценка государственной деятельности


Портрет Павла Ивановича Пестеля

В период его руководства Россией большая часть исполнительных функций была сосредоточена в руках Председателя Державной Думы, хотя формальное руководство государством находилось у Председателя (спикера) Народного Вече. Более того, первоначально коллективный орган Думы стал больше походить на кабинет министров, а председатель в своих полномочиях был больше похож на президента Соединённых Штатов, нежели на премьер-министра Великобритании.

Созданная Павлом Пестелем система государственной власти концентрировалась на главе Думы, однако система сдержек и противовесов (назначение главы Думы Народным Вече; конституционный контроль со стороны Верховного собора), а также укоренившиеся институты власти, созданные после революции, не позволили сформировать устойчивый авторитарный режим власти в России.

Такой сильный уклон в сторону исполнительной власти, по мнению политологов, из-за стремления удержать Россию в стабильной ситуации. В своих трудах Павел Пестель утверждал, что молодой республике будут необходимы 15 лет диктатуры, тем не менее формально она так и не была провозглашена.



Детство и образование

Павел родился в 1793 году в дворянской семье. Мать была немецких кровей, а в семье все исповедовали лютеранство. Когда ребенку исполнилось 12 лет его отправили к бабушке в Германию. Там он жил сначала в Гамбурге, затем в Дрездене. Получал школьное образование у частных учителей. В Германии Пестель прожил 5 лет, а затем вернулся в Петербург для того, чтобы получить военное образование.

Военная карьера

В Пажеском корпусе был одним из лучших курсантов, по окончанию попал на мраморную доску. Окончание учебного заведение совпало с нападением Наполеона на Россию: шел 1812 год. Павла Пестеля отправили в Литовский полк. Он участвовал в Бородинской битве, получил несколько наград от императора. Вскоре был отправлен в заграничный поход: участвовал в битве под Дрезденом и при Лейпциге. Получил награды от австрийского и прусского правителей. В 1814 году вернулся известным офицером.

С 1815 года нес службу на территории современной Украины в Тульчине, а в 1819 году получил звание полковника. С 1821 года был отправлен в Молдавию для того, чтобы наладить контакты с местным правителем (который был вассалом Османской империи), следить за ходом греческого восстания и готовить почву под возможное начало очередной русско-турецкой войны. С 1822 по 1823 получил в личное подчинение Вятский пехотный полк. Вся Россия говорила о будущей великой военной карьере Павла Пестеля.

Оппозиционная деятельность

До начала 1820-х годов ложи не были официально запрещены, императорская власть их не приветствовала, но и не закрывала. Когда же они стали возникать в каждом большом городе империи, а императору стали докладывать, что на них звучат антимонархические выступления, в 1822 году Александр I запретил масонские ложи и другие организации.

Политические взгляды

Правление Александра I способствовало появлению оппозиционных организаций, объединившихся в общества: "Орден русских рыцарей" (1815), "Союз спасения" (1818), "Союз благоденствия" (1818) и, наконец, на основе распадения последнего, Северное и Южное общества. Их участники составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.

Павел Иванович Пестель (1793–1826) в целях преобразования общества и государства вступает в тайные союзы и впоследствии становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает "Русскую правду" в качестве теоретической программы дальнейших действий.

Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления которого П.И. Пестель был осужден "вне разрядов" и приговорен к смертной казни.

В своих социальных взглядах Пестель исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общество. Последнее возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то "государство входит в состояние насильственное и болезненное". Поэтому необходимо создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия.

Все законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские.

Духовные законы известны из Священного Писания: они "связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнью вечной".

Естественные законы вытекают из требований природы и нужд естественных.

Государственные законы представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного Благоденствия, и потому они должны издаваться в полном соответствии с законами духовными и естественными. Такое соответствие является непременным условием их действительности.

Другим условием, определяющим содержание государственных законов, служит приоритет общественных интересов: выгоды целого всегда превалируют над выгодами части. Гражданские законы составляются таким образом, чтобы интересы отдельного индивида не противоречили интересам всего общества в целом. Всякое действие, противное Благоденствию, следует признавать преступным. Каждое справедливо устроенное общество обязано находиться под непременной властью законов, а не личных прихотей правителей.

Государственная организация в России не служит достижению общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как "зловластие", приносящее стране и народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге – гибель самого государства. Поэтому имеющиеся в России нарушения неизменных и коренных законов (естественных, духовных и положительных) "требуют изменения существующего ныне государственного порядка и введения вместо него такого, который был бы основан только на точных и справедливых законах и постановлениях и не представлял бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы Народ Российский в том, что он составляет Гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью". В этих положениях Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы.

Критика абсолютной монархии как формы правления сопровождается у Пестеля осуждением крепостного права, которое он считал несовместимым с понятием Благоденствия государства и его подданных.

"Русская правда" предлагает план социальных и политических преобразований в России, а также совокупность средств по его реализации.

Социальная программа П.И. Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей.




Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а, следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю. План П.И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную) и частную. Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В "случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П.И. Пестелем "священным и неприкосновенным". Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но, тем не менее, каждый "россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость".

Переход "из нынешнего состояния" к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на казенных землях, а затем разрабатывается постепенный и последовательный план перехода всех земель в этот правовой режим.

Политическим идеалом П.И. Пестеля является республика.

В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вече, исполнительная – Державной думе, а надзор за их деятельностью – Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть.

Избирательным правом пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.

Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.

Россия представлена в проекте Пестеля унитарным государством с разделением "всего пространства на 10 областей и 3 удела". Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний или округов, губернии – из уездов, а уезды – из волостей. Местные органы власти строились по образцу центральных.

Столицу русского государства П.И. Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, который он рассматривал как географический центр России и колыбель русской вольницы.

Сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами. При определении вида занятий и предоставлении должностей во внимание принимаются только личные способности граждан, которые могут быть обнаружены "во всех сословиях".

В "Русской правде" уделяется большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т.д. Однако православию оказывалось государственное покровительство, а создание партий вообще запрещалось из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка.

Средством достижения предполагаемых преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением членов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.

Проведение всех необходимых для установления "нового строя" мероприятий поручается Временному Верховному правлению во главе с диктатором, учреждаемым сроком на десять–пятнадцать лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народной памяти.

Пестель создал проект республики, но осуществление его поставил в зависимость от революционной диктатуры, вводимой на значительный срок. Ратуя за строгую законность, вместе с тем он был за установление революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.

Политические программы декабристов

Правление Александра I способствовало появлению оппозиционных организаций, объединившихся в общества: "Орден русских рыцарей" (1815), "Союз спасения" (1818), "Союз благоденствия" (1818) и, наконец, на основе распадения последнего, Северное и Южное общества. Их участники составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.

Павел Иванович Пестель (1793–1826) в целях преобразования общества и государства вступает в тайные союзы и впоследствии становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает "Русскую правду" в качестве теоретической программы дальнейших действий.

Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления которого П.И. Пестель был осужден "вне разрядов" и приговорен к смертной казни.

В своих социальных взглядах Пестель исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общество. Последнее возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то "государство входит в состояние насильственное и болезненное". Поэтому необходимо создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия.

Все законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские.

Духовные законы известны из Священного Писания: они "связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнью вечной".

Естественные законы вытекают из требований природы и нужд естественных.

Государственные законы представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного Благоденствия, и потому они должны издаваться в полном соответствии с законами духовными и естественными. Такое соответствие является непременным условием их действительности.

Другим условием, определяющим содержание государственных законов, служит приоритет общественных интересов: выгоды целого всегда превалируют над выгодами части. Гражданские законы составляются таким образом, чтобы интересы отдельного индивида не противоречили интересам всего общества в целом. Всякое действие, противное Благоденствию, следует признавать преступным. Каждое справедливо устроенное общество обязано находиться под непременной властью законов, а не личных прихотей правителей.

Государственная организация в России не служит достижению общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как "зловластие", приносящее стране и народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге – гибель самого государства. Поэтому имеющиеся в России нарушения неизменных и коренных законов (естественных, духовных и положительных) "требуют изменения существующего ныне государственного порядка и введения вместо него такого, который был бы основан только на точных и справедливых законах и постановлениях и не представлял бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы Народ Российский в том, что он составляет Гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью". В этих положениях Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы.

Критика абсолютной монархии как формы правления сопровождается у Пестеля осуждением крепостного права, которое он считал несовместимым с понятием Благоденствия государства и его подданных.

"Русская правда" предлагает план социальных и политических преобразований в России, а также совокупность средств по его реализации.

Социальная программа П.И. Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей.

Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а, следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю. План П.И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную) и частную. Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В "случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П.И. Пестелем "священным и неприкосновенным". Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но, тем не менее, каждый "россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость".

Переход "из нынешнего состояния" к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на казенных землях, а затем разрабатывается постепенный и последовательный план перехода всех земель в этот правовой режим.

Политическим идеалом П.И. Пестеля является республика.

В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вече, исполнительная – Державной думе, а надзор за их деятельностью – Верховному собору, которому принадлежит блюстительная власть.

Избирательным правом пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.

Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.

Россия представлена в проекте Пестеля унитарным государством с разделением "всего пространства на 10 областей и 3 удела". Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний или округов, губернии – из уездов, а уезды – из волостей. Местные органы власти строились по образцу центральных.

Столицу русского государства П.И. Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, который он рассматривал как географический центр России и колыбель русской вольницы.

Сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами. При определении вида занятий и предоставлении должностей во внимание принимаются только личные способности граждан, которые могут быть обнаружены "во всех сословиях".

В "Русской правде" уделяется большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т.д. Однако православию оказывалось государственное покровительство, а создание партий вообще запрещалось из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка.

Средством достижения предполагаемых преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением членов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.

Проведение всех необходимых для установления "нового строя" мероприятий поручается Временному Верховному правлению во главе с диктатором, учреждаемым сроком на десять–пятнадцать лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народной памяти.

Пестель создал проект республики, но осуществление его поставил в зависимость от революционной диктатуры, вводимой на значительный срок. Ратуя за строгую законность, вместе с тем он был за установление революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.

Пра­вом на­род­но­сти (пра­вом на са­мо­сто­ятельное по­ли­тическое бы­тие) Пестель на­де­лял толь­ко по­ля­ков, другие на­ро­ды Рос­сии долж­ны бы­ли пол­но­стью рас­тво­рить­ся в еди­ной об­ще­русской на­род­но­сти. С этой це­лью Пестель на­ме­ре­вал­ся от­ме­нить на­зва­ния на­ро­дов и пле­мён, объ­я­вить всех гра­ж­дан Рос­сии рус­ски­ми, а русский язык - един­ст­вен­но воз­мож­ным язы­ком (под­ле­жал бы об­нов­ле­нию на об­ще­славянской ос­но­ве; все за­им­ст­во­ван­ные сло­ва пред­ла­га­лось за­ме­нить не­оло­гиз­ма­ми со славянскими кор­ня­ми или ар­ха­из­ма­ми из древнерусского язы­ка). Пред­по­ла­га­лось пре­вра­тить ко­че­вые пле­ме­на в осед­лые, пе­ре­се­лить ев­ре­ев (по под­счё­там Пестеля, свыше 2 миллионов человек) из Рос­сии че­рез Ос­ман­скую им­пе­рию в Па­ле­сти­ну, а не­ко­то­рые на­ро­ды Кав­ка­за (так называемые буй­ные) - не­мно­го­чис­лен­ны­ми груп­па­ми во внутренние гу­бер­нии Рос­сии (вме­сто них по­се­лить рус­ских; так называемые мир­ные кав­каз­цы долж­ны бы­ли ос­тать­ся на мес­те и под­чи­нить­ся об­ще­российским за­ко­нам).

В отечественной ис­то­рио­гра­фии Пестель рас­смат­ри­вал­ся как пред­ше­ст­вен­ник со­циа­лис­тов (А.И. Гер­цен, В.И. Се­мев­ский, М.М. Ко­ва­лев­ский, Н.С. Ру­са­нов и др.) или как дик­та­тор яко­бин­ско­го ти­па (М.А. Ба­ку­нин, Н.П. Пав­лов-Силь­ван­ский, С.Н. Чер­нов и др.).

Име­нем Пестеля на­зва­ны ули­цы в Ев­па­то­рии, Ка­лу­ге, Кие­ве, Ли­пец­ке, Мо­ск­ве, Рос­то­ве-на-До­ну и Санкт-Пе­тер­бур­ге.

Ис­точники:

Де­ло П. И. Пес­те­ля // Вос­ста­ние де­каб­ри­стов. Ма­те­риа­лы. М.; Л., 1927. Т. 4.

Читайте также: