Упразднение патриаршества при петре кратко

Обновлено: 02.07.2024

Неврев Н.В. Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей,патриархом Андрианом и учителем Зотовым.1903 г.

С момента своего возникновения в 1589 г. институт патриаршества стал вторым после светской власти политическим центром Московского государства. Отношение Церкви к государству до Петра не было точно определено, хотя на церковном соборе 1666–1667 гг. было принципиально признано главенство светской власти и отрицалось право иерархов вмешиваться в светские дела. Московский государь считался верховным покровителем Церкви и принимал активное участие в церковных делах. Но и церковные власти призывались к участию в государственном управлении и влияли на него. Борьбы церковной и светской властей, знакомой Западу, Русь не знала (не было ее, строго говоря, и при патриархе Никоне). Громадный духовный авторитет московских патриархов не стремился заменить собой авторитет государственной власти, и если раздавался со стороны русского иерарха голос протеста, то исключительно с позиции нравственной.

Установился временно такой порядок церковного управления: во главе церковной администрации стояли местоблюститель Стефан Яворский и особое учреждение, Монастырский приказ, со светскими лицами во главе. Верховным авторитетом в делах религии признавался собор иерархов. Сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Но его чрезвычайно привлекал опыт протестантской (лютеранской) церкви Германии, основанной на главенстве монарха в духовных делах. И в конце концов, незадолго до окончания войны со Швецией, Петр решился провести Реформацию в Русской Церкви. Целительного воздействия на запутавшиеся церковные дела он и на сей раз ожидал от коллегий, вознамерившись учредить особую духовную коллегию — Синод.

Домашним, ручным Лютером русской Реформации Петр сделал малоросского монаха Феофана Прокоповича. Это был очень способный, живой и энергичный человек, склонный к практической деятельности и вместе с тем весьма образованный, изучивший богословскую науку не только в Киевской академии, но также в католических коллегиях Львова, Кракова и даже Рима. Схоластическое богословие католических школ поселило в нем неприязнь к схоластике и католичеству. Однако и православное богословие, тогда плохо и мало разработанное, не удовлетворяло Феофана. Поэтому от католических доктрин он перешел к изучению протестантского богословия и, увлекшись им, усвоил некоторые протестантские воззрения, хотя был православным монахом.

Учредив Синод, Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в Русской Церкви авторитетный орган власти, но лишила эту власть политического влияния, каким мог пользоваться патриарх.

Но в исторической перспективе огосударствление Церкви пагубным образом сказалось и на ней самой, и на государстве. Видя в Церкви простую служанку государства, растерявшую свой нравственный авторитет, многие русские люди стали явно и тайно выходить из церковного лона и искать удовлетворение своих духовных запросов вне православного учения. Например, из 16 выпускников иркутской семинарии 1914 г. только двое изъявили желание остаться в духовном звании, а остальные были намерены пойти в вузы. В Красноярске ситуация была ещё хуже: никто из 15 её выпускников не захотел принять священнический сан. Подобная ситуация была и в костромской семинарии. А поскольку Церковь стала теперь частью государственной системы, то критика церковной жизни или полное отрицание Церкви по логике вещей заканчивалась критикой и отрицанием государственного порядка. Вот почему в русском революционном движении было так много семинаристов и поповичей. Самые известные из них — Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, И. В. Джугашвили (Сталин), А. И. Микоян, Н. И. Подвойский (один из руководителей захвата Зимнего дворца), С. В. Петлюра, но полный список намного длиннее.


Говоря кратко о ходе церковной реформы Петра I, важно отметить ее продуманный и целенаправленный характер. По окончанию реформы, Россия, в результате, сложилась абсолютная монархия, а церковь окончательно потеряла свое влияние на власть.


Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Молодой Петр

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Содержание

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петром лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

которые читают вместе с этой





Генерал-прокурор Ягужинский

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Здание 12 коллегий

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Итоги реформы

  • Упразднена должность Патриарха;
  • Увеличены налоги;
  • Ведутся рекрутские наборы из церковных крестьян;
  • Снижено число монахов и монастырей;
  • Церковь зависима от императора.

Что мы узнали?

Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел неограниченную власть, установив в России абсолютизм.

Митрополит Стефан Яворский.

В истории русской церкви есть огромный период длительностью в два столетия, когда институт патриаршества отсутствовал. Это странное на первый взгляд явление объясняется просто — государство, поставив религию на службу своим интересам, решило обойтись без посредников.

Вера государственного значения

Статус православия на Руси, начиная с момента крещения в 988 году, сильно зависел от того, в каком положении находилось государство. Подъем период Древнерусского государство сменился тяжелыми временами ордынского нашествия. Взлет времен объединения русских земель вокруг Москвы сменился Смутой, когда церковь в лице своих иерархов оказалась втянута в гражданский конфликт.

На этапах подъема русские правители предпринимали усилия по повышению статуса своей церкви в мире.

В 1448 году при Василии Темном Собором русских епископов новым митрополитом Киевским и всея Руси был избран Иона. Согласно существовавшему правилу, Иона должен был пройти утверждение у константинопольского патриарха. Однако Византия доживала последние годы, и из-за политических сложностей митрополит не имел возможности добраться до Царьграда.

Святой Иона Митрополит. Потолочная фреска Тронного зала Теремного дворца Московского Кремля. Репродукция.

В 1459 году, когда Константинополь, а вместе с ним и патриарх оказались под властью Османской империи, в России был утвержден порядок, согласно которому митрополит утверждается собором русских епископов с согласия князя. Таким образом, русская церковь де-факто стала автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха.

Третьему Риму нужен пастырь

Первым патриархом Московским в 1589 году стал Иов.

Патриарх Иов (миниатюра Царского титулярника)

Большую роль в повышении авторитета патриаршества сыграло мужество патриарха Гермогена, в годы Смуты выступившего против польских интервентов и погибшего в заключении.

В 1619 году Патриархом Московским и всея Руси стал Филарет Романов, в миру Федор Никитич Романов, отец первого из царей династии Романовых Михаила Федоровича. В этот момент власть патриарха на Руси достигает максимально уровня: можно даже сказать, что в этот период в России наблюдалось двойное правление царя и главы церкви.

Патриарх Филарет.

Петр I еще в раннем детстве смог оценить влияние патриарха, усмирявшего стрелецкие бунты и в целом оказывавшего огромное влияние на борьбу в рядах придворной знати. В 1689 году патриарх Иоаким, встав на сторону Петра, помог ему одержать победу в борьбе с царевной Софьей.

Хотя со временем отношения становились все более напряженным. Адриан отказывался постричь в монахини первую жену Петра Евдокию Лопухину, а тот, в свою очередь, проигнорировал просьбу патриарха о помиловании приговоренных к смерти участников стрелецкого бунта.

Патриарх Адриан. Парсуна начала 18 в.

Переходный период

В 1700 году Адриан умер. Петр I отложил избрание преемника, назначив местоблюстителем патриаршего престола близкого к себе митрополита Стефана Яворского. При этом полномочия местоблюстителя были ограничены, а в 1701 году все церковные вотчины были переданы в ведение Монастырского приказа.

Такая ситуациях сохранялась без малого два десятка лет, пока в 1718 году царь не высказал мнение, что управлению церковью более разумно доверить коллегии духовных лиц, а не одному конкретному человеку. Для будущей коллегии епископом Феофаном Прокоповичем был составлен Духовный Регламент, и в 1720 году началось его подписание иерархами.

Петр I все рассчитал правильно: за два десятка лет без патриарха, когда решение кадровых вопросов церкви оказалось в руках монарха, внутрицерковная оппозиция была полностью подавлена. Новые правила жизни приняли с подобающим смирением.

Митрополит Стефан Яворский.

Под государевым оком

После завершения формальностей Духовная коллегия была переименована в Святейший Синод.

Влияние России достигло таких масштабов, что Петр I cо спокойной душой обратился к Вселенскому патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. Осенью соответствующее подтверждение было получено.

В XIX веке обер-прокурор стал главным связующим звеном между монархом и членами Святейшего Синода.

Одна из последних фотографий Николая II, сделанная во время его ссылки в Тобольске.

Церковная революция 1917-го

Святейший Правительствующий Синод на протяжении двухсот лет руководил жизнью русской церкви, однако фактически управление ею было поставлено под жесткий контроль государства.

И именно при такой форме, подчинении церкви государству, Российская империя достигла своего расцвета.

То, что сами иерархи церкви были от подобной системы не в восторге, стал понятно в марте 1917 года, когда Святейший Синод уже в день отречения Николая II признал новую власть и всего в течение нескольких дней изъял из богослужебных чинов упоминание о Романовых.

Работа Поместного Собора началась в августе 1917 года, а в октябре, когда в Петрограде уже произошла Октябрьская революция, было принято окончательное решение об восстановлении патриаршества. Путем жребия Патриархом Московским и всея России был назван Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин.

Николай II в сопровождении архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона в Спасском монастыре.

Царский опыт в советской обертке

Патриарх Тихон.

Большевики поняли, что им по примеру Петра Великого придется выстраивать отношения с церковью с позиции силы. После периода жесткого давления советская власть нашла форму сосуществования, при которой дела духовные были поставлены под контроль Совета по делам религий при Совете министров СССР.

Есть твердое ощущение, что в КПСС высоко оценили и использовали опыт Петра Алексеевича. Но это тема для отдельной статьи.

В начале XVIII века в России был проведен ряд мероприятий, которые в истории известны как церковные реформы Петра 1. Цель этих преобразований заключалась в кардинальном изменении системы управления православной церковью. Император хотел, чтобы церковь полностью подчинялась светской власти, а ее административная и экономическая самостоятельность была ликвидирована.

Причины и цели церковной реформы Петра 1

Исторические предпосылки

К 1701 году российский император был очень недоволен отрицательным отношением духовенства к преобразованиям, проводившимся в государственной и общественной жизни. Служители церкви считали, что все новшества разрушали старый строй и обычаи, которым они были привержены. Религиозная политика духовенства мешала Петру 1 создавать абсолютистское государство по образцу стран Западной Европы.

Еще в молодости император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин, но церковный глава был против каких-либо изменений в государственном устройстве России. К началу XVIII века сложились предпосылки принятия реформ против патриаршества:

Император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин,

  • Большинство монахов считали императора антихристом и были против его преобразований.
  • Чрезмерный авторитет церкви, который выражался в сильном влиянии на обычных людей.
  • Во владении монастырей и церквей находились большие финансовые и людские ресурсы, которые были неподотчетны государству.

С каждым годом недовольство Петра религиозной политикой только усиливалось, поэтому он свои ошибки и неудачи зачастую приписывал сопротивлению служителей духовенства. Если кратко, то церковные реформы Петра 1 были направлены на предотвращение противоборства священнослужителей, а именно:

  • Устранение возможности вырасти Московскому патриарху до второго государя, равносильного императору.
  • Подчинение духовенства государственным законам и царю.
  • Устранение экономического и административного самоуправления посредством подробной ревизии имущества, назначения государственным аппаратом должностей, строгого регламентирования обязанностей духовенства и проведения финансовых операций.
  • Снижение количества церковников и монахов в патриаршестве, введение запрета на строительство монастырей.
  • Борьба со стихийным нищенством, так как император считал, что на подаяния могут жить только блаженные и инвалиды.

Петр 1 очень тщательно готовился к реорганизации церковного управления, проводя частые встречи с восточными патриархами. Суть их состояла в решении духовных и политических вопросов.

Причиной обращения императора именно к восточным священнослужителям стало то, что они находились на содержании российского правительства, а патриарх Досифей информировал обо всем происходящем в Константинополе.

Проведение реформы

После смерти патриарха Адриана император всячески стал препятствовать избранию нового главы духовенства. Одновременно был создан Монастырский приказ, которому отошли земли монастырей и архиерейское имущество. Руководил им светский человек, то есть фактически весь контроль и судебные дела над священнослужителями осуществляло государство.

Проведение церковной реформы

Петра 1 больше всего интересовало церковное богатство, поэтому первые преобразования носили больше материальный интерес, чем духовный. Было издано несколько указов, которые ограничивали деятельность духовенства:

  • из монастырей были выгнаны все инакомыслящие;
  • в монахини разрешалось вступать только после 40 лет;
  • монахам запрещалось владеть земельными участками;
  • запрещено было подавать милостыню, а добровольные взносы можно было сделать только в богадельнях.

Решение царя о дальнейшей судьбе церковного устройства

Решению царя о дальнейшей судьбе церковного устройства помешала Северная война, а после победы в ней император вернулся к реформированию. Для решения некоторых нюансов он привлек к помощи епископа Нарвского и Псковского, на которого была возложена разработка регламента взаимодействия государства и церкви.

Согласно этому документу царь издал указ об упразднении патриаршества и образовании высшего органа духовенства — Синода. Схема церковной иерархии при Петре 1:

Синод, который зависел от Петра 1

  1. Император.
  2. Синод.
  3. Митрополиты и епископы.
  4. Священники.
  5. Диаконы.

Синод, который зависел от Петра 1, представлял собой коллегиальную структуру, состоявшую из епископов. В итоге создание нового органа привело к отмене существования соборов и патриаршества почти на 200 лет. В 1722 году император утвердил должность обер-прокурора, который был обязан осуществлять контроль деятельности Синода.

Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было существенно сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.

Во время проведения церковной реформы положение традиционных конфессий (мусульманство, католицизм) стало широко распространяться в России, но ведущей считалось православие. Поэтому мусульмане, владеющими земельными участками, не имели права владеть православными крестьянами.

Итоговые результаты

Последствия церковных реформ обладают как положительными, так и отрицательными результатами. Ниже представлена таблица с минусами и плюсами преобразований.

Достоинства Недостатки
В государственную казну стали поступать деньги с духовенства. Церковные земельные участки начали продавать всем желающим, а монастырский доход стал облагаться налогом. Стали более жесткими правила посещения церквей. Каждый гражданин раз в год обязан исповедоваться, что контролировалось очень строго. При этом тайна исповеди не соблюдалась.
Велась борьба с нищенством, а в богадельни стали допускаться только действительно немощные люди. Граждане другого вероисповедания в течение полугода должны были принять православие. За это полагались некоторые поощрения.
Уменьшилось количество священнослужителей, что позволило более эффективно распределить человеческие ресурсы. На улице нельзя больше было подавать милостыню.
Преобразование календаря было связано с проведением реформ, а дата 1 января стала наступлением нового года. Женщинам в монастырях разрешили постриг только после 40 лет.
Сократилось число бродячих священнослужителей. На дому они могли посетить только больных и умирающих людей. Несмотря на реформы, число бедных и попрошаек все равно росло. Их насильно отлавливали, избивали и отправляли назад хозяину.

​Итоги реформ показывают, что Петр 1 хорошо продумал все нюансы преобразований и по основным вопросам добился положительных результатов.

Читайте также: