Природа индивидуальных различий в способностях людей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков.

Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей[30].

Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные[31]. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка. Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств.

Следует сказать, что природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Авторы, придерживающиеся этой точки зрения, утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом[33]. В качестве доказательства данной точки зрения используются факты индивидуальных различий, отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна – в четыре. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля – в восемь лет, у Ван Дейка – в десять.

Своеобразным развитием концепции наследования способностей является предположение о связи способностей человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Определение массы мозга выдающихся людей показало,что их мозг несколько больше средней величины. Так, масса мозга И.С. Тургенева составляет 2012 г, мозга Д. Байрона – 1800 г и т. д. Однако впоследствии это предположение оказалось несостоятельным, поскольку можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины. Например, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса – 1017 г. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг – более 3000 г – оказался у умственно отсталого человека.

Широкую известность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальгон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически развитых людей. Продолжая линию Гальтона, в XX в. Коте определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются в нескольких поколениях.

Не подлежит сомнению, что люди очень значительно разнятся не только по врожденным задаткам, но и по своим способностям – как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях – продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности. Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она – сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются[35].

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т. д. предполагает наличие известных способностей, а с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д. Эти умения, знания и т. д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т. е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а ведут к развитию способностей. Скажем, по мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т. д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности.

Способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется[36]. Когда мы анализировали воображение, то вскрыли, как направленность личности, сознание которой отображает действительность, порождает характерную для воображения тенденцию к преобразованию отображаемого. Это была не органическая функция, как, например, чувствительность, и не способность, а определенная закономерность протекания психических процессов. Но в условиях творческой деятельности – писателя, художника, музыканта – осуществление этих процессов преобразования включает ряд дополнительных предпосылок и качеств, вбирая их в себя, человек в процессе деятельности формирует специфические способности.

Таким образом, способности не существуют в готовом виде у человека. Они формируются и развиваются в процессе освоения какого-либо вида деятельности. В процессе освоения деятельности человек приобретает необходимые для ее выполнения навыки и умения. Каждый человек, в силу своей телесной организации, может освоить любую деятельность и приобрести соответствующие навыки и умения. Но у одного они могут осуществляться на высоком уровне, а у другого – на низком. С точки зрения житейской психологии иногда полагают, что у первого есть способности, а у второго – нет. Но это не совсем верно, конечно, способности связаны с навыками и умениями, но их не следует отождествлять, так как способности – это психические свойства личности, а умения и навыки – это автоматизированные приемы и способы выполнения деятельности[37].

Наличие или отсутствие способностей можно определить только по динамике усвоения навыков и умений. Если они формируются быстро и без особых усилий, то у человека есть способности, если медленно и с большим трудом, то они в данный момент отсутствуют. Но это не значит, что у данного человека нет вообще способностей. Это, скорее всего, говорит о том, что у него отсутствуют врожденные задатки, способствующие быстрому усвоению навыков и умений. Но, если этот человек настойчиво прилагает все усилия, чтобы овладеть ими, у него формируются соответствующие задатки и развиваются способности, необходимые для успешного выполнения данной деятельности.

Иными словами, без активной, настойчивой и повседневной деятельности, даже при самых блестящих задатках, развитие способностей не происходит. Н.С. Лейтес, изучавший психологические особенности умственно одаренных учащихся, отмечал, что у всех у них проявляется готовность к напряженному труду, на основе которой формируется главная особенность их личности – трудолюбие. Отличие же их заключалось в направленности интересов, которые определяли конкретный вид учебной деятельности в соответствии с их склонностями. Одни увлекались биологией, другие – математикой, третьи – историей, четвертые – литературой.

Немаловажное значение для развития способностей в детском возрасте имеют семейные условия воспитания. Если члены семьи занимаются традиционно какими-либо видом деятельности, то у ребенка появляется склонность заниматься ею, и при наличии врожденных задатков у него быстро развиваются способности.

Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности[38]. Развитие способностей зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает много споров среди ученых. Одна из преобладающих точек зрения, восходящая к Платону, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление полностью зависит от наследственной основы. Обучение и воспитание могут лишь изменить скорость их появления, но они всегда будут проявляться в той или иной форме.

Существуют различные теории, объясняющие существование способностей. Таким образом, теория врожденных способностей исходит из того, что способности — это биологически обусловленные характеристики индивида. Их проявление, функции и развитие зависят от наследственной основы.

Способности созревают у человека к определенному сроку, и он начинает заниматься определенной деятельностью. Фрэнсис Гальтон пытался изучать биографии выдающихся людей. Он обнаружил удивительную закономерность. У некоторых выдающихся личностей были предки с такими же способностями.

Теория сформированных способностей основана на том, что способности не даются при рождении, а развиваются в течение жизни человека, когда он вовлечен в различные формы обучения и деятельности. В то же время теория формирования способностей не отрицает влияния наследственного фактора на развитие способностей. Наследственность влияет на способности через обучение и деятельность.

Задатки — это прежде всего свойство высшей нервной деятельности, особенности которой проявляются в работе отдельных анализаторов. Например, дети с развитой дифференциацией звуков и высоты тона чаще посещают музыкальную школу, потому что с ними легче работать.

Навыки — одно из условий формирования навыков. Формирование навыков зависит от: материальной и духовной жизни общества и семьи, сложившейся системы обучения и воспитания детей, собственной деятельности человека по их развитию. Третий фактор имеет решающее значение для формирования способностей.

Природа человеческих способностей - Понятие о способностях и их природе

Понятие о способностях и их природе

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные жизненными обстоятельствами в одинаковое или примерно одинаковое положение, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способностей и предполагаем, что разница в успехе может быть осмысленно объяснена ими. Мы используем ту же концепцию, когда нам нужно понять, почему одни люди усваивают знания и навыки быстрее и лучше, чем другие. Что же такое способность?

Если обобщить его определения и попытаться представить их в виде компактной классификации, то она выглядит следующим образом:

  • Способности — свойства человеческой души, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее полное и старое из имеющихся определений способностей. Сегодня он практически не используется в психологии.
  • Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, навыков и умений, которые обеспечивают успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось и было принято в психологии XVIII- XIX веков, частично оно используется и сегодня.
  • Навыки — это то, что нельзя свести к знаниям, умениям и навыкам, но объяснить (сделать возможным) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. В настоящее время это определение является общепринятым и наиболее широко используемым. В то же время он является самым узким и точным из трех.

Способности, говорил Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Навыки, которые не развиваются, которые человек перестает использовать на практике, со временем утрачиваются. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическим занятием такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.д., мы сохраняем и развиваем соответствующие способности.

Рассмотрим вопрос о классификации человеческих способностей. Их довольно много. Прежде всего, необходимо различать естественные или данные природой способности (в основном биологические) и специфические человеческие способности общественно-исторического происхождения.

Способности, склонности и индивидуальные различия

Исследователи давно используют теорию врожденных характеристик или предрасположенностей для изучения развития способностей. Доказательства в пользу врожденных способностей часто указывают на свидетельства индивидуальных различий, которые появляются в детстве, когда влияние обучения и воспитания еще не кажется решающим. Так, музыкальный талант Моцарта был обнаружен в 3 года, Гайдна — в 4. Талант к живописи и скульптуре проявляется несколько позже: Рафаэль — в 8 лет, Ван Дейк — в 10, Дюрер — в 15.

Концепция наследования способностей отражена во взглядах, которые связывают способности человека с массой его мозга. Известно, что средний мозг взрослого человека весит около 1 400 граммов. Взвешивание мозга выдающихся людей показало, что их мозг немного больше среднего. Например, вес мозга И.С.Тургенева в 2012 году, у Джона Байрона был немного меньше — 1800 г. Аналогичные результаты были получены при взвешивании мозга некоторых выдающихся личностей. Однако можно привести не меньше примеров знаменитостей, чей мозг был меньше среднего значения, известный химик Ю. Либих имел вес 1362 г, а писатель А. Франс — 1017 г. Более того, выяснилось, что самый большой и тяжелый мозг — более 3000 г — был у умственно отсталого человека. Но в общем сознании эта связь оказалась очень прочной: человек с высоким лбом явно наделен интеллектом и ожидает от него разумных стимулов, а интеллектуальные способности человека с низким лбом считаются крайне низкими, не имея на то никаких научных оснований.

Также было отмечено, что прабабушка Толстого Ольга Трубецкая и прабабушка Пушкина Евдокия Трубецкая были родными сестрами. 5 величайших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Хтльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк были родственниками: у них был общий предок Иоганн Кант, живший в XV веке.

Развитие способностей

Для того чтобы задатки превратились в ярко выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: приобщение детей к техническому, научному и художественному творчеству, разнообразие видов деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения.

В процессе развития навыков можно выделить несколько этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других — формирование небиологических предпосылок, на третьих формируется и достигает соответствующего уровня необходимая способность.

Первичная стадия развития такой способности связана с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на ее основе необходимых функциональных органов. Как правило, он относится к дошкольному детству и включает в себя период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития общих способностей ребенка, определенный уровень которых служит предпосылкой (условием) для последующего развития специальных способностей.

При организации деятельности детей, формировании и развитии их способностей необходимо соблюдать психологические требования: Создание положительного эмоционального настроя, поддерживающего интерес ребенка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень сложности выполняемой деятельности.

Развитие специальных способностей начинается активно в дошкольном возрасте и продолжается ускоренными темпами в школе, особенно в младших и средних классах. Первоначально развитию этих способностей способствуют различные виды детских игр, а затем на них начинают оказывать существенное влияние учебная и трудовая деятельность. Вовлечение в различные виды творческих игр в дошкольном возрасте имеет особое значение для формирования специальных навыков у детей.

Многомерность и разнообразие видов деятельности, в которые человек вовлечен одновременно, выступают в качестве одного из важнейших условий всестороннего и разностороннего развития его способностей. Требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень сложности для исполнителя, правильная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя во время и по окончании занятия.

Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, она постоянно стимулирует его к размышлениям и становится весьма привлекательной сама по себе как средство проверки и развития навыков. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, открытием новых знаний, раскрытием в себе новых возможностей. Эта деятельность укрепляет позитивную самооценку, повышает амбициозность, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутого.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет к развитию его способностей и реализует то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития.

Таким образом, развитие многих способностей человека начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься деятельностью, в которой развиваются соответствующие способности, не прекращается до конца.

Диагностика специальных способностей

Существует несколько критериев, которые можно использовать для оценки выраженности способности. К ним относятся результативность деятельности, скорость и успешность приобретения необходимых знаний и навыков, оригинальность и самостоятельность работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий окружающей среды. Для изучения навыков исследователи используют разнообразные методики — наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов.

Поскольку проблема диагностики специальных способностей наиболее разработана в зарубежных исследованиях, мы будем использовать принятую там классификацию способностей на различные виды деятельности. Выделяют четыре большие группы способностей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные, т.е. соответствующие определенной профессии. Как мы видим, эта классификация не совершенна, так как выделение групп способностей производится двумя способами: во-первых, по типам психических функций (моторные, сенсорные), во-вторых, по типам деятельности. Однако такая классификация чаще всего используется психологами, когда речь идет о методах диагностики тех или иных способностей.

Рассмотрим конкретные методы изучения двигательных способностей или, как их еще называют, психомоторных (сенсомоторных, моторных) способностей. Чаще всего эти способности диагностируются в процессе выбора профессии, отбора спортсменов. Моторные тесты направлены на изучение скорости, темпа и точности движений, зрительно-моторной координации, ловкости пальцев и кистей рук, тремора, точности мышечных усилий и т.д.

Для проведения большинства моторных тестов требуется специализированное оборудование, однако существуют и методы, основанные на форме.

Наиболее распространенными тестами, судя по зарубежным публикациям, являются следующие: Тест на ловкость рук О’Коннора, тест на ловкость рук Стромберга, тест на ловкость рук Пердье, тест на скорость манипулирования в Миннесоте, тест на ловкость манипулирования мелкими предметами Кроуфорда.

В настоящее время разработка тестов вновь интересует многих исследователей в связи с задачами отбора на конкретные профессии, а также для отбора спортсменов

Тесты на зрительные и слуховые способности различаются в зависимости от того, какие особенности восприятия они измеряют. Основными зрительными способностями являются острота зрения, различение, восприятие глубины, восприятие цвета. Для измерения остроты зрения используется таблица Снеллена, на которой буквы изображены в уменьшающемся размере.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

1. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.

Человека считают способным, если он:

1) быстро и спешно овладевает какой-либо деятельностью, легко, по сравнению с другими людьми, приобретает соответствующие умения и навыки;

2) добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности, значит, способности – прижизненное образование.

Способности тесно и неразрывно связаны со знаниями, умениями и навыками.

2. Задатки – некоторые врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.

К ним относятся:

• некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т. п.;

• строение органов чувств (абсолютный слух);

• типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы);

• определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга;

• соотношение первой и второй сигнальных систем;

• генофонд (особенности структуры генов) и т. п.

Задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет.

ü координация движений (крупная моторика);

ü мелкая моторика;

ü чувство ритма;

ü тонкое обоняние;

ü высокая цвето- и светочувствительность;

ü физическая выносливость;

ü высокая скорость реакции;

ü прочность нервных связей;

ü высокий уровень сосредоточения внимания.

3. Виды способностей: общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные.

Общие способности являются предпосылкой всестороннего развития личности.

Специальные – система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.

Теоретические – склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы).

Практические – склонность к конкретно-практическим действиям.

Учебные – влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.

Межличностные – это способности к общению, взаимодействию с людьми.

Предметно-деятельностные – взаимодействие людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т. п.

4. Уровни способностей по продуктивности деятельности:

1) репродуктивный – высокое умение усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения;

2) творческий – создание нового, оригинального продукта, нахождение новых способов выполнения деятельности.

Оба уровня тесно взаимосвязаны.

5. Уровни развития способностей:

1) задатки – природные предпосылки способностей;

3) одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности;

4) мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности;

5) талант – высокий уровень развития специальных способностей;

6) гениальность – высший уровень развития.

6. Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова.

1. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.

Человека считают способным, если он:

1) быстро и спешно овладевает какой-либо деятельностью, легко, по сравнению с другими людьми, приобретает соответствующие умения и навыки;

2) добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности, значит, способности – прижизненное образование.

Способности тесно и неразрывно связаны со знаниями, умениями и навыками.

2. Задатки – некоторые врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.

К ним относятся:

• некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т. п.;

• строение органов чувств (абсолютный слух);

• типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы);

• определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга;

• соотношение первой и второй сигнальных систем;

• генофонд (особенности структуры генов) и т. п.

Задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет.

ü координация движений (крупная моторика);

ü мелкая моторика;

ü чувство ритма;

ü тонкое обоняние;

ü высокая цвето- и светочувствительность;

ü физическая выносливость;

ü высокая скорость реакции;

ü прочность нервных связей;

ü высокий уровень сосредоточения внимания.

3. Виды способностей: общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные.

Общие способности являются предпосылкой всестороннего развития личности.

Специальные – система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т. п.

Теоретические – склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы).

Практические – склонность к конкретно-практическим действиям.

Учебные – влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.

Межличностные – это способности к общению, взаимодействию с людьми.

Предметно-деятельностные – взаимодействие людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т. п.

4. Уровни способностей по продуктивности деятельности:

1) репродуктивный – высокое умение усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения;

2) творческий – создание нового, оригинального продукта, нахождение новых способов выполнения деятельности.

Оба уровня тесно взаимосвязаны.

5. Уровни развития способностей:

1) задатки – природные предпосылки способностей;

3) одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности;

4) мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности;

5) талант – высокий уровень развития специальных способностей;

6) гениальность – высший уровень развития.

6. Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Читайте также: