Укрепление государственной власти проблемы федеративного устройства кратко

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях, в частности, вызванных коронавирусным кризисом, актуализировалось обсуждение вопросов взаимодействия различных уровней государственной власти в России. Разумеется, в силу самого факта сложности и многоаспектности феномена федерализма неизбежно возникновение различных теоретико-правовых коллизий, возникающих в процессе построения федеративных отношений. К тому же, в поле зрения конституционалистов уже давно находятся проблемы экономического и политического неравноправия субъектов федерации; сложность в восприятии многоаспектности особенностей становления и развития российского федерализма, выразившегося в неоднозначном оформлении статусов субъектов федерации как неотъемлемых, но в то же время, самостоятельных частей Российского государства.

Говоря же об общетеоретических правовых коллизиях федеративного устройства, как правило, выделяют следующие аспекты его правового регулирования: известно, что Конституция России определяет ведущую роль федерального законодательства, но в то же время дает определенную автономию субъектам федерации (ч. 1 ст. 77). Отдельное внимание этому будет уделено чуть ниже. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции, субъекты равноправны. Вместе с тем, интересно, что по согласованию с центральными органами власти статус субъекта может быть изменен (ч. 5 ст. 66), а республика выделяется как государство с собственной конституцией (ч. 2 ст. 5). Следует упомянуть и о том, что международные связи таких субъектов федерации как республики намного шире, чем у остальных субъектов. В то же время, различие в правовом статусе субъектов федерации, бесспорно, вызвано экономико-географическим положением, национальной структурой.

Разумеется, что такое различие субъектов федерации в правовом и политико-экономическом статусе требует принятия различных организационно-управленческих решений в бюджетной сфере, соразмерно отвечающих потребностям отдельных регионов. В этой связи, некоторые указывают на необходимость введения в законодательство понятия бюджетного федерализма. С понятием бюджетного федерализма, подразумевающего разделение полномочий между центральными органами власти, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, сопряжена сложность в нахождении компромисса в отношениях различных уровней государственной власти. Некоторые указывают на необходимость ухода от дотационности, посредством формирования таких экономико-правовых условий, которые бы позволили субъектам федерации "самостоятельно прокормить себя", что, впрочем, требовало бы проявления крайне осмотрительного и дифференцированного подхода в распределении средств, что обусловлено различной социально-экономической развитостью субъектов федерации.

На сегодняшний день, наиболее ярким примером неблагоприятного развития сценария бюджетной самостоятельности дотационного региона служит сложившаяся ситуация с банкротством республики Ингушетия. Размер госдолга в республике Ингушетия превысил объем собственных доходов, поступивших в бюджет региона. Объем государственного долга Ингушетии на 1 ноября 2016 года составляет 1 млрд 663,7 млн рублей. Правительство распорядилось передать управление финансами республики Министерству Финансов. Как отмечают некоторые, представляется, что следствием таких мер будет мобилизация доходов, сокращение налоговых льгот, что, по видимости, будет частью масштабного плана по возврату платежеспособности региона. Примечательно, что законодателем в рамках действующего Бюджетного Кодекса РФ уже давно предусмотрена процедура внешнего финансового управления для регионов.

Некоторые указывают на возможность повторения сценария Ингушетии другими субъектами федерации, долговая проблема которых уже давно обострена. К таким регионам можно отнести Псковскую область и Мордовию. Конечно, в целях предотвращения развития ситуации, связанной с госдолгом в дотационных регионах, требуется принятие масштабных экономико-правовых управленческих решений на основе последующего опыта восстановления платежеспособности Ингушетии.

Конечно наиболее дискуссионные аспекты в процессе построения федеративных отношений возникают по вопросам именно распределения полномочий и предметов ведений между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, в особенности, в бюджетной сфере. Отсутствует четкое разграничение между сферами совместного ведения федерации и ее субъектов и исключительного ведения субъектов федерации.

К примеру, особого внимания заслуживают вопросы распределения таких полномочий в процессе исполнения федерацией различных международных договоров, а именно: ввиду отсутствия четкого разграничения предметов ведения, возникают сложности в вопросах возможного административно-технического взаимодействия федерации и субъектов федерации по вопросам исполнения постановлений межгосударственного судебного органа, такого как ЕСПЧ, когда требовалось бы изменение нормативного правового акта на уровне субъекта федерации в целях исполнения постановления наднацинального органа, поскольку на данный момент законодательством прямо не определен правовой механизм воздействия органов федеральной государственной власти на органы государственной власти субъектов федерации в случае необходимости проведения трансформации законодательного регулирования какого-либо вопроса, входящего в сферу исключительного ведения субъекта федерации (в силу ст. 73 Конституции), когда эта необходимость вызвана исполнением предписания межгосударственного органа. Представляется, что при разрешении таких вопросов, законодателю следует руководствоваться общеизвестной ч. 4 ст. 15 Конституции, а также тем, что исполнение международных договоров и, соответственно, постановлений межгосударственных органов, таких как ЕСПЧ, является все же сферой совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

Считаю, однако, что тематика настоящей заметки не позволяет мне высказать свое мнение по указанному вопросу в более развернутом виде, что обуславливает целесообразность его более предметного раскрытия в другой работе в рамках этого блога.
Очевидно, что построение федеративных отношений ipso facto не может не вызывать различные проблемы в вопросах нахождения баланса во взаимоотношениях центральных и региональных органов власти. Таким образом, ограничиваясь обобщенными выводами, стоит отметить, что:

  • в ряде вопросов требуется разработка более четкого законодательного разграничения вопросов совместного ведения федерации и ее субъектов и исключительного ведения субъектов федерации;
  • следует рассмотреть возможность введения в законодательство понятия бюджетного федерализма;
  • наряду с разграничением полномочий между федерацией и ее субъектами, требуется создание более четкого правового механизма воздействия федеральной власти на субъекты федерации в процессе исполнения международных договоров и (или) постановлений межгосударственных органов.

Однако нельзя и отрицать перманентный характер процесса развития федерализма. Законодатель не стоит на месте, предпринимаются новые шаги на пути к реализации наиболее эффективной модели федеративных отношений.

Федерализм – это форма территориальной организации государства, которая обеспечивает децентрализацию власти посредством ее вертикального распределения между федерацией и субъектами федерации, а также интеграцию субъектов федерации, имеющих равный политико-правовой статус, на основе общих политических интересов, общего исторического развития, договорных конституционных взаимоотношений и пр.

Понятие и значение федерализма

Основными формами территориальной организации современных государств являются унитарное государство и федеративное государство. Таким образом, федерализм можно охарактеризовать как принцип территориального устройства современного государства. Федерализм как принцип территориального устройства государства утвердился для преодоления разногласий в государстве между центром и местными территориями, для организации эффективного публичного управления посредством распределения власти по вертикали.

В России принцип федерализма закреплен на конституционном уровне и обусловлен следующими обстоятельствами:

  • основа Российского государства – это исторически сложившееся единство многонационального народа страны, что, в свою очередь, обеспечивает правовую и реальную государственную целостность;
  • значительное географическое протяженность Российского государства предполагает необходимость при организации публичного управления учета специфических особенностей региональных территорий, что актуализирует распределение полномочий публичного управления по вертикали.

Принцип федерализма обеспечивает урегулирование двух взаимонаправленных процессов:

  • обеспечивает децентрализацию государственной власти для эффективной организации публичного управления посредством распределения властных полномочий между федерацией и субъектами;
  • интегрирует отдельные территории, исторически и юридически образующие единое государство, для наиболее эффективной организации и реализации публичного управления, для решения общеполитических задач.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности федерализма в России

Прежде всего, необходимо отметить, что принцип федерализма в условиях конкретного государства – исторических, экономических, политических, финансовых и иных – регламентируется и реализуется по-разному.

При реализации принципа федерализма в условиях российской действительности он приобретает следующие особенности:

  • асимметричность федеративного устройства в России. Указанная характеристика обусловлена наличествующей разницей в политико-правовом статусе субъектов Российской Федерации. Это касается субъектов, образованных на национальной основе, и субъектов, образованных на территориальной основе. Республикам в составе России предоставлен более широкий перечень полномочий;
  • значительное число субъектов Федерации, которые характеризуются существенными различиями в географических, природно-климатических, производственных и иных экономических, социальных и других условиях, что приводит к необходимости выравнивания их социально-экономического положения для обеспечения благосостояния населения на едином гарантированном Конституцией уровне во всем государстве и др.

Характеристика проблем федерализма в России

Организация и реализация публичной власти, в том числе территориальная организация публичной власти, требуют перманентного анализа, оптимизации и совершенствования, что актуализирует изучение проблем федерализма в России. Так, сегодня к проблемным аспектам федерализма в России можно отнести следующие:

  • асимметричность. В состав Российской Федерации входят существенно отличающиеся по своему политико-правовому статусу субъекты. Так, республики как члены Федерации имеют право разрабатывать и утверждать собственные Конституции, вводить собственное гражданство и официальный язык, при этом субъекты иного вида имеют право разрабатывать и утверждать только собственный устав. Существенно отличается и статус сложносоставных субъектов. Указанное ведет к громоздкости, неоднозначности правового регулирования отношений между федеральной и региональной системами управления;
  • разница в объемах территории субъектов. Значительная разница субъектов в размере территории, в ее густонаселенности, а также разница в экономических, природно-климатических и иных условиях таких территорий ведут к проблеме обеспечения равного социально-экономического развития и благосостояния населения, гарантированных Конституцией и др.;
  • значительное число субъектов и неспособность многих из них обеспечить необходимый уровень благосостояния населения. Российская Федерация включает более 80 субъектов, при этом не все региональные территории способны обеспечить благосостояние регионального населения, создать необходимые условия для социально-экономического развития, что требует реализации политики выравнивания субъектов и применения иных инструментов для сглаживания разницы в социально-экономическом положении таких субъектов. Одним из приоритетных направлений в рассматриваемой сфере является укрупнение субъектов посредством их объединения для наиболее эффективного решения задач регионального управления.

Сегодня государством предпринимаются попытки по перераспределению полномочий между федеральными органами и органами субъектов посредством делегирования отдельных полномочий. При этом важно подчеркнуть, что для эффективного перераспределения полномочий по вертикали необходимо предусмотреть не только делегацию полномочий, но и закрепить за субъектами источники финансирования таких полномочий. Кроме того, эффективность реализации таких делегированных полномочий должна обеспечиваться эффективными инструментами контроля, как со стороны Федерации, так и со стороны общества.

Также важным направлением преодоления проблем российского федерализма является расширение собственных источников дохода региональных территорий. Иными словами, региональные территории должны быть заинтересовано в расширении перечня и объема источников собственного дохода, а не только в увеличении финансовой поддержки со стороны Федерации.

Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства. Федеративное государство является “компромиссным” вариантом государственно-территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.

Содержание

1. Определение и сущность федеративного устройства

2. Федеративное устройство России

3. Проблемы федеративного устройства России

Работа содержит 1 файл

Главные проблемы строительства федеративной государственной России.doc

Главные проблемы строительства федеративной государственной России

1. Определение и сущность федеративного устройства

2. Федеративное устройство России

3. Проблемы федеративного устройства России

1. Определение и сущность федеративного устройства

Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства. Федеративное государство является “компромиссным” вариантом государственно- территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.

Федеративные государства формировались двумя путями:

1) создавались “сверху”, путем децентрализации, “разукрупнения” унитарных государств, передачи части полномочий из центра на места (ФРГ, Россия);

2) переход “снизу” от конфедераций к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Швейцария).

Федерацию от конфедерации отличают следующие черты:

- единая территория, население, живущее на данной территории;

- наличие обще федеральных государственных органов власти на всей территории государства;

- наличие конституционных гарантий территориальной целостности государства, отсутствие у частей государства права выхода из него;

- невозможность для субъектов федерации вступать в какие- либо государственные союзы за ее пределами.

Федерацию от унитарного государства отличают следующие черты:

- конституционное, договорное или конституционно-договорное разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федераций;

- конституционные гарантии территориальной целостности субъектов федерации;

- самостоятельность субъектов федераций в осуществлении ими принадлежащих им полномочий;

- право выбора субъектом федерации формы своей политической организации;

- право участников федеративных отношений на двустороннее (горизонтальное и вертикальное) регулирование государственно-властных полномочий.

Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).

Федеративное государство – сложное (союзное) государство, в котором входящие в его состав единицы (субъекты федерации: земли, штаты, республики) участвуют в формировании, осуществлении федеральной власти и имеют значительную государственную самостоятельность (собственные конституции, уставы, законодательные, исполнительные и судебные органы).

При этом союзная (федеральная) власть распространяется на всю территорию данного государства: образуются единые для всех единиц ОГВ (федеральные), единое гражданство, денежная система.

Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономным самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на широкой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным. Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерацией и входящими в ее состав субъектами - государственными образованиями.

2. Федеративное устройство России

Федеративное устройство России служит, с одной стороны, сохранению многообразия различных регионов при безусловном характере общефедерального единства, с другой - такое устройство выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий не только по горизонтали, но и по вертикали. Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).

Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4.Национально- территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации.

Одной из особенностей российского федерализма является то, что он базируется на двух началах: национально-территориальном и административно- территориальном. В основе отечественной модели федерализма лежит признание того, что данная форма государственного устройства есть система, в которой все составляющие ее части и соответствующие звенья иерархии власти связаны общеобязательными нормами Федеральной Конституции и взаимной ответственностью. Закрепленное в ней разграничение предметов ведения и полномочий федеральных органов и органов субъектов Федерации должно лежать в основе конституций и уставов последних.

Характер современного российского федерализма таков, что статусом государственных образований обладают не только республики, но и края, области и т. д. Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно- территориальные единицы.

3. Проблемы федеративного устройства России

В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеральное устройство России нуждается в радикальной реформе, ведь для того, чтобы прекратить конфликты и коллизии, а также отвести потенциальную угрозу распада Российской Федерации, необходимо решить, три ключевые проблемы:

- Проблема суверенитета и проблема выхода субъектов из Федерации. Эта проблема приобрела особую остроту в последние годы. Игнорировать такую проблему весьма опасно. В целях предотвращения распада Российской Федерации Президенту Российской Федерации, как гаранту целостности и единства государства, надлежит обратиться к парламентам республик с рекомендациями исключить из их конституции положения о суверенитете и положение о выходе из состава Российской Федерации; либо Президент Российской Федерации должен внести в Конституционный Суд вопрос о соответствии положений конституции республик Конституции Российской Федерации. Предложенные меры, в случае их реализации, снимут опасность выхода из состава Федерации. Ведь ни одна федерация в мире не предоставляет своим субъектам право выхода из страны.

- Как известно, в Российской Федерации существует самое большое число субъектов в мире: Их сокращение, наличие 12 или 15 субъектов на территории России, решило бы часть проблем. И предлагаемая реформа целесообразна не только с политической, но и с экономической точки зрения. Таким образом, Федерация приобрела бы форму более цивилизованную форму, что послужило бы консолидации, и повышению ее международного престижа.

- Проблема, связанная с Федеративным договором 1992 года. Очевидно, что раздел Конституции, посвященный федеративному устройству государства (статьи 65-79), должен был поглотить Федеративный договор 1992 года, который, как известно, подписывался в период пика политических страстей, и указанный договор не безупречен как с политической, так и с теоретической точки зрения.

Его несовершенство частично компенсируется Конституцией Российской Федерации, которая совсем по другому разграничивает предметы ведения субъектов и Российской Федерации. Договор должен соответствовать Конституции, а не быть чужеродным к ней приложением. Также возникают вопросы по поводу того, что опубликованный в 1993 году текст Конституции никак не соотносился с приложениями к договору, который не выносился на референдум и не может являться частью Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: