Уголовное право в годы вов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Успешная борьба со всеми видами преступлений, общественная опасность которых повысилась в условиях войны, имела огромное значение для достижения основной цели - разгрома врага. В этой связи уголовное законодательство периода Великой Отечественной войны имело свои особенности. Наряду с действующими довоенными нормами уголовного права, которые были дополнены и расширены, появились новые, вызванные военной обстановкой.

С первого дня войны наблюдается не только изменение правовых институтов, но и использование новых, таких как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 года).

В состав уголовного законодательства военного времени входили как временные нормы, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях (например, распространение панических слухов), так и нормы об ответственности военнослужащих гитлеровской Германии за военные преступления на временно оккупированных территориях.

Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. Вводил новые виды наказаний в советское уголовное право – смертную казнь через повешение и ссыпку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.

Как особенности уголовного законодательства в условиях войны можно выделить следующие:

- ужесточение и пополнение новыми составами преступлений.

- усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.

С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права (фашистских преступников и их пособников) введены особые меры наказания — смертная казнь через повешение и каторжные работы.

В декабре 1942 г. расширился состав такого преступления, как спекуляция (в нее включалась продажа махорки и самогона в больших количествах).

В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была по аналогии приравнена к бандитизму.

Много внимания законодатель уделял борьбе с хищениями. В июне 1943 г. принят Указ об ответственности за хищения горючего. Закон 1932 г. стали применять к случаям хищения продуктов. Вводились нормы, предусматривавшие наказания за убой скота, поломку сельхозтехники и проч.

Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стали использоваться принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Появились новые составы: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы(декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.) и проч.

Расширялся круг действий, входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение.




Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия для лиц, проживающих на освобожденных территориях и не сдавших трофейное оружие.

Спекуляция получила значительное расширение в определении состава преступления. Ответственность за нее возросла.

Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.

В развитии уголовного процессанеобходимо отметить следующее. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процесса гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д. Многие демократические положения уголовного процесса во времена войны игнорировались или нарушались.

Успешная борьба со всеми видами преступлений, общественная опасность которых повысилась в условиях войны, имела огромное значение для достижения основной цели - разгрома врага. В этой связи уголовное законодательство периода Великой Отечественной войны имело свои особенности. Наряду с действующими довоенными нормами уголовного права, которые были дополнены и расширены, появились новые, вызванные военной обстановкой.

С первого дня войны наблюдается не только изменение правовых институтов, но и использование новых, таких как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 года).

В состав уголовного законодательства военного времени входили как временные нормы, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях (например, распространение панических слухов), так и нормы об ответственности военнослужащих гитлеровской Германии за военные преступления на временно оккупированных территориях.

Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. Вводил новые виды наказаний в советское уголовное право – смертную казнь через повешение и ссыпку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.

Как особенности уголовного законодательства в условиях войны можно выделить следующие:

- ужесточение и пополнение новыми составами преступлений.

- усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.

С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права (фашистских преступников и их пособников) введены особые меры наказания — смертная казнь через повешение и каторжные работы.

В декабре 1942 г. расширился состав такого преступления, как спекуляция (в нее включалась продажа махорки и самогона в больших количествах).

В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была по аналогии приравнена к бандитизму.

Много внимания законодатель уделял борьбе с хищениями. В июне 1943 г. принят Указ об ответственности за хищения горючего. Закон 1932 г. стали применять к случаям хищения продуктов. Вводились нормы, предусматривавшие наказания за убой скота, поломку сельхозтехники и проч.

Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стали использоваться принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Появились новые составы: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы(декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.) и проч.

Расширялся круг действий, входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение.

Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия для лиц, проживающих на освобожденных территориях и не сдавших трофейное оружие.

Спекуляция получила значительное расширение в определении состава преступления. Ответственность за нее возросла.

Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.

В развитии уголовного процессанеобходимо отметить следующее. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процесса гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д. Многие демократические положения уголовного процесса во времена войны игнорировались или нарушались.

47. Преобразования в государственном аппарате и изменения в законодательстве СССР в послевоенный период (1945-1953гг).

Несмотря на первоначальные внешние проявления демократизации государственного управления (упразднение чрезвычайных органов военного времени, проведение послевоенных выборов представительных органов власти), внутренняя политика государства не претерпела серьезных изменений по сравнению с довоенным периодом.

Колхозное и земельное право. Прекратилась мобилизация рабочих и служащих в сельскую местность, отменена уголовная ответственность за невыполнение колхозниками установленного минимума трудодней. Однако, обязанность выполнять минимум трудодней сохранилась еще на долгие годы.

1947 г. За разглашение государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну.1948 г. За изготовление и продажу самогона.1949 г. За изнасилование.1953г. За нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах.

В указанных местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности были переданы военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было военных советов, — высшему командованию войсковых соединений. Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, совершённые как военнослужащими, так и иными лицами, были отнесены к подследственности военной прокуратуры и подсудности военных трибуналов, в т.ч. все дела о государственных преступлениях, о преступлениях против общественной (социалистической) собственности, о разбое, об убийствах, о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи, об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности, о сопротивлении представителям власти, о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия, о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных уголовными кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.

Вводился упрощённый порядок расследования уголовных дел и рассмотрения их в суде. Так, военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Дела рассматривались в составе трёх постоянных членов. Приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Военные советы округов, фронтов и армий (флотов, флотилий), а также командующие фронтами, армиями и округами (флотами, флотилиями) имели право приостановить исполнение приговора с высшей мерой наказания. Приговоры военных трибуналов вступали в законную силу с момента их провозглашения и немедленно приводились в исполнение (за исключением приговоров с высшей мерой наказания).

Военным трибуналам при дивизиях были подсудны дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, занимавшими должности до командира роты включительно и приравненных к нему по служебному положению лиц. Военным трибуналам при корпусах — до командира батальона включительно и ему соответствующих лиц. Военным трибуналам при армиях (флотилиях) — до помощника командира полка включительно и ему соответствующих лиц. Военным трибуналам при военных округах, фронтах и флотах — до командира неотдельной бригады включительно и ему соответствующих лиц.

Состояние военного времени, ведение боевых действий и введение особых правовых режимов на ряде территорий СССР детерминировали возникновение новых форм общественно опасного поведения, характерных только для военного времени, и, как ответную реакцию, — необходимость уголовно-правовой защиты существовавшего правового порядка, реализованную в принятых отдельных уголовно-правовых актах военного времени, направленных на уголовно-правовую борьбу с так называемыми дезорганизаторами тыла.

Характерной особенностью уголовного законодательства военного времени является то, что уголовно-правовые нормы содержались не только в законодательных актах, но и в других правовых актах: указах Президиума Верховного Совета СССР, который мог давать только толкование действовавших законов; совместных постановлениях СНК СССР и ЦК ВКП(б), которые по своей правовой природе являлись постановлениями Правительства СССР и партийными решениями негосударственной организации; постановлениями Государственного Комитета Обороны СССР — чрезвычайного органа, созданного на период войны, которому Президиум Верховного Совета СССР, Центральный комитет ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР делегировали всю полноту власти в государстве и обязали всех граждан и организации беспрекословно выполнять решения и распоряжения этого органа, который, однако, не был предусмотрен Конституцией СССР9. В соответствии со ст. 14 Конституции СССР 1936 года к ведению высших органов государственной власти Союза ССР относилось лишь установление основ уголовного законодательства. Уголовное законодательство РСФСР относилось к предмету ведения РСФСР в соответствии со ст. 19 Конституции РСФСР 1937 года; конституциями других союзных республик были предусмотрены подобные положения.

Некоторые составы преступлений содержались в разных главах уголовных кодексов союзных республик, в главе о воинских преступлениях или о государственных. В некоторых уголовных кодексах союзных республик вообще отсутствовали ряд преступлений против обороны. Например, нарушение правил проживания и въезда в приграничных полосах содержалось в Уголовном кодексе УССР, но не было включено в уголовные кодексы РСФСР и БССР. Уклонение от призыва по мобилизации изначально содержалось в главе о преступлениях против порядка управления УК РСФСР, потом было перемещено в главу о воинских преступлениях. А в уголовных кодексах УССР и БССР этот состав содержался и в главе о воинских преступлениях, и в главе о преступлениях против порядка управления. Уклонение от обязательной военной службы лиц, состоявших в запасе, специально предусматривалось УК РСФСР, а также УК Туркменской ССР и УК Таджикской ССР. Уголовные же кодексы Украинской ССР, Узбекской ССР, Азербайджанской ССР и Белорусской ССР состава названного преступления не предусматривали. В УК РСФСР, в УК Белорусской ССР и в УК некоторых других союзных республик уклонение от выполнения военно-конской и военно-транспортной повинностей в условиях военного времени охватывалось составом преступления, предусмотренным ст. 59-6 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик. В Украинском же УК помимо названной статьи имелась ещё и специальная статья в разделе о прочих преступлениях против порядка управления (ст. 65 УК УССР), предусматривавшая непредоставление без уважительных причин по мобилизации или дополнительной поставке на сгонный или сдаточный пункт рабочих животных (лошадей, волов и т.д.), повозок, упряжи, автомобилей и т.п.10

Состав такого преступления, как нарушение правил въезда и проживания в пограничных полосах, введённый в советское уголовное законодательство постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1935 года11, одними союзными республиками был включён в уголовные кодексы (ст. 80-3 Украинской ССР), другими же союзными республиками — нет (РСФСР, БССР и др.).

Постановлением СНК СССР от 2 июля 1941 года № 1812 была введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне всего взрослого населения СССР в возрасте от 16 до 60 лет. Как прохождение обучения по противовоздушной подготовке, так и участие в группах самозащиты местной противовоздушной обороны являлись государственными обязанностями (повинностями). Нарушение правил по светомаскировке и распоряжений по противопожарной безопасности препятствовали организованной борьбе с вражескими воздушными нападениями, тем самым ослабляя оборону СССР. Поэтому нарушения правил по светомаскировке и правил по противопожарной безопасности должны были также влечь ответственность, как и уклонение от несений обязанностей в группах самозащиты. Однако в действовавших уголовных кодексах союзных республик не было предусмотрено специального состава преступления, заключавшегося в нарушении правил и распоряжений по противовоздушной обороне.

В связи с поступившими запросами судебных органов о квалификации нарушений правил и распоряжений по местной противовоздушной обороне пленум Верховного суда Союза ССР своим постановлением от 26 июня 1941 года13 разъяснил судам, что за злостное нарушение распоряжений по светомаскировке и другим мероприятиям местной противовоздушной обороны в местностях, объявленных на военном положении, следовало применять ст. 59-6 УК РСФСР (отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей) и соответствующие статьи УК других союзных республик. Директивным письмом НКЮ СССР и прокурора Союза ССР от 7 августа 1941 года за № АД(17)67 было разъяснено, что в местностях, не объявленных на военном положении, но где обязательна светомаскировка, злостное нарушение правил по противовоздушной обороне также должно квалифицироваться по ст. 59-6 УК РСФСР.

Таким образом, уголовное законодательство тех лет не совсем соответствовало конституциям СССР, РСФСР и других союзных республик, но отвечало условиям военного времени, целям и задачам, стоявшим перед страной.

В ряде других постановлений пленум Верховного суда СССР разъяснил, что действие норм об отсрочке исполнения приговора с направлением в действующую армию распространялось на работников железнодорожного и водного транспорта; подсудимых по делам о дезертирстве, совершённом в военное время; лиц, осуждённых за уклонение в военное время от военного учёта. Мобилизационная потребность и комплектование Вооружённых сил являлись приоритетными задачами по сравнению с реализацией целей уголовного наказания.

Отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую армию применялась в среднем в 50 проц. судебных решений16. В период с 1941 по 1943 год на фронт были направлены около 1 млн осуждённых. Если в 1920—1930-е годы удельный вес лишения свободы в структуре назначавшихся наказаний колебался в диапазоне 30,4 проц. (1925 г.) — 26,7 проц. (1934 г.), то в начальный период войны он поднялся до 69,3 проц. (1942 г.). Доля смертной казни достигала во второй половине 1941 года 33,8 проц. К 1944 году она упала до 7,6 проц., а в 1945 году — до 5,1 проц.17

В годы Великой Отечественной войны были воссозданы штрафные части. Согласно Положениям о штрафном батальоне и роте18 в штрафные части направлялись военнослужащие, нарушившие воинскую дисциплину по трусости и неустойчивости, как на основании приказа соответствующего начальника (от командира полка и выше), так и на основании приговора военного трибунала с применением отсрочки исполнения. Причём командиры и комиссары направлялись в штрафные батальоны только по приговору военного трибунала. Срок содержания в штрафных батальонах и ротах был установлен от одного до трёх месяцев. Соответственно в штрафные батальоны направлялись лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава, а в штрафные роты — рядовые и младшие командиры. Кроме того, устанавливался ряд правоограничений для военнослужащих-штрафников (временное разжалование в рядовые, временное лишение наград, ограничение выплаты денежного довольствия и т.п.). Таким образом, штрафные части военного времени являлись промежуточным звеном между дисциплинарным взысканием и уголовным наказанием. Следует иметь в виду, что осуждённые с отсрочкой исполнения приговора с направлением в действующую армию могли быть направлены как в штрафные части, так и в обыкновенные воинские части. В местностях, где не было объявлено военное положение, продолжали действовать дисциплинарные батальоны.

7 июля 1945 года в ознаменование победоносного завершения войны с гитлеровской Германией на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР были освобождены от наказания все военнослужащие, осуждённые с отсрочкой исполнения приговора, кроме того, с них была снята судимость. Этим же указом были освобождены от наказания все лица, осуждённые к лишению свободы на срок не свыше трёх лет и к более мягким мерам наказания, а также лица, осуждённые за воинские преступления, перечисленные в указе22.

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29.

2 Собрание постановлений Правительства СССР. 1941. № 16. С. 314.

3 Ведомости ВС СССР. 1941. № 32.

4 Там же. 1942. № 2.

5 Известия Советов Депутатов Трудящихся СССР. 1941. 19 сентября.

6 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп. 1. Д. 19. Л. 144.

7 Ведомости ВС СССР. 1942. № 6.

9 Об образовании Государственного Комитета Обороны: постановление Президиума ВС СССР, СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 г. // Ведомости ВС СССР. 1941. № 31.

10 См.: Меньшагин В.Д. Преступления против обороны СССР. Дисс. … докт. юрид. наук. М., 1951. Ч. 1. Преступления против обороны СССР. Ч. 2. Отдельные виды преступлений против обороны СССР. 742 с.

11 О въезде и проживании в пограничных полосах: постановление ЦИК СССР № 12, СНК СССР № 1487 от 17 июля 1935 г. // Собрание законов СССР. 1935. № 45. Ст. 377.

12 Сборник документов по истории советской военной юстиции / Сост. Л.Н. Гусев. М., 1954. С. 370.

13 Там же. С. 365.

14 Там же. С. 373, 374.

15 Там же. С. 374.

16 Шупленков В.П. О практике применения мер наказания в военное время // Бюллетень УВС и ВК ВС СССР. 1985. № 1(121). С. 29—39; он же. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против обороны СССР. Дисс. … докт. юрид. наук. М., 1986. С. 324.

17 Он же. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против обороны СССР. С. 318—339.

18 Приказ НКО с объявлением положений о штрафных батальонах и ротах и штатов штрафного батальона, роты и заградительного отряда действующей армии от 28 сентября 1942 г. № 298 // Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР: 22 июня 1941 — 31 декабря 1942 г. Т. 13. М., 1997. С. 312—315.

19 См.: Ни давности, ни забвения…: по материалам Нюрнбергского процесса. М., 1984. С. 14—43; Нюрнбергский процесс: сборник материалов. Т. 1. М., 1954. С. 3—12.

21 См.: Епифанов А.Е. Ответственность за военные преступления, совершённые на территории СССР в период Великой Отечественной войны: историко-правовой аспект. Дисс. . докт. юрид. наук. М., 2001. С. 4.

22 Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией: Указ Президиума ВС СССР от 7 июля 1945 г. // Ведомости ВС СССР. 1945. № 39.

Читайте также: